65.294           Апокалиптика и социализм Булгаков: Два Града, 240   крестьянского движения. Такую же роль сыграли хилиастические идеи в эпоху Реформации, где агитаторы и главари крестьянских войн (цвиккауские пророки, Томас Мюнцер) были охвачены хилиастической горячкой. Едва ли не самый острый ее пароксизм мы наблюдаем среди перекрещенства, когда оно ярко окрасилось в Голландии и   Северной Германии хилиастическими идеями. Здесь была сформулирована (неким Мельхиором) идея, что надвигается царство Нового Завета, но наступление тысячелетнего царства должно быть подготовлено революционным восстанием. Самым ярким эпизодом этого мельхиоритского движения является история города Мюнстера с оперной фигурой Иоанна Лейденского в качестве Давида, царя Нового Иерусалима. Далее хилиастическое движение переносится на Британский остров и там становится душой английской революции с ее многочисленными социалистическими и коммунистическими ответвлениями . Одним словом, вся средневековая история революционно–социалистических, а вместе и религиозных движений может быть изложена как продолжение истории иудейского хилиазма в христианском переоблачении. Учение о   хилиазме было и   65.295           Апокалиптика и социализм Булгаков: Два Града, 241   теорией прогресса и социологией этого времени; вместе с тем оно было и теоретическим обоснованием социализма для этой эпохи, как бы детской его колыбелью. Английская революция вызвала последние вспышки народного хилиастического движения. После нее хилиазм в народных массах как будто замирает. Он становится достоянием замкнутых кружков – пиетистов, методистов, всевозможных сектантов, вплоть до современных народных сект (напр , наших " бессмертников " , уверовавших в свое бессмертие) или же интеллигентских (напр , наших представителей " нового религиозного сознания " ). Он перестает быть исторической силой, теряет способность воспламенять массы, начинает затериваться в песках. Но живучесть иудейского хилиазма больше, чем можно думать по этому внешнему bneчamлehuю. Le roy esm morm, vive le roy!  В тот самый XVIII век, в век рационализма, просветительства, скептицизма, под гром и грохот революции, мнившей разрушить старый мир, из пламени ее вылетает возрожденным древний, видевший уже двухтысячелетнюю историю феникс – старый иудейский хилиазм, прежняя вера в земной рай , но уже в новой оболочке, сначала как

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=976...

Каково было назначение пророческого служения в Израиле? Для чего посылались пророки? Раскрытие учения Торы Если говорить о Самуиле и пророках, то как таковое новое откровение Божие через них не давалось. Ключевыми личностями, через которых Бог открывал и утверждал нечто новое, были после Адама Ной, Авраам и Моисей. 37 Через Моисея была дана Божественная Тора. Делом пророков было не новое откровение, а раскрытие учения Торы. Можно сравнить как в Новом Завете апостолы дают не новое откровение, а раскрывают учение Евангелия Иисуса Христа. Пророки относятся к Моисею, как апостолы ко Христу. Пророки утверждали Израиль как теократический народ Через пророков Бог обитал в Своем народе и непосредственно правил им. Именно через пророков в первую очередь Израильский народ сохранялся как народ Божий. Пророки были ушами и глазами народа, которыми израильтяне слышали Бога и видели славу Его. Они же были устами, которыми Бог говорил со Своим народом. Пророки поддерживали веру и благочестие в народе. Пророками обуздывались пороки народа и пробуждалось покаяние, когда недостаточны были усилия священников и царей. Кто, кроме пророков, мог обличать сильных мира сего? Пророки обличали царей, чего, как правило, не могли (и не могут) делать священники и книжники. Пророки могли обличать и самих священников и книжников-учителей. Так было, так есть. У христиан роль пророков-обличителей, от которых доставалось самим царям и священникам, нередко осуществляли Христа ради юродивые. Епископы и монахи, как правило, молчали и молчат. Если продолжить аналогию Ветхого и Нового Заветов, то можно сопоставить Моисея и пророков со Христом и Духом Святым. Христос однажды создал Церковь и дал ей Свое Евангелие, Дух Святый всегда пребывает в Церкви и утверждает, питает ее, как народ Божий. При Моисее Израиль однажды родился, как народ Божий, и получил Закон (Тору), а Дух Святой потом всегда «глаголал пророками». Пророками поддерживались Мессианские чаяния и вера в Израиле Израиль был, фактически, единственным народом древности, который чего-то ждал и имел историческую перспективу, а не просто жил, крутясь в круговерти времен. Израиль ждал Мессию и Его царство. Как народ ожидания и надежды Израиль имел историю, а не просто бытие. Израиль жил не в бесцельном кругообращении времен, как другие народы, а в историческом векторе времени, направленном ко Христу. Мессианские чаяния, надежду и веру в народе Божием призваны были возбуждать и поддерживать пророки. Пророки готовили народ к мессианскому времени. Пророки возвещали будущее и раскрывали смысл настоящего, уже происходящего, открывали народу тайны Божьего домостроительства. Мессия и Его царство были центральным, главным, моментом всех пророчеств. Это не значит, что по объему большая часть пророческих речей и писаний посвящена грядущему царству Мессии, но без этого всё остальное едва ли могло бы иметь какой-то значимый смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Правда, пророки говорили и о славе Израиля, об избранничестве народа Божия и о поражении язычников. В этих выражениях нельзя видеть шовинизм. В понимании пророков «Израиль», «Сион», «избранный народ» и подобные имена — не национальные, но духовные понятия . Иначе говоря, пророки употребляли эти имена в качестве символов Царства Божия, в которое должны влиться многие народы. Конечно, евреи первыми призывались в это Царство, но пророки предвидели и отпадение от веры большинства евреев и призвание в Церковь языческих народов (смотри в указателе, приведенном выше, перечень предсказаний о призвании язычников в Царство Божие). Между прочим, в таком же духовном понимании и наша Церковь в богослужениях употребляет имена Сион, Иерусалим, Израиль, как синонимы слова Церковь. В новозаветное время предсказания пророков о призвании языческих народов к вере воодушевляли апостолов смело проповедовать среди язычников. Так, например, ап. Павел писал: «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествоватъ язычникам неисследимое богатство Христово» (Еф. 3:8).   Как духовные вожди своего народа, пророки часто выступали единственными заступниками всех слабых и обиженных в своем народе. При этом им приходилось беспощадно обличать продажность судей, алчность и жестокость князей, небрежность и лицемерие священников и лживость самозваных пророков. За свое правдивое слово пророки постоянно подвергались тяжелым гонениям. Немногие из них умерли естественной смертью. Однако простой народ их ценил, любил и следовал их наставлениям. В годы великих бедствий и национальных потрясений пророки являлись единственными утешителями скорбящих. Раскрывали пророки великие свойства Единого Бога: всемогущество, всеведение, правосудие к нераскаянным и бесконечное милосердие к смиренным. В своих пророчествах они показывали людям непостижимые пути промысла Божия, которым Он направлял к добру судьбы всего человечества. Любили говорить пророки о приближающихся новозаветных временах, о духовном обновлении и о конечном торжестве правды и справедливости. Здесь в фокусе их пророческого взора всегда находился грядущий Мессия-Спаситель. О Нем и Его деле пророки преимущественно возвещали (смотри брошюру «Ветхий Завет о Мессии»).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

История пророчества . Если уже допотопные патриархи были, в общем смысле, пророками (напр., Енох – см. Иуд.1:14–15 :)), если уже во время Моисея пророчество имело своих представителей (Мариам и 70 старейшин – Чис.11:16 ), если и в смутное время Судей то там, то здесь мерцал огонь пророческого вдохновения ( Суд.2:1 ; Суд.5:1 ; 1Цар.2:27 ), то с Самуила (это, после Моисеева периода, уже второй период в развитии пророчества) пророчество вступает в период настоящего процветания и пророки появляются среди Израиля в очень большом числе. Благодаря энергии Самуила, теократическая жизнь в Израиле оживилась, а вместе с тем обнаружилось во всей силе своей и пророческое вдохновение и пророки или ученики пророческие составляют из себя целые корпорации под управлением великого пророка Самуила. Пророки, начиная с Самуила, оказывали огромное влияние на весь ход жизни израильского народа и цари израильские, в общем, были послушны их внушениям. Со времени разделения Еврейского царства на два (третий период), во главе пророков становится энергичный пророк Ахия из Силома и пророки, особенно в Израильском царстве, где не было ни законной царской династии, ни законного священства, приобретают огромное значение. Немало усилий положено было ими также в борьбе с ложными пророками, появление которых падает на время царя израильского Ахава и которые вели царство к гибели своими льстивыми советами. Пророки, как Илия и Елисей, а также пророки-писатели этого периода всячески старались пробудить теократическое сознание в народе еврейском, но пророки следующего, четвертого периода, напротив, начинают говорить о скором падении теократического царства и о его будущем преобразовании в мессианское царство, чем с одной стороны доказывают, что Бог справедливо карает нарушителей Его закона, а с другой стороны утешают верующих в тех тяжких испытаниях, каким они подвергались в те времена. Наконец, в последний, пятый – послепленный период пророки с одной стороны действуют в видах восстановления внутренней и внешней жизни теократии, с другой – обращают свои взоры к будущему преображению этой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Елисей становится душой заговора против нечестивого царского дома Ахава. По замыслу Елисея и его благословению Ииуй (Иегу) свергает Иорама, сына Ахава, наказывает лютой смертью царицу Иезавель, уничтожает и топит в крови весь дом Ахава. Мыслилось, что день Ягве наступил. Ииуй восстанавливает в Израиле культ Ягве, но его собственное сердце, а тем более народа, далеко не в законе Ягве. Таким образом, через пророка Елисея и захватившего царскую власть Ииуя делается попытка осуществить день Ягве. Ииуй должен вырасти в имевшего прийти Мессию, а Елисей в его пророка. Это не произносилось явно, но оно как бы так было. Однако после переворота стало ясно, что происшедшее – это еще не то, Ягве к своему народу еще не пришел. Уныло и по наклонной плоскости вниз покатилась дальше история Израиля, особенно его северной, десятиколенной части. В некотором смысле дело пророков-ягвистов не состоялось. 12.4. Пророки-писатели и день Ягве На смену старшему пророческому поколению приходит новая плеяда пророков-писателей. Сыны пророческие, продолжавшие линию Самуил – Илья – Елисей становятся царскими придворными пророками Ягве, они удалились от благочестия и даже часто лгут в угоду царям. Пророки-писатели не из них. Они сами о себе говорили мы не пророки и не сыны пророческие ( Ам. 7:14 ), т. е. не из касты и сословия пророческого, которое началось со времен великого Самуила. Пророкиписатели каждый независимо призываются Богом. «Мы не пророки и не сыны пророческие» – слова эти принадлежат первому пророку-писателю пастуху Амосу. Тогда это было неожиданно, что кто-то не из сынов пророческих начал пророчествовать и к тому же не в угоду царскому дому в Вефиле. Призванные Богом пророки-писатели обличают царей и льстивших им пророков (некогда пророков-ягвистов). Пророки-писатели тоже возвещают день Ягве, но он приобретает у них новые очертания. Теперь это день суда Ягве над нечестием в Израиле, суда над самим израильским народом, а вместе с ним и над другими языческими народами. Пророки-писатели борются не столько с идолопоклонческими падениями израильтян, уподобляющими их язычникам, не только за Ягве и истинное богослужение, сколько с нравственным отходом народа Божия от заповедей Божиих. Исходя из этого, и день Ягве предстает у них как наказание за нечестие и зло в отношении к ближним. Переход от старшего поколения пророков-ягвистов к пророкам-писателям – это в некотором отношении переход от обличений грехов против заповедей первой скрижали к обличению против отступлений от второй скрижали. 101

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

в) изображение Евсевия Кесарийского  и Аммония Александрийского (л. 288 об.): миниатюра относится к канонам, но не к тексту Евангелия; г) явление ангела Захарии; Моисей, получающий скрижали завета, и Аарон с расцветшим жезлом в руке (л. 287). Отсель начинаются миниатюры, имеющие непосредственное отношение к евангельскому тексту. Имел ли в виду миниатюрист какую-либо внутреннюю связь между названными изображениями или же соединил их на одном листе механически, сказать трудно; д) благовещение Пресв. Богородицы; Самуил с серебряным рогом и Иисус Навин. Рождество Христово, избиение младенцев, крещение Иисуса Христа, Давид и Соломон (л. 286); е) брак в Кане галилейской; пророки – Осия и Иоиль (л. 285); ж) исцеление кровоточивой и расслабленного 116 ; пророки Амос и Авдий (л. 285 об.); з) беседа Иисуса Христа с самарянкой и исцеление скорченной; пророки: Иона под деревом возле града Ниневии и Михей (л. 284); и) воскрешение сына вдовы наинской; пророки – Софония и Наум (л. 284 об.); й) преображение Господне 117 ; пророк Исаия и Иов (л. 283); к) беседа Иисуса Христа с неизвестным юношей 118 ; пророки Аггей и Аввакум (л. 283 об.); л) неясное изображение на л. 282: по Ассемани – Иисус Христос и по сторонам Его сын Зеведея с матерью; по Бишони и Усову – Иисус Христос, ап. Петр и хананеянка; пророки: Захария, возле которого представлен серп с крылышками 119 , и Иеремия; м) л. 282 об.: по Ассемани и Бишони – исцеление бесноватого, возле которого стоит отец его ( Мк. 9:24 ), по г. Кондакову – исцеление двух прокаженных; по г. Усову – исцеление двух бесноватых, вышедших из гробов ( Мф. 8:28–32 ); последнее, по нашему мнению, верно; признак бесноватых – бесы, вылетающие из больных; пророки Иезекииль и Даниил; н) ап. Петр вынимает статир из рыбы ( Мф. 17:27 ); пророки Малахия и Елисей; о) четыре евангелиста: Матфей с раскрытой книгой, Иоанн с развернутым свитком, Марк и Лука с закрытыми книгами (л. 281 об. и 280); п) Иисус Христос беседует с двумя лицами, из которых первое держит в руках сосуд с двумя рыбами (л. 280 об.) 120 . Это чудо умножения хлебов;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Поэтому пророки были призываемы только из среды избранного народа ( Втор.18:18 ). Главной же задачей их было утвердить в народе веру в пришествие Мессии и Его царство. Христос и Его царство представляют собой центральный пункт, на который обращено внимание пророков. Содержание пророчеств . Пророки в своих пророчествах изображают историю царства Божия, как оно существовало и должно было существовать в Израиле и во всем человечестве, особенное внимание свое обращая при этом на завершение этого царства. Они не останавливаются в этом случае только на общих очерках будущего, но входят в подробное и обстоятельное описание частных обстоятельств, стоящих в существенной связи с историей царства Божия. Пророк в Вефиле называет имя царя Иосии за 300 лет до его рождения ( 3Цар.13:2 ), Иезекииль дает особые специальные указания на судьбу, ожидающую Иерусалим ( Иез.24:2, 25–27 ), Даниил предвидит детали будущих событий, какие должны иметь место в жизни евреев ( Дан.11:10–11 ). Пророки и прорицатели . Из сказанного уже достаточно ясно, что истинные пророки были совсем не то, что известные и у язычников прорицатели. Между пророчеством и прорицанием существует двоякое существенное различие. Прежде всего, прорицание относится исключительно только к настоящему времени, пророчество же простирается до последнего предела истории, до конца дней, как выражались пророки. Каждый пророк и настоящее оценивает по его отношению к конечной цели. Благодаря этому, все пророчества составляют одно неразрывное целое. Прорицания языческих оракулов представляют собой ряд независимых одно от другого изречений; они похожи на слова, без логической связи следующие одно за другим на столбцах лексикона. Напротив, все израильские пророчества находятся в связи между собой и дополняют друг друга. Затем языческие оракулы говорили только об обстоятельствах или частной или национальной жизни, израильское же пророчество с самого начала охватывало своим взором все человечество. Несомненность божественного призвания пророков . Пророки доказывали истинность своего призвания Богом посредством великих чудес, которые они совершали силой Божией. Кроме того, нужно принять в этом случае во внимание чистоту их учения и жизни ( Втор.13:2, 5 ; 1Цар.10:6, 9 ; ср. Мф.24:24 ). Особенным даром чудотворения владели Моисей, Илия и Елисей. Сами пророки указывали на исполнение своих пророчеств как на доказательство истинности своего избрания Самим Богом. Пророк Иеремия говорит; «если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он был признаваем... за пророка, которого истинно послал Бог , когда сбывалось слово того пророка» ( Иер.28:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Истинные пророкипророки по призванию; ложные пророки пророки по профессии, питающиеся от своего ремесла. Ложных пророков можно поделить на 2 группы. 1 . Сознательные обманщики, служившие ради корыстных целей. 2 . Самообольщенные, заблуждавшиеся, не верно понимающие писания о Мессии; они часто были под влиянием злого духа. Они могли происходить из пророческих общин; таковых обличает пророк Михей (22 гл., 39). «Пророки его (Иерусалима) предвещают за деньги... проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну» ( Мих. 3, 11, 5 ). Последние часто находились в оппозиции по отношению к истинным пророкам, которые старались отмежеваться от профессиональных пророков. В этом смысле, говорит пророк Амос: «Я не пророк и не сын пророка... Но Господь сказал мне: «иди пророчествуй к народу Моему Израилю» ( Ам. 7, 14–15 ). А пророк Елисей наказывает своего слугу Гиезия за то, что он вопреки воле пророка взял от Неемана-сирийца плату за исцеление ( 4Цар. 5, 20 ). Современники не всегда могли легко различить истинных пророков Божиих от непризванных, ложных пророков. Окончательное различие между ними достигалось только проверкой временем. У язычников были своего рода пророки-прорицатели, которые назывались оракулы или мантики (от – быть в исступлении, бесноваться, неистовствовать). Рациональная критика часто ставит истинных пророков на одну ступень с греческими и др. языческими оракулами и мантиками. Но между ними есть существенные различия. Различие касается, во-первых сущности вдохновения пророков и мантиков, во-вторых условий пророчества и, в третьих, содержания предсказаний. 1 . Еврейские пророки, пророчествуя от воздействия на них силы Божией, благодати Святого Духа, в то же время сохраняли полное сознание и самоопределение. Пророчествуя, они беседовали с Богом, спрашивали, отвечали, радовались, иногда недоумевали и отказывались от высокого служения, сознавая его трудность, свою молодость, недостоинство и др. причины. (Пр.: Исаия исповедует свою греховность; Иеремия – молодость;

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

ТаНаК Тора «Закон» Брейшит «В начале...» Шмот «Имена…» Ваикра «И воззвал...» Бемидбар «В пустыне...» Второзаконие Дварим «Слова…» Небиим «Пророки» Иисус Навин Разделение «ранние (старшие) пророки» (Ис. Нав. – 4 Цар.) 1 Самуила и «поздние (младшие) пророки» 2 Самуила (Ис. – Мал.) 1 Царств засвидетельствовано с VIII в. 2 Царств Три «больших» пророка (аналогия: Иеремия патриархи Израиля – Авраам, Исаак, Иезекииль Иаков); последовательность в традиции варьируется. Аввакум Софония Захария Малахия Кетубим «Писания» Псалмы Также существует последовательность Иов, Притчи, Псалмы; в Вавилонском Притчи Талмуде Книга Руфь находится непосредственно перед псалмами (родословная псалмопевца Давида). 5 книг – «праздничные свитки» – Песнь Песней приурочены с VI в. н.э. к следующим Екклесиаст праздникам: Руфь – завершение недели, Песнь – Песах, Екк. – Суккот, Плач – Есфирь день разрушения Храма, Есф. – Пурим; иная последовательность – согласно праздничному циклу. Даниил Согласно другой традиции XI в. н.э., Книги Хроник (Паралипоменон) Неемия находятся в начале «Писаний», чтобы эта 1 Паралипоменон часть Танаха начиналась с Адама, как и 2 Паралипоменон Христианского читателя Библии озадачит тот факт, что книги Ис. Нав. – 4 Цар. Танах причисляет к «Пророкам». К этому разделу они отнесены уже в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, где в «восхвалении отцов рода» ( Сир.44–1 ) Иисус Навин и Самуил прямо характеризуются как пророки (ср. Сир.46:1, 13, 16 ). Пророк Нафан упомянут в этой книге до Давида (ср. Сир.47:1 ), а Илия и Елисей, великие пророки Северного Царства, прославляются как главные деятели в истории Северного Царства (ср. Сир.48:1–16 ). Восприятие обеих Книг Царей (3–4 Цар.) как глубоко «пророческих книг» оправдано и по другой причине: в этих книгах пророки (Нафан: 3Цар.1 ; Ахия Силомлянин: 3Цар.11:29–39, 14:12, 18, 15:29 ; человек Божий из Иудеи: 3Цар.13 ; Михей, сын Иемвлая: 3Цар.22 ; Илия и Елисей [pass.]; Исаия: 4Цар.19–20 ; пророчица Олдама: 4Цар.22:14–20 ) – настоящие «двигатели» истории. Основой, мерилом и главным критерием своей деятельности они считают волю Божию, явленную в Торе; это роднит их с «пророком Моисеем» (ср. Втор.18:18, 34:10 ), через которого Бог даровал Тору людям, и еще раз объясняет нам, почему книги Ис. Нав. – 4 Цар., в которых эти пророки – главные действующие лица, воспринимаются иудейской традицией как «книги пророков».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Истинные пророкипророки по призванию: ложные пророкипророки по профессии, питающиеся от своего ремесла. Ложных пророков можно поделить на 2 группы. 1 . Сознательные обманщики, служившие ради корыстных целей. 2 . Самообольщенные, заблуждавшиеся, наверно понимающие писания о Мессии; они часто были под влиянием злого духа. Они могли происходить из пророческих общин; таковых обличает пророк Михей ( Мих.22,39 ). «Пророки его (Иерусалима) предвещают за деньги… проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну» ( Мих.3:11,5 ). Последние часто находились в оппозиции по отношению к истинным пророкам, которые старались отделиться от профессиональных пророков. В этом смысле говорит пророк Амос: «Я не пророк и не сын пророка... но Господь сказал мне: иди, пророчествуй к народу Моему Израилю» ( Ам.7:14–15 ). А пророк Елисей наказывает своего слугу Гиезия за то, что он вопреки воле пророка взял от Неемана сирийца плату за исцеление ( 4Цар.5:20 ). Современники не всегда могли легко различить истинных пророков Божиих от непризванных, ложных пророков. Окончательное различие между ними достигалось только проверкой времени. У язычников были своего рода пророкипрорицатели, которые назывались оракулы или мантики (от быть в исступлении, бесноваться, неистовствовать). Рациональная критика часто ставит истинных пророков на одну ступень с греческими и др. языческими оракулами и мантиками. Но между ними есть существенные различия. Различие касается, во-первых, сущности вдохновения пророков и мантиков, во-вторых, условия пророчества и, в третьих, содержания предсказаний. 1 . Еврейские пророки, пророчествуя от воздействия на них силы Божией благодати Святого Духа, в то же время сохраняли полное сознание и самоопределение. Пророчествуя, они беседовали с Богом, спрашивали, отвечали, радовались, иногда недоумевали и отказывались от высокого служения, сознавая его трудность, свою молодость, недостоинство и др. причины. Пророк Исаия исповедует свою греховность; Иеремия молодость; Захария беседует с ангелом в видении. Все это ясно запечатлевается в их памяти, что позволяет им записать видение, свидетельствовать о своем призвании.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010