Выступление митрополита Волоколамского Илариона на 50-м Международном евхаристическом конгрессе " Евхаристия – сопричастность Христу и друг другу " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_95097.html 14 июня 2012 Выступление митрополита Волоколамского Илариона на 50-м Международном евхаристическом конгрессе " Евхаристия – сопричастность Христу и друг другу " Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/2283521.html Официальный сайт РПЦ МП Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на 50-м Международном евхаристическом конгрессе " Евхаристия – сопричастность Христу и друг другу " огласил благочинный приходов Русской Православной Церкви в Шотландии и Северной Ирландии священник Георгий Завершинский. Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! Благодарю оргкомитет юбилейного 50-го Евхаристического конгресса и лично архиепископа Дублинского Диармуида Мартина за приглашение к участию и предоставленную возможность выступить на этом авторитетном христианском форуме. Речь в эти дни идет о Евхаристии – важнейшем и основополагающем таинстве Церкви, об актуализации нашей сопричастности Христу в мире сем. Мне хотелось бы поделиться с вами некоторыми мыслями и переживаниями, свойственными восточно-христианскому, православному евхаристическому благочестию и богословию. При этом следует отметить, что богословие непосредственным образом определяет нашу оценку современной действительности, ее проблем и вызовов, о чем бы я также хотел сказать в своем выступлении. В Древней Церкви крещение, принятие в Церковь новых членов, совершалось за Божественной литургией. Тем самым утверждалось, что таинства Церкви имеют евхаристическую природу, совершение их является соборным делом христианской общины, для которой все есть λειτουργα – общее делание с участием всех ее членов, а не только священнослужителей. Евхаристия завершает, знаменует собой полноту вступления новокрещеных членов в Церковь.

http://religare.ru/2_95097_1_21.html

Иннокентий II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) После смерти Гонория II группа из 16 кардиналов во главе с кард. Аймериком в ц. Сант-Андреа избрала папой Грегорио Папарески, к-рый принял имя Иннокентий. Выборы имели спорный с правовой т. зр. характер. Как и его предшественник Гонорий II, И. был ставленником влиятельного канцлера Римской курии кард. Аймерика и могущественного рим. рода Франджипани. Свои голоса за И. отдали более молодые кардиналы, выходцы из Сев. Италии и Франции. В тот же день большинство кардиналов (в основном более старшие по возрасту представители рим. знати и выходцы из Юж. Италии) в противовес И. избрали папой П. Пьерлеони (антипапа Анаклет II), представителя богатого рим. семейства, противника Франджипани в борьбе за власть, что положило начало 8-летнему расколу в католич. Церкви. Анаклета II поддержали рим. духовенство и народ. Оба папы были рукоположены 23 февр. 1130 г.: И.- в ц. Санта-Мария Нова, а Анаклет II - в соборе св. Петра. Вопрос о легитимности 2 пап решился в последующее десятилетие по результатам признания их европ. государями. Благодаря личным связям И. и его сторонников, прежде всего влиятельных франц. клюнийцев во главе с Бернардом Клервоским и основателя ордена премонстрантов Норберта из Ксантена (1080-1134), И. признали во Франции, в Римско-Германской империи и в Англии, в то время как Анаклет II сумел найти поддержку в Риме, в Папской области, в Милане, в Сицилийском королевстве, в Шотландии и в Аквитании (на короткий срок и среди нек-рых нем. епископов). Историки (Г. Швайгер и др.) полагают, что в противостоянии И. и Анаклета II нашел отражение конфликт между старым и молодым поколениями церковных реформаторов. За выходцем из Клюни высокообразованным Анаклетом II стояли реформаторы «традиционного» григорианского и клюнийского направления. И. поддерживали новые, быстро набиравшие влияние реформаторские группы регулярных каноников , премонстрантов и цистерцианцев . Определенную роль в полемике с Анаклетом II сыграл факт его происхождения из рода рим. евреев, принявших христианство. Бернард Клервоский, подчеркивая это обстоятельство, развил аргумент о решающем значении при папских выборах достойности кандидата, а не легитимности его избрания (см., напр., письма герм. имп. Лотарю III ( Bernard. Clar. Ep. 139//PL. 182. Col. 293-295), пресв. Гильдеберту ( Idem. Ep. 124//Ibid. Col. 281-282) и св. Вильгельму (Гильому), герц. Аквитанскому и гр. Пуатье ( Idem. Ep. 127//Ibid. Col. 281-282)).

http://pravenc.ru/text/468773.html

Категория : Канада Материал из Азбука паломники Альберта Британская Колумбия Квебек Манитоба Новая Шотландия Нью-Брансуик Ньюфаундленд и Лабрадор Онтарио Остров Принца Эдуарда Саскачеван Православная Церковь в Америке [ править править код ] Православная Церковь в Америке (англ.  Orthodox Church in America, сокращённо ПЦА , англ.  OCA; неофициально также Американская православная церковь ) — аавтокефальная поместная православная Церковь. Автокефалия Православной Церкви в Америке, предоставленная ей в 1970 году Русской Православной Церковью, признается последней, а также Болгарской, Грузинской, Польской Православными Церквями и Православной Церковью Чешских земель и Словакии, но не признается Константинопольским Патриархатом, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Румынской, Кипрской, Элладской и Албанской Церквями в качестве Автокефальной Церкви (однако признается вышеупомянутыми Церквями как самоуправляемая часть Русской Православной Церкви, чей канонический статус и апостольское преемство не оспариваются). С 1 июля 2009 года Предстоятель Церкви носит титул «Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады». До этого, с 2005 года, Предстоятель Православной Церкви в Америке носил титул «Архиепископ Вашингтонский и Нью-Йоркский, Митрополит всей Америки и Канады». История [ править править код ] В юрисдикции Русской православной церкви Возникновение восходит к созданию в 1794 году монахами Валаамского Спасо-Преображенского монастыря (архимандритом Иосафом, иеромонахом Ювеналием, иеромонахом Макарием и другими) первой православной миссии в Америке. Своим апостолом американские православные считают преподобного Германа Аляскинского († 1837 год). При архиепископе Тихоне (впоследствии Всероссийский Патриарх), 1 сентября 1905 года, кафедра Алеутской епархии была перенесена из Сан-Франциско в Нью-Йорк. С 1907 года именовалась Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской. После Октябрьской революции 1917 года в России, сношения с Высшей Церковной Властью в Москве оказались весьма затруднёнными. Московская патри­архия, лишенная доступа к международному телеграфу и почте, попавшим под монополию нового режима, была напрочь отре­зана от своих зарубежных епархий и миссий. Прекратилась фи­нансовая поддержка. Православных иерархов в США подозревали в связи с ГПУ, усиливались нестроения.

http://azbyka.ru/palomnik/Канада

Мария Ненарокова Глава I. Беда и его время «Золотой век» англо-латинской литературы приходится на период между 600 и 800 годами, когда, по мнению некоторых исследователей, она стала «лучшей в Европе» 32 . В это время были заложены основы национальной английской литературы, соединившей в себе элементы англосаксонской культуры и латинскую ученость, германский и ирландский фольклор и культуру античного Средиземноморья. Центральной фигурой этого периода был англосакс Досточтимый Беда (672/3 – 735 гг.). Чтобы понять истоки такого необыкновенного явления, как творчество Беды – богослова и церковного писателя, оказывавшее влияние на европейскую культуру на протяжении всего периода Средних веков, необходимо обратиться к истории церкви и христианского просвещения в Англии и соседней с ней Ирландии. Англия, первоначально называемая Британией, по названию кельтского племени бриттов, Шотландия и Ирландия были тесно связаны между собой в этническом и культурном отношении, так как на территории этих стран жили родственные кельтские племена. Бритты первыми приняли христианство , принесенное из Галлии во II в. н.э. 33 . В Шотландии первая христианская церковь была построена св. Нинианом в конце IV века 34 . В Ирландии первым проповедником христианства и, соответственно, первым главой церкви был св. Патрик (ок. 390 – 461 (?)). Поначалу организация Кельтской Церкви была такой же, как и в греко-римском мире. Территория, на которую распространялась церковная юрисдикция, делилась на диоцезы, управлявшиеся епископами. Епископские кафедры находились в крупных городах. Так, в начале IV в. в Британии было три епископских кафедры – в нынешних Лондоне, Йорке и Линкольне 35 . Брак для клириков был допустим. Например, св. Патрик был сыном диакона и внуком пресвитера 36 . VI-V вв. были временем возникновения монашества в Египте и Палестине и распространения его в Европе. Идеалом для христиан стал прп. Антоний Великий . Его житие было известно в Европе уже в IV веке и, согласно Блаженному Августину , многих побудило отречься от мира 37 . «Житие прп. Антония» в переводе Евагрия, многочисленные сборники изречений египетских отцов, патерики были весьма распространены в Британии и Ирландии V-VI вв. 38

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЬЕННСКИЙ СОБОР (16 окт. 1311 - 6 мая 1312), XV вселенский Собор католич. Церкви. Проходил в эпоху «Авиньонского пленения пап» под председательством папы Римского Климента V в г. Вьенне (совр. Вьен, близ Лиона, юго-вост. Франция). Собор был созван под давлением франц. кор. Филиппа IV Красивого в условиях конфликта между Францией и Папским престолом (см. ст. Бонифаций VIII ). Буллой «Regnans in coelis» от 12 авг. 1308 г. папа Римский Климент V объявил о созыве Собора, к-рый должен был рассмотреть обвинения против ордена тамплиеров , вопрос о защите христ. святынь в Св. земле и перспективы церковной реформы. Помимо 20 кардиналов в Соборе приняли участие 4 католич. патриарха (в т. ч. Александрийский и Антиохийский), 39 архиепископов, 79 епископов, 38 аббатов из Франции, Италии, Венгрии, Англии, Ирландии, Шотландии и др. стран - всего ок. 300 участников, среди к-рых французы и итальянцы были в большинстве. Преследование тамплиеров, обвиненных в ереси идолопоклонства, черной магии и содомском грехе, было инициировано королем Франции, арестовавшим всех членов ордена на территории королевства (1307), достояние ордена было конфисковано в пользу королевской казны. Папа Климент V, недовольный арестом членов ордена, хотел перенести рассмотрение дела в папскую курию, однако содержание и допрос 2 тыс. заключенных представляли определенную трудность, поэтому в своей компетенции папа оставил принятие решения о дальнейшем существовании ордена. Позиция папы по делу тамплиеров соответствовала задуманной им реформе рыцарских орденов, к-рая должна была покончить с их соперничеством и подготовить крестовый поход для защиты христ. святынь, необходимый в связи с утратой владений крестоносцев в М. Азии (в 1291 пал последний оплот крестоносцев - Акра). Предварительное расследование дела тамплиеров явилось поводом для отсрочки В. С. 12 авг. 1308 г. папа назначил комиссию по делу об ордене. В ходе расследования (папа ездил по еп-ствам, допрашивал заключенных) мн. члены ордена отказывались от данных под пытками прежних показаний.

http://pravenc.ru/text/161137.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕНРИХ VIII Тюдор [англ. Henry Tudor] (28.06.1491, Гринвич - 28.01.1547, Лондон), кор. Англии (1509-1547), в правление к-рого была учреждена национальная англикан. Церковь. Г., младший сын кор. Генриха VII Тюдора, получил основательное теологическое образование в расчете на дальнейшую духовную карьеру и пост архиепископа Кентерберийского. После смерти старшего брата Артура в 1502 г. он стал наследником престола и был провозглашен принцем Уэльским (1503). Г. был одним из самых разносторонне образованных людей своей эпохи, полиглотом, библиофилом, ценителем живописи и музыки. В разные годы круг его общения составляли гуманисты Эразм Роттердамский , Т. Мор , Х. Л. Вивес , желавшие видеть в Г. воплощение платоновского государя-философа. В нач. XVI в. благодаря покровительству короля искусствам англ. двор стал подлинным центром ренессансной культуры. Г. выступал также патроном англ. ун-тов - Оксфорда и Кембриджа, где основал соответственно Крайст-Черч-колледж и Тринити-колледж и учредил неск. стипендий. После восшествия на престол во исполнение условий англо-испан. союзнического договора, заключенного его отцом, Г. был вынужден вступить в брак с вдовой брата испан. принцессой Екатериной Арагонской, для чего потребовалось особое разрешение (диспенсация) папы Римского. Активная внешняя политика Г. вдохновлялась идеей превращения Англии в одну из ведущих европ. держав. На протяжении всего царствования он вел войны с Францией и ее союзницей на Британских о-вах Шотландией, к-рые чередовались с непродолжительными периодами англо-франц. сближения, как правило вызванного чрезмерным усилением габсбургской Испании. В 1519 г. Г. был одним из претендентов на корону Свящ. Римской империи герм. нации наряду с Франциском I Французским и Карлом I Испанским (впосл. имп. Карл V ). В этот период при его дворе начала формироваться доктрина Англии как империи, исторически никогда не зависевшей от иных властителей (в т. ч. и от Римского папы), и, что еще важнее, теория имперской, т. е. высшей, власти государя в его королевстве, к-рая впосл. оказалась распространена и на отношения монарха с Церковью.

http://pravenc.ru/text/162138.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИБЕЛИУС Фридрих Карл Отто (15.05.1880, Берлин - 31.01.1967, там же), епископ Берлинско-Бранденбургской евангелической церкви в Германии, руководитель нем. Исповедующей Церкви (Bekennende Kirche) в период правления Гитлера. Род. в семье тайного советника. В 1899-1904 гг. изучал теологию в Берлинском ун-те Фридриха Вильгельма под рук. А. фон Гарнака , одновременно изучал философию в Гисене. После первого теологического экзамена (1902) и получения степени д-ра философии посещал семинар проповедников в Виттенберге. После второго теологического экзамена (1906) и обучения в Шотландии Д. был рукоположен во священника и служил помощником проповедника в Губене (Нидерлаузиц). В это время берлинским теологическим фак-том Д. было присвоено звание почетного д-ра. С 1908 г. Д. служил архидиаконом в Кроссене (ныне Кросно-Оджаньске, Польша), с 1910 г.- вторым пастором в ц. святых Петра и Павла в Данциге (ныне Гданьск, Польша), с 1911 г.- старшим пастором в Лауэнбурге (ныне Леборк, Польша), с 1915 г.- пастором в Шёнеберге в Берлине. С 1921 г. Д.- член Евангелического Высшего церковного совета в Берлине. С 1925 г. генерал-суперинтендант Курмарка (консистория Берлин-Бранденбург). В работе «Das Jahrhundert der Kirche» (Столетие церкви, 1926) Д., сторонник единства церкви и власти, критиковал Ноябрьскую революцию 1918 г., в то же время в отделении церкви от гос-ва видел возможность самообновления и усиления влияния церкви как хранительницы нравственности в светском гос-ве. В 30-х гг. XX в. Д. стал членом буржуазно-консервативной Немецкой национальной партии и, будучи патриотом, приветствовал приход А. Гитлера к власти. 21 марта 1933 г. (в честь торжественного открытия герм. рейхстага) в проповеди в ц. св. Николая в Потсдаме Д. одобрил действия властей по ограничению гражданских свобод после пожара рейхстага в конце февр. того же года. Он ссылался на М. Лютера , к-рый во время крестьянской войны призывал власти действовать беспощадно и учил церковь не вмешиваться в дела гос-ва.

http://pravenc.ru/text/171949.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. А. Дорнер. Фотография. 2-я пол. XIX в. [нем. Dorner] Исаак Август (20.06.1809, Нойхаузен-об-Экк, Вюртемберг - 8.07.1884, Висбаден), нем. протестант. теолог, представитель теологии опосредования. Род. в семье пастора. С 14 лет учился в монастырской школе в Маульбронне. С 1829 г. в ун-те Тюбингена изучал теологию и философию. Под рук. К. фон Шмида (автор «Библейской теологии Нового Завета» и оппонент Ф. К. Баура ) Д. написал «Историю развития доктрины о личности Христа». 1-я часть работы была опубликована в 1835 г., одновременно с этим Д. Ф. Штраус издал «Жизнь Иисуса». Во время учебы в ун-те Д. работал помощником отца. В 1832-1834 гг. ездил учиться в Англию и Шотландию. В 1837 г. получил степень экстраординарного профессора теологии. В 1843 г. Д. был приглашен в Кёнигсберг (ныне Калининград) на должность профессора теологии. В 1847 г. профессор в Бонне, в 1853 г.- в Гёттингене, в 1862-1883 гг.- в Берлине (где стал преемником К. И. Ницша ) и член Высшего евангелического церковного совета. В 1873 г. Д. принял участие в конференции Евангелического альянса в Нью-Йорке. Д.- автор работ по истории христологии . В обзоре по истории развития христологии (Entwicklungsgeschichte der Lehre von d. Person Christi von den ältesten Zeiten bis auf die neueste) он выделил 3 основных периода: период до II Вселенского Собора (381), когда было разработано учение о Личном (Ипостасном) единстве Божественной и человеческой природы во Христе; во 2-й период особо подчеркивалась Его Божественная природа (в ущерб человеческой) (до 1700), а с 1800 г. акцент делался на человеческой природе; в XIX в. (3-й период) разрабатывался синтез предшествующих тенденций. Основания христологии этого периода были заложены философией Ф. В. Й. Шеллинга , Г. В. Ф. Гегеля и Ф. Э. Д. Шлейермахера , что дало, с т. зр. Д., возможность исследователям не только говорить о Боге и человеке как о находящихся в определенном отношении друг к другу, но и учитывать при этом аспект личного роста и становления. Подводя итог развития протестант. христологии XIX в., Д. отмечал, что практически никто из известных теологов этого времени не отрицает человеческую личность Христа и Его безгрешность. Однако споры по вопросу, является ли безгрешность и совершенство Христа результатом собственного свободного выбора, или Он владел каким-то сущностным качеством, к-рое делало невозможным совершение Им греха, не завершились (Entwicklungsgeschichte. 1839. § 2. 3). Решение этой проблемы Д. предлагал в учении о единстве в становлении.

http://pravenc.ru/text/180235.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАМЕРОН [англ. Cameron] Чарлз (1743, Лондон - март 1812, С.-Петербург), архит., родом из Шотландии. Творчество К. связано с Россией, где его произведения воплотили идеалы зрелого классицизма, основанного на знании подлинных античных памятников. Уже в период обучения К. увлекся античным искусством; среди ранних работ известен его альбом рисунков на античные темы (1764, б-ка Ленинградского ин-та инженеров железнодорожного транспорта, ныне - Петербургского гос. ун-та путей сообщения, фонд рукописей и редких книг, инв. 4891). После прочтения книг итал. архитектора эпохи Возрождения А. Палладио К. приехал в Рим (ок. 1767-1768), чтобы продолжить начатое им изучение древности. По возвращении в Лондон К. издал труд, посвященный рим. термам (1772). Приглашение К. в Россию (1779) было обусловлено увлечением имп. Екатерины II англ. садово-парковым искусством и желанием обновить ансамбль Царскосельской имп. резиденции в классицистическом стиле. К. был назначен «архитектором Ее Императорского Величества». Ему было поручено строительство в Царском селе (с 1808 Царское Село, ныне Пушкин) нового комплекса сооружений, по замыслу государыни это должен был быть «античный дом». К. выбрал участок на границе с регулярным парком, архитектура его построек сочеталась с новым пейзажным садовым ансамблем, получившим собственную нерегулярную планировку. Первая постройка К. в Царском селе - это Холодные бани (1779 - 80-е гг. XVIII в.): 2-этажный корпус с банями внизу и гостиными наверху (т. н. Агатовые комнаты) (1780-1785); позднее были устроены Висячий сад, Пандус, небольшая дворцовая церковь позади Агатовых комнат (все - нач. 90-х гг. XVIII в.). С Холодными банями соединялась открытыми террасами-переходами колоннада Аполлона (Камеронова галерея; 1783-1787), откуда открывались виды на павильоны и объекты регулярного и живописного парков, а в широких пролетах были установлены бюсты античных поэтов и императоров, к-рые напоминали о достижениях древних.

http://pravenc.ru/text/1470115.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (3.10.1814, Москва - 15.07.1841, гора Машук близ Пятигорска), поэт, прозаик, драматург. Из дворянского рода, происходившего от шотландца на рус. службе Георга (Джорджа) Лермонта († 1634), чей сын Петр († 1679) перешел в Православие в 1653 г.; герб рода Л. (1799) имел девиз: «SORS MEA IESVS» - «Судьба моя Иисус». Отец Л.- армейский капитан Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831), мать - Мария Михайловна (урожд. Арсеньева; 1795-1817). Воспитанием Л. занималась его бабушка и крестная мать Елизавета Алексеевна Арсеньева (урожд. Столыпина; 1773-1845), владелица имения в Тарханах Пензенской губ. В 1819-1820 гг. она выстроила здесь (в память дочери) храм во имя прп. Марии Египетской (освящен в 1820), в 1826-1840 гг.- храм во имя арх. Михаила (освящен в 1840). В 1817 и 1818 гг. выезжала с внуком на богомолье в Киево-Печерскую лавру ; в 1820, 1821 и 1825 гг. возила его на Кавказские Минеральные Воды. Приобщала Л. к церковному благочестию: уже в 1821 г. и позднее он неоднократно выступал восприемником при крещении крестьянских детей; 1-й сохранившийся автограф Л.- владельческая запись на экземпляре рус. перевода Псалтири (М., 1822), сделанная в 1824 г. Переехав в Москву в 1827 г., бабушка с Л. регулярно ходила на исповедь в храм в честь Ржевской иконы Божией Матери (на Поварской ул.). В авг. 1830 г. вместе с бабушкой и 2 родственницами Л. пешком ходил в Троице-Сергиеву лавру (здесь было написано стихотворение «Нищий»); в том же году (и, вероятно, в 1829) Л. посетил Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова мон-рь , где написал стихотворение «Оставленная пустынь предо мной...». Впосл. впечатления от нередких, видимо, паломничеств в различные обители отразились в его поэмах, романе «Вадим» и др. Бабушка имела влияние на Л. до конца его дней: в 1841 г., проезжая через Воронеж, он по ее просьбе заказал молебен свт. Митрофану Воронежскому. В 1828-1830 гг. Л. учился в Благородном пансионе при Московском ун-те, где находился под рук.

http://pravenc.ru/text/2463583.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010