Двадцатилетнее служение выдающегося иерарха XIX века архиепископа Антония на одной кафедре (с 1826 по 20 декабря 1846 года) составило целую эпоху в истории Воронежской епархии. Промысл Божий избрал его «орудием» прославления святителя Митрофана Воронежского и подготовки к канонизации святителя Тихона Задонского. «Еще ничего не было известно, – говорил архиепископ Антоний, – как приносят мне из Сарова записку от отца Серафима, в которой он меня поздравляет с явлением нового Угодника Божия». С 1830 года архиепископ Антоний начал готовить материалы к прославлению святителя Митрофана и впервые обратился в Святейший Синод; 25 июня 1831 года, после повторного донесения в Синод, мощи святителя были признаны нетленными, а чудеса над гробом и от мантии святого – истинными. 6–7 августа 1832 года преосвященный Антоний в сослужении члена Синода архиепископа Тверского и Кашинского, впоследствии – митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского, Григория (Постникова; † 1860) и двенадцати священников возглавил торжества по открытию и обретению мощей, на которых присутствовало более 60 тысяч верующих со всей России. Спустя сорок дней на поклонение прибыл император Николай I. 23 декабря 1832 года архиепископ Антоний торжественно переложил мощи в новую, подаренную воронежским купечеством, серебряную раку. 25 июня 1833 святые мощи были перенесены из Архангельского в возобновленный стараниями владыки Антония Благовещенский кафедральный собор, после чего день перенесения мощей стал по его указу общеепархиальным праздником. Для Благовещенского Митрофановского монастыря им было установлено еженедельное соборное чтение акафиста Божией Матери по субботам (с 1836 года), а по четвергам – акафиста святителю Митрофану (с 1842 года). Последнее было возобновлено митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием (Немцовым) в 1989 году не только пред мощами святителя Митрофана в Покровском кафедральном соборе, но и циркулярно – по всем приходам епархии. В 1832 году преосвященный Антоний издал указ по епархии «вспоминать имя Святителя Митрофана при всех служениях на отпустах пред именем дневного святого».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Smirni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович; 1842 или 1843, слобода Ольховатка Острогожского у. Воронежской губ.-1918 или 1920), архим., духовный писатель, проповедник. Род. в семье диакона. В 1865 г. окончил Воронежскую ДС, затем преподавал в Черкасском ДУ. В апр. 1867 г. рукоположен во священника и приписан к храму в Сиротиной слободе Острогожского у., в 1876 г. переведен в слободу Марченкову того же уезда. Овдовев, в сент. 1908 г. удалился в Митрофанов воронежский мон-рь , где жил на положении заштатного священника. В нач. 1913 г. архиеп. Воронежским и Задонским Анастасием (Добрадиным) пострижен в монашество, 12 марта того же года указом Святейшего Синода возведен в сан архимандрита и назначен наместником Митрофанова мон-ря. В 1915-1916 гг. принимал активное участие в подготовке к канонизации архиеп. Воронежского и Задонского свт. Антония (Смирницкого) . Последний раз упоминается в дек. 1918 г. Возможно, был замучен вместе с архиеп. Тихоном (Никаноровым) 9 янв. 1920 г. А.- автор многочисленных проповедей и статей историко-религ. содержания в Воронежских ЕВ . Его проповеди печатались также в столичных и провинциальных религ. журналах, в 1895 г. изданы отдельной книгой «Глас пастыря». Перу А. принадлежит значительное число книг и брошюр, мемуарные очерки памяти архиеп. Анастасия (Добрадина), воспоминания и др. А. состоял членом Воронежского церковного историко-археологического комитета и Правосл. братства святителей Митрофана и Тихона. Соч.: Глас пастыря. М., 1895; Знаменательные события: Из дневника священника. 1893; 19072; Высокопреосвященнейший Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский (Воронеж, 1906, 1915), Место блаженной кончины и погребения св. Иоанна Златоустого и Василия - Златоустовский общежительный женский монастырь в Абхазии. Воронеж, 19082; Перед исповедью (Воронеж, 1908); Благовещенский собор воронежского первоклассного Митрофанова монастыря и иерархи Воронежской кафедры. Воронеж, 1910; В Толшевском монастыре. Воронеж, 1911; Успенский Дивногорский мон-рь, находящийся в Воронежской губернии, и его святыня Сицилийская чудотворная икона Божией Матери. Воронеж, 1912, 1998п; Протоиерей Евферий Иванович Сабинин. Воронеж, 1915.

http://pravenc.ru/text/64260.html

Александра (Кременецкого) велась подготовка к канонизации свт. Антония (Смирницкого). 22 окт. 1914 г. над местом его погребения была освящена часовня-усыпальница. Синодальная комиссия осмотрела останки свт. Антония. На Поместном Соборе 1917-1918 гг. обсуждалось предложение о канонизации свт. Антония, однако начавшаяся революция и гражданская война помешали довести до конца это намерение. 1918-1956 гг. 26 янв. (8 февр.) 1918 г. большевики расстреляли крестный ход у стен М. В. м., погибли несколько человек. В дек. того же года в губсовнархоз был представлен перечень предметов, содержащих драгоценные металлы, подписанный наместником архим. Александром (Кременецким), казначеем Илиодором, ризничим Никоном, экономом Вассианом и благочинным Иоанном. В списке значились 96 икон в дорогих окладах, серебряная рака весом 9 пудов 36 фунтов, серебряные сени над ракой в 23 пуда 6 фунтов. Остальные предметы перечислены без указания веса: 17 напрестольных крестов, 6 ковчегов и дарохранительниц, 102 лампады, 10 кадил, 12 панагий в серебряных окладах. 3 февр. 1919 г. по требованию делегатов губернского съезда Советов была создана специальная комиссия во главе с представителем ЧК Бессмертным для вскрытия мощей свт. Митрофана, чтобы «продемонстрировать трудящимся обман церковников». Присутствовать при этом кощунственном акте заставили архиеп. Тихона (Никанорова), игум. Владимира и иером. Феону. После вскрытия мощи были оставлены в мон-ре. Рака с мощами свт. Митрофана Воронежского в Благовещенском соборе. Фотография. 1903 г. Рака с мощами свт. Митрофана Воронежского в Благовещенском соборе. Фотография. 1903 г. В июле 1919 г. в М. В. м. распоряжением ГубЧК был устроен концлагерь. Ок. 300 узников разместили в келейном и др. корпусах, но в храмах некоторое время совершались богослужения. В концлагерь перевели и заключенных местной тюрьмы. В нач. окт. того же года, когда в Воронеж вошли отряды Белой Армии, были обнаружены тела 8 монахов со следами жестоких истязаний (в т. ч. их «причащали» расплавленным оловом): иеромонахов Нектария (Иванова), Серафима, Спиридона и др.

http://pravenc.ru/text/2563456.html

Ко дню возвращения мощей святителя Митрофана в соборную усыпальницу городские купцы установили для них семипудовую позолоченную раку из серебра. Год спустя великий подвижник был прославлен в лике святых РПЦ по инициативе архиепископа Антония (Смирницкого). Именно он в 1834 году предложил основать при кафедральном соборе Благовещенский Митрофанов монастырь, в котором бы сохранялось место пребывания останков главы Воронежской епархии. У благого дела всегда найдётся поддержка, и с приходом осени 1836 года открылись врата святой обители. Новоиспечённый Митрофановский монастырь в архитектурном плане составил с Благовещенским собором единый ансамбль, весьма органичный, благо его проектировали опытные зодчие. Каждый год в августе сюда съезжались многочисленные паломники - поклониться нетленным мощам святителя Митрофана. Годы, последовавшие после революции 1917 года в России, стали драматичными страницами в истории Благовещенского собора. В новом Благовещенском храме и поныне свято чтится память священномученика российского православия Тихона (Никанорова), архиепископа Воронежского и Задонского. Прославившись благими деяниями на родной новгородской земле, он был назначен на Воронежскую кафедру в мае 1913 года. Здесь он скоро тоже стал известен как мудрый пастырь и энергичный храмостроитель. Именно Тихон выступил с инициативой канонизировать в лике святых своего давнего предшественника, архиепископа Антония (Смирицкого). К предстоящему Поместному Собору Российской Православной Церкви 1917-1918 годов были приготовлены необходимые для канонизации материалы, но помешали разразившиеся в стране революционные события. Согласно весьма устойчивому воронежскому преданию, 27 декабря 1919 года, на третий день светлого праздника Рождества Христова, архиепископ Тихон был повешен красноармейцами на царских вратах иконостаса Благовещенского храма после того, как части белой армии оставили город. По ряду других, более достоверных сведений, он скончался 27 февраля 1920 года во время эпидемии тифа, охватившей Воронеж.

http://sobory.ru/article/?object=49675

Икона «Одигитрия» займет свое место - над мощами святителя Митрофана Воронеж, 10 февраля 2004 г. 8 февраля, в день памяти Собора новомучеников и исповедников Российских, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил Божественную литургию в Покровском кафедральном соборе города Воронежа, сообщает пресс-служба Воронежско-Борисоглебской епархии. По окончании Божественной литургии был совершен молебен Божией Матери перед Ее иконой, именуемой Одигитрия (Путеводительница). Известно, что святитель Митрофан особо почитал Смоленскую икону Божией Матери – это был его келейный образ. Икона Смоленской Божией Матери пребывала над ракой святителя в Благовещенском соборе Митрофановского монастыря. В годы лихолетья образ был утрачен. «Чудом, иначе не назовешь», - так назвал митрополит Сергий факт обретения этой Святыни. Находившийся в командировке в Москве секретарь Воронежско-Борисоглебской епархии игумен Андрей (Тарасов) в одном из столичный магазинов обратил внимание на образ Божией Матери. Как явствует из надписи на иконе, копия сделана в 1893 году Иваном Черкасовым. Верующие, во множестве собравшиеся в этот воскресный день в соборе, могли приложиться к иконе, которая затем займет свое место - над мощами святителя Митрофана, являя, как и прежде, помощь и заступление всем, кто с верою прибегает к Ней во всех нуждах и скорбях. Пресвятая Богродице, спаси нас! 10 февраля 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/8905.html

В Воронеже начались торжества в память святителя Митрофана Воронеж, 26 ноября 2003 г. В середине ноября в Воронеже начались торжества, посвященные 300-летию преставления святителя Митрофана, сообщает агентство Regions.ru. В рамках празднований 28 ноября в 18 часов в концертном зале Союза композиторов  состоится концерт старинных кант XIX века, музыки С.Рахманинова, П.Чайковского и произведений современных композиторов. 3 декабря в 12 часов в художественной школе откроется детская выставка " Святая Русь, храни себя, храни… " . На следующий день, 4 декабря, в 15 часов в областной научной библиотеке имени И. Никитина пройдут юбилейные Свято-Митрофановские чтения с участием духовенства, профессоров и преподавателей вузов и концерт духовных песнопений. В храмах города 5 декабря начнутся самые значимые мероприятия - в Покровском кафедральном соборе в 17 часов пройдет всенощное бдение. В день преставления святителя Митрофана, 6 декабря, в Покровском кафедральном соборе в 9 часов 30 минут начнется праздничная литургия, а  в 11 часов 30 минут к Благовещенскому кафедральному собору двинется Крестный ход с мощами святителя Митрофана, который окончится возложением цветов к памятнику первому епископу Воронежскому в Первомайском сквере. В 12 часов 30 минут в нижнем храме Благовещенского собора пройдет праздничный молебен, а в 15 часов в Левобережном районе будет освящен закладной камень и крест в основании строящегося храма в честь святителя Митрофана. Празднование завершится торжеством в память святителя Митрофана в 18 часов в театре оперы и балета. В большом концерте примут участие мастера искусств и лучшие хоровые и музыкальные коллективы Воронежа и Москвы. В ноябре и декабре в образовательных учреждениях города и области пройдут тематические беседы и внеклассные мероприятия, смотры-конкурсы школьных и студенческих работ, посвященные 300-летию преставления святителя Митрофана. Также празднование продолжится и в учреждениях культуры: 19 декабря концерт " Благовест " в Доме композиторов, книжные выставки в библиотеках города и области, концерты в детских школах искусств. Вход на все мероприятия – бесплатный. 26 ноября 2003 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/8279.html

от костромского губернатора С. С. Ланского обер-прокурору Синода кн. П. С. Мещерскому с выпиской из частного письма из Воронежа: «…у нашего Преосвященного в доме есть портреты Митро[фана] и Задонского Тихона, монах, который приставлен к лампадам, которые горят пред портретами, взошел ночью, чтобы посмотреть, каково оне горят, подошедши поближе, он видит, что Митроф[ан] под своим портретом сидит, а Тихон под своим…» (РГИА. Ф. 797. Оп. 3. Д. 10253. Л. 18-18 об.). Впоследствии ранний оригинал в числе др. изображений епархиальных архиереев находился в покоях Воронежского архиерейского дома. В кон. XIX в. оба портрета-образца, принадлежавший Быкову и созданный Шевцовым, оказались в диаконнике и жертвеннике Благовещенского собора Митрофанова мон-ря в Воронеже: «В алтаре Благовещенского собора, в отделении для ризницы, висит «портрет» Св. Митрофана, написанный на полотне, мерою в длину 15 вер[шков], в ширину 11 вер[шков]… Святитель изображен в схимнической одежде без архиерейской мантии; портрет этот сильно попортился от времени. С сего-то, вероятно, портрета не решался писать образа Святителя художник Шевцов… В отделении для жертвенника хранится образ Святителя, писанный, по преданию, сим художником Ив. Влад. Шевцовым по видению во сне. Как лик Святителя, так и одежды изображены в общем сходно с портретом: Святитель изображен в схиме, но с крестом на груди и «завещанием»... в руке» ( Поликарпов. 1900. С. 254-255). Т. о., на обоих портретах святитель был представлен в облачении схимника: на «быковском» - с панагией на груди, на «шевцовском» - с наперсным крестом и книгой в руке, где были написаны выдержки из Духовного завещания М. Оба варианта не могли копировать прижизненный портрет, поскольку святитель принял схиму незадолго до смерти. Оба протографа скорее всего утрачены. В нач. XX в. одно из авторских повторений «шевцовского» образца находилось в покоях Воронежского архиерейского дома (опубл.: Воронежская старина. Воронеж, 1904. Вып. 4. Ил. на вкл.; см. также: Житие св.

http://pravenc.ru/text/2563404.html

«70% из числа бездомных оказываются на улице из-за того, что в поисках работы уезжают в большие города, где их очень часто обманывают, рассказал Илья Кусков на пресс-конференции в информационном агентстве «Интерфакс» в Воронеже. Другая группа бывшие осужденные, те, кто пытается, но не может вернуться в нормальную жизнь по причине того, что общество их воспринимает в штыки. Третья группа люди, потерявшие семьи, четвертая беженцы. В рамках автопробега мы хотим помочь бездомным перезимовать, а также обучить волонтеров работе с ними». В Благовещенском кафедральном соборе прошла открытая лекция с участием социальных работников и священнослужителей Воронежской епархии, посвященная вопросам оказания помощи бездомным. Кроме того, участники автопробега посетили село Хреновое Воронежской области, где познакомились с опытом отца Алексея Ботвинкова, настоятеля Митрофановского храма, по содержанию приюта для престарелых бездомных и инвалидов. Благодаря выигранному президентскому гранту, а также поддержке Синодального отдела по благотворительности, организовавшему сбор средств на проведение газового отопления, постояльцы приюта смогли переехать в новое, хорошо отремонтированное здание. Количество мест в приюте возросло до 60, здесь отец Андрей готов принять всех. В ближайших планах оснащение и ввод в строй комфортабельной столовой и пищеблока. 9-11 ноября участники автопробега посетили город Шахты. Акция по оказанию срочной социальной помощи бездомным прошла в поселке Артем Ростовской области. В специально организованном пункте более 60 бездомных получили одежду, обувь, горячую пищу, продукты питания и средства первой необходимости, которые они смогли забрать с собой. Также участники автопробега встретились с директором шахтинского социального центра по оказанию помощи лицам без определенного места жительства Еленой Некрасовой, которая рассказала о деятельности центра. В филиале Донского государственного технического университета прошел круглый стол с участием священников, соцработников, представителей молодежных волонтерских организаций города Шахты. Руководитель направления помощи бездомным Синодального отдела по благотворительности Илья Кусков рассказал участникам встречи о видах социальной помощи бездомным и перспективных проектах в этой сфере.

http://patriarchia.ru/db/text/4702401.ht...

Лит.: Краткое описание пребывания государя царя и вел. князя Петра Алексеевича I-ro в Воронеже, и Митрофан, первый еп. Воронежский. М., 1832; Савостьянов Н. М. Жизнь преосв. Антония, архиеп. Воронежского и Задонского. СПб., 1852; Воронежский Благовещенский Митрофанов мон-рь. Воронеж, 1887; Поликарпов Н. И. Достопримечательности Воронежского Благовещенского Митрофанова мон-ря//Воронежские ЕВ. 1900. 6. С. 250-258; Воронежская старина. Воронеж, 1903. Вып. 3; Духовные светочи России. С. 46-61. Кат. 22-41; Русские мон-ри: Искусство и традиции: Кат. выст./ГРМ. СПб., 1997; Зеленина Я. Э. Первопрестольник Воронежский//Воронежский епарх. вестник. Воронеж, 2003. 3(70). С. 111-114; она же. Иконография свт. Митрофана Воронежского//Русское церк. искусство Нового времени/Отв. ред.: А. В. Рындина. М., 2004. С. 167-173; она же. «Сказание о обретении и открытии мощей святителя Митрофана Воронежского» и его влияние на житийную иконографию святого//Макариевские чт. Можайск, 2004. Вып. 11: Патриарх Иоаким и его время. С. 175-180; она же. Образ нового святого в рус. искусстве синодального периода: Иконография свт. Митрофана Воронежского: АКД. М., 2004; она же. Житийная иконография свт. Митрофана//Воронежский епарх. вестник. 2004. 2(72). С. 94-99; она же. Об иконографии свт. Митрофана Воронежского и его почитании в Киеве//Moruляhcьki читання 2004: Збiphuk наук. праць/HKNIKЗ. К., 2005. С. 248-261; она же. О почитании свт. Митрофана Воронежского в Киеве: По памятникам иконографии//Воронежский епархиальный вестник. 2006. 1(74). С. 90-99; она же. От портрета к иконе: Очерки рус. иконографии XVIII - нач. XX в. М., 2009; Щенникова Л. А. Свято-Успенский Яхренский Козьмин мон-рь - 1-я обитель игум. Митрофана (св. епископа Воронежского)//ИХМ. 2001. Вып. 5. С. 276-283; Кривцова М. А. Академия Художеств и ее роль в развитии изобр. искусства Воронежа XIX - нач. XX в. (до 1917 г.): АКД. СПб., 2004; Преображенский А. С. Художественная жизнь Воронежского Архиерейского дома при свт. Митрофане (1682-1703)//Ростовский Архиерейский дом и рус. худож. культура 2-й пол. XVII в.: (Мат-лы конф. 21-23 сент. 2005 г.). Ростов, 2006. С. 288-304; Тысяча лет рус. паломничества: Кат. выст./ГИМ., Паломнический центр МП. М., 2009. С. 300-306. Кат. 877-906; Большая русская икона: 300 икон из колл. Ф. Комарова. М., 2014. С. 378-379. Кат. 185.

http://pravenc.ru/text/2563404.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ (Добрадин Алексей Михайлович; 10.03.1828, с. Белые Кресты Устюженского у. Новгородской губ.- 1.05.1913, Воронеж), архиеп. Воронежский и Задонский. Сын причетника Новгородской епархии, окончил Новгородскую ДС, в 1853 г.- СПбДА. В 1855 г. получил степень магистра богословия за соч. «О христианских апологетах II и III вв.». В 1857-1858 гг. преподавал Закон Божий в Кадетском корпусе им. гр. А. А. Аракчеева. 9 сент. 1860 г. назначен инспектором Новгородского ДУ, в сент. 1865 г.- законоучителем Полоцкой военной гимназии и Братской школы для подготовки народных учителей, в 1880 г.- ректором Витебской ДС. 1 дек. 1853 г. рукоположен во священника к Иоанно-Богословской ц. 1-го округа пахотных солдат Новгородского у. С 29 янв. 1858 г. служил в новгородском кафедральном соборе Св. Софии, с 1 июня 1870 г. в сане протоиерея. Овдовев, 26 марта 1881 г. (по др. сведениям, 1882) принял постриг. 3 марта (по др. сведениям, 3 мая) 1882 г. А. был назначен, 6 июня 1882 г.- хиротонисан во епископа Выборгского, викария С.-Петербургской епархии; 28 сент. 1882 г. назначен епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии, 21 мая 1888 г.- епископом Калужским и Боровским, 3 июня 1890 г.- епископом Воронежским и Задонским. С 6 мая 1902 г. архиепископ. Принимал участие в праздновании 200-летия преставления свт. Митрофана , еп. Воронежского (1903), 50-летия прославления свт. Тихона (Соколова) , еп. Воронежского (1911), 75-летия кончины митр. Евгения (Болховитинова) (1912). Стараниями А. в 1901 г. был открыт Воронежский церковный историко-археологический комитет, освящен после ремонта Благовещенский кафедральный собор Митрофанова воронежского муж. мон-ря . А. состоял почетным членом Церковно-археологического об-ва Нью-Йорка (США). Активно занимался благотворительностью. В 1904-1905 гг. стремился удержать верующих и местные власти от революционного радикализма. Погребен в Благовещенском соборе Митрофанова мон-ря. В 1956 г. тело А. было перезахоронено на Коминтерновском кладбище Воронежа, в 1993 г.- на территории воронежского Акатова во имя свт. Алексия мон-ря . В частично опубликованном дневнике А. отражена повседневная жизнь Калужской и Воронежской епархий.

http://pravenc.ru/text/114842.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010