Святейший Синод предписывал наблюдать за благодатными дарами, получаемыми у гроба святителя Митрофана. В 1831 году во время ремонта пола в Благовещенском соборе были обретены нетленные мощи святого. Об этом святитель Антоний доложил обер-прокурору Мещерскому в письме от 18 декабря, отметив, что тело Митрофана сохранилось в том же виде, что и мощи Киево-Печерских святых . Освидетельствование останков было проведено, в соответствии с предписаниями " Духовного регламента " , негласно 18-19 апреля 1832 года утверждённой императором комиссией в составе архиепископа Рязанского и Зарайского Евгения (Казанцева) , епископа Воронежского и Задонского Антония, архимандрита московского Спасо-Андроникова монастыря Гермогена (Сперанцева) , ключаря Воронежского кафедрального собора протоиерея Михаила Скрябина , протоиереев кафедрального собора Михаила Подзорского и Иакова Покровского и протоиерея Троицкого собора Владимира Замятнина . 7 августа 1832 года святитель Митрофан был причислен к лику святых. Память его установлено праздновать 23 ноября в день преставления и 7 августа в день прославления. В Воронежской епархии архиепископом Антонием (Смирницким) в честь святителя Митрофана были установлены ещё следующие празднования: 4 июня , на память святителя Митрофана, патриарха Цареградского - день тезоименитства святителя Митрофана, епископа Воронежского, 2 апреля - день архиерейской хиротонии святителя Митрофана (в 1682 г.) и 11 декабря - по случаю явления мощей святителя Митрофана (в 1831 году). В  1834 году архиеп. Антоний (Смирницкий)  обратился в Синод с предложением об учреждении Воронежского Митрофанова монастыря   " для ознаменования должного благоговения к угоднику Божию, согласно желанию благочестивых граждан Воронежских " .  Рака с мощами свт. Митрофана Воронежского в Благовещенском соборе. Фотография. 1903 г. Мощи Митрофана Воронежского в Благовещенском соборе находились в кипарисовой раке, стоящей на шести бронзовых ножках в виде орлов. На левой стороне раки имелось рельефное изображение погребения святителя.

http://drevo-info.ru/articles/4315.html

Воронеж. Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Благовещению Пресвятой Богородицы был посвящен из первых храмов на воронежской земле. Время его основания разные исследователи указывают различное. По мнению митрополита Киевского Евгения (Болховитинова), он был основан в 1620 году. Прот. Стефан Зверев, архиепископ Димитрий (Самбикин) и известный иследователь Н.И. Поликарпов считали, что он был построен почти одновременно с основанием города Воронежа в 1586 году. Первый Благовещенский храм был деревянный, много раз становился жертвой нередких пожаров, перестраивался и даже менял место своего расположения. В 1682 году при первом епископе Воронежском святителе Митрофане Благовещенский храм стал Кафедральным Собором. 19 апреля 1684 г. в ответ на ходатайство святителя Митрофана Святейший патриарх Московский и всея Руси Иоаким благословил возведение каменного соборного храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, который и был построен в 1690 году. На подворье Кафедрального Собора располагалась с 1682 года резиденция Правящих Архиеерев, а с 1745 до 1822 года и учрежденная епископом Феофилактом Воронежская Духовная Семинария. После кончины в 1703 году святителя Митрофана его честные останки были погребены в Кафедральном Соборе. Во время реконструкции храма святые мощи первого воронежского Архипастыря были обретены, годом позже великий покровитель нашей земли был прославлен в лике святых Русской Православной Церкви. Инициатором канонизации святителя Митрофана стал другой праведник и светильник Воронежской Церкви архиепископ Антоний (Смирницкий). В 1834 году он предложил учредить при Благовещенском Соборе Благовещенский Митрофанов монастырь, с сохранением в нем места пребывания главы Воронежской епархии. Торжественное открытие монастыря состоялось 1 сентября 1836 года, Кафедральным Собором стал Свято-Троицкий, а Благовещенский остался важнейшим центром духовной жизни города и епархии. После революции Благовещенский Собор и Митрофанов монастырь разделили судьбу многих и многих православных святынь. Вначале они был закрыты а в 1950-е годы окончательно разрушены. На месте Собора и монастыря ныне находится главный корпус Воронежского государственного университета.

http://sobory.ru/article/?object=03549

237 Вот что, думается, имел в виду и Достоевский, этот величайший психолог христианин нашего времени, когда преднамечал себе „Memento на всю жизнь“ – „написать книгу о Иисусе Христе“. „Неужто же Базарова, такого как есть, людям взамен Христа предложить желают?“... восклицает он же устами г. Верховенского в романе „Бесы“, – (см, т. VII, ч. 1, стр. 207. Изд. 1895 г.) и это краткое замечание совершенно объясняет приведённое его „memento“. Великий художник силой гения своего чувствовал, что прежде всего должно противопоставить всем таким идеалам, как идеал Базарова... И как прискорбно, что преждевременная смерть не дала ему исполнить своё „memento“! 238 Житие иже во святых отца нашего Митрофана, в схимонасех Макария, первого епископа Воронежского и новоявленного чудотворца. Извлечено из актов и донесений, имеющихся и Святейшем Синоде. Москва. 1838 г., стр. 19 и след. 242 Путешествие иеромонаха Аникиты, в мире кн. С.А. Ширинского-Шихматова, по св. местам Востока в 1834–1836 годах Изд. свящ. Жмакиным. Христ. Чтение 1891 г. янв. февр. Здесь говорится, что составлением Жития св. Митрофана князь занялся случайно, остановившись в Воронеже проездом в Иерусалим, и посвятил этому труду несколько дней. 243 Позднейшие жизнеописатели св. Митрофана повторяют это мнение, Подлинной рукописью „Слова“ никто из них не пользовался, как увидим ниже. 246 Е.В. Петухов. Очерки из литературной истории Синодика. Изд. Общ. люб. древней письменности. CVIII. 1895 г., стр. VI. 248 „Книги расходные денежной казны преосвященного Митрофана, епископа Воронежского, сиденья казначея чёрного священника Тихона прошлого 208 году, сентября с 1 числа и 1700 г. сентября по 1 число“. Здесь же подшиты расходные книги св. Митрофана за 1701–1703 г. Моск. Арх. Мин. Юстиции по „Описи, составленной в II отд. Архива делам Монастырск. Приказа“ 31. Расход под 4 июня. 249 Болховитинов. Историч., географ. и экономич. описание Воронежской губ. Воронеж. 1800 г., стр. 192, примеч. 1. 250 В подлинной рукописи Воронежского соборного синодика (Библиотека Ворон. Благовещенского Митрофанова монастыря. 1) на оборотной стороне заглавного листа написано: „Синодик города Воронежа соборной церкви Митрофановския“ и только на переплётном корешке выбито золотыми буквами „Синодик Святителя Митрофана“. Слич. Ворон. Еп. Вед. 1895 г. 19, стр. 594.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архив Пн Благовещенский кафедральный собор г. Воронежа 18 сентября 2011 г. 00:30 Первый храм, построенный в Воронеже, был освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1682 году при первом епископе Воронежском святителе Митрофане Благовещенский храм стал кафедральным собором. На подворье кафедрального собора располагалась с 1682 года резиденция правящих архиереев, а с 1745 до 1822 года и учрежденная епископом Феофилактом Воронежская духовная семинария. После кончины в 1703 году святителя Митрофана его честные останки были погребены в кафедральном соборе. Во время реконструкции храма святые мощи первого воронежского архипастыря были обретены, годом позже, в 1832 году, епископ Митрофан был прославлен в лике святых Русской Православной Церкви. Инициатором канонизации святителя Митрофана стал святитель Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский и Задонский. В 1834 году он предложил учредить при Благовещенском соборе Благовещенский Митрофанов монастырь, с сохранением в нем места пребывания правящего архиерея Воронежской епархии. Торжественное открытие монастыря состоялось 1 сентября 1836 года. Кафедральным собором стал Свято-Троицкий, а Благовещенский остался важнейшим центром духовной жизни города и епархии. В 1919 году монастырь был закрыт, в 1922 году Благовещенский собор стал обновленческим. В 1929 году собор был закрыт, мощи святителя Митрофана были переданы в Воронежский краеведческий музей. Во время Великой Отечественной войны храм был практически полностью уничтожен. Окончательно его снесли в 50-е годы XX века. Сейчас на месте собора и монастыря находится главный корпус Воронежского государственного университета. В 1989 году честные мощи первого епископа Воронежской епархии были возвращены Церкви и 16-17 сентября перенесены в Покровский собор Воронежа. Постановлением исполнительного комитета администрации города Воронежа от 7 августа 1998 года 536 Воронежскому епархиальному управлению был выделен земельный участок в Первомайском сквере по проспекту Революции, где началось строительство нового Благовещенского собора.

http://patriarchia.ru/db/text/1626220.ht...

1 сентября 1836 года был открыт учрежденный по прошению Антония первоклассный Благовещенский Митрофановский монастырь при Воронежском кафедральном Благовещенском соборе, где покоились мощи святителя Митрофана. Обитель, настоятелем которой был назначен Антоний, стала одним из важнейших религиозных центров России, привлекая ежегодно десятки тысяч паломников. К титулу преосвященного Антония прибавился новый: Митрофанова монастыря священноархимандрит. В 1839 году в монастыре был сооружен и освящен Антонием храм во имя святителя Митрофана с братскими кельями и трапезной, а в 1833-1845 годах в Воронеже и епархии Антонием было освящено более 20 храмов и приделов, устроенных в честь святителя Митрофана. В 1841 году Антоний освятил Покровский храм в Воронеже, который в настоящее время является кафедральным собором епархии. В 1845 году начато строительство собора во имя Владимирской иконы Божией Матери (архитектор К. Тон) в Богородицком Задонском мужском монастыре, возобновлен Михайло-Архангельский собор в Благовещен-ском Митрофановском монастыре. Особую любовь и заботу о своей пастве владыка Антоний проявлял во время эпидемий холеры: губернатор Бегичев доносил Николаю I о благотворной деятельности воронежского духовенства и лично архиепископа Антония. В 1830 году архиепископ Антоний наложил на себя, священство и паству трехдневный пост, совершал молебны и крестные ходы, и эпидемия не коснулась Воронежа. В 1831 году холера свирепствовала по всей России, что вызывало волнения и слухи. Архипастырь издал указ о безвозмездных отпеваниях, исповеди и причащении в холерных больницах и о ежедневных служениях молебнов об избавлении от мора. С этого года Антоний возобновил повсеместное почитание чудотворного Сицилийского (Дивногорского) образа Божией Матери, когда по молитвам перед иконой прекратилась холера в южной части Воронежского края. В начале 1840 года Антоний подал прошение об увольнении на покой в Киево-Печерскую лавру, но отказался от него, услышав в видении голос святителя Митрофана: «Епископство есть сораспятие Христу на Кресте, а с Креста не сходят, но им возносятся или снимаются».

http://patriarchia.ru/db/text/299060.htm...

С. Кампиони. Бронзовые базы и капители были изготовлены на средства с.-петербургских фабриканта Ф. Шопена и купца Верховцева. Иконы были написаны худож. Тюриным. Общая стоимость нового иконостаса составила ок. 80 тыс. р. Настенная живопись в соборе отсутствовала. Его стены и своды украшал лепной орнамент. «Гладкие места окрашены в нежный бирюзовый цвет, а лепные - в белый». В нач. XX в. на 8 столбах собора были помещены «16 картин, написанных на полотне», с изображениями святителей Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Михаила, митр. Киевского, Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, митрополитов Московских, Димитрия Ростовского, Иннокентия Иркутского, равноапостольных Владимира, Кирилла и Мефодия, преподобных Алексия, человека Божия, Анастасия Синаита, Сергия Радонежского, Иоанна Дамаскина и др. В алтаре имелся «величественный образ Великого Архиерея Господа Иисуса Христа», написанный Тюриным. В диаконнике и жертвеннике при алтаре находились портреты свт. Митрофана. Один был написан, вероятно, в последние годы его жизни и к нач. XX в. «пострадал от времени». Др. образ свт. Митрофана в 1832 г. написал худож. И. Шевцов. Все эти изображения носили по домам для служения молебнов. Над ракой у главы свт. Митрофана помещалась чудотворная Смоленская икона Божией Матери, украшенная серебряным окладом, бриллиантами и жемчугом. По преданию, этой иконой благословил свт. Митрофана патриарх Московский и всея Руси Иоаким (Савёлов) при возведении в сан епископа. При жизни святителя образ висел в его келье. Др. почитаемая Смоленская икона Божией Матери («старинная греческая»), по преданию, ранее находилась в азовском Иоанно-Предтеченском мон-ре. Когда в 1711 г. Азов вновь перешел под власть Турции, икона была перенесена в Борщёвский Троицкий мон-рь. В 1737 г. еп. Воронежский и Елецкий Иоаким (Струков) украсил ее дорогой ризой и перенес в Благовещенский собор. Др. святыня - Иверская икона Божией Матери - была прислана с Афона и в 1884 г. тамбовской помещицей Рахманиновой украшена серебряной ризой.

http://pravenc.ru/text/2563456.html

В 1828 году была достроена колокольня высотой 105 аршин (74,5 м). Её строительство продолжалось около тридцати лет. Весной 1831 года проведен ремонт собора. Необходимо было обследовать фундамент на прочность и перестелить пол. При ремонте разобрали церковный помост и обнаружили склеп Святителя Митрофана с разломленным отверстием наверху. Через него и увидели раскрытый гроб (крышка истлела) и нетленное тело епископа Воронежского. 6 августа 1832 года в день Преображения Господня состоялось открытие мощей Святителя Митрофана. На этом событии присутствовало около 50 тысяч человек. Мощи торжественно были перенесены из Благовещенского (на время ремонта) в Архангельский собор. Благовещенский храм вновь открылся для верующих в 1833 году. Тогда же были перенесены мощи Святителя Митрофана. К этому событию воронежские купцы устроили серебряную вызолоченную раку весом семь пудов. 1 сентября 1836 году был открыт Митрофановский монастырь. Колокольня собора вместе с ним составила единую композицию. В проектировании этого архитектурного ансамбля, сложившегося в конце XVIII — начале XIX века, принимал участие известный архитектор Д. Кваренги. В монастырь в августе съезжались тысячи людей для поклонения мощам Святителя. Во время Великой Отечественной войны колокольня была разрушена. Она располагалась когда-то у юго-западного угла главного корпуса ВГУ. С Благовещенским собором тесно связано имя священномученика Тихона (Никонорова), архиепископа Воронежского и Задонского. 13 мая 1913 года Тихона назначили на Воронежскую кафедру. Он был инициатором причисления к лику святых архиепископа Антония (Смирницкого). Тихон совершал богослужения в Благовещенском соборе Митрофановского монастыря. 27 декабря 1919 года (9 января 1920 года) в третий день Рождества Христова Тихон был повешен на царских воротах алтаря Благовещенского собора. Его сгубила Гражданская война, ярым противником которой он являлся. 3 февраля 1919 года большевики ворвались в собор во время богослужения и пытались опорочить святые мощи Митрофана, сдернув с них одеяния и подняв на штыки. Тут же был проведен акт вскрытия мощей, по которому их признали поддельными. Митрофановский монастырь объявили оплотом контрреволюционных сил и по решению органов Советской власти закрыли. В 1922 году большевиками был инициирован раскол Православной церкви, Благовещенский собор стал обновленческим.

http://sobory.ru/article/?object=49675

Взойдет, бывало, в коридор – дальше мы его и не пускали: сейчас же вопьемся в него, как пиявки, облепим его, как пчелиный рой свою матку, и ну тормошить! Кто целует рукав, кто полу его рясы, счастливейшие захватят обе его руки – и целуем, целуем, безмолвно, горячо, радостно целуем... Благостнейший Владыка приласкает всех, и по головке погладит, и скажет при этом чистым малороссийским наречием: «Учитеся дimki, из таких и в apxiepei выходят». А сам в это же время каждому мальчугану сунет в руку пятачок медный, приговаривая: «На калачик, на пирожок»... Появление его кареты встречалось нами с неописуемым восторгом; знали мы наперед, что везется нам в этой карете: в ней лежали мешки с пряниками, орехами, между которыми попадались нередко серебряные пятачки и гривеннички, и все это, в назначенное время, сыпалось над нашими головами в виде лакомого, благодетельного дождя...» Без архипастырского попечения святителя Антония, великого молитвенника, с детства пребывавшего в храме и имевшего искреннюю любовь к богослужению, не оставалась и современная ему богослужебная практика. Он продолжил лучшие традиции Киево-Печерской Лавры и на воронежской земле. Во всех епархиальных монастырях было установлено чтение неусыпаемой Псалтири в дни Великого поста, а в Благовещенском Митрофановском монастыре– еженедельное соборное чтение по субботам акафиста Божией Матери, а по четвергам – акафиста святителю Митрофану. (Последнее было вновь возобновлено Высокопреосвященнейшим митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием в 1989 году не только пред мощами святителя Митрофана в Покровском кафедральном соборе, но и во всех приходах епархии). В 1832 году преосвященный Антоний издал указ по епархии повсеместно «вспоминать имя святителя Митрофана при всех служениях на отпустах пред именем дневного святого». В том же году архипастырь благословил ректору Духовной семинарии архимандриту Иннокентию составление жития святителя. В 1834 году, по просьбе владыки Антония, гостивший в Воронеже иеромонах Аникита (кн. С. А. Ширинский-Шихматов), написал житие святителя Митрофана с изложением чудес и сообщением об открытии мощей. В 1839 году по благословению архиепископа Антония петербургским купцом С.  Ф.  Масленниковым был написан акафист святителю Митрофану (в 1832 году Владыка одобрил и текст службы святителю Митрофану, составленный Н. А. Мотовиловым в знак благодарности за исцеление у святых мощей). В 1842 году при непосредственном содействии Владыки к 10-летию открытия мощей первого Воронежского епископа Святейшим Синодом был окончательно одобрен полный текст службы. По распоряжению архиепископа Антония для первого издания жития профессором Императорской академии художеств Н. И. Уткиным было исполнено гравюрованное изображение святителя Митрофана, с которого стали писать все последующие иконы, а в 1830 году по настоянию Воронежского архипастыря губернским секретарем Шевцовым написано первое живописное изображение святителя Митрофана, чудесно явившегося ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Smirni...

Второго января 1815 года назначен наместником Лавры и в 1817 году возведен в сан архимандрита. В 1816 году принимал в Лавре великого князя Николая Павловича и императора Александра I. По рекомендации митрополита Киевского Евгения (Волховитинова) 31 января 1826 года Антоний был хиротонисан в епископа Воронежского и Черкасского (с 5 апреля 1829 года он получил титул епископа Воронежского и Задонского). Шестого декабря 1832 года владыка Антоний возведен в сан архиепископа. Его трудами и молитвами было совершено прославление святого Митрофана, епископа Воронежского. В начале 1840 года владыка Антоний сильно занемог и подал прошение об увольнении на покой в Киево-Печерскую Лавру, которую никогда не мог забыть и где хотел почить вечным сном в ее священных стенах. Он писал об этом Обер-прокурору и членам Святейшего Синода, даже самому Государю, – но от всех получил отказ. Успокоился и оставил эти мысли, только услышав в видении голос святителя Митрофана; «Епископство есть сораспятие Христу на кресте, а с креста не сходят, но им возносятся или снимаются».     Глубоко почитал преосвященный Антоний и другого своего предшественника по кафедре – великого угодника Божия и чудотворца, святителя Тихона Задонского . Чтобы лично обрести мощи святителя Тихона, архиепископ Антоний отправился в Задонский монастырь уже незадолго до своей блаженной кончины, несмотря на слабость сил. «Святитель Тихон являлся мне во сне и сказал: – «Ты не умрешь, пока не вынешь меня из грязи. Мы едем в Задонск, чтобы исполнить его приказание», – сказал святитель своим спутникам. Перед своей кончиной архиепископ Антоний обрел мощи святителя Тихона Задонского и подготовил необходимые материалы для его канонизации. Двадцатого декабря 1846 года, отправив эти документы в Святейший Синод, преосвященный Антоний скончался в возрасте семидесяти четырех лет. Воронежской паствой «великий архиерей» управлял почти 21 год, во всем являя образ доброго пастыря, духовного наставника и милостивого отца. Двадцать седьмого декабря 1846 года он был погребен в Благовещенском соборе Митрофанова монастыря в склепе усыпальницы святителя Митрофана.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Первое жизнеописание было составлено по благословению Антония его биографом – Н.М. Савостьяновым и издано в 1852 году в Санкт-Петербурге, под названием «Жизнь преосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского». Уже в нем архиепископ Антоний представлен как доблестный иерарх, истинный праведник, осиянный благодатию святости. Позже стали появляться воспоминания о почитаемом иерархе в журналах, альманахах и епархиальных ведомостях. Создание пространного жизнеописания было поручено епископом Воронежским и Задонским Вениамином (Смирновым) известному воронежскому проповеднику протоиерею Михаилу Некрасову (впоследствии – епископ Тульский и Белевский Лаврентий; † 1908). В издание 1890 года были добавлены воспоминания и раздел о чудесах (хотя основу книги составил труд Н.М. Савостьянова), включены мнения о преосвященном митрополита Филарета (Дроздова) и архиепископа Игнатия (Семенова), воспоминания протоиереев А. Перцева, Н. Патрицкого, В. Гурьева и родственников архиепископа Антония; устные предания Киево-Печерской Лавры, насельников Воронежского Благовещенского Митрофановского монастыре; сведения из архива Воронежской консистории; а также факты из жизнеописаний воронежских святителей Митрофана и Тихона, преподобного Серафима Саровского. Книга протоиерея М. Некрасова явилась наиболее подробным и выразительным жизнеописанием в XIX веке. Вслед за этим вышли жизнеописания Е. Поселянина и архимандрита Александра (Кременецкого), наместника Воронежского Благовещенского Митрофановского монастыря с последующими переизданиями. Кроме книг о владыке Антонии, архимандрит Александр собрал наиболее яркие случаи, подтвержденные свидетельскими показаниями, и постоянно публиковал в 1913–1916 годах сообщения в «Воронежских епархиальных ведомостях» о чудесах по молитвам святителя Антония, в которых подвиги и духовные дарования ставили его в один рост со святителями Митрофаном и Тихоном. П.В. Никольский в своем исследовании «Антоний II, архиепископ Воронежский и открытие мощей святителя Тихона» (1911) также сравнивал преосвященного архипастыря с великими Воронежскими святителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Smirni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010