Глава IV. Богослужение присоединения к Православию Многих людей из «нехристиан» – иудеев, магометан и язычников, а также из христиан, не принадлежащих Православной Церкви и желающих в нее вступить, Святая Церковь приемлет по испытании искренности их веры и особого оглашения. 1. История принятия в Церковь иноверных С древних апостольских времен прилагались к Церкви люди разных вероисповедных направлений. Над ними всегда совершалось молитвенное последование по «Чину присоединения». В восьмой главе «Постановлений апостольских» (IV век) есть предписание епископам и пресвитерам: тщательно испытывать приступающих к Таинству Крещения и узнавать причины, побудившие их принять Слово Господне. При испытании исследовались жизнь и поведение обращающихся, уточнялось, есть ли на то согласие господ, если присоединяемые были рабами, и прочее (Кн. 8, 32).В VII веке Церковь , побуждаемая злоупотреблением евреев, притворно иногда принимавших христианскую веру, постановила вводить их в общение с верными в молитвах и Таинствах не прежде, как они покажут искреннюю веру и исповедуют ее от всего сердца, отвергая еврейские обычаи и дела, сближая и исправляя тем самым и других (8 прав. VII Всел. Соб.). «Искреннее желание и благое произволение» всегда являлись одними из важных условий для присоединения к Православию. В глубокой древности сложилось три способа, или «образа», присоединения к Православию иноверных – 1) через Таинство Крещения, 2) через Таинство Миропомазания и 3) через Таинство Покаяния. До Вселенских Соборов в древней церковной практике были некоторые расхождения в вопросе о том, по какому чину следует приобщать к Церкви тех или иных неправославных христиан, отступивших от истинной веры и пожелавших вернуться к ней. В одних поместных церквах присоединение новатиан, енкратитов, апотактитов и проч. совершалось через Крещение, в других – через Миропомазание, а в третьих – только через отречение от прежних заблуждений и отступничества в Таинстве Покаяния. Решениями 1-го (8-е и 19-е npab.) u II-ro (7-е прав.) Вселенских Соборов были установлены общие правила принятия в Церковь иноверных.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Глава I. Богослужение общественное и частное Богослужение общественное охватывает круг служб, совершаемых в течение суток, седмицы, месяца и года. В нем участвует вся полнота членов Церкви, приходя в многочисленные храмы. В центре этих служб стоит Божественная Евхаристия. Все другие службы: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы с включенными в них памятями празднуемых на каждый день святых и великих праздников – духовно готовят членов Церкви к достойному участию в Евхаристии. Богослужение частное выделяется из этого цельного круга богослужений, учитывая личные нужды каждого христианина и приспосабливаясь к обстановке и возможностям жизни каждого человека. Этот вид богослужений охватывает Таинства и обряды Церкви, во время которых пастырю приходится индивидуально воздействовать на жизнь каждого верующего человека, неся ему Божие благословение и духовно его обновляя. 1. Периоды в истории богослужений Русской Церкви История богослужений в нашей Церкви делится на несколько периодов и находится под непрерывным влиянием богослужения греческого.. Систематическое указание на порядок и образ совершения церковных служб находится в церковно-богослужебной книге, именуемой Типикон, или Устав. В первый раз церковный устав был начертан на письме преподобным Саввой Освященным в VI веке и получил название палестинского, или иерусалимского. Подлинный устав Саввы был утрачен во время нашествия Хозроя на Палестину. Святой Софроний, патриарх Иерусалимский, восстановил иерусалимский устав, дополненный в VIII веке трудами преподобных Иоанна Дамаскина  и Косьмы Маюмского. В таком виде устав скоро вошел в употребление в церквах греческих и особенно в Студийской обители в Константинополе. В этой обители он был снова восполнен песнопениями Митрофана, Анатолия, самого Феодора Студита , брата его Иосифа, Феофана Начертанного, Иосифа Песнописца и Григория, митрополита Никомидийского. Из последующих дополнений устава особенно замечательны сделанные в X веке монахом обители св. Саввы Марком, впоследствии епископом Идрутским. Он внес в устав правила о песнопениях греческой Церкви, составленные в IX u X веках, и определил порядок богослужения в тех случаях, когда на один и тот же день падало несколько праздников. В последующее время над обработкой церковного устава трудились Никон Черногорец (XI век) и Филофей, патриарх Константинопольский (XIV век). Некоторые статьи Филофеева устава вошли и в славянские списки устава. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Глава VII. Вероучение и культ английской церкви при Генрихе после её разрыва с Римом Церковный переворот, произведённый доселе в Англии, состоял, как мы видели, пока только в том, что папская власть была здесь уничтожена, а на её место провозглашено было главенство короля, при чем духовенство должно было в значительной степени поплатиться и своими правами, и своими имениями. Но этим дело не ограничилось и не могло ограничиться. Церковь Англии, в силу совершившегося переворота, поставлялась в совершенно новое положение, а тем самым необходимо создавалась потребность некоторых дальнейших мер и определений. Отрёкшись от папства, Англия разрывала свой союз с католическою церковью и полагала начало своей национальной церкви, вполне самостоятельной. При такой постановке дела естественно являлась необходимость определить жизнь новосозданной английской церкви во всех отношениях, ибо существо её, как и всякой церкви, не ограничивалось одною лишь сферою управления. Если церковь Англии становилась теперь самостоятельною, то прежде всего должен был возникнуть вопрос о том, каково вероучение этой церкви, каковы её священнодействия, т. е. какие главные средства предлагает эта церковь своим членам для достижения своей цели, – для их освящения и спасения. Разрыв Англии с Римом касался лишь одного только пункта католической церковной системы, т. е. вопроса о церкви и иерархии, все же остальное, – все догматы вероучения, таинства и обряды, все это оставалось пока совершенно в стороне, так что произведённый переворот носил на себе, по преимуществу, характер раскола. С римско–католической точки зрения, выразившейся, например, в отлучательной булле папы на Генриха, и сделанного было, конечно, совершенно достаточно для того, чтобы провозгласить еретиками короля Англии и всех его сторонников, а потому тем настойчивее выставлялся на очередь вопрос о вероучении английской церкви, тем необходимее представлялось определить, насколько и в чем эта новая церковь разнится от католической, изменяет–ли она по своему основные догматы христианства, или не идёт далее раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Глава VII. Таинство Священства 1. История возникновения чинов посвящения Звание священства, по апостольскому учению, носят все христиане. Называя верующих во Христа «родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в удел» (1 Петр, 2, 9), апостол Петр указывает тем самым на выделенность христиан, как нового, духовного Израиля, из всего человечества. Каждый из них, рождаясь от воды и Духа, становится храмом Божиим. И в этом смысле все они получают благодатное священническое служение, предоставив свои тела «в жертву живую, святую, благоугодную Богу» ( Рим. 12:1 ) и принося Ему духовные жертвы – молитву веры, дух сокрушенный и смиренный, сердце, исполненное любовью к Господу. Объединяясь во Христе как Источнике вечной жизни, христиане составляют единое целое – Святую Церковь , литургическая жизнь которой созидается благодатию Святого Духа и усилиями верующих, их участием в священнодействиях, молитвословиях, песнопении, благовестии слова Божия. Хотя все христиане призваны к служению в Церкви, однако служения эти различны, как различны и дары, полученные каждым от Господа. «Все ли Апостолы? Все. ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?» ( 1Кор. 12:29 ), – спрашивает апостол Павел. Церковь , как и всякий живой организм, иерархически организована: не все составляющие ее члены равноценны с точки зрения литургической жизнедеятельности, одним принадлежит главенствующая роль, другим подчиненная. Одни являются пастырями, другие паствой. И среди пастырей Церкви одни поставлены на более высокую ступень и наделены большей духовной властью, чем другие. По каноническим постановлениям Вселенской Церкви все христиане разделяются на духовенство и мирян, или иначе клир и народ. К клиру принадлежат лица, занимающие в Церкви должности священнослужителей и церковнослужителей, которые наделены равными иерархическими полномочиями и выполняют особые, свойственные каждому чину, обязанности. Возведение в ту или иную степень духовного служения в Церкви совершается через литургическое посвящение, которое осуществляется либо посредством Таинства Священства, либо церковного священнодействия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Глава VI. Богослужение Таинства Елеосвящения 1. Символика Таинства Елеосвящением называют Таинство, в котором при помазании тела освященным елеем на болящего человека нисходит благодать Божия, врачующая его телесные и духовные немощи. Таинство Елеосвящения предлагается членам Христовой Церкви не как последнее напутствие умирающим, а как Таинство исцеления, возможность приостановить процесс духовного и физического умирания и ввести человека в благодатную атмосферу жизни Царства Божия. Причиной этого отдаления являются грехи людей, особенно неосознанно совершенные. Они же – и виновники и физического нездоровья человека. Если Церковь – это Тело Христово, а каждый христианин – Его живая клетка, включенная в единую систему благодатного жизнеобеспечения, то грехи – это преграда на пути тока благодати Божией из церковного организма в душу и жизнь человека. Священники получили от Господа власть обновлять приток целительных сил евангельской благодатной жизни в человеческие души для воздействия соборной молитвой на греховные преграды, недоступные личному покаянию христиан. Священники молятся над болящим по его просьбе, и завершением этой молитвы является помазание его «елеем во имя Господне» ( Иак. 5:14 ). Болеющий человек нуждается в помощи, и священник просит Небесного Отца во время помазания: «Исцели и раба Твоего… от обдержащия его телесныя и душевныя немощи, и оживотвори его благодатию Христа Твоего» (молитва при помазании елеем). Свою молитву иереи укрепляют надеждой на молитвы Богоматери и святых. Молитвы Церкви земной и небесной преклоняют милость Божию к болеющему члену Церкви, и Бог дарует ему победу над болезнью. Через Таинство Елеосвящения болящий, как одичавшая ветвь, прививается к благодатной Лозе – Господу Иисусу Христу, чтобы живительные соки Ее вновь потекли в сердце и соделали его способным жить по заповедям Божиим. Подлинное исцеление человека, по взгляду Церкви, состоит не только в восстановлении его физического здоровья, но в изменении его восприятия болезни, страданий и самой смерти. Цель и содержание Таинства Елеосвящения не только здоровье, а вхождение человека в Царство Божие, приобщение его «праведности и миру и радости во Святом Духе» ( Рим. 14:17 ). Участник Таинства получает от Бога помощь для изменения понимания и принятия страданий и болезни. Живительные соки Лозы – это дар страданий Христовых, претворенных Им в победу. И если мученики радостно принимали пытки и мучения, видя в них участие в страданиях Христовых, то таким же мученичеством, свидетельством могут и должны стать для христианина его болезни и страдания. Об этом молится Церковь : да обратится отчаяние страдающего к свету и да узрит он победу света в себе. Известно, что во Христе страдания не устраняются, а преображаются в победу, и в этой победе – единственное исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Глава XII. Раскол и монашество И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 2. Исправление книг до Патриарха Никона Меры Никона по исправлению церковных книг и изменению некоторых богослужебных обрядов, в сущности, не содержали в себе ничего нового, они явились лишь последним звеном в длинной цепи подобных мероприятий, которые либо уже были проведены до него, либо должны были проводиться в будущем. Никон действовал слишком грубо и круто, что объяснялось не острой необходимостью, а скорее свойствами его характера, он вообще плохо понимал религиозную душу своей паствы, потому-то его «реформы» и привели к катастрофе, которая нанесла Русской Церкви неисцелимую рану и отколола от нее часть ее членов . Пребывание отколовшейся части («староверов», как они называли себя, или «раскольников», как очень долго называла их официальная Церковь) вне Матери Церкви не могло не оказать влияния и на основную часть Русской Церкви, ибо ее духовные силы в значительной мере были отвлечены от исполнения своих прямых обязанностей и направлены на борьбу с расколом. После обращения Руси в христианство книги, необходимые для совершения богослужений, и сами литургические обряды были заимствованы у греков или южных славян. От долгого употребления книги приходили в негодное состояние, новые книги появлялись путем переписывания старых, что при недостатке образования у переписчиков, в основном монахов, приводило к появлению описок и ошибок. Исправления книг, предпринимавшиеся по почину отдельных переписчиков, умножали число дефектов. Даже разные списки Священного Писания, относящиеся к той эпохе, часто весьма сильно отличаются друг от друга. Еще хуже обстояло дело с богослужебными книгами — Служебником, Типиконом (Уставом), Триодью, Часословом, Октоихом и другими , ибо ошибки и разночтения обнаруживались и в самих чинопоследованиях, и в объяснениях к ним. Тут имело значение и то обстоятельство, что не всегда употреблялся один и тот же устав, но, как мы уже отмечали (глава VIII), применявшийся в первое время Студийский устав был заменен Иерусалимским . В богослужебной практике греков и славян, к которой можно было бы обратиться за справкой, тоже не было единообразия.

http://sedmitza.ru/lib/text/436636/

Городец. Церковь Сошествия Святого Духа. Духовская церковь Карта и ближайшие объекты 24 июня 2011 года распоряжением Управляющего Религиозной организацией " Нижегородская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) " архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием, имеющим пастырское попечение о Местной религиозной организации " Православный Приход церкви в честь Святаго Духа г. Городца Нижегородской области " назначен иерей Роман Смирнов. В центре Городца около здания ТЦ «Добрыня» находится старинный храм, который требует капитального ремонта. Это памятник архитектуры — православная старообрядческая Свято-Духовская Крестовоздвиженская единоверческая церковь. Об истории этого заброшенного храма, потерявшего былой вид и значимость, мы и расскажем. В Городце были очень сильны традиции раскола или старообрядчества. Более того, городецкая земля считалась одним из его центров. Официальная церковь долго боролась с отколовшейся частью паствы. В 1798 году император Павел I издал именной указ «О дозволении жительствующим в Нижегородской епархии старообрядцам дозволить просимое, Святейшему Синоду разрешить давать равномерное дозволение по другим епархиям». Затем по рекомендации московского митрополита Платона был издан указ от 27 октября 1800 года, разрешавший строительство и открытие единоверческих церквей по всей России, что облегчало переход в единоверие «незаписным старообрядцам». Главной формой примирения раскола с православной церковью в течение всего XIX века оставалось единоверие. В царствование императора Николая I единоверие получило свое дальнейшее развитие, чему способствовало строительство единоверческих церквей. Для примера, только с 1828 по 1854 год было введено 150 церквей в разных губерниях. Единоверие (другие названия — «духовская вера», «старообрядные приходы», «новоблагословенное согласие», «церковное старообрядчество») — это течение в старообрядчестве, сторонники которого сохраняли «старые обряды» (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) древнерусский бытовой уклад, но в то же время признают главенство Синода Русской православной церкви Московского Патриархата.

http://sobory.ru/article/?object=10365

Д.К. Робертсон (протестант) Сочинение Джеймса С. Робертсона каноника Кентерберийского, покойного профессора церковной истории в Королевской коллегии в Лондоне перевод с английского издания. Содержание Предисловие Книга первая. От гонения церкви при Нероне до указа Константина Великого о веротерпимости (64–313 гг.) Глава 1. Апостольский век Глава 2. Царствования Траяна и Адриана (98–138 гг.) Глава 3. Царствования Антонинов (138–180 гг.) Глава 4. Ранние еретики Глава 5. От восшествия Коммода до смерти Элагабала (180–220 гг.) Глава 6. От Александра Севера до Валериана (220–260 гг.) Глава 7. От восшествия Галлиена до дарования веротерпимости Константином (261–313 гг.) Глава 8. Дополнительная 1. Успехи распространения христианства 2. Иерархия 3. Обряды и обычаи 4. Нравственный характер христиан – Аскетизм – Безбрачие Книга вторая. От Константина Великого до смерти Феодосия Великого (313–395 гг.) Глава 9. Константин Великий – Донатизм – Арианство (313–337 гг.) Глава 10. Сыновья Константина Великого (337–361 гг.) Глава 11. Юлиан (361–363 гг.) Глава 12. От смерти Юлиана до конца второго вселенского собора (363–381 гг.) Глава 13. От конца Второго Вселенского собора до смерти Феодосия – Св. Амвросий (381–395 гг.) Глава 14. Дополнительная Книга третья. От смерти императора Феодосия I до папства Григория Великого (395 –590 гг.) Глава 15. Аркадий и Гонорий – Оригенистический спор – Св. Иоанн Златоуст Глава 16. Бл. Августин – Донатизм – Пелагианство Глава 17. Несторианство Глава 18. Евтихианство – Собор Халкидонский – Возвышение римской кафедры Глава 19. Падение Западной империи – Обращение варваров. Вандальское гонение в Африке Глава 20. Монофизитство – Юстиниан – «Три главы» (451–566 гг.) Глава 21. Полупелагианство – Миссии – Упадок арианства на Западе Глава 22. Дополнительная Книга четвертая. От избрания Григория Великого до смерти Карла Великого (590–814 гг.) Глава 23. Григорий Великий (590–604гг.) Колумбан (589–615 гг.) Глава 24. Магомет – Монофелитский спор (610–718 гг.) Глава 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дубченский старообрядческий беспоповский скит, история и современное состояние. Часть I Редакция сайта Православие.Ру продолжает публикацию дипломов выпускников Московской Сретенской семинарии. Диплом иеромонаха Иоанна (Лудищева) «Проблемы современного человека в письмах духовников XX века» , работа студента пятого курса Юрия Филиппова «Революционное движение и духовные школы России в конце XIX - начале XX веков» и труд студента пятого курса Максима Янышевского «Особенности религиозной жизни Советского Казахстана в 1930-1950 гг.» вызвали живой отклик читателей. Серию публикаций продолжает работа диакона Александра Колногорова «Дубченский старообрядческий беспоповский скит, история и современное состояние», которая выполнена с привлечением редких архивных материалов.   ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧАСОВЕННОГО СОГЛАСИЯ СТАРООБРЯДЦЕВ-БЕСПОПОВЦЕВ СТАРООБРЯДЦЫ-БЕСПОПОВЦЫ Старцы беспоповского шарпанского скита Беспоповцы — одна из двух главных отраслей раскола старообрядчества, называющаяся так потому, что ее последователи не приемлют священства (попов). Когда священники дораскольного поставления за древностью лет умерли, произошло принципиальное разделение всех старообрядцев на два толка. Те, которые предпочли остаться вовсе без церковной иерархии, нежели принимать к себе новопоставленных священников, получили название беспоповцев. Какое-то время у старообрядцев еще сохранялась надежда, что где-то (в стране Беловодье, в непроходимых лесах или горах, в пустынях Востока) сохранилось истинное священство древнего поставления, и многие жаждали обрести его. Вплоть до середины XVIII века основная масса беспоповцев сознавала отсутствие священства как временное испытание. Стремление обрести церковную иерархию было среди них настолько велико, что известные родоначальники беспоповства — братья Денисовы — вели письменные переговоры с представителями поповцев, обитавшими на Ветке, о приеме архиерея хоть от господствующей церкви, лишь бы он согласился содержать старые обряды. Но надежды на возможность скорейшего обретения иерархии сменились разочарованием, и реально пришлось строить свою религиозную и бытовую жизнь при отсутствии священства. Под влиянием страшных гонений беспоповцы сочли, что наступило последнее время, в Православной Церкви (старообрядцы ее именуют господствующей церковью) и повсюду в миру воцарился антихрист.

http://pravoslavie.ru/2282.html

еп. Марк (Головков) Приложение 2 Правила поведения христиан в православном храме Известный религиозный мыслитель середины XX века Η. Е. Пестов писал: «Путь к душе идет через тело. Отсюда происходят и те внешние религиозные обычаи и обряды, которыми богата практика Церкви. Внешнее пробуждает в нас внутреннее, оживляет веру, настраивает благоговейно, заставляет чувствовать святость и Божие присутствие». Православный храм – Дом Божий, место особого присутствия Божия и молитвы – «страшно место сие... и сия Врата Небесная» ( Быт. 28,17 ). Это обстоятельство накладывает особый отпечаток на поведение священнослужителей и прихожан. Знаменитый «Домострой», ставший своего рода кодексом жизни русского Средневековья, требовал «в церкви же на службе стоять трепетно и в тишине молиться», запрещая разговоры, а также телесные расслабления: «не прислоняться ни к стене, ни к столпу, и с посохом не стоять, не переступать с ноги на ногу». Деяниями Стоглавого Собора 1551 года осуждались в храмах «говор и ропот, и всякое прекословие, и беседы, и срамные словеса». Пособие по «хорошему тону» для подрастающего поколения императора Петра I « Юности честное зерцало » содержало множество этических предписаний относительно поведения в церкви. 58-я статья «Зерцала» предписывает вести себя в храме тихо и деликатно: «И сия есть не малая гнусность когда кто часто сморкает, яко бы в трубу трубит, или громко чхает, будто кричит, и тем в прибытии других людей, или в церкве детей малых пужает и устрашает». 61-я статья гласит: «Должно, когда будешь в церкве, или на улице людем никогда в глаза не смотреть, яко бы из их на сквозь кого хотел провидеть, и ниже везде заглядоватся, или рот розиня ходить яко ленивый осел. Но должно итти благочинно, постоянно, и смирно, и с таким вниманием молитца, яко бы пред вышшим сего света монархом стоять довлело». Для того, чтобы правильно вести себя в православном храме, достаточно знать самые основные правила, руководствуясь которыми, вы никогда не нарушите строй богослужения и не оскорбите чувств других верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010