Монастыри Действующие Муромский Спасо-Преображенский муж. мон-рь (впервые упом. в начальном летописании под 1095; согласно муромскому преданию, в обители принял иноческий постриг блгв. кн. Петр; мон-рь закрыт в 1919, возобновлен в 1995); муромский Благовещенский муж. мон-рь (основан в сер. XVI в., закрыт в 1919, одновременно открыт как приходский храм, в сент. 1991 возрожден); Троицкий жен. мон-рь г. Мурома (основан в 1642/43, закрыт в 1921, возобновлен в 1991); Воскресенский жен. мон-рь г. Мурома (основан не позднее XVI в. (по местному преданию, в XIII в.), в 1764 упразднен, возобновлен в 2000); Благовещенский жен. мон-рь (г. Вязники; основан в 1640/41 как муж. мон-рь, в 1916 распоряжением Синода преобразован в женский, закрыт в 1923, в 1995 открыт как приходский храм, в 2000 возобновлен как жен. мон-рь); мстёрский в честь Богоявления мон-рь (в пос. Мстёра Вязниковского р-на, мужской, основан в 1-й четв. XVII в., упразднен в 1764, возрожден в 2000); гороховецкий во имя Св. Троицы и свт. Николая Чудотворца мон-рь (в Гороховце, мужской, основан в 1643, закрыт в 1923, возрожден в 1993); гороховецкий в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь (в Гороховце, женский, основан во 2-й пол. XVII в. как мужской, в 1723 приписан к Флорищевой Успенской пуст., закрыт в 1923, возрожден в 1994 как скит гороховецкого Троице-Никольского мон-ря, с 1999 жен. мон-рь); гороховецкий в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мон-рь (в Гороховце, женский, основан в 1657/58, упразднен в 1764, возрожден в 2001); Серапионова пуст. на Монашеском оз. в Вязниковском р-не (образована в 1999). Скиты: Георгиевский скит на Клязьме (основан, по преданию, в 1365 прп. Сергием Радонежским, в 1764 упразднен, возобновлен в 1996 как скит гороховецкого Троице-Никольского муж. мон-ря); Казанский скит урочища Акиншино (открыт в 2001 как скит мстёрского Богоявленского муж. мон-ря на основе прежнего Казанского храма). Архиерейские подворья: во имя свт. Иоанна Милостивого в пос. Мстёра (образовано в 2005 как подворье Знаменского жен. мон-ря в Гороховце; в 2009 - подворье вязниковского Благовещенского жен. мон-ря в Вязниках; с 2014 архиерейское подворье), в честь Рождества Христова в с. Борисоглеб, Михаило-Архангельское в с. Лазареве, Кресто-Воздвиженское в Муроме (все с 2013). Упраздненные

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Богородицы (Лихотнин в Арамазке) (в с. Яромаска Сарапульского у., муж., основан в сер. XVII в., упразднен в 1764); усть-сарапульский Спасский (в дер. Усть-Сарапулка Сарапульского у., муж., основан ок. сер. XVII в., упразднен в 1764); Мусерская в честь Тихвинской иконы Божией Матери пуст. (в Яранском у., муж., основана ранее 1661, в 1727 приписана к казанскому Спасо-Преображенскому мон-рю, затем в том же году к Казанскому архиерейскому дому); Кайгородский (Верхокуринский) в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь (на правом берегу р. Моломы в Кайгородской вол., муж., основан в 1676, в 1724 приписан к хлыновскому Иоанно-Богословскому мон-рю, упразднен в 1764), Новодевичий в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь (в Котельниче, жен., основан в 1676, упразднен не ранее 1745); Кобрский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь (на левом берегу р. Кобры, муж., основан ранее 1678, упразднен в 1764), в честь Рождества Христова мон-рь (в Слободском, первоначально муж., основан ранее 1681, упразднен в 1764, в 1777 восстановлен как жен., закрыт в 1920); в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-рь (в Орлове, муж., основан в 1693, закрыт в 1918), Раифская в честь Богоявления пуст. (при р. Пышак, муж., основана в кон. XVII в., в 1724 приписана к хлыновскому Иоанно-Богословскому мон-рю, в 1764 упразднена); Новодевичий владычный в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы мон-рь (в Яранске, жен., упоминался в 1702); во имя ап. и евангелиста Иоанна Богослова мон-рь (близ Хлынова, муж., основан в 1723, упразднен в 1764); кукарский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь (в слободе Кукарке Яранского у., жен., дата основания неизвестна, упразднен в 1764); во имя Св. Троицы (в Царёвосанчурске, жен., существовал в XVIII в.); в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь (в Сарапуле, жен., открыт в 1853 как «община сестер трудолюбия», в 1881 преобразованная в мон-рь, закрыт в 1918); в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь (в Елабуге, жен., открыт в 1856, закрыт в 20-х гг.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Среди мон-рей, существовавших в регионе к нач. XVII в.,- мценский во имя святых апостолов Петра и Павла мужской монастырь , мценский во имя арх. Михаила и Благовещения Пресв. Богородицы жен. мон-рь, болховский Оптин Рождественский муж. мон-рь (см. Оптин болховский во имя Святой Троицы и в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь ), болховский в честь Рождества Христова жен. мон-рь, орловский Богоявленский муж. мон-рь (см. в ст. Орловский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь ), кромской во имя Св. Троицы мужской мон-рь, ливенский во имя прп. Сергия Радонежского муж. мон-рь. К кон. XVII в. в регионе действовало 12 мон-рей. В Смутное время многие храмы и мон-ри региона подверглись разорению или погибли в пожарах. Их постепенное восстановление относится гл. обр. к 20-м гг. XVII в. Значительное каменное церковное строительство развернулось в сер.- 2-й пол. XVII в. Во 2-й пол. XVII в. поднимался вопрос о создании в регионе самостоятельной епархии с центром в Болхове. На Московском Соборе 1681-1682 гг. царь Феодор Алексеевич утвердил это решение, однако из-за недостатка средств планы реализованы не были. В XVIII в. в пределах совр. О. о. действовали духовные правления (Болховское, Ливенское, Мценское, Новосильское, Орловское) как органы церковного управления и суда и контроля денежных доходов церквей. Серьезные изменения церковно-адм. деления в регионе произошли согласно Высочайше утвержденному 14 июня 1764 г. «Росписанию» (ПСЗ. 1830. Т. 44. Ч. 2. С. 40-43). Так, зап. и юго-зап. районы совр. О. о., а также Орёл и Кромы с уездами отошли в подчинение Севского викариатства Московской епархии (Там же. С. 43), из подчинения Крутицкой кафедры в Московскую епархию переданы Болхов, Мценск и Новосиль с уездами (Там же. С. 40), а в Воронежскую епархию - г. Ливны с уездом (Там же. С. 42). После секуляризации церковных имуществ и введения монастырских штатов в 1764 г. в регионе осталось всего 2 штатных мон-ря: орловские мужской в честь Успения Пресв. Богородицы и женский в честь Введения Пресв. Богородицы во храм. Мценский Петропавловский мужской, болховские Оптин Троицкий мужской и Христорождественский женский мон-ри были переведены в заштатные, новосильский Свято-Духов мужской мон-рь был упразднен в 1764 г. и восстановлен в 1767 г., а остальные окончательно упразднены.

http://pravenc.ru/text/2581553.html

Согласно Уставу, Св. Гора состоит из 20 Свящ. Царских Патриарших ставропигиальных мон-рей (α ν Αγ ρδβλθυοτεΟρει Ιερα Βασιλικα Πατριαρχικα κα Σταυροπηγιακα Μονα), располагающихся по издревле установившемуся обычаю в следующем иерархическом порядке: 1) Вел. Лавра (Μεγστη Λαρα) во имя прп. Афанасия Афонского, 2) Ватопед (Βατοπεδου) в честь Благовещения Пресв. Богородицы, 3) Иверский мон-рь (Ивирский, Ивирон, Ιβρων) в честь Успения Богородицы, 4) Хиландар (Хиландарь, Хилендар, Χελανδαρου) в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, 5) Дионисия прп. мон-рь (Дионисиат, Διονυσου) в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, 6) Кутлумуш (Κουτλουμουσου) в честь Преображения Господня, 7) Пантократор (Пандократор, Παντοκρτορος) в честь Преображения Господня, 8) Ксиропотам (Ξηροποτμου) во имя Сорока мучеников Севастийских, 9) Зограф (Ζωγρφου) во имя вмч. Георгия Победоносца, 10) Дохиар (Δοχειαρου) во имя св. Архангелов, 11) Каракал (Καρακλλου) во имя апостолов Петра и Павла, 12) Филофея мон-рь (Филофей, Θιλοθου) в честь Благовещения Пресв. Богородицы, 13) Симонопетра (Симопетра, Σμωνος Πτρας) в честь Рождества Христова, 14) Павла св. мон-рь (Αγου Παλου) в честь Сретения Господня, 15) Ставроникита (Σταυρονικτα) во имя св. Николая Чудотворца, 16) Ксенофонта прп. мон-рь (Ксенофонт, Ξενοφντος) во имя вмч. Георгия Победоносца, 17) Григория прп. мон-рь (Григориат, Γρηγορου) во имя св. Николая Чудотворца, 18) Эсфигмен (Есфигменский, Εσφιγμνου) в честь Вознесения Христова, 19) Русский вмч. Пантелеимона мон-рь (Русик, Свято-Пантелеимонов, Ρωσικν), 20) Кастамонит (Констамонит, Κωνσταμοντου) во имя св. первомч. Стефана. Только эти 20 мон-рей имеют права собственности на А. Все проч. зависимые монашеские учреждения (Iερ Εξαρτματα) - скиты, келлии, каливы, исихастирии, кафизмы - с их территориями и пристройками являются неотчуждаемой собственностью к.-л. из перечисленных обителей. Изменять количество мон-рей и их отношение к зависимым учреждениям не разрешается. Превращение скитов в мон-ри, или келлий в скиты, или калив в келлии категорически запрещается (ст. 1-3, 126-141). Ни одно из священных жилищ на А. не может отклониться от главного своего предназначения и преобразоваться в мирское (ст. 4). Все мон-ри Св. Горы находятся под духовной юрисдикцией К-польского Патриархата, и в них «не разрешается поминовение никого другого, кроме имени Вселенского [К-польского] Патриарха» (ст. 5). Все живущие на Св. Горе монахи, какой бы они ни были национальности, «считаются приобретшими греческое гражданство» (ст. 6).

http://pravenc.ru/text/77102.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОФЕЙ НОВЫЙ [греч. ωρθεος νος] († ок. 1045), прп. Хилиокомский (пам. греч. 5 янв.). Род. в г. Трапезунде (совр. Трабзон, Турция) в патрицианской семье и получил хорошее образование. Родители хотели женить сына, но в 12 лет он тайно покинул дом и долго скитался в поисках духовного наставника. Наконец он пришел в г. Амис (совр. Самсун, Турция) и был принят в мон-рь Рождества Христова, расположенный недалеко от города. Настоятель обители Иоанн постриг Д. Н. в монахи, а через неск. лет рукоположил во пресвитера. Д. Н. с усердием выполнял любое повеление наставника. Каждый день в течение 62 лет Д. Н. служил Божественную литургию, не покидал стен обители без разрешения Иоанна, избегал пустых разговоров и общался только с теми братьями, к-рые могли дать ему наставления в добродетели. Как-то раз по поручению духовника Д. Н. покинул мон-рь. По дороге он зашел помолиться в храм прав. Анны. В молитвенном порыве Д. Н. трижды воскликнул: «Пресвятая Троица, слава Тебе!» Затем он увидел на возвышенности место, подходящее для устройства мон-ря. Перед Д. Н. предстал старец в священнической одежде и сказал, что Богу угодно, чтобы он восстановил мон-рь и храм Св. Троицы, некогда располагавшиеся в этом месте. Д. Н. рассказал об этом видении своему духовному наставнику, и тот отпустил ученика. Вскоре Д. Н. при содействии мон. Василия, вместе с ним покинувшего обитель Иоанна, и жителей окрестных мест построил в мест. Хилиоком ц. Св. Троицы и мон-рь, в к-ром ввел устав аввы Арсения, наместника мон-ря Хрисопетра (Золотой скалы, греч. Χρυσ Πτρα). Д. Н. отличался прозорливостью: однажды он собрал братию в храме и призвал воздать Богу благодарение за избавление от смерти некоего человека. Через неск. дней в мон-рь пришел мужчина и рассказал, что, когда его судно потерпело крушение, ему явился Д. Н. и призвал мужаться. По молитве Д. Н. моряк был выброшен на берег и спасен от гибели. Нек-рые братья, покинув мон-рь по повелению Д. Н., откладывали возвращение в обитель. Д. Н. уговаривал их прийти как можно скорее, но они не послушались его. Тогда он предсказал им смерть. Братья не поверили его словам, и каждый понес ужасное наказание за непослушание.

http://pravenc.ru/text/180301.html

В связи с 1000-летним юбилеем Б. м. в 1891-1893 гг. в обители проводились археологические исследования, в ходе к-рых были открыты неск. древних пещерных храмов. На месте одного из них в 1893 г. по проекту архитекторов Н. М. Чагина и В. А. Фельдмана была устроена ц. Рождества Христова, алтарь и наос к-рой находились в пещере. На скале Св. явления (Георгиевской), где, по преданию, была обретена икона вмч. Георгия, водрузили каменный крест с изображением святого. В Б. м. хранилась почитаемая копия чудотворной, явленной в 891 г., иконы вмч. Георгия Победоносца (с 1970 - в Украинском музее изобразительных искусств в Киеве). Обитель посещало множество паломников: 5-6 сент. 1820 г. здесь останавливался А. С. Пушкин , в июле 1825 г.- А. С. Грибоедов, в окт. 1825 г.- имп. Александр I, 10 сент. 1837 г.- имп. Николай I, 17 окт. 1898 г.- имп. св. Николай II и имп. св. Александра Феодоровна , участвовавшие в закладке нового собора в честь Вознесения Господня (построен не был). Балаклавский во имя св. вмч. Георгия Победоносца мон-рь. Фотография. Кон. XIX в. Балаклавский во имя св. вмч. Георгия Победоносца мон-рь. Фотография. Кон. XIX в. К нач. XX в. помимо храмов на территории Б. м. находились свечной завод, братский корпус, двухэтажная гостиница, домик настоятеля, летний дачный дом адмирала М. П. Лазарева. Мон-рь имел подворье в Екатеринодаре, при храме вмч. Георгия Победоносца. Обитель владела 904 дес. земли, большая часть к-рой (кручи, утесы, каменистая степь) была непригодна для использования, а также лесным участком близ Алтаузской дачи. На содержание обители в год выделялось 3 тыс. р., 593 р. в год мон-рь получал за сданную в аренду землю. В Севастопольском отд-нии Госбанка мон-рь имел капитал 22 615 р. В 1926 г. в Б. м. жили 12 насельников, последний известный настоятель игум. Нафанаил. По ходатайству президиума Севастопольского райисполкома 29 нояб. 1929 г. мон-рь был закрыт и передан курортному тресту. В Крестовоздвиженском храме службы продолжались до мая 1930 г. (к 2002 в нем находится б-ка воинской части). На месте разрушенного в нач. 30-х гг. ХХ в. Георгиевского храма (сохранились фундамент и подвальная часть) были поставлены парковые скульптуры. Рождественский храм был передан Севастопольскому музейному объединению, остальные здания - санаторию ОСОАВИАХИМ. На бывш. монастырских землях располагались совхоз «Безбожник», совхоз 1 Военпорта и молочная ферма. В 1939-1941 гг. в корпусах Б. м. размещались военно-политические курсы Черноморского флота, во время Великой Отечественной войны - курсы для сержантов и офицеров 109-й стрелковой дивизии Приморской армии, неск. медсанбатов.

http://pravenc.ru/text/77412.html

Впервые В. м. упоминается в тарханной грамоте мон-рю 1614 г. царя Михаила Феодоровича, в к-рой говорится о существовании обители при вел. кн. Василии III Иоанновиче (1505-1533) (ИРИ. Т. 3. С. 500). В 1609 г. мон-рь был разорен польск. и литов. отрядами и шайками разбойников; восстановлен по инициативе Ростовского митр. Ионы (Сысоевича), в дозорной кн. 1619 г. упомянут «Троецкого монастыря от варниц поп Овдоким», участвовавший в дозоре. В переписной книге 1678 г. мон-рь назван Троицким Сергиевым, в писцовой книге 1685 г. перечислены постройки В. м.: деревянные Троицкий храм, шатровая ц. прп. Сергия Радонежского, 2 надвратные церкви - свт. Николая Чудотворца и святых Космы и Дамиана, колокольня с часами, ограда, игуменская и братские кельи, помимо игумена и казначея в обители в то время жили 4 монаха. В кон. XVI в. в обители подвизался блж. Стефан Ростовский († после 1592), в нач. XVIII в.- блж. Стефан († после 1718), родственник Ростовского еп. Досифея (Глебова), предсказавший последнему архиерейское служение и казнь. В 1725 г. указом Ростовского еп. Георгия (Дашкова) мон-рь был обращен в жен., в него перевели ок. 100 сестер упраздненного ростовского в честь Рождества Богородицы монастыря, 7 бывш. насельников В. м. перешли в ростовский Преображенский мон-рь. Из Рождественского мон-ря в В. м. были перевезены деревянные кельи монахинь. В 1731 г. настоятельница В. м. игум. Христофора обратилась к Ростовскому архиеп. Иоакиму с прошением о переводе сестер обратно в Рождественский мон-рь, поскольку в В. м. ощущался недостаток во всем, даже в питьевой воде и дровах. В 1731 г. В. м. вновь стал муж. К 1744 г. к мон-рю были приписаны 300 чел. крестьян. В 1764 г. В. м. был выведен за штат с управлением строителями. Состав братии (до 10 чел.) был непостоянен, настоятели часто менялись (с сер. XVIII по сер. XIX в. сменилось ок. 35 настоятелей). С 18 марта 1819 г. в В. м. пребывал на покое по собственному прошению Уфимский еп. Августин (Сахаров), родиной к-рого было с. Зверинец близ В. м. В монастыре еп. Августин составил «Полное собрание духовных законов» (в 15 томах) и др. сочинения, архиерей погребен у юж. стены Троицкого собора.

http://sobory.ru/article/?object=00602

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Немчинов; ок. 1780, Рига - 6.03.1845, Симонов Новый московский мон-рь), архим., настоятель Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря и задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-ря . Род. в купеческой семье. Обучался в Рижской градской гимназии. В 1796 г. приехал в Соловецкий мон-рь, через год определен в трудники обители. Нес послушание в звероловной тоне на Сосновой губе, где познакомился с буд. старцем Наумом ( 1853), к-рого обучил грамоте. В 1799 г. принял монашеский постриг, в сент. 1803 г. рукоположен во диакона, затем - во иерея. В янв. 1807 г. переведен в ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев мон-рь и назначен на должность казначея. В 1818-1819 гг. временно управлял мон-рем по смерти настоятеля архим. Аполлинария (Пуляшкина). В 1819 г. по собственному прошению переведен в Александро-Невскую лавру , служил помощником казначея по расчету и раздаче ежемесячного довольствия братии. В 1822 г. по ходатайству Адмиралтейств-коллегии исполнял обязанности благочинного над духовенством во время 4-месячного похода военной эскадры в Балтийском м. В апр. 1823 г. Д. был возведен в сан игумена Новгородским и С.-Петербургским митр. Серафимом (Глаголевским) и назначен настоятелем новгородского в честь Покрова Пресв. Богородицы и свт. Кирилла Александрийского мон-ря . С 1824 г. член Новгородской духовной консистории. Зимой 1826 г. по случаю перенесения тела имп. Александра I из Таганрога в С.-Петербург назначен духовным церемониймейстером (старшим распорядителем) при прохождении процессии через Новгородскую губ. 19 марта 1826 г. Д. был определен в настоятели Соловецкого мон-ря, 4 апр. того же года митр. Серафимом в Александро-Невской лавре возведен в сан архимандрита. Настоятельство Д. (известного в истории мон-ря как Досифей II) ознаменовалось масштабными строительными и хозяйственными работами. В 1826-1833 гг. возобновлен Анзерский Голгофо-Распятский скит : стараниями настоятеля сооружена каменная ц. в честь Распятия Господня с приделом Успения Пресв. Богородицы, трапезной палатой, 2-этажными кельями и колокольней, перенесен к подножию горы деревянный храм в честь Воскресения Христова, возведены необходимые хозяйственные постройки и жилые помещения. В 1827 г. сооружена морская дамба между о-вами Б. и М. Муксалма, спущены на воду построенные в соловецком доке 2 трехмачтовых большегрузных морских судна: «Николай Чудотворец» и «Преподобный Савватий», предназначенные для перевозки богомольцев. В 1827-1829 гг. по воле имп. Николая I в целях улучшения содержания заключенных была произведена реконструкция острога, к-рый затем отделили от мон-ря каменной стеной. В 1827-1831 гг. было расширено и отремонтировано подворье мон-ря в Архангельске, куплены новые здания и участки, утвержден генеральный план. В 1832 г. перестроена старая ризница, над ней возведена новая каменная ц. во имя свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/180337.html

Николая Чудотворца и нижняя теплая ц. в честь Рождества Христова с приделом ап. Иоанна Богослова. Церковь была «ветха» ( Васильев Ю. С. Две переписные («записные») книги: а) мон-рей и пустыней; б) церквей и причта Белозерского у. и Чарондской округи кон. XVII в.//Белозерье: Краеведческий альманах. Вологда, 2007. Вып. 3. С. 116). На протяжении всей истории мон-рь управлялся строителями, в обители жили 6-9 насельников. В 1684 г. Ворбозомский мон-рь был приписан к Кириллову Белозерскому мон-рю, в 1764 г. упразднен, храм обращен в приходский, братия перешла в Кириллов мон-рь. В 1809 г. в бывш. Ворбозомском мон-ре на месте деревянного был построен каменный Благовещенский храм с приделами в честь Рождества Христова, во имя ап. Иоанна Богослова, во имя свт. Николая Чудотворца и во имя З. В последнем под спудом покоились мощи основателя мон-ря. В 40-х гг. XIX в. Благовещенская ц. стала приписной к ближайшей Воздвиженской ц. (на вост. берегу Ворбозомского оз.), вскоре пришла в запустение. В 1890 г. о-в на Ворбозомском оз. с церковью был передан Горицкому в честь Воскресения Господня монастырю , там был организован скит (Летопись Горицкого мон-ря/Подгот. к печ.: Г. О. Иванова//Кириллов: Ист.-краевед. альм. Вып. 1. Вологда, 1994. С. 350). В 30-х гг. XX в. скит был разорен. К 2009 г. Благовещенский храм был разрушен. Нек-рые архивные материалы по истории Ворбозомского мон-ря (приходо-расходные книги XVII в., описи имущества XVIII в.) хранятся в РГАДА (Ф. 1441: Кирилло-Белозерский мон-рь). В синодике Кириллова Белозерского монастыря сер. XVII в. З. упоминается между прп. Нилом Сорским и прп. Иродионом Илоезерским (РНБ. Кир.-Бел. 759/1016. Л. 43 об.). Успенский писал об утраченном Ворбозомском синодике, где память З. была помещена под 7 нояб. с указанием: «...творим панихиду и братский корм» ( Успенский. 1894. 15. С. 711. Примеч. 7). Существовала молитва З. (Там же. Примеч. 8). В рукописи, хранящейся в Гос. музее-усадьбе «Архангельское» (Инв. 18405), «память преподобнаго отца нашего Зосимы...» помещена под 7 нояб., под этим же числом отмечена память З.

http://pravenc.ru/text/200015.html

В мае 1625 г. С. И. Салманов, владевший землей, на к-рой находился Никольский погост, пожаловал мон-рю территорию погоста с прилегающими к ней угодьями - 10 четей земли. В 1639 г., когда численность братии достигла почти 50 чел., строитель Гурий просил царя Михаила Феодоровича пожаловать обители незасеваемые земли и лес с угодьями, принадлежавшие опустевшим Никольскому мон-рю на Строевой Горе (ныне с. Строевая Гора Комсомольского р-на Ивановской обл.) и Козьмодемьянскому погосту в Сорохтском стане Костромского у. Грамотами от 2 июня и от 4 июля 1645 г. царь пожаловал мон-рю эти земли в оброчное содержание, и Б.-И. м. получил 294 четв. земли, 5 дес. леса и 6 крестьянских дворов. В 1646 г. грамотой царя Алексея Михайловича земли, принадлежавшие ранее Никольской обители, были переданы Б.-И. м. в безоброчное владение; в 1677 г. царь Феодор Алексеевич пожаловал обители пожни; в 1690 г. Б.-И. м. были переданы в вотчинное владение и земли Козьмодемьянского погоста. С нач. 30-х гг. XVII в. мон-рь имел в Костроме свой двор на Ивановской ул. возле кремля. В сер. XVII в. близ Б.-И. м. возникла принадлежавшая ему Песошнова, или Песочная, слобода. Приобретение вотчин позволило мон-рю начать каменное строительство. В 1686-1689 гг. вместо деревянного был сооружен каменный пятиглавый двухстолпный (холодный) собор в честь Смоленской иконы Божией Матери. В 1692-1698 гг. возвели каменный одноглавый двухстолпный (теплый) Никольский храм, в 1698-1700 гг. место деревянного занял каменный надвратный храм преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского. Во время реформы 1764 г. мон-рь из уважения к находившейся в нем чудотворной Игрицкой иконе Божией Матери избежал закрытия, но был выведен за штат. Лишившись своих вотчин, обитель вскоре пришла в упадок. Лишь с 1791 г., когда в Б.-И. м. был введен общежительный устав, его положение стало улучшаться. С 1792 г. Смоленскую икону Божией Матери ежегодно приносили в Кострому в среду 9-й недели по Пасхе (впосл. и зимой - в нач. дек.). В 30-х гг. XIX в., после того как обитель возглавил игум. Порфирий, началось возрождение мон-ря. По проектам костромского архит. П. И. Фурсова в Б.-И. м. были построены в стиле классицизма: трехъярусная 60-метровая колокольня над братским корпусом (1832-1835), пятиглавый четырехстолпный с 4 портиками с 4 фасадов собор Рождества Христова (1835-1839), часовня-ротонда над св. источником близ мон-ря. К нач. 40-х гг. XIX в. в обители жили 100 чел. братии и послушников. В 1847 г. в Костроме в результате пожара серьезно пострадал Богоявленский муж. мон-рь, где находилась Костромская ДС . В том же году он был упразднен, а его штат и угодья передали Б.-И. м., возведенному во 2-й класс; в 1849-1866 гг. настоятелями мон-ря были ректоры Костромской ДС.

http://pravenc.ru/text/149535.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010