Утреннее богослужение в Великую Пятницу в Сретенском монастыре 20 марта/2 апреля. Пятница Страстной седмицы Великого поста. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Сретенский монастырь. Царские часы, изобразительны. Хор Сретенской Духовной семинарии. 2 апреля 2010 г. скрыть способы оплаты Комментарии Марина 26 апреля 2019, 10:57 Благодарю за такую возможность, замечательная служба ! Елена 6 апреля 2018, 12:32 Спаси Бог за архив записей Страстной! Находясь на работе, есть возможность послушать службу. Светлана 10 апреля 2015, 21:20 Спаси Господи за запись поехать в храм нет возможности а дома все прослушаю Димитрий 9 апреля 2015, 11:43 Спаси вас Господи, братия! Дай Господи вам многая лета! Я не могу быть в церкви на этой службе в этом году. Ну а теперь благодаря вам смогу помолиться, находясь в дороге. Владимир 3 мая 2013, 09:27 Спасибо за возможность прикоснуться к архиву записей и к настоящим службам Страстной седмицы! Расписания, иконография, богослужения, хор Сретенского монастыря - все это было и есть для меня образцом, наставлением, как прожить (совместно с вами) Страстную неделю. Спаси вас Господи! Елена 13 апреля 2012, 14:20 Спасибо за все записи Страстной седмицы! Присоединяюсь к благодарностям. Действительно, очень выручили при занятости на работе и при немощи. Владимир 13 апреля 2012, 14:00 Благодаря хору Сретенского монастыря пришел к Господу Богу! Спаси Христос за возможность прикоснуться душой к Спасу нашему и Человеколюбцу. Всех православных христиан с наступающим великим праздником Пасхи! Храни Вас Господь! Максим 13 апреля 2012, 11:17 Присоединяюсь к общей благодарности! Через роботу нет возможности пойти на службу,так через запись хоть немножко можно прикоснуться к священнодействию, что происходит в храме! Маргарита 13 апреля 2012, 10:41 Присоединяюсь ко всему выше сказанному. Для тех, кто болеет и не может выйти из дома - незаменимое подспорье! Сергей Гуркин 23 апреля 2011, 02:31 Спасибо Вас За Прекрасные Записи Богослужений!

http://pravoslavie.ru/34749.html

Миниатюра из средневекового Часослова      После Всенощного бдения в храмах читается первый час. Перед литургией третий и шестой, а иногда и девятый. А еще есть «великие или царские часы». Что это за чинопоследования, и какое отношение они имеют к реальному времени? Часы – это краткое богослужение. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. Их основу составляют псалмы (в каждом – по три), а также песнопения, связанные с днем недели, спамятью того или иного святого или иным праздником. Само название часов связано с древними системами подсчета времени. В Античности и Средневековье сутки делились у разных народов на несколько частей. В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет: «Сутки делились на часы неодинаковой протяженности; это были более или менее христианизированные старые римские часы. Час был примерно равен нашим трем: утреня (около полуночи), хвалины (3 часа пополуночи), час первый (6 часов утра), час третий (9 часов), час шестой (полдень), час девятый (15 часов), вечерня (18 часов), навечерие (21 час)» (Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада). Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. На практике же даже в монастыре невозможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам (Всенощному бдению и Литургии). Но в самих текстах остались привязки ко времени суток или к новозаветным событиям. Первый час посвящен «мыслям и чувствам верующих при наступлении утра» (М. Скаблланович «Толковый типикон»). Это чинопоследование появляется в палестинских монастырях не раньше IV века. Как и остальные часы, первый час состоит из псалмов (5, 89, 100), нескольких молитв и тропарей. Гораздо раньше христиане стали выделять Третий, Шестой и Девятый часы, связанные с сошествием Святого Духа на апостолов, распятием и смертью Спасителя. Уже во II веке христиане читали в это время молитву «Отче наш», постепенно сформировалось и особое чинопоследование каждой из служб. .

http://pravoslavie.ru/77820.html

О главных рождественских службах (+ Видео) Службы Рождества Христова: пошаговое описание службы, проходящей в Рождественский день. Тексты молитв, тропаря и кондака, видеозаписи богослужений — тут! Службы Рождества Христова: все стадии богослужения Царские часы Царские часы. Фото: rusdm.ru Царские часы — богослужение, состоящее из чтения псалмов, пророческих и апостольских посланий и Евангелий и пения тропарей и стихир. Тропарь Предпразднства Рождества Христова Песнопение пересказывает евангельские события: Дева Мария и Иосиф идут в Вифлеем для участия в переписи, там Марии приходит время родить, и, не найдя места для ночлега, Святое Семейство останавливается в указанной Деве пещере, ставшей подобием царского чертога. Написовашеся иногда со старцем Иосифом,/яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам,/чревоносящи безсеменное Рождение./Наста же время рождества,/и место ни единоже бе обиталищу,/но, якоже красная палата,/вертеп Царице показашеся./Христос раждается прежде падший воскресити образ. Некогда вносилась в перепись со старцем Иосифом,/как происходящая от семени Давидова, в Вифлееме Мариам,/носящая во чреве Зачатого без семени./Настало время родить,/и не было нигде места для ночлега;/но, как чертог приятный,/пещера Царице была показана./Христос рождается, чтобы в нас восстановить/прежде падший Свой образ. Кондак Предпразднства Рождества Христова Дева днесь Превечное Слово/в вертепе грядет родити неизреченно;/ликуй, вселенная, услышавши,/прослави со Ангелы и пастырьми/хотящаго явитися Отроча Младо, Превечнаго Бога. . Дева в сей день идет, чтобы Предвечное Слово/родить в пещере неизреченно./Ликуй, вселенная, о том услышав,/прославь со Ангелами и пастухами/нас ради восхотевшего явиться/– Дитя младое, Предвечного Бога. Стихиры первого часа Предпразднства Рождества Христова Стихиры 1 часа указывают на исполнение пророчества о Рождестве Христовом: Вифлееме, уготовися,/благоукраситеся, ясли,/вертепе, приими: Истина прииде./Сень мимотече, и Бог человеком от Девы явися,/вообразився якоже мы и обожив плоть./Тем Адам обновляется, со Евою зовуще:/на земли благоволение явися спасти род наш.

http://pravmir.ru/sluzhby-rozhdestva-xri...

В Крещенский сочельник Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве 18.01.2023 15:45:39 МОСКВА 18 января 2023 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Преображенской (нижней) церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве. Перед началом Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви молился за царскими часами в алтаре нижнего храма. Царские часы совершаются при открытых царских вратах. Название «царские» эти часы получили на Руси. Это было связано с их особой торжественностью, а также с византийским обычаем присутствия императора во время их совершения; византийскую традицию продолжили московские цари. В древних Уставах часы навечерия часто именовались «великими». За Литургией Его Святейшеству сослужили: архиепископ Егорьевский Матфей; епископ Истринский Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; столичное духовенство. Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев). Прямая трансляция Патриаршего богослужения осуществлялась на телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru. На сугубой ектении были вознесены особые прошения о Святой Руси. За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан пресвитера клирика храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста г. Москвы диакона Андрея Яцкова. Проповедь перед причастием произнес клирик храма Державной иконы Божией Матери в Чертанове г. Москвы священник Владимир Устинов. По окончании Литургии в приделе в честь Тихвинской иконы Божией Матери нижнего храма Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения воды. Затем было совершено славление празднику. В завершение богослужения архиепископ Егорьевский Матфей поздравил верующих с сочельником и наступающим праздником Богоявления.

http://radonezh.ru/2023/01/18/v-kreshche...

Борис Горелик Скачать epub pdf Ч час – hour of the divine service час девятый – none час первый – prime час третий – terce час шестой – sext часовник – breviary; prayer-book часовня – chapel, oratory часослов – horologion, breviary, prayer-book частица, вынимаемая из просфоры – (communion) particle Частные баптисты – Particular Baptists часы великопостные – Lenten hours of divine service часы царские – royal hours of divine service чаша – cup, chalice чаша гнева Господня – vial of God’s wreath чаять – to hope, look for, long for человек – human being, person, individual, man человеколюбивый (Бог) – the Lover of Man человеческий – human человечество – mankind, humanity чёрная теология – black theology чёрт – Devil чертог (Богородицы) – bridal chamber честной – precious, honourable честные дары – precious gifts честолюбивый – ambitious честолюбие – ambition честь – honour четвероевангелие – the four gospels чётки – rosary, prayer-beads, chaplet четыредесятница – the Lent четьи минеи – menologion, hagiography Чешские братья – Czech Brethren чешуйчатая крыша – scaled roof чин – rank; archieratikon, order, order of the clergy, action, rite чин архиерейский – pontifical liturgy, Episcopal order чин вечерни – (service of) vespers, hesperinos чин крещения – order of baptism service чин мирянский – lay order чин посвящения – office of ordination чиновник (служебник) – Episcopal service book чинопоследование – order of service, plan of divine office hours число апокалипсиса – the apocalyptic number, the number of the beast чистилище – purgatory чистота – purity чистый – clean, pure, innocent читать нараспев – to chant читать проповедь – to preach, deliver a sermon читать часы – to read the hours читать псалмы – to deacon, read psalms член (церкви) – member член церковного капитула – capitulary чрево – womb, utero чревоугодие – gluttony чревоугодливый – gluttonous чресла – loins чтение – reading чтение монашеских служб – divine office чтение псалмов – psalmody чтец – sexton, reader, cantor, chanter, sacristan, verger

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

«Ныне в Моем чреве Бог» – как услышать живой разговор Святого Семейства На Рождественской службе в каждом чтении и песнопении рассказывается евангельская история 3 января, 2019 На Рождественской службе в каждом чтении и песнопении рассказывается евангельская история Об особенностях рождественских богослужений рассказывает регент Ульяна Меньшикова. Ульяна Меньшикова. Фото: Facebook/Сергей Румянцев Церковь больше, чем за месяц, уже начинает готовиться к празднику Рождества Христова. Накануне праздника Введения Богородицы во храм на катавасиях звучит канон Рождества: «Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся…» В предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым Церковь вспоминает всех праотцев, родоначальников, патриархов, от Адама до Иосифа Обручника. И в этот день вспоминают всех пророков, предсказавших пришествие Христа. В последнее воскресенье пред Рождеством Церковь вновь вспоминает всех ветхозаветных святых, особенно прославляя предков Христа по плоти. Предпразднство Рождества продолжается целых пять дней, со второго по шестое января, и службы этих дней очень похожи на богослужения Страстной седмицы. А накануне Рождества, 6 января, наступает особый день – рождественский сочельник. Утром в этот день служится не самая короткая в году служба – Великие, или, как их еще называют – Царские часы. Такое наименование эти часы получили, потому что византийские императоры (а впоследствии и русские государи) всегда присутствовали на этих часах, а также и потому, что на этих часах положено возглашать многолетие царям с произнесением полного царского титула. Точно так же и часы Великого пятка называются царскими потому, что, первоначально будучи отправляемы в придворной церкви, они совершались тоже с провозглашением царям многолетия. А сразу после Великих часов начинаются изобразительны. Это краткое богослужение, которое служится тогда, когда по уставу не служится Литургия. Изобразительны как бы изображают ее. На Великих часах читают особые мессианские псалмы. Те, в которых есть упоминания Боговоплощения, на рождение Христа. Паримии – это фрагменты текстов Ветхого Завета, либо прообразовательно, либо прямо предвещающие Рождество Христово.

http://pravmir.ru/nyine-v-moem-chreve-bo...

О БОГОСЛУЖЕНИИ В ДЕНЬ СВЕТЛОГО ХРИСТОВА ВОСКРЕСЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ВОСКРЕСЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА ВЕЛИКИЙ ПОСТ СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА ПАСХА НЕДЕЛЯ АП. ФОМЫ НЕДЕЛЯ СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ НЕДЕЛЯ О РАССЛАБЛЕННОМ НЕДЕЛЯ О САМАРЯНЫНЕ НЕДЕЛЯ О СЛЕПОМ ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ПЯТИДЕСЯТНИЦА О БОГОСЛУЖЕНИИ В ДЕНЬ СВЕТЛОГО ХРИСТОВА ВОСКРЕСЕНИЯ Из " Настольной книги священнослужителя " [ вернуться к оглавлению ] Полунощница, утреня, часы, литургия и вечерня. Полунощницу нужно начинать не позднее 11 часов 20 - 30 минут, чтобы не спеша совершить ее. Так как литургия совершается непосредственно после утрени, то входные молитвы читаются до полунощницы по обычному чину, начиная Трисвятым. Чин полунощницы. При закрытых царских вратах и завесе иерей на солее творит начало " Благословен Бог наш " , " Царю Небесный " не читается, но по возгласе " Аминь " сразу Трисвятое и прочее. Псалом 50-й. Канон " Волною морскою " . Ирмосы по дважды, тропари на 12 и катавасия - тот же ирмос. Канон следует читать одному из священнослужителей пред Плащаницей. По 3-й песни седален и по 6-й кондак и икос Великой субботы. В начале 9-й песни отверзаются царские врата. Совершающий полунощницу иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни " Возстану бо и прославлюся " подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Вслед за этим царские врата закрываются. Плащаницу полагают на святой престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи. Так как обычно Плащаницы устраиваются выпуклыми и на них невозможно при совершении литургии поставлять дискос и чашу, то Плащаница, которая износилась в Великую Пятницу, полагается на свое обычное место, а на престоле простирается другая, гладкая, не вышитая, а писанная. По каноне - Трисвятое по " Отче наш " , певцы - " Егда снизшел еси " . Краткая сугубая ектения, как в начале утрени, и отпуст.

http://zavet.ru/pasha04.htm

Разделы портала «Азбука веры» Навечерие – канун (предшествующий день) праздников Рождества Христова и  Богоявления . Эти дни называются также  сочельниками . Обычай совершать Навечерие перед праздником Рождества Христова, несомненно, древний. Это видно из того, что уже в IV веке было определено, как надлежит поститься накануне Богоявления (в Навечерие), если оно случится в день воскресный (Феофил Александрийский, прав. 1). Значению дня, как особого периода в подготовке к празднику, соответствует особая строгость поста, предусматриваемая монастырским Уставом для рождественского сочельника. Вкушение пищи разрешается один раз в день, после вечерни, то есть после того, как в храме будут пропеты тропарь и кондак празднику. На трапезе полагается «сочиво обварено, или кутия с медом». Отсюда происходит и самое название дня – «сочевник», или в просторечии «сочельник». Почему навечерие связано именно с праздниками Рождества Христова и Богоявления? До V века было принято вспоминать Рождество и Крещение Сына Божия в один день — 6 января и назывался этот праздник Феофанией — Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы при Крещении в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря было уже в V веке. Так было положено начало новому церковному явлению — святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником. Зачем понадобилось два названия для одного и того же события? Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с медом и изюмом — сочиво. Каковы особенности богослужения в навечерие? Если навечерие Рождества выпадет на седмичный день (кроме субботы и воскресенья), то в этот день, утром, совершаются великие (или царские) Часы и вечерня с литургией святого Василия Великого . Если навечерие Рождества Господа Иисуса Христа случится в субботу или воскресенье, тогда великие часы переносятся на пятницу, и литургия в эту пятницу не совершается, а вечерня в пятницу совершается вечером в обычное время. В самый день навечерия, т.е. в субботу или воскресенье, бывает литургия св. Иоанна Златоуста в свое время, после чего служится великая вечерня, относящаяся уже к самому празднику. Литургия св. Василия Великого переносится на день самого праздника.

http://azbyka.ru/navecherie

Arhiva Pentru prima dat în decursul a o sut de ani pe pmântul Etiopiei a fost svârit Dumnezeiasca Liturghie Pascal în limba slav bisericeasc 6 mai 2019 11:53 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла глава Патриаршего экзархата Западной Европы митрополит Корсунский и Западноевропейский Иоанн направил клирика Корсунской епархии священника Сергия Кима в Эфиопию с целью совершения Пасхальных богослужений для сотрудников Посольства Российской Федерации в этой стране. Путешествие продлилось с 25 по 30 апреля 2019 года. Во время визита священнослужителя сопровождал дипломатический атташе Посольства России в Федеративной Демократической Республике Эфиопии К.М. Клюйков. По прибытии священник Сергий посетил представителя Александрийской Православной Церкви в Эфиопии митрополита Аксумского Даниила и передал ему приветствие от митрополита Корсунского и Западноевропейского Иоанна. По договоренности с Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата владыка Даниил передал отцу Сергию антиминс для совершения Божественной литургии на территории российского дипломатического представительства. В зале приемов Посольства оборудовали временный храм. Вечером в Великий четверг была совершена утреня с чтением двенадцати Страстных Евангелий, а утром в пятницу — Царские часы. В Великую субботу священнослужитель совершил Божественную литургию святителя Василия Великого, после которой сотрудники Посольства принесли для освящения куличи, творожные пасхи и крашеные яйца. В Пасхальное утро 28 апреля состоялся крестный ход по территории российской дипломатической миссии, после чего были совершены Пасхальная утреня и праздничная Литургия. Отец Сергий поздравил сотрудников Посольства и членов их семей с первой после столетнего перерыва Пасхальной литургией на славянском языке, совершенной на эфиопской земле. В Светлый понедельник священник Сергий Ким принял участие в торжественном приеме, организованном Эфиопской Патриархией в честь праздника Пасхи; во время мероприятия он приветствовал Патриарха Абуну Матфия и Патриарха Абуну Меркурия и передал пасхальные поздравления от митрополита Корсунского и Западноевропейского Иоанна. После приема отец Сергий и сотрудник российского Посольства К.М. Клюйков встретились со священником Даниилом Сейфемикаелем и обсудили с ним вопросы, касающиеся научного и учебного сотрудничества между Русской Православной Церковью и Эфиопской Патриархией.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5432204...

EN Помочь «Правмиру» Фонд Фото Видео Аудио От автора Ответ специалиста Наука Наши современники Литература, история, кинематограф Герои среди нас О смерти и болезни Подростки Словарь Правмира Pravmir.com Матроны.ру Неинвалид.ру Коронавирус Главная Протоиерей Илия Шапиро Альфа и Омега (некоммерческий культурно-просветительский журнал) Статьи автора: Протоиерей Илия Шапиро Большие посты в сравнении с Великим Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 Великие, они же — Царскиечасы Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 60, 2011 Читая службы Великой Субботы Наступает благословенная тишина Великой Субботы — дня, в который почил от земных трудов Своих Единородный Сын Божий. Читая службы Великой Пятницы И Церковь, под крики улюлюкающей толпы “возми, возми, распни со злодеи” достигая Голгофы, у подножия Креста в трепете уразумевает тайну спасения Читая службы Великого Четверга На фоне Божественной тишины, наполняющей Сионскую горницу, громом священного негодования звучит тема “Иудина окаянства”. Проповеди. Проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице… Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 Чтения из Писания в чинопоследованиях таинств и священнодействий Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 55, 2009 : Духовное наследие митрополита Антония Сурожского: Материалы первой международной конференции 28–30 сентября 2007 г. Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 55, 2009 Страстная Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 2008 Великий пост. Подготовительные недели Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 О владыке Антонии Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 1 2 Следующая Помочь «Правмиру» RSS Помочь «Правмиру» Давайте дружить! Памяти основателя   © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Дизайн сайта -

http://pravmir.ru/alfa-i-omega/authors/u...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010