Предисловие В настоящей публикации предлагается первый перевод на русский язык трактата «О святых местах» Беды Достопочтенного (672/673–735). Во вступительной статье анализируются вопросы источников трактата, его назначения и влияния на последующую литературную традицию. Отдельно рассматривается вопрос отношения трактата «О святых местах» к одноименному сочинению, созданному старшим современником Беды Адомнаном в контексте традиции школьного богословия. В 702–703 гг. в нортумбрийском монастыре Веармут-Ярроу на севере Британии тридцатилетний монах Беда пишет одно из своих первых сочинений, «книжицу о святых местах» 1 . Сразу же в стихотворном вступлении молодой монах смиренно оговаривает, что составил ее, целиком опираясь на труды предшественников: «Я, Беда, здесь описал пределы и расположенье Мест, на страницах святых упоминаемых не раз; Следуя записям древних, а так же и сведенья новых Учителей изучив, сверил их между собой» 2 . Мог ли он тогда представить, что этот libellus, предназначавшийся исключительно для нужд преподавания в монастырской школе, с течением веков станет одним из главных средневековых «бестселлеров», который будут читать и переписывать многие поколения христианских клириков и мирян, а средневековые авторы, стремясь подражать форме и стилю этого сочинения, в конечном итоге создадут особый жанр литературы «о святых местах». Назначение трактата De locis sanctis и его источники История трактата De locis sanctis начинается не в стенах монастырского скриптория Веармута-Ярроу в начале VIII в., а чуть раньше – за 15–20 лет до этого 3 на острове Айона у западных берегов Шотландии. Монастырь Айона, находящийся на этом острове, по преданию был основан знаменитым ирландским миссионером, просветителем пиктов, св. Колумбой в 563 году. В 680–685 гг. аббатством Айона управлял девятый по счету настоятель, Адомнан 4 . Помимо забот об управлении монастырем, Адомнан находил время и на литературную деятельность. Его «Житие св. Колумбы» стало одним из первых ирландских агиографических сочинений. Из-под его пера вышла и книга «О святых местах» 5 , составленная по преимуществу, как пишет сам Адомнан, из рассказов галльского епископа Аркульфа, незадолго до этого вернувшегося из паломничества по Святой Земле и другим местам христианского Востока. Позже Беда в своей «Церковной истории народа англов» так расскажет об этих событиях:

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Представители Поместных Православных Церквей поздравили председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона с днем рождения 24 июля 2014 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Владыке Илариону сослужили представитель Патриарха Великой Антиохии и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон, представитель Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского при Московском Патриаршем престоле архимандрит Стефан (Диспиракис), представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Феоктист (Димитров), представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский), представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Александр (Пихач), заместители председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков) и протоиерей Николай Балашов, протоиерей Антоний Ильин, благочинный приходов Шотландии и Северной Ирландии (Сурожская епархия Русской Православной Церкви) священник Георгий Завершинский, секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), заведующий Сектором межрелигиозных контактов ОВЦС священник Димитрий Сафонов, заведующий Службой коммуникации ОВЦС священник Илья Косых, клирик церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи на Патриаршем Черниговском подворье священник Михаил Немнонов и клирики храма на Большой Ордынке. По завершении Божественной литургии митрополит Филиппопольский Нифон от имени представителей Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле поздравил митрополита Волоколамского Илариона с днем рождения. Пожелав доброго здравия  и дальнейших успехов на высоком посту в служении Русской Церкви, владыка Нифон сказал: «Святая Церковь говорит нам, что день рождения на земле – это день рождения в вечности. Церковный год начинается с празднования дня рождения Пресвятой Богородицы, затем мы отмечаем  Рождество Спасителя мира,  а уже  в июле – рождество Иоанна Предтечи».

http://mospat.ru/ru/news/51232/

протоиерей Александр Шабанов Словарь имён АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ, Блаженный Августин Аврелий (лат. Aurelius Augustinus Hipponensis, Augustinus Sanctus; 354-†430), – христианский теолог и церковный деятель, главный представитель западной патристики. Епископ г. Гиппон (Северная Африка). Родоначальник христианской философии истории (теологический труд «О граде Божием»); «земному граду» – государству противопоставлял мистически понимаемый «божий град» – Церковь . Глубиной психологического анализа отличается автобиографическая «Исповедь» («Confessiones»), изображающая становление личности. АДАМНАН, Адамнан Айонский (Adomnбn Adamnan – Eunan является англизаци – ей его имени в Ирландии; 623/624-†704), – игумен, преподобный. Родился на юго-западе графства Донегал (Donegal) в Ирландии. Последние семь лет своей жизни Адамнан провел в Ирландии, а весной 704 года вернулся на остров Айону. По просьбе айонских монахов, святой Адамнан написал житие святого Кольмкилла. Снискал благодарность за свою борьбу с языческим обычаем отправлять женщин и детей участвовать в военных действиях; он также настоял на том, чтобы все клирики освобождались от военных обязанностей. День памяти – 23 сентября. АИЛБЕ, святой Аилбе (древнеирл. Ailbe of Emly, Альбе, Алва, Аилви, Аилвей, Ailbe по-ирландски читается как Алва. На современном английском его просто зовут Элвис; ок 470 или 475 года – первая половина VI века) – кельтский средневековый монах, просветитель Имлехский, создатель строгого монастырского устава. Святитель. АЙДАН, святой Айдан Линдисфарнский, Айдан из Линдисфарна (англ. Aidan of Lindisfarne, стар.-ирл. Aedan; ок. 600 -†31.08.651) – христианский святой, миссионер, основатель и первый епископ монастыря на острове Линдисфарн (Шотландия, сейчас территория Англии). Древний святой неразделённой Церкви, просиявший до Великого раскола; почитается в православной, католической, англиканской Церкви и Лютеранстве. Апостол Нортумбрии. АЛБИН О’МУЛЛОЙ, Ailbe Ua Mail Mhuaidh (англ. Albin O’Molloy; †1223) – ирландский епископ города Фернса.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» В прошлом году (2004) в приложении к журналу «Москва» сочли нужным перепечатать статью 1971 года ректора Эдинбургского университета Малькольма Маггариджа, озаглавленную «Либералистское стремление к смерти» 1 . Тогда, в 70е, она представлялась разоблачением загнивающего капитализма – ныне, видимо, и наше общество «дозрело» до взглядов Маггариджа. Напечатавший его статью публицист прямо пишет: «Я нашёл в лице автора полнейшего себе единомышленника». Каким же видят наш мир единомышленники шотландского профессора – люди сегодняшней России? В статье «Либералистское стремление к смерти» предстаёт поистине апокалиптическая картина современного духовного состояния общества, современной массовой культуры как конца всего сущего. Такая картина вряд ли может кого-нибудь оставить равнодушным. Меня она подвигла на размышления о соотношении массовой культуры и религии Кто из нас, вернувшись вечером домой — затурканный в переполненном транспорте, усталый, раздражённый, — не поспешит, добравшись до дивана, включить телевизор, этот символ второй половины ХХ века? Загорится голубой экран, и в мою комнату ворвётся, закричит тысячами голосов весь мир. События, отделённые от меня пространством и временем, люди, отстоящие за тысячи километров, станут частью моей жизни. Ещё всего сто лет назад подавляющее большинство людей и в России, и в Европе жили так, как жили их деды и прадеды: интересами только своего ближайшего круга. Духовные запросы удовлетворяла религия; эстетические потребности — Церковь , её обряды и праздники, и собственное художественное творчество, то, что мы называем народным искусством. Профессиональное искусство и наука, равно как и политика, и вопросы общественной жизни, мировой истории, философской мысли и т. п., были доступны лишь тончайшему слою состоятельных и образованных людей. Ныне они доступны всем — миллионам, миллиардам жителей нашей планеты всех национальностей, возрастов, сословий, уровней жизни, степеней образованности. Телевидение, радио, интернет, газеты, журналы обрушивают в «массы» такую лавину впечатлений, такой обвал сведений, какие не способен вместить ни один человеческий мозг. Массовая информация стала синонимом массовой культуры, её главнейшим, если не единственным, проводником, воплощением на практике идеи глобализации мира.

http://azbyka.ru/massovaya-kultura-i-rel...

Русская Церковь в Лондоне Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 38, 2003 12 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 38, 2003 Очерк истории Введение На сугубой ектении диакон приглашает верных к молитве о строителех, благотворителех и благоукрасителех святаго храма сего. Кто же они, люди, об упокоении душ которых молятся прихожане лондонского русского собора Успения Божией Матери и Всех Святых? Всех не перечесть — ведь Божественная Литургия в Успенском приходе совершается с ноября 1716 г. 1 . Одна из целей очерка — восстановление Синодика (помян­ни­ка) Русской Церкви в Лондоне, где для поминовения будут записаны имена всех православных христиан, усердно послуживших Богу и Его Церкви на месте сем. Начнем с краткого изложения истории христианства в Англии и русско-английских контактов. Церковь До раскола 1054 г. (а в Англии, возможно, и до 1066 г. 2 ) Западная Церковь, управляемая епископом Рима, была частью Вселенской Церкви Христовой. Этому не препятствовали несущественные, медленно растущие различия в некоторых церковных обычаях, и разногласия по нескольким богословским вопросам — о исхождении Святаго Духа, о соотношении Божией воли и воли человека в деле спасения (в основе которых — мнения блаженного Августина, непререкаемого для Запада авторитета; Восток же почти не испытал влияния этого богослова). Первым епископом Британским стал ученик Христа — апостол от 70-ти Аристовул (Aristobulus, память 16 мар. 3 в русских святцах). Сонм британских и ирландских святых, почитание которых было установлено Церковью (до отпадения Запада в середине XI в.), составляют сотни подвижников 4 . Среди них мученики, первый из которых, римский воин Албаний (Alban), пострадал в гонение Декия (†250 г., память 22 июня), страстотерпцы — король Эдуард Мученик (Edward the Martyr), убиенный в 979 г. подобно благоверным князьям Борису и Глебу (память 18 мар.), святители — равноапостольные Ниниан в Шотландии (Ninian, некогда монах в Египте, память 16 сент.), Патрик в Ирландии (Patrick, память 17 мар.) и Давид в Уэльсе (David, память 1 мар.). Множество преподобных, благоверных и праведных явила сия земля 5 .

http://pravmir.ru/russkaya-tserkov-v-lon...

Святой Бирин, апостол Уэссекса Святитель Бирин Дорчестерский, апостол Уэссекса К началу VII века в результате завоевания Англии язычниками англами, саксами и ютами на ее территории образовалось семь языческих королевств, называемых также Гептархией (греч. – «семивластие»). Это были королевства Кент, Нортумбрия, Восточная Англия, Мерсия, Эссекс, Уэссекс и Сассекс. К концу того же VII века все эти королевства были уже христианскими. Первым приняло крещение королевство Кент, основанное еще в V веке в бассейне реки Темзы язычниками ютами. Его территория (юго-восток Англии) совпадает с нынешним графством Кент. Слово «Кент» кельтское и означает «край». Просветителем Кента стал святитель Августин († 604), первый архиепископ Кентерберийский, посланный из Рима в 597 году вместе с другими миссионерами святым папой Григорием Двоесловом. Святой Августин основал церковь в Кентербери, которая впоследствии стала одним из величайших центров христианства в Западной Европе. Одним из крупнейших англо-саксонских королевств была Нортумбрия. Она была образована в начале VII века и занимала территорию на северо-востоке Англии от реки Хамбер до границ с Шотландией. Святые короли Эдвин, Освальд и Освин много способствовали просвещению Нортумбрии в первой половине VII столетия, а апостолом Нортумбрии по праву считается святитель и чудотворец Айдан († 651) – ирландский монах с острова Айона, ставший первым епископом Линдисфарнским и основавший монастырь на острове Линдисфарн (Холи-Айленд) в Северном море, в нескольких милях от северо-восточного берега Нортумбрии. Этот островной монастырь стал прославленным монашеским центром Англии на долгие годы. В VI веке англами в центральной части Англии было основано королевство Мерсия. Это королевство не сразу приняло христианство, а один из его правителей, по имени Пенда, в течение 20 лет был стойким защитником язычества и противником христианства. Этот свирепый язычник был виновен в смерти нескольких христианских правителей других королевств. Наконец во второй половине VII века Мерсия приняла крещение, а ее апостолом является святитель и чудотворец Чед, первый епископ Личфилдский († 672). Как и святой Айдан, святой Чед был обучен ирландскими монахами и подвижниками. Его мощи до сих пор пребывают в католическом соборе города Бирмингема, а собор города Личфилда и по сей день является местом паломничества православных христиан.

http://pravoslavie.ru/39191.html

Святые Англии Почитание всех святых, просиявших на Британских островах и в Ирландии, Священный Синод Русской Православной Церкви официально утвердил 21 августа 2007 года, благословив соборное ежегодное празднование дня этих святых. Этот праздник в честь всех святых, живших в Англии и Ирландии до 1054 года, когда большая часть Западной Европы трагически отпала от единой Церкви. Память всех святых Британии и Ирландии впредь будет отмечаться в третье воскресенье по Пятидесятнице. Синод также постановил, что имена этих святых будут занесены в календарь Русской Церкви, как только будут изучены их жития, подвиги и история почитания. Церковь на Британских островах в I тысячелетии была частью единой, святой, соборной и апостольской Церкви. За всю историю Православия на Британских островах было явлено не менее 950 святых, имена и дни памяти которых нам известны. Это святые как Англии, так и Ирландии, Уэльса, Шотландии, Корнуолла и отдельных маленьких островов. Большинство святых имеют местное, региональное значение, они были известны и почитаемы в каких-то отдельных графствах, маленьких государствах, городах или даже деревнях на территории Британии. Несколько десятков святых Британских островов имеют общенациональное значение, их вклад во Вселенское Православие велик, поэтому можно смело сказать, что их значение универсально. Немало святых Британии были широко известны и далеко за пределами своей страны. На Британских островах существовали совершенно разные типы святости. Среди райских небожителей, теперешних молитвенников небесных, живших некогда в Англии, люди бедные и богатые, простые и образованные, ученые и богословы. Также отшельники, аббаты и аббатисы монастырей, священники и епископы, короли и королевы, мореплаватели и проповедники, монахини и девы, миряне. Конечно же, с самых первых веков христианства до середины XI века было в Англии и много мучеников. Святые Англии не всегда были англичанами по национальности, многие приезжали из других стран, и наоборот, многие миссионеры, просветители, покидали Британские острова и уезжали в другие европейские земли проповедовать, основывать монастыри. Особенно много таких миссионеров было среди ирландских (кельтских) монахов. В Британии в каждой области существовали монастыри, славившиеся святой жизнью своих насельников, а также культурой и ученостью. Существовало множество как мужских, так и женских монастырей. Подвижники основывали даже по нескольку монастырей. Благочестивые правители помогали утверждать обители. На западе, в Уэльсе и Ирландии, а начиная с VII века – и в Англии монахи были очень образованными, изучали Священное Писание, толкования, труды святых отцов, как богословские, так и светские науки, философию, греческий, латынь, древнееврейский, имели огромные библиотеки, скриптории.

http://pravoslavie.ru/30935.html

Скачать epub pdf 1. Церковь невидимая и видимая Верую во святую соборную и апостольскую церковь . Согласно определению 9 чл. символа веры Церковь , будучи внешним фактом, одновременно есть и предмет веры, которая есть «наличность ожидаемого и очевидность невидимого», λπιξομων πστασις, πραγμτων λεγκος ο βλπομνων (Евр., 11,1). Как видимая, Церковь есть богоустановленное общество с определенными формами. Но что она есть, как невидимая и ожидаемая? Невидимая сторона Церкви распространяется, прежде всего, на ее личный состав, ибо в нее входят не только люди, сейчас живущее на земле, но и в вере отшедшие, и не только человеки, но и ангелы: Невидимою является также божественно-благодатная сила, действующая в Церкви и ее одушевляющая. Невидимым является и божественное основание Церкви, имеющей главою Господа Иисуса Христа, исполняемой Духом Святым, носящей печать св. Троицы, во имя коей и крещаются все вступающие в Церковь. Как же ближе определить соотношение между видимой и невидимой стороной Церкви? Может быть два уклона в учении о Церкви: один, ведущий к более или менее полному разрыву явственной связи между Церковью видимой и невидимой, другой же – к превращению в организованное общество единомышленников, вроде государства или партии. Оба уклона обнаружились в ту эпоху кризиса церковного сознания на западе, которая зовется реформацией. В глазах деятелей реформации Церковь есть общество святых, которые только вкраплены в земную церковь 1 и даже находятся и за пределами христианства (лютеране), или же предызбранных (кальвинисты) и вообще ведомых одному Богу (шотландское исповедание). Логическое ударение лежит здесь на противопоставлении невидимой, подлинной церкви и видимой, как в сущности неподлинной, в себе только вмещающей, но вместе с тем и скрывающей истинную церковь . Святые в Церкви, действительно, неведомы миру и ведомы только Богу, однако из этого факта здесь делается вывод, что не свята Церковь сама по себе, как богоустановленное общество, она святится лишь святостью святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Часть вторая. Николаевское время Глава I. Император Николай I Детство в воспитание Николая I. – Впечатления юности. – Характер государя в его царствование. – Влияние на церковную жизнь. Николай I родился 25 июня 1796 года. В тот же день Екатерина II писала одному из своих заграничных друзей: «сегодня в 3 часа утра мамаша родила огромнейшего мальчика, которого назвали Николаем. Голос у него бас и кричит он удивительно. Длиною он аршин без двух вершков, а руки немного только поменьше моих. В жизнь мою в первый раз вижу такого богатыря. Если он будет продолжать, как начал, то братья окажутся карликами перед этим колоссом». Через 10 дней она пишет: «богатырь Николай уже 3 дня кушает кашку , потому что беспрестанно просит есть. Я полагаю, что никогда восьмидневный ребенок не пользовался таким угощением; это неслыханное дело. У нянек просто руки опускаются от удивления. Если так будет продолжаться, то я полагаю, что придется по прошествии шести недель отнять его от груди. Он смотрит на всех во все глаза, голову держит прямо и поворачивает не хуже моего». В этих поэтических строках проницательной императрицы дана меткая характеристика Николая I, каким он остался во всю свою жизнь. В детстве большое влияние на Николая имела няня, шотландка Лайон, женщина характера отважного, твердого, благородного. Вспоминая ее всегда с благодарностью, Николай называл ее львицей. Но с семи лет Николай поступил в неумелые руки воспитателя, генерала, и, вспоминая впоследствии время своего учения и своего воспитателя, Николай говорил: «Бог ему судья за то бедное образование, которое этот несносный человек дал мне и брату моему Михаилу». На уроках у неспособных преподавателей великие князья большею частью дремали, рисовали, вообще занимались делом посторонним, а «к экзамену выучивали что-нибудь в долбежку без плода и пользы для будущего». Законоучитель ничем не отличался от своих сотоварищей. Император Николай говорил впоследствии, в 1847 году, вспоминая детство: «в отношении религии моим детям лучше было, чем нам, которых учили только креститься в известное время обеда, да говорить наизусть разные молитвы, не заботясь о том, что делалось в нашей душе». Николай с детства любил рисование, музыку, но особенно любил все военное, и прекрасно изучал только геометрию, чувствуя большую склонность к инженерному искусству. В 1817 году он вступил в брак с дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма III Луизой-Шарлоттой-Вильгельмвной, нареченной по принятии православия Александрой Феодоровной; на свадебном балу был назначен генерал-инспектором корпуса инженеров и тотчас же с величайшим усердием занялся своим любимым делом.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОВЕНАНТЕРЫ [от англ. covenant - завет, торжественная клятва, договор], участники религ. движения в Шотландии, выступившие против введения в стране епископальной системы управления Церковью и одобрившие «Национальный Завет» (National Covenant, 1638) и «Славную Лигу и Завет» (Solemn League and Covenant, 1643), которые закрепляли пресвитерианскую форму управления Церковью. Приняв идею ограничения королевской власти, движение К. приобрело религиозно-политический характер. Религиозно-политические соглашения (Заветы) являлись отличительной чертой Церкви Шотландии, основоположники реформатской Церкви Дж. Нокс (ок. 1514-1572) и Э. Мелвилл (1545-1622) взяли за образец ветхозаветные прецеденты - Заветы с Богом, к-рые заключали Авраам , Моисей и др. пророки. В Шотландии принятие «Заветов» служило делу защиты реформатской Церкви и происходило, как правило, в периоды объединения национальных и религ. устремлений шотландцев. Дж. Нокс. Скульптура в соборе Сент-Джайлс в Эдинбурге. 1904 г. Скульптор М. Гилливрей Дж. Нокс. Скульптура в соборе Сент-Джайлс в Эдинбурге. 1904 г. Скульптор М. Гилливрей Реформация в Шотландии началась довольно поздно, что было связано со слабой централизацией власти и постоянным соперничеством между протестант. Англией и католич. Францией за влияние на территории страны. Шотл. король Яков III Стюарт (1460-1488) присвоил себе право назначения епископов без их избрания собранием каноников и без папского одобрения. При Якове V Стюарте (1513-1542) процветала симония, большую часть высших церковных должностей получали королевские бастарды и фавориты, не только не достигшие совершеннолетия, но и не имевшие духовного сана. Т. о., доходы Церкви уходили семьям знати. В период правления Якова V в Шотландии впервые появились проповедники протестант. вероучения и начались преследования его сторонников. Так, 29 февр. 1528 г. на костре инквизиции был сожжен П. Гамильтон, ученик М.

http://pravenc.ru/text/1841608.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010