Богослужебная практика южно – русской Церкви, не смотря на прямое распоряжение церковно – административной власти отно­сительно однообразия богослужебных книг для всей русской Церкви, и доселе продолжает сохранять и некоторые разности в тексте церковно – богослужебных книг, и некоторые обряды в церковной практике, и даже целые чинопоследования, кото­рых северно – русская Церковь никогда не знала и не знает до сего времени. Поставленная когда-то в исключительное и почти независимое положение южно-русская Церковь , благодаря различного рода внутренним и внешним обстоятельствам, вос­приняла в свою практику многое такое, что не может не бро­саться в глаза человеку, привыкшему к богослужебным поряд­кам северно-русской Церкви, но что здесь, по традиционному порядку, существует как явление вполне нормальное, естествен­ное, с которым в одинаковой мере сроднилась как духов­ный пастырь, так и его пасомые. Все это мы говорим по поводу случайно попавшейся нам на глаза рукописи, в которой между чинами известными и в северно-русской Церкви, печатаемыми, как известно, в так называемом дополнитель­ном Требнике, напр., „чин бываемой панагии», „чин основания дому», „чин благословения икон» и т. д., мы встретили совершенно неизвестный в России, но однако же совершаемый в Малороссии и доселе, чин „скрывания новобрачных». Чин этот совершается обыкновенно на другой день после совершения таинства брака и получил свое малороссийское название от обряда покрывать голову новобрачной полоном или кисею. Совершается этот чин так. После того, как новобрач­ные оставят свое первое ложе и облекутся в приличные одежды, родственники ведут их в храм для совершения чина „скрывания новобрачных». При этом родные и гости, пригла­шенные на брачное пиршество, проведшие всю ночь в шумных и обильных возлияниями оргиях, сопровождают новобрачных в церковь в том же игривом расположении духа. Песни и пляска, а иногда и музыка, которая и доселе в Малороссии считается неотъемлемою принадлежностью всякой свадьбы, не пре­кращаются до того момента, когда новобрачные вступят в церковную ограду1). „Пришедши новобрачной к церкви, гово­рится в чине рассматриваемой нами рукописи2), иерей, ставь в дверях одень в епитрахиль и фелонь, глаголет к ней: „Вниди, чадо, во дворы Господня и всяким благоговением и страхом Божиим посещай всегда Церковь Его, яко да приимешь от Него милость и благодать пред Ним обрящеши, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». И оба входят иерей в церковь и по нем невеста. Став иерей в дверях, невеста пред ним, начинает обычно: „Благословен Бог наш», Трисвятое и по „Отче наш», „Яко Твое есть царство», „Господи помилуй» 12, слава и ныне, „Придите поклонимся» 3-жды и псалом 66 „Боже ущедри ны и благослови ны, про­свети лице Твое на ны и помилуй ны. Познати на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое. Да исповедаются Тебе люди, Боже, да исповедаются Тебе люди всп. Да возвеселятся и возрадуются языцы, яко судиши людем правотою, и языки на земли наставиши. Да исповедаются

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Глава I. Последование вечерни §1. Устав и чинопоследование Божественной службы Главнейшие церковные моления по большей части озаглавливаются: устав, чин, последование, чинопоследование и служба. Устав содержит в себе указание, как должно совершать церковные службы во все праздники и дни простые, также известные частные моления, а в особенности обряды общие и особливые на различные случаи. Чин есть извлечение из того же устава порядка службы для известного праздника или какого-нибудь отдельного моления. Последование есть то самое моление, порядок совершения которого избирает из устава и предлагает чин. Чинопоследование есть вместе чин и последование, где с указанием порядка совершения служб помещаются и самые службы. Служба содержит в себе вообще какое-нибудь суточное моление, а с прибавлением Божественная означает Божественную литургию. §2. Вечерня совершается в храме и в алтаре Стоя пред царскими враты. Вечернее пение начинается священником всякий день и совершается в храме и в алтаре. Ибо всякий день и везде мы видим, что священник, облеченный священными одеждами, совершает вечернее пение пред царскими вратами и пред престолом Божиим. При сей службе иерею помогает и диакон, облеченный в свои одежды, особенно в праздничные дни. Такой образ священнослужения их установлен по примеру Ветхого Завета, где диаконы назывались левитами. Ибо в словах Евангелия ( Ин.1:19 ): егда послаша жидове от Иерусалима иереев и левитов, да вопросят его: ты кто еси? под именем левитов разумелись такие же служители, которые у нас называются диаконами. Но тогда служение всех их было служение сени, прообразовательное и начинающееся; а ныне истинное, совершительное и окончательное: ибо те служили сени, а эти служат истине. §3. «Благословен Бог наш» есть начало вечерни и всех молений Благословен Бог наш. Иерей, а не кто другой, начинает всякое молитвословие в церкви; иерей первый призывает Бога, потому что он образует Христа и носит Его священство. Посему необходимо священнику начинать молитвы прежде всех, и как ему самому, так и всем предстоящим, от Бога полагать начало. А каким образом сами миряне, без священника и вне церкви, начинают вечерню, утреню и прочие моления, кроме литургии, о том смотри в 1 части, глава 13, §5. §4. Пред службою сначала воссылается слава Богу

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Жития русских угодников, как один из главных источников для истории русского церковного искусства По поводу двух житий Иосифа Волоколамского, изданных г. Невоструевым в Чтениях в Московском обществе любителей духовного просвещения. Москва. 1865. Есть такие периоды в истории народов, когда искусство и религия составляют одно нераздельное целое. Древнейшие эпические сказания о богах и происхождении мира – столько же памятники поэтического творчества, сколько религиозного сознания. Древние греки приходили к убеждению, что Гомер и Гезиод были создателями их мифологии. Лирическая поэзия сначала посвящала себя прославлению богов и сопровождала священные обряды, и самая драма вышла из святилища храмов. Были народы, для которых поэзия, история, философия и религиозное предание, и церковный догмат были одно и тоже. Древнейшая еврейская литература есть вместе и Св. Писание. Архитектура впервые сознала свое художественное значение в храме, посвященном божеству. Первые статуи изображали богов и чествовались, как видимое их воплощение. Тоже единение элементов народной жизни, сосредоточенных в религии, представляет нам и ранняя эпоха Христианской Империи, несмотря на их осложнение, сравнительно с элементами жизни народов дохристианских. Если люди, более просвещенные умели и тогда отделять дух религии от ее внешности, то для толпы художественная форма и ее религиозный смысл представляли нераздельное единство. Храм был символом невидимой Церкви, как собрания верующих; от скульптурного или живописного изображения чаяли спасительного чуда, как бы самой идеи, в них воплощенной. Начертание иконы считалось делом благочестивым, к которому приступали с постом и молитвой. Особенно чтились иконы, писанные святыми угодниками. Чтобы придать большую цену местной святыне, связывали ее происхождение с именем какого-нибудь святого. Наконец, до полного обоготворения было возведено искусство в народном убеждении, что многие из свято чтимых изображений – не дело рук человеческих, а таинственная благодать, ниспосланная свыше.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Закрыть itemscope itemtype="" > В РПЦ прокомментировали идею " праздновать Рождество, как вся Европа " 31.12.2015 841 Время на чтение 3 минуты Фото: depositphotos.com Петиция " Праздновать Рождество Христово 25 и 26 декабря, как вся Европа " появилась на сайте президента Украины Петра Порошенко. 25 декабря предлагается сделать выходным, чтобы католики и протестантам, живущие в стране, могли отмечать праздник с христианами из других стран мира. Седьмое января для православных инициаторы петиции пока не трогают. Однако недавно секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Александр Турчинов высказал сомнение в том, что этот праздник нужен стране, стремящейся в Европу: " Может, уже пришло время и Украине перейти на празднование Рождества 25 декабря вместе с большинством цивилизованных стран? " Вмешиваться в церковные дела украинским властям не привыкать. Раскольническая Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) - два десятилетия хотят добиться признания, опираясь на поддержку киевских политиков. Президент Виктор Ющенко наградил лидера раскольников Филарета (Михаила Денисенко) знаком отличия " Крест Ивана Мазепы " . Нынешний глава государства в день празднования памяти святого князя Владимира вновь заявил, что на Украине необходимо создать Поместную православную церковь, объединяющую все православные и отдельную от Москвы . И в этом должен помочь Константинопольский патриархат. Обряды обрядами, но, похоже, политики в очередной раз пытаются расколоть свой народ на почве веры. Ситуацию " РГ " прокомментировал руководитель Секретариата по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Игорь Якимчук.- Отец Игорь, все же для кого актуально предложение перенести рождественский выходной на 25 декабря? Отец Игорь (Якимчук): Эта петиция, хотя и является общественной инициативой, но отражает точку зрения людей нецерковных, хотя речь идет о церковном празднике. Что же касается членов церкви, то нам не известны факты, которые бы свидетельствовали о том, что на Украине есть группы верующих, которые бы выступали за изменение церковного календаря. Даже среди украинских греко-католиков. При том, что сама католическая церковь использует григорианский календарь. Мы уважаем любую общественную инициативу, но я уверен, что поддержки церковного народа именно эта не получит.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

Закрыть itemscope itemtype="" > Размышления о протопопе Аввакуме, церковной смуте и любви к Родине 325 лет со дня казни виднейшего идеолога старообрядческого раскола - протопопа Аввакума - 14 апреля 1682 года 16.04.2007 898 Время на чтение 8 минут 14 апреля 1682 года в огне закончил своё земное странствование огненный проповедник антицерковного восстания, призывавший и других к массовым самоубийствам. Его имя до сих пор с благоговением повторяется не только апологетами бесчисленных староверческих сект (бывало, число их доходило до 800!), но и многими, искренно считающими себя православными христианами, патриотами России. Даже презрительное прозвище Аввакума " неистовый " ( " буйно-помешанный " - в переводе со славянского) многие считают чуть ли не похвальным титулом. Почему-то даже совершенно хамское поведение бывшего протопопа воспринимается с трогательным пиететом. Священник во время службы кидает в лицо законному Патриарху фелонь - и раздаётся восхищённый вздох: " какой подвиг! " Пастырь покрывает матерной бранью царя и епископов - " и какой он смелый! " . Заключённый Аввакум сдаёт на избиение своего же сотоварища, с которым не сошёлся в богословском споре - " ну устал человек, с кем не бывает! " . Удивительное у нас отношение к людям и к Заповедям Божиим! Ради " линии партии " мы готовы оправдать даже явное преступление. - " Ведь Аввакум - первый русский диссидент. Ему всё прощено. Он же за Христа пострадал " . Но пострадал он не за Христа, а за оскорбление Помазанника Божия. Сейчас, по прошествии стольких лет, рассмотрим мифы, которые окружают и казнённого расстригу, и само явление староверия. Миф первый. Аввакум и другие староверы стояли за исконное православие Это представление обычно звучит так: " Преподобный Сергий Радонежский и все другие святые Древней Руси крестились двумя перстами, двоили аллилуию, Христа именовали не Иисусом, а Исусом, а патриарх Никон и Московский Собор 1666-1667 гг., осудив эти обряды, осудил и этих святых и таким образом отпал от веры. Древнее Православие отстаивали и сохранили только старообрядцы " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Часто прийти на исповедь тяжелей, чем к врачу Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил - об отношении Православной Церкви к некоторым обывательским вопросам 14.05.2019 681 Время на чтение 10 минут Руководитель епархии - человек разносторонне образованный и очень общительный. А потому, как никто другой, может пролить свет на некоторые устоявшиеся суеверия и обычаи нашей повседневной жизни. Ведь порой мы совершаем сомнительные с точки зрения Церкви поступки просто потому, что так принято. Святыни не выбрасывают - Владыка Даниил, часто слышим, что дети отвечают за грехи своих родителей. Дескать, не везет мне по жизни, наверное, папа нагрешил. - Так проще списать на кого-то свои жизненные неудачи. У каждого человека свой крест. С детей за наши грехи спрашиваться не будет. Но есть другой момент: дети могут нести последствия грехов своих родителей, это доказано медициной. Если отец пил, у сына есть предрасположенность к алкоголизму. Как физические заболевания, так и нравственные передаются по наследству. Если есть слабость к греху, если мать, к примеру, впадала в блуд, а отец любил выпить, значит, детям нужно стараться подальше держаться от этих страстей, потому что можно не справиться с собой. Человеку нужно будет приложить больше усилий, чтобы победить эту страсть. Но если он будет бороться, молиться, то свои наклонности переборет и не передаст дальше, своим детям. - А как относится Церковь к эко-оплодотворению? - Если при такой процедуре гибнет множество оплодотворенных клеток, то отрицательно. - Существует ли контроль над небольшими храмами и часовнями в деревнях? Могут ли их служители правильно совершать церковные обряды? - У нас есть четкое разграничение полномочий. Все зависит от обряда. Если прочитать молитву - это одно, молитвы есть и для мирян. Есть службы, которые можно совершать мирским чином. А вот литургию или церковные таинства (причастие, соборование, венчание и другие) миряне совершать не могут. Епархии все не проконтролировать, но отдаленные храмы, как правило, приписаны к приходам, где есть священник. К нему можно обратиться, если есть подозрения в каких-то нарушениях. Кроме того, епархия проводит проверку по каждому неанонимному обращению.

http://ruskline.ru/opp/2019/maj/14/chast...

Любовь народа к патриаршему сану и к Никону. – Отзывы о Никоне его современниковъ–иностранцев. – Челобитная монахов Воскресенского монастыря о возвращении Никона. Похороны Никона. – Объяснение любви народной к патриаршему сану и Никону. Патриарх – воплощение стремлений к правде. – Патриарх – выражение устремления к святости и оцерковлению жизни. – Объяснение любви народа к Никону. – Строгость Никона к духовенству объясняется стремлением поднять духовенство до целей высших. Нищелюбие Никона и участие к людскому горю, благотворительность. – Формы выражения Никоновского человеколюбия помимо благотворительности. – Внешнее выражение любви к Богу. Постройка монастырей. – Готовность и легкость Никона к полному прощению врагов при их покаянии. – Объяснение, почему Никон не мог простить Митрополита Питирима и Царя. – Почитание Никона народом вызывается не только перечисленными его чертами, но и невинным страданием за Церковь . – Любовь Никона к юродивым. – Стойкость Никона в своих убеждениях и неустрашимость. – У Никона чисто русский подход к православию. – Уход Никона в Воскресенский монастырь – выражение не бездеятельности, а деятельности высшего напряжения. – Идея греха – идея центральная в миросозерцании Никона. Он расценивает исторические события с религиозно-нравственной точки зрения. – Пальмер об осуществлении Никоновских предсказаний и проклятий. – Никон, охраняя церковную культуру в старой Руси, опережает ее в своем отношении к образованию с одной стороны и в востановлении святоотеческих идей с другой. – Взгляды Аввакума на образование, на русские обряды, на греческое православие. Критерий истины у него в русских современных ему формах православия,. – Отношение Никона к русским обрядам и чинам, до знакомства с приезжими греками и после. – Никон – сторонник вселенского православия не отожествляет Русскую Церковь со Вселенской. – В каком смысле Никон хотел сделать Москву III Римом. – Отношение Никона к науке. Его библиотека. – Любознательность Никона. Его деятельность по устройству монастырей и деятельного монашества. – Увлечение Никона всем греческим в начале патриаршества и нападки на него старообрядцев. – Разочарование Никона в греческих представителях. – Никон взял с Востока все, что ему не доставало. – Стремление Никона насаждать просвещение. – Поощрение Никоном развития церковного искусства. – Заботы Никона об улучшении церковного пения. – Отличие Никона от Петра в отношении к западной культуре. – Любовь Никона к отечественной истории. Заветы Патриарха Никона . Его путь культуры. – Прообраз Никона и его дела в истории с соловьем. i) Любовь народа к патриаршему сану и к Никону

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Нечто о правах священно- и церковно-служителей в отношении к богослужению Имеет ли право простой священник благословлять кого-либо из мирян, не получивших благословения архиерейского, надевать стихарь для участия в богослужении? – Могут ли употреблять стихарь стихарные причетники двоеженцы, и женившиеся на вдовах? – Может ли диакон совершать церк. службы сам один без участия и благословения священника? – Об употреблении скуфьи и камилавки. – Об употреблении черной скуфьи, получаемой от архиерея. §1. Могут ли простые священники сами, без благословения архиерейского, разрешать кому-либо из мирян и даже причетников, не посвященных в стихарь, надевать стихарь для участия в богослужении? Ответ должен быть отрицательный, потому что право носить стихарь приобретается посредством особого посвящения, которое совершается архиереем; оно состоит в пострижении посвящаемого, в облачении его в так называемую малую фелонь, и в особенном руковозложении (хиротесия) архиерейском (Сравн. Нов. Скриж. ч. III, гл. I, §§2–6). Все эти действия и обряды, совершаемые архиереем, никогда не могут быть совершаемы священниками, и потому никто из них не может и благословлять кому-либо надевать стихарь для участия в богослужении ( Тит. 1:5 ; 1Тимоф. 5:22 ). Исключение из этого могут составлять игумены пресвитеры и архимандриты, которым по древнему правилу предоставляется право поставлять чтецов в своих монастырях (VII Всел. Собор. прав. 14). Но это относится уже к практике монашеской, а к простым священникам не относится. §2. Архиереи имеют право благословлять употребление стихаря и без особенного посвящения, и даже заочно; так они дают подобное благословение иногда семинаристам для произношения проповедей, прислуживания в церкви, и т.п. Само собою разумеется, что такое благословение дается на определенный срок, по миновании которого может быть возобновляемо для тех, которые по выходе из семинарии остаются на службе в духовном звании, напр. в должности псаломщиков, или учителей училищ, и т.п. Вследствие этого, если бы кто из таковых, по соглашению, конечно, с местным настоятелем, пожелал произносить проповедь , или читать Апостол в стихаре, то священник также должен благословлять ему употребление оного, как и лицам, получившим действительное пострижение архиерейское, без всякого прекословия, по обычаю (Из принятой практики).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Обозревая устройство богослужения в нашей православной Церкви, мы не имеем в виду описывать богослужебные обряды, или излагать весь чин богослужения: мы будем сводить только общие и основные Правила о совершении богослужения н важнейшие постановления о главных и существенных его принадлежностях; также такие постановления, которые – а) руководствуют самих священнослужителей в исправлении духовных треб, а мирян в их употреблении,– б) которые относятся более к управлению богослужебной части, т. е. к благоустроению её в разных отношениях, к соблюдению надлежащего благочиния при совершении священных действий, к разрешению могущих возникать здесь недоумений и случаев, затруднительных для священников или мирян, к предупреждению и пресечению в богослужении всего, противного духу православной Церкви и действующим в ней законам. Словом сказать, мы будем излагать не обрядовую сторону богослужения, а закононоложительную, или законодательство православной Церкви относительно богослужения. В связи с общими, древними правилами мы будем приводить наши отечественные узаконения. В состав полного обозрения этого предмета должны войти: 1) общие постановления о православном богослужении, и 2) частные – относительно священных мест, священных действий и священных времен Церкви. На этот раз мы ограничимся только общими постановлениями и частными – относительно священнейших мест. 1. Общие постановления Так как в православной Церкви существует таинство священства, в котором избранные по достоинству лица освящаются на совершение церковного богослужения, так как есть положительный богослужебный устав, с различными чинопоследованиями, принятый и сохраняемый Церковью от древнейших времен Христианства: то всякое священнодействие должно быть совершаемо не иначе, как правильно поставленным священнослужителем,–и не иначе, как по уставу, заключающемуся в книгах церковных (напр. соб. пр. 6. лаод. 55. VI всел. 55. V II 4 4 т вселен. . карф. 1 1в). в). Запрещается всякое уклонение от церковного устава, всякое произвольное в нем изменение; также и нововведение, уставу противное 1 . Как тщательно и строго Церковь православная всегда охраняла древний устав богослужения, апостолами и отцами преданный, видно из правил вселенских соборов, которые осуждали всякое отступление от священным преданий и обычаев, по видимому даже неглавных и несущественных В богослужении: каковы напр. правила о не преклонении колен В церкви в дни воскресные и пасхальные _ (1 всел. 20.VI всел. 20). Утверждать и вводить в Церковь вновь составляемые службы и молитвословия, исключительное право принадлежит высшей духовной власти, собору, (карф. 116), или – в нашей отечественной Церкви Синоду 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Пермские сочинения I. Нечто о расколе в Российской церкви 31 1. Христианская вера торжественно введена в Россию при св. великом князе Владимире I, который крестился в 988 году по Рождестве Христове. 2. Церковь российская, приняв свое начало от греческой церкви, приняла от оной и учение о христианском благочестии, и иерархию, и все чины, и обряды Богослужения. 3. Хотя в мрачную годину татарского порабощения России появились 32 и возросли нисколько 33 а в смутное время самозванцев получили и некоторую силу 34 мнения, составляются ныне те особенности, ради коих мнимые старообрядцы оставили великороссийскую церковь ; но принимавших и не принимавших оные христиан российских, между собою не разделяли 35 . Все российские христиане до времени патриарха Никона состояли при одной и той же церкви Христовой 36 , хотя иные из них держались и помянутых особенностей 37 . 4. Сии особенности в обычаях, усилившиеся особенно после самозванцев, наконец вошли даже и в некоторые печатные книги 38 , кои книги столь же разнообразились между собою, сколь разнообразный попадались рукописи, с коих печатались книги, по не искусству или злонамеренности переписчиков, или вернее: сколь разномысленны были надсмотрщики за печатанием книг 39 . 5. Церковь российская видела это, и для исправления церковных книг, для приведения их в точное согласие с подлинниками греческими 40 принимала все возможные, по времени и обстоятельствам меры для чего 1) в начала XVI века вызван был из Греции ученый муж, монах Максим Грек 41 ; 2) в половине XVI века положено соборным правилом озаботиться исправлением книг, с строгим воспрещением употреблять в храмах неисправленный книги 42 ; 3) все патриархи российские преемственно имели тоже попечение 43 , а при царе Алексее Михайловиче и патриархе Иосифе был нарочно послан в Грецию строитель Сергиевой Лавры иеромонах Арсений Суханов для собрания книг, с коими следовало сообразить употреблявшиеся в российской церкви книги и между собою сделавшиеся разногласными; 4) приемник патриарха Иосифа, патриарх Никон , с необыкновенным умом и ревностью к правоверию, пользуясь особенным к себе благоволением царя Алексея Михайловича, обратил всю свою деятельность на приведение того в исполнение, о чем так издавна и так много заботилась церковь российская, т. е. решительно исправить книги. В это время уже были все нужный пособия к поправлению, как-то: знающие язык греческий и язык славянский, опытные в древностях церковных: довольно собрано книг и рукописей 44 . Царь Алексей Михайлович в 1654 году повелел собрать собор, пригласил вселенных патриархов 45 , и в присутствии всероссийского патриарха Никона поручил собору со всевозможным тщанием кончить дело исправления книг, часто возобновляемое, но дотоле некончанное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010