9. Профетизм и ложные пророки. Наряду с великими пророками в Израиле и Иудее действовало немало царских пророков, которые входили в число придворных и храмового персонала. Чаще всего библейские пророки находились к ним в оппозиции, считая, что они возвещают ложь. Эти пророки стремились угодить монархам и толпе, предсказывая успехи и удачи, когда следовало ожидать небесной кары. Еще во Второзаконии Израиль предостерегался от лжепророков (13,1–6). Признаком их самосвятства была готовность на компромисс с язычеством и отказ от традиции профетизма, которая заключалась в непримиримости к народным грехам. Осия, Исайя и особенно Иеремия, являясь горячими патриотами, не щадили национальных чувств сограждан, когда нужно было бичевать измены Завету. Их речи были настолько смелыми, что при более сильном правительстве и в других условиях на них смотрели бы как на предателей и врагов нации. Подобные обвинения и были выдвинуты против Иеремии, которого бросили в тюрьму за предсказание гибели Иерусалима и Храма. Однако за немногими исключениями пророки пользовались относительной свободой. Для них воля Божия была выше всего, ибо только в Завете они видели благо страны и призвание народа. Напротив, лжепророки оставались придворными льстецами, готовыми говорить «по сердцу царя». 10. Пророчество в Новом Завете. Пророческий дар возрождается в Новом Завете. В духе и силе древних пророков выступает Иоанн Креститель, и Сам Иисус Христос совершает Свое земное служение как Пророк. В раннехристианских общинах повсеместно появляются пророки. Подобно ветхозаветным, они прибегают к символическим действиям, предрекают события будущего (Деян 11,28; 21,10–11), странствуют из города в город (Деян 11,27). Пророчество считается в Церкви великой харизмой (1 Кор 14,1), которая дается избранным (1 Кор 14,29). Однако, как засвидетельствовал ап. Петр, с приходом Христа и дарованием Духа Святого исполняется обетование, данное через пр. Иоиля: все верные получат дар пророчества (Деян 2,16–21; Иоиль 2,28). Он выражается в том, что каждый христианин может «стяжать Духа Святого». Уже в таинстве Миропомазания новокрещаемым дан залог этого стяжания. Но для полноты осуществления пророческого дара нужен подвиг. Прп. Серафим Саровский называл стяжание Духа Святого «целью христианской жизни». Путь святых, по словам прот. А. Князева, «свидетельствует, что на известных степенях духовности человеку могут становиться известными и понятными определения о нем Божественного Промысла… Это тоже входит в дар всеобщего пророчества». Пророку ведомы пути Господни. И, подобно древним пророкам, верующие могут постигать Его волю, ибо они уже не рабы, но сыны Царствия (Ин 15,15). Вопросы для повторения

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

пророков, обычно изображали в куполе и в вост. части храма: в алтаре кафоликона (мон-рь вмц. Екатерины на Синае, 550-565), как один из больших пророков И. часто представлен в ряду пророков в куполе и барабане главы (мон-рь Хора; ц. Панагии Аракос близ Лагудеры на Кипре, 1192; Введенская ц. мон-ря Нова-Павлица; ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в Студенице; ц. Успения Богородицы в Дафни, ок. 1100; ц. Панагии Паригоритиссы в Арте; монастырь Паммакаристос в К-поле, ок. 1315; ц. св. Апостолов в Фессалонике, 1312-1315; ц. Богородицы Одигитрии в Пече, ок. 1337), в центральной апсиде на арке (Токалы-килисе в Гёреме), в парусах (ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана), Палермо), на склоне подпружной арки (ц. Рождества Христова на Красном поле в Вел. Новгороде, 90-е гг. XIV в.), на стене в пресбитерии рядом с композициями «Гостеприимство Авраама» и «Жертвоприношение Авраама» (ц. Сан-Витале в Равенне). В базиликальных постройках фигура И. помещалась в среднем поясе на сев. и юж. стенах между окнами (ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, ок. 520; ц. Сант-Анджело ин Формис, Капуа, между 1072 и 1087). Рельефная фигура И. украшала «Портик славы» собора в Сантьяго-де-Компостела, Испания (1166-1190), сев. портал в Шартрском соборе (ок. 1210), зап. портал в Амьенском соборе (1225-1236). Пророки Аввкум, Иеремия, Иона. Икона. Ок. 1497 г. (ГРМ) Пророки Аввкум, Иеремия, Иона. Икона. Ок. 1497 г. (ГРМ) Изображение И. включалось в пророческий ряд высоких иконостасов на Руси: иконы «Прор. Иеремия» из т. н. Кашинского чина (2-я четв. XV в., ГРМ), из главного иконостаса Софийского собора в Вел. Новгороде (XVI в.), из новгородского Антониева в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря (60-е гг. XVI в., НГОМЗ) и из московского Иоанновского монастыря (2-я пол. XVI в., СПГИАХМЗ); икона «Пророки Иеремия и Гедеон» из Троицкого собора ТСЛ (1425-1427); иконы «Пророки Аввакум, Иеремия, Иона» (ок. 1497, ГРМ) и «Пророки Даниил, Иеремия, Исаия» из собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (ок.

http://pravenc.ru/text/293630.html

2. Пророки в Новом Завете В Новом Завете пророк также является глашатаем Божьим, сообщающим Церкви Божьи слова. Правда, Новый Завет делает различие между пророками, которые вместе с апостолами положили основание Церкви, и пророками, которые совершают в Церкви пророческое служение в смысле 1 Коринфянам 14. Первых я бы назвал «разовыми» пророками; вторых – «общими» пророками. Подобное различие, как известно, необходимо проводить и между апостолами. а) «Разовые» пророки В распоряжении первоапостольских церквей не было написанного Нового Завета, как у нас. Воспитанные в основном в иудействе, они знали Ветхий Завет , но теперь находились в совершенно новой ситуации. Прежнее иудейское богослужение не подходило им; у них уже не было видимого храма, жертвенника, жертвенных животных. У них не было класса священников, которые происходили бы из рода Аарона, не было предписаний, касающихся одежды или омовения. Как должно совершаться их богослужение? Какие указания были для них? Бог даровал им новый порядок богослужения через апостолов и пророков. Они были вдохновенными и авторитетными глашатаями Бога, выражающими Его мысли, обязательные для Церкви. Именно поэтому перечень даров в 1 Коринфянам 12:28 и Ефесянам 4:11 называет их первыми. Их послания, которые мы находим в Новом Завете, стали основанием, на котором строится Церковь . «Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» ( Еф.2:20–22 ). «...Тайны Христовой... как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым» ( Еф.3:4–5 ). К «разовым» пророкам относятся авторы книг Нового Завета – Марк, Лука и Иуда, хотя они и не были апостолами. б) «Общие» пророки Конечно, в то время в каждой молодой церкви были пророки, так как Бог через их уста открывал церквам Свои намерения и Свою волю. Для этого Бог использовал слово знания, слово мудрости ( 1Кор.12:8 ) и пророчества. Когда в то время возникали жгучие вопросы, у христиан не было возможности открыть симфонию и сравнить все места Нового Завета, говорящие, к примеру, о Вечере. Например, у коринфян, которые смешали Вечерю Господню с праздничным пиршеством, возникла необходимость написать апостолу Павлу письмо и спросить его. Так появилось 1-е послание к Коринфянам, которое для нас является вдохновенным Словом Божьим и содержит в себе много истин, касающихся этой темы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ostorozh...

В произведениях последнего рода пророки оставили нам свои пророчески обличительные и просветительные речи и таковые же свои некоторые действия и исторические события. § 3. Понятие о пророческих китах ветхого завета; общее содержание их Пророческими книгами ветхого завета называются книги, по преимуществу сборники пророческих речей 2 известных шестнадцати пророков, в которых содержатся или откровения Божии нравоучительного и вероучительного характера с обличениями пороков и заблуждений, или предсказания об исторических судьбах народа Божия и других народов, или: пророчества о Мессии, к принятию которого и к вступлению в царство которого пророки постепенно подготовляли членов ветхозаветной Церкви. В большинстве случаев преимущественным содержанием пророческих речей служат обличения религиозных заблуждений и нравственных пороков, увещания с изъяснением богоугодной жизни и утешения с обетованиями милости Божией. Из религиозных заблуждений до плена Вавилонского наиболее подвергалось грозному и непрестанному обличению почти всех пророков идолопоклонство со всеми языческими суевериями. Оно было главною язвою народа Божия до плена; оно расторгало союз этого народа с Иеговою. Пророки называют уклонение евреев в идолопоклонство «блужением», духовным блудом и прелюбодеянием, и часто под образами плотского прелюбодеяния ярко изображают все мерзости языческого культа и заблуждения (см., напр., Иер.2 и 3; Иез.16 и 23 и др.). После плена пророки уже не обличают иудеев в идолопоклонстве; вместо этого среди возвратившихся из плена стали развиваться эгоистическая холодность к религии и пренебрежение к мессианским обетованиям (см. Агг.1:2–9 ; Малах.1:6 и дал.; 2:10. 11 и 17 и др.), религиозный индифферентизм. Из нравственных пороков, кроме лжи, обмана и грубого разврата в низших классах общества, пророки настойчиво и громко обличали губительные пороки высших: неправосудие и притеснение со всяким насилием со стороны правителей и богатых над бедными и незнатными, гнусный разврат и разорительную роскошь и под.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

9. Поэтому, Церковь на всяком месте по своей любви к Богу предпосылает во всякое время к Отцу множество мучеников; между тем как все прочие (еретики) не только не могут показать у себя ничего такого, но и говорят, что такое свидетельство (мученичество) вовсе не нужно, потому, де, что их учение есть истинное свидетельство (за Христа), за исключением того, что разве во все время, как Господь явился на земле, один или двое из них когда нибудь вместе с нашими мучениками потерпел поношение имени, как будто и он получил милость, и вместе с ними веден был (на смерть), так сказать в добавок к ним. Ибо одна Церковь чисто выносит поношение тех, которые за правду терпят, гонение и подвергаются всем мучениям и самой смерти ради любви своей к Богу и за исповедание Его Сына; она часто ослабляемая тотчас увеличивается в своих членах и восполняется, подобно прообразу ее – соляному столпу Лотовой жены. Так и древние пророки терпели гонения, как говорит Господь: «так были гонимы и пророки бывшие прежде вас» ( Мф.5:12 ), ибо новым образом, но тот же Дух Божий, покоящийся на ней (Церкви), терпит гонение от непринимающих слова Божия. 10. И пророки вместе с прочими пророчествами предсказали и то, что те, на которых почиет Дух Божий, и которые послушаются Слова Отца и по силе своей послужат Ему, подвергнутся гонениям, будут побиваемы камнями, и умерщвляемы. Ибо все это пророки предызобразили на себе самих по любви к Богу и за слово Его. Ибо так как сами они были членами Христовыми, то каждый из них, как член, сообразно с сим проявлял и пророчествование, но все вместе предызображали Одного и возвещали то, что относится к Одному. Как посредством наших членов проявляется деятельность всего тела, и образ целого человека выражается не одним членом, а всеми; так и пророки все предызображали Одного, каждый же вз них, как член, сообразно с сим и исполнял. назначенное ему служение и предызображал действование Христа, соответственное тому члену. 11. Некоторые из них, созерцая Его во славе, видели славное Его положение одесную Отца, иные (видели) Его грядущего на облаках, как Сына Человеческаго, и говоря о Нем: «узрят Того,Кого пронзили» ( Зах.12:10 ), возвещали (второе) Его пришествие, о котором Он Сам говорит: «думаешь ли, что когда придет Сын Человеческий, найдет веру на земле?» ( Лк.18:8 ), о котором и Павел говорить: «ибо праведно пред Богом оскорбляющим вас воздать скорбию, а вам оскорбляемым – отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба с ангелами силы Его и в пламенеющем огне» ( 2Фес.1:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Скачать epub pdf Ветхозаветные пророки – Алексей Сергеевич, давайте поясним читателю, кто такие пророки вообще, что есть пророческая традиция в иудейской религиозной культуре? Каким образом пророки получали свои знания? – Расхожее представление о пророке – тот, кто каким-то образом узнает и предсказывает будущее, – в отношении ветхозаветных пророков, мягко говоря, ошибочно. В Ветхом Завете пророк – это, прежде всего, вестник воли Божией, посредник между Богом и людьми. Он возвещает людям Божию волю относительно и прошлого, и настоящего, и будущего. Возвещение будущего – не самоцель и не главное. Если мы возьмем все пророческие книги Ветхого Завета, то увидим, что пророчества о будущем занимают в них относительно небольшое место. Лучшей иллюстрацией, поясняющей, кто такой пророк, можно считать место в книге Исход (7, 1), где Сам Бог говорит Моисею, что он будет для фараона богом, а Аарон – его, Моисея, пророком. Пророком – то есть выразителем воли. Пророк разъясняет народу скрытые причины происходящих событий, указывает на последствия тех решений, которые принимаются людьми в настоящем. Он комментирует происходящее в категориях Закона и правды Божией. Отождествлять пророков с гадателями и прорицателями, которых всегда было много, не следует. У пророка нет такой задачи – поразить всех, точно предсказав будущее. У него задача другая – исправление людей, торжество правды Божией на земле. Вот пример: предсказание пророка Ионы о разрушении Ниневии не исполняется (см.: Иона 2, 10 ). Если бы мы рассматривали Иону исключительно как предсказателя, то увидели бы в этом его поражение. Но не в этом был смысл его миссии, а в том, чтобы Ниневия была спасена. – Но человек ведь не сам себя делает пророком и не сам от себя говорит так? Большинство глав книги Иеремии, например, начинается со слов «Так сказал Господь…», или «Слово, которое было к Иеремии от Господа…», или «Слушайте слово, которое Господь говорит вам…». – Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, – Его слушайте, – так писал Моисей в книге Второзаконие (18, 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В Евангелии это есть так наз. малый Апокалипсис ( Мф. 24–5 ), как и многочисленные тексты, рассеянные в разных его местах и содержащие пророческие речения Господа. Сюда же примыкает и Апокалипсис, св. Иоанна, как «откровение Иисуса Христа, который дал Ему Бог» ( Откр. 1, 1 ), и которое в словах и видениях открывает Он «рабам Своим» чрез возлюбленного Своего ученика. Возникает общий вопрос: как понимать характер этих пророчеств: относить ли их к «пророческому служению» Богочеловека, или же видеть здесь непосредственно глаголы Божии, изрекающие божественные определения и волю? Пророки Духом Божиим провещавали будущее, и это составляло столь существенную часть их служения, что в общепринятом словоупотреблении пророки нередко отожествляются с прорицателями и вещунами, Это воззрение односторонне, потому что были пророки, притом величайшие, которые или совсем не прорицали будущего, как Илия, а также и Елисей, или делали это лишь в малой мере, сравнительно с общим их служением, как Моисей или же величайший из рожденных от жены пророк и предтеча Господень Иоанн. Тем не менее, как правило, пророки действительно «пророчествовали», т. е. прорицали грядущее. Главный предмет пророчествования был, конечно, Грядущий Мессия, образ Которого, ранее Его пришествия, начертан пророками в так наз. «мессианских» пророчествах, согласно свидетельству и самого Господа («и начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» Лк. 24, 27 ). Но и помимо этого, пророки пророчествовали о судьбах народов и царств, давая апокалиптическую схему истории (Даниил) и эсхатологические образы конца. Спрашивается, как вообще можно понимать это ведение будущего? Прежде всего, является совершенно исключенным такое его понимание, согласно которому это пророчествование являлось бы инструментально-механическим или чисто медиумическим пифийством, ибо и человеческая индивидуальность пророка творчески проявляется в его служении. Остается искать оснований для возможностей пророчествования в самой человечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Те же мысли о собственном принципе пророчества мы находим у св. Кирилла Иерусалимского , Ефрема Сирина , Макария Египетского , и у других отцов церкви. Так, первый из них говорит: «о Самуиле и Давиде мы имеем ясное свидетельство в книгах Царств, что Духом Святым они пророчествовали и были начальниками пророков. Причастниками Св. Духа были и другие пророки... А об Илии, взятом на небо, и об Елисее – сих духовных мужах и чудотворцах – если и не скажем, явно уже, что были и они исполнены Св. Духа» 55 . По Ефрему Сирину – «во истине пребыли пророки, и не лживы их свидетельства. Что повелено было им, то и глаголал через них Дух Святой» 56 . По Макарию Египетскому – «Божия сила и Дух действовали в пророках, и в душах их Дух служил к тому, чтобы пророчествовать и вещать, когда была потребность изрекать миру великие дела. Ибо не всегда вещали пророки, но когда хотел того бивший в них Дух; впрочем, сила пребывала в них всегда». 57 Равным образом, и бл. Иероним говорит: «в духе пророков говорил Сам Бог», и далее: «как показывает Св. Писание, пророки никогда не говорили по своему только соизволению, но по воле Божией, особенно о будущем, знание которого есть дело одного только Бога» 58 . У святых отцов мы встречаем также объяснения условий, существа и свойств вдохновенного состояния пророков. Общая мысль у них та, что вдохновенное состояние пророка не может быть приравниваемо к состоянию экстатическому, исступленному, и вовсе не есть подавление духа человеческого божественным. Содержание их пророческих речей, по суждению отцов Церкви, суть определенные и ясно обдуманные мысли; выражение вдохновения вполне нормально и сопровождается руководством разума; вдохновение и разумная деятельность стоят у пророков в правильном соотношении. Так, Св. Василий Великий в предисловии к толкованию на книгу пр. Исаии говорит между прочим: «пророки пророчествовали не в исступлении, так чтобы ум человеческий был затмеваем Духом. Но противно обетованию Божия наития богодухновенного делать изумленным, так чтобы он, когда исполняется божественных наставлений, выходил из свойственного ему разума, и когда приносит пользу другим, сам не получал никакой пользы от собственных своих слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Остается теперь последний, третий вопрос: можно ли признать Христа Сыном Божиим, безначальным, равным Отцу? Надо заметить, что никакого четвертого вопроса о Христе поставить нельзя. Положим, на одной из моих лекций о Христе один из моих слушателей сказал, что можно поставить четвертый вопрос: не был ли Христос Пророком? На это я ответил ему, что понятия о Личности Христа несовместимы с понятиями о пророках. Все пророки, сколько их ни было, считали себя рабами Божиими. Величайший из всех пророков, Иоанн Креститель, говорил, что Христос настолько неизмеримо выше его, Иоанна, что он считает себя недостойным быть даже слугой Его, считает себя недостойным развязать ремень обуви Его. Все ветхозаветные пророки, по вдохновению Божию, говорили о Христе как об Искупителе, Спасителе рода человеческого, а не как о пророке, а Давид прямо назвал Его Господом. Возвещая людям волю Божию, пророки всегда говорили не от себя, а от имени открывшего им эту волю Бога: Было слово Господне ко мне... (3 Езд. 1, 4), И сказал мне Господь... (Втор. 9, 13). Вот как обыкновенно начинали свою проповедь пророки. А Христос никогда так не говорил. Он учил, как власть имеющий (Мф. 7, 29), и, давая заповеди, давал их от Своего имени: а Я говорю вам... (Мф. 5, 28). Пророки если и совершали чудеса, то совершали их не своей властью или силой, а именем Божиим; то есть: не они совершали чудеса, а Бог, по их молитвам. Христос же совершал все чудеса Своей властью, Своей силой, не обращаясь к Отцу с мольбой о совершении чуда: хочу, очистись (Мк. 1, 41), тебе говорю: встань (Мк. 2, 11). Ни один из пророков не обладал властью прощать грехи, принадлежащей исключительно Богу, а Христос прощал их... Словом, Личность Христа и личность пророка несоизмеримы; сравнивать их нельзя. А потому и нельзя считать Христа, пророком. Итак, при определении Личности Христа можно поставить только три вопросам или Он говорил правду о Себе, называя Себя Сыном Божиим, равным Отцу, или Он обманывал Своих слушателей, или же Он был сумасшедший, вообразивший Себя Сыном Божиим? И если мы пришли к твердому убеждению, что Он не был сумасшедшим и не обманывал Своих слушателей, то логическая необходимость вынуждает нас признать, что Он говорил правду о Себе, что, значит, Он действительно Сын Божий, равный Отцу, существовавший прежде бытия мира.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Возвещая это, пророки обещали Израилю уже нечто большее, чем обладание землею Ханаанскою и даже вообще землею. В этом и лежит причина, по которой сказанное в Ветхом Завете израильскими пророками сохраняет всю свою силу и имеет пребывающее значение на все времена. Что же можно сказать о вере этих пророков? Основание этой веры, то же, что и у веры Моисея: обетования, данные Богом отцам. Ее главный предлог: богоизбранность Израиля и, потому, нерушимость обещаний, касающихся славного, радостного будущего для Израиля и для других народов. Как и для Моисея, эту веру питает опыт общения с Богом. Он подается либо через особые откровения о святости Божией ( Ис.6 ; Иез.1–2 ), либо через личный жизненный путь пророка (Осия, Иеремия). Главный догмат этой веры: Ягве, Бог Израилев, присутствующий среди народа, в его жизни, в его истории и сам ведущий свой народ. ( Исх.33:12 и сл.). Но ни один из пророков, подобно Моисею, не вошедшему в Ханаан, сам не видит исполнения того, о чем он возвещает. Это показывает, что подвиг веры для него остается во всей силе своей и полноте. Какова же природа этой веры? Она та же, что и у веры всякого. Это есть доверие к живому Богу, выводящее дух человека в надмирное, приводящее его к соприкосновению с Богом, дающее ему познать божественную преображающую силу. Веру пророка отличают только ее проявления, а именно – ее дерзновенность, ее особая зрелость, ее сила. При этом она всегда ортодоксальна, т. е. всегда идет в линии богооткровенной религии; одновременно, она всегда сопряжена с предельным братолюбием: пророки жертвенно служат народу, молитвенно за него предстательствуют, даже если входят в конфликт с ним. Конфликты эти часто неизбежны, так как подвиг веры, к которому пророки зовут народ, несовместим с закостенением в грехе, с духовным застоем во всех его разновидностях. Пророки, поэтому, выступают как этическая и религиозная совесть Израиля. Но каковы бы ни бывали эти конфликты, каковы гонения не обрушивались на пророков при этих конфликтах, пророки, при их братолюбии и ортодоксальности их веры (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010