Сие сказал Он о Духе, которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. Евангелист, объясняя, что такое реки воды живой, говорит, что сие сказал Он о Духе, которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было Духа Святого. Здесь спросит иной: как евангелист говорит, что не было Духа Святого, то есть дано? Разве пророки не Духом говорили? И апостолы как совершали чудеса? Отвечаем. Бесспорно, пророки говорили Духом. Но благодать сия прекратилась, от земли удалилась. Хотя она действовала во времена пророков, но в то время, когда Христос действовал во плоти, за недостоинство народа, пророчество не являлось, и благодать не присутствовала во святилище и в храме их. А как действия Духа тогда не было и оно еще имело быть дано, посему и говорит, что Духа Святого еще не было, то есть Он не обитал между иудеями и не проявлялся в действиях. Что касается до апостолов, то они совершали чудеса не Духом, но властию Господа. Ибо слушай, что говорит Евангелие. Намереваясь послать их, Он дал им «власть» , а не Духа Святого (Матф. 10, 1; Лук. 10, 19). Почему, сколько ни совершали они чудес, они творили их не Духом, но властию и именем Господа. Когда же Он воскрес из гроба, тогда сказал им: приимите Духа Святаго (Иоан. 20, 22). И в пятидесятницу сошел на них Дух Святый (Деян. 2, 4). И иначе: сила Духа и прежде креста была в пророках и апостолах, но не так, как после вознесения, то есть не так щедра и обильна, чтобы сравнивать ее с реками. Посему евангелист справедливо сказал, что еще не было Духа Святого, то есть излито в таком обилии, как в последствии. Хотя Он был и прежде креста, но не в обилии, потому что Иисус еще не был прославлен. Здесь евангелист славою называет крест, потому что Господь крестом низверг мучителя и воцарился. Посему, когда еще ни крест не был водружен, ни грех упразднен, ни природа наша во Христе не победила мир и не примирилась с Богом, естественно, не была дарована и обильная благодать Духа. Ибо нужно было нам прежде соделаться друзьями Богу, а это совершено чрез крест, потом уже получить и дар Божий, подобно как и в мирском быту прежде человек делается другом царя, а потом получает и дары. Итак, благодарение Богу, который излил на нас такую обильную благодать, какой не имели и пророки. Ибо пророки имели благодать Духа, но не уделяли оной другим, а апостолы исполнили ею бесчисленное множество людей.

http://pravmir.ru/o-raznyih-tolkah-v-nar...

Социальное положение Иисуса нам известно; мы определили теперь чаяния и ожидания галилейской бедноты; остается только найти в евангелиях ответы Иисуса на роковые вопросы жизни. IV. Проповедь Иисуса Около 30 – го года нашей эры в Галилее пошла молва о необыкновенном „святом божии“, Иисусе. Встречавшие его, видевшие и слышавшие „чрезвычайно дивились и говорили: все хорошо делает – и глухих делает слышащими, и немых – говорящими“. Рассказывали, что он очищает прокаженных и изгоняет из людей злых духов, даже воскрешает мертвых; постоянными спутницами его были ,,некоторые женщины, которых он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышло семь духов, Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, помогавшие ему своим имением“. С ними и с учениками, по большей части из рыболовов, Иисус ходил в окрестностях Капернаума, заходил и в самый Капернаум, везде проповедовал и учил и вел постоянные споры с книжниками и фарисеями. Когда люди, первый раз его видевшие и слышавшие, спрашивали, кто он такой, то получали в ответ, что он – плотник из Назарета, сын плотника же Иосифа и Марии. ,,Святой божий“ называли его толпившиеся вокруг него люди, жаждавшие чудес и доброго слова о лучшем будущем. Святой божий – значит человек, в котором живет дух божий: есть духи – нечистые, которые вселяются в человека, чтобы мучить его и погубить; есть духи божии их бог поселяет в своих избранниках, святых, чтобы помогать людям бороться с болезнями и злыми духами. Такими „божьими людьми“, в которых говорил и действовал „божий дух“, считались в старину пророки. Первые пророки составляли целые товарищества таких „одержимых духом“ людей: с воспаленными глазами, восторженными песнями, неистовыми плясками, бичуя и терзая себя, ходили такие пророки во времена царя Саула по всему Израилю. Другие пророки, жившие позже – Илия, Осия, Амос, Исаия, Иеремия, – также считали себя орудиями духа божия. В моменты религиозного восторга им казалось, что им является сам бог Иагве, со свитою из огненных духов в образе змей, сарафов (наши серафимы), и внушает им, что они должны говорить, так что пророк после видения говорит уже не то, что хочет, а что велит дух божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Справа – други Жениха, праведники и пророки. Они не вошли в ложницу, но примкнули к ней. Один приложил ухо к ложнице, в руках его открытый свиток. Другие как бы вопрошают: что он там услышал? Пророки – други Жениха. «Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась» ( Ин. 3:29 ). Друг, стоящий непосредственно у ложницы и внемлющий – Иоанн Креститель. Он изображен юным, безбородым – ибо последний из пророков. Еще во чреве матери взыграл он, услышав приближение Жениха. На фреске [К] Суламифь – Богородица. Как сильно эта композиция напоминает о том – первом приближении Христа к Иоанну, когда встретилась Пречистая Дева в горнем с Елизаветою, когда Спаситель был во чреве Матери Своей, а друг Жениха взыграл и возрадовался в утробе Елизаветиной. На фресках [Я-И], [Я-П] и [К] друг изображен с бородою. Пророк не входит в ложницу, он еще в Ветхом Завете. Он хотел бы увидеть то, что видит Невеста, но не видит. Христос сказал ученикам: «Многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» ( Лк. 10:24 ). Свиток в руках внемлющего означает пророческие Писания. Праведники с желанием и интересом внемлют словам пророка, возвещающим им то, что он услышал. Фреска [Я-П] одного юношу-друга как бы раскрывает в трех образах (Предтечинские росписи во всем самые полные и развернутые). Здесь один – внемлет, другой – с полотенцем (сравни с 5:2 о ночной влаге), что может означать крещение, которое совершал «друг» Христов Иоанн Креститель и третий – знатный старец со свитком (древние пророки). Сверху над друзьями Жениха изображен ночной град и Суламифь, ищущая Жениха-Христа (фрески [Я-И] и [Я-П]). На фреске [Р] изображено «небо заключенно», сокрывающее солнце, едва видимое в облаках. Так изображаются ветхозаветные времена. Душа ищет Спасителя и не находит, ибо Он еще не пришел. Таково состояние души, когда Христос сокрыт от нее. Томится душа, утратив благодать. Восстану убо, и обыду во граде и торжищах, и на стогнах, и поищу, егоже возлюби душа моя: поисках Его, и не обретох Его: звах Его, и не послуша мене.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ст. 10. И собрался весь народ против Иеремии в дом Господень, и услышали князья Иуды слова сии и вошли из дома царя в дом Господень, и сели во вход новых ворот дома Господня. Иеремия в храме Господнем пророчествовал слова Господин и говорил: сделаю с домом сим как с Силомом и предам народ сей на проклятие всем народам земли; тотчас священниками, пророками и народом поднимается заговор, вся чернь собирается против пророка в храм, где были пророки, и священники, пророки и народ схватывают его. Когда услышали об этом князья города, жившие во дворце, то они перешли или взошли из дома царя в дом Господень. Следует заметить, что идти в дом Господень всегда значит восходить. И сели у входа в новые ворота дома Господня. Ибо князья по обязанности должны были сесть в воротах дома Господня и там разследовать сущность дела и заговора. Борота же называются новыми потому, что сидевшие в них и управлявшие судом противились замыслу священников и лжепророков. Ст. 11. И сказали священники и пророки князьям всему народу, говоря: смертный приговор человеку сему! Потому что он пророчествовал против города сего, как вы слышали своими ушами. Пред князьями города, сидящими у ворот храма и ворот новых и поспешившими из царского дворца в храм для усмирения народного волнения, в собрании народа священники и пророки обвиняют Иеремию; и пророк погибал, насколько это зависело от священников и пророков, если бы сами обвинители имели право суда. Мы этого мы видим, что по зависти к святости, к пророку более жестоки были казавшиеся служителями религии, чем начальники светские. Ст. 12–15. И сказал Иеремия всем князьям и всему народу, говоря: Господь послал меня пророчествовать дому (или на дом) сему и городу (или на город) сему все слова, которые вы слышали. Итак сделайте теперь добрыми пути ваши и стремленья ваши, и послушайте голоса Господа Бога вашего, и раскается Господ о зле, которое сказал против вас (или и успокоится Господь от зол, какие сказал против вас). Я же вот в ваших руках; делайте со мною как кажется вам хорошим и справедливым (или как угодно вам).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ст. 13. Они отреклись от Господа и сказали: ,,нет Его (или нет этого) и не придет на нас беда: меча и голода мы не увидим. Пророки на ветер говорили, и ответа (или слова) не было у них». Так постигнет же это их. Так как они отреклись от Господа, или солгали Господу и сказали: нет Его, по суду Которого происходит все, но все это совершилось с нами случайно, и не сбудется то, чем грозят нам речи пророков и мы не увидим меча и не будем терпеть голода в осаде, и что ни говорили пророки, говорили на ветер, все окончилось ничем и они не имели ответа, то есть прорицания или слова Божия не было у них: то за это они потерпят то, что изображает дальнейшая речь. Да слышит это церковь небрежная и отрицающая Промысл Божий, что потерпит она и меч и голод, если не будет веровать тому, что придет предрекаемое. Ст. 14. Вот что говорит Господь Бог воинств: за то, что вы сказали слово это, вот Я делаю слова Мои в устах твоих огнем, а народ этот дровами, и от пожрет их. Вы сказали: пророки говорили на ветер, и не придет то, чем они грозили: поэтому, о пророк, Я делаю слова Мои в устах твоих такими, что они будут иметь силу огня, а народ этот обращу в дрова, чтобы словом твоим и пророчеством неверующие были сожжены. Так Бог называется огнем поедающим, чтобы истреблять в нас дрова, сено солому, если мы это назидали на основании Христовом ( 1Кор. 3, 12 ). Ст. 15–18. Вот Я приведу на вас, дом Израилев, народ издалека, говорит Господь, народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не будешь знать, и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его, как гроб открытый; все они храбры. И съест он жатвы твои и хлеб твой, поест сыновей твоих и дочерей твоих, поест стадо твое и скот твой, съест виноградник твой и смоковницу твою и разрушит города укрепленные твои, на которые ты надеешься, мечем. Но во дни те, говорит Господь, не истреблю вас до конца. Немного времени спустя, и пророки не будут уже говорить вам, как вы ложно думаете, на ветер, но вот Я уже приведу на вас народ Вавилонский, который придет издалека, народ сильный (вместо чего в еврейском стоит ethan), народ древний, народ над которым некогда владычествовал исполин Немрод ( Быт. 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Таким образом, Иисус Христос есть величайший пророк, безмерно превосходящий всех других пророков. Все остальные пророки были только люди, а Иисус Христос есть Богочеловек; те пророки были люди несвободные от грехов, а Иисус Христос – безгрешен; тем пророкам только в известной мере сообщены были дары Духа Святого, а Иисусу Христу они сообщены были в безмерной степени; те пророки проповедовали о Христе и были рабы Христа, а Иисус Христос есть Господь пророков; то были пророки для одного народа и времени, а Иисус Христос есть пророк для всех времен и народов. Правда, в 7-м веке по Рождестве Иисуса Христа явился человек, утверждавший, что Он есть высший и последний из пророков, это именно Магомет. Но это утверждение его было ложно и сам он есть лжепророк. Есть один только высочайший и последний из всех пророков, – это Иисус Христос, единородный Сын Божий. Через Него Одного Бог говорил в последние дни сии и Его Одного Он превознес выше всех и даровал Ему имя паче всякого имени человеческого. Вот почему и учение Иисуса Христа есть учение совершеннейшее. Но об этом учении скажем далее. 11. Пророческое служение Иисуса Христа Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Ин.1:17 . Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Мф.18:11 . Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили. Деян.2:22 –23. Мы уже знаем, что Иисус Христос, когда Ему исполнилось 30 лет, выступил на служение роду человеческому. Как величайший пророк Он открыл людям волю Божию в полноте и совершенстве. В чем состояло новое совершеннейшее учение Его, это мы рассмотрим теперь. «Ибо закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли через Иисуса Христа», – такими словами определяет новое преданное Иисусом Христом учение евангелист Иоанн. Значит, Богом было даровано два закона: закон ветхозаветный – через Моисея и закон новозаветный или Евангелие – через Иисуса Христа. Содержанием последнего служат, по словам апостола, благодать Божия и вечная истина.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

«Ты не много имеешь силы», — писал туда по откровению Апостол Иоанн Богослов в конце I века. Но зато в пределах своих сил Филадельфийская Церковь пребывала верной «слову терпения» Господня — истине христианской. Господь дает ей два обетования: сохранить ее в годину искушения и дать ей победу над местным еврейским обществом: «Они придут и поклонятся пред ногами твоими и познают, что Я возлюбил тебя» (Откр. 3, 8–10). Это последнее обещание вскоре исполнилось, так как в начале II века, когда писал филадельфийцам свое Послание святой Игнатий Богоносец, среди них много было обращенных евреев. Святой Игнатий пишет, что когда он находился среди филадельфийцев (его путь лежал мимо), некоторые христиане говорили ему: «Если не найду в древних писаниях (то есть в Законе Моисеевом и у пророков. — С. М.), то не верю написанному в Евангелии» (Послание к Филадельфийцам. 7). Видимо, вновь обращенные евреи все еще с большим доверием относились к привычным им ветхозаветным Писаниям, чем к новозаветным. И святой Игнатий в своем Послании к Филадельфийцам раскрывает неизмеримое превосходство Евангелия: «Возлюбленные пророки только указывают на Христа, а Евангелие есть совершенное нетление»  — сама действительность спасения. Сами патриархи ветхозаветные и пророки, равно как и Апостолы и Церковь, восходят к Богу Иисусом Христом: «Он есть дверь ко Отцу, которой входят Авраам, Исаак и Иаков, пророки, Апостолы и Церковь» . Святой Игнатий указывает им, что не уничижает и Ветхий Завет: «Все вместе прекрасно, если веруете с любовию» . В таких наставлениях нуждались, конечно, не язычники, а недавно обращенные евреи. Они, видимо, «пришли» и «поклонились» Филадельфийской Церкви, но не сразу приобрели нужную силу духа и ясность христианского сознания. В ответ на их сомнения святой Игнатий настаивает, что сами пророки «на Христа уповали и Его ожидали, и спаслись верою в Него, посредством единения со Иисусом Христом» (Филадельфийцам. 5). Напрасны попытки дополнять или улучшать христианство еврейством, ибо Ветхий Завет всецело ведет к Новому: «Не христианство уверовало в еврейство, а еврейство — в христианство» , устраняя тем самым попытку как дополнять христианство, так и вносить разделения между христианством и ветхозаветным иудейством, которое во Христе получило свое подлинное осуществление и завершение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

10:11-18), то есть, по совету и изволению Отца Моего небесного Я пришел в мир сей, чтобы чрез Меня всем людям стало известно святое имя Его, и чтобы Мне ради спасения людей принять плотию смерть. Потому Отец и любит Меня, что Я твердо соглашаюсь умереть, чтобы род человеческий посредством Моей смерти получил жизнь вечную. И Я, исполняя волю Отца Моего, добровольно полагаю душу свою за спасение многих, то есть, подъемлю смерть по человечеству. Как и в другом месте говорит: «Сын человеческий не прииде душ человеческих погубити, но спасти» (Лук. 9:56), «и дати душу Свою избавление за многих» (Мф. 20:28), как и в другом месте говорит: «се восходим во Иерусалим, и скончаются вся писанная пророки о Сыне человеческом. Предадят бо Его языком, и поругаются Ему.., и бивше убиют Его: и в третий день воскреснет» (Лук. 18:31-33). А как пророки Божии по воле Божией так о Нем предсказали, и Он Сам соизволил все это твердо претерпеть, то почему вы, агаряне, отметаетесь такого человеколюбия и промысла Божя и поносите нас, которые веруем и исповедуем все это как совершившееся по неизреченному Божию совету? Разве мы все это предсказали о Нем и написали? Нет; но святые пророки Божии, просвещенные Духом Святым, предвозвестили это о Христе Спасителе. Какой срам и какое бесславие Христу и нам: — Ему, что Он так пострадал по воле Божией, а нам, что мы веруем этому и спасаемся поклоняемыми страстями Сына Божия? Не слышите ли, как Сам Христос поносить неверие учеников Своих, а в лице их всех, отметающихся того, что о Нем предсказано святыми пророками? В Евангелии от Луки Он говорить так: «о несмысленная и косная сердцем, еже веровати о всех, яже глаголаша пророцы. Не сия ли подобаше пострадати Христу, и внити в славу Свою?» (Лук. 24:25-26). Итак, вы, несмысленные и косные сердцем и неверные, которые не верите сказанному пророками о спасительных страданиях Христовых, которыми Он прославился и вошел в славу Свою и в царство небесное. Мы же, верные, оказываемся у Бога мудрыми и спасаемся верою в Него.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3609...

10. Вот почему в нашем исследовании о Троице и о познании Бога нам главным образом надлежит рассмотреть то, что такое истинная любовь, (или) нет, пожалуй, что такое любовь (вообще). Ибо любовью следует называть только истинную любовь, так как иначе — это вожделение. И о тех, кто вожделеет, говорить, что они любят, так же неправильно, как неправильно говорить о тех, кто любит, что они вожделеют. Но такова истинная любовь, которая заключается в том, чтобы мы, прилепляясь к истине, жили праведно и презирали все смертное ради любви к человекам, сообразно которой мы хотим, чтобы люди жили праведно. Ибо таким образом мы сможем быть готовыми умереть с пользой за наших братьев, каковым наставил нас своим примером Господь Иисус Христос. Ибо поскольку есть две заповеди, на которых утверждается весь закон и пророки, — любовь к Богу и любовь к ближнему (Мф.22:37—40), Писание не без основания часто замещает обе одной. Будь то заповедь любви к Богу, как в сле-дующих местах: «Знаем, что любящим Бога все содействует ко благу» (Рим.7:28); «Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1Кор.8:8); «Потому что любовь к Богу» излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5:5); и во многих других; ведь тот, кто любит Бога, с необходимостью должен исполнять то, что заповедует Бог, и любит он Его настолько, насколько исполняет его заповеди; следовательно, он должен любить и ближнего, ибо такова заповедь Божия. Или же Писание упоминает только заповедь любви к ближнему, как в следующих местах: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христос» (Гал.6:2); «Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего своего как самого себя» (Гал.5:14); и в Евангелии: « «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12). В Святом Писании мы находим и многие другие места, в которых, как кажется, для совершения дается только заповедь любви к ближнему, и умалчивается о любви к Богу, хотя закон и пророки утверждаются на обеих заповедях. Впрочем, так это потому, что и тот, кто любит ближнего, с необходимостью должен любить прежде всего саму любовь. Ведь «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин.4:16). Следовательно, с необходимостью он прежде всего любит Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2778...

10) Сектант: Достаточно для научения в вере и одного св. Писания: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово, и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших“ ( 2Петр. 1: 19 ). Объяснения православного: Нет, не достаточно: нужно еще и правильное изъяснение св. Писания, т. е. устное Предание, ибо, как говорится в следующем 20 стихе, «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою“. Затем, если основываться на этом тексте и толковать его по-сектантски, то нужно будет отвергнуть все ветхозаветное и новозаветное Писание, кроме пророчеств, признав их одних достаточными для спасения. Смысл приводимого сектантами места из 2-го послания ап. Петра тот, что для веры в пришествие и Божество Иисуса Христа (ст. 16–18) достаточно и ветхозаветных пророчеств, ясно говоривших о Нем, как о Сыне Божием. Но кроме этой истины есть много и других, необходимых для нашего спасения, о которых пророки мало или совсем ничего не говорили, напр., о таинствах св. крещения, покаяния, брака, елеосвящения и проч., и о которых возвестил нам устно Господь Иисус Христос и научили нас устно и письменно Его св. Апостолы. 11) Сектант: Что для спасения довольно одного Писания, видно из слов Авраама приточному богачу: «Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки, пусть слушают их“ ( Лук. 16: 29 ), и из слов Христа: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне“ ( Иоан. 5: 39 см. еще: Рим. 3: 21 ). Объяснения православного: В словах Авраама и Спасителя нет даже намека на ненужность устного научения вере, т. е. св. Предания, и на достаточность для спасения одного лишь св. Писания. В речи Авраама говорится о необходимости для живших в Ветхом Завете братьев богача слушаться предписаний Моисея (пяти его книг) и пророков, а в словах Спасителя говорится о необходимости иудеям, ожидавшим Мессию Христа, проверять ветхозаветным св. Писанием учение Христа о Себе, как Сыне Божием, чтобы уверовать в Него, как пришедшего Мессию. И только. Ведь само учение Христа было не повторением учения ветхозаветного Писания, а новым и притом устным благовестием о Себе, как Спасителе мира и открывшемся для людей Царстве Божием. Моисей и пророки и все ветхозаветное Писание, с пришествием Христа, уже не достаточны для нашего спасения, оно может только возбудить веру во Христа, как возбудило ее у евнуха, Ефиоплянина ( Деян. 8: 27–37 ) может укрепить веру христианина, как укрепляло ее в Тимофее, но для спасения оно не достаточно: для него нужна вера в новозаветное Евангелие (Map. 1: 15) и во все то письменное и устное учение ( 2Фес. 2: 15 ) св. Апостолов, которое они передали Христовой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010