поиск:   разделы   рассылка Михаил Тюренков Русь изначальная Источник: Культура 10 ноября православные отмечают день двух святых, память которых напоминает нам о том, что Русская церковь охватывает не только Россию, но и весь Русский мир. Оба святых  – преподобный Иов Почаевский и святитель Димитрий Ростовский  – родом с территории современной Украины, но оба прославлены Церковью именно как русские святые. Сегодня среди верующих в России часто возникают вопросы: почему в современной церковной культуре – обычаях, иконописи, песнопениях – так много малороссийских заимствований? Почему так много московского (да и не только) духовенства имеет украинское происхождение? И почему, наконец, именно Украина вот уже несколько столетий находится на самом острие церковной политики? Чтобы ответить, необходимо совершить несколько исторических экскурсов. Начать стоит со времен Крещения Руси, когда киевский князь Владимир и прибывшее с ним в древнерусские земли византийское духовенство крестили в днепровской купели восточных славян. Исполнив завет своей бабки, святой равноапостольной княгини Ольги, великий князь привел в христианство тысячи русичей, на многие столетия определив наш цивилизационный выбор. Это впереди – княжеские усобицы и раздробленность, монгольское иго и новое возрождение Руси, уже Московской. А пока изначальная Русь едина, и это единство, а также духовное самоопределение русской государственности имело именно киевские корни. Экскурс второй относится к периоду воссоединения русских земель и освобождения от ордынской зависимости. Ни для кого не секрет, что в те времена русских государств было два. Великое княжество Литовское, куда входил Киев и которое с конца XIV века стало отходить от православия в католицизм, тем самым отдаляясь от русской цивилизации. И постепенно возвышавшаяся Москва, которая в XV веке взяла на себя имперские функции павшей Византии, став, по слову псковского старца Филофея, Третьим Римом. В это самое время произошло первое разделение Руси – киевляне и московиты, а также жители современной Белоруссии, именовавшие себя литвинами (не путать с современными литовцами), оставаясь русскими, постепенно разделились на малороссов, великороссов и белорусов. Разделение усугубилось печально известной Брестской унией 1596 года, когда целый ряд епископов православной Киевской митрополии, сохранив восточные богослужебные чины и обряды, присоединился к Римско-католической церкви .

http://religare.ru/2_97824.html

Судогда. Собор Екатерины. Екатерининский собор Карта и ближайшие объекты Первая попытка закрыть храм была в 1930 г. Но 29 марта 1930 г. (это было время сразу после выхода статьи И.В. Сталина «Головокружение от успехов») Ивановский облисполком не утвердил постановление Владимирского окрисполкома о ликвидации Екатерининского собора в г. Судогде, т.к., если не считать маленькую кладбищенскую церковь, это единственный храм для города и ряда прилегающих селений [ГАИО. Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 13. Л. 110]. В 1932 г. зданием Екатерининского собора в Судогде стали пользоваться сразу 2 общины: староцерковническая и обновленческая; в августе 1937 г. верующие писали во ВЦИК, что живут они мирно и общественный порядок ни разу не нарушали. Правда, при закрытии храма в Судогде в 1937 г. некая Сухоцкая вопрошала: если Бог один, то почему Церковь разделилась, не является ли религия просто обманом? Т.о. само существование 2 течений являлось ярким примером действия принципа «разделяй и властвуй». 28 августа 1933 г. Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК требует устранить «стеснения со стороны местных работников к регистрации избранного верующими служителя культа и отправлению обрядов» в Екатерининском соборе г. Судогды, 9 октября облисполком сообщил, что собор в пользовании верующих, община выполняет религиозные обряды, т.е. дело урегулировано. С июня 1936 по декабрь 1937 г. длилось закрытие Екатерининского собора в г. Судогде: в частности, проводилась агитация и сбор подписей среди населения. При закрытии собора антирелигиозная пропаганда часто заменялась антиклерикальной. Так, на собрании РО НКВД приводили многочисленные примеры контрреволюционной деятельности духовенства и церковников: в с. Языкове колхозники под влиянием попа не выходили на работу, чем чуть не развалили колхоз, в с. Ликино церковники срывали проводимые соввластью мероприятия, в Андреевском сельсовете попы и церковники ведут подготовку к выборам в Советы, выступая с проповедями. На фабрике им. 1 Мая важность закрытия храма связали с остротой политического момента: попы проводят вербовку среди масс в связи с выборами в Советы, в Ярославской области дьякон стал председателем сельсовета и др. В райпотребсоюзе собравшиеся заявили, что Церковь действует совместно с фашизмом. Собрание на ул. Советской прошло в форме прений: 7 человек высказались в поддержку закрытия церкви, вспомнив попов и монахов, воюющих в Испании на стороне фашистов, раздел Церкви на староцерковников и обновленцев, разоблачение церковников из Андреева и Картмазова, говоривших о новоявленных мощах и видениях Бога и др. 25 декабря 1937 г. ВЦИК утвердил постановления Ивановского облисполкома от 15/07.-37 г. о закрытии Екатерининского собора в г. Судогде под городской театр; причина закрытия - ходатайство населения, хотя только 2235 человек из 3 тысяч горожан дали согласие на закрытие, остальные почти 700 человек, получается, были против.

http://sobory.ru/article/?object=06165

27-го октября 1900 г. исполнилось столетие со дня воссоединения старообрядцев на правах единоверия. О причине возникновения раскола старообрядчества и о необходимости учреждения у нас на Руси единоверия – Собор российских архипастырей вот что говорит: «Св. Пр. Всероссийский Синод, обращая внимание на причины уклонения так именуемых старообрядцев от священноначалия Церкви, всегда находил начало сему единственно в том, что Россия, приняв от греческой церкви христианство , в кратком времени не могла получить везде исправных с греческого языка переводов церковных кни, тем паче, что наш язык еще не имел никакой грамматики, печати не было, а писцы не все были исправные: от чего церковные книги наполнялись погрешностями. Между тем в некоторых местах вводились по произволу разные молитвы и обряды, а когда с тех рукописных книг началось печатание, то, сколько ни было изданий при Преосвященных Митрополитах и Святейших Патриархах Российских, всегда оные были во многих местах поправляемы, что доказывают приложенные при всех изданиях извинения, если не во всем поправлены. Но от сего самого люди любопретельные, или не понимавшие причин исправления, начинали расколы, что и продолжалось до времен бл. Государя Царя Алексия Михайловича, который, опасаясь дабы разнообразие Российской Церкви с православною греческою не произвело общего соблазна, повелел приобрести на Афонской горе древние греческие книги и древние российские из домов архиерейских и монастырей: некоторые из них писаны за 500 и 700 лет, и по ним не новое, но древнее сделано исправление наших книг, для рассмотрения же правильности исправления был составлен собор, так что книги не иначе отдавались в употребление, как с утверждения собора. Собор не подвергал проклятию ни того, что простотой и неведением вошло в употребление, ни тех людей, которые сие употребляли: но предавал анафеме прекословящих, яко еретиков и непокорников. Хотя же действом возмутителей церковного мира некоторая часть православных оставалась при книгах прежней печати и при тех обрядах, коих почитала древнее, отказалась и от повиновения и подчинения матери своей церкви: однако же, всегда чувствовала тяготу своего отчуждения от оной и от святейших таинств, самим Господом нашим И.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

2. Разговоры о Церкви Грекороссийской между старообрядцем и православным Разговор первый Старообрядец. До патриарха Никона Церковь Российская в православии состояла, или не в православии? Православный. Без всякого сомнения, Церковь Российская, как теперь, так и до патриарха Никона пребывала в православии. Старообрядец. Если Церковь Российская и до патриарха Никона пребывала в несомненном и непозыблемом православии, то для чего было сделано исправление книг и церковных преданий? Какая была в нем надобность? Православный. Исправление не касалось веры православной, которую Российская и Греческая Церковь соблюдали тогда непорочно, как соблюдают и теперь; исправлению подверглись только описи в книгах и некоторые обычаи и обряды, не составляющие догматов веры. Такие исправления были и законны, и нужны. Стоглавый Собор даже частным лицам, старейшим священникам, а не епископам, предписывал делать такие исправления: «Да протопопом же и старейшим священником, и избранным священникам, со всеми священниками в коемждо граде, во всех святых церквах дозирати священных книг, святых Евангелий и Апостол, и прочих святых книг... а которые будут святые книги, Евангелие и Апостол и Псалтырь, и протия книги в коейждо церкви обретены неправлены и описливы, и вы бы те книги с добрых переводов исправливали соборне, занеже священные правила о том запрещают, и не повелевают неправленных книг в церковь вносити, ниже по них пети» (глава 27). Итак, Стоглавый Собор в коемждо граде даже священникам не только дозволяет, но и повелевает, ставит в обязанность – с добрых переводов книги соборне исправлять. Тем паче Вселенская Церковь соборне имеет право на исправление книжное. Также и на исправление некоторых обрядов, или обычаев св. Церковь имела и имеет полное право, согласно 11-му и 19-му правилам Лаодикийского Собора 5 и 12-му правилу Шестого Вселенского Собора 6 . Старообрядец. По старопечатным книгам, с изложенными в них обрядами, до патриарха Никона христиане спасались ли? Или оные неисправности препятствовали их спасению ?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

III. Гонения Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Шмеман, Исторический путь; Chadwick; Болотов; Walker. 1. Итак, мы заговорили о гонениях на христиан. Почему они начались? Римская империя не была ни кровожадной, ни фанатичной - напротив, она была чрезвычайно терпима даже к самым странным культам. Почему же она не смогла стерпеть христианство? Вначале римская власть не заметила христиан, не отличила их от иудеев, которые к тому времени уже завоевали себе статус законной религии. «Под покровом иудейства» (Тертуллиан) Церковь встала на ноги, распространилась по всей Империи и укрепилась. Но уже в этот ранний период христиане часто сталкиваются с неприязнью, а часто и ненавистью к ним со стороны толпы. Отсутствие храмов, ночные собрания, таинственные обряды, общие трапезы мужчин и женщин - все это не могло не возбудить всяких слухов, сплетен, подозрений. Это хотя и создавало атмосферу, благоприятную для гонений, но не могло стать их причиной - римское государство было правовым и не допускало самоуправства толпы. Следовательно, причину гонений следует искать в сущности римской государственности. Конечно, само начало христианства было для него весьма дурной рекомендацией. Римское должностное лицо, обладавшее полномочиями имперской власти, казнило Христа, а христиане поклонялись Ему как Богу. Поклонялись тому, кто был казнен как государственный преступник. Как же после этого могли относиться к христианству официальные римские власти? Но на эту проблему можно было взглянуть и по-другому. Да, римский прокуратор осудил Господа на распятие как обычного преступника. Но он сделал это, чтобы успокоить иудеев, а не потому, что считал Иисуса виновным в преступлении против римского государства. Так что надежда на взаимопонимание сохранилась. Сам Господь сказал, что возможно честно служить кесарю и сохранять верность Богу. Ранняя Церковь отказалась отождествлять себя с националистическими еврейскими зилотами. Иерусалимская община покинула город, когда началось восстание против римлян в 66 г., и вновь была изгнана из него, как потенциальный предатель, во время восстания Бар-Кохбы в 133-135 гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/434661/

II. Богослужение православной церкви § 6. Богослужение православной церкви Богослужение православной церкви бывает общественное и частное. Общественное Богослужение совершается в храме Божием в положенное по уставу время; частное – совершается в храме и вне храма, но время совершения его определяется нуждами и обстоятельствами жизни христиан, – от чего и называется требами. § 7. Составные части общественного Богослужения: Чтения из книг Священного Писания Общественное Богослужение состоит из чтений книг Священного Писания , из молитв и песнопений, содержащихся в Богослужебных книгах, и сопровождается особенными священнодействиями. Чтения из книг Священного Писания составляют одну из важнейших частей Богослужения православной церкви. Читаются книги ветхого и нового завета. а) Из ветхозаветных книг чаще всего читается псалтирь. Она состоит из 150 псалмов, разделенных на 20 кафизм 9 . Каждая кафизма разделяется на три славы, или части, которые чтец оканчивает: слава Отцу, и Сыну, и св. Духу,... а лик поет: и ныне и присно... Аллилуия (3-жды) слава тебе Боже... Это наз. стихословием кафизмы. Чтение псалтири бывает рядовое, т.-е. в течение недели она вся прочитывается, начиная с 1-й кафизмы на вечерни в субботу, в том порядке, в каком кафизмы стоят одна после другой. Исключение из ряда чтений сделано в пятницу; так как следующая по ряду кафизмы – 16-я и 17-я, прославляющая блаженство праведных (Блажени непорочнии), отнесены к субботе на утрени, как более сообразный с субботнею службою, посвященною прославленно праведных, непорочных душ. После кафизм во псалтири помещаются: а) песни Свящ. Писания, которые читаются и поются с каноном на утрени (в Великий, напр., пост, б) избранные псалмы с величаниями в праздники Господни и нарочитых святых 10 . Из других ветхозаветных книг чтения предлагаются в так называемых паримиях, т.-е. в избранных чтениях преимущественно из книг ветхого завета применительно к событию праздника или ко времени поста и покаяния. (Паримии читаются обыкновенно на вечернях великих праздников; а в Великий пост на вечерни, часах и на литургии преждеосвященной, – также на царских часах и на литургии Василия Великого , когда она соединяется с вечернею. Паримии помещаются в минеях и триодях на ряду в тех службах, на которых назначено читать их. Если же случится местный праздники, и празднуемому святому наряду не положено паримией в минеи месячной, тогда они берутся из общей минеи по лику святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

IV. Западно-русская церковная уния 1) Внутреннее устройство униатской церкви и отношение ее к латинству 1102 В представленных папе условиях соединения (унии) западно-русской церкви с латинской, епископы Поцей и Терлецкий, соглашаясь признать главенство папы, требовали, чтобы оставлены были неприкосновенными восточные обряды и догматы в западно-русской церкви, и чтобы униатов не принуждали к обрядам, совершаемым римлянами. Но, в произнесенном пред папой исповедании веры, те же епископы уже признают исхождение Св. Духа и от Сына, для евхаристии принимают без различия хлеб квасный и пресный, признают чистилище и действительность индульгенций, принимают постановления флорентинского и тридентского соборов. Вслед за выбытием западно-русских епископов из Рима, папа буллою Benedictus sit Pastor поручает митрополиту Рагозе созвать на областной собор всех епископов, дабы каждый отдельно в открытом собрании произнес исповедание веры в той форме, как сделали это два епископа, бывшие в Риме. Таким образом уния, на которую соглашались западно-русские епископы, совершенно заменена другой, предложенной папой в исповедании веры. Последняя была уже весьма близка к латинству. Самое оставление восточных обрядов допускалось только в такой мере, в какой они не противны учению католической Веры и не исключают общения с римской церковью. 1103 Вскоре после того, особой привиллегией, папа дал митрополиту право дважды в один день совершать литургию, надевать в случае нужды светскую одежду, отчитывать розарий, когда не мог совершать божественной службы. – Очевидно, Рим давал унии свою программу. Но осуществлеше этой программы сначала встретило страшное противодействие в западно-русском народе, привыкшем к всей праотеческой вере. Униаты посылали в Рим жалобу за жалобой на презрение русских к унии. Но так как унию принимало и поддерживало правительство, то, несмотря на страшную борьбу, она мало по малу вошла в силу. Занявший митрополичью кафедру после Рагозы, Поцей занят был, во все время своего правления, так сказать, внешней борьбой за признание своих прав и, по раздвоенности-ли убеждений, или по опасению, не вводил во внутреннюю жизнь церкви ничего нового.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

V. Проблема христианского воссоединения И. С. Гагарин. О примирении Русской Церкви с Римскою Фрагмент Тертуллиан не верил, чтобы римские императоры когда-либо приняли христианскую веру. «Кесари, – писал он своим обыкновенно энергическим языком, – не могут быть христианами, потому что они кесари». Ему казалось, что гордое могущество повелителей вселенной не могло поклониться смиренному игу Креста Господня. Подобная несовместность существует ли между Россиею и католической верою? Многие, по-видимому, так думают и по примеру Тертуллиана готовы утверждать, что Россия не может стать католическою. Император Константин торжественно опровергнул Тертуллиана , и мы надеемся, что Россия, в свою очередь, докажет на деле противное тем, которые не хотят верить ее примирению с Западною Церковью. Конечно, это примирение сопряжено с большими затруднениями, но затруднения эти не непреодолимы, скажу более, они даже не так велики, как кажутся с первого взгляда и как их обыкновенно представляют. И в самом деле, что надобно для этого? Изменить устройство Русской Церкви? Ввести иную веру, иные обряды, иное духовенство? Нимало. В глазах Рима русские епископы – истинные епископы, русские священники – истинные священники, приносимая ими на алтарях жертва, т. е. Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, также истинна. В русских катихизисах не столько заблуждений, сколько пропусков, да и чего в них недостает, то богослужебные книги дополняют и поправляют. То же самое надо сказать и об устройстве Русской Церкви, в ней есть, без сомнения, плачевные искажения, введенные противозаконными посягательствами мирской власти; отвергая их, Римская Церковь никогда не думала осуждать различий, существующих между ее устройством и своим собственным. Было время, когда, несмотря на все различия в обрядах и устройстве церковном, Восток и Запад составляли одну Церковь , и духовные чада той и другой были соединены узами одной и той же веры и любви. Эти-то времена желалось бы нам созерцать снова, и всякий видит, что тут дело идет не о поглощении Русской Церкви Римскою, а просто о примирении. Для этого стоит только рассеять предрассудки, мешающие этому примирению, и показать выгоды, с ним соединенные. Такова цель настоящего сочинения. А так как вопрос об обряде в уме русского человека занимает едва ли не первое место, то с него мы и начнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

     В дни Великого поста , когда богослужения становятся особенно напряженными, а церковная жизнь приобретает строгие внешние очертания, вопрос о соответствии такого порядка евангельскому слову становится как никогда актуальным. Может быть, действительно Евангелие говорит о другом пути ко спасению, не столь принужденно облеченном в условности внешнего обряда и церковности? Люди внешние любят сканировать церковную жизнь на соответствие Евангелию К такой постановке вопроса, когда пытаются противопоставить Церковь и Евангелие, православным христианам, пожалуй, привыкать не приходится. Люди внешние, склонные к христианству без ясных границ, христианству отвлеченно-умозрительному, с особым энтузиазмом любят сканировать церковную жизнь на соответствие Евангелию. И мы, люди Церкви, к сожалению, нередко поддаемся этому соблазну. При этом мы забываем одну важную вещь: Церковь не создавалась по готовому эскизу, начертанному в Священном Писании Нового Завета, — скорее наоборот, Новый Завет, как оформленное в письменном виде Слово Божие, был рожден Церковью! Не секрет, что в первые века христианства было множество книг и повествований, посвященных Христу. Свидетельство об этом встречаем у евангелиста Луки. Свое Благовестие он начинает словами: Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях… (Лк.1, 1). Именно Церковь определила, что есть истинное Евангелие, указав, какие писания содержат Божественное Откровение, а какие — человеческое предание. Таким образом, Евангелие — это книга Церкви, рожденная в ее недрах для утверждения, а не опровержения ее образа жизни. Теперь давайте попытаемся проследить, каким же образом Евангелие утверждает необходимость спасения в Церкви? Что может Бог и что Ему нужно? Пожалуй, наиболее привычным доводом против необходимости соблюдения внешних правил церковной жизни является избитый вопрос: «Разве Богу нужны все эти поклоны, правила, свечи, обряды? Неужели Он не может спасти человека без всего этого?». Вопрос важный и, кажется, всегда попадает в точку. Во-первых, Богу на самом деле ничего не нужно, и Он может спасти человека без всяких условностей. А во-вторых, Спаситель в Евангелии действительно ничего не говорит о поклонах, правилах и т. д.

http://pravoslavie.ru/101700.html

     – Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. “трёх Спасов”. Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях? – Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов. У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий – все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия – это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались. Приносить Богу начатки первого урожая – обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни – неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.  

http://pravoslavie.ru/81417.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010