11. Пятница 4-й седмицы, Крестопоклонной. Свт. Софрония, патриарха Иерусалимского. Свт. Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца. Свт. Софрония, еп. Врачанского. Перенесение мощей мч. Епимаха (службу зри 31 октября) . Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Литургия Преждеосвященных Даров. Совершается служба Триоди (Креста). На великом повечерии в четверг вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба свт. Софрония, патриарха Иерусалимского (с этого дня). Примечание. Стихиры Минеи (на «Господи, воззвах») не переносятся на повечерие, поскольку, согласно указаниям Постной Триоди, они поются на вечерне в четверг вечера (см. примечание 10 марта). На утрене – кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Поется канон Креста и трипеснцы (ср.: 9 марта, примечание 1). По 9 песни – светилен гласа. Канон рядового святого поется на повечерии. На 1-м часе кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я; на 9-м часе кафизмы нет. На часах и на изобразительных – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». В конце изобразительных совершается чин поклонения Кресту. Примечание. Поклонение Кресту совершается не на 1-м часе, а по совершении часов, т. е. после того, как прочитаны будут присоединяемые к 9-му часу молитвословия из последования изобразительных. Таким образом, чин поклонения Кресту в пятницу следует совершать после молитвословий, которыми оканчиваются часы с изобразительными, т. е. после молитвы прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами), конечного Трисвятого, «Господи, помилуй» (12) и молитвы «Всесвятая Троице...». Именно это имеет в виду Триодь Постная, когда говорит: «И бывает крестопоклонение по отпетии часов по последнем Трисвятом» (чин поклонения Кресту см. 7 марта). Также существует практика совершать поклонение Кресту после отпуста изобразительных (ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 82). После поклонения иерей берет Честной Крест и вносит его в святой алтарь (через царские врата, в преднесении кадила и свечи), а оттуда в сосудохранительницу.

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-24/

19. Пятница 4-й седмицы, Крестопоклонной. Мчч. Хрисанфа и Дарии. Прп. Симеона Псково-Печерского . Прав. Софии, кн. Слуцкой . Иконы Божией Матери, именуемой «Умиление», Смоленской. Прп. Иннокентия Комельского, Вологодского. Литургия Преждеосвященных Даров. Совершается служба Триоди (Креста). На великом повечерии в четверг вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба мчч. Хрисанфа и Дарии (с этого дня). Примечание. Стихиры на «Господи, воззвах» мчч. Хрисанфа и Дарии (см. в Минее 19 марта) не переносятся на повечерие, поскольку, согласно указаниям Постной Триоди, они поются на вечерне в четверг вечера (см. примечание 18 марта). На утрене – кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Поется канон Креста и трипеснцы (ср.: 17 марта, примечание 1). По 9 песни – светилен гласа. Канон рядовой службы Минеи поется на повечерии. На 1-м часе кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я; на 9-м часе кафизмы нет. На часах и на изобразительных – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». В конце изобразительных совершается чин поклонения Кресту. Примечание. Поклонение Кресту совершается не на 1-м часе, а по совершении часов, т. е. после того, как прочитаны будут присоединяемые к 9-му часу молитвословия из последования изобразительных. Таким образом, чин поклонения Кресту в пятницу следует совершать после молитвословий, которыми оканчиваются часы с изобразительными, т. е. после молитвы прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами), конечного Трисвятого, «Господи, помилуй» (12) и молитвы «Всесвятая Троице…». Именно это имеет в виду Триодь Постная, когда говорит: «И бывает крестопоклонение по отпетии часов по последнем Трисвятом» (чин поклонения Кресту см. 15 марта). Также существует практика совершать поклонение Кресту после отпуста изобразительных (ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 82). После поклонения иерей берет Честной Крест и вносит его в святой алтарь (через царские врата, в преднесении кадила и свечи), а оттуда в сосудохранительницу. Далее обычное (для среды и пятка) окончание изобразительных. Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-01/

30. Пятница 4-й седмицы, Крестопоклонной. Прп. Иоанна Лествичника. Празднество в память сретения Пресвятой Богородицы и прав. Елисаветы, матери св. Иоанна Предтечи. Свт. Софрония, еп. Иркутского. Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона. Литургия Преждеосвященных Даров. Совершается служба Триоди (Креста). На великом повечерии в четверг вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба прп. Иоанна Лествичника (с этого дня). Примечание. Стихиры на «Господи, воззвах» прп. Иоанна Лествичника (см. в Минее 30 марта) не переносятся на повечерие, поскольку, согласно указаниям Постной Триоди, они поются на вечерне в четверг вечера (см. примечание 29 марта). На утрене – кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Поется канон Креста и трипеснцы (ср.: 28 марта, примечание 1). По 9 песни – светилен гласа. Канон рядовой службы Минеи поется на повечерии. На 1-м часе кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я; на 9-м часе кафизмы нет. На часах и на изобразительных – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». В конце изобразительных совершается чин поклонения Кресту. Примечание. Поклонение Кресту совершается не на 1-м часе, а по совершении часов, т. е. после того, как прочитаны будут присоединяемые к 9-му часу молитвословия из последования изобразительных. Таким образом, чин поклонения Кресту в пятницу следует совершать после молитвословий, которыми оканчиваются часы с изобразительными, т. е. после молитвы прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами), конечного Трисвятого, «Господи, помилуй» (12) и молитвы «Всесвятая Троице...». Именно это имеет в виду Триодь Постная, когда говорит: «И бывает крестопоклонение по отпетии часов по последнем Трисвятом» (чин поклонения Кресту см. 26 марта). Также существует практика совершать поклонение Кресту после отпуста изобразительных (ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 82). После поклонения иерей берет Честной Крест и вносит его в святой алтарь (через царские врата, в преднесении кадила и свечи), а оттуда в сосудохранительницу.

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-12/

7. Понедельник 4-й седмицы, Крестопоклонной. Сщмчч. Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия и других, в Херсоне епископствовавших. Иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных». Вечерня. Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 13 февраля. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: 4 стихиры покаянные Октоиха, глас 7-й (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных стихир утрени), Триоди, глас 8-й и глас 3-й – 3, и стихиры священномучеников (см. 7 марта), глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Скверну отмый страстнаго сердца моего...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Дал еси достояние...», со стихами (по обычаю). На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесная поют Тя...». Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 13 февраля). На малом повечерии в Неделю вечером поется служба прпп. Иосифа песнописца и Георгия, иже в Малеи (с 4 апреля). Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля. На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. На 1-м часе – кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я; на 9-м часе – кафизма 9-я. Примечание. В понедельник и среду Крестопоклонной седмицы на 1-м часе после Богородична: «Что Тя наречем...» вместо «Стопы моя направи...» совершается поклонение Честному Кресту . В пятницу подобный чин совершается в конце изобразительных. Если аналой с Крестом находится на середине храма, то поклонение совершается следующим образом: из алтаря (обычно через царские врата ) исходит священник и кадит с четырех сторон лежащий на аналое Крест. Далее, по образцу Крестопоклонной Недели, поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...», стихиры на поклонение Кресту, глас 2-й и глас 8-й: «Приидите, вернии...» и др., и совершается целование Креста.

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-20/

Великая пятница, когда умер на кресте Спаситель, – это тот день в году, когда не служится Божественная Литургия 26 апреля. ПРАВМИР. Великая Пятница – самый скорбный день в году. В Великую пятницу воспоминаются Крестные страдания и смерть Господа Иисуса Христа. Великая пятница, когда умер на кресте Спаситель, – это тот день в году, когда не служится Божественная Литургия: она считается совершенной Христом на Кресте. Вместо Литургии совершаются Царские Часы – чтение в храме перед Крестом псалмов и Евангелия о страстях Господних. Пятница – день крестной смерти Христа – постный в течение всего года, в саму же Великую Пятницу соблюдается строгий пост: по уставу в этот день вкушать пищу могут только больные и дети и только после захода солнца. Однако в связи с тем, что служба вечерни совершается днем в пятницу, во многих храмах дозволяется вкушать пищу после службы выноса Плащаницы. Вынос Плащаницы – иконы Христа, лежащего во гробе – совершается, как правило, днем. Примерно в два или три часа дня плащаницу выносят из алтаря и устанавливают в центре храма – во «гробе» – возвышении, украшенном цветами. Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым. После малого повечерия с чтением канона о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы – во время службы утрени Великой Субботы совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…»: Святая Плащаница обносится вокруг храма. По окончании чина погребения Плащаница полагается на середину храма для поклонения священнослужителей и богомольцев. Там она остается до позднего вечера Великой субботы. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 23 апреля, 2022 21 апреля, 2022 15 апреля, 2023 14 апреля, 2023 13 апреля, 2023 12 апреля, 2023 11 апреля, 2023 10 апреля, 2023 9 апреля, 2023

http://pravmir.ru/nastupila-velikaya-pya...

Новости 5 апреля, 2010 Наместник Донского монастыря встретился с Н.Д.Солженицыной 2 апреля 2010 года в Донском монастыре состоялась встреча наместника обители епископа Павлово-Посадского Кирилла с вдовой лауреата Нобелевской премии, русского писателя А.И. Солженицына, похороненного на кладбище Донского монастыря, Натальей Дмитриевной Солженицыной. 5 апреля, 2010 3 апреля, 2010 Патриарх Кирилл обратился с пасхальным приветствием к пастве на 17 языках Пасхальное приветствие Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2010 году переведено на 17 основных языков паствы Русской Православной Церкви. Помимо русского языка Послание доступно на белорусском, украинском, английском, французском, испанском, немецком, японском и других языках. 2 апреля, 2010 Святейший Патриарх Кирилл одобрил законопроект о передаче Церкви культовых зданий и сооружений В ходе вчерашней встречи с председателем Правительства Российской Федерации В. В. Путиным Святейший Патриарх Кирилл дал положительную оценку законопроекту о передаче Церкви культовых зданий и сооружений. 2 апреля, 2010 Владимир Путин поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за помощь пострадавшим в результате терактов Глава Правительства поблагодарил Святейшего Патриарха за помощь, оказанную Церковью пострадавшим в результате недавних терактов: «Хотел бы выразить слова благодарности за ту моральную поддержку, сочувствие, которое Вы и вся Русская Православная Церковь выразили в связи с последними террористическими актами в Москве и Дагестане». 2 апреля, 2010 День Великой Пятницы - самый скорбный день в году Великая пятница, когда умер на кресте Спаситель, – это тот день в году, когда не служится Божественная Литургия: она считается совершенной Христом на Кресте. Вместо Литургии совершаются Царские Часы – чтение в храме перед Крестом псалмов и Евангелия о страстях Господних. 1 апреля, 2010 Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий напомнил о необходимости воздержаться от увеселений в Пост В этом году Великий Четверг выпал на 1-е апреля. По сложившейся светской традиции, 1 апреля отмечается день Смеха. Сегодня Православная Церковь будет в молитвах вспоминать Тайную вечерю, за которой Христос установил таинство Святого Причастия. Вечером будут вспоминаться Святые Спасительные Страсти Господа нашего Христа. Кроме этого, нынешние дни Страстной седмицы сугубо омрачены трагедией в московском метро. […]

http://pravmir.ru/category/news/page/571...

Преображенская церковь составляет со звонницей и Трапезной единый комплекс. Когда-то одним из самых крупных зданий Саввино-Сторожевского монастыря было ныне неприметное здание Трапезной, расположенное при въезде в обитель со стороны северных ворот. В XVII веке оно воспринималось как настоящее архитектурное чудо. Необычными были размеры этого монументального четырёхэтажного сооружения с углублённым в землю белокаменным подклетом, где помещался ледник и был вырыт глубокий колодец. В верхнем этаже поначалу размещалась богатая монастырская казна с тайниками для золота, серебра и иных драгоценностей, однако этот этаж пришлось разобрать через 150 лет после постройки, поскольку обрушились его перекрытия. Третий этаж занимала столовая палата громадной по тем временам площади (она составляла около 500 квадратных метров), в ней часто устраивались царские приёмы. Отапливалась палата проходившими в стенах трубами кухонных печей (сами кухни находились в подклете). Освещение и вентиляция осуществлялись через окна, расположенные кругом (отметим, что окна были не слюдяные, а со стеклом - по тем временам это было роскошью особой). Передний фасад Трапезной снабдили архитектурными украшениями - в частности, карнизом, что являлось новинкой для XVII столетия. Парадный вход в Трапезную располагался со стороны Соборной площади в виде двухъярусных сеней, над которыми высилась трёхшатровая многоярусная колокольня. Звонница обители, возведённая с южной стороны Трапезной палаты, имеет четыре яруса, три шатра (поначалу была она двухъярусной - ещё два яруса и башенки появились в XVII веке), широкую лестницу и парадное крыльцо. Силуэт её очень необычен: ассиметрию в композицию вносят крыльцо с лестницей и часовая башенка, завершённая собственным четырёхгранным шатром. На башне были установлены часы со звоном и часовой колокол, привезённые Алексеем Михайловичем из отвоёванного у поляков Смоленска и подаренные монастырю. К восточной стене Трапезной палаты, на вклад царевны Софьи, к 1693 году пристроили Преображенскую церковь, которую отличают пёстрые изразцовые наличники в стилистике московского барокко, увенчанные орлами. Этот бесстолпный храм перекрыт сомкнутым сводом и имеет две разноразмерные апсиды. В годы, когда обитель находилась в ведении санатория, в храме устроили кинозал. Сейчас ему возвращён первоначальный вид.

http://sobory.ru/article/?object=11790

Разделы портала «Азбука веры» Богослужебные указания за 12 апреля 2024 года 30. Пятница 4й седмицы, Крестопоклонной. Прп. Иоанна Лествичника . Празднество в память сретения Пресвятой Богородицы и прав. Елисаветы, матери св. Иоанна Предтечи. Свт. Софрония, еп. Иркутского. Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона. Литургия Преждеосвященных Даров. Совершается служба Триоди (Креста). На великом повечерии в четверг вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба прп. Иоанна Лествичника (с этого дня). Примечание. Стихиры на «Господи, воззвах» прп. Иоанна Лествичника (см. в Минее 30 марта) не переносятся на повечерие, поскольку, согласно указаниям Постной Триоди, они поются на вечерне в четверг вечера (см. примечание 29 марта). На утрене – кафизмы 13я, 14я и 15я. Поется канон Креста и трипеснцы (ср.: 28 марта, примечание 1). По 9 песни – светилен гласа. Канон рядовой службы Минеи поется на повечерии. На 1м часе кафизмы нет; на 3м часе – кафизма 19я; на 6м часе – кафизма 20я; на 9м часе кафизмы нет. На часах и на изобразительных – кондак Триоди (Креста), глас 7й: «Не ктому пламенное оружие…». В конце изобразительных совершается чин поклонения Кресту. Примечание. Поклонение Кресту совершается не на 1м часе, а по совершении часов, т. е. после того, как прочитаны будут присоединяемые к 9му часу молитвословия из последования изобразительных. Таким образом, чин поклонения Кресту в пятницу следует совершать после молитвословий, которыми оканчиваются часы с изобразительными, т. е. после молитвы прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами), конечного Трисвятого, «Господи, помилуй» (12) и молитвы «Всесвятая Троице…». Именно это имеет в виду Триодь Постная, когда говорит: «И бывает крестопоклонение по отпетии часов по последнем Трисвятом» (чин поклонения Кресту см. 26 марта). Также существует практика совершать поклонение Кресту после отпуста изобразительных (ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 82). После поклонения иерей берет Честной Крест и вносит его в святой алтарь (через царские врата, в преднесении кадила и свечи), а оттуда в сосудохранительницу.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

свящ. Николай Оглоблин Глава Об особенностях в Богослужении Духова дня, Рождества Христова, крещения и Благовещения Особенность Богослужения в Духов день § 112. Высотой песнопений праздничных, поразительностью самых обрядов 210 своих, Богослужение Духова дня превосходит многие даже великие праздники; но главная особенность его состоит в соединении особого рода вечерни с обнднею, и особенно в чтении, на вечерне, с коленопреклонением, трех возвышенно – поразительных молитв: а) о ниспослании благодатных даров Духа – Утешителя, б) о подании прочих благ, как небесных, так и земных, и в) о помиловании на небе отшедших от нас отец, братий и всех сродников наших. Особенности Богослужения в праздник Р. Христова § 113. Предпразднество P. X. начинается необыкновевно рано, как того не бывает ни для одного из праздников 211 именно еще с «Введения во храм Пресв. Богородицы»; значит больше, чем за 30-ть дней. – На кануне самаго Р. Христова, в так называемый сочевник 212 , а) отправляются, между утреней и обедней, но отдельно от той и другой службы, царские часы, состоящие из 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часов, на которых, между прочим, читаются паремии, Αпοстолы и Евангелия праздничные и бывает царское 213 и всеобщее многолетие, после провозглащения полного 214 царского титула 215 ; б) служится Васильевская обедня вместе с вечерней, если праздник бывает не в Воскресенье и не в понедельник; в противном же случае отаравляется одна Златоустовская обедня 216 в обычное время, а вечерня бывает около вечера. – в) На самый праздник, утрени предшествует «великое повечерие» с пением на нем торжественных стихов: с нами Бог , разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог!... и проч.; а после обедни, в нашем отечестве, с знаменитого 1812-го года, отправляется «благодарственный Господу Богу молебен», за изгнание из России Галлов и с ними двадесяти народов. Ha этом молебне: a) бывает то же, как и на повечерии, торжественное пение: с нами Бог….; б) паремии, апостол, евангелие и молитва с коленопреклонением» удивительно как хорошо принаровлены к воспоминаемым событиям и лицам, – последняя, сверх того, необыкновенно возвышенна и умилительна; в) на конце, после многолетия царского, поется вечная память Государю Императору, Александру I и всем защитникам отечества, в минувшую годину его испытания. Замечание обособенностях Богослужения в день крещения Господня

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сочельник бывает дважды в год — накануне праздников Рождества Христова и Крещения Господня. 6 января. ПРАВМИР. Сегодняшний день в православном календаре именуется Рождественским сочельником. Для верующих это день строгого поста и сугубой подготовки к наступающему Рождеству. Другое название этого дня — Навечерие Рождества Христова. Наименование «сочельник» возникло оттого, что в этот день постящиеся христиане употребляют в пищу сочиво — блюдо из размоченных и разваренных зёрен пшеницы с мёдом. Сочельник бывает дважды в год — накануне праздников Рождества Христова и Крещения Господня. В этот день в храме, помимо всего прочего, читаются так называемые Царские часы — особое чинопоследование, получившее своё название оттого, что на нём обычно присутствовали, отложив государственные дела, царственные особы. Придя домой после утренней службы, многие верующие в Рождественский сочельник воздерживаются от пищи «до первой звезды» — эта благочестивая традиция связана с преданием о появлении на небе Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа. Основа богослужения Навечерия Рождества Христова — ветхозаветные пророчества о грядущем в мир Спасителе. Такое содержание службы духовно подготавливает верующих к встрече с Богомладенцем Христом. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 января, 2022 7 января, 2022 6 января, 2022 6 января, 2022 6 января, 2022 10 января, 2021 10 января, 2021 7 января, 2021 7 января, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/dlya-pravoslavnyih-hri...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010