Закрыть itemscope itemtype="" > Вознесение Господне 24.05.2023 554 Время на чтение 5 минут Вознесение Господне. Середина XI в. Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове Вознесение Господне относится к числу «двунадесятых», то есть самых великих праздников Православной Церкви. Христианские праздники похожи на кольца золотой цепи, неразрывно связанные друг с другом. Через сорок дней после Пасхи наступает праздник Вознесения. Через десять дней после Вознесения – праздник Троицы. Прежде чем говорить о Вознесении, следует остановиться на вопросе о значении и смысле библейской и храмовой символики, о связи Священной Истории с храмовой литургикой. Участвовать в религиозном празднике – это не только вспоминать события Священной Истории, но мистически включаться в них, духовно переживать их. Через храмовую службу, ее образы и ритуалы, ее символические обряды человек становится реальным участником происходивших в истории мира и повторяющихся в ритмах церковного календаря событий. Вознесение Господне – это сияющее ослепительным светом завершение земной жизни Христа Спасителя. Вознесение – это венец христианских праздников. Это зримая форма возвращения Сына Божия к Своему предвечному бытию. Это раскрытие перед человеком бесконечных далей духовного совершенства. В своей земной жизни Христос подчинил себя времени и истории, и вместе с тем он стоит над временем и историей, поскольку Он – их Творец и Владыка. Для христианина жизнь Христа из Назарета – не прошлое как прошедшее, а актуальное настоящее и бесконечное будущее. Христианский праздник – это соприкосновение вечного и временного, земного и небесного, это откровение духовного эона на земле в сакральном пространстве храма. Вознесение Христа имеет онтологическое, нравственное, духовное и эсхатологическое значение. В Евангелии от Марка дана величественная картина Вознесения Иисуса Христа. Но мало иметь и читать Евангелие. Надо еще знать его особый язык, символику и другие средства изображения. Это вовсе не значит, что Евангельская символика превращает события в отвлеченную аллегорию. Нет, Евангелие – истина, но она многогранна и многопланова. В земном – присутствует небесное, в историческом – вечное. Символ не подменяет, а углубляет смысл и открывает сакральный план событий.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/24/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дурь президента Левитса, или «Автокефалия» по-латвийски Одни делают вид, что провозгласили, другие – что получили 10.09.2022 1485 Время на чтение 3 минуты Фото: Из интернет-источников На официальном сайте самоуправляемой Латвийской Православной Церкви Московского Патриархата появился комментарий пресс-служба ЛПЦ «О изменениях в Законе о Латвийской Православной Церкви».  «8 сентября, по инициативе Президента Латвийского Государства господина Эгила Левитса, Сейм Латвийской Республики внёс изменения в Закон о Латвийской Православной Церкви. Это решение носит юридический характер и принятые изменения касаются юридического статуса Церкви. Государство установило статус нашей Церкви как автокефальный. Государство определило, что Латвийская Православная Церковь юридически независима ни от одного церковного центра, находящегося за рубежами Латвии, сохраняя духовное, молитвенное и литургическое общение со всеми каноническими Православными Церквами мира. Изменение статуса не меняет Православную Веру, догматы, Литургическую жизнь Церкви, календарный стиль, сакральный богослужебный язык, обряды, традиции и внутреннюю церковную жизнь. Синод Латвийской Православной Церкви с любовью призывает духовенство и мирян сохранять мирное устроение духа, поддерживать единство нашей Церкви, неукоснительно соблюдая законы нашего Латвийского Государства. Сопребывая духовно и молитвенно в нерушимом единстве со всем Православном миром, сохраним чистоту нашей Веры и будем укреплять Святое Православие на Латвийской земле. Просим Всех верующих усердно и горячо молиться о нашей Святой Церкви, да сохранит Её в мире и благополучии Милосердный Господь». Редакция «Русской народной линии» уже обращала внимание на эту фарсовую историю , когда президент Латвии Эгил Левитс решил собственным указом даровать автокефалию Латвийской Церкви. Эту вздорную инициативу быстренько поддержал сейм Латвии. Всем сразу стало понятно, что образовательный и интеллектуальный уровень латвийских «государственных мужей» находится ниже плинтуса. У них у всех, похоже, одна извилина в мозгу, и этой извилиной они думают только о том, какую бы еще гадость сделать России.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/10/du...

Закрыть itemscope itemtype="" > Приведёт ли коронавирус к революции в Церкви? О современных событиях в контексте церковной истории 14.05.2020 1361 Время на чтение 7 минут Реформация – широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI – начала XVII века, направленное на реформирование католической церкви. С ортодоксально-православной точки зрения, ориентирующей на незыблемое стояние в Истине, – это уступка духу времени, приспособление к меняющемуся миру, а потом и преклонение перед ним. Зачастую сопровождается революцией в Церкви. Такая революция свершилась на излете Средневековья в Европе, результатом которой были религиозные войны, охватившие этот континент. Итогом их был Аугсбургский мир 1555 г., провозгласивший принцип «Чья власть – того и вера», ослабивший Римо-католическую церковь, которой перестали подчиняться ряд европейских монархов, выбравших протестантизм. Православие же Реформации не знало, если не считать реформ патриарха Никона, имеющих целью «исправить» богослужебные книги и внести изменения в церковные обряды для их унификации с греческими. Но с Реформацией они ничего не имели общего, так как фигура Никона «символизирует проект модернизации России на основе православной традиции и собственный геополитический проект лидерства Москвы в восточнохристианской цивилизации» (Фролов К. « Как преодолеть разделения со старообрядчеством? »). Отрешение Никона от патриаршества, которое произошло не без интриг со стороны иезуитов и восточных патриархов, подосланных турецким султаном, привело к нарушению принципа Симфонии между предстоятелями Церкви и монархами с последующим заключением Церкви в «удушающие объятия» государства и к усилению церковного раскола, который тот не успел уврачевать. Не говоря уже об отказе от того, что патриарх Никон не завершил свой проект признания Москвы как центра Мирового Православия наравне с Константинополем, Иерусалимом, Александрией и Антиохией… К концу Петербургского периода по мере смягчения режима самодержавия в Православной Российской Церкви шли различные богословские споры, активно дискутировался вопрос о ее социальной роли, усиления значимости приходской жизни. Шел также процесс включения духовного сословия (Чернышевский, Добролюбов и т.д.) и семинаристов (Джугашвили, Микоян, Преображенский и т.п.) в революционный процесс. После отречения Николая II от престола Православная Российская Церковь оказала горячую поддержку Временному правительству. Так 9 (22 марта) 1917 Святейший Синод ПРЦ обратился к русскому народу с призывом признать и поддержать Временное правительство, которое «вступило в управление страной в тяжкую историческую минуту»: «Свершилась воля Божья. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую родину счастьем и славой на ее новом пути» («Свершилась воля Божья»: РПЦ благословила февральскую революцию и отречение царя. Обзор прессы 100-летней давности// Новый день. 2017. 10 марта ).

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/14/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Размышления о Михаиле Афанасьевиче Булгакове и его сложном пути навстречу к Богу 22.07.2021 1588 Время на чтение 6 минут Источник: Православная жизнь Атеист, сатанист, безбожник… Все эти характеристики наверняка каждый встречал применительно к великому классику Михаилу Булгакову. Фото: pravlife.org «Протестую!» – мог бы возразить сам кот Бегемот из романа «Мастер и Маргарита», так как бесспорных убедительных фактов, «самых упрямых вещей в мире», привести строгим критикам обычно не удается. Михаил Афанасьевич родился в благочестивой религиозной семье. Булгаковы принадлежали к потомственному духовенству. Деды Михаила и по отцовской, и по материнской линии были служителями Церкви. Отец, Афанасий Иванович, окончил Орловскую духовную семинарию, затем Киевскую духовную академию. Был доктором богословия и профессором, историком Церкви, обладал высокими моральными качествами. Один из учеников отца вспоминал, что «его высший религиозный интерес, соединявший в себе и церковность, и настроение, был для него не одним из многих интересов его жизни, а как бы самим существом его жизни». Михаила Булгакова крестили в Крестовоздвиженской церкви на Подоле, крестным писателя стал коллега отца – профессор Киевской духовной академии H. И. Петров. В семье, где воспитывался Михаил и его 4 сестры и 2 брата, строго соблюдали посты, говели перед Пасхой, а вечерами отец вслух читал Евангелие. После смерти главы семейства юный Булгаков перестал посещать церковь и соблюдать обряды. Что же стало причиной этого? Из воспоминаний современников, из писем и дневников писателя видно, как он воспринимал атеистическую обстановку в стране, пытающейся построить новое общество, как был потрясен закрывающимися храмами, разрушенным ко времени написания последних вариантов романа «Мастер и Маргарита» храмом Христа Спасителя, кощунственными плакатами типа «Мария родила комсомольца», деятельностью специальных изданий, которые отличались воинствующей позицией по отношению к религии, верующим, Церкви, и целого ряда авторов, создающих антирелигиозные произведения.

http://ruskline.ru/opp/2021/07/22/razmys...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русский обычай Очерк о языческом и христианском в народном календаре. Часть 5 20.02.2019 1099 Время на чтение 26 минут Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 КРЕСТЬЯНСКО-ХРИСТИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ Рождество Христово... С христианизацией крестьянства народный месяцеслов, в основе которого оставался прежний природно-хозяйственный, обрядовый календарь, выстроился в лад православно-церковному календарю и освятился, изукрасился евангельскими событиями, кои обрели в народной мифологии русскость. Крестьянам грамотеи-книгочей долгими зимними вечерами читали Закон Божий, и с летами, веками народилось в мужиках и бабах благоговение перед воображаемыми библейскими событиями, а вещие сказители запечатлели их по-русски , словно и случились события в русской земле. Крещенные века породили в крестьянском мире изрядно календарных обычаев и обрядов, касаемых Рождества Христова, Воскресения Господня (Пасхи), Крещения Господня, Святой Троицы, Покрова Божией Матери... В Рождественский Сочельник, что накануне Рождества Христова, крестьяне щедро кормили домашнюю скотину, и первый блин Сочельника подносили овцам, - сии обряды прямо связаны со Святым Евангелием - Матерь Божия спеленала новорожденного Сына Божия и положила в ясли для скота: «...И роди сына своего первенца, и повит его, и положи его в яслех: зане не бе им места во обители...» («... родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице...»). (Лк.2.7). Христославы после заутрени начинали ходить по избам, славить Христа. При этом часто носили с собой деревянный ящик (образ вертепа) и раскрашенную деревянную звезду, что, согласно Священному Писанию, означает пастушескую пещеру (вертеп), где Божия Мать родила Иисуса Христа и, спеленав, положила его в ясли - ящик для кормления скота; а звезда означает звезду Вифлеемскую, благодаря которой волхвы нашли Новорожденного Христа, а потом возвестили миру о Рождестве Спасителя нашего Иисуса Христа. Христославы, расхаживая по избам, пели:

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/21/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русский обычай Очерк о языческом и христианском в народном календаре. Часть 7 04.03.2019 1010 Время на чтение 21 минут Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 КРЕСТЬЯНСКО-ХРИСТИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. Продолжение Святая мученица Параскева, нареченная Пятницей (+III век; память 10 ноября), жила в в Иконии (...). Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия. Она захотела посвятить свою жизнь Богу и просвящению язычников светом веры Христовой. На этом праведном пути суждено было Параскеве, носившей в имени своем память о дне великих Страстей Иисусовых, приобщиться и в своей жизни к Страстям Христовым через телесные муки». (Месяцеслов. Настольная книга священнослужителя). Наряду с вышеупомянутыми святыми возлюбили русские крестьяне и Параскеву-пятницу, по-народному обычаю вообразив ее целомудреной деревенской девой, облачив ее имя поэтическими мифами. В легендах о святой деве слышался лишь некий нравственный отзвук ее жития... Неисповедимыми путями Господними простой русский народ, христолюбивый и человеколюбивый, наделил святую Параскеву Пятницу и особым церковным почитанием ...ей посвящены храмы, иконы... и трогательной народной любовью - с ее именем связаны многие народные обряды, поэтические легенды, ей посвящено немало источников. Святая Параскева-Пятница, орусев , стала покровительницей полей и скота, а в избранных уездах, волостях и покровительницй вод, целебных источников; а посему в день ее памяти крестьяне приносили в храмы для освящения плоды земные; молились о сохранении скота от падежа. Иконы, часовни в честь святой мученицы Параскевы ставились у источников, воды которого охранял святой и чистый дух праведницы. Святую Параскеву величали бабьей святой , заступницей честных жен, что незримо промышляет повоем, - принимает новорож­денных чад; святая Параскева-Пятница почитается также как охранительница семейного благополучия и счастья, как целительница от самых тяжких душевных и телесных недугов.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/05/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Стародубская пророчица 06.02.2020 1413 Время на чтение 21 минут Глава первая Тепло из оранжевой дежки Ползёт, превращаясь в хлеба Озимой зелёной замешки, Которую ждёт молотьба. За мной стародубские улки, Старинной России ключи. Хоромы, как белые булки И красные, как калачи. Врастают в замочек озёрный И в свадебный парка замок. Закрытый на слог непокорный, Стоит на дубах городок. Гуляет в неведомом веке, Где горлинка вместо часов Своим воркованьем сусеки Времён заперла на засов. Сиянье церквей и пророков, Чья неоспоримая власть, От самых корней и истоков До крон голубых разлилась. В канун Вознесенья Господня Молился тут царь Александр . И архимандрит, как угодник, Из прошлого смотрит на чад. Намедни, в день грозной охоты Ильи на зловещих врагов, Служил для крылатой пехоты Обедню отец Куликов. …………………………… Гадает здесь дед на планету И проклинает солох, Что ступу вдруг на лисапету Сменили под переполох. Аж в Киеве начался шабаш Сородичей их в декабре. А ныне сбираются замуж За чёрта на Лысой горе. ……………………………. Сюда забредали поляки, Тут шведы ложились костьми. И с Фаустом шли забияки, Не зная, что с Фёдором мы. Что лучше им в день Стратилата В колодцы Руси не плевать. Коль каждая здешняя хата, Из брёвен сложённая рать. Плетень здесь отважный опричник, Покрытый глазурным горшком. Фигурный кленовый наличник Вражине грозит кулаком. Тут разные бродят идеи, У каждой родной диалект. И носят кресты иудеи На всякий удобный момент. Сюда брёл с товаром Чернигов, Бил Киев старшинам челом. Торговлю России град двигал На Запад, порой напролом. ………………………… Древнейшее всё, и не надо Бояться себя и людей. Язычество тоже ограда Церквей и весёлых затей. В нём нрава добро не иссякло, Помельче не стала душа. И правильно б было, двояко На всё поглядеть не спеша. К попам утекают обряды Из майских берёзовых рощ. В церковные требы-цитаты, По-русски звучащие сплошь. ……………………………….. Сто лет украинс кую степу Мир мерял на здешний аршин. Ведь гетман , сменивший Мазепу,

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/06/...

игумен Борис (Долженко) О книге Книга явилась плодом многолетних наблюдений, чтения и осмысления подвига святых отцов и собственного жизненного опыта ее автора – настоятеля Николо-Бабаевского монастыря Ярославской епархии, где провел последние годы жизни святитель Игнатий (Брянчанинов) . Отец Борис родился в годы советской власти, обрел веру в сознательном возрасте и прошел путь от простого мирянина до игумена. Книга будет особо интересна и полезна тем, кто в наше время заново открывает для себя Православие, – как живое свидетельство современника, прошедшего тем же путем обретения истины и вхождения в Церковь . Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви К читателям Учение Христово до кончины мира останется неизменным, но меняются положение Церкви в обществе, отношение общества к христианским ценностям, меняются люди, их понятия, язык, условия жизни, а главное – «душевная начинка» человека, и неизбежно возникает потребность и даже необходимость взглянуть на учение Христово глазами современника, соотнести с ним новые условия жизни, донести его смысл до изменившихся людей. Поэтому во все времена пастыри Церкви толковали Священное Писание , объясняли церковные правила, каноны, обряды, писали нравственные поучения для своих современников. Цель этой книги – помочь современному христианину найти ответы на трудные вопросы духовной жизни. Если это кому-либо поможет на пути спасения, то и слава Богу! Игумен Борис, Николо-Бабаевский монастырь, 2011 г. Часть 1. Душе моя, душе моя, востани… Ветхий и новый человек В начале своего духовного пути, после обращения к Богу и воцерковления, христианин вдруг замечает внутри себя раздвоение: одна часть его души верует в Бога, жаждет угождать Ему, жить по заповедям Божиим, другая же хочет жить по законам мира сего, иметь земные блага, вкушать мирские удовольствия и наслаждения. Однако эти два пути жизни совместить невозможно, и в человеке начинается внутренняя борьба. Первая часть души на языке Священного Писания именуется «новым человеком», а вторая – «ветхим человеком». Каждый из этих двух «человеков» имеет как бы свое невидимое тело, состоящее из соответствующих желаний, чувств, мыслей, нуждающееся в определенной пище для поддержания своего существования. За ветхим человеком стоят демоны, за новым же – благодать Божия, Ангел Хранитель и святые.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Исправление богослужебных книг К оглавлению Постоянное соприкосновение южнорусской Православной Церкви с Римско-Католической Церковью отразилось на православной богослужебной практике. Еще в середине XIII в. появились рукописные переводы латинских богослужебных книг на церковнославянский язык, которые во множестве распространялись среди западных славян в Далмации, Иллирии, Боснии и Валахии. Впоследствии подобные книги также во множестве печатались в типографиях Венеции и Рима и рассылались в славянские земли. Эти издания способствовали введению латинских обрядов и обычаев в богослужебную практику южнорусской Церкви. Вошедшие однажды в практику обряды и чинопоследования вскоре закреплялись через печатные издания, а свобода и бесконтрольность печатания богослужебных книг усугубляли запутанную ситуацию. «От времени, — писал митрополит Петр (Могила), — многое оказалось неполным, неопределенным, многое незаконно внесено в обычаи Церкви, особенно в то печальное время, когда на Руси не было ни одного православного епископа». Первые попытки исправления богослужебных книг предпринял епископ Львовский Гедеон (Балабан). В 1604 г. он издал Служебник, а в 1606 г. — Требник, сличив их предварительно с древними славянскими списками и греческим текстом, присланным ему Патриархом Александрийским Мелетием. Обе книги были изданы им в Стрятине в типографии его племянника Феодора Балабана. Но вышедшие в свет в то же время виленские и острожские издания содержали и между собой весьма значительные различия, и в сравнении со стрятинскими книгами. В 1629 г., еще будучи киево-печерским архимандритом, Петр (Могила) исправил и издал Служебник. Киевский Собор 1629 г. утвердил его для обязательного употребления во всей южнорусской Церкви, заменив им все прежние редакции Служебника. Став митрополитом, Петр (Могила) потребовал, чтобы все вновь печатаемые в типографиях богослужебные книги, особенно служебники и требники, представлялись ему для исправления и чтобы при богослужении не употреблялись книги, напечатанные без его рассмотрения и одобрения. В 1639 г. митрополит Петр (Могила) осуществил новое издание Служебника, во многом отличное от прежнего.

http://sedmitza.ru/lib/text/436390/

К истории православного богослужения по поводу некоторых церковных служб и обрядов ныне не употребляющихся Источник Введение Исследование состава и текста древних богослужебных книг нашей православной церкви составляет одну из самых, настоятельных нужд современной литургической науки. Хотя и в прежнее время предмет этот возбуждал по временам внимание наших ученых и вызывал даже появление книг, посвященных его рассмотрению, но наука от этого немного выиграла. Составители этих книг имели большею частью только практическую, а именно миссионерскую, противораскольническую цель. В интересах достижения этой цели, они сделали очень много, но все сделанное ими имеет главным образом практическое, противораскольническое значение. Между тем в настоящее время к указанной области выступает на первый план интерес чисто научный и особенно историко-археологический. Сравнением доказано, что употребляющиеся у нас ныне, исправленные при патриархе Никоне , книги во многом разнятся от употреблявшихся до Никона, а различные издания этих последних отличаются друг от друга и от книг рукописных XVI в., современных введению у нас книгопечатания; рукописные книги XV-XVI в. в свою очередь отличаются во многом от таковых же книг XIV-XIII в. и т. д. Факт этот показывает, что богослужение наше приняло свой современный вид не вдруг, а постепенно, что православная наша церковь , приняв от греков, вместе с учением православной веры, и богослужение, никогда не отождествляла последнего с первым и никогда не смотрела на богослужебные обряды так, как смотрят на них наши раскольники, т.е. как на ничто столь же неприкосновенное и неизменное, как и догмат. Находясь в постоянном общении с церковно православною греческою, церковь русская неуклонно следовала за первою и в области обрядов. Перемены и усовершенствования в этой области, происходившие в Греции, особенно в великой константинопольской церкви и на Афоне, скоро переходили и в русскую церковь, частью непосредственно от самих греков, часто через посредство сербов и болгар.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010