Пророки часто указывают на это, когда говорят: «Господь возглагола», «рече Господь ко мне», «тако рече Господь» и т.п. Но между пророками при этом способе получения воли Божией было различие в самой степени отношения к ним Бога. Из слов Господа видно, что с Моисеем «Он беседовал усты ко устом, лицем к лицу, якоже аще бы кто возглаголал к своему другу» ( Чucл. XII, 6–8 ; Исх. ХХХШ, 11). Следовательно, Моисею, как величайшему из всех пророков, Господь являлся особенным образом и иначе, чем другим пророкам, сообщал ему Свои откровения ( Bmop. XXXIV, 10 ). Различие это состояло, как можно думать на основании указаний Св. Писания, главным образом в том, что Моисей, разговаривая с Богом, имел пред собою какой-нибудь видимый образ Божий, недоступный созерцанию других, между тем как другие пророки слышали голос Божий, не видя пред собою никакого образа Божия. Так, например, пророк Самуил слышал голос Божий, призывавший его, но Бога не видел (1 Царств. III, 3–10). Другие пророки слышали этот голос не извне, как звук, исходящий от кого-либо, а в самих себе (Иерем. XX, 20; Abb. II, 1 ), именно когда они испытывали непреодолимое сердечное желание или стремление, вызванное воздействием благодати Божией на душу пророка (Иерем. XX, 9). Что же касается состояния пророческого вдохновения, во время которого пророки получали откровение от Бога, то нужно заметить, что оно не было постоянным в пророке, как благодать священства в Церкви Христовой. Дар пророчества всецело зависел от воздействия Бога на пророка, поэтому всегда и везде пророческая благодать могла осенить его, если на то была воля Божия, пророк же не мог воспротивиться этому и задержать в себе проявления пророческого вдохновения. Примером того, что пророки не постоянно находились в состоянии осенения пророческой благодати могут служить пророки Исайя и Елисей. Пророк Исайя сначала советовал больному царю Езекии приготовиться к смерти, но потом, получив откровение от Бога, возвестил ему, что он еще будет жить (4 Царств. XX, 1–6). Пророк Елисей при виде плачущей саманитянки, только тогда узнал причину ее плача, когда получил об этом откровение от Бога (4 Царств. IV, 27 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Важно отметить, что проповедь чистоты жизни, высокой нравственности, т.наз. «этический монотеизм» пророков основана на Синайском законодательстве. То есть пророки расширяют и углубляют в сознании народа то, что некогда дал Бог. Одновременно углубляется и понимание религиозной жизни. Надо «искать Бога», «исполнять Его законы». Пророки учат, что Бог требует внутренней праведности, внутренней чистоты и святости, а потому обрядность, не связанная с заботой о нравственности, осуждается. 3. Ожидание спасения. Осуждая грех , и говоря о Божией каре за грехи, пророки (начиная с Амоса) говорят об особой, счастливой участи избранных праведников, именуемых «остатком». В «остаток» входят все, кто при жизни избежал греха, и непосредственно те, кто удостоится дожить до эры великого счастья. Наступит время, когда изгнанники Израиля и рассеянные иудеи ( Ис. 11, 12–13 ) вернутся в святую Землю, и наступит период благоденствия, материального благосостояния и могущества. Но главное в том, что пришествие Царства правды и святости предварят внутреннее обращение всех иудеев, Божие прощение и богопознание, приносящие мир и радость ( Ис. 2, 4; 9, 6; 11, 6–8 ). Для установления Своего Царства на земле Царь-Ягве пошлет Своего представителя, «помазанника» («Мессию» – евр.). Мессианские пророчества – сокровище Ветхого Завета. О цели пророческого служения Цель пророческого служения была троякая: религиозная, нравственная и политическая. 1 . Пророки, прежде всего, призваны были поддерживать в народе веру в Единого Бога и грядущего Мессию и приготовлять его к принятию последнего. Соответственно этому назначению пророки устно и письменно старались удержать народ от идолопоклонства, указывали на ложность его. Они также указывали, что для угождения Богу не достаточно лишь внешних обрядных действий, но необходимо сердечное исполнение Закона Божия и вера в Мессию. 2 . Нравственная цель пророческого служения заключается в том, что пророки следили за чистотой жизни Израиля, обличали грех во всей его неприглядности, призывали к покаянию, разъясняли Закон Моисеев. Лучшим средством к достижению успеха в этой области служения был их собственный пример самоотверженной богоугодной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Апостолы суть также и пророки. 91 Пророки же в более тесном смысле – это пророчески одаренные мужи, трудящиеся над благовестием Евангелия в уже ранее основанной общине. 92 Их признак – дар духовной речи. Пророчествовать могут также и другие члены общины; апостол Павел даже желает, чтобы все члены общины прилежали пророчеству (1Кор.14:5). Но пророк только тот, кто обладает даром говорить в духе, 93 хотя вовсе не всякая речь пророка – речь в духе. На этом даре духовной речи основывается тот высокий почет, каким пользуется пророк. В силу этого дара ему выпадает на долю решающее влияние в вопросах строя общины, назначения на должности, разрешения грехов, произнесения евхаристической молитвы, а также и заведования церковным имуществом. Он же служит высшей инстанцией в деле управления. Он одновременно проповедник, законодатель и предстоятель общины. 94 Подобно апостолу, пророк является в то же время и учителем 95 и поэтому может быть включен в число дидаскалов. 96 Но учитель в собственном смысле – это оседло живущий в общине ее учитель и проповедник, лишенный собственного дара пророчества (дара духовной речи). На этом основании число учителей больше числа пророков, 97 хотя и не должно считаться слишком значительным, потому что от учителя требуется обладание особенным, признанным общиной за таковой даром учительства. Место учителя также во главе экклезии. 98 Его учительство – учительство с властью, указание, повеление. Ему также принадлежит руководственное влияние на строй общины и на ее управление. 99 Ему выпадает на долю также важная задача наставления оглашенных. 100 Однако, если в общине есть пророк, то учитель уступает ему место и подчиняется ему 101 . Поэтому положение подобных учителей еще долго сохранялось и после образования монархического епископата, по крайней мере, в некоторых частях Церкви (в подчинении епископу, как некогда пророку), между тем как пророки исчезли перед лицом епископов. 102 Эти три рода учителей, о которых только что была речь, находятся в теснейшем родстве между собой. Во всех трех случаях эти носители духа обладают «апостольским даром» и, следовательно, проходят апостольское служение учительства. 103 Поэтому границы между ними непостоянны, текучи: апостолы суть в то же время и пророки, и учители и, осев в какой-нибудь общине, могут превратиться в пророков и учителей в более тесном смысле, подобно тому как пророки и учители могут, наоборот, стать апостолами, вступив в область проповеднического призвания 104 ; пророки в свои черед причисляются к учителям, учитель же, со своей стороны, хотя и не обладает даром духовной речи, однако, конечно, не лишен пророчества. 105

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

Пророк Илия заставил умолкнуть все сомнения, устроив для поучения своих соплеменников чудо с возжиганием огня на горе Кармель, но и ему пришлось потом прятаться в пещере, недоумевая, когда же Господь поразит Ахава и его жестокую жену Иезавель. Другие пророки, в том числе столь чтимые нами Исайя и Иеремия, могли бы позавидовать Илии, который по крайней мере пережил час славы: в Библии нет ни одного упоминания о чудесах, совершенных этими «пророками слова». Другие пророки поплатились за все свои старания мученической смертью. Последним в Ветхом Завете звучит голос Малахии. Его книга служит прелюдией к последовавшему почти четырехсотлетнему молчанию. С точки зрения израильтян, эти четыреста лет были периодом «обманутых ожиданий». Они вернулись на родину после вавилонского пленения, но теперь их страна превратилась в захолустную провинцию персидской (а затем греческой и римской) империи. Отстроенный заново храм лишь отдаленно напоминал архитектурное чудо Соломона. Великое будущее торжества и всеобщего мира, о котором говорили пророки, превратилось в призрачную мечту. Среди евреев разрасталось разочарование, глухое недовольство Богом, прорывавшееся в жалобах и повседневном поведении. Они рассуждали примерно так: «Служить Господу — пустое дело. Что мы получили в награду за исполнение Его предписаний?». Этот вопрос тревожил евреев еще многие столетия после того, как Малахия и последние пророки давно умолкли. Люди не видели чудес, Бог не вмешивался в историю, они больше не слышали даже Его голоса. Неужто Бог забыл о милости и уши Его глухи к их жалобным воплям? Ветхий Завет завершается этой нотой разочарования, неисполнившихся надежд и ослабевшей веры. Джек Майлс напоминает, что композиция еврейской Библии еще усиливает это чувство тоски и несбывшихся ожиданий. Наша Библия начинается Пятикнижием, далее следуют исторические книги, поэзия и пророки (последний раздел завершается книгой Малахии), но евреи распределяют эти книги иначе: после Пятикнижия (Торы) у них стоят пророки, книги которых перемежаются с историческими разделами: книга Иисуса Навина, Книга Судей, книги Царств, а затем различные «сочинения».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Но разве этот факт должен обязательно исключать принадлежность к определенной церкви, заменяя ее принадлежностью к Церкви вообще? «В Антиохии в тамошней церкви (kata thn ousan ekklhsian) были некоторые пророки и учители» ( Деян. 13,1 ). Должны ли мы думать, что в Антиохийской церкви, или, как говорит Дееписатель, в Церкви, сущей в Антиохии, случайно оказались в данный момент пророки и учители? Далее составитель «Учения 12-ти апостолов», как мы видели, допускал, что пророк мог выбрать одну из местных церквей, как место постоянного своего пребывания. Это могло означать только одно, а именно, что постоянно пребывающие пророки и учители становились членами этой церкви. Поэтому мы должны свидетельство Луки понимать в том смысле, что среди членов Антиохийской церкви имелись лица, которые в ней исполняли служение пророков и учителей. Вряд ли можно сомневаться, что пророки, о которых говорится в 1-м послании к Коринфянам, были также членами Коринфской церкви, облеченными служением пророчества. Не имеем ли мы право на этом основании сделать более общее предположение, что апостолы, пророки и учители всегда состояли в одной определенной церкви, как ее постоянные члены, и что их странствование по разным церквам было миссией, возложенной на них их церковью? «В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени: Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при Кесаре Клавдии. Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее» ( Деян. 11,27–29 ). Пришли ли они только по собственной инициативе, или Иерусалимская церковь приняла участие в их отправке, возложив на них особую миссию? Если мы примем во внимание, что результатом прихода пророков в Антиохию было решение Антиохийской церкви послать вспомоществование братьям в Иудее, то само собою напрашивается ответ, что они имели определенную миссию от Иерусалимской церкви, членами которой они были. Говоря о том, что они пришли из Иерусалима, Лука этим самим указывал, что они состояли членами Иерусалимской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

От царей, которые сами не были пророками, как например, таковым пророком был царь Давид, пророки отличались тем, что были их истинными руководителями. Учительная, просветительная деятельность пророков, восполнявшая самый Закон Божий, написанный Моисеем, естественно должна была для царей служить таким же руководительным началом, каким был для них и Закон. Кроме того, пророки отличались от первосвященников и царей своим происхождением. Условия для вступления на пророческое служение не были приурочены к одному какому-нибудь роду, пророком мог быть всякий человек, безразлично какого он был рода и происхождения, если только его призывал к сему служению Сам Господь Бог . Между тем как первосвященники происходили из рода Аарона – колена Левиина, цари же по закону должны были быть только из колена Иудина. Пророков Божиих еще должно отличать от таких людей, которые самозванно старались быть таковыми, не будучи посылаемы Богом. Сюда, например, относятся все ложные пророки, о которых очень часто упоминается в Библии, как-то: пророки Вааловы и Астартины (3 Царств. XVIII, 19), пророки иерусалимские (Иерем. XXIII, 14), Седекия (3 Царств. XXII, 10–12) и др. Затем пророков следует отличать от таких мужей, которые, хотя и удостаивались получать от Бога истинные откровения, но не были пророками, и в слове Божием этого имени им не усвояется. К числу таких мужей, например, относится Иосиф Прекрасный (Быт. XXXVII, 5–10); Фараон (Быт. XII, 17; XLI, 1–7 ст.); Навуходоносор ( Дah. II, 1–3 ст.) и др. Принимая во внимание все эти особенности пророческого служения, придающие ему особый, исключительный характер как служению самому высшему и необычайному в ряду всех других служений в истории избранного народа Божия, мы можем составить следующее более полное и точное определение понятия о пророках. «Пророки суть истинные непритворные истолкователи воли Божией или чрезвычайные учители, избираемые и посылаемые на это служение Самим Богом и притом не всегда, а лишь по требованию особенных исключительных обстоятельств и по усмотрению Божию».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Опять-таки подчеркнем, что это качество они приобретают не вследствие особой святости переводчиков или их таинственного общения с Духом Святым, а в том и только в том смысле, что текст перевода адекватно воспроизводит библейскую весть, то спасительное учение, которое является главным признаком и в то же время следствием боговдохновенности Библии. 2. Состав еврейской Библии Все священные книги разделяются у евреев на три части: Закон, Пророки и Писания. Отдел «Закон», или «Тора», содержит первые 5 книг Библии, то есть Пятикнижие Моисея. Отдел «Пророки» («Невиим») содержит 8 книг и делится на две части: «Ранние пророки» («Невиим ришоним») и «Поздние пророки» («Невиим ахароним»). В «Ранние пророки» вошли Книги Иисуса Навина, Судей, Самуила (1 и 2 Цар.) и Царей (3 и 4 Цар.); отдел «Поздние пророки» заключает в себе Книги Исаии, Иеремии, Иезекииля и 12-ти малых пророков (которые считаются одной книгой). В третий отдел – «Писания», или «Кетувим», – входят 11 книг, а именно: Псалтирь, Иов, Притчи, Екклесиаст, Песнь Песней, Руфь, Плач Иеремии, Есфирь, Даниил, Ездры (1 Езд. и Неем. за одну книгу) и Хроники (1 и 2 Пар.). В отделе «Писания» выделяются в особый сборник «мегиллот» («свитки») следующие пять книг: Песнь Песней, Руфь, Плач, Екклесиаст и Есфирь, так как эти книги употреблялись в синагогах в праздничные дни (в Пасху, Пятидесятницу, день воспоминания разрушения храма, праздник Кущей, Пурим). Книги Руфи и Плач, которые входят в отдел «Писания», в древности находились в пророческом отделе. Более того, Книга Руфи присоединялась к Книге Судей, а Плач – к Книге Иеремии; именно так считал Иосиф Флавий и некоторые отцы Восточной Церкви, вследствие чего они говорили о 22 книгах иудейского канона. Дальнейшее выделение их и перенесение в отдел «Писания», может быть, произошло по причине их употребления в праздничные дни и вхождения в число «пяти свитков». 3. История происхождения и заключения ветхозаветного канона Начало канонизации священных ветхозаветных книг восходит к глубокой древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Такие слова как «Мой раб Моисей» повторяются во всех книгах Библии ( Втор.34:5 ; см. Исх.14:31 ; Чис.12:78 ; И. ; 3Цар.8:53,56 ; 4Цар.18:12, 21:8 ; 1Пар.6:49 ; 2Пар.1:3, 24:6,9 ; Неем.1:78, 9:14, 10:29 ; Пс.104:26 ; Ис.63:11 ; Дан.9:11 ; Мал.4:4 ). Отдельные пророки, такие как Ахия ( 3Цар.14:18, 15:29 ), Илия ( 3Цар.18:36 ; 4Цар.9:36, 10:10 ) и Иона ( 4Цар.14:25 ) – все названы «рабами Господа» или подобным образом. Группы пророков называются «Мои/Его/Твои рабы пророки» («Мои рабы» – 4Цар.9:7, 17:13 ; Иер.7:25, 26:5, 29:19, 35:15, 44:4 ; Иез.38:17 ; Зах.1:6 ; «Его рабы пророки» – 4Цар.17:23, 21:10, 24:2 ; Иер.25:4 ; Ам.3:7 ; Дан.9:10 ; «Твои рабы пророки» – Езд.9:11 и Дан 9:6 ). Эпитет «раб-пророк» предполагает особенные отношения с Яхве. Второзаконие 32:36 указывает, что «Яхве заступится за Свой народ и пожалеет Своих рабов», а стих 43 замечает: «За кровь рабов Своих отомстит Господь». Со словами, похожими на Второзаконие 32:43 был помазан на царство Ииуй ( 4Цар.9:7 ): «чтобы Мне отмстить за кровь рабов Моих пророков и за кровь всех рабов Господних, [павших] от руки Иезавели» (курсив добавлен). В отношениях раба-пророка с Яхве неотъемлемой частью было наказание тех, кто враждовал с пророками Божьими. Таким же образом, исполнившееся пророчество характеризует взаимоотношения раба-пророка с Яхве. Языком, напоминающим Книгу Второзакония 18:1424,4 Книга Царств 10:10 говорит: «Знайте же теперь, что не падет на землю ни одно слово Господа, которое Он изрек о доме Ахава; Господь сделал то, что изрек чрез раба Своего Илию» (курсив добавлен). Этот и другие отрывки ( 3Цар.14:18, 15:29 ; 4Цар.9:36, 14:25 ) подчеркивают не исполнение слов пророков, а исполнение слов Господа, которые Он произнес через своих рабов пророков. Рабы-пророки служили средством, через которое Яхве возвещал Свое слово, которое после исполнения указывало на то, что эти рабы-пророки проповедовали в традиции «пророка, равного Моисею» ( Втор.18:1522 ). В устах «пророка, равного Моисею» были слова Яхве, он говорил по наставлению Яхве (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

При виде этой славы Он глубоко почувствовал свою собственную нечистоту и исповедал себя грешником, недостойным видеть Бога. Но не то мы видим в пророке Нового Завета Иисусе Христе. Он не сотворил ни одного греха и Сам вопрошал врагов Своих: «кто из вас обличит Меня в неправде?» Вот почему и Иоанн Креститель, когда Спаситель пришел к нему креститься, возбранял Ему и говорил: «мне надо креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Этим Он указывал на свою греховность и на безгрешность Спасителя. Из 1 главы, 21 стиха Второго послания апостола Петра мы уже знаем, что всем пророкам сообщаемы были дары Духа Святого, по внушению Которого говорили они. Иисус Христос также был исполнен дарами Духа Святого, но только не в той ограниченной мере, в которой они ниспосылались остальным пророкам, а в безмерной степени. Об этом Сам Он свидетельствовал: «ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа». Апостол Петр говорил об Иисусе Христе: «о Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его». Слова эти напоминают нам изречение Спасителя Своим ученикам о том, что пророки Ветхого Завета желали видеть и слышать Его. «Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали». Если же пророки ветхозаветные объяты были таким желанием, то этим они ясно свидетельствовали, что Иисус Христос есть Господь их и безмерно превосходит их. Истину эту ясно подтвердил Иоанн Креститель, когда говорил об Иисусе Христе: «Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть, и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех». Наконец, пророки ветхозаветные возвещали волю Божию одному народу и для одного времени. Иисус же Христос возвестил закон для всех людей, а не для одних только иудеев, и на все времена. «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора (то есть из всех народов, а не из одних только иудеев); и тех надлежит Мне привесть; и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь», – так говорил о Себе Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Тем не менее, человек остается свободен в своем выборе и свободно принимает или не принимает волю Божию. Иначе и невозможно, ведь Бог – не насильник. Поэтому можно сказать, что в Библии среди пророков мы встречаем людей, которые согласились на такое следование воле Божией и служение Ему, но, сколько может быть людей с дарами и возможностями не меньше, чем у великих пророков, но отказавшихся от служения Богу? Почему речь пророков не всем понятна? «Неясности некоторых мест в священных книгах нередко происходят от неизвестности того предмета, о котором говорится, и от оскудения событий, которые тогда были, а теперь не бывают» . Эти слова святителя Иоанна Златоуста прямо относятся и к пониманию пророческой проповеди. Действительно, язык пророков зачастую оказывается труден для современного читателя. Причин тому много: время пророков отстоит от нас более чем на двадцать пять веков, – иные язык, образный строй, культура, способ мыслить и т. п. В книгах пророков можно различить множество литературных жанров: обличения, пророчества, притчи, плачи, благодарения и многое другое. Подчас пророки использовали для подкрепления своих слов символические действия, глубоко врезающиеся в память народа: накладывали себе на шею ярмо (Иер. 27: 2), ходили нагими и босыми (Ис. 20: 2), называли детей символическими именами (Ис. 8: 1–8) и т. д. Нередко пророки применяли сравнения, метафоры и символы , которые современному человеку понять непросто. И всё же главная трудность в том, что пророки пытались «описать неописуемое»: передать человеческими словами и образами то, что принципиально выше человека – Слово и Волю Бога. Отсюда и особый «мифопоэтический» язык, и неясность некоторых мест пророческих писаний, но и актуальность до сих пор всего пророческого наследия. Как упоминалось выше, пророки понимали смысл того, что говорит через них Бог, но глубина понимания отдельных фраз и сообщения в целом у тех, кто слушал пророков, могла быть разной. Особую сложность в понимании вызывало то, что пророки, как бы вглядываясь духовным взором в грядущее, не могли еще различить два периода Новозаветной истории.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010