Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В США после карантинного застоя оживились языческие культы, собрания и обряды Очередная ежегодная конференция язычников штата Мэриленд собрала вдвое больше участников, чем до пандемии ВАШИНГТОН. В США после карантинного застоя оживились языческие культы, собрания и обряды – так, очередная ежегодная конференция язычников штата Мэриленд собрала вдвое больше участников, чем до пандемии, пишет  washingtonpost. Фонд «Священное пространство» (Sacred Space Foundation) провел свою очередную ежегодную языческую конференцию в начале апреля в Хант-Вэлли (штат Мэриленд). По словам организаторов, после трехлетнего перерыва конференция «как никогда, была пронизана духом единения» и собрала вдвое больше участников, чем до пандемии. В целом она отпраздновала большой успех, несмотря на неудобства, причиненные магам неисправностью кондиционеров в гостинице – видимо, в результате действия враждебных потусторонних сил. «Это было воистину необыкновенное благословение для всех нас – снова встретиться в нашем любимом сообществе равных по магии, – говорит Гвендолин Рис (Gwendolyn Reece), президент фонда. – Я это знаю, это было наше общее чувство. На конференции мы совершили несколько критически важных магических действий, которые не проводились с 2019 года. Я благодарна, что у нас такое сильное сердцем, динамичное, духовно мужественное магическое сообщество». Собрание совпало в этом году «в одном пространстве и времени» с более скромной по масштабу конференцией астрологов «Между мирами», которая всегда созывается строго по указаниям звезд, планет и галактик. Собрание астрологов несколько подняло общую численность участников, но не более чем на 30 процентов. «В этом году на конференцию «Священного пространства» прибыло 625 участников, а в 2019 году их было лишь 310, – отмечает регистратор конференции Майкл Смит (Michael Smith). – Кроме того, мы уж приняли 112 предварительных заявок на участие в конференции 2024 года, что вдвое выше обычного темпа подачи заявок».

http://sedmitza.ru/text/10249264.html

Глава I. Происхождение раскола старообрядчества 1. Исторические условия возникновения раскола старообрядчества а) Обрядовое направление в религиозной жизни русских Вопрос о происхождении раскола старообрядчества поднят в литературе давно; решением его в прежнее время занимались очень усердно, занимаются и теперь, но к единогласному выводу ещё не пришли. Многие думают, что раскол есть следствие умственного невежества наших предков, не сумевших отличить существенное в вере от несущественного и приписавших букве богослужебных книг и форме обрядов значение догматической неизменяемости. Но такое объяснение «не исчерпывает всего вопроса. Положим, известные обряды, освящённые преданием, местной стариной, могли получить не подобающее им значение догматов; но ведь и авторитет церковной иерархии освящён стариной и при том, не местной, а вселенской, и его признание необходимо для спасения. Св. отцы не спасались и без него. Каким образом старообрядцы решились пожертвовать одним церковным установлением для другого, отважились спасаться без руководства законной иерархии, ими отвергнутой» 4 ? Затем, видеть в уважении к букве богослужебных книг и форме обрядов следствие одного умственного невежества также несправедливо, потому что священный текст и обряды сами по себе имеют важное значение в нашей религиозной жизни: в них выражается сущность, содержание вероучения. Последнее, как известно, слагается из свыше откровенных истин и свыше откровенных требований – догматов и заповедей; первые недоступны логическому мышлению, а вторые – естественной воле человека и могут быть усвоены только религиозным познанием или мышлением и религиозным воспитанием. Педагогическим пособием для их усвоения служат священные тексты, действия и обряды. При этом, по закону психологической ассоциации, усвояемые истины органически срастаются с выражающими их текстом, действием и обрядом, так что они чувствуются нами ближе, если сохраняются в известных словах, в одной определённой форме. Таким образом, здесь происходит то же, что в поэзии, музыке и живописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Содержание Доклад Митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима на Поместном Соборе 31 мая 1971 года об отмене клятв на старые обряды Клятвы Антиохийского Патриарха Макария и Собора 1656 года Клятвенные запреты Большого Московского Собора 1667 года История вопроса об отмене клятв Патриарха Антиохийского Макария и Московских Соборов 1656 и 1667 гг. Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их     Более трехсот лет минуло с тех пор, как в Русской Православной Церкви возник раскол старообрядчества, а последствия этого печального явления церковной жизни продолжают сказываться и до настоящего времени. Много усилий с обеих сторон – и новообрядческой, и старообрядческой – было потрачено в прошлом на то, чтобы доказать неправоту другой стороны. Трезвомыслящие церковные люди обеих сторон понимали всю пагубность и никчемность взаимных раздоров, глубоко скорбели о разделении русских православных христиан. Предпринимались попытки на определенных условиях достичь соединения. Наибольший успех выпал на долю так называемого единоверия, хотя оно окончательно и полностью не решило проблемы прекращения раскола. Другие предложения и действия, предпринятые для разрешения этой проблемы, также не дали положительных результатов. Главным препятствием на пути к возможному взаимному сближению Русской Православной Церкви и старообрядцев служат клятвы Большого Московского Собора 1667 года. Возможна ли отмена этих клятв вообще? И если да, кто правомочен окончательно решить этот вопрос, чтобы он был приемлем и для старообрядцев? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо остановиться на истории возникновения клятв, выяснить причины их и понять их истинное содержание, а также отметить, в каком направлении решался вопрос о клятвах Высшей Церковной властью раньше, и на основании всего этого сделать соответствующий вывод. Непосредственным поводом к возникновению в Русской Православной Церкви старообрядческого движения, а затем раскола послужили, как известно, реформы Патриарха Никона (1652–1658) по исправлению богослужебных книг и церковных обрядов, предпринятые им в целях достижения единообразия между русской и греческой церковно-богослужебной практикой.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/ob-o...

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Сергий Стольников Бесплодная смоковница. О суеверной религиозности, её проявлениях в церковной жизни, а также о необходимости и возможности её преодоления " decoding=" async " data-lazy-srcset=" 300w, 150w " data-lazy-sizes=" (max-width: 150px) 100vw, 150px " title=" Бесплодная смоковница. О суеверной религиозности, её проявлениях в церковной жизни, а также о необходимости и возможности её преодоления " протоиерей Сергий Стольников Бесплодная смоковница. О суеверной религиозности, её проявлениях в церковной жизни, а также о необходимости и возможности её преодоления " loading=" lazy " decoding=" async " srcset=" 300w, 150w " sizes=" (max-width: 150px) 100vw, 150px " title=" Бесплодная смоковница. О суеверной религиозности, её проявлениях в церковной жизни, а также о необходимости и возможности её преодоления "/> ( 8  голосов:  5.0 из  5) Предисловие …Некоторые народные обычаи, обряды и традиции, воспринимаемые часто как Православные, имеют на самом деле языческое происхождение и подчас не совместимы с Христианством ни по форме, ни по духу. Дело представляется в необходимости как бы подчистить церковную жизнь от языческих пережитков и явить чистое Православие. Однако мне, на основании моего личного пастырского опыта, такая схема представляется чересчур упрощенной — на самом деле все гораздо сложнее. Дело обстоит вовсе не так, что некоторые Православные христиане, сами того не ведая, по невежеству приобщаются иногда обрядам, имеющим языческое происхождение. В этом не было бы такой уж большой беды, тем более, если таковые обряды наполняются новым христианским смыслом. Не думаю, что вкушение блинов на Сырной седмице является таким уж большим грехом в том случае, если это действие не осмысливается солнцепоклоннически, а воспринимается просто как сезонная гастрономическая традиция. Главная беда всегда коренится внутри человека: « всё это  зло извнутрь исходит и оскверняет человека» ( Мк .7:23 ). И для упомянутой темы эта истина также вполне актуальна.

http://sueverie.net/besplodnaya-smokovni...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Ученые обнаружили самую древнюю известную человеческую могилу в Африке Находка позволяет думать, что люди каменного века практиковали погребальные обряды НАЙРОБИ. Обнаружение погребения крошечного ребенка предполагает, что в Африке люди каменного века иногда практиковали погребальные обряды и имели символические мысли о смерти, сообщает сайт Смитсоновского института. Охотники-собиратели каменного века 78 000 лет назад свернули мертвого ребенка в позу зародыша и похоронили его в неглубокой могиле в кенийской пещере. Человечность их горя и забота, которую они продемонстрировали ребенку, все еще можно почувствовать, глядя на эти крошечные человеческие останки, расположенные так, как будто они все еще спят. Ученые не знают, связала ли семья или община ребенка его погребение с мыслями о загробной жизни. В каком-то смысле их действия гарантировали, что у ребенка будет другая жизнь. Малыш возрастом от двух с половиной до трех лет, которого сейчас называют Мтото («ребенок» на суахили), был найден в специально вырытой могиле, которая теперь признана старейшим из известных человеческих захоронений в Африке. Команда, которая обнаружила и изучила останки ребенка, опубликовала свои выводы в выпуске журнала Nature на этой неделе. Обширный судебно-медицинский и микроскопический анализ останков и могилы позволяет предположить, что ребенок был похоронен вскоре после смерти, вероятно, будучи плотно завернутым в саван. Он лежал в позе эмбриона и даже был снабжен какой-то подушкой. То, как люди хоронили этого ребенка, предполагает, что они придавали этому событию более глубокий смысл, помимо необходимости избавиться от безжизненного тела. «Когда мы начинаем видеть поведение, в котором существует реальная заинтересованность в мертвых, и превышается время и вложение ресурсов, необходимых для практических соображений, мы начинаем видеть символический смысл», — говорит Мария Мартинон-Торрес, соавтор исследования и директор Национального исследовательского центра эволюции человека (CENIEH) в Бургосе, Испания.

http://sedmitza.ru/text/9997657.html

Введение Н. Ф. Каптерев. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Изучением времени патриарха Никона я занимался еще в восьмидесятых годах прошлого столетия. В журнале Православное Обозрение 1887 года мною начаты были печатанием статьи под общим заглавием: Патриарх Никон как церковный реформатор. Но эти статьи, при самом своем появлении, в некоторых кругах, вызвали против меня целую бурю негодования и обвинения чуть не в еретичестве. До тех пор история возникновения у нас старообрядства изучалась и писалась по преимуществу полемистами с расколом, которые, в большинстве случаев, изучали события с тенденциозно-полемической точки зрения, старались видеть и находить в них только то, что содействовало и помогало их полемике с старообрядцами, поставленной ими очень своеобразно. Тогдашние полемисты с расколом на вопросы откуда и как произошли у нас искажения древних православных чинов и обрядов, и каким образом эти искаженные чины и обряды попали в наши церковно-богослужебные книги, обыкновенно отвечали: древние православные обряды и чины исказило вековое русское невежество, а в наши печатные церковные книги они внесены были при патриархе Иосифе невежественными книжными справщиками: Аввакумом, Нероновым, Лазарем и другими, которые, восставая потом против реформы Никона, в существе дела отстаивали только творение своих собственных невежественных рук. Так смотрели тогда на дело все полемисты с расколом и во главе их профессор нашей академии Н. И. Субботин, редактор и издатель полемического противообрядческого журнала Братское Слово. Между тем в своем исследовании, опиравшемся главным образом на Материалы для истории раскола, изданные тем же самым профессором Субботиным, мною ясно было показано, что Аввакум, Неронов, Лазарь и др. никогда не были книжными справщиками и вообще никогда к книжной справе никакого отношения не имели, что они ранее совсем не жили в Москве, а только некоторые из них появились в ней не задолго до смерти патриарха Иосифа и потому никак не могли иметь при нем влияния на книжную справу.

http://sedmitza.ru/lib/text/439630/

Зеленые святки (Семик и семицкая неделя) Седьмая неделя после Пасхи, известная в народе под именем Семицкой и Троицкой, еще и в настоящее время в разных местах России сопровождается особыми празднествами и обрядами. Эти обряды ведут свое начало со времен глубокой древности, кажется, с самых первых дней существования русского народа, и по своему составу и характеру представляют собой любопытное смешение крайних противоположностей – веселья и плача, христианства и язычества. В древней Руси эта неделя носила название «Русальной» недели. В киевской летописи, по поводу смерти св. князя Владимира, в 1015 году, замечено, что он скончался «мая в 10 день Русальныя недели». Название это стоит в прямой зависимости от русалок, которые, по народному поверью, в безчисленном множестве населяют реки, пруды и озера и подчинены одному дедушке-водяному. В седьмую неделю после Пасхи они выходят из своих подводных жилищ и до Петрова дня странствуют по земле. Здесь они витают в лесах, выбирая себе приютом старые деревья, особенно дубы, качаются на древесных сучьях или разматывают пряжу, похищая ее у крестьянок, которые ложатся спать без молитвы. В полночь, при свете луны, они со смехом и шумом плещутся на поверхности воды, и в Русальную неделю, особенно в Малороссии, никто не осмеливается купаться в реке и хлопать в ладоши. В южной России русалки почитаются за души младенцев, умерших без крещения. Там суеверные поселяне утверждают, что огни, видимые ночью на многих древних курганах по северным берегам Черного моря, разводятся днепровскими русалками для того, чтобы приветливым блеском заманить странников к крутизне и низвергнуть их в пучины днепровские. Накануне Троицына дня русалки, по мнению малороссов, начинают бегать по ржи и хлопать в ладоши, аукать в лесах и с хохотом звать к себе прохожих, чтобы красивых девушек и парней завести в чащу леса и там защекотать до смерти. Исстари же с этой неделей соединялись народные игрища в лесах и на берегах рек и разные другие обряды. Во времена Стоглава существовал обычай, состоявший в том, что некоторые «невегласи» попы в Великий четверг клали соль под престол и держали ее там до седьмого четверга после Пасхи, а потом раздавали эту соль «на врачевание людям и скотам».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

На это важное обстоятельство обратил внимание управлявший министерством народного просвещения тайный советник граф Уваров при посещении им Дерптского учебного округа летом 1833 года. Возвратившись в Петербург, он тогда же поспешил довести это обстоятельство до Высочайшего сведения и с Высочайшего соизволения в июне 1833 года предложил попечителю Дерптского учебного округа наблюдать за тем чтобы «ректор Дерптского университета с этого времени требовал от студентов греческого вероисповедания свидетельство местного протоиерея о том, что они во время пребывания своего в университете занимались под руководством его изучением православного вероучения и выполняли все обряды и правила православной церкви». На этом основании тогдашним ректором университета Ф. Парротом уже в июле месяце сделаны были соответствующие распоряжения и в здании университета выставлено было следующее объявление: «Всем студентам, исповедующим греко-российскую веру, сим объявляется, что по учреждению Его Превосходительства и. д. министра народного просвещения тайного советника Сергея Семёновича Уварова благочинный здешней церкви будет обучать оных Закону Божию, а посему отныне все студенты сего вероисповедания при выпуске из университета должны представлять от сего благочинного свидетельство в том, что они слушали наставление его в законе и во всё продолжение академического своего курса выполняли обязанности и обряды церковные, для чего они заблаговременно должны предъявлять себя у сего благочинного». Вместе с этим граф Уваров озаботился утверждением своего распоряжения о преподавании Закона Божьего в законодательном порядке. В октябре 1833 года он вошёл в комитет министров с докладной запиской, в коей сообщал, что при посещении учебных заведений в Дерптском учебном округе он обратил внимание на то, что в них нет преподавания Закона Божьего для детей русских родителей и что никакого содержания преподавателям Закона Божьего в них не назначено. В журнале комитета министров по содержанию сей записки Государь Император 31 октября 1833 года всемилостивейше повелеть соизволил: «С введением преподавания религии для исповедующих греко-российскую веру в число учебных предметов учебных заведений Дерптского учебного округа, именно: Дерптского университета и Рижской и Ревельской гимназий, – для научения в религии русского юношества, обучающегося в сих учебных заведениях, назначить преподавателей из местного духовенства и до установления штата выдавать из сумм государственного казначейства жалованье первому 1.000 руб., а последними двум по 600 руб. ежегодно». Настоящее Высочайшее повеление было заслушано в собрании совета Дерптского университета 25 ноября 1833 года, причём совет постановил «всепокорнейше просить архиепископа Псковского и Лифляндского Мефодия благоволить назначить законоучителя для юношества здешнего греко-российского исповедания и объявить имя его, здешнему университету».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Скачать epub pdf Мир страдает от недостатка любви «All you need is love», – пел когда-то Джон Леннон, и это стало своего рода символом веры для многих людей: любовь – это самое главное в жизни, а вся эта ваша религия... От неё одни раздоры, лучше бы её не было. Эту популярнейшую позицию излагает, например, известная писательница Людмила Улицкая: «Достойно и правильно вести себя важнее, чем соблюдать обряды. «Ортопраксия», правильное поведение, важнее, чем «ортодоксия», правильное мышление. Это и есть острие разговора. Признание или непризнание Иисуса Мессией, идеи Троичности, Искупления и Спасения, вся церковная философия не имеют никакого значения, если мир продолжает жить по законам ненависти и эгоизма». Как говорит она же, отвечая на вопрос интервьюера, «Милосердие важнее принципов веры? Сострадание превыше заповедей? – Несомненно. Именно это и проповедовал Иисус из Назарета». Иисус из Назарета на самом деле учил другому, но за словами писательницы можно признать отчасти верное наблюдение – мир не страдает от недостатка доктрин или учений. Мир даже не страдает от недостатка ресурсов – особенно, если бы их разумно и справедливо распределяли. Мир страдает от недостатка любви. Этот недостаток чувствуется повсюду – от распадающихся семей до опустошительных войн. Близкие люди делаются чужими и расходятся. Между различными этническими группами тлеет застарелая ненависть, которая время от времени взрывается резней. Государства сражаются за зоны влияния. Куется всё более смертоносное оружие. Человек часто видит в своих ближних ресурс, который надо использовать, или угрозу, которую надо подавить. Люди делятся на враждующие группы по самым разным признакам – по оттенку кожи, языку, религии, чему угодно еще – и яростно режутся между собою. Мы хотели бы жить в совсем другом мире – где все любят и уважают друг друга, – но мы в нём явно не живем. Религиозные учителя проповедуют возвышенные доктрины мира и сострадания ко всему живущему, некоторые люди даже старательно им следуют – нельзя сказать, что это не приносит вообще никакой пользы, но люди в целом продолжают ненавидеть и враждовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Сортировать по Исключить новости Тайм-менеджмент: незаметные обряды трудового дня Мы годами жили как придется, работали как получается, плыли по течению. Значит, теперь будем привычку к труду и к повседневной христианской жизни создавать сознательно – и сегодня поговорим о том, что нам способно в этом помочь. 15 октября, 2009 Мы годами жили как придется, работали как получается, плыли по течению. Значит, теперь будем привычку к труду и к повседневной христианской жизни создавать сознательно – и сегодня поговорим о том, что нам способно в этом помочь. Читайте также:   Как перестать лениться и начать работать От редакции: На статью « Как перестать лениться и начать работать » пришло немало отзывов. Оказалось, что тема волнует очень многих. Как справиться с делами, не позабыв про семью и молитву? Как приучить себя к труду? Как совладать с собственной ленью? Безусловно, причина лени может быть и в состоянии здоровья, и в нелюбимой работе, и во многом другом. Но как быть, если лень – это просто лень? А если вдобавок к ней присутствует неорганизованность и несобранность? В новой рубрике «Тайм-менеджмент» Екатерина Мутовина предлагает несколько принципов, которые несложно усвоить, но которые могут указать векторы изменения собственной жизни в сторону большей собранности и организованности. Эти принципы просты и во многом известны, а если применять их на практике, то и очень действенны. Хорошие привычки не падают на нас с неба, и уж тем более привычка сосредотачиваться на жизни здесь и сейчас, на 100% отдаваясь текущему занятию. Мы годами жили как придется, работали как получается, плыли по течению. Значит, теперь будем привычку к труду и к повседневной христианской жизни создавать сознательно – и сегодня поговорим о том, что нам способно в этом помочь. День начинается с вечера Как известно, церковный календарь, следуя мудрой традиции времен Ветхого Завета, началом суток считает вечер. Вечером в храме совершается первая служба суточного круга, и с вечера начинается празднование любого церковного праздника. Конечно, никто не призывает подчинить всю современную жизнь такому суточному кругу, но кое-что позаимствовать у наших предшественников мы просто обязаны. А именно – правило готовиться к наступающему дню с вечера.

http://pravmir.ru/tajm-menedzhment-dlya-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010