Конечно, и утопленнику нужно хвататься за спасательный круг, но все же главное — в спасателе. Ну какое может быть сомнение? Так ясно! И в церковных песнопениях до такой степени очевидно устанавливается эта мысль, точнее, не мысль, а факт, истина, — что не хочется и писать. И знаете, почему не хочется? Что такое благодать? Какой христианский поддекст имеет это понятие? Кто такой благочестивый христианин? Об этом Вы можете узнать, прочитав нашу статью. Благодать Обновление человека, новотворение Но и благодать не даруется всякому, а лишь способному и сделавшемуся достойным восприять ее. В этом смысле страшная угроза предречена Господом в той же притче: один уже вошел на вечерю, не получив брачной одежды, и сел за стол. — Ты как сюда вошел, не имый брачныя одежды? — спросил Господь… И повелел бросить его в геенну (Мф. 22). Благодать же (брачная одежда) не могла быть ему дана оттого, что он был недостоин ее (сравните: недостойное Причащение — в суд и осуждение; 1 Кор. 11). Посему была нужда в том, чтобы и самая природа человека была восстановлена, обновлена достойно благодати. Нужно было изменение в человеке. О сем «обновлении» и поет Церковь: «Обогатити бо грядеши обнищавшее естество человеческое» (22 декабря, стихира на «Господи воззвах»). Ныне Христос «благоутробно» дарует «странное (дивное, непостижимое возрождение» (20 декабря, тропарь первой песни ка нона повечерия). Адам обновляется co Евою, зовуще на земли благоволение явиися спасти род наш» (Царские часы час первый тропарь), что же делается с человеком, с человеческим существом и естеством? Оно вновь творится Спасителем. Эта мысль выражается ясно и решительно. Прежде тварь гнила, обветшала; ныне утварь обветшание все от вержи, Зиждителя зиждема (Творца творимаго) и обновляюща тя видяши, Младенца бывша и к первой тя доброте возводяща» (24 декабря, тропарь четвертой песни канона утрени). И не один лишь человек, но и «вся тварь» вновь созидается и обновляется: «Ты, Пречистая … грядеши родити в вертепе Хотящаго тварь всю, истлевшую преступлением первее (прежде) обновити воистинну (действительно)» (23 декабря, тропарь девятой песни канона утрени). И ныне, самым уже Воплощением, как начатком, «тварь вся новосотворися» (24 декабря, икос). «Рождением Твоим Божественным возрождение» даруешь «ми и к первому (до грехопадения) благородию» возводишь меня, «Господи Боже мой» (24 декабря, тропарь первой песни канона повечерия). Как это происходит, о сем речь дальше, но Божественное воплощение изменяет и самую природу человека. И изменяет до такой степени существенно, что это называется (ибо и есть на деле) новым творением. Обожение

http://pravmir.ru/blagodat-daruetsya-ne-...

Крещенские купальни будут действовать в митрополии января 2020 В канун праздника  Богоявления  и в день праздника, 18 и 19 января, при участии приходов Санкт-Петербургской митрополии будут организованы крещенские купальни. Самая большая городская иордань будет расположена в акватории Невы у Иоанновского равелина Петропавловской крепости. Чин великого освящения воды совершит  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий  19 января в 12:30. Василеостровский район Храм Успения Пресвятой Богородицы Оптинского подворья (наб. Лейтенанта Шмидта, 27/2) 18 января 09:00 - часы, вечерня в соединении с Божественной литургией, великое освящение воды; 12:00 - начало раздачи воды; 17:00 - Всенощное бдение. 19 января 07:00 - Божественная литургия; 10:00 - Божественная литургия, великое освящение воды. Погружения в иордань: 18 января с 11:00 до 00:00; 19 января с 00:00 до 05:00 и с 10:00 до 20:00. Колпинский район Свято-Троицкий собор (Колпино, ул. Володарского, 42) 18 января 09:30 - Царские часы; 10:00 - Великая вечерня и Божественная литургия, великое освящение воды; 17:00 - Всенощное бдение, освящение иордани, крестный ход к иордани. 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды, крестный ход к иордани. Погружения в иордань: 18 января с 19:00 до 22:00; 19 января с 12:20 до 20:00. Храм святого благоверного великого князя Александра Невского (пос. Усть-Ижора, Шлиссельбургское шоссе, 217) 18 января 10:00 - Божественная литургия; 17:00 - Всенощное бдение, великое освящения воды, крестный ход и освещение иордани. 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды. Погружения в иордань: 18 января с 19:00 до 01:00; 19 января с 12:00 до 23:30. Кронштадтский район Николаевский морской собор (Кронштадт, Якорная пл., 1) 18 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды; 13:00 - освящение иордани; 18:00 - великое повечерие, утреня, первый час; 23:30 - Божественная литургия. 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды;

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=172...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРЕМИЯ [Греч. παροιμα - притча], в православной литургической терминологии обозначение отрывка ВЗ, звучащего за богослужением в качестве библейского чтения. Наименование связано с тем, что в LXX заглавие Книга Притчей Соломоновых, отрывки которой особенно часто используются в качестве П., передано как Παροιμαι (встречается и иное толкование термина, в котором слово παροιμα осмысляется как «прообраз», т. е. П. из ВЗ содержат прообразы событий НЗ). П., как правило, группируются в циклы из 3 чтений. Вне великопостного периода П. звучат только на вечернях накануне праздников, по 3 чтения, специально подобранные по содержанию праздника. Особые случаи - навечерия праздников Рождества Христова и Богоявления , когда П. также включаются в службы царских часов (по 1 П. на каждом часе), а на вечерне вместо 3 П. звучат 8 (3+3+2) и 13 (3+3+7) П. соответственно; в навечерие Богоявления 3 П. также читаются в конце вечерни (и литургии, если она не переносится), в составе чина великого водоосвящения. Великим постом П. читаются с понедельника по пятницу ежедневно: 1 чтение - на 6-м часе, 2 - на вечерне; такой порядок, во-первых, связан с отсутствием полной литургии в будние дни поста (и, следов., с отсутствием ежедневных чтений из НЗ); во-вторых, отражает древнюю практику предкрещального оглашения , совершавшегося Великим постом (в частности, в К-поле наставления должны были произноситься между дневной службой тритекти - «третье-шестого [часа]» - и вечерней; т. о., цикл из 1 чтения на 6-м часе и 2 на вечерне в действительности представляет собой единый цикл из 3 чтений). Великопостные П. заимствуются из Книги прор. Исаии (на 6-м часе), Бытия и Книги Притчей Соломоновых (на вечерне). На Страстной седмице с понедельника по пятницу воспроизводится великопостный порядок чтения П., но тексты берутся уже из Книги прор. Иезекииля, Исхода и Книги Иова, причем в Великий четверг вместо 6-го часа П. читается на 1-м часе (и заимствуется из Книги прор. Иеремии, а не Иезекииля), в Великую пятницу П. (из разных пророческих книг) читаются на каждом из часов, к-рые образуют последование царских часов (именно этому последованию подражают царские часы в навечерия Рождества Христова и Богоявления). Последовательное чтение в период Великого поста и Страстной седмицы П. из 3 основных разделов ВЗ - Закона (книг Бытие и Исход), Пророков (Книг прор. Исаии и прор. Иезекииля) и Писаний (Книги Притчей Соломоновых и Книги Иова) - подчеркивает характер этого времени углубленного изучения Библии.

http://pravenc.ru/text/2579024.html

Митрополит Горловский и Славянский Митрофан: Крещение — это не про воду Можно хоть полностью облиться святой водой, но от этого не будет никакого толку, если мы не будем жить по совести. 19 января, 2016 Можно хоть полностью облиться святой водой, но от этого не будет никакого толку, если мы не будем жить по совести. В крещенский сочельник митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Царские часы, великую вечерню и литургию святителя Василия Великого в Николаевском архиерейском соборе. Владыка поздравил прихожан с праздником Крещения Господня и обратился к ним с архипастырским словом. Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с праздником Богоявления! В этот особенный для нас день Господь вошёл в воды реки Иордан. Все люди заходили туда в знак своего покаяния — они исповедовали свои грехи перед Иоанном Предтечей, и он их омывал в водах Иордана, — но Христос в этом не нуждался, у Него не было грехов. Он вошёл в эти воды для того, чтобы освятить их Своим пришествием, положить начало таинству, через которое мы все становимся членами Церкви, умирая для греха и возрождаясь для новой жизни. Во время таинства Крещения читается Апостол. И там есть слова о том, что мы умираем со Христом и вместе с Ним воскреснем. Трижды погружаясь в воду, человек умирает вместе со Христом, Который умер ради наших грехов на Кресте, а восходя от воды, воскресает вместе со Христом. В таинстве Крещения именно это каждый из нас обещал сделать, или за нас это обещали крёстные родители. Но что это значит — умереть и воскреснуть со Христом? Это значит умереть для всего, что является грехом, что не ведёт к Богу. Только умерев, мы оживаем для подлинной, духовной жизни. Для того, чтобы жить, нужно умереть. Если мы будем пытаться сидеть на двух стульях — жить и для греха, и для Бога, наша жизнь будет разделена на части, и для нас не будет никакого толка. Когда мы будем надеяться получить счастье от греха, нас будет мучить совесть, что мы уходим от Бога. Приближаясь к Богу и не оставляя грех, мы не сможем получить от Него никакой радости. Душа будет не чистым сосудом, а осквернённым, и благодать в неё войти не сможет.

http://pravmir.ru/mitropolit-gorlovskiy-...

Она родилась 5 июня 1901 года в Петергофе (в Новом дворце). Бюллетени о состоянии новорожденной и ее венценосной матери были самые благоприятные. Через 12 дней состоялись крестины, на которых, по уже сложившейся к тому времени традиции, первой среди восприемников была императрица Мария Феодоровна. Восприемниками стали также принцесса Ирина Прусская, великий князь Сергей Александрович и великая княжна Ольга Александровна. Рождение четвертой дочери было, конечно, большой радостью для царской семьи, хотя и император, и императрица очень надеялись на появление наследника. Понять венценосцев не трудно: согласно Основным Законам Российской империи трон должен был наследовать сын самодержца.Анастасия Николаевна и ее сестра Мария считались в семье «маленькими» в отличие от старших или «больших» — Ольги и Татьяны. Анастасия была активным ребенком, и, как вспоминала ближайшая подруга императрицы Александры Феодоровны А.А.Вырубова, «постоянно лазила, пряталась, смешила всех своими выходками, и уследить за ней бывало нелегко». Однажды на официальном обеде, проходившем на императорской яхте «Штандарт», она, тогда пятилетний ребенок, незаметно забралась под стол и ползала там, пытаясь ущипнуть какую-нибудь важную персону, не смевшую внешним видом выразить неудовольствия. Наказание пришло незамедлительно: поняв в чем дело, государь вытащил ее из-под стола за косу, «и ей крепко досталось». Подобные незамысловатые развлечения царских детей, конечно же, никак не раздражали тех, кто волей случая оказывался их «жертвой», но Николай II cmapaлcя пресекать такие вольности, находя их неуместными. И все же дети, уважая и почитая родителей, вовсе не боялись их, полагая естественным шалить с гостями. Надо признать, что серьезно воспитанием своих дочерей царь не занимался: это было прерогативой Александры Феодоровны, проводившей, когда дети подрастали, в классной комнате многие часы. С детьми государыня говорила по-английски: язык Шекспира и Байрона в царской семье был вторым родным. Но французский язык царские дочери знали недостаточно: читая на нем, они так и не научились свободно говорить (по каким-то причинам, быть может, не желая видеть кого-нибудь между собой и дочерьми, Александра Феодоровна не захотела взять им французскую гувернантку). Кроме того, любившая рукоделие императрица обучила этому делу и дочерей.

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/6/91...

После смерти Авраамия настоятелем скита стал монах Адриан, казак из Самары, пришедший на Иргиз вместе с Авраамием из Польши. При нем в 1789 году в скиту появилась пятиглавая деревянная церковь в честь Воскресения Христова, выстроенная на средства знаменитого винного откупщика Василия Алексеевича Злобина. Ее освятил преемник Адриана монах Лев. Иконы в эту церковь были написаны знаменитым тверским иконописцем Иваном Пешехоновым. На отдельно стоящей колокольне размещалось одиннадцать колоколов разной величины и башенные часы-куранты. Стараниями Злобина Воскресенская церковь имела богатейшую утварь. В храме находился редкий даже для " никонианских " храмов семиярусный иконостас. Четыре из восьми огромных икон местного ряда были украшены тяжелыми сребропозлащенными окладами. В храме находилось до 300 икон, украшенных серебряными вызолоченными окладами с драгоценными камнями и жемчужинами. Многие из этих икон были с мощевиками. Особой святыней считалась маленькая складная деревянная семиглавая церковь, в которой, по преданию, служили в Москве, во время ее порабощения татарами. Одной из достопримечательностей Воскресенского храма было огромная шестипудовая дарохранительница, едва помещавшаяся на престоле. Такой размер дарохранительницы объясняется тем, что старообрядцы всегда нуждались в большом количестве " запасных " Святых Даров. Редкие беглые священники служили литургию на огромном Агнце, который дробился на тысячи частиц, помещавшихся в дарохранительницу и развозившихся доверенными лицами за тысячи верст от храма. На изготовление дарохранительницы Воскресенской церкви ушло четыре с половиной пуда меди и полтора пуда серебра. Замечательной красотой отличались густо вызолоченные медные Царские врата и восемнадцатипудовое шестиярусное медное высеребренное паникадило, в котором на праздничных всенощных зажигалось четыре пуда свечей. Шитая золотом и серебром плащаница с изображениями двунадесятых праздников была изготовлена в 1351 году. По описи епископа Иакова (Вечеркова), в монастыре хранилось до двадцати древних антиминсов (большинство из них, правда, не имели святых мощей), самый древний из которых был освящен в 1536 году. Священнические и диаконские облачения, стихари, воздухи и покровцы так же отличались редкой красотой. На пополнение ризницы при одном только строителе (настоятеле) Прохоре, сменившем Льва в 1788 году, было потрачено более ста тысяч рублей.

http://sobory.ru/article/?object=17716

Разделы портала «Азбука веры» Сочельник ( навечерие ) – день накануне праздника Рождества Христова ( Рождественский сочельник ) или Богоявления ( Крещенский сочельник ). Происходит от слова « сочиво » – размоченные в воде зерна пшеницы, ржи, овса, по традиции блюдо, вкушаемое в этот день). Это день строгого поста . В сочельник служатся царские часы  и совершается Литургия св.  Василия Великого . Если сочельник придется в субботу или воскресение, то царские часы совершаются в пятницу, а в сочельник бывает Литургия св.  Иоанна Златоуста . Литургия св. Василия Великого служится в сам день праздника. Сколько у нас навечерий/сочельников и когда они празднуются? Хотя в буквальном смысле слово «навечерие» означает канун или вчерашний день по отношению к празднику, в церковной традиции этот термин применяется только к двум праздникам: Рождеству Христову и Богоявлению. Кануны остальных праздников называются просто предпразднствами. Это различие обусловлено двумя причинами: Таким образом, в Православной Церкви два навечерия: 6 января (24 декабря по старому стилю) – навечерие Рождества Христова и 18 января (старый стиль – 5 января) – навечерие Богоявления. Оба навечерия еще называются «сочельниками» по причине употребления «сочива» на вечерней трапезе. Правда, указание о вкушении сочива в Типиконе дается только для навечерия Рождества Христова и только для того более редкого варианта, когда навечерие случается в субботу или неделю. Однако это частное указание стало причиной того, что в обиходе оба дня (6 и 18 января) называются «сочельниками». Еще раз следует отметить: уставное название обоих дней – «навечерия», «сочельниками» же они называются в быту и в литературе. Древность поста в навечерия Рождества Христова и Богоявления. В Древней Церкви в III веке праздновали совмещенный праздник Богоявления 6 января – соединение воспоминаний Рождества Христова и Крещения Господня. В связи с этим возник и крещенский сочельник 5 января как постный день, в который литургия совершалась после полудня и соответственно трапеза была только вечером. Таким образом, крещенский сочельник – древнейший однодневный пост.

http://azbyka.ru/sochelnik

Троекурово. Троекуровский Дмитриевский Иларионовский женский монастырь. Церковь Димитрия Солунского. Карта и ближайшие объекты Церковь св. Димитрия Солунского - самый старый храм Троекуровского монастыря. Была построена вместо прежней приходской деревянной церкви местной помещицей Прасковьей Раевской в 1811-1814 гг. Главный престол посвящен святому великомученику Димитрию Солунскому, правый придел - Георгию Победоносцу, левый - Иоанну Воину. 13 января 1864 года последовал указ Святейшего Синода, в котором сказано, что Димитриевская церковь становится главным храмом Троекуровской Илларионовской женской общины. С тех пор и сама община стала именоваться Димитриевской. Двусветный основной объем состоит из четверика, увенчанного ротондой, полукруглого алтаря и трапезной. К притвору с обеих сторон примыкают парные колокольни. На одной из колоколен на средства местного помещика были устроены часы с боем. На другой располагались колокола весом в 21 пуд, 4 пуда, а также  маленькие колокола, общий вес которых составлял 535 кг 266 г. Лестничные всходы были изготовлены из мячковского камня. Из этого же камня был выстлан пол. В 1876 году в Димитриевской церкви была обновлена настенная живопись, с западной стороны для монашествующих устроены хоры, установлены новые вызолоченые иконостасы всех трех престолов. Западный вход храма украшен лоджией с двумя колоннами. Главки на церкви были обиты " белым листовым железом " , крыша покрашена зеленой краской, кресты вызолочены. Двери и решетки на окнах первого яруса кованые. Клиросы были деревянные, выкрашены голубой краской. Резной, искусно выполненный иконостас был покрыт белой, а резные колонны палевой под лак краской (позднее колонны и царские врата были вызолчены). Над царскими вратами в резном сиянии находился образ Нерукотворного Спаса, " на котором риза и венец серебряные, кованые, вызолоченые, со вставленными мелкими драгоценными камнями " . Храм славился богатой утварью: двумя серебряными крестами, тремя серебряными с позолотой сосудами и серебряным с позолотой ковчегом. Так же в храме находилась богатая библиотека.

http://sobory.ru/article/?object=10918

Тунис. Церковь Воскресения Христова. Церковь. Действует.   Престолы: Воскресения Христова Год постройки:Между 1953 и 1956. Архитектор:Козьмин, Логодовский Адрес: Avenue Mohamed V, 12 Tunis Координаты: 36.802147, 10.185729 Проезд:От пересечения 2-х главных Авеню Бургибы и Мохаммеда V, где расположены большие часы с фонтаном, идти 1 минуту. Храм расположен в самом центре Туниса Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Православный храм в Африке, построенный белогвардейцами. История возникновения православного храма в мусульманской стране относится к далеким 1920-м годам, когда к берегам Северной Африки прибыли 34 корабля Черноморского Императорского флота с эвакуировавшимися из Крыма остатками армии генерала Врангеля. Около шести тысяч человек нашли тогда свой приют в далеком от России Тунисе. Российские моряки и их потомки и были теми, кто, основал здесь два православных храма. Сначала был заложен храм Великого князя Александра Невского в г. Бизерте, а затем и Храм Воскресения Христова в тунисской столице. Снятые с тех судов иконостасы и Царские Врата до сих пор служат украшением обоих храмов. Часть русской общины, после прибытия в г.Бизерту, перебралась в тунисскую столицу, где в снятом приблизительно в 1922 г. доме на ул. Зешегз было оборудовано помещение для церкви, получившей название Воскресения Христова. Сюда перевезли иконостас и церковную утварь с кораблей. Православный приход формально находился под опекой Русской Православной Зарубежной (Карловацкой) Церкви. После Второй мировой войны начался сбор средств на строительство православного храма. Большая часть средств поступила от русских эмигрантов-родственников различных морских чинов. В 1953 г. получено разрешение, а в октябре того же года заложен первый камень на строительстве церкви Воскресения Христова. С июня 1955 г. получает право на существование Православная ассоциация церкви Вознесения в г.Тунис. В июне строительство завершено, а в июле состоялось торжественное освящение храма. В церковь переносятся иконы и утварь из бывшего церковного помещения на ул. Зешегз. Ассоциации православных Туниса получают купчую и дарственую на земельные участки под церковью Александра Невского в г.Бизерта и храмом Воскресения в столице сначала от французских властей, а после признания Францией независимости Туниса 20 марта 1956 г., их право на владение участками подтверждается и указами первого президента Туниса.

http://sobory.ru/article/?object=00619

Церковь Благовещения Богоматери в Киеве поставил Великий Князь Ярослав на златых воротах, «того деля», говорит летопись, «да всегда радость «граду тому святым Благовещением Господним будет и молитвами Св. Богородицы и Архангела Гавриила». 1 Без сомнения, с тою же мыслию на Москве, при Великокняжеском дворце, сооружена была церковь в честь сего радостного праздника. Древнее сказание приписывает сыну Великого Князя Александра Невского Андрею сооружение деревянной церкви Благовещения, как бы краеугольного камня для возникавшего града – будущей Всероссийской столицы 2 . Но летописи именуют Великого Князя Василия Дмитриевича первым строителем сего храма; строение его началось 1397 года, при Митрополите Всероссийском Киприане и окончено уже 1416 года при Митрополите Фотие, который и освятил сию дворцовую церковь . Пресловутые того века иконописцы: Андрей Рублев, Феофан Гречин и старец Городецкий Прохор украсили дом Пресвятой Богородицы стенописью и иконописью; а Лазарь Сербин в 1405 г. поставил близ сего храма первые в Москве боевые часы – часомерье. За три года до взведения каменных стен, башен и ворот Кремля, Иоанн III, свергнувший с России двухвековое Монгольское ярмо, начал обновление города сооружением нового Благовещенского собора на прежнем месте. Старую церковь в 1482 году, по его повелению, разобрали Псковские мастера, и в 1484 году, по образцу Афонских церквей, заложили новую на каменном подклете, который обведен был казною, т. е. подвалами для хранения Государевой казны. Чрез пять лет, она была окончена, в то самое время, когда продолжалось строение каменного дворца. Ново-сооруженную церковь на дворце торжественно освятил Всероссийский Митрополит Геронтий 9 Августа 1489 года; а Великий Князь Василий 1508 года повелел Федору Едикееву с братией расписать по золоту внутренние стены храма, украсить золотом и драгоценными камнями Деисус, Праздники и Пророки в алтарном иконостасе, покрыл и позолотил верх церковный. С того времени святолепная сия церковь стала именоваться златоверхою; также она, по своей местности, называлась: «Благовещение на площади, на Великокняжеском, «Государевом дворе, потом на Царских сенях, у «Царские казны, у казенного двора».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010