Прп. Мелания Римлянина. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 93) Прп. Мелания Римлянина. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 93) Во 2-й пол. IV в. новые условия для развития монашества были созданы растущим количеством паломников. Ряд мон-рей возник усилиями образованных паломников, представителей элиты позднерим. общества. В 60-х гг. IV в. некий Иннокентий, бывший сановником при дворе имп. Констанция II, оставивший службу, основал мон-рь на Елеонской горе под Иерусалимом при храме-реликварии мощей св. Иоанна Предтечи ( Rufin. Hist. eccl. II 28; Palladius. Lausiac. 44). В 375 г., когда арианин Лукий захватил Александрийский архиепископский престол, из Египта в Палестину были высланы 12 правосл. епископов и более 100 монахов из различных мон-рей. Многие из них осели в Св. земле навсегда, и, по-видимому, эти события повлияли на развитие монашеского движения в этом регионе. В 378 г. жен. мон-рь на Елеонской горе основала знатная рим. матрона прп. Мелания Римляныня Старшая , к-рая неск. лет провела среди паломников егип. обителей и отправилась в Палестину за высланными правосл. отцами. В 380 г. в Иерусалим из Египта прибыл Руфин Аквилейский и поселился в уже существовавшем мон-ре на Елеонской горе. Ок. 383 г. в этом мон-ре принял монашество Евагрий Понтийский , но вскоре после этого он ушел в знаменитый Скит в Египте ( Palladius. Lausiac. 38). В 386 г. в Палестине поселился блж. Иероним, к-рый основал мон-рь при базилике Рождества Христова в Вифлееме. Рим. паломницы прп. Павла и прп. Евстохия создали там же жен. мон-рь. Об истории этих паломнических мон-рей на рубеже IV и V вв. сохранилось больше сведений, чем о др. обителях, благодаря сочинениям блж. Иеронима и «Лавсаику» Палладия, еп. Еленопольского ( Hieron. Ep. 108; I dem. Adv. Rufin. III 22; Palladius. Lausiac. 37, 44, 46, 54). Одними из основных направлений деятельности этих общин, состоявших гл. обр. из благочестивых чужестранцев, на рубеже IV и V вв. были размещение и духовное окормление растущего числа паломников, прибывавших в Св. землю. Возможно, этим объясняется и сосуществование рядом муж. и жен. обителей.

http://pravenc.ru/text/293788.html

монастырь посетил наследник престола Александр Николаевич (впосл. имп. Александр II ), совершавший большую поездку по стране. В 1846 г. над местом погребения М. в Макариевской ц. была установлена серебряная гробница весом 1 пуд 37 фунтов (ок. 33 кг) с резной позолоченной сенью, огражденная медной позолоченной решеткой. 12 дек. 1929 г. при закрытии Унженского монастыря состоялось вскрытие мощей М. На следующий день в статье местной газ. «Северная правда» сообщалось, что «на глубине 1 метра в земле присутствующие на вскрытии нашли несколько костей и череп» (Вскрытие мощей в Макарьевском монастыре//Северная правда. 1929. 13 дек.). С 1930 г. мощи хранились в запасниках краеведческого музея в г. Юрьевце. По описи от 26 мая 1945 г., они состояли из 43 частей. 14 мая 1990 г. в Юрьевецком музее был подписан акт о передаче Костромской епархии «в постоянное пользование» экспоната с учетным ЮКМ-51/1-43, т. е. мощей М. Их перевезли в Кострому и поместили в алтаре ц. Воскресения на Дебре. 7 авг. 1992 г. еп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв) передал ковчег с мощами причту ц. Рождества Христова г. Макарьева, где они находились до 1994 г., когда их перенесли в возрожденный Унженский мон-рь. 3-7 авг. 2007 г. состоялось перенесение в Желтоводский мон-рь части честной главы М., которая в кон. 70-х гг. XX в. была передана хранителем музея Л. А. Петровой служившему в г. Юрьевце иером. Венедикту (Лопухину). После смерти игум. Венедикта в 1997 г. часть честной главы перешла к его брату прот. Алексию Лопухину, к-рый выставил ее для поклонения в храме дер. Изборск Печорского р-на Псковской обл. В 2005 г. священник передал мощи в Снетогорский Рождественский мон-рь, откуда они поступили в Нижегородскую епархию. В 2006-2007 гг. ковчег с частью честной главы М. находился в Печерском мон-ре Н. Новгорода, а затем крестным ходом был перенесен в Желтоводский мон-рь. В 1996 г. возродился Свияжский Вознесенский Макариевский мужской мон-рь, в 1998 г.- Решемский мужской мон-рь (в 2006 преобразован в женский).

http://pravenc.ru/text/2561294.html

В связи с 1000-летним юбилеем Б. м. в 1891-1893 гг. в обители проводились археологические исследования, в ходе к-рых были открыты неск. древних пещерных храмов. На месте одного из них в 1893 г. по проекту архитекторов Н. М. Чагина и В. А. Фельдмана была устроена ц. Рождества Христова, алтарь и наос к-рой находились в пещере. На скале Св. явления (Георгиевской), где, по преданию, была обретена икона вмч. Георгия, водрузили каменный крест с изображением святого. В Б. м. хранилась почитаемая копия чудотворной, явленной в 891 г., иконы вмч. Георгия Победоносца (с 1970 - в Украинском музее изобразительных искусств в Киеве). Обитель посещало множество паломников: 5-6 сент. 1820 г. здесь останавливался А. С. Пушкин , в июле 1825 г.- А. С. Грибоедов, в окт. 1825 г.- имп. Александр I, 10 сент. 1837 г.- имп. Николай I, 17 окт. 1898 г.- имп. св. Николай II и имп. св. Александра Феодоровна , участвовавшие в закладке нового собора в честь Вознесения Господня (построен не был). Балаклавский во имя св. вмч. Георгия Победоносца мон-рь. Фотография. Кон. XIX в. Балаклавский во имя св. вмч. Георгия Победоносца мон-рь. Фотография. Кон. XIX в. К нач. XX в. помимо храмов на территории Б. м. находились свечной завод, братский корпус, двухэтажная гостиница, домик настоятеля, летний дачный дом адмирала М. П. Лазарева. Мон-рь имел подворье в Екатеринодаре, при храме вмч. Георгия Победоносца. Обитель владела 904 дес. земли, большая часть к-рой (кручи, утесы, каменистая степь) была непригодна для использования, а также лесным участком близ Алтаузской дачи. На содержание обители в год выделялось 3 тыс. р., 593 р. в год мон-рь получал за сданную в аренду землю. В Севастопольском отд-нии Госбанка мон-рь имел капитал 22 615 р. В 1926 г. в Б. м. жили 12 насельников, последний известный настоятель игум. Нафанаил. По ходатайству президиума Севастопольского райисполкома 29 нояб. 1929 г. мон-рь был закрыт и передан курортному тресту. В Крестовоздвиженском храме службы продолжались до мая 1930 г. (к 2002 в нем находится б-ка воинской части). На месте разрушенного в нач. 30-х гг. ХХ в. Георгиевского храма (сохранились фундамент и подвальная часть) были поставлены парковые скульптуры. Рождественский храм был передан Севастопольскому музейному объединению, остальные здания - санаторию ОСОАВИАХИМ. На бывш. монастырских землях располагались совхоз «Безбожник», совхоз 1 Военпорта и молочная ферма. В 1939-1941 гг. в корпусах Б. м. размещались военно-политические курсы Черноморского флота, во время Великой Отечественной войны - курсы для сержантов и офицеров 109-й стрелковой дивизии Приморской армии, неск. медсанбатов.

http://pravenc.ru/text/77412.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Немчинов; ок. 1780, Рига - 6.03.1845, Симонов Новый московский мон-рь), архим., настоятель Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря и задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-ря . Род. в купеческой семье. Обучался в Рижской градской гимназии. В 1796 г. приехал в Соловецкий мон-рь, через год определен в трудники обители. Нес послушание в звероловной тоне на Сосновой губе, где познакомился с буд. старцем Наумом ( 1853), к-рого обучил грамоте. В 1799 г. принял монашеский постриг, в сент. 1803 г. рукоположен во диакона, затем - во иерея. В янв. 1807 г. переведен в ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев мон-рь и назначен на должность казначея. В 1818-1819 гг. временно управлял мон-рем по смерти настоятеля архим. Аполлинария (Пуляшкина). В 1819 г. по собственному прошению переведен в Александро-Невскую лавру , служил помощником казначея по расчету и раздаче ежемесячного довольствия братии. В 1822 г. по ходатайству Адмиралтейств-коллегии исполнял обязанности благочинного над духовенством во время 4-месячного похода военной эскадры в Балтийском м. В апр. 1823 г. Д. был возведен в сан игумена Новгородским и С.-Петербургским митр. Серафимом (Глаголевским) и назначен настоятелем новгородского в честь Покрова Пресв. Богородицы и свт. Кирилла Александрийского мон-ря . С 1824 г. член Новгородской духовной консистории. Зимой 1826 г. по случаю перенесения тела имп. Александра I из Таганрога в С.-Петербург назначен духовным церемониймейстером (старшим распорядителем) при прохождении процессии через Новгородскую губ. 19 марта 1826 г. Д. был определен в настоятели Соловецкого мон-ря, 4 апр. того же года митр. Серафимом в Александро-Невской лавре возведен в сан архимандрита. Настоятельство Д. (известного в истории мон-ря как Досифей II) ознаменовалось масштабными строительными и хозяйственными работами. В 1826-1833 гг. возобновлен Анзерский Голгофо-Распятский скит : стараниями настоятеля сооружена каменная ц. в честь Распятия Господня с приделом Успения Пресв. Богородицы, трапезной палатой, 2-этажными кельями и колокольней, перенесен к подножию горы деревянный храм в честь Воскресения Христова, возведены необходимые хозяйственные постройки и жилые помещения. В 1827 г. сооружена морская дамба между о-вами Б. и М. Муксалма, спущены на воду построенные в соловецком доке 2 трехмачтовых большегрузных морских судна: «Николай Чудотворец» и «Преподобный Савватий», предназначенные для перевозки богомольцев. В 1827-1829 гг. по воле имп. Николая I в целях улучшения содержания заключенных была произведена реконструкция острога, к-рый затем отделили от мон-ря каменной стеной. В 1827-1831 гг. было расширено и отремонтировано подворье мон-ря в Архангельске, куплены новые здания и участки, утвержден генеральный план. В 1832 г. перестроена старая ризница, над ней возведена новая каменная ц. во имя свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/180337.html

Впервые В. м. упоминается в тарханной грамоте мон-рю 1614 г. царя Михаила Феодоровича, в к-рой говорится о существовании обители при вел. кн. Василии III Иоанновиче (1505-1533) (ИРИ. Т. 3. С. 500). В 1609 г. мон-рь был разорен польск. и литов. отрядами и шайками разбойников; восстановлен по инициативе Ростовского митр. Ионы (Сысоевича), в дозорной кн. 1619 г. упомянут «Троецкого монастыря от варниц поп Овдоким», участвовавший в дозоре. В переписной книге 1678 г. мон-рь назван Троицким Сергиевым, в писцовой книге 1685 г. перечислены постройки В. м.: деревянные Троицкий храм, шатровая ц. прп. Сергия Радонежского, 2 надвратные церкви - свт. Николая Чудотворца и святых Космы и Дамиана, колокольня с часами, ограда, игуменская и братские кельи, помимо игумена и казначея в обители в то время жили 4 монаха. В кон. XVI в. в обители подвизался блж. Стефан Ростовский († после 1592), в нач. XVIII в.- блж. Стефан († после 1718), родственник Ростовского еп. Досифея (Глебова), предсказавший последнему архиерейское служение и казнь. В 1725 г. указом Ростовского еп. Георгия (Дашкова) мон-рь был обращен в жен., в него перевели ок. 100 сестер упраздненного ростовского в честь Рождества Богородицы монастыря, 7 бывш. насельников В. м. перешли в ростовский Преображенский мон-рь. Из Рождественского мон-ря в В. м. были перевезены деревянные кельи монахинь. В 1731 г. настоятельница В. м. игум. Христофора обратилась к Ростовскому архиеп. Иоакиму с прошением о переводе сестер обратно в Рождественский мон-рь, поскольку в В. м. ощущался недостаток во всем, даже в питьевой воде и дровах. В 1731 г. В. м. вновь стал муж. К 1744 г. к мон-рю были приписаны 300 чел. крестьян. В 1764 г. В. м. был выведен за штат с управлением строителями. Состав братии (до 10 чел.) был непостоянен, настоятели часто менялись (с сер. XVIII по сер. XIX в. сменилось ок. 35 настоятелей). С 18 марта 1819 г. в В. м. пребывал на покое по собственному прошению Уфимский еп. Августин (Сахаров), родиной к-рого было с. Зверинец близ В. м. В монастыре еп. Августин составил «Полное собрание духовных законов» (в 15 томах) и др. сочинения, архиерей погребен у юж. стены Троицкого собора.

http://sobory.ru/article/?object=00602

Э. нек-рых событий церковной истории тех лет. Так, он полагал, что Игнатий был поставлен Патриархом в соответствии с церковными канонами, низложен же без достаточных оснований. «История России» была переписана в Москве сопровождавшими Патриарха Феофана архим. Христофором и архидиак. Неофитом и увезена на Восток. Копия была найдена А. А. Дмитриевским в Сумелийском мон-ре под Трапезундом в одной рукописи с житием А. Э. В 1620 г. святитель участвовал в Соборах, принявших постановления «О крещении латынь и о их ересех» и об отношении к «белорусцам, приходящим от Польского и Литовского государства в православную веру греческого закона». В том же году А. Э. переслал в Пантелеимонов мон-рь на Афон базельское издание 1538 г. медицинского сочинения Павла Эгинского, в 1655 г. книгу вернул в Москву Арсений (Суханов) . По указу царя Михаила Феодоровича и Патриарха Филарета А. Э. совершил погребение в Троице-Сергиевом мон-ре инокини Ольги, в миру Ксении Борисовны Годуновой, скончавшейся или в суздальском Покровском, или во владимирском Успенском мон-ре. Существует мнение, что А. Э. является составителем рус. летописного свода 1-й пол. XVII в.- «Пискаревского летописца», однако эта т. зр. не получила признания в научной лит-ре. В 1625 г., незадолго до смерти, по повелению Патриарха Филарета А. Э. принял участие в расследовании о чудотворениях от Казанской иконы Божией Матери, перенесенной из Шартомского во имя свт. Николая мон-ря в храм Воскресения Христова в Суздале. Расследование подтвердило чудеса от иконы, и в память перенесения иконы в Суздаль 23 нояб. было установлено празднование. За время пребывания А. Э. на Суздальской кафедре известны следующие его вклады: в 1619 г. в Николо-Шартомский мон-рь рукописное Евангелие с собственноручной подписью и просьбой поминать его родителей и братьев, в 1623 г. медный ковшичек для теплоты в Боголюбовский мон-рь и в 1624 г. такой же ковшичек в Евфросиниев суздальский мон-рь . Вероятно, были и др. пожертвования. А. Э. погребен в кафедральном Рождественском соборе в Суздале.

http://pravenc.ru/text/76326.html

Медведково»; пустошь, «что была дер. Барышкина») (Там же. С. 35). Еще с 1599 г. архимандриты Н. Б. м. «ведали и строили» Симеоновский муж. мон-рь в Жалинской вол. близ Торжка (ныне дер. Семёновское Торжокского р-на). Грамотой царя Михаила Феодоровича от 30 авг. 1615 г. он был снова поручен им, в 1637 г. получил самостоятельность, в 1644 г. по прошению строителя Арсения (Тархова) вновь приписан к Н. Б. м. (Там же. С. 34, 40-41). Владение землями этой обители Н. Б. м. было подтверждено царскими грамотами 1659 и 1689 гг. Симеоновскому мон-рю принадлежали: подмонастырская слободка, земли по берегу р. Тверцы от устья р. Дорогощи (ныне Дорогощин), земли в Новоторжском у.: в Жалинской вол. (пустошь, «что была дер. Мунёво (М. Муниха)»; пустоши Б. и М. Маргини, Бортникова, Вахино, Жаворонково, Заболотье, Саница, Хотенкова, половина селища Кобылинские Нивы, селища Бородино и Груздево), в Дорогощской вол. (пустошь, «что была дер. Безгачиха»; пустоши Дубровки, Исаково на р. Сукромле, Малинница, Мудруева, селища Белозёрово и Голишино), в Упирвицкой вол. (пустошь, «что была дер. Дрищева»; пустоши Ерейкино и Словково на р. Рочайне, пустошь Нивки Заручавьева, великое селище на ручье Жаворонок), в Спасской вол. (пустошь, «что была дер. Горки Фитины» на р. Тверце; пустошь Обакуниха, пожни перевозные под деревнями Исаевой и Юриной, пожня Рогозиха) (Там же. С. 36-39). В нач. XVIII в. Симеоновский мон-рь и его владения были отписаны от Н. Б. м., а сам Симеоновский мон-рь обращен в приходскую церковь. Грамотой от 12 марта 1690 г. к Н. Б. м. был приписан новоторжский Рождества Христова муж. мон-рь (окончательно упразднен в 1764), владевший слободкой Соминкой, мельницей на р. Тверце, двором в Торжке, землями в Новоторжском у. (погост Обудово, деревни Осташков и Селище; в Спасской вол.- дер. Юрьева и полудеревня Свинники) (Там же. С. 51-52). Грамотой от 20 марта 1693 г. к Н. Б. м. был приписан Удомельский Иоанно-Богословский (Троицкий-Богословский) муж. мон-рь в Новгородском у. в Бежецкой пятине (окончательно упразднен в 1764; ныне Удомельско-Богословский погост Удомельского городского окр. Тверской обл.), владевший рыбными ловлями в озерах Удомля и Песьво, пустошью, «что была дер. Бачюрина», и пашнями на берегу оз. Удомля, пустошами Артемьевой и Муравьёвой у оз. Песьво (Там же. С. 28).

http://pravenc.ru/text/2577887.html

Роспись VI-VIII вв. храма Красного мон-ря близ Сохага практически разрушена и видна лишь на нек-рых участках в осыпях слоя ок. 1000 г., сохранившего иконографию первоначальной росписи. Копт. монументальная живопись следующего периода представлена значительным числом памятников. В росписях преобладает символическое, знаковое начало. Немногочисленные памятники, связанные с визант. традицией, были созданы приезжими мастерами или происходят из мон-рей, наместниками и насельниками к-рых были выходцы из др. стран (армяне, сирийцы). Новые варианты иконографии и приемы рисунка были привнесены в Е. в эпоху крестовых походов. Самый значительный памятник живописи, датируемый от IX до сер. X в.,- стенопись мон-ря Сирийцев (Дейр-эс-Суриани) в Вади-эн-Натрун, основанного в VI в. насельниками мон-ря св. Бишоя (Псоя) как мон-рь «Богородицы Бишоя» (возможно, уже в IV в. на этом месте подвизались сир. монахи); ок. 710 г. мон-рь выкупил егип. чиновник Маруфа, с этого времени он известен как мон-рь Сирийцев. В 90-х гг. XX в. франц. реставраторами совместно с егип. специалистами из Орг-ции охраны древностей, реставраторами Лейденского ин-та и польского археологического центра в Каире были проведены работы в ц. Богородицы (аль-Адра) (см.: Горматюк. 2003. С. 249-272). Под росписью 1225 г., сохранившейся на сводах зап. («Вознесение Христово»), юж. («Благовещение» и «Рождество») и сев. («Успение») конх, а также на стене юж. нефа (фрагменты житийных сцен), были обнаружены фрески, предположительно датируемые временем игуменства Моисея Нисибинского (2-я четв. X в.), к-рый привез в мон-рь 250 сир. рукописей, что подтверждает возможность появления сир. приемов живописи в Е. Под композицией «Вознесение Христово» была открыта фреска «Благовещение с пророками»: Богоматерь представлена на троне на фоне Назарета, справа - благовествующий арх. Гавриил с жезлом (на фоне по центру между фигурами надпись на греч. языке: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою»), по сторонам - пророки Моисей, Исаия, Иезекииль, Даниил (надписи на свитках их пророчеств на бохайрском диалекте копт.

http://pravenc.ru/text/187963.html

В мае 1625 г. С. И. Салманов, владевший землей, на к-рой находился Никольский погост, пожаловал мон-рю территорию погоста с прилегающими к ней угодьями - 10 четей земли. В 1639 г., когда численность братии достигла почти 50 чел., строитель Гурий просил царя Михаила Феодоровича пожаловать обители незасеваемые земли и лес с угодьями, принадлежавшие опустевшим Никольскому мон-рю на Строевой Горе (ныне с. Строевая Гора Комсомольского р-на Ивановской обл.) и Козьмодемьянскому погосту в Сорохтском стане Костромского у. Грамотами от 2 июня и от 4 июля 1645 г. царь пожаловал мон-рю эти земли в оброчное содержание, и Б.-И. м. получил 294 четв. земли, 5 дес. леса и 6 крестьянских дворов. В 1646 г. грамотой царя Алексея Михайловича земли, принадлежавшие ранее Никольской обители, были переданы Б.-И. м. в безоброчное владение; в 1677 г. царь Феодор Алексеевич пожаловал обители пожни; в 1690 г. Б.-И. м. были переданы в вотчинное владение и земли Козьмодемьянского погоста. С нач. 30-х гг. XVII в. мон-рь имел в Костроме свой двор на Ивановской ул. возле кремля. В сер. XVII в. близ Б.-И. м. возникла принадлежавшая ему Песошнова, или Песочная, слобода. Приобретение вотчин позволило мон-рю начать каменное строительство. В 1686-1689 гг. вместо деревянного был сооружен каменный пятиглавый двухстолпный (холодный) собор в честь Смоленской иконы Божией Матери. В 1692-1698 гг. возвели каменный одноглавый двухстолпный (теплый) Никольский храм, в 1698-1700 гг. место деревянного занял каменный надвратный храм преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского. Во время реформы 1764 г. мон-рь из уважения к находившейся в нем чудотворной Игрицкой иконе Божией Матери избежал закрытия, но был выведен за штат. Лишившись своих вотчин, обитель вскоре пришла в упадок. Лишь с 1791 г., когда в Б.-И. м. был введен общежительный устав, его положение стало улучшаться. С 1792 г. Смоленскую икону Божией Матери ежегодно приносили в Кострому в среду 9-й недели по Пасхе (впосл. и зимой - в нач. дек.). В 30-х гг. XIX в., после того как обитель возглавил игум. Порфирий, началось возрождение мон-ря. По проектам костромского архит. П. И. Фурсова в Б.-И. м. были построены в стиле классицизма: трехъярусная 60-метровая колокольня над братским корпусом (1832-1835), пятиглавый четырехстолпный с 4 портиками с 4 фасадов собор Рождества Христова (1835-1839), часовня-ротонда над св. источником близ мон-ря. К нач. 40-х гг. XIX в. в обители жили 100 чел. братии и послушников. В 1847 г. в Костроме в результате пожара серьезно пострадал Богоявленский муж. мон-рь, где находилась Костромская ДС . В том же году он был упразднен, а его штат и угодья передали Б.-И. м., возведенному во 2-й класс; в 1849-1866 гг. настоятелями мон-ря были ректоры Костромской ДС.

http://pravenc.ru/text/149535.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЦХИ (Мацховари) [груз. ], муж. мон-рь Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафоликоном в честь Рождества Христова (1010-1014, обходная галерея 1-й пол. XI в.). Расположен в центре с. Кацхи (Чиатурский муниципалитет, груз. историческая пров. Имерети, Зап. Грузия), на левом берегу р. Кацхура. История Кафоликон мон-ря Кацхи. 1010–1014 гг. Кафоликон мон-ря Кацхи. 1010–1014 гг. Церковь была построена основателями Клдекарского эриставства представителями крупного феодального рода Багваши. Один из влиятельных азнауров (феодалов), Рати Багваши, присоединил к своей вотчине царские земли - Триалети и принадлежащее царству Картли правобережье р. Кура. За это царь Грузии Баграт III в 980 г. изгнал его из Клдекари, и Рати Багваши поселился в своем имении в Аргвети. Здесь он построил Кацхскую церковь, которая была освящена во имя Св. Троицы. Эти сведения подтверждаются лапидарной надписью над юго-западным входом в церковь, выполненной асомтаврули : «Пресвятая Троица, восславь утвержденного Тобой Баграта, царя абхазов и картуелов, таойцев и ранов, Кахети и всего Востока, Великого куропалата» (такую титулатуру царь Баграт III имел с 1010). Впервые надпись зафиксировал акад. Н. Я. Марр ( Brosset. 1851. Р. 95), его прочтение было откорректировано груз. историком В. Беридзе, к-рый издал ее ( Беридзе. 1950. Т. 3. С. 67). Др. надпись, высеченная над входом в церковь, также содержит обращение к Св. Троице; в ней упоминается настоятель храма Джигваис-дзе. Очевидно, вскоре после постройки храма здесь был учрежден мон-рь. Историк П. Иоселиани относил основание храма к 1032 г., времени правления в Грузии Баграта IV. Историки нач. XX в. прот. Сергий Булгаков и Л. И. Денисов считали, что мон-рь был основан в 1027-1073 гг. В древности К. входил в юрисдикцию Кутаисской епархии ГПЦ. Колокольня мон-ря Кацхи. XV–XVIII вв. Фотография. Сер. ХХ в. Колокольня мон-ря Кацхи. XV–XVIII вв. Фотография. Сер. ХХ в. Церковь являлась одним из центров Аргветского эриставства и служила усыпальницей Багваши: здесь похоронены эристав эриставов Рати Багваши и Липарит Багваши (в монашестве Антоний). После того как роль Багваши на политической арене Грузии уменьшилась и царь Грузии св. Давид IV Строитель (1089-1125) подверг депортации представителей рода, обитель и др. владения Багваши были переданы мон-рю Гелати и вошли в новооснованную Гелатскую (Гаенатскую) епархию ГПЦ. Постепенно К. пришел в запустение.

http://pravenc.ru/text/1683961.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010