в с. В. Тишанка Бобровского у., присланного в 1823 г. владельцем села министром внутренних дел Д. П. Трощинским; икона кисти акад. Н. С. Мосолова, местного уроженца, в Христорождественском соборе в Коротояке. В Воронеже известно, что писали иконы губ. секретарь И. В. Шевцов, «занимавшийся живописью по склонности» (образ преподобных Онуфрия и Петра Афонских (1819) для Тихвино-Онуфриевской ц.), Илья Мартинов (для придела Покровской ц. в 1823-1824), Кузьма Сафонов (поновлял иконы и иконостасы в Покровской ц. в 1839), живописец Дмитрий Курепин (в Покровской ц. писал хоругви и поновлял иконы), мещанин Д. Ф. Медведев имел подряд на изготовление иконостасов (1840-1841), Ельпидифор Огнев поновлял живопись (в 1837 в крестовой ц. архиерейского дома), губ. регистратор Макар Василин выполнил для Благовещенского собора Митрофанова мон-ря иконы «Видение Богоматери прп. Сергию Радонежскому», святых Митрофана Воронежского и Антония и Феодосия Печерских (1842). Создание художественной школы в Воронеже в 1-й пол. XIX в. связано с деятельностью выпускника АХ Ф. Ф. Чурикова, запечатлевшего в рисунках и акварелях важные события церковной жизни В. е., такие, напр., как обретение мощей свт. Митрофана (1832). Значительное влияние на художественную жизнь В. е. оказало прославление свт. Митрофана Воронежского (1832) и свт. Тихона Задонского (1861), было создано большое число их изображений, восходивших к иконографии архиерейских портретов XVIII - 1-й пол. XIX в. По сведениям архим. Димитрия (Самбикина), до канонизации святителей их изображения помещали на образках вместе с тезоименными святыми, Патриархом К-польским Митрофаном и еп. Тихоном Амафунтским. Одно из наиболее известных изображений свт. Митрофана (в схиме, с духовным завещанием в руках), послужившее образцом для мн. икон и гравюры Н. И. Уткина (1838), связано с именем воронежского живописца Шевцова, к-рый не решался сделать копию со старого портрета, «почтя за грех написать такого святителя неверно», но после чудесного видения написал образ и впосл.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Троицкий (Смоленский) собор в Вороне-же. 1779–1789, 1822 гг. (не сохр.). Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) 29 июня 1869 г. архиеп. Серафим (Аретинский) образовал епархиальный комитет Православного Миссионерского об-ва , во главе комитета стоял викарный Острогожский епископ. В кон. XIX в. архиеп. Анастасий (Добрадин) ввел должности епархиального и окружного миссионеров. С марта 1913 г. епархиальные миссионеры регулярно проводили пастырско-миссионерские собрания по благочиниям. Целью собраний являлась организация внутренней миссии в епархии, помощь духовенству в борьбе с сектантством и распространением старообрядчества. В 1786 г. еп. Тихон (Малинин) учредил при Воронежской ДС правление для наблюдения за проповедями в Благовещенском кафедральном соборе и для цензуры проповедей. В нач. XIX в. из-за низкого уровня образования духовенства еп. Арсений (Москвин) разрешил проповедовать только «ученым священникам», т. е. прошедшим полный семинарский или академический курс. Продолжалась практика «чередного проповедничества» в кафедральном и уездных соборах. Семинарское правление в Воронеже и духовные правления в уездах предварительно проверяли проповеди и направляли на утверждение архиерею. В уездах была введена должность цензора проповедей. С сер. 90-х гг. для обсуждения вопросов пастырской практики и церковно-общественной деятельности проводились пастырские, благочиннические, уездные и епархиальные собрания, к-рые созывались не реже 1 раза в год. Церковно-общественные просветительские организации Митрофанов Благовещенский мон-рь в Воронеже. Хромолитография. 1902 г. (ГИМ) Митрофанов Благовещенский мон-рь в Воронеже. Хромолитография. 1902 г. (ГИМ) В 1816-1824 гг. в епархии действовали по меньшей мере 2 отд-ния Российского библейского об-ва (в Острогожске и Ольховатке). 25 янв. 1898 г. открылся Воронежский епархиальный отдел имп. Православного Палестинского об-ва, размещавшийся в Митрофановом мон-ре. 31 янв. 1901 г. был создан Церковный историко-археологический комитет (ЦИАК), в к-рый вошло ок. 100 чел. (попытки учреждения предпринимались в 1886 и 1894). Попечителями комитета являлись Воронежские архиереи. Комитет имел собственный печатный орган - ежегодник «Воронежская старина» (изд. в 1902-1916). Члены ЦИАК в 1914-1916 гг. участвовали в подготовке к канонизации архиеп. Антония (Смирницкого).

http://pravenc.ru/text/155254.html

По тону речи подумаешь: теперь конец кому-нибудь из товарищей, но проходит день, другой, месяц, – если воспитанник смиряется и просит извинения, Иван Андреевич , хотя и остается холоден к нему, но не карает, ожидая исправления юноши, и в то же время, на педагогическом совете защищает его или скорее просит за него. И действительно, все воспитанники справедливо называли Ивана Андреевича своим верным защитником. «Это еще не большая беда, если И.А. покричит, подчас назовет и глупым и просто дураком», говорили мы между собою, это – еще есть надежда на его милость, а вот если о. протоиерей начнет заговаривать с воспитанником вежливо, мягко, на «вы», ну, тогда уже предвидится конец его снисхождениям; но и самых безнадежных, кажется, о. протоиерей готов был поддержать. С особенною ревностию он стоял за воспитанников последнего класса, готовящихся к выпуску, и, думаю, его только защите обязаны многие из получивших диплом. Если усопший о. протоиерей был милостив к раскаивающимся, зато до крайности его возмущала ложь. При всяком удобном случае он старался насадить в воспитанниках честность и справедливость. Не менее упомянутых достоинств почивший, как воспитатель, обращал наше внимание своей аккуратностию. В то время он ежедневно приходил в семинарию на Воскресенской улице из своего дома у Ильинской церкви пешком, и не только сюда, но и к церкви дворянского собрания, где мы иногда бывали за чтецов – и при том несмотря ни на какую погоду, мы не замечали, чтобы о. протоиерей опоздал хотя бы на несколько минут. Под воскресные дни он всегда служил до всенощного бдения: сперва в семинарии, а потом и в дворянском собрании. Кому неизвестно из знавших о. протоиерея, что он был талантливый проповедник. Мы слушали его и в церкви, и в Дворянском собрании, и в Благовещенском Митрофановом монастыре, а чаще всего в семинарии во время семинарских актов, при особенных государственных событиях и в царские, и торжественные дни. Любимою темою почившего был текст: «никтоже возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии» ( Лк.9:62 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Воронеж. Благовещенский Митрофанов монастырь. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Архитектурные стили: Эклектика , Русско-византийский стиль Год постройки:Между 1718 и 1733. В 1868-1875 реконструирован и расширен. В 1902-1903 перестроены главы. Год утраты:Не установлен. Архитектор:А.А. Кюи, В.И. Егоров (реконструкция 1868-1875), А.М. Баранов (перестройка глав в 1902-1903) Ссылки:   Адрес: Россия, Воронежская область, г. Воронеж, Университетская пл. Координаты: 51.656758, 39.206889 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Благовещенский храм в Воронеже, вероятно, со времени возведения Воронежа на степень города (1586 г.), так как в учреждаемых по воле государей, московских царей городах и крепостях прежде устраивалось «Божие милосердие» - храм. Благовещенский храм ко времени св. Митрофана (1682 г.) был весьма ветхий, но прежде сего храма, существовавшего в Воронеже с 1586 г., вероятно, в нем были и другие, так как Воронеж – одно из древних населенных мест в России. Так о Воронеже упоминается в летописи под 1177 г.; по реке Воронеж жили хазары, от имени которых остались наименования урочищ, городищ, полей и т. п. Хазарскими, а хазары в России с IX ст. В 1237 г. татары под предводительством Батыя разбили рязанских князей «при Воронеже» (Татищев Рос. Ист. III стр. 468, Зап. о Российской Истории ч. VI, 16 – 68, стр. 39). В XV ст. около Воронежа жили бортники – пчеловоды. С 1498 г. г. Воронеж перешел от рязанских князей к московскому великому князю. С XVI ст. Воронеж сделался центром пограничным и торговым. Так под 1549 г. говорится, что ногайские татары «езжали в Воронеж торговать». По указу царя Федора Иоанновича в 1584 г. повелено «устроять вновь города и возобновлять старые по украинской (против татар) линии, между коими был обновлен и укреплен г. Воронеж».

http://sobory.ru/article/?object=49675

Пребывая на покое, вел подвижническую жизнь. Составил выборку из творений свт. Ростовского Димитрия (Туптало) «Поклонение Страстям Христовым и Пресвятой Богородице» - молитвословие, включенное А. в ежедневное келейное правило. В Задонском мон-ре чтится память А. как угодника Божия. До закрытия обители тело А. покоилось в усыпальнице под Вознесенской трапезной ц. и пребывало, по преданию задонских иноков, нетленным. К 2001 г. место его захоронения неизвестно, часть останков и облачения находятся в братском склепе подвижников Задонских во Владимирском соборе Задонского мон-ря. Арх.: Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 205; РГИА. Ф. 796. Оп. 96, 50, 200, 250, 691; Оп. 98, 598, 1144. Соч.: Слова и речи. М., 1825. 2 ч. Лит.: Поликарпов Н. Замечательнейшее десятилетие в истории епархии Воронежской по части благотворения (1812-1822 гг.)//Воронежские ЕВ. 1867. 15; он же. По вопросу об участии Воронежской епархии в событиях Отечественной войны//Воронежская старина. 1912. Вып. 11. С. 269; 1913. Вып. 12. С. 501-519; Жизнеописание еп. Антония Соколова//Воронежские ЕВ. Приб. 1879. 15; Никольский П. История Воронежской ДС. Воронеж, 1898. С. 167; Правдин А. Об отношениях донских казаков к власти воронежских епископов в период церковной зависимости от воронежской епископской кафедры//Воронежская старина. 1904. Вып. 4. С. 279; он же. Воронежская епархия в первое десятилетие 19 в.//Воронежская старина. 1905. Вып. 5. С. 217-278; Кременецкий А. Благовещенский собор Воронежского первоклассного Митрофанова мон-ря и иерархи Воронежской кафедры. Воронеж, 1910; Олейников Т. М. Страничка из жизни Воронежской ДС в 1812-1813 гг.//Воронежские ЕВ. 1913. 42; Поселянин Е. Русские праведники последних веков. Пг., 1917; Еп. Антоний I (Соколов)//Воронеж/Липецк православный. 1998. 4. С. 6. А. Н. Акиньшин, М. А. Антипов Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/116020.html

Притеснение правосл. священнослужителей и мирян в Воронеже началось еще с момента создания в городе революционного комитета летом 1917 г. В кон. 1917 г. архиеп. Тихон на короткое время был арестован Воронежским Советом рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В дек. 1917 г. в кельях Митрофанова Благовещенского мон-ря было размещено общежитие увечных воинов. 8 февр. 1918 г. был расстрелян разрешенный властями крестный ход из Митрофанова мон-ря. В течение последующих 10 лет закрылись все мон-ри епархии. Со 2-й пол. 1918 г. во всех храмах епархии началась перепись церковного имущества, затем - кампания по вскрытию мощей , приобретшая особый размах в февр.-марте 1919 г. 28 янв. 1919 г. были вскрыты мощи свт. Тихона Задонского, 8 февр.- мощи свт. Митрофана Воронежского. С весны 1919 г. по Воронежской губ. прокатилась волна народного протеста против творимых большевиками беззаконий; выступления жестоко подавлялись. К окт. 1919 г. большая часть губернии контролировалась войсками Добровольческой Армии, 6-24 окт. они заняли Воронеж. В дни, когда шли бои за город, по приговору местной ЧК были расстреляны 7 насельников Митрофанова мон-ря якобы «за то, что служили молебен за победу Белой Армии». В кон. окт. город вновь оказался в руках большевиков. В Митрофановом и задонских мон-рях, в Тихвино-Онуфриевской ц. Воронежа были размещены просуществовавшие до 1922 г. концентрационные лагеря для «неблагонадежных лиц». В окт. 1921 г. прошел показательный суд Воронежского губ. трибунала над группой верующих, обвиненных в распространении слухов об обновлении иконы, и над председателем исполкома, разрешившим крестный ход. Показательные процессы прошли также на ст. Графской, где в доме одной из верующих обновились 2 иконы, и в др. местах. В 1920 г. на Воронежскую кафедру был назначен архиеп. Тихон (Василевский) . 29 авг. 1921 г. архиеп. Тихон распорядился произвести по приходам Воронежской епархии сбор пожертвований для голодающих. Сборы длились с авг. до марта 1922 г. В февр. 1922 г. в Воронежской губ., как и по всей России, были созданы специальные гос. комиссии, к-рые приступили к изъятию имущества храмов. Процесс этот продолжался в течение 1922 г. По неполным данным, было изъято более 150 пудов серебра, 15 фунтов золота, 2 тыс. драгоценных камней.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Потом о. Митрофан стал настоятелем прихода в ст. Старая Станица под Миллерово Ростовской области, поближе к ст. Чертково, где жила его дочь Александра Митрофановна. Последние свои дни о.Митрофан жил с матушкой Людмилой в с. Бабяково Новоусманского района Воронежской области у внучек, которые вспоминают его с теплотой и любовью, уважением и глубоким почитанием. Он был очень красив и в старости. Умен, образован, высокого роста, с необыкновенно красивыми голубыми глазами. По их воспоминаниям, уже после последнего служения на приходе, о.Митрофан служил ночью дома по большим церковным праздникам. В семье сохранилось Евангелие с его пометками. О.Митрофан им очень дорожил, " не выпускал из рук " . Внучка Августа помнила, как у батюшки Митрофана на столе стояли цветные карандаши, и он делал пометки в Евангелии разными цветами, что-то более важное отмечая другим цветом. Матушка Людмила Игнатьевна рассказывала, что в обычное время о. Митрофан ходил в светской одежде, а подрясник хранил дома, в особом сундучке, и одевал его при совершении ночных служб, тщательно занавешивая все окна. Людмила Игнатьевна рассказывала, что у о.Митрофана был антиминс, и он причащал своих внучек (Ефремовых, детей дочери Валентины), но Августу не причащал - она была тогда активной комсомолкой. Впоследствии, когда родные начали записывать воспоминания матушки Людмилы и стали ее подробнее расспрашивать о причастии и о том, куда делся антиминс, она отвечала уклончиво, разволновалась и категорически запретила об этом писать, сказав им: " Все, не было ни служб, ни причастия! " , и вообще, " нельзя мол, всю подноготную выкладывать " . С 1937 года проживал в Воронеже , куда вместе с ним, матушкой Людмилой Игнатьевной и детьми Августой и Володей переехала его дочь Александра Митрофановна, чтобы быть поближе к сестре Валентине и ее детям. Своего жилья они не имели, скитались по разным квартирам. Его дочь Валентина Митрофановна умерла 9 июня 1938 года, когда о.Митрофан был еще жив. Последнее время перед смертью о.Митрофан был очень ослаблен, сказались годы заключения в лагере. У него были сильные отеки и одышка.

http://drevo-info.ru/articles/13681536.h...

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 394006, г. Воронеж, ул. Ворошилова, д. 14 Телефон/факс: 8 (473) 277–18-17, 8 (473) 271–96-75 Страница Департамента на портале органов власти Воронежской области: www.govvrn.ru (в разделе «Органы государственной власти») Email: sociaL@govvrn.ru Руководитель департамента: Самойлюк Наталья Ильинична, телефон: 8 (473) 277–21-60 Первый заместитель руководителя: Гладышева Галина Федоровна, телефон: 8 (473) 276–51-45 Заместители руководителя: Кабанова Анна Петровна, телефон: 8 (473) 276–51-49847 Кузнецов Вадим Николаевич, телефон: 8 (473) 277–02-19 Новицкая Екатерина Валерьевна, телефон: 8 (473) 276–51-37 Березкин Алексей Борисович, телефон: 8 (473) 213–69-21 Отдел организации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Начальник отдела: Алексеева Елена Леонидовна, телефон: 8 (473) 276–51-48 УЧРЕЖДЕНИЯ Специальных учреждений для бездомных нет, в случае необходимости бездомные размещаются в учреждения здравоохранения для прохождения медицинского обследования, направляются в стационарные учреждения через комплексные центры социального обслуживания. В 2013 году планируется создание учреждения для лиц без определенного места жительства на базе одного из учреждений социального обслуживания. ПРАВОСЛАВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СЛУЖБЫ ВОРОНЕЖСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ТРОИЦКИЙ ПОСАД» (ПРАВОСЛАВНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ОБЩИНА) 396816, Воронежская область, Хохольский район, с. Борщево, ул. Верный путь, д. 86 Телефон: 8 (915) 584–84-66, 8 (950) 760–60-90 Сайт: www.trposad.ru Председатель: Безуглов Роман Владленович Духовник: иерей Сергей Крынин Условия приема: Как добраться: от Юго-Западного автовокзала г. Воронежа автобусом до с. Борщево или проходящим автобусом до остановки «Сельхозтехника». ПРИЮТ ДЛЯ БЕЗДОМНЫХ ПРИ СВЯТО-МИТРОФАНОВСКОМ ХРАМЕ С. СЛОБОДА 397740, Воронежская область, Бобровский район, с. Слобода, ул. Коммуны, д. 1 Руководитель: протоиерей Алексей Ботвинков, телефон: 8 (903) 655–93-28 Условия приема:

http://azbyka.ru/zdorovie/pomoshh-bezdom...

- Что вы, доктор! – воскликнула Нина. – Да если бы вы знали... – и слезы градом побежали по ее лицу. - Успокойся, девочка, - обняла ее женщина. – Я знала, что здесь был госпиталь, что остались раненые. Будем вместе лечить и спасать их. Мухина оперировала, Рубцова была ассистентом. Бывало, от взрывов потолочная штукатурка засыпала оперируемого бойца. Откапывали и начинали все сначала. Каждый день ждали смерти. Понимала это и Мухина, добровольно " сдавшая себя в плен " . Медленно тянулись дни. Тяжелые, тревожные, суровые. Но жизнь в стенах госпиталя не прекращалась. Врач Мухина сутками не отходила от операционного стола, даже больные удивлялись, сколько сил и энергии было у 56-летней женщины. - Товарищ доктор! Вы бы отдохнули. Вы ведь столько для нас делаете, - уговаривали ее раненые. Мухина в ответ только качала головой и грустными глазами смотрела на их изможденные, болезненные лица. И трудно даже поверить, что она сумела наладить в стане врага, на месте разрушенного советского госпиталя работу нового, почти подпольного госпиталя для советских бойцов. Иногда быстрой походкой проходила Мухина по горящему городу, где каждый гитлеровец мог ее застрелить, в поисках знакомых врачей. И нашла их. Врачи Мария Митрофановна Станкова, Антонина Ильинична Болдырева, Лидия Леонидовна Григорьева, Мария Дмитриевна Шмырева, доктора Цветов и Миловский, выпускница мединститута Варя Тихонова откликнулись на ее просьбу, и пришли работать в госпиталь. А пианистка Валентина Викторовна Шевелева стала санитаркой. С приходом в госпиталь опытных терапевтов и хирургов дела улучшились. Сократилась смертность среди раненых. По настоянию коллег главным врачом стала Мухина. «Условия работы, - вспоминала о тех днях заместитель главврача 14-й воронежской больницы Варвара Владимировна Тихонова, - были настолько невыносимы, что теперь порой удивляешься, как мы, сами голодные и обессиленные, переносили все это. Даже лечили людей, поднимали их на ноги! Госпиталь жил. Доктор Мухина сумела организовать терапевтическое и хирургическое отделения, была даже операционная. Кроме раненых советских воинов к нам стали приходить и гражданские: женщины, старики, дети. И доктор Мухина никогда никому не отказывала в помощи. Это был большой души человек...»

http://ruskline.ru/analitika/2020/01/24/...

От чуда к системе «У меня нет слов, чтобы выразить нашу благодарность Игорю Владимировичу за его отношение к нашим детям, – говорит Авдотья Смирнова. – Дело ведь не только в том, чтобы пустить особых учеников в школу, и даже не в том, чтобы создать для них условия, хотя и это уже – очень много. Важно привлечь для этого бюджетное финансирование, потому что ни частные лица, ни благотворители в одиночку с задачей уже не справляются: количество детей с РАС и другими ментальными особенностями увеличивается с каждым годом. И мы видим, что Игорь Владимирович готов работать с Департаментом образования для получения финансирования, а не отдавать его целиком на откуп некоммерческим организациям, как делают, увы, в некоторых других школах». По словам Смирновой, именно государственная поддержка превращает инклюзивное образование из «случайной удачи» в систему, которую можно тиражировать на всю страну. Такой системный подход практикуется в Воронеже – единственном на сегодняшний день городе России, где отстраивается вся цепочка интеграции людей с РАС в общество,  начиная с ранней диагностики этого расстройства через инклюзивное образование к самостоятельной жизни (или поддерживаемому проживанию для тех, кому оно будет необходимо). Программа «Аутизм. Маршруты помощи» реализуется совместно с фондом «Выход» под патронатом правительства Воронежской области и лично губернатора Алексея Гордеева. 1 сентября в воронежских общеобразовательных школах открыто 2 ресурсных класса, в каждом из которых будут учиться по семь детей, а в середине сентября начнут работу две ресурсных группы в массовом детском саду. Кроме того, 40 специалистов уже прослушали вводные лекции, а в сентябре стартует программа обучения сотрудников ресурсных классов. Это – первоочередная задача, ни один государственный вуз в России пока не готовит таких специалистов. Те, что уже есть, прослушали пока только вводный курс, а учиться будут на практике. «Как бы мы ни старались, общеобразовательные школы и массовые детсады не будут полностью готовы к работе с детьми с РАС и другими ментальными расстройствами до тех пор, пока в них не придут эти дети. Нельзя научиться плавать без воды, путем изучения теории плавания», – говорит Александр Митрофанов, проректор Воронежского института развития образования.

http://pravmir.ru/inklyuzivnaya-molekula...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010