Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНГРЕГАЦИОНАЛИЗМ [лат. congregatio - союз, соединение], течение в кальвинизме, возникшее в Англии во 2-й пол. XVI в. Нек-рые религиеведы считают К. одной из 2 ветвей индепендентства - возникшего в Англии религ. движения, сторонники к-рого требовали передать управление церквами местным церковным общинам, а не стоящим над ними региональным или общегос. орг-циям. Они считали, что община должна сама избирать священников, владеть церковной собственностью и не находиться под контролем государственной церкви . Настаивая на этом, конгрегационалисты тем не менее соглашались формально остаться в составе государственной церкви (принявшей тогда кальвинизм), в то время как более радикальные представители индепендентства, т. н. сепаратисты (из к-рых позже выделились баптисты), добивались полного разрыва с т. н. государственной Церковью. 1-я конгрегациональная церковь была организована в Лондоне в 1567 г. Ричардом Фицом. Одним из основоположников К. был Роберт Браун (ок. 1550 - ок. 1633), вынужденный эмигрировать в Нидерланды, где в 1582 г. он опубликовал «Трактат о немедленной Реформации». Др. религ. деятелями, сыгравшими значительную роль в формировании К., были Генри Барроу (ок. 1550-1593), Джон Гринвуд (ум. 1593), Джон Пенри (1562/63-1593). Все они были казнены. Конгрегационалистами себя считали протестанты-кальвинисты, придерживавшиеся «Савойской декларации» (1658), составленной по образцу кальвинистско-пресвитерианского «Вестминстерского вероисповедания», но с заменой пресвитерианского церковного устройства конгрегационалистским. Во 2-й пол. XVI в. конгрегационалистские группы создавались в основном в Англии, в то время как пресвитерианские - и в Шотландии, и в Сев. Англии. После основания Плимутской колонии (1620) тысячи приверженцев К. отправились в Нов. Англию. В Сев. Америке поселенцы создавали свои религ. общины по примеру раннехристианских: «по договору» объединялись в общину для богослужений и изучения Слова Божия. Главы общин по-разному трактовали Библию; что отражалось в незначительных различиях в организации церквей. По инициативе 3 лидеров колониального К.- Дж. Коттона из Бостона, Т. Хукера из Хартфорда и Дж. Давенпорта из Нью-Хейвена - представители этих общин собрались на совет в Кеймбридже (колония Массачусетс) в 1646 г.; в дальнейшем подобные встречи проводились ежегодно в течение 3 лет, чтобы «подвергнуть дискуссии, обсудить и прояснить с опорой на Слово Божье» проблемы церковного управления и дисциплины. Результаты упомянутого совещания сведены в документ «Платформа церковной дисциплины», где изложены основы организации церковной жизни конгрегационалистов в Америке. В XVIII в. конгрегационалисты стали самой многочисленной религиозной организацией в США.

http://pravenc.ru/text/1841890.html

Начало христианской миссии среди англосаксов (по «Церковной истории» Беды Достопочтенного) Протоиерей Владислав Цыпин Свт. Григорий Двоеслов и свт. Августин Кентерберийский VI столетие было эпохой экспансии завоевателей Британии англосаксов, и закончилось оно их безраздельным доминированием на острове. Беда Достопочтенный писал о трех германских народах, поселившихся в Британии: саксах, англах и ютах. Из «Истории» Беды известно, что юты, или, как он их называет, «виты», образовали королевство Кент на юго-востоке Британии, саксы заняли юг острова территорию современных графств, а в пору Беды королевств Эссекса, Сассекса и Уэссекса, то есть Восточной, Южной и Западной Саксонии, названных так в отличие от Старой Саксонии их германской прародины, и, наконец, англы обосновались в центре и на севере современной Англии, а также на юго-востоке Шотландии. Их владения составили вначале два королевства в центральной Англии: Восточную Англию и Мерсию и два королевства на севере: Дейру и Берницию, которые позже объединились в единое королевство Нортумбрию, названное так потому, что оно расположено было к северу от реки Хумбер. Так сложилась англосаксонская гептархия «семицарствие», просуществовавшее в течение нескольких столетий, до политического объединения этих королевств в единое государство уже в IX веке. Исповедовавшие христианство кельтские народы севера и запада Британии (пикты, скотты и бритты) сохраняли независимость, но отступали перед натиском германоязычных пришельцев. Прп. Беда Достопочтенный В VI веке англосаксы оставались язычниками, но в следующем столетии и этот народ обратился к вере во Христа. Начало его обращению положено было в самом конце VI века. Крещение англосаксов это одна из главных тем «Церковной истории» Беды Достопочтенного. В своем изложении связанных с этим событий он ключевую роль отводит папе Григорию Великому и Августину . О том, как святой Григорий пришел к мысли о просвещении англосаксов, Беда Достопочтенный рассказывает занимательную историю: «Однажды в Рим прибыли некие торговцы и выставили на площади товар для продажи.

http://pravoslavie.ru/95506.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Благодать Божия позволяет людям уже здесь, на земле, быть причастниками Царствия Небесного     31 марта 2013 года, в неделю вторую Великого поста и день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Владыке Илариону сослужили  клирик Берлинской епархии Русской Православной Церкви, настоятель общины святителя Николая в немецком городе Фрейбурге- в-Брейсгау протоиерей Михаил Дронов, секретарь ОВЦС по межхристианским связям протоиерей Дмитрий Сизоненко, благочинный приходов Шотландии и Северной Ирландии Сурожской епархии Московского Патриархата священник Георгий Завершинский, сотрудники ОВЦС в священном сане, клирики храма. По окончании богослужения митрополит Иларион обратился к присутствующим с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Во второе воскресенье Великого поста Церковь совершает память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Это празднование связано с событиями XIV века, когда разгорелись споры о возможности человеку приобщиться к Богу. Были богословы, которые говорили, что это невозможно, что между Богом и человеком такая непроходимая бездна, которую преодолеть никакими силами, средствами и способами невозможно. Были богословы, которые говорили, что человек может видеть Бога, познавать Бога и Его сущность. Святитель Григорий Палама, который долгие годы был афонским монахом, а затем стал архиепископом Фессалоникийским, на основе учения предшествующих святых отцов сформулировал учение о том, что Бог невидим и непознаваем в Своей сущности, но может быть видимым, познаваемым и приобщимым в Своих действиях или энергиях. Когда это учение восторжествовало на Соборах в Константинополе, Церковь постановила праздновать память святителя Григория Паламы и совершать воспоминание об этих Соборах во вторую неделю поста - еще раз совершать празднование Торжества Православия.

http://mospat.ru/ru/news/52878/

Разделы портала «Азбука веры» архим. Серафим (Алексиев), архим. Сергий (Язаджиев) Почему православному христианину нельзя быть экуменистом В Избранное Оглавление Вступление Сегодня много пишут, говорят и проповедуют об экуменизме, экуменических встречах, экуменическом объединении христиан, об экуменическом богословии и т. п. Но не все, употребляющие эти слова, понимают, что такое «экуменизм». Слово «экуменизм» происходит от греческого οικουμνη, οκω (обитать, населять). Следовательно, «экумени» — это «населенная, обитаемая земля, ойкумена», и поначалу этим словом обозначалась область, населенная людьми на нашей планете. И Церковь Христова в древности словом «ойкумена» называла землю и ее обитателей ( Мф.24:14 ; Лк.21:26 ; Откр.3:10; 12:9 ). Соответственно, прилагательное «экуменический» означает «вселенский», т. е. относящийся ко всей земле и ее населению. Святая Православная Церковь по-гречески тоже именуется «вселенской», будучи ею по существу, ибо ее Божественный Основатель предназначил ей распространяться по всем обитаемым на земле местам ( Мф.28:19 ; Мк.16:15 ). Современное «экуменическое» движение тоже претендует на «вселенскость», но подменяет вселенское единство в истинной вере чисто механическим соединением разных исповеданий, отпавших от Православия и чуждых ему, и потому современный «экуменизм» есть совершенно новое явление 1 . В качестве идеи он появился в середине XIX века в Англии и Америке с целью объединить различные христианские исповедания, которые неверно именовались «церквами». К достижению этой цели настойчиво стремится созданный на Амстердамской ассамблее 1948 года Всемирный Совет «церквей» (ВСЦ), центр которого находится в Женеве. Современный термин «экуменизм» придуман и введен в употребление Джоном Моттом (1865—1955), известным масонским лидером и председателем ИМК.А. Произошло это на съезде «Международного миссионерского совета», работавшего в 1910 году в Эдинбурге (Шотландия) 2  под его председательством. Тогда и было положено начало всему экуменическому движению 3 .

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Разделы портала «Азбука веры» Иерей Климент Нехамайя " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Иерей Климент Нехамайя — единственный священник Русской Православной Церкви в Индии. В штате Махараштра (с санскрита переводится как «Великая страна»), в округе Чандрапур, он окормляет несколько общин верующих. Специфика жизни и служения в этих местах сильно отличается от привычных нам российских реалий. Слушая рассказы отца Климента, поражаешься смелости и вере тамошних христиан. Недавно священник приезжал в Санкт-Петербург сдавать экзамены в Духовной академии. И рассказал нашему журналу о жизни своей общины в Индии. Из Церкви «английской» в Церковь «вселенскую» — Отец Климент, вы перешли в православие из англиканства, последователями которого ваши предки были не одно поколение. Они стали христианами с приходом британских колонизаторов? — Да, когда Индия в начале XIX века стала британской колонией, в страну вместе с англичанами пришли и христианские миссионеры. В моем регионе христианство несла Шотландская епископальная церковь, она входит в англиканское сообщество. Построили храм, проповедовали. Так мои предки стали христианами. — А какого направления в индуизме они придерживались до этого? Ведь в индуизме множество разных течений: вайшнавизм, шиваизм и другие. — Обычные индийцы сами не всегда могут точно сказать, какого направления они придерживаются. Рядом с нами в Индии проживает множество индуистских семей, но не каждый знает, какое именно направление в индуизме исповедует он и его домочадцы. Для большинства это не столь важно. Главное — хорошая карма, поступки, влияющие на будущее. — Тем не менее ваши предки приняли христианство. А ваш брат даже стал епископом. — Он не первый епископ в нашей семье. Мои дяди тоже были епископами. У Поликарпа, так зовут моего брата, не было своей епархии, он был так называемым миссионерским епископом. Если проводить аналогии с Русской Православной Церковью, то миссионерским епископам соответствуют наши викарные. Поликарп учился в англиканской семинарии в Индии, и уже тогда услышал о православии.

http://azbyka.ru/way/pravoslavie-v-velik...

Разделы портала «Азбука веры» Энн МакЛеллан Лардас " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Энн МакЛеллан Лардас родилась в Бостоне, окончила Уэллсли Колледж со специализацией по английскому и русскому языку, живет в Хьюстоне, шт. Техас, работает преподавателем и журналистом. Этот материал предназначался для одного зарубежного русскоязычного журнала, но редакция, ознакомившись поближе с содержанием, тотчас потеряла к нему всякий интерес. Уверены, однако, что читатели оценят его по достоинству. Вопрос: Расскажите нам о Вашем прошлом, о том, что сформировало Вас, Ваши взгляды и суждения. Энн М.Л.: МакЛеллан моя девичья фамилия. Я выросла в Бостоне, в семье выходцев из Шотландии и Ирландии с давними и прочными католическими традициями: среди наших родственников были и священники, и монахи. Две вещи, однако, послужили причиной больших перемен в жизни нашей семьи как раз во время моего детства. Одной из них была расовая вражда, охватившая Бостон в 60х гг.; другой была реформа римской церкви после Второго Ватиканского Собора. В моей памяти к сожалению, не сохранилась «дореформенная» латинская месса; но я хорошо помню крутую волну нововведений, вдруг захлестнувшую наш сонный приход: возбужденных проповедников, монахинь в мини-юбках, разухабистые песни под гитару вместо органной музыки и григорианского распева. Сознаюсь, поначалу новизна привлекала меня, но даже я почувствовала неладное во время «выездной мессы» на пляже, где в роли Святых Даров фигурировали пицца и пиво… (сразу после чего грянула такая гроза, какой я не видывала ни прежде, ни потом, пока не попала в Техас). Вопрос: Трудно себе представить, чтобы Второй Ватиканский Собор мог санкционировать подобное мероприятие не грозу, конечно, но все прочее. Энн М.Л.: Не могу судить с определенностью, кто и под каким соусом проводил все это в жизнь. Ясно одно: Второй Ватиканский Собор, созванный чтобы «приблизить Католическую Церковь к духу нашего времени», со своей задачей справился превосходно. И сегодня, через 30 лет, подводя итоги достигнутому, многие католики видят единственный выход в немедленном отказе от взятого тогда курса. А есть и такие, кто вовсе отвергают решения Собора как незаконные. Я хотела бы поговорить об этом подробнее, когда в нашем «Разговоре по существу» кто-нибудь будет представлять римскую церковь.

http://azbyka.ru/way/jenn-maklellan-lard...

1. Церковь невидимая и видимая «Верую во Святую Соборную и Апостольскую Церковь ». Согласно определению 9 члена Символа веры , Церковь , будучи внешним фактом, одновременно есть и предмет веры, которая есть «наличность ожидаемого и очевидность невидимого», λπιζομνων πστασις, πραγμτων λεγχος o βλεπομνων ( Евр.11:1 ). Как видимая, Церковь есть богоустановленное общество с определенными формами. Но что она есть как невидимая и ожидаемая? Невидимая сторона Церкви распространяется, прежде всего, на ее личный состав, ибо в нее входят не только люди, сейчас живущие на земле, но и в вере отшедшие, и не только человеки, но и Ангелы. Невидимой является также Божественно-благодатная сила, действующая в Церкви и ее одушевляющая. Невидимым является и Божественное основание Церкви, имеющей Главою Господа Иисуса Христа, исполняемой Духом Святым, носящей печать Святой Троицы, во имя Которой и крещаются все вступающие в Церковь. Как же ближе определить соотношение между видимой и невидимой стороной Церкви? Может быть два уклона в учении о Церкви: один, ведущий к более или менее полному разрыву явственной связи между Церковью видимой и невидимой, другой же – к ее овнешнению, к превращению в организованное общество единомышленников, вроде государства или партии. Оба уклона обнаружились в ту эпоху кризиса церковного сознания на Западе, которая зовется реформацией. В глазах деятелей реформации Церковь есть общество святых, которые только вкраплены в земную Церковь 2 и даже находятся и за пределами христианства (лютеране), или же предызбранных (кальвинисты) и вообще ведомых одному Богу (шотландское исповедание). Логическое ударение лежит здесь на противопоставлении невидимой, подлинной Церкви и видимой как в сущности неподлинной, в себе только вмещающей, но вместе с тем и скрывающей истинную Церковь . Святые в Церкви, действительно, неведомы миру и ведомы только Богу, однако из этого факта здесь делается вывод, что не свята Церковь сама по себе как богоустановленное общество: она святится лишь святостью святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

9 марта 2017 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москве состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Священный Синод постановил включить в месяцеслов имена нескольких святых, подвизавшихся в Центральной и Западной Европе до 1054 года, в западных странах. 17/30 марта Православная Церковь будет праздновать память святителя Патрикия, просветителя Ирландии († предположительно в 493 г.), более известного среди верующих как святой Патрик.      Святитель Патрикий родился в 389 году около Дамбартона, на юге Шотландии, в семье диакона Кальпорния, бывшего римского декуриона, отцом которого был священник Потит. Приблизительно в 405 году Патрикий был пленен ирландцами и продан в рабство, в котором пробыл шесть-семь лет в качестве пастуха. Затем он бежал в Бретань и подвизался в монастырях Галлии. В 415–420 годах он обратился к папе Римскому по поводу крещения Ирландии, но получил отказ. Успешной стала вторая попытка, предпринятая в 432 году. Патрикия рукоположили во епископа и он отправился в Ирландию с апостольское служение. Предлагаем вниманию наших читателей отрывок из книги Евгения Старшова « Святые древней Ирландии » (М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010 (Серия «Кафедра»)). Жизнь и труды святого Патрика представляют собой сочетание подвига равноапостольного и святительского. Апостольское служение тройственно, оно предполагает учительство («научите все народы»), священнодействие («крестя их») и управление («уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (см.: Мф 28, 19–20)). Учительство. Особенность христианского учительства, по словам отца Павла Флоренского, в том, что истина «не доказуется, а показуется». В связи с этим становится понятной та богодухновенная простота и ясность, с которой святой Патрик объяснил ирландцам догмат о Пресвятой Троице. Он разъяснил ипостасное бытие Триединого Бога по образцу листа клевера-трилистника, где три части нераздельно соединены в один лист. Он оставил в своей «Исповеди» (ок.

http://pravoslavie.ru/102318.html

And did those feet in ancient time Walk upon England " s mauntains green? And was the holy Lamb of God On England’s pleasant pastures seen? (Бродили ли в древности эти стопы По английским зеленым горам? И был ли Святой Агнец Божий Виден на славных пастбищах Англии?) Вильям Блейк (12,158) Первое упоминание о Британских островах встречается у Аристотеля: «За Геркулесовыми столбами океан обтекает вокруг земли и на нем находятся два очень больших острова, называемых Британскими, Альбион и Иерне, лежащие за областью кельтов» (9,680). Через четыре столетия мир озарился благовестием Христовым, которое в скором времени коснулось и этого, как представлялось, самого отдаленного края земли. Этапы распространения христианства на Британских островах совпадают с периодами их гражданской истории: британским (с I по V в. по Р.Х.), англосаксонским ( с V по VIII в. по Р.Х.) и норманским (с IX в.). В основном христианское просвещение Англии, Ирландии и Шотландии было завершено в конце англосаксонского периода. Великобритания, самая отдаленная окраина запада, становилась пределом переселения племен с востока и севера (5,38). Первыми известными пришельцами были иберийцы. Вторыми – кельты, гаэльские и бритонские, поселившиеся в разных районах и ассимилировавшиеся с местным населением. Ко времени Рождества Христова они двигались одно за другим с континента в Британию (5,38). К этому же периоду относится первое соприкосновение Британии с Римской Империей – вторжение Юлия Цезаря в 55 году до Р.Х. (9 ,680). Расширение власти Рима при императорах Клавдии, Адриане, Антонине, Пне, Септимии Севере и Констанции Хлоре приостановило движение племен с востока. Но когда в 410 году протекторат Рима над Британией был уничтожен, она увидела новых чужеземцев: сначала тевтонских англов и саксов, затем – норманнов. Сведения о начале распространения христианства на Британских островах очень скудны. Существует несколько преданий о первом обращении их обитателей апостолами: Павлом, Симоном Зилотом и Аристовулом. Свидетельство святого Климента Римского о путешествии апостола Павла на окраины запада вызвало предположение о его проповеди и на Британских островах. Другое предание связывает британское христианство с апостолом Павлом косвенным образом. Апостол обратил британца Брана, который был оставлен в Риме заложником в место своего воинственного сына Каратака. Освободившись, Бран вернулся с благовестием на родину. Церковное Предание утверждает, что первым просветителем Британии был Иосиф Аримафейский. Спустя несколько столетий, когда христианство уже утвердилось в Англии, в знаменитом Гластонбюрийском монастыре показывали терновник, чудесно зацветавший в годовщину памятного обращения короля и народа (5,70).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Вифлеем и Хеврон: поездка на юг Дорога в Вифлеем Отправляясь от Яффских ворот и минуя Биркет ас-Султан, место прежних «Царских Прудов», оставляя справа от себя шотландскую церковь Св. Андрея Первозванного, построенную в 1927 г., и железнодорожный вокзал, мы едем на юг по холму, возвышающемуся над западным берегом Геенны Огненной. Это в библейском обозначении гора Злого Совещания, именуемая так потому, что здесь находилась загородная резиденция первосвященника, где принималось решение («злое совещание») о том, чтобы схватить и предать на распятие Спасителя. Оставив справа Бакаа («поле рефаимов» – библейских исполинов), видим впереди монастырь, обстроенный, по здешнему обычаю, мощными средневековыми стенами. Это Мар- Элиас – монастырь Святого Илии Пророка. От монастыря открывается величественная панорама окрестности: Святой Город на севере, Вифлеем на юге и Иудейская пустыня – насколько хватает глаз – на восток. По православному преданию, на этом месте отдыхал в пустыне на пути к горе Хорив пророк Илия, когда скрывался от мести царицы Иезавели. Это было вскоре после того, как пророк посрамил, а затем и физически уничтожил языческих жрецов на горе Кармил, чем и вызвал гнев повелительницы. А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал: встань, ешь и пей... ибо дальняя дорога пред тобой. И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. ...И встал он... и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива ( 3Цар. 19, 4–8 ). В монастыре показывают камень, на котором отдыхал Илия в тот час, как явился ему Ангел. Другой святыней обители является часть оков святого великомученика Георгия, почитаемых чудотворными. Обитель связана также с памятью другого Илии – святителя Иерусалимского, жившего в XIV в. и погребенного в ее стенах. Его мощи также являются предметом почитания православных верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010