Рождество св. Иоанна Крестителя. Икона. Мастер Семен Бороздин. Кон. XVI — нач. XVII в. (ГРМ) Рождество св. Иоанна Крестителя. Икона. Мастер Семен Бороздин. Кон. XVI — нач. XVII в. (ГРМ) Огромное значение в древности имели памяти святых, многие из к-рых после IV в. в отличие от раннехрист. эпохи стали общецерковными ( Спасский. Месяцеслов). Послеиконоборческий Типикон Великой ц. указывает на каждый день года неск. памятей, хотя гимнографические тексты выписаны далеко не для каждой из них. В различных редакциях Студийского устава также встречаются дни без всякого последования воспоминаемому святому - но уже в Минеях студийской эпохи одно или даже неск. гимнографических последований выписаны на каждый день. Со временем число празднуемых святых, имеющих богослужебные последования, возросло. Так, в Иерусалимском уставе нет ни одного дня, не являющегося праздником или же памятью святого, имеющего собственное последование; в совр. изданиях Минеи на каждый день года дано 1-2 гимнографических последования (в совр. рус. изданиях Минеи встречаются и дни с 4-5 последованиями). Преображение. Икона. 1546 г. (мон-рь Ставроникита, Афон) Преображение. Икона. 1546 г. (мон-рь Ставроникита, Афон) В доиконоборческих и ранних послеиконоборческих памятниках значительное место занимают памяти освящений храмов , по количеству сравнимые с памятями святых. В позднейшую эпоху, особенно в связи с распространением Иерусалимского устава, празднование обновлений храмов перестает быть общепринятой практикой, в календаре сохраняется лишь неск. таких памятей (напр., Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, храма вмч. Георгия в Лидде, храма вмч. Георгия в Киеве), а место этих памятей в приходской и монастырской практике занимают престольные праздники , т. е. празднование дат посвящений, а не дней, когда храмы освящали. Большое значение в позднейшую эпоху получают и многочисленные праздники в честь чтимых икон Божией Матери. В иконоборческую эпоху появляются перечни наиболее значимых праздников в Г. ц., напр. у Иоанна Эвбейского († ок. 744) (Sermo in conceptionem S. Deiparae//PG. 96. Col. 1473-1476, 1497). В XI в. Никон Черногорец пишет о делении праздников на великие, средние и малые; в позднейших памятниках это деление еще более уточняется (см. ст. Знаки праздников Месяцеслова ). Из числа великих в XII-XIV вв. выделяются 12 наиболее значимых, к-рые получают название двунадесятые праздники : Воздвижение Креста Господня, Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница, Преображение, Рождество Пресв. Богородицы, Введение Пресв. Богородицы во храм, Успение Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/год ...

В 1934 г. упоминается подворье М. м. при Благовещенском храме в г. Ковеле, где до первой мировой войны находилось подворье владимиро-волынского Христорождественского муж. мон-ря, упраздненного в 1921 г. В 1936 г. подворье было преобразовано в приходский храм. С 1938 г., после переезда еп. Антония в Камень-Каширский, настоятелем М. м. был архим. Стефан (Оставовский), в 1940 г. по собственному желанию перешедший в новооткрытый правосл. Рождество-Богородицкий храм с. Нов. Загоров (ныне Локачинского р-на). Архим. Стефан пытался возобновить при храме Новозагоровский (или Загоровский) Рождество-Богородицкий мон-рь, существовавший до 1923 г., но не смог реализовать задуманное, скончался в 1941 г. В 1941-1942 гг. настоятелем М. м. был архим. Серафим (Кушнерук), из вдовых священников Волынской епархии, 21 июля 1942 г. хиротонисанный во епископа Николаевского, викария Херсонской епархии. В 1942-1944 гг. М. м. возглавлял игум. Иов (Романюк), уроженец с. Ст. Алексинец Кременецкого р-на, переведенный из Почаевской лавры. 5 сент. 1943 г. в ходе карательной операции немецко-фашистских войск были убиты иером. Феофил (Богут), регент монастырского хора иером. Иоанн (Шпичак), псаломщик Всеволод Варницкий, 4 послушника и 2 трудницы. По совету игум. Иова, узнавшего о приближении к селу карательной группы немцев от местных жителей, почти все иноки укрылись в лесу. Судя по всему, нападение немцев на мон-рь было спровоцировано действиями бандеровцев, использовавших монастырские здания в качестве складов продовольствия, оружия и пропагандистской лит-ры. В пользу данной версии говорит и тот факт, что настоятель игум. Иов сразу же с приходом советских войск 3 марта 1944 г. был арестован по обвинению в сотрудничестве с ОУН. 18 окт. того же года игумен был приговорен военным трибуналом войск НКВД по Киевской обл. к расстрелу. 5 янв. 1945 г. приговор приведен в исполнение. Сменивший его в должности настоятеля прот. Полиевкт Скрыпник, бывш. благочинный Седлищанского р-на, весной 1944 г. был расстрелян за то, что якобы являлся одним из «военных капелланов» т. н. Украинской повстанческой армии (боевого подразделения ОУН). В документах НКВД по этому поводу сообщалось, что в М. м. находились средства связи бандеровцев, а также националистическая лит-ра.

http://pravenc.ru/text/2563196.html

Собор во имя арх. Михаила в Микулине. 1559 г. Фотография. 2012 г. В тот период окончательно оформились мн. типы зданий. Продолжали строить 5-главые 4-столпные соборные храмы, отмеченные отголосками итал. влияния (полукруглые закомары, профилированные карнизы и пр.). Близкий к памятникам вологодской архитектуры собор Рождества Пресв. Богородицы в Лужецком можайском монастыре (до 1542, ктитор Новгородский архиеп. Макарий) на подклете был окружен 3-сторонней закрытой галереей на аркадах (разобрана в XVIII-XX вв.). Особенно монументален собор арх. Михаила в Микулине Лотошинского р-на (1559, усыпальница кн. С. И. Микулинского) с компактным объемом удачных пропорций и стройными барабанами глав. Редким примером 3-главого 4-столпного храма являлась до перестройки ц. Рождества Пресв. Богородицы на Возмище, бывш. Возмицкий (Возмищенский) мон-рь (ныне в черте Волоколамска) (1537, строитель архим. Лука; 2 восточные главки утрачены, трапезная и колокольня 2-й пол. XIX в.). По-прежнему распространены были одноглавые 4-столпные храмы: собор Борисоглебского дмитровского мон-ря (1537, зап. паперть, угловая колокольня и придел 1656); собор Рождества Христова в Верее Наро-Фоминского р-на (1552, ктитор кн. Владимир Андреевич Старицкий; перестроен в 1729-1734); ц. Успения Пресв. Богородицы (бывш. подгороднего Успенского мон-ря) в Клину (сер. XVI в.) с необычными щипцовыми фронтонами и пониженными угловыми ячейками (наподобие собора Рождественского мон-ря в Москве); ц. Рождества Пресв. Богородицы в Медведевой пуст. Дмитровского р-на (1547 или 1556), где едва ли не впервые появилась выраженная 3-ярусная горка полукруглых кокошников (была скрыта под поздней кровлей; ок. 2008 своды и глава рухнули и воссозданы). К этому же типу до перестроек относилась ц. Введения Пресв. Богородицы во храм на Подоле в Сергиевом Посаде на подклете (1547; в XVIII в. зап. пара столбов разобрана, верхи заменены; в XX в. воссозданы килевидные закомары), воспроизводившая раннемосковские храмы XV в. Крупная одноглавая 4-столпная ц. свт. Николая Чудотворца в Черлёнкове (городской окр. Шаховская) (до 1562; вотчина Иосифо-Волоколамского монастыря) при перестройке в XIX в. получила шатровую главу в русско-визант. стиле. Реже использовался тип бесстолпного храма, где вместо сложных крещатых сводов ставили более простые коробовые с распалубками: Никоновский придел Троицкого собора Сергиева монастыря (1548). Пятницкая ц. на Подоле в Сергиевом Посаде с вытянутой по оси «запад-восток» (далее - продольной) 3-частной композицией и одноглавым четвериком под сомкнутым сводом точно не датирована (четверик 1547 г., трапезная?, шатровая колокольня 1641 г.- Балдин. 1984. С. 222-224; или вся постройка сер. XVII в.- Памятники архитектуры Московской обл. 1999. Вып. 2. С. 69).

http://pravenc.ru/text/2564194.html

В 1620 г. И., почувствовав приближение кончины, вернулся в Манявский скит. Настоятелем Угорницкого мон-ря стал иером. Манявского скита Манассия, возведенный в сан игумена. По сообщению Жития И., святой вскоре перешел «в горы, в первый свой скит» (очевидно, в урочище Блаженный Камень), где была часовня, и там «прожих время немало в ските с велием прилежанием», принимая у себя только своего брата иером. Георгия. 22 дек. 1621 г. у И. началась сильная лихорадка («огница»). В праздник Рождества Христова его посетили иноки и П. Ляхович, к-рые принесли еду. Узнав, что пища приготовлена специально для него, И. не захотел ее съесть, сказав: «Кто разрушает обычаи, тот совершает раздор». 27 дек. святой причастился Св. Христовых Таин, братия просила его вернуться в скит, но святой хотел остаться в пустыни и быть здесь погребенным. Однако на следующий день, очевидно получив ночью откровение, И. изменил решение и попросил игумена Великоскитской обители помочь ему вернуться в мон-рь, сказав: «Якоже начах и пред всю жизнь мою труждахся, да и скончуся в общем житии, и положите мя с прочими послушники» ( Irhamiй з Любартова. 1860. С. 249). Святого перевезли на санях и поместили в келье игумена. Братия приходила к И., чтобы попрощаться. Среди других святого посетил с просьбой о прощении и молитве «греческий» иером. Кирилл из замостского Братского мон-ря Холмской епархии. Возможно, это был ранее переписывавшийся с И. иером. Кирилл (Транквиллион-Ставровецкий), к-рый в 1621-1625 гг. был проповедником в ставропигиальном замостском Братском мон-ре. И. был погребен 31 дек. 1621 г. в новой Крестовоздвиженской ц. скита, в притворе с правой стороны. К кон. 20-х гг. XVII в. Манявский скит состоял из Великого скита со Скитком близ горы Ясенник и Голого скитика в урочище Черевко. К скиту были приписаны Угорницкий, Тлумачский и Коломыйский монастыри, к-рые, как указывал в грамоте от 12 июля 1629 г. Станислав Потоцкий, состояли под «диспозицией» Манявской обители. Устав Манявского скита помимо перечисленных мон-рей приняли Залукванский (существовал в совр.

http://pravenc.ru/text/578152.html

Согласно Житию, через год после прибытия в Леринский мон-рь Л. отправился в Матискон (ныне Макон), чтобы сделать распоряжения относительно своих земельных владений. Там ему предложили занять епископскую кафедру в Трикассах. В Житии говорится, что Л. был насильно возведен в сан епископа (ad... pontificium raptus). Это произошло за 2 года до его путешествия в Британию, т. е. ок. 427 г. Возможно, избрание Л. на кафедру было связано с тем, что его родственники Гонорат и Иларий также покинули Леринский мон-рь (между 426 и 428 Гонорат стал епископом Арелата); монашескую общину возглавил св. Максим. В соответствии с требованиями агиографического жанра в Житии описаны добродетели Л.: он был усердным пастырем, часто проповедовал, наставлял паству, поддерживал дисциплину среди духовенства, на собственные средства выкупал пленников, помогал бедным, заботился о больных и заключенных. Как и мн. др. выходцы из Леринского мон-ря, епископ вел аскетический образ жизни, строго постился, проводил ночи в молитвенных бдениях, поэтому Бог даровал ему способность творить чудеса. Сохранилось послание Л. и Евфрония, еп. Августодунского (Отёнского), адресованное Талассию, еп. г. Андекавы (ныне Анже). В нем содержатся рекомендации о порядке совершения вигилий (всенощных бдений) в праздники Рождества Христова и Богоявления и о браке клириков (люди, вступившие в повторный брак, могли стать остиариями, но доступ к более высоким чинам для них запрещался; женатые клирики «по возможности» должны были уклоняться от сожительства с супругами; во избежание неприятных прецедентов Л. и Евфроний советовали не принимать женатых людей в состав клира) (CPL, N 988; Concilia Galliae A. 314-A. 506/Ed. C. Munier. Turnhout, 1963. P. 140-141. (CCSL; 148)). В 429 г. Л. и Герман Автиссиодурский отправились в Британию, чтобы противодействовать распространению пелагианства. Описание этих событий в Житии Л. основано на более раннем Житии Германа, составленном Констанцием Лугдунским. Согласно этому источнику, прибывшие из Британии послы известили галльских епископов о распространении ереси и попросили у них помощи. В Галлии был созван синод, участники к-рого поручили Герману и Л. укрепить британцев в правосл. вере и дать отпор еретикам ( Const. Lugd. Vit. Germ. 12). Однако, по мнению Проспера Аквитанского, Герман (о Л. он не сообщает) отправился в Британию по указанию Келестина I , еп. (папы) Римского (см.: Mathisen. 1989. P. 101-102; Cr é t é -Protin. 2002. P. 156-164). В Британии галльские епископы проповедовали против ереси и устроили диспут, во время к-рого их правота была засвидетельствована чудесными знамениями. Повествуя о посещении Германом Веруламия (ныне Сент-Олбанс), где находилась могила мч. Альбана, и о чудесной победе бриттов над варварами, Констанций не упоминал об участии Л. в этих событиях. В 40-х гг. V в. Герман Автиссиодурский снова посетил Британию; его сопровождал некий еп. Север, вероятно ученик Л. (см.: Cr é t é -Protin. 2002. P. 163-164).

http://pravenc.ru/text/2110896.html

Среди св. жен, упоминаемых в ВЗ, образ Е. встречается на поле иконы «Богоматерь с Младенцем на престоле, с пророками и избранными святыми» (2-я пол. XI-XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) рядом с прав. Захарией. Е. изображена в оливковом платье и темном мафории, в ее левой руке свиток, правая указывает на уста. Е. изображается в композициях житийного цикла св. Иоанна Крестителя: «Встреча Захарии и Елисаветы» («Зачатие св. Иоанна Крестителя»), «Встреча Марии и Елисаветы», «Рождество св. Иоанна Крестителя», «Бегство в пустыню» (напр., клейма визант. и рус. икон: в светло-оливковом платье и темном мафории - на иконе «Св. Иоанн Креститель, с житием» (нач. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); на иконах «Св. Иоанн Креститель Ангел пустыни, с житием» - Ярославль, сер. XVI в., ЯХМ; Кострома, ок. 1687, КГОИАМЗ; Кострома, посл. треть XVII в., ц. Воскресения Христова на Дебре, и др.). Композиция «Рождество св. Иоанна Крестителя» как отдельный сюжет нередко представлена в рус. иконописи (напр., 2-сторонние таблетки (на обороте одной - образ св. Иоанна Крестителя, др.- Собор апостолов), Новгород, кон. XV в., обе в ГТГ). «Встреча Марии и Елисаветы» иллюстрирует также строки 3-го икоса Акафиста Пресв. Богородице «Имуще Богоприятную Дева утробу» (напр., капелла св. Григория Богослова ц. св. Климента в Охриде, Македония (1364-1365); иконы «Похвала Богоматери, с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, 3-я четв. XIV в., ГММК, и Москва, кон. XVI в., ГТГ, фреска в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря (1502 г., мастер Дионисий) и др.). «Встреча Марии и Елисаветы» и «Бегство в пустыню» могут объединяться в ряд событий, изображаемых в сложных по составу композициях, как, напр., на иконах «Рождество Христово» (из собрания И. С. Остроухова, кон. XVI в., Москва; из собрания А. В. Морозова, 2-я пол. XVI в., Холмогоры, обе в ГТГ). Сюжет «Зачатие св. Иоанна Крестителя» известен как отдельное изображение в памятниках рус. иконописи: на иконе новгородского письма, служившей храмовым образом церкви дер.

http://pravenc.ru/text/189821.html

Воздвижения Креста Господня на Воздвиженской ул.; 15 сент.- в ц. св. Никиты Мученика за Фёдоровским ручьем; 1 окт.- в ц. Покрова Пресв. Богородицы в Каменном городе; 23 окт.- к ц. св. Иакова на Добрынинской ул. и через Воскресенские ворота на Чудинцеву ул.; 27 нояб.- в Знаменский собор; 25 дек.- в ц. Рождества Христова на архиерейском дворе; 27 дек.- в ц. архидиак. Стефана; 6 янв.- в ц. Богоявления на архиерейском дворе и на р. Волхов; 20 янв.- в ц. св. Евфимия Великого на архиерейском дворе; 25 апр.- в ц. ап. Марка в Каменном городе; в субботу 5-й недели Великого поста - в ц. Похвалы Пресв. Богородицы; на Преполовение с чудотворной иконой Божией Матери «Знамение» - в каменный и земляной город; в 6-ю Неделю по Пасхе - в Сковородский мон-рь (водным путем); в Неделю св. отец - в ц. св. Отец на Ярославовом дворище (установлен указом царя Алексея Михайловича в 1676); в Неделю всех святых - в ц. Спаса Преображения на Ильине ул. (во время совершения этого крестного хода поповские старосты 6 городских соборов с крестами приходили в Софийский собор на ектению и отпуст); в 1-ю пятницу Петровского поста - в Хутынский мон-рь (водным путем); 23 июня - в Знаменский собор; в 1-ю пятницу после праздника св. апостолов Петра и Павла - в Антониев мон-рь; в 1-е воскресенье после 29 июня с чудотворной иконой Божией Матери «Знамение» - по Софийской стороне города; 2 июля - в Зверин мон-рь; 11 июля - в ц. Успения Пресв. Богородицы на Козьей Бородке; 20 июля - в ц. прор. Божия Илии; в 1-ю неделю после 20 июля с чудотворной иконой Божией Матери «Знамение» - по Торговой стороне города; 24 июля - в Николаевский Розважский мон-рь; 1 авг.- на р. Волхов; 6 авг.- в ц. Преображения Господня на кремлевских воротах; 26 авг.- в Сыркову пуст. Из церквей Новгорода в Софийский собор совершались крестные ходы на праздники: 1 дек. (в память о чуде от иконы Божией Матери «Знамение»); в 5-ю Неделю Великого поста (память принесения Тихвинской иконы Божией Матери в Новгород после заключения Столбовского мира); в Неделю ваий; 30 апр.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Архипастырское служение А. продолжалось 36 лет. За это время он построил множество храмов в Вятской и Рязанской епархиях, до 5 раз вызывался на чреду священнослужения в С.-Петербург. По отзывам современников, «свободным наукам он был неучен», но «нравом кроток, благочестив, щедр, трезвен» и «к украшениям церквей охотник». Погребение А. состоялось в Успенском соборе (ныне собор Рождества Христова) Рязани; в 1799 г. гроб с его телом был перенесен в Архангельский собор, усыпальницу Рязанских архиереев. 18 июня 1998 г. останки А. были обретены вместе с мощами Рязанских святителей и архиереев; 18 сент. 1998 г. они были перенесены в рязанский мон-рь во имя Св. Троицы, где покоятся в одной раке с мощами сщмч. Мисаила , архиеп. Рязанского, и свт. Феодорита , архиеп. Рязанского. В Желтикове Успенском мон-ре хранилась грамота А., написанная в период пребывания его на Сарской и Подонской кафедре, о явлении ему свт. Арсения Тверского после всенощного бдения перед литургией в день перенесения мощей последнего из соборной церкви мон-ря в надвратную. В 2000 г., в числе др. документов об А., эта грамота находилась в ГА Рязанской обл. Арх.: РГИА. Ф. 796 (Канцелярия Синода); ОДДС. СПб., 1878. Т. 3, 372, 599, 605; 1880. Т. 4, 448. Прил. IV. Стб. XXVIII; 1897. Т. 5, 10, 21, 137, 276. Прил. IV. Стб. LIX; 1883. Т. 6, 18, 29, 40, 41, 72, 255; 1885. Т. 7, 66, 135, 318; 1891. Т. 8, 47; 1913. Т. 9, 9, 322, 409, 569; 1901. Т. 10, 7, 106; 1903. Т. 11, 6, 59-62, 77, 28, 510; 1902. Т. 12, 110, 121, 229, 286, 324; 1910. Т. 14, 45, 127, 128, 133, 173, 237, 257, 268, 327, 345, 350; 1907. Т. 15, 221, 347; 1906. Т. 16, 1, 9, 170, 181, 211, 258, 344, 418; Пг., 1915. Т. 18, 140, 246, 275, 333, 487; СПб., 1913. Т. 19, 14, 55, 388, 548; СПб., 1907. Т. 26, 13, 123; Пг., 1916. Т. 28, 18, 145, 159, 233; СПб., 1913. Т. 29, 20, 246, 254, 410, 523; Здравомыслов. Словарь иерархов; ГАРО. Ф. 869. Оп. 1. Д. 334. Т. 1-2. С. 1, 1 об., 2; Отчет об археологических работах, проведенных РСНРПМ под руководством Е. Л. Хворостовой, в мае-июле 1978 г. в Архангельском соборе Рязанского кремля//Архив Рязанского ЕУ; Отчет о работах, проведенных в Архангельском соборе Рязанского кремля 20.05-20.06.1998 г.//Там же.

http://pravenc.ru/text/64686.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010