Икона: Православные иконы Стреляя по Образу из винтовок и орудий… Я оглянулся и увидел парня в солдатской одежде. Лицо его было типично русское, крестьянское, круглое, с напряжением, но безо всякого выражения. Он стрелял из ружья, метя в икону. Очевидно, он исполнял чье-то распоряжение, стреляя в икону святителя. Метки от пуль его оставались на иконе, уже ничем не закрытой. Преданная Богу и реставрации Светом Христова Воскресения освещена память об Ирине Васильевне Ватагиной (†24.04.07), выдающемся реставраторе, иконописице, профессоре кафедры церковного искусства отделения иконописи Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Молиться ли перед суровой иконой? Ошибки и «ляпы» в иконописи Вы никогда не задавались вопросом: почему на некоторых иконах лица святых до того суровые и грозные, что страшно смотреть? Зачем святого Христофора изображали с собачьей головой, что делало его похожим больше на египетского бога Анубиса, чем на христианского святого? Допустимо ли изображать Бога-Отца в виде седовласого старца? Можно ли считать иконами изображения святых, ангелов кисти Врубеля, Васнецова? Редкие сюжеты в иконографии Воскресения Христова Дивный Пасхальный канон — «торжественная песнь радости о Победителе смерти и ада» с. 206] — наряду с глубокими богословскими рассуждениями содержит столь яркие и образные описания самого события Воскресения Христова, что это творение преподобного Иоанна Дамаскина порой кажется своего рода иконографической программой, которую творец канонов заботливо предлагает не только самим иконописцам, но и тем, кто стремится вникнуть и в смысл изображенного события. Почему иконы не улыбаются Шотландцы, в отличие от англичан, люди очень живые и во многом на нас похожие, поэтому редко беседы заканчивались только оговоренными темами. Лекции – другое дело. Здесь особенно наглядно выявилась разница между протестантами и католиками. Первые были старательны, не опаздывали, аккуратно вели записи, задавали въедливые вопросы. Со вторыми я ощущал себя как дома, в России. После лекций католикам оставалось чувство, что я старался сеять против ветра.

http://pravmir.ru/tag/ikona/page/20/

Листок русского Успенского кафедрального собора Лондона Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 25 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 Соборный Листок, ежемесячное издание Русского Православного Успенского Собора в Лондоне, начал выходить в свет в 1969 году. Отпечатанные на ротапринте четыре страницы русско-английского текста — проповеди, сообщения, объявления — так выглядел Соборный Листок в первые годы своего существования. Со временем объем издания увеличился, начала вырисовываться структура, появились иллюстрации на обложке. К девяностым годам Соборный Листок превратился в брошюру из 10–20 страниц, выходящую в двух версиях: на русском и английском языках. Содержание русской версии несколько отличается от английской в соответствии с запросами прихожан, однако структура сохранена: Проповедь — Сообщения — Наша жизнь — Предстоящие события. Каждый выпуск начинается проповедью, приуроченной к ближайшему церковному празднику. Большинство проповедей принадлежат митрополиту Антонию; публикуются также пастырские наставления архиепископа Анатолия (Кузнецова), епископа Василия (Родзянко). В разделе Сообщений можно выделить несколько подрубрик. Почти каждый номер содержит подрубрику Из духовного наследия : з десь печатаются поучения Отцов Церкви, известных церковных писателей, разъяснения к литургическим текстам. Цикл Беседы с митрополитом Антонием знакомит читателей с видными деятелями русской эмиграции, такими как митрополит Вениамин (Федченков), архиепископ Василий (Кривошеин), протоиерей Георгий Флоровский, Б. В. Гобфенгаузен, Н. Ф. Федоров, В. Н. Лосский, Е. и М. Ковалевские и многими другими. В подрубрике Жития святых рассказывается о подвижниках как Вселенской, так и Английской Церкви. Специальный раздел посвящен новомученикам и исповедникам Российским. Раздел Из жизни епархии информирует прихожан о текущих событиях: епархиальных собраниях, новостях Православного института в Кембридже, юбилеях, жизни общин Шотландии и Ирландии. Большой интерес представляет раздел Связь с родиной. Здесь рассказывается о паломничествах по святым местам России, предпринимаемых православными англичанами, причем особенное внимание уделяется поклонению местам жизни и подвига новомучеников. Соборный Листок повествует о благотворительных акциях, в которых участвовали прихожане Сурожской епархии, о рабочих контактах с Россией. Один из выпусков содержит письмо митрополиту Антонию от заключенных колонии особо строгого режима города Санкт-Петербурга; авторы письма исполнены благодарности Владыке за молитвы и духовное попечение.

http://pravmir.ru/listok-russkogo-uspens...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Католической Церкви НОНН (ок. 570), исп. (пам. зап. 2 сент.), подвизался в мон-ре на горе Соракт (ныне Соратте, близ Рима) НОРБЕРТ [Норберт из Ксантена, Ксантенский] († 6.06.1134), св. Римско-католической Церкви (пам. 6 июня), архиеп. Магдебургский, основатель ордена регулярных (уставных) каноников-премонстрантов НОТКЕР ЗАИКА (ок. 840 - 912), блж. Римско-католической Церкви (пам. 7 апр.), монах бенедиктинского Санкт-Галленаббатства НЬЮМЕН Джон Генри (1801-1890), блж. Римско-католической Церкви (пам. 9 окт.), кард.; брит. католич. деятель, богослов ОДИЛИЯ [Оттилия] (ок. 662 - 720), мон-рь Гогенбург (впосл. Одилиенберг, ныне Мон-Сент-Одиль, Франция)), св. (пам. зап. 13 дек.), 1-я аббатиса мон-ря Гогенбург; почитается как покровительница Эльзаса ОДОН (ок. 880 - 942), св. (пам. зап. 18 нояб.), 2-й аббат мон-ря Клюни (с 927), церковный писатель, крупнейший деятель клюнийской реформы ОДОРИК ИЗ ПОРДЕНОНЕ [Одорико да Порденоне ] († 14.01.1331), блж. Римско-католической Церкви (пам. 3 февр.), францисканец, католич. миссионер на Востоке ОЛАВ II СВЯТОЙ [Олаф Харальдссон] (ок. 995 - 1030), св. (пам. зап. 29 июля), король Норвегии (1015-1028), почитается как покровитель Норвегии ОЛЕГАРИЙ [Олегер] (ок. 1060 или 1069 - 1137), св. Римско-католической Церкви (пам. 6 марта), еп. Барселоны (с 1116), архиеп. Таррагоны (с 1118) ОРАН [Одран] († ок. 563), исп., мч., пострадавший на о-ве Иона (ныне Айона, Шотландия) (пам. зап. 27 окт.) ОСВАЛЬД (920-992, Вустер), св. (пам. зап. 28/29 февр.), еп. Вустерский (с 961) и архиеп. Йоркский (с 971) ОСТИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ (III в. ?) (пам. 30 янв.; пам. греч. 30 янв.; пам. зап. 5 сент., 22, 23, 24 авг., 20 мая), пострадали в эпоху гонений на христиан в г. Остия близ Рима ОТТОН (ок. 1065 - 1139), епископ Бамбергский, католич. миссионер в балт. Поморье и креститель («апостол») слав. племени поморян, св. Римско-католической Церкви (пам. 30 июня) ОТТОН ФРАЙЗИНГСКИЙ [Отто Фрайзингенский] (ок. 1112 - 1158), блж. Римско-католической Церкви (пам. 22 сент.), епископ Фрайзинга (c 1138), средневек. историк

http://pravenc.ru/rubrics/122364_27.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Православной Церкви КЛИМЕНТ (I в.), ап. от 70 (пам. 22 апр., 10 сент., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 10 сент. и 30 июня - в Соборе всех апостолов) КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.) КОДРАТ (II-III вв. (?)), сщмч. (пам. 21 сент.; пам. греч. 21, 22 сент.), ап. от 70, еп. Магнесийский (Магнезийский) КОДРАТ сщмч. (?) (вместе с Феодосием, Мануилом и др. мучениками Анатолийскими; пам. греч. и зап. 26 марта) КОЛАЙСКИЕ МУЧЕНИКИ, ДЕВЯТЬ ОТРОКОВ (VI в.), святые Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 22 февр.), отроки от 7 до 9 лет Адарнасе, Бакар, Бардзим, Ваче, Гурам, Дачи, Джуаншер, Парсман, Рамаз, замученные своими родителями-язычниками КОЛУМБА (521-597), св. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 9 июня), основатель мон-ря Иона и других монашеских обителей в Ирландии и Шотландии; почитается как один из св. покровителей Ирландии и просветитель Шотландии КОЛУМБАН († 23 нояб. 615), прп. (пам. зап. 23 нояб.), деятель зап. монашества, основатель Луксовий и Бобий; церковный писатель КОНКОРДИЙ Конкордий, мч. Никомидийский (пам. визант. и зап. 2 сент.) - см. ст. Зинон, Косконий (Конкордий), Меналап (Меланипп) и др. мученики Никомидийские КОНОН ГРАДАРЬ Конон Градарь (Огородник) († ок. 251), мч. Мандонский (Памфилийский) (пам. 5 марта; пам. визант. 4, 5, 6 марта) КОНСТАНТИН Константин Васильевич Аксёнов (1888 - 22.10.1937), свящ., сщмч. (пам. 9 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КОНСТАНТИН Николаевич Алексеев (3.11.1873 - 1918), свящ., сщмч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Екатеринбургских святых) КОНСТАНТИН Константин Васильевич Бажанов (3.06.1879 - 23.12.1937), прот., сщмч. (пам. 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122308_71.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГИЛЬДА [лат. Gildas; ирл. Gillas; бретонск. Gweltas] († ок. 570), прп. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 29 янв.). Сохранилось 3 Жития Г., составленные в Бретани и Уэльсе. Они созданы не ранее XI-XII вв., и их достоверность вызывает сомнение. Согласно агиографическим сведениям, Г. был сыном князя пиктов по имени Кау. Он получил образование на юге Уэльса, в школе св. Ильтуда, впосл. проповедовал в Шотландии и Ирландии, где боролся с ересями и язычеством, совершил паломничество в Рим и Равенну. Согласно бретонск. Житию, Г. поселился в Бретани и основал аббатство Рюис (совр. Сен-Жильда-де-Рюис). Житие, составленное в Уэльсе, сообщает, что Г. скончался и погребен в Гластонбери (графство Сомерсет). Г. известен сочинениями, главное из к-рых - «О погибели Британии» - (De Excidio Britanniae) представляет собой обширное письмо-проповедь на лат. языке, состоящее из 110 глав. В нем содержится краткий очерк истории Британии I-VI вв., рассказывается о завоевании востока Британии англосаксами. Г. анализирует причины морального упадка соотечественников-бриттов. Обращаясь к ним, Г. использует большие цитаты из ВЗ и НЗ (прежде всего из книг пророков Исаии и Иеремии и из Посланий ап. Павла ) и показывает, что светские и духовные власти бриттов не отвечают евангельским идеалам. Он упоминает немногих верных сыновей Церкви и с похвалой отзывается о зарождавшемся в эту эпоху монашеском движении. Судя по сочинению Г., святой получил блестящее образование, был знаком с произведениями Вергилия , Овидия и церковных писателей Иоанна Кассиана Римлянина , блж. Иеронима Стридонского . Призыв к моральному возрождению, содержащийся в сочинении Г., оказал влияние на совр. ему общество бриттов в Британии и Бретани, а также на ирландцев. Напр., св. Колумбан в послании (ок. 600) к папе Григорию I Великому ссылался на Г. как на авторитет в вопросах церковной дисциплины. Сохранились также отрывки из посланий Г., содержащиеся в корпусе ирл. канонического права; они посвящены вопросам монашеской дисциплины. Г. приписывается «Пенитенциалий», где установлены правила покаяния, в основном для монахов. «Лорика» - молитва-оберег, авторство к-рой также приписывается Г., является позднейшим ирл. произведением.

http://pravenc.ru/text/164993.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОНАЛЬД [древнеирл. Domnall; лат. Donevaldus, англ. Donald] (VIII в.), св. (пам. зап. 15 июля). Жития Д. не существует. Сведения о святом содержатся в поздних источниках (XVI-XVII вв.) и основаны на фольклорной традиции. Наиболее полно история Д. изложена в дополнениях У. Стюарта и Дж. Беллендена (1-я пол. XVI в.) к переводам «Истории шотландцев» Гектора Бойса (1527). Д. был мирянином и вел строгую и праведную жизнь вместе с 7 (или 9) дочерьми. За это святой пользовался уважением язычников-пиктов. После смерти Д. его дочери отправились в Абер-Нетиг (совр. Абернети) к пиктскому правителю Гартнаду. Правитель помог им устроить мон-рь в Абер-Нетиге и дал обители землю. Девы были погребены у подножия большого дуба (The Chronicles of Scotland. IX 25). Писатели XVI в. сообщают, что Д. и его дочери жили во времена кор. Дал-Риады Эогана, сына Муредаха, к-рый правил в 1-й пол. VIII в. Д. подвизался в долине Оджилви (южнее сел. Гламс, историческая обл. Ангус). Историческая основа предания о Д. неясна. Церквам кельтского обряда не было свойственно почитание св. мирян, поэтому Д. выглядит исключением из правила. В долине Оджилви нет ни гробницы Д., ни др. мест, связанных с памятью о святом. Легенда о Д. и его дочерях смешалась с преданием об основании монастыря в Абер-Нетиге. Согласно «Пиктской хронике», обитель была основана пиктским кор. Нехтаном, сыном Дер-ллеи († 732?), в благодарность за то, что св. Бригита предсказала ему возвращение на престол. В Шотландию прибыла Дарлугдах, настоятельница ирл. мон-ря Келл Дара, к-рая приняла новый мон-рь под покровительство (Cronica de origine antiquorum Pictorum. P. 6). По более поздней легенде, св. Бригита сама прибыла для основания мон-ря и оставила в нем 9 монахинь. Согласно «Абердинскому бревиарию», старшей из них была Мазота, к-рая считалась также старшей дочерью Д. Легенда о 9 девах приобрела в Шотландии большую известность. Дочерям Д. было посвящено неск. церквей и часовен (напр., церковь в Финавоне, построенная Александром Линдсеем из Глен-Эска (ум. в 1382)). В Абернети находилась часовня в честь Д. и 9 дев с фресками, изображающими их чудотворения. Почиталась могила дев под большим дубом, к которой совершали паломничество девушки из окрестных селений. Во время Реформации фрески были уничтожены, а часовня впосл. разрушена. В XVII в. собрание пресвитерианских проповедников в Гламсе постановило запретить паломничество к могиле 9 дев в Абернети.

http://pravenc.ru/text/178905.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОННАН [древнеирл. Donnán] († 617), прмч., основатель мон-ря на о-ве Эго (совр. Эгг, Шотландия, историческая обл. Аргайл) (пам. зап. 17 апр.). В ирл. «Ольстерских анналах» под 617 г. записано: «Сожжение мучеников Эгских: сожжение Доннана Эгского в 15-е календы мая со 150 мучениками; и резня на Торахе, и сожжение Коннере». Вероятно, речь идет о походе военного отряда, разорившего мон-рь на о-ве Эго, затем напавшего на церковные поселения на о-ве Торах (совр. Тори, Сев.-Зап. Ирландия) и в Коннере (совр. Коннор, Сев.-Вост. Ирландия). Д. и пострадавшие с ним (52 чел.) упоминаются в месяцеслове из Тамлахты (Таллахта) (ок. 830), где поименно перечислено 50 преподобномучеников. Под 20 апр. в месяцеслове отмечено «поднятие (eliuatio) Эгской общины», что, вероятно, отражает обретение и захоронение мощей святых на 3-й день после мученической кончины. В добавлениях к Месяцеслову Энгуса приведено 2 версии предания о Д. Однажды Д. попросил прп. Колумбу стать его духовником, однако преподобный отказался, предсказав Д. мученическую смерть. До прибытия монахов на о-ве Эго паслась скотина, принадлежавшая некой женщине. Раздраженная тем, что монахи заняли часть острова, она подговорила разбойников убить Д. и его спутников. Разбойники подошли к обители во время богослужения. Узнав об этом, Д. предложил монахам собраться в трапезной, чтобы не препятствовать убийцам. После этого разбойники подожгли трапезную, и преподобномученики погибли в огне. По др. версии, женщина была местной правительницей. Она обратилась к разбойникам только после отказа подчинявшихся ей воинов совершить убийство монахов. В глоссе на Месяцеслов Гормана уточняется, что убийцами Д. и его спутников были «морские пираты» (pioraiti na failgi). Д. почитался как 1-й ирл. мученик. Ирл. предание о смерти Д. отразилось в шотл. фольклоре. Были распространены также легенды о миссионерской деятельности Д., которые, по мнению ряда исследователей, подтверждаются топонимами Килдонан (от древнеирл. Cell Donnáin - церковь Д.) в Сев. и Зап. Шотландии. В церкви в Охтерлессе (обл. Абердиншир) в средние века хранился посох Д. Др. центром миссионерской деятельности Д., возможно, было поселение Килдонан на р. Хелмсдейл. Согласно «Ольстерским анналам», мон-рь на о-ве Эго существовал еще в VIII в. Возможно, он был уничтожен при нападениях викингов. В наст. время в урочище Килдоннан на о-ве Эгг сохранились руины церкви XVI в., обнаружено неск. плит с высеченными крестами (VII-IX вв.).

http://pravenc.ru/text/178946.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРИКТХЕЛЬМ [лат. Drycthelmus; древнеангл. Dryhthelm; англ. Drithelm] († ок. 693), прп. (пам. зап. 17 авг., 1 сент., 16 сент.), мон. мон-ря Маилрос (совр. Мелроз, Шотландия), до принятия монашеских обетов удостоился видения потустороннего мира. Наиболее полное повествование о Д. содержится в соч. прп. Беды Достопочтенного «Церковная история народа англов» (ок. 731; Beda. Hist. eccl. V 12). Сообщение о смерти Д. сохр. в Англосаксонской хронике (рукописи D (70-е гг. XI в.) и E (20-е гг. XII в.), к-рые восходят к общему оригиналу Х в.). О Д., не называя имени, упоминает Алкуин в «Поэме о епископах и святых Йорка» (Poema de pontificibus et sanctis ecclesiae Eboracensis). Эльфрик, настоятель мон-ря Ившем, пересказал историю Д. в проповеди на великую литанию. Согласно сообщению Беды, Д. жил в Инкуненинге (совр. Каннингем, графство Норт-Эйршир). Был отцом семейства и благочестивым человеком. Однажды Д. тяжело заболел и, как всем показалось, умер. Спустя неск. часов он возвратился к жизни. Д. объявил жене, что был «освобожден от оков смерти» и получил возможность жить дальше среди людей, но не так, как раньше. Д. отправился в часовню и долго молился. Он поделил свое имущество на 3 части, одну отдав жене, другую сыновьям, а 3-ю раздав бедным, принял постриг в монастыре Маилрос. С разрешения настоятеля мон-ря Этельвольда (впосл. настоятель и епископ Линдисфарна) преподобный поселился в уединенной хижине на берегу реки и жил как аскет. Беда сообщает, что Д. часто входил в реку и проводил много часов, стоя по пояс в воде и читая псалмы или молитвы. Преподобный поступал так и зимой, разбивая лед, и никогда не снимал намокшую одежду, высушивая ее теплом своего тела. Подобная аскетическая практика была принята у ирл. монахов. Д. пересказал свое видение мон. и свящ. Хэмгислю, к-рый жил неподалеку от кельи преподобного и впосл. пересказал слова Д. прп. Беде, кор. Нортумбрии Альдфриту (685-705) и настоятелю Этельвольду, а также всем, кто приходили к нему и кто могли использовать пережитое преподобным для духовного совершенствования.

http://pravenc.ru/text/180460.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРОСТАН Дростан [древнеирл. Drostán] († нач. VII в.?), прп., основатель мон-ря Дер (Дир, на месте совр. сел. Олд-Дир) в Сев.-Вост. Шотландии (пам. зап. 11 июля, в Абердинском бревиарии - 14 дек.). Житие Д. не сохранилось. Наиболее раннее упоминание о преподобном содержится в Месяцеслове Энгуса (ок. 830) под 14 дек., где он именуется Друс (искаженное Дрост (Друст), отсюда уменьшительное Дростан). Противоречивые сведения о преподобном содержатся в заметке XII в. в «Книге из Дира» и в Абердинском бревиарии (нач. XVI в.). Д., сын ирландца Косграха, был учеником прп. Колумбы . Преподобные пришли в Абердобор (совр. Абердаур, обл. Абердин) и встретились с местным пиктским правителем Бедой, мормаэром обл. Бухан. Беда подарил Колумбе и Д. поселение (cáthrach) Абердобор, однако они двинулись дальше и достигли др. поселения, к-рое очень понравилось прп. Колумбе, «ибо оно было исполнено Божией благодати». Святые попросили правителя уступить им это место, однако Беда отказался. Сразу после этого у него заболел сын, к-рый выздоровел только после молитвы святых. Правитель подарил им поселение, к-рое они просили. Прп. Колумба благословил это место, предсказав, что человека, посмевшего напасть на него, ждут несчастья и смерть. Преподобный оставил там Д., чьи слезы при расставании с наставником, по легенде, дали название месту (древнеирл. dér - слеза),- Д. был основан мон-рь Дер, ставший центром миссионерской деятельности среди пиктов. В Абердинском бревиарии о Д. рассказывается иначе. Преподобный род. в семье одного из ирл. правителей. Родители поручили воспитание Д. дяде, прп. Колумбе, к-рый дал ему необходимое образование. Д. стал настоятелем мон-ря в обл. Дал-Конгал (вероятно, Тир-Коналл, совр. графство Донегол, Ирландия). Впосл. преподобный удалился в Шотландию, в горную долину Глен-Эск, чтобы проводить дни в молитве и созерцании. Д. построил там церковь. К преподобному пришел священник (sacerdos) по имени Сион, и Д. исцелил его от слепоты.

http://pravenc.ru/text/180482.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОН [лат. Hieron, Ieron; нидерланд. Jeroen] († ок. 856, Нортго, ныне Нордвейк, Нидерланды), мч. Фрисландский (пам. зап. 17 авг., с 1995 - в 1-е воскресенье сент.). Основные источники сведений об И.- анонимное Житие и рассказ о переносе мощей (translatio), составленные, вероятно, монахом бенедиктинского мон-ря Эгмонд во 2-й пол. XI в. и переработанные в нач. XII в. Как предположил издатель Жития О. Опперманн, автор был недостаточно осведомлен о жизни И. и, работая над жизнеописанием мученика, скомпилировал отрывки Житий св. Агаты, свт. Мартина, св. Бонифация (Винфрида), св. Адальберта Эгмондского и «Диалогов» свт. Григория I Великого . Согласно Житию, И. род. на Британских о-вах (вероятно, в Ирландии или Шотландии). Ок. 847 г. отправился во Фрисландию проповедовать христ. веру. Св. Гунгер , еп. Утрехтский, выделил ему для миссионерской деятельности район Нортго. При И. здесь была основана 1-я церковь - во имя свт. Мартина Милостивого . Во время одного из набегов викингов (в Житии указан 856, однако эту дату следует считать условной) святой был схвачен и обезглавлен. Спустя столетие, в 955 г., мученик явился во сне некоему мирянину Нотбоду и повелел ему перенести мощи из Нордвейка в мон-рь Эгмонд. Выбор мон-ря для захоронения мощей, вероятно, был связан с проведенными в сер. X в. преобразованиями: ок. 950 г. гр. Голландии Дитрих I велел перенести сюда мощи св. Адальберта, проповедника из Нортумбрии, спутника св. Виллиброрда , и преобразовать мон-рь в мужской, переселив в него общину монахов из Гента. С этого времени Эгмонд становится главным мон-рем Фрисландии и графской усыпальницей. На месте древнего захоронения мученика ок. 980 г. была установлена часовня в романском стиле. Широкому распространению почитания мученика способствовал в т. ч. экономический рост рыбацкого Нордвейка, покровителем к-рого считался И. В 1303 г. началось строительство нового, готического храма на месте романского. В ходе работ в 1316 г. под старым алтарем был обнаружен череп. Поскольку алтарь находился на месте, где неск. веков назад были обретены мощи И., найденные останки, к-рые идентифицировали как мощи мученика, поместили в алтарь нового храма. С 1429 г. указом архиеп. Утрехтского Зведера ван Кюлемборга И. стал почитаться на территории всего еп-ства, г. Нордвейк объявлен паломническим центром (оставался таковым до Реформации ).

http://pravenc.ru/text/293692.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010