разделы   рассылка  распечатать В РПЦ за появление молитвенных комнат в школах, другие конфессии относятся настороженно Источник:  Риа-Новости Поправки в законодательство, разрешающие предоставлять религиозным организациям в школах специальные помещения для молитв и совершения религиозных обрядов, в Русской православной церкви поддерживают; в свою очередь представители Духовного управления мусульман европейской части РФ и Федерации еврейских общин России отнеслись к нововведениям настороженно. В Госдуме в среду пройдет правительственный час с участием главы Минобрнауки РФ Дмитрия Ливанова, на котором министр и депутаты обсудят, в том числе, новый закон об образовании. В соответствии с поправками в закон " О свободе совести и религиозных объединениях " , принятыми нижней палатой в первом чтении вместе с правительственным законопроектом " Об образовании в РФ " , администрация школьного учреждения может принять решение о выделении верующим отдельного помещения, комнаты, здания. Для этого необходимо соответствующее ходатайство со стороны учащихся и их родителей. Как уточнила РИА Новости руководитель юридической службы Московской патриархии инокиня Ксения (Чернега), разработчик документа, Минобрнауки, предлагает, в частности, внести изменения в статью 16 закона о свободе совести. " Суть поправки заключается в том, что богослужения и религиозные обряды могут проводиться в зданиях религиозного назначения, расположенных на территории государственных образовательных учреждений, а также в помещениях, которые специально выделяет администрация организации по просьбе учащихся и их родителей " , – сказала Чернега. При этом она отметила, что речь идет о передаче церковных зданий, которые были построены еще в дореволюционное время и в настоящее время используются государственными образовательными учреждениями. По словам Чернеги, в этих зданиях " могут быть возобновлены и проводиться богослужения " . В пример собеседница агентства привела домовый храм святой мученицы Татианы, относящийся к МГУ, в котором в последнее время располагается Патриаршее подворье и регулярно совершаются богослужения.

http://religare.ru/2_97929.html

архиеп. Феоктист (Мочульский) Отделение четвёртое. О смысле Священного Писания § 26 Смысл в Священном Писании бывает Грамматический, Риторический, Логический, Аллегорический, Исторический, Пророческий и Приточный, притом буквальный и таинственный, но во всех сих смыслах есть точный разум истины, самым Богом нам предлагаемой через слова тогожде Писания, или через означения оных. Скажем прежде о смысле Священного Писания буквальном и таинственном. § 27 Смысл Священного Писания буквальный означается непосредственно через самые тогожде Писания слова; таков смысл в догматах веры и в заповедях Господних. 1) Рече Иисус Христос Искупитель мира ко Апостолам своим: Шедше в мир весь, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа. ( Матф. 28:19 ) 2) Прием Иисус хлеб и даяше ученикам рече: приймите и едите, сие есть тело мое; и прием чашу, даде им глаголя: пийте от нея вси, сия есть кровь моя нового завета. ( Матф. 26:26–28 ) 3) Возлюбише Господа Бога твоего от всего сердца твоего, от всея души твоей, и всею крепостью твоею, и всем помышлением твоим, а ближнего своего яко сам себе. ( Лук. 10:27 ) Во всех оных текстах смысл буквальный, через самые слова означается; а ежели толковать оные тексты иносказательно к другому какому-либо значению: то таковое толкование, яко с Священным Писанием несогласное, православною Церковью неприемлемо. § 28 Догматы веры, заповеди Господни, благодатные таинства и Церковные обряды хотя иногда иносказательными словами в Священном Писании означаются: но смысл от Духа Святого в другом месте словами простыми предозначен, и нет ни единого догмата веры, нет ни единой заповеди Господней, которой не были бы объяснены буквально словами простыми Напр.: первое в мире о Мессии, Божием Сыне, Иисусе Христе благовестие, от Бога первым праотцам нашим по их падении предвозвещённое: Семя жены сотрет главу змиину, ( Быт. 3:15 ) объяснено в другом месте буквально простыми, словами: сего ради явися Сын Божий да разрушит дела диаволя. ( 1Иоан. 3:8 ) § 29

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drahma-...

архим. Михаил (Козлов) II. Беседа со старообрядцами в деревне Танаев прихода села Ишеева Тетюшского уезда Казанской губернии с присовокуплением двух писем старообрядческого архиерея, и статьи старообрядческих сочинителей простолюдинов против старообрядческого попа Иоакима В продолжение моего служения миссионером в казанской епархии зимой 1877 г. Мне пришлось беседовать в пятый раз с танаевскими старообрядцами по австрийскому священству, неокружниками. Так как в этой деревне имеет жительство старообрядческий поп Тарасий и есть несколько начетчиков из его прихожан, то и внимание обращено на эту деревню более, чем на прочие селения тетюшского уезда. При каждом собеседовании я старался более всего доказывать танаевским старообрядцам неправильность изобретенной их единомысленниками австрийской иерархии и святость единой, соборной и апостольской церкви, которая по обетованию Христову должна быть до скончания мира непрерывно, с тремя чинами священства и семью таинствами. Не имея возможности защищать свою недавно появившуюся белокриницкую иерархию и доказать какую либо догматическую погрешность в православной церкви, танаевцы каждый раз во оправдание своего заблуждения возражали мне о несходственных в нашей церкви некоторых обрядах с до – Никоновскими обрядами, усвояя последним догматическую важность и неизменность. Чтобы разубедить танаевцев в этом неправильном их понятии, я старался доказывать им, на основании несомненных свидетельств из отеческих писаний, что обряды церковные не должно смешивать с догматами веры, что первые по усмотрении церкви могут быть переменяемы, и что только относительно учения догматического сказано: аще кто иоту прибавит или убавит, анафема да будет. Догматы же веры заключаются в следующем: Вера католическая сия есть: да единого Бога в Троице и Трощу во единице почитаем, ниже сливающе ипостаси, ниже существо разделяюще. Ина бо есть ипостась Отча, ина Сыновня, ина Святаго Духа. Но Отчее, Сыновнее и Святаго Духа едино есть Божество, равна слава, соприсносущно

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedy-s...

архим. Михаил (Козлов) VI. Беседа с забайкальскими старообрядцами о кресте, на котором был распят Иисус Христос В Куйтунском селении приветствовавши собравшихся грамотеев старообрядцев обычным словом: мир и спасение вам, я предложил им мой следующий вопрос: ну что, братие, – после неоднократных моих предбывших собеседований с вами о необходимости на земле для спасения нашего единой Христовой церкви, надумал ли кто из вас обратиться к оной? Молчание. Что же вы молчите? Если еще никто из вас не решился оставить свое природное неведение, то почему именно? опять вопросил я. „Все что-то мы боимся присоединиться к вашей церкви; уж больно много в ней перемен, которые понаделал патриарх Никон ; ведь кроме многих церковных обрядов он переменил и самый честный и животворящий крест Господень; вместо истинного восьмиконечного креста внес в церковь четвероконечный крыж латинский“, – отвечал грамотей куйтунский. Мне помнится, я уже не один раз говорил с вами о кресте. Но если вы еще не усвоили себе доказываемой мною истины, то, пожалуй, в этот раз побеседуем подробнее об этом предмете, только предварительно прошу вас, друзья, слушать внимательно, и пока неокончена будет речь о кресте Христовом, не забегать с другими вопросами о прочих предметах, как эта привычка у вас имеется, проговорил я. „Хорошо, мы согласны послушать, что ты нам говорить будешь“, сказал грамотей. Подозревать и обвинять патриарха Никона за то, что будто бы он переменил старые церковные обряды на новые и переменил и самый крест Христов, у вас есть давний обычай, который обратился в столь сильную привычку, что весьма трудно разубедить вас в этом. Крест четвероконечный существовал ранее патриарха Никона несколько столетий, и никто оного из верных сынов церкви не признавал неправильным, не истинным крестом Христовым, и никто не называл крыжем латинским. Одни лишь ваши предки, отделившиеся от святой церкви, начали по сильной злобе неправильно нарицать, как и вы теперь их потомки нарицаете таковым именем. „Мы этому верим, что четвероконечный крест был раньше патриарха Никона , да только никто его не признавал истинным крестом, на котором распялся Господь наш Иисус

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedy-s...

Важно понять, что самого начала церковь, в которой я служил, была необычной. Мы использовали во время богослужения иконы и хоругви, пресвитер был облачен в священнические одежды, причастие считалось Таинством. При этом сама форма богослужения была евангельская: проповедь, песнопения, свободные молитвы, произносимые на понятном русском языке. Это был такой своего рода эксперимент?  Трудно сказать. Подобные общины существовали и прежде, например, Евангелическая русская церковь, другие церкви. Мы просто всегда любили Православие и никогда не воевали с ним. Я защищал православных, когда на них нападали адепты других учений. Еще у нас была идеалистическая мечта соединить православный и протестантский опыт, приблизить Церковь к простому народу, которому не всегда понятны православные обряды и церковнославянский язык. А вот этот переход в Православие чем он сопровождался, какие сложности ожидали вас? Все-таки служение в РПЦ сильно отличается от служения в протестантских церквях, а тип отношений внутри церкви, наверняка, тоже несколько иной?  Переход в Православие сопровождался большими переживаниями. Для меня это был в чем-то драматический момент. Ведь я оставил общину, которую любил и в которой любили меня, тосковал по людям, с которыми меня многое связывало. Иногда мне звонили прихожане и просили вернуться. Разумеется, в Православии многое не так, как у протестантов, там иной тип отношений. Я не могу сказать, хуже это или лучше, это просто другой мир. Мне очень не хватало духовного общения, в центре которого был бы Бог и Его Слово. В протестантской среде привычно говорить о Боге, делиться друг с другом духовным опытом, в православной иначе. Возможно, виной всему какие-то традиции, опасения, что Бог такие разговоры не одобряет, либо своеобразное толкование заповеди «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» ( Исх.20:7 ). Не знаю. Правильно ли я вас понимаю: что протестантский опыт в чем-то для вас остается положительным, и вы, даже находясь в лоне Православной Церкви, не отвергаете его?

http://azbyka.ru/way/byvshij-pastor-serg...

Введение Определение штундизма. – Общая характеристика рукописных данных о секте. – Краткие сведения о поездке в Херсонскую и Киевскую губернии в ее результаты. – Недостатки печатной литературы о штундизме. – Список более или менее выдающихся литературных произведений о секте. – Краткий разбор некоторых из них. – Задача исследования и план его. Настоящее исследование имеет своим предметом секту, известную под именем штундизма. Название это происходит от немецкого слова «die Stunde» – час и нисколько не характеризует секты с ее внутренней стороны. Под именем «штунде» известны братства, существующие в немецких колониях южной России, члены которых собираются в известные часы по воскресным дням в частных домах для чтения слова Божия и пения религиозных гимнов. Собрания эти происходят под наблюдением или же при непосредственном участии пасторов. На юге членов таких собраний называют «штундистами», «штундами», «штундовыми». Эти названия перешли и на наших южно-руссов, когда они начали посещать такие собрания и по образцу их стали устраивать свои собственные. Секту, образовавшуюся из таких лиц, называют «штундой», «штундовой», «штундом» или «штундизмом». Штундизм, возникший в среде простого народа, до сих пор еще не получил определенной физиономии: догматическая и нравственная стороны его учения не развиты. Отвергая церковную иерархию, таинства, обряды, св. предание, почитание креста Христова, икон и мощей, посты, – сектанты мечтают получить спасение при помощи непосредственного отношения ко Христу и благодати, при руководстве одним словом Божиим. Не придавая особенного значения теоретической стороне веры, они выдвигают на первый план ее практические требования – стремление жить по учению Евангелия, осуществление в своей жизни идеала христианина. Учение свое сектанты называют «евангельским исповеданием» «евангельской верой», а самих себя «духовными христианами», «истинными христианами», «обществом друзей Божиих», «обществом обращенных в новое русское братство», «братьями библеистами» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Владимир Соколов Скачать epub pdf Часть I. Церковь земная и Церковь небесная. Глава первая. Внутреннее устройство Церкви. Клирики и миряне К VI – VII векам здание Церкви приобрело четкие и законченные формы, которые почти не менялись в течение следующих столетий. В качестве «общественной» организации она делилась на две неравных половины – клириков и мирян. Под клиром в общем смысле подразумевались все, кто служил Церкви, от привратников и чтецов до митрополитов и патриархов. Клирики осуществляли церковные обряды и таинства, проводили религиозные службы и руководили духовной жизнью прихожан. Миряне составляли основную массу верующих, которая повиновалась клиру и жила в «миру»: это были рядовые христиане, не имевшие сана и не принявшие монашеских обетов. В первые два века христианства между клириками и мирянами не было особой разницы. Тертуллиан говорил, что миряне то же самое, что священство: Господь там, где собраны двое или трое во имя Его, не важно, миряне это или клирики. Ориген считал, что каждый мирянин – священник и принципиально ничем не отличается от апостола Петра, если верит так же, как и он. «Грешит против Бога каждый епископ, – писал александрийский богослов, – который исполняет свое служение не как раб с прочими сорабами, то есть верующими, но как господин». Все вопросы в Церкви решались совместно клириками и мирянами, которые участвовали и в соборах, и в выборе епископов. Если у епископа возникали разногласия с «пасомыми», он старался их переубедить и ничего не делал, пока все не приходили к общему мнению. В это время даже Римская церковь считала, что решение важных дел надо передавать на рассмотрение «пресвитерам и всему народу». Но уже к концу II века положение стало меняться. В «Климентинах», написанных примерно в середине III века, ясно сказано: «Назначение епископа – повелевать, а назначение простых христиан – слушаться, ибо епископ – наместник Христа». Клир, духовенство – это ordo, то есть власть (так в Риме называли сенат), а миряне – всего лишь plebs, подчиненная им масса. Того же мнения держался и Киприан Карфагенский , считая, что «епископу одному предоставлено начальство над Церковью ». Еще яснее и наглядней об этом говорилось в «Постановлениях апостольских»: «Пастырь – это после Бога земной бог ваш». По новым представлениям, без епископа христианину ничего нельзя было делать, даже давать милостыню. Поскольку епископ отвечает только перед Богом, недопустимо требовать у него отчета, призывать к ответу и следить, что он делает и как распоряжается церковным имуществом. Не следует также докучать ему своими просьбами: для этого лучше обратиться к его помощнику, диакону. Пастырь – это голова, а миряне – даже не тело, а хвост.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Власть священнодействия Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Богослужение Священнослужебная власть Церкви (potestas ministerii) обнаруживается в праве устанавливать порядок богослужения и совершать само богослужение. Формы богопочитания могут быть различны; различия в обрядах допускаются, но обряд должен строго и точно выражать догматическое учение, веру Церкви. В Русской Православной Церкви с конца XVIII в. существует единоверие: в единоверческих храмах богослужение совершается по церковным книгам дониконовской печати с соблюдением дониконовской обрядности. Однако всякие изменения в богослужение вносятся законной церковной властью. Самовольное изменение обрядов, принятых Церковью, представляет собой противоправное действие, угрожающее расколом. В соответствии со 116-м правилом Карфагенского Собора произвол в богослужении запрещается: «Поставлено и сие: да совершаются всеми утвержденныя на Соборе молитвы, как предначинательныя, так и окончательныя, и молитвы предложения, или возложения рук; и отнюдь да не приносятся никогда иныя вопреки вере, но да глаголются те, кои просвещеннейшими собраны.» Таким образом, предполагается уставность богослужения. Наша Церковь ныне совершает богослужения по заимствованному ею на Христианском Востоке Иерусалимскому Уставу. В случае необходимости новые обряды или новые праздники вводятся по постановлению законной церковной власти (в настоящее время у нас - Поместного и Архиерейского Соборов, Патриарха и Священного Синода). Богослужения совершать могут лишь священные лица: епископы и пресвитеры. Как гласит 6-е правило Гангрского Собора, «Аще кто кроме Церкви особо собрания составляет, и, презирая Церковь, церковная творити хощет, не имея с собою пресвитера по воле епископа, да будет под клятвою.» Диаконы и церковнослужители помогают епископу и пресвитеру в совершении богослужения. Согласно 15-му правилу Лаодикийского Собора, устанавливается такой порядок: «Кроме певцев, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих; не должно иным некоторым пети в церкви.» Зонара в толковании на это правило писал: «Отцы Собора желают, чтобы в церквах было соблюдено благочиние, почему и сказали, что не должно в церквах петь каждому, кто хочет, но каноническим певцам, т.е. определенным в клир, рукоположенным в каждую церковь, поющим по книгам.» О том, что только посвященным лицам дозволяется читать с амвона, говорится и в 14-м правиле VII Вселенского Собора: «Понеже видим, яко некие, без руковозложения, в детстве приняв причетническое пострижение, но еще не получив епископскаго рукоположения, в церковном собрании на амвоне читают, и сие делают несогласно с правилами, то повелеваем отныне сему не быти.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432446/

Во второй половине нынешнего века жизнь наша, и общественная, и семейная потерпела сильное крушение. Новые идеи о церкви, о государстве, о семье и школе сбили её с прежних устоев. Чувствовалось, что колебались самые основы жизни, устранялась вера, дело клонилось к явному безбожию. Все эти новые идеи неслись к нам с Запада, но там он возникали и развивались более или менее последовательно, и этим несколько ослаблялось их зловредное влияние. У нас до некоторой поры задерживалось распространение этих новых идей: в 60-х же годах, под стремительным напором их, наконец распахнулись двери, и пошёл страшный круговорот, породивший необозримое множество психических болезней, унёсших преждевременно также необозримое множество жизней и, среди разных страшных крушений, преждевременно и с таким жестоким насилием, снёсший драгоценнейшую жизнь благороднейшего и величайшего из царей, пока ,наконец, этот последний страшный удар не поставил перед нами рокового вопроса: куда же мы идём? «Общество само себя отлучает от Церкви», говорил одиннадцать лет (1882 г.) тому назад, вскоре после страшной катастрофы цареубийства, с обычною прямотой святитель Никанор, «одни оставляя таинства, обряды и всю дисциплину церковную, другие, устраняя себя от таинств и хождения в церковь , а третьи и прямо отпадая от церкви». «Ясно ли, – спрашивал он, – куда мы идём, даже пришли уже?...» И продолжает: «По ветхо- и новозаветным пророчествам река времен подмывает берег, на котором до сего дня стоит величественный, чрезвычайно прочный и архитектурно художественный, божественно прекрасный, храм христианства, в котором доныне славится имя Бога истинного, Бога высочайшего, не ту скалу, она не сокрушится, на которой зиждется вселенская Христова Церковь , но те устои, на которых Христова Церковь держалась у нас, в нашем народе, и которые, по-видимому, расшатываются и подгнивают. Многие ли со страхом присматриваются к тому, не двигается ли светильник Христов с места своего от нас вдаль куда-либо, в иные места, примерно, в Японию?» «Пока дело заключалось только в дикой болтовне слепых вождей слепой, хотя и мнящейся зрячею, толпы», говорит он в том же слове, «она-то и знала, что забавлялась. А как сверкнули громы-молнии ужасных дел, все сперва испугались, а затем махают рукой: будь, что будет, только бы мимо нас, – после нас хоть потоп. Поворотить назад всё оказываются бессильными, даже толкают друг друга идти вперёд по склону истории, хотя и в бездну погибели... Думаю ли я сам, что мы можем поворотить историю назад? Помоги Боже» «У Бога вся возможна суть» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/r...

Вырец. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Знаменская церковь Карта и ближайшие объекты Село Вырец ведёт свою историю с 1650 г., когда была построена деревянная Знаменская церковь в честь победы русских воинов над литовцами. В 1825 г. в селе построили кирпичную православную церковь Знаменской Божьей Матери. Она имела три престола: Ильи Пророка и Георгия Победоносца, Николая Чудотворца, Знаменской Пресвятой Богородицы. Прихожане были из села Вырец, деревень Стречково, Доманихи, Костюшино, Дивовки, Погары, Лежнево, Дойбино. В приходе было 204 двора (647 мужчин, 910 женщин). С 1870 г. в церкви служил священник Николай Александрович Невский, с 1895 г. - псаломщик Николай Александрович Тачалов, старостой был Илья Евтифеев. По данным 1887 г., в селе Вырец было 68 десятин церковной земли, из них 2 десятины приходились на усадьбу, 30 десятин составляла пашня, 6 - сенокос, 30 - выгон. Применялся трехпольный севооборот. Средняя урожайность с десятины составляла: ржи - 6,5 четвертей, овса - 6, ячменя - 8, картофеля - 60, семян льна - 15. Сена заготовили 3 000 пудов. Церкви принадлежало 6 езжалых и 3 неезжалых лошади, 15 коров и быков, 1 нетель, 6 телят, 8 овец. У церкви было 4 жилых и 18 нежилых построек. Существовавшая в селе церковь была в 1929 г. закрыта и разграблена. В 1941 г. монахиня вновь открыла службу. Она крестила детей, совершала другие церковные обряды. Официально церковь была открыта вновь 17 ноября 1945 г. В 1992 г. настоятелем церкви стал иеромонах Питирим, в миру Александр Юрьевич Ксенофонтов. Приход был маленьким, в праздники приезжали жители из сельских поселений Лихославльского и Рамешковского районов. По материалам издания " Тверская деревня " . Том 1. Лихославльский район. Энциклопедия. - Тверь, 2001. Цит. по: http://hram-tver.ru Знаменская церковь, одна из трех действовавших в Лихославском районе в советское время. Каменный храм был построен в 1825 году, освящен архиепископом тверским Ионой (Павенским) в честь иконы Божией Матери «Знамение», приделы в теплой (отапливаемой, приспособленной для зимних служб) части церкви, еще называемой трапезной, были посвящены: южный — святителю Николаю Чудотворцу, северный — святым пророку Илие и великомученику Георгию. В храме стоит барочный иконостас, совершенно лишенный, в отличие от многих сельских иконостасов, черт провинциализма. Пропорции очень изящны, композиция оригинальна. Видна рука замечательного мастера (к сожалению, икон в нем почти не осталось).

http://sobory.ru/article/?object=22600

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010