Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды (Мф 21, 34). Как обыкновенный хозяин посылает своих слуг в определенное время взять у виноградарей плоды, так и Бог посылал Своих слуг, Своих избранников к народу израильскому: взыскать плод духовный со всего того, что Бог дал этому народу для возделывания. Слуги Божии — пророки, а плоды виноградника суть все добродетели, проистекающие из послушания закону Божию. Послал своих слуг к виноградарям , то есть прежде всего к старейшинам народа, первосвященникам, книжникам и учителям, которые в наибольшей степени призваны учить народ закону Божию — и словом, и примером — и которые отвечают пред Богом как за себя, так и за народ. Ибо им дано больше власти и больше мудрости, а кому больше дано, с того больше и спросится. Сии руководители и вожди народные, если не из-за чего другого, то хотя бы из благодарности Богу должны были принять посланников Божиих с почтением и любовью, с коими приняли бы Самого Бога. Но что же они сделали? Виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями (Мф 21, 35). Вот как люди умеют платить злом за добро! Вот черная неблагодарность человеческая! Пророки напоминали старейшинам народа о законе Божием, воле Божией, благодеяниях Божиих. Пророки подчеркивали спасительность, красоту и сладость закона Божия, требуя, чтобы он действовал в жизни каждой личности и всего народа. Они от имени Бога искали добрых дел как плодов Божественного закона. Но этих добрых дел они не находили и оставались ни с чем, как работники, пришедшие в виноградник собирать урожай, но не нашедшие винограда. И старейшины народа не просто отпустили их с пустыми руками, но схватили их, насмеялись, изругали, иных прибили, иных убили, а иных побили камнями. Так, например, пророка Михея били, Захарию убили пред алтарем, Иере­мию побили камнями, Исаию распилили пилой, Иоанну Предтече усекли главу мечом. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же (Мф 21, 36). Другие слуги — тоже пророки. Чем больше богоизбранный народ развращался и отпадал от Бога, те больше Своих пророков посылал милосердный Бог, чтобы те вразумили народ, покарали народных старейшин, да не погибнут все они, подобно бесплодным ветвям виноградной лозы, кои отсекают и бросают в огонь. Но и этим слугам Божиим удалось сделать не более, чем первым. И их старейшины народа, первосвященники, книжники и учители били, убивали или побивали камнями. И чем дальше простиралось долготерпение Божие, тем больше и отвратительнее становилась неблагодарность людей Богу.

http://pravoslavie.ru/38779.html

Кроме пастырей и учителей у Павла также упоминаются апостолы, пророки, евангелисты. Можно спросить: где же у нас сегодня апостолы, евангелисты, пророки? Неужели Церковь перестала быть истинной, потеряла нечто в себе? Нет, ничего не потеряла. Да, апостолы – это люди, которые жили лишь однажды, в I веке. В этом смысле апостольство уникально и неповторимо, оно появилось лишь один раз в истории. Но у Церкви во все времена были святые равноапостольные – те люди, которые повторили апостольское служение. Например, святой равноапостольный Николай Японский, живший совсем недавно. Апостолы жили в первом веке и умерли как все люди, но апостольское служение в Церкви сохранилось. А пророки – есть ли они у нас? Надо понимать библейский смысл слова «пророк». Пророк в Библии – это человек, передающий волю Божию и дающий истинное духовное осмысление событиям прошлого, настоящего, будущего. Само слово «пророк» созвучно слову «прорекать», говорить волю Божию. Вообще, пророчество есть правильная проповедь о Господе. Истинный христианский проповедник – это, по сути, пророк. Есть ли в Православной Церкви проповедники? Да. И всегда были. Евангелисты. Это не только те, кто записали Евангелие, но и проповедующие его. Так понимает данное место Златоуст. Есть ли у нас такие благовестники? Есть. И всегда будут. Так что все в Церкви есть: и апостолы (в указанном смысле), и пророки, и евангелисты, и пастыри с учителями. Только об этом необходимо правильно рассуждать, и за пышными кронами раскидистого дуба угадывать желудь. Церковь все та же, и все так же Она исполняет свое дело на земле: привести человека «в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова». Дай Бог, чтоб это произошло и с нами. Дай Бог, чтоб мы жили и спасались в Церкви. В Церкви, в которой Бог «поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова». Рейтинг: 9.7 Голосов: 514 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/110030.html

Кто такие пророки Ты не можешь слышать Бога, когда Он говорит с кем-то другим. Его можно слышать только тогда, когда Он говорит с тобой. 30 октября, 2014 Ты не можешь слышать Бога, когда Он говорит с кем-то другим. Его можно слышать только тогда, когда Он говорит с тобой. 30 октября. ПРАВМИР. В этом году вышла в свет книга Альберто Мелло «Кто такие пророки». В книге идет речь о том, чем отличались друг от друга израильские пророки, и каким было их действие на жизнь и историю избранного Богом народа. Ниже мы публикуем перевод с итальянского данного исследования, выполненный игуменом Арсением (Соколовым). Предисловие “Ты не можешь слышать Бога, когда Он говорит с кем-то другим. Его можно слышать только тогда, когда Он говорит с тобой. Таково грамматическое наблюдение” . Я не пророк и даже не сын пророка. В этой работе определяются лишь некоторые существенные элементы библейского пророчества. У всех народов древности были свои провидцы и гадатели, но только в Израиле пророчество достигло признаваемой всеми литературной широты и богословской глубины. Отличительные черты пророчества, обнаруженные мной, у разных пророков сопрягаются по-разному, являя целый веер возможных типологий. Библейское пророчество – это не монолит, и редуцирование его до одного какого-нибудь аспекта подвержено риску анахронизма или излишнего упрощения. В евангельском рассказе о Преображении Мессия беседует с Моисеем и с Илией, являющими два очень разных, но не представимых один без другого – в том числе для Иисуса – вида пророчества. Поскольку материал чрезвычайно богат, я ограничиваюсь лишь еврейской Библией. Хотя в христианской литературе пророчество достигает новой перспективы, получает новое, более избирательное направление, тем не менее, и сам по себе феномен библейского пророчества исключительно волнующ и интересен. Прозорливость Прежде у Израиля, когда кто-нибудь шел вопрошать Бога, говорили так: «пойдем к прозорливцу», ибо тот, кого называют ныне пророком, прежде назывался прозорливцем (1Цар 9:9).

http://pravmir.ru/kto-takie-proroki/

Мф.7:11 . Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. «Будучи злы». «Сие Христос сказал не в упрек человеческому естеству или в осуждение человеческого рода; нет, но здесь Он называет отеческую любовь злобою для различия от своей благости» (Златоуст; ср.: Феофилакт). Если же столь несовершенные в любви люди своим детям не дают вредного вместо полезного, то как можно даже подумать, что Отец Небесный Всеблагой дает людям вредное вместо просимого ими полезного? Итак, прося у Него чего-либо с верой, надеждой и постоянством, должно в отношении к исполнению прошения совершенно предаться Его всеблагой воле о нас и промышлению, без которого и волос с головы нашей не погибнет ( Мф.10:30 ). Мф.7:12 . Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки. «Во всем, как хотите» и прочее. Это правило называют «золотым правилом» Спасителя в силу его превосходства. Все, чего мы ожидаем от других для нас, сделаем ли мы для них, поставив себя в их обстоятельства, а их в наши? И делаем ли то же для других, если можем в наших обстоятельствах, что хотели бы получить от других? Если делаем, то мы беспристрастны, справедливы; если поставим себя на место другого и спросим себя: дали ли бы этому другому, чего сами желаем получить от него, и если совесть говорит, что дали бы, – то, значит, мы действовали бы по любви к ближнему, не по самолюбию. При исполнении христианами этого правила уничтожилось бы между нами множество пороков и злоупотреблений, так как в этом случае не было бы ничего незаконного, несправедливого, насильственного. «Здесь показывает (Спаситель) нам кратчайший путь к добродетели: поскольку мы, как люди, по себе знаем, что должны делать другим» (Феофилакт). «В этом закон и пророки». В этом сущность всего Ветхого Завета, это составляет главное нравственное содержание Ветхого Завета. В Ветхом Завете это не выражено прямо в таких или подобных словах, но это – сущность того, чего требовали от человека Закон и пророки в нравственном отношении. Любовь и справедливость – вот сущность этого правила; любовь и справедливость – сущность и всего Ветхого Завета. «В этом случае и Закон Божий, и пророки говорят то же, что повелевает нам и закон естественный» (Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Мф.7:12. Вся убо, елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им.Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними,…    Все, что прежде узаконил относительно любви, теперь в немногих словах собрал существенное и вкратце возвестил легкое и самое справедливое дело, говоря: «Вся елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им». Итак, делайте им то, чего желаете и от них, чтобы они делали вам, а это совершенно одно и то же, что любить ближнего, как самого себя. Поэтому и прибавил: Мф.7:12. Се бо есть закон и пророцы ибо в этом закон и пророки.    Так утверждает древний Закон и пророки. Закон говорит: «возлюбиши ближняго своего яко сам себе» (Лев. 19:18), а пророки часто увещевали иудеев к братолюбию. Но и Христос впоследствии законнику, вопрошавшему, какая заповедь в Законе большая, ответив, что это есть заповедь о любви к Богу и о любви к ближнему, присоединил: «в сию обою заповедию весь закон и пророцы висят» (Мф. 22:36-40), т. е. преимущественно держатся этих двух заповедей, наиболее трактуют об этих двух, а главною своею целью имеют научить людей, с одной стороны, любить Бога, живя благочестиво, а с другой стороны, любить друг друга, не обижая ближнего. Можно и иначе сказать, что весь Закон и пророки имеют в этих двух заповедях свой корень, основание и содержание. Мф.7:13. Внидите узкими враты.Входите тесными вратами,…    Узкими вратами называет упражнение в добродетелях: воротами, потому что оно вводит в вечную жизнь, а узкими воротами, потому что оно приготовляет входящим труды и болезни, пока они не пройдут, и потому что они не принимают людей, тучных от грехов, по причине величайшей своей тонкости до тех пор, пока они не отбросят тучности грехов своих. Мф.7:13. Яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им.потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;    Опять путем и воротами назвал сластолюбие, как ведущее к наказанию, которое здесь назвал пагубою. Назвал пространным и широким, потому что оно не доставляет никакого труда идущим по нему, так как оно не ограничено, своевольно и никем не охраняемо.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

На вопрос законника: " Какая самая большая заповедь в законе?» Иисус Христос ответил: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Что значит любить Бога всем сердцем, всею душею и всем разумением? И почему заповедь о любви к Богу считается первою и наибольшею? Кто называется нашим ближним? И что значит любить ближнего, как самого себя? И еще что значит, что на заповедях о любви к Богу и ближнему утверждается весь закон и пророки? " Любить Бога всем сердцем, всею душею и всем разумением» значит любить Его больше всего и любить всецело: «всем сердцем» – чтобы сердце не любило ничего земного больше Бога, «всею душею» – всем существом своим, со всеми и его стремлениями и делами, «всем разумением» – любить разумом своим. «Заповедь о любви к Богу «есть первая и наибольшая заповедь», потому что Бог есть существо, высшее всех существ. От Него мы получили и получаем все: и жизнь, и силы, и все необходимое для жизни. Он наш Господь, Творец, Промыслитель и Спаситель. " Нашим ближним» называется всякий человек. Все мы между собою как бы сродники и братья, потому что все сотворены от единого Бога и имеем одинаковую человеческую природу; христиане же между собою еще ближе, потому что все исповедуют веру во Христа, все крещены единым св. крещением, все питаются единым Телом и Кровью Христовою и все призываются к единой вечной жизни на Небе. «Любить ближнего как самого себя» значит – чего себе не желаешь от других, того не должен желать и делать другим ( Лк. 6:31 ), как и объясняет это Сам же Иисус Христос в другом месте. Например, мы не желаем, чтобы нас обижали – не должны и сами обижать других; мы желаем, чтобы помогали нам в наших нуждах – должны и сами помогать другим. На заповедях о любви к Богу и ближнему «утверждается весь закон и пророки» – это значит, что все, что есть в законе Моисеевом, и все, что предписывали и чему учили пророки, все это – любовь к Богу и ближнему. Так, например, потому 10 заповедей закона Божия и были написаны на 2-х скрижалях, или досках, что во всех их только две заповеди: о любви к Богу – в первых четырех и о любви к ближнему – в последних шести.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Не следует обращаться к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, не должно спрашивать мертвых о живых, – истинные пророки говорят согласно с законом и откровением 348 . Однако предание для пророка не мертвая буква. Чрез исторический религиозный факт и чрез историческое откровение пророк восходит к тому закону, который начертан в сердце человеческом, в его разуме. Вот в высшей степени примечательное, относящееся сюда, место из Второзакония: «Заповедь (Иеговы) не недоступна для тебя и не далека. Не на небе она, чтобы можно было сказать: кто взошел бы для нас на небо и достал бы ее нам, и возвестил бы ее нам, и мы исполнили бы ее? И не за морем она, чтобы можно было сказать: кто сходил бы для нас за море и достал бы ее нам, и возвестил бы ее нам, и мы исполнили бы ее? Но весьма близко к тебе слово сие; оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» 349 . Вот почему пророки, с одной стороны, призывают слушателей к пути древних 350 , как к пути доброму, с другой же стороны, предполагают известным всякому человеку и особенно руководителям народа, в чем добро и зло. Всем должно знать правду и человеку сказано, что добро и чего требует от него Иегова 351 . В связи с этим и грех для пророков оказывается сознательным противлением воле Божией. Равным образом и свое служение им представляется личным призванием, идущим не с поверхности исторического общества, а из глубины личных отношений к Иегове. Теперь пророчество классовое, цеховое, действовавшее во имя видений, выступавшее в особом одеянии, стало притоном обмана 352 ; истинные пророки, действуя по внутреннему призванию во имя слова Божия, сами отмечают свою особенность от традиционного пророчества 353 . Хотя и теперь внутреннее призвание увлекает с непреодолимою силою и слово Божие действует в пророках как огонь и как молот, разбивающий скалы 354 , хотя и теперь пророки видят видения; однако истинное пророчество теперь преимущественно характеризуется личным нравственным характером и в этом смысле противопоставляется традиционному пророчеству видений 355 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Не трудно угадать, кто и каков был этот дух. Он самый изображается в книге Иова, обходящим всю вселенную и являющимся пред Господа, дабы клеветать на праведников Его 542 . Он-то проникает иногда в будущее и делает предсказания для обольщения людей, как, напр., при истукане в доме Михи 543 , или у Аэндорской волшебницы 544 , или в Филиппах – устами вещей служанки 545 , или, наконец, при капищах языческих. Это – дух тьмы, преображающийся иногда в ангела света и воздвигающий пророков и сновидцев, которые говорят языком истины и творят даже знамения и чудеса для искушения людей 546 . Неудивительно, что и пророки Ахава, на вопрос его: – «идти ли мне войною на Рамоф Галаадский, или нет?» – отвечают ему, как бы, от имени Господня: «иди, Господь предаст его в руки царя» 547 . Наконец, что касается религиозного культа, которому служили пророки Ахава, то это уже вопрос второстепенный. Были ли они те четыреста Вааловы или Астартины пророки дубравные, о которых говорилось выше 548 , или же это были служители тельцов Иеровоама, мнившие под сим нечистым образом служить самому Иегове? И то, и другое мнение может быть принято, хотя последнее имеет больше вероятностей; ибо, едва ли Ахав, зная правоверие Иосафата, решился бы представить ему ненавистных служителей Вааловых, и, едва ли бы эти последние нашли нужным говорить не от имени своего бога, а от имени Иеговы. Ст. 7. …И сказал Иосафат: нет ли здесь еще пророка Господня, чтобы нам вопросить чрез него Господа?.. Иосафат, конечно, знал прежде, кто такие были пророки Ахавовы, но, по деликатности перед ним, не хотел прямо высказать, что этих пророков он не считает истинными и потому ставит ни во что все их предсказания. Должно быть, небезызвестно было Иосафату и о том, что какой-то человек Божий и в немилости, и в гонении у Ахава за неблагоприятные предсказания. И потому, делая вид, что хлопочет только о наиболее верном и полном разумении воли Божией, Иосафат косвенно дает заметить Ахаву, что он не всех собрал пророков в своем государстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Но можно ли считать находящимся в линии Синайского Завета то его перерастание, которое можно видеть у пророков? Даже религиозно пребывая внутри Ветхого Завета, пророки всегда превосходили остальной народ своим духовным уровнем и вся их акция сводилась, в сущности, к воздействию на сынов Израилевых для приведения их к религиозному опыту более высокому и более полному. Этим и объясняются конфликты, в которые пророки постоянно вступали с народом, даже с представителями священства (Амос в 7:10 и сл., Иеремия в 20:1–6, ср. Ис.1:10 и сл., и т.д.). Но пророки тоже говорят о необходимости религиозного превзойдения и самого Синайского Завета и даже его предвозвещают. Так, Иеремия возвещает от имени Ягве: «Вот наступают дни.., когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый Завет, – не такой Завет, какой Я заключил с отцами их, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской... Но вот Завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат-брата и говорить: «познайте Ягве», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого...» ( Иер.31:31–34 ). В этом же направлении находится пророчество Иезекииля о даровании Богом своему народу нового сердца и нового духа, о замене сердца каменного сердцем плотяным и о вложении духа Ягве внутрь сынов Израилевых» ( Иез.36:26–27 ср. 11:19). В каком соотношении подобные пророческие слова могут находиться с Заветом, который был заключен на Синае при Моисее? Здесь необходимо вспомнить о некоторых сторонах откровения Бога, Который вступил у Синая в Завет с Израильским народом. Бог у Синая явил себя, прежде всего, как Ягве ( Исх.3:14, 6:1, 2 и т.д.). Библия совершенно определенно связывает это имя с корнем hjh или hwh, быть. Корень этот указывает не только на бытие как таковое, бытие в самом себе, но и на бытие в своем проявлении, т.е. на бытие, как действие и как присутствие. Поэтому, имя Ягве одновременно свидетельствует, как о том, что Бог Израилев есть Бог имеющий самобытное, подлинное бытие («Я есмь Сущий», как перевела Исх.3:14 греческая версия Семидесяти), так и о непрекращающейся Его деятельности в мире и в истории (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Дабы иудеи не могли возразить: это не к нам говорится, высказывает: закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом. Какая, говорит, надобность говорить другим, когда закон дан вам? Законом же называет весь Ветхий Завет, а не один Моисеев только закон, как и теперь наименовал законом пророчества Исаии и Давида. Словами заграждаются всякие уста изображает хвастовство иудеев и неостановимое стремление языка их. Ими пророк обуздал его, как стремительный поток. Апостол же разумеет не то, будто для того грешили, чтобы заградились уста их; но для того были обличаемы пророками, чтобы не представляли грехов своими грехами неведения и не хвалились. И не одни иудеи, но и весь мир становится виновен пред Богом, то есть осужден, чужд дерзновения, не оправдываемым собственными делами, но имеющим нужду в посторонней помощи, то есть в благодати Христовой. Что же ты, иудей, хвалишься законом, когда ты наравне с остальным миром повинен как не оправдываемый делами закона? Законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки. Законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки. Если ты, иудей, хвалишься законом, то знай, что он служит для тебя причиной большего наказания. Ибо чрез него ты узнал грех, а кто грешит с сознанием, тому грозит большее наказание. Но это случалось по твоему нерадению, ибо ты не бежал греха, сделавшегося тебе известным, и потому навлек на себя большее наказание. Как же освободишься ты от этого наказания? Если примешь правду Божию, независимую от закона. Ибо нас оправдает Бог, хотя бы мы и не имели дел; потому что Бог всемогущ. Прекрасно выразился: явилась, дабы показать, что правда Божия существовала прежде, но была сокрыта. И словами о которой свидетельствуют закон и пророки также показывает, что она не есть что-либо новое, но что о ней говорили и закон Моисея, и пророки, почему и достойна приятия; ибо хотя она независима от закона, однако совершенно согласно с законом имеет целью оправдать нас.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010