3. Песненный чин. В Евергетидском чине царских часов заметны некоторые черты песненного строя: 6 после каждых трех тропарей произносится малая ектения, как-бы сопровождающая отдельный антифон; а в конце последования, за четвертым евангелием, полагается ектения, по характеру прошений соответствующая сугубой ектении. Гораздо ближе к песненному строю стоит чин царских часов изложенный в Типиконе 1292 года Ватиканской библиотеки, 1877. Часы Рождества и Богоявления, по этому Типикону, распадаются на две половины: первую половину составляют часы первый и третий, а вторую – шестой и девятый. Псалмы первого и третьего часа те же, что и ныне; на шестом часе указаны псалмы 75, 71 и 131, на девятом – 109 и 84. По исполнении псалмов произносится великая ектения; далее поются тропари–«стихиры» обычным порядком, и следуют обычные чтения, а на третьем часе читается апостол из послания к Евреям. После евангелия произносится просительная ектения, затем поется попеременно двумя сторонами обычный богородичен часа, и следуют обычные стихи из псалмов (на первом часе: «Стопы моя направи» и проч.). Потом – Трисвятое, Господи помилуй, «Боже ущедри ны»; после чего совершаются три великих поклона, и непосредственно начинается следующий час. Первый с третьим правится в начале третьего часа; а шестой и девятый – в свое время. «Блаженны» начинаются после просительной ектении на девятом часе. Молитв на часах нет; не упоминается и отпустительный тропарь. Такой же порядок соблюдался и в канун Богоявления. Псалмы шестого и девятого часа – нынешние; на первом часе вместо пс. 22 стоит пс. 25; на третьем указаны псалмы 28 и 51. 7 Сходный чин излагается в Типиконе 1297 года Московской Синодальной библиотеки, 272/456. Но здесь великая ектения и тропари со чтениями положены после богородична часов. Кроме того, между тропарями и чтениями так же, как и в Евергетидском Типиконе, произносится малая ектения. В составе псалмов есть два особых: пс. 84, вместо пс. 110, в часах Рождества, и пс. 12, вместо 22-го, в часах Богоявления. Кроме обычных стихов, с тропарями поются и иные стихи. Часы совершаются в два срока; причем первый час соединяется с третьим, а шестой – с девятым. 8

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Песненные последования царских часов встречаются и в подлинных греческих памятниках. Такое именно последование, довольно близко стоящее к вышеизложенному, находится, напр., в Типиконе Ватиканской б-ки 1877, 1292 г. Часы Рождества и Богоявления, по этому Типикону, распадаются на две половины: первую половину составляют часы 1-й и 3-й, а вторую – 6-й и 9-й. Псалмы 1-го и 3-го часа те же, что и ныне; на 6-мъ часе указаны псалмы 75, 71, и 131, на 9-м – 109 и 84. По исполнении псалмов, на каждом часе произносится великая ектения; далее поются тропари- " стихиры» обычным порядком, и следуют обычные чтения, а на 3-м часе читается апостол из послания к Евреям. После евангелия произносится просительная ектения, затем поется попеременно двумя сторонами обычный богородичен часа, и следуют обычные стихи из псалмов (на первом часе: «Стопы моя направи» и проч.). Потом – Трисвятое, Господи помилуй, «Боже, ущедри ны»; после чего совершаются три великих поклона, и непосредственно начинается следующий час. Первый с третьим правится в начале третьего часа; а шестой и девятый – в свое время. «Блаженны» начинаются после просительной ектении на 9-м часе. Молитв на часах нет; не упоминается и предпраздничный тропарь. Такой же порядок соблюдался и в канун Богоявления. Псалмы 6-го и 9-го часа – нынешние; на 1-м часе вместо пс. 22 стоит пс. 25; на 3-м указаны псалмы 28 и 51 309 . Сходный чин излагается в Типиконе Московской Синодальной библиотеки, 272/456 (1297 г.). Но здесь великая ектения и тропари с чтениями положены после часового богородична. Кроме того, между тропарями и чтениями так же, как и в Евергетидском Типиконе, произносится малая ектения. В составе псалмов есть два особых: пс. 84, вместо пс. 110, в часах Рождества, и пс. 12, вместо 22-го, в часах Богоявления. Кроме обычных стихов, с тропарями поются и иные стихи. Часы совершаются в два срока; при чем 1-й час соединяется с 3-м, а 6-й – с 9-м 310 . Из греческих рукописей можно еще отметить Евхологий той же Синодальной библиотеки 261/279, XIV века, где мы находим пока наиболее раннюю греческую приписку о многолетствовании царей на царских часах (в том числе и на часах великой пятницы) 311 . 4. Славянские памятники

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

17:00 - Всенощное бдение с литией. 19 января 09:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды, крестный ход, освящение иордани (Лахта, Береговая ул., 19, яхт-клуб " Геркулес " ). Погружения в иордань: 19 января с 13:00 до 19:30. Храм сошествия Святого Духа на апостолов (пересечение Долгоозерной и Планерной ул.) 18 января 10:00 - Божественная литургия; 18:00 - Всенощное бдение, по окончании - освящение иордани (Ольховая ул., 2, напротив детской поликлиники). 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды, по окончании - освящение иордани. Раздача крещенской воды - 19 января с 07:00 до 22:00. Погружения в иордань: 18 января с 19:00 до 00:00; 19 января с 00:00 до 02:00 и с 7:00 до 22:00. Пушкинский район Собор святой великомученицы Екатерины (Царское Село, Соборная пл., 1) 18 января 09:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды; 17:00 - Всенощное бдение; 21:00 - крестный ход от Екатерининского собора до Колонистского пруда (Софийский бульвар), водосвятный молебен и погружение в иордань. 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды. Погружения в иордань:18 января с 21:00 до 00:00; 19 января с 00:00 до 05:00 и с 12:00 до 23:00. Храм Преображения Господня (Павловск, пос. Тярлево, Спортивная ул., 2) 18 января 09:00 - Царские часы, Божественная литургия с чином великого освящения воды; 20:00 - Всенощное бдение; 21:30 - крестный ход от храма на Черный пруд в Павловском парке, водосвятный молебен 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды 11:30 - Крестный ход от храма на Черный пруд в Павловском парке, водосвятный молебен Погружения в иордань: 18 января с 23:00 до 00:00; 19 января с 00:00 до 04:00 и с 12:00 до 00:00 Выборгская епархия Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Кудрово (Всеволожский район, пос. Кудрово, лесопарк Оккервиль) 18 января 09:00 - Царские часы, Божественная литургия с чином великого освящения воды; 17:00 - Всенощное бдение; 00:00 - Божественная литургия, крестный ход на иордань.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=151...

В этот же день Патриарх совершает освящение мира — особого ароматического состава, который используют в Таинстве Миропомазания. Оно совершается один раз в жизни — сразу после Крещения. Вечером четверга, накануне Великой пятницы, совершается неповторимая по своей красоте служба — чтение двенадцати страстных Евангелий. В этих отрывках от начала до конца описан путь страданий, которым прошел Христос. По Уставу, Евангелия должны читаться поздно ночью, ближе к полуночи. Но в современных условиях эту службу совершают раньше — вечером. Во время чтения верующие стоят в храме с зажженными свечами. Существует традиция сохранять после окончания службы огонь этих свеч и относить его домой. Богослужения Великой Пятницы, Страсти Господни УТРОМ: Царские часы ДНЕМ: Вечерня. Вынос Плащаницы ВЕЧЕРОМ: Утреня Великой Субботы с чином Погребения Плащаницы В  пятницу Страстная неделя достигает своей кульминации. Этот день посвящен вспоминанию крестной смерти Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребения. Поскольку Литургия считается самым торжественным богослужением, она не совершается в день смерти Спасителя в знак глубочайшего траура. Утром читаются только Царские Часы. Они названы так потому, что на каждом Часе положено свое Апостольское и Евангельское чтения. Мы вновь и вновь молитвенно переживаем все перипетии Суда над Иисусом. Пятница — это день совершения особой службы, в конце которой из алтаря выносится на середину храма Плащаница — больших размеров полотнище с вышитым на нем изображением умершего Христа. Вечером совершается Утреня Субботы с чином Погребения Плащаницы. Все тексты молитв и Священного Писания пропитаны идеей соумирания твари своему Творцу, соучастия в Страстях. Особенно примечательны ветхозаветные чтения этого дня — отрывки книг пророка Исайи, который за 500 лет до рождения Спасителя описал Его страдания. Утреня — по сути — отпевание Христа. Перед Плащаницей совершается пение 118 псалма, стихи которого перемежевываются с особыми припевами, оплакивающими Спасителя. Припевы эти звучат от имени Пресвятой Богородицы и являются величайшим шедевром церковной поэзии.

http://foma.ru/strastnaya-sedmitsa.html

В день 16-го декабря св. Церковь прославляет св. пророка Аггея, за 470 лет до Р. Хр. провидевшего будущую славу второго храма Иерусалимского, в который придет Спаситель мира В день 17-го декабря празднуется память св. пророка Даниила и трех отроков Анании, Азарии и Мисаила, которые за 600 лет до Р. Хр. видели царство грядущего Мессии. За две недели до Рождества Христова св. Церковь воспоминает всех ветхозаветных праведников-Праотцев, благодаря благочестию которых сохранилась среди людей вера в грядущего Мессию и стало возможным Его явление в мир. А в последнюю неделю перед праздником Рождества Христова, именуемую неделей Святых Отец, св. Церковь прославляет предков Господа Иисуса Христа, от которых Он произошел по плоти, причем на литургии читается Евангелие от Матфея, излагающее Его родословие. Особенно умилительны и торжественны дни так называемого «предпразднства Рождества Христова», которые начинаются еще за 5 дней – 20-го декабря. В эти дни все Богослужение говорит нам о приближающемся великом празднике, и все верующие призываются готовить себя к достойной встрече его. Дивные песнопения и чтения этих дней так ярко и образно рисуют нам все величие наступающего праздника и вводят наши души в глубокое переживание его. Службы этих дней не менее умилительны и значительны, чем служба самого праздника, и много теряют те, кто лишены возможности на них бывать и их слышать. Они напоминают собой службы Страстной седмицы. Особенно торжественно справляется с самых древних времен Навечерие Рождества Христова 24-го декабря. Издревле совершаются в этот день, если он не придется в субботу и воскресение, Царские Часы, называемые так потому, что на них с особенным благоговением присутствовали цари, приходившие поклониться новорожденному Царю царей, и им возглашалось тогда многолетие с произнесением их полного царского титула. Царские часы совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед аналоем, на котором полагается св. Евангелие, как бы в значение того, что Христос-Спаситель ныне уже не таится, как некогда, во мраке вертепа, но сияет всем языкам. Пред Евангелием и по всему храму воскуряется фимиам, в воспоминание смирны и ливана, принесенных волхвами с Востока новорожденному Царю Иудейскому. На часах читаются ветхозаветные пророчества о Рождестве Христовом, а также апостольские и евангельские чтения, свидетельствующие об исполнении этих пророчеств. Чтения сопровождаются торжественными песнопениями, изъясняющими эти чтения и прославляющими наступающий праздник.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

(Лахтинский пр., 94) 18 января 08:30 - царские часы, Божественная литургия с чином великого освящения воды; 17:00 - Всенощное бдение с литией. 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды, крестный ход к иордани, освящение иордани (Лахта, Береговая ул., 19, яхт-клуб " Геркулес " ). Погружения в иордань:  19 января с 10:00 до 22:00 Храм Сошествия Святаго Духа на апостолов на Долгоозерной улице (пересечение ул. Долгоозерной и Планерной) 18 января 18:00 - Всенощное бдение, по окончании - освящение иордани (Ольховая ул., 2, напротив детской поликлиники). 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды, по окончании - освящение иордани. Погружения в иордань:  18 января с 21:00; в ночь с 18 на 19 января до 3:00; 19 января с 7:00 до 21:00 Пушкинский округ Собор святой великомученицы Екатерины в Царском Селе   (Царское село, Соборная пл., 1) 18 января 09:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды; 17:00 - Всенощное бдение; 21:00 - Крестный ход от Екатерининского собора (Царское село, Соборная пл., 1) до Колонистского пруда (Софийский бульвар). По окончании крестного хода состоится водосвятный молебен и погружение в иордань до 03:00. 19 января 09:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды. Погружения в иордань: 18 января с 20:00; в ночь с 18 на 19 января до 6:00 Для всех желающих будут установлены теплые палатки для переодевания и горячий чай. На территории иордани будут дежурить службы МЧС и скорой помощи. Храм Преображения Господня в поселке Тярлево (г. Павловск, пос. Тярлево, Спортивная ул., 2) 18 января 09:00 - царские часы, Божественная литургия святителя Василия Великого; 18:00 - Всенощное бдение; 19:30 - крестный ход на иордань, великое освящение воды. 19 января 10:00 - Божественная литургия. Погружения в иордань: 18 января с 21:00; в ночь с 18 на 19 января до 05:00 Для всех желающих будут установлены теплые палатки для переодевания и горячий чай. На территории иордани будут дежурить службы МЧС и скорой помощи.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=126...

Рассмотрим некоторые этапы истории подробнее. В 1745 году купец 1-й гильдии Данила Яковлевич Земский начал строительство в Купавне шёлковой, полотняной и бумажной фабрик. Одновременно в короткий срок на месте старой деревянной он возвёл каменную двухэтажную церковь. С 1747 году служили в верхней церкви Живоначальной Троицы. Купавенская церковь была причислена к Московскому уезду, Вохонской десятине, в которой в 1752 году было 70 церквей. Она считалась лучшей в Московском уезде. Вначале в церкви было два прихода: для местных крестьян и фабричных рабочих. Шло время. Мастеровые с шёлковой фабрики роднились с купавинскими крестьянами, а крестьян переводили работать на фабрику. Надобность в двух церквах со временем отпала. В 1761 году Троицкая церковь в Купавне стала однокомплектной. Но как повелось на Руси, церкви-то строили тогда двухэтажные. Верхний этаж, как правило, возводили просторным и торжественным - в нём служили летом, а нижний этаж сооружали приземистым и камерным, что делало его более экономным для отопления в холодное время года. Позже службы стали проходить летом в верхней церкви, освящённой во имя Святой Троицы, а зимой в нижней, освящённой во имя Печёрской иконы Божией Матери. С 3 мая по 1 октября богослужения проводились на втором этаже. С первого этажа на второй вела чугунная литая лестница, выполненная рабочими Купавенского литейного завода. В XVIII веке в Купавне существовал и часовой завод, основанный здесь при императрице Екатерине II. С этой целью в страну был приглашён иностранный специалист и часовой мастер по фамилии Нордштейн. Прямо напротив Троицкой церкви, по соседству с мануфактурой Данилы Земского, и находился этот часовой завод. Бытует мнение, что именно на этом заводе и были изготовлены огромные часы-куранты с механизмом и четырьмя циферблатами для соседней с предприятием Троицкой церкви. После пребывания в Купавне французов в 1812 году, завод в Купавне был разорён, закрыт и больше не восстанавливался, а единственным напоминанием о нём остались башенные часы на церковной звоннице. Часы конструкции часового мастера Нордштейна, выходившие на южную сторону (на фабрику), представляли собой уменьшенную копию Кремлёвских курантов. Каждые пятнадцать минут они звонили на маленьких колокольчиках весом от 10 до 60 килограммов, а каждый час выбивали в набатный колокол весом 66 пудов, отлитый в 1747 году. В 1752 году появились ещё два больших колокола. Главный весил 442 пуда. Второй по величине, весивший 206 пудов, размещался на западной стороне колокольни, его называли " московский " (смотрел на Москву). В этот колокол звонили в " царские " дни. Стоит сказать, что в советские годы колокола были сняты, а колокольня разобрана, поэтому нынешняя колокольня с часами - это реконструкция, созданная уже в наше время.

http://sobory.ru/article/?object=07143

В 1858 году на должность соборного старосты был выбран сумской купец Димитрий Иванович Суханов, родом из города Обояни Курской губернии. С именем этого богатейшего и именитого купца, щедрого благотворителя – связывается вся дальнейшая судьба соборного храма. Современный вид Спасо-Преображенский собор приобрел после капитальной реконструкции, произведенной в 1882-1892гг. по проекту епархиального архитектора, авторитетного харьковского зодчего – профессора Технологического института М. И. Ловцова. В начале была пристроена к храму величественная трехъярусная колокольня. По углам вызлащенного купола-крыши установлены фигуры четырех евангелистов Луки, Марка, Иоанна и Матфея. Трехметровые чугунные скульптуры, выкрашенные под малахит, отливались на сумском заводе Вулкан. В верхнем ярусе колокольни помещены башенные часы, отбивающие часы и получасы, с циферблатами на все четыре стороны. Часовой механизм с курантами точно такой же, как и на Спасской башне Кремля в Москве, и выполнен одной фирмой. Храм стал трехпрестольньм: главный – во имя Преображения Господня, южный – Благовещения Пресвятой Богородицы и северный – Св. Великомученика Димитрия Солунского. Иконостасы тонкого кружевного художественного рисунка в южном и северном приделах выполнены из белого мрамора. Царские врата в обоих приделах бронзовые с позолотой. В южном Благовещенском приделе живопись выполнена художником Шохоровы, а в северном Димитриевском К. В. Лебедевым. Иконостас в главном алтаре, жертвенник в виде ниши, украшенный малахитовыми колоннами, горнее место, киоты для чтимых икон на северной и южной солее выполнены из чистейшего белого мрамора. Все работы по мрамору исполнялись замечательным московским художником Орловым. Живопись в главном алтаре, на иконостасе и в приделах главного храма исполнена известнейшим русским художником В. Е. Маковским. В иконостасе помещены несколько икон русских святителей. Престол в главном храме кипарисового дерева, обтянутый серебряной парчой и сверху закрытый футляром из медных высеребрянных массивных досок, с рельефными изображениями страстей Господних (футляр этот сооружен в 1899 году действительным статским советником Павлом Ивановичем Харитоненко).

http://sobory.ru/article/?object=12158

— Завтра своеобразный с точки зрения Устава день—  читаются царские часы. Как Вы считаете, это богослужение обязательно для посещения? Какие у него корни? — Часами называются краткие службы, которые совершались и совершаются по возможности в определенное время суток. Если считать от восхода солнца, первый час — это первый час после восхода солнца; третий час, шестой, девятый — через три, шесть, девять часов после восхода соответственно. В настоящее время при совершении царских часов эти службы соединяются вместе. Относительно обязательности в Уставе нет такого положения, что эта служба обязательная. Но если человек хочет помолиться, лучше подготовиться к празднованию Рождества Христова, то, конечно, весьма желательно побывать на этой службе. Царскими эти часы называются потому, что в древности даже цари старались присутствовать на этой службе. На царских часах, в отличие от обычных часов, которые читаются перед каждой Божественной литургией, поются еще особые песнопения, читаются отрывки Священного Писания Ветхого Завета, паремии, отрывки из Апостола и Евангелия, повествующего о Рождестве Христовом. Поэтому, конечно, присутствие на царских часах наилучшим образом подготавливает молящегося к службам Рождества Христова. — Мы сейчас больше говорим о храмовой традиции. Что касается домашних традиций, каким образом можно провести сочельник дома? Может быть, это как-то связано с бытом, с кухней? Допустим, традиция не вкушать пищу до первой звезды — насколько это сейчас актуально? — Сочельником канун Рождества Христова называется потому, что именно по домашним традициям в этот день было принято вкушать блюдо под названием сочиво (да и сейчас желающие могут его приготовить). Это блюдо состоит из зерен пшеницы, к которым добавляются сладости, мед, могут добавляться фрукты, тут уже каждый может приготовить блюдо так, как считает нужным. Вместо пшеницы можно взять другую крупу, например рис. То есть это блюдо, с одной стороны, строго постное, но при этом вкусное. Мы, не нарушая строгости поста, вкушая это блюдо, уже можем предвкушать праздник Рождества Христова.

http://sueverie.net/rozhdestvenskie-trad...

Из греческих рукописей можно еще отметить Евхологий той-же Синодальной библиотеки 261/279, XIV века, где мы находим пока наиболее раннюю приписку о многолетствовании царей на царских часах (в том числе и на часах великой пятницы). 9 4. Славянские памятники. Славянские рукописи, почти не сообщая новых данных, все-же нередко разъясняют и дополняют греческие источники. Между прочим, в греческих памятниках рассматриваемые часы нигде не называются «царскими». Вероятно, название это русского происхождения в при том позднейшего времени; по крайней мере, оно встречается только в славянских рукописях XVI–XVII века, каковы, например, Синодальные Уставы 390/334 (л. 491 об. и 500) и (л. 54 об, и 199 об.), а также Чиновники, иначе Обрядники, или Обиходники наших кафедральных соборов и монастырей. Что касается самого последования царских часов Рождества и Богоявления с их тропарями и чтениями, то оно было известно у нас с древнейших времен. В наиболее древних памятниках мы встречали одни только тропари или стихиры царских часов, – быть может, потому что и самые памятники относились к «Стихирарям». В Стихираре XII–XIII в. Московской Типографской библиотеки, 152 331, тропари Рождественских часов приведены под таким заглавием: «Стихиру часьныя поема в навечерии Рож. Хрва». Здесь опущена только 8-я стихира «Слыши небо», и взамен, после «Днесь раждается», положена стиховная стихира предпразднства: «Сионе тържьствоуй». – Часовые тропари Богоявления озаглавлены: «Стих(иры) часная сътворена Софронием архиепикм иерлмским». Состав особенный. Первые три тропаря – обычные; четвертым стоит восьмой; затем следует попавшая свода, очевидно, по ошибке стихира из числа стиховных на повечерии Рождества: «Велие и преславьное чюдо събысться дъньсь. яко Дева ражает – (конец:) и на земли мир»; далее идут три первые стихиры на «Господи воззвах»: «Просветителя нашего» и следующие; потом – нынешняя стихира по водоосвящении: «Въспоим верьнии»; наконец: «Ангельская воиньства оужасошася о видимем. дьньсь в Иордане». Всего десять тропарей. После них – «стих(иры) на Бгоявление». 10

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010