1785 г. еп. Амвросий представил в Синод рапорт о его упразднении и о восстановлении вместо него Николо-Стороженского мон-ря на берегу Ладожского оз. Пока дело рассматривалось, Олонецкая епархия была соединена с Архангельской, церковь же бывш. Николо-Стороженского мон-ря отошла С.-Петербургской епархии. 1 марта 1788 г. Архангельский и Олонецкий еп. Вениамин издал указ об упразднении Муромского мон-ря. Каргопольский Преображенский мон-рь, отнесенный в 1764 г. к заштатным, с 1700 г. управлялся архимандритами. Последний из них, Феодосий (назначен в 1761), известен тем, что 10 февр. 1763 г. по особому поручению митр. Димитрия (Сеченова) возвел в сан архимандрита настоятеля Крестного мон-ря игум. Иоакима (ИРИ. Ч. 4. C. 863). После кончины архим. Феодосия (1775) настоятельская вакансия замещалась иеромонахами (строителями). В Успенский женский монастырь Каргополя перевели сестер 2 упраздненных обителей О. и К. в.- Вознесенской при истоке Свири во главе с игум. Мариной, в 1771 г. ставшей здесь настоятельницей, и Веретьевской Благовещенской пуст. Постриженица последней мон. Агафия в 1783 г. была назначена настоятельницей Успенского монастыря, при ней в обители возобновились монашеские постриги. Крестные ходы Известно расписание крестных ходов по Каргополю, сложившееся в средневековье, по к-рому они совершались до 1918 г. (Крестные ходы в городах и монастырях Олонецкой епархии//Памятная книжка Олонецкой губ. на 1860 г. Петрозаводск, 1860. С. 20-24). Крестный ход из собора Рождества Христова на р. Онегу на Преполовение дополнялся обхождением «вокруг города», т. е. шествием по городским земляным валам («Валушки»). Из собора же крестные ходы прибывали к литургиям на храмовые праздники всех приходских церквей, а также дважды в год - в каждый из монастырей, где соборы были 2-этажными (в Преображенский мужской - 2 февр. и 6 авг., в Успенский женский - 15 авг. и 8 нояб.). В XVIII в. совершался крестный ход из Каргополя в Александров Ошевенский монастырь. Его установили в 1667 г. и первоначально проводили 10 мая, но впосл.

http://pravenc.ru/text/2578349.html

Прп. Назарий Валаамский. Икона. Нач. XXI в. (Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь) Прп. Назарий Валаамский. Икона. Нач. XXI в. (Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь) В 1772 г. Н. нес послушание в арзамасской Высокогорской Вознесенской пуст. Во время восстания Е. И. Пугачёва был голод, в 1775 г. близ Сарова в некой горе, по свидетельству Н., чудесным образом «открылись» запасы муки. 4 (6?) дек. 1776 г. еп. Владимирским и Муромским Иеронимом (Фармаковским) Н. был посвящен во иерея в гороховецком во имя Святой Троицы и святителя Николая Чудотворца монастыре . Он совершал богослужения и «по немощи» только вязал четки для братии (1778), шил камилавки и нес клиросное послушание (1779). 5 дек. 1780 г., выехав из Сарова, Н. посетил в качестве паломника Москву, а затем Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь , где отметил неудовлетворительное состояние Анзерского скита. В записке, адресованной Синоду (июль 1781), он высказал желание свое и еще 7 братий (в т. ч. прп. Германа (Зырянова) ) поселиться в этом скиту, чтобы его восстановить. Видимо, из этой записки о Н. стало известно архиеп. Новгородскому и С.-Петербургскому Гавриилу (Петрову) , заботившемуся о благоустроении монастырей. Во 2-й пол. 1781 г. архиерей написал саровскому строителю иером. Пахомию (Леонову; 1794) письмо с просьбой отправить Н. для восстановления Валаамского монастыря и введения в нем Саровского устава. Не желая отпускать Н., иером. Пахомий пытался указать на его неопытность, на что получил ответ: «У меня много своих умников, пришлите мне вашего глупца». 12 янв. 1782 г. Н. обратился к архиеп. Гавриилу с просьбой благословить его посетить св. места - Валаам и Коневский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь . 27 янв. он отправился в С.-Петербург. Однако 7 марта 1782 г., после скоропостижной кончины валаамского игум. Ефрема ( 3 марта 1782), указом С.-Петербургской духовной консистории он был назначен строителем Валаамского мон-ря. В грамоте, выданной Н. по случаю его назначения настоятелем, архиеп. Гавриил объяснял, «что остров Валаам по пустынному положению своему и святости жизни первых своих тружеников» требует восстановления на основе «правил» Саровской пуст. Вероятно, покровительству, которое оказывал Н. митр. Гавриил, содействовал его келейник прп. Феофан (Соколов) (впосл. архим. Кириллова Новоезерского в честь Воскресения Христова монастыря ); Н. познакомился с ним еще в Санаксарском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре ок. 1774 г. Одним из первых дел Н. была попытка в нояб. 1782 г. запретить продажу вина на ярмарке, ежегодно проходившей 27-30 июня с участием олонецких и тихвинских купцов на Валааме, когда раздавались «непристойные крики, пение песен и пляски». Несмотря на материальные потери для мон-ря, ярмарка к концу управления Н. была переведена в Сердоболь (ныне Сортавала, Карелия).

http://pravenc.ru/text/2564620.html

Облик индивидуализирован: святой скорее средовек, чем старец, у него мелкие черты лица, высокий лоб (тип лика характерен для искусства круга Дионисия), волосы короткие светло-русые, такая же светлая борода разделяется от половины длины на вьющиеся пряди почти одинакового размера. Сходные черты внешности П., жест его рук воспроизводятся на покрове, созданном в 1616-1632 гг. и вложенном в Пафнутиев Боровский мон-рь кн. Б. М. Лыковым (КОМЗ; вывезен из Благовещенского собора в Боровске). Внешние уголки асимметрично изображенных глаз преподобного опущены, на лбу и щеках обозначены резкие морщины, короткая челка продолжается вокруг темени и напоминает гуменцо, мантия собрана узлом на груди, на схиме видны Голгофский крест и аналав; в надписи именуется игуменом боровским, чудотворцем. На покрове, исполненном в кон. XVII в. в мастерской А. П. Бутурлиной в Москве (из ц. Покрова Пресв. Богородицы в с. Высоково близ Боровска (где до 1764 существовал Высокий Покровский мон-рь), ЦМиАР), облачение П. вышито золотными и серебряными нитями, схима широкими полукружиями лежит на плечах, перстосложение правой руки святого именословное, в левой - свиток. У П. густая окладистая борода длиной ниже груди, внизу раздвоенная и по краю разделенная на «космы»; надпись: «прп(д)ный пафнтïй», на кайме шиты тропарь и кондак П. Упоминались покровы святого 1530 г. (вклад вел. кн. Василия III Иоанновича), 1575 г. (сделан «повелением царевича Ивана Ивановича и его царицы княгини Федосьи»), 1632 г. (изготовлен «по обещанию» боярина кн. Б. М. Лыкова и его супруги (покров из собрания КОМЗ)), 1700 г. (вклад стольника И. И. Бутурлина (очевидно, покров из ЦМиАР)) с тропарями на каймах. К рубежу XIX и XX вв. как «образа в деревянных рамах» эти покровы хранились в алтаре и у раки святого в монастырском соборе Рождества Пресв. Богородицы; еще один покров, на красном атласе,- в ц. Рождества Христова ( Леонид (Кавелин). 1907. С. 92-94). Кроме того, в Иосифовом Волоколамском мон-ре на св. мощах прп. Иосифа Волоцкого находился покров, на к-ром был вышит Голгофский крест, по сторонам от него «у подножия… Пафнотей да Иосиф чудотворцы» (Три описи Иосифо-Волоколамского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2579804.html

Свт. Герман I , перед тем как стать патриархом К-польским, ок. 705/6-715 гг. занимал Кизическую кафедру. В работе VII Вселенского Собора (787), восстановившего иконопочитание, принимал участие Кизический митр. Николай ( Mansi. T. 13. Col. 381). Его преемником был защитник иконопочитания свт. Емилиан (точная дата его рукоположения неизв.). В 814 г., на праздник Рождества Христова, он в числе наиболее выдающихся деятелей К-польской Церкви принял участие в аудиенции у императора-иконоборца Льва V Армянина и вместе с другими противодействовал его претензиям на роль арбитра в церковных делах. В 815 г. Емилиан был отправлен императором в ссылку, где и скончался. На территории Кизической митрополии находилось неск. мон-рей, самым известным из к-рых был Мегас-Агрос (близ Скипсиса, ныне Куршунлутепе), где подвизался прп. Феофан Исповедник († 818). Высказывались предположения, что находящийся недалеко от Мегас-Агроса мон-рь Полихний можно отождествить с мон-рем Полихроний, игуменом которого до начала миссионерской деятельности был равноап. Мефодий . Кизический архиеп. Амфилохий был любимым учеником свт. Фотия, патриарха К-польского, к-рому тот посвятил трактат «Амфилохии» (скорее всего написан в 867-877). В 902 г. К. разграбил араб. флот Льва Триполийского. Кизические митрополиты Игнатий и Димитрий известны как адресаты писем К-польского патриарха Николая I Мистика, написанных в его 2-е Патриаршество (912-925) ( Nikolaos I, Mystikos, Patriarch of Constantinople. Letters/Ed. R. J. H. Jenkins, L. G. Westerink. Wash., 1973. P. 278, 428, 444-446, 478). Митр. Феодор Кизический был другом имп. Константина VII Багрянородного (913-959) ( Theodori metropolitae Cyzici Epistulae: Accedunt epistulae mutuae Constantini Porphyrogeniti. B.; N. Y., 2012). Сохранились его письма и Похвала сщмч. Власию, еп. Севастийскому (BHG, N 277k). Известный как строгий аскет К-польский патриарх Василий I Скамандрин (970-974) основал мон-рь на р. Скамандр близ Кизика. Димитрий , митр. Кизический (1-я пол. XI в.), визант. канонист и церковный писатель, упоминается в источниках в связи с деятельностью К-польского Патриархата, направленной против яковитов (участник Собора в Мелитине в 1030 г. и патриаршего Синода 1039 г., автор трактата о догматических заблуждениях яковитов и армян). Димитрий присоединился к митрополитам, предпринявшим попытку низложить К-польского патриарха Алексия Студита, к-рая окончилась неудачей. Кизический митр. Феофан принял участие в работе патриаршего Синода 1054 г. (RegPatr, N 869).

http://pravenc.ru/text/1684583.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ (Давыдов Василий; 1767, Москва - 26.12.1848, Оптина пуст. (совр. Калужская обл.)), игум. Из купеческой семьи. В 1795 г. поступил в Валаамский мон-рь, в 1796 г. определен в послушники, 22 апр. 1798 г. игум. Назарием (Кондратьевым) пострижен в монашество. В 1798-1801 гг. нес послушания в хлебне, в поварне, в трапезной, пек просфоры. 18 авг. 1801 г. рукоположен во иеродиакона, 8 сент. 1805 г.- во иеромонаха. Служил в скиту Всех святых, когда в нем подвизались преподобные Леонид (Наголкин) и Феодор Нямецкий . В 1830 г., после кончины настоятеля Ионафана, братия избрала В. настоятелем Валаамского мон-ря, 30 марта В. был возведен в сан игумена. 9 авг. 1833 г. уволен на покой, жил в скиту Всех святых и исправлял чреду священнослужения. Переведенный из Коневецкого мон-ря на Валаам новый настоятель игум. Вениамин (Мануилов) внес нек-рые изменения в чинопоследование богослужения и устав обители, что вызвало недовольство насельников, в 1838 г. В. и монах Иосия подали рапорт в Святейший Синод с обвинением игум. Вениамина в нарушении монастырского устава. Для расследования конфликта на Валаам был направлен благочинный С.-Петербургской епархии архим. св. Игнатий (Брянчанинов) . В докладной записке С.-Петербургскому митрополиту свт. Игнатий рекомендовал перевести В. из Валаамского мон-ря в Оптину пуст. и поручить духовному руководству жившего там прп. Леонида (Наголкина). В февр. 1839 г. В. был переведен в Оптину пуст., где прославился своей подвижнической и нестяжательной жизнью. Жил на пасеке, своей кельи никогда не закрывал и о ней не заботился, она была устлана стружками, дощечками, к-рые старец собирал в лесу для топки печи и рукоделия. Несмотря на внешнюю суровость, В. был «прост и добр как дитя», при виде страданий не только людей, но и животных проливал слезы. Всегда спешил на помощь смущенному чем-либо ближнему, новоначальным инокам советовал «чаще проверять свои мысли, свое сердце». До самой кончины В. отправлял чреду священнослужения в скиту и соборно в мон-ре. В 1848 г., в Рождество Христово, В. простудился и на др. день скончался. По поводу кончины В. и неск. пожилых оптинских монахов прп. Макарий (Иванов) писал: «Жаль старичков, особенно отца Варлаама. Без них как будто пусто. Молодые хороши при старичках».

http://pravenc.ru/text/154183.html

Собор в честь Иверской иконы Божией Матери. Фотография нач. XX в. (ЯМЗ) Собор в честь Иверской иконы Божией Матери. Фотография нач. XX в. (ЯМЗ) В 1865 г. по инициативе свт. Игнатия на месте обветшавшего Никольского храма XVII в. началось строительство величественного двухэтажного семиглавого собора в честь Иверской иконы Божией Матери (архит. И. И. Горностаев). Строительство было закончено в 1877 г., работы по отделке продолжались до 1893 г. Центральная глава собора одновременно изображала и царскую корону и архиерейскую митру. Собор имел 4 престола: в верхнем храме - центральный в честь Иверской иконы Божией Матери (освящен 8 сент. 1877), придельный в честь Нерукотворного образа Спасителя и св. мц. Александры (освящен 8 мая 1893), в нижнем теплом храме - центральный в честь Рождества Христова (освящен 22 янв. 1889), придельный в честь Сретения Господня и сщмч. Игнатия Богоносца (освящен 26 янв. 1889). Во 2-й пол. XIX в. благодаря пожертвованиям и приобретениям Б. м. стал крупным собственником. К кон. 60-х гг. мон-рю принадлежало 840 дес. пашни, лугов и леса, к кон. 90-х гг.- 993 дес.; ближние к обители земли обрабатывались братией, дальние - сдавались в аренду. Мон-рю принадлежали ветряная и водяная мельницы, каменная часовня в центре Костромы и 2 лавки в торговых рядах. В кон. 60-х гг. в обители жили ок. 40 чел., в кон. 90-х гг.- ок. 80 чел. В 1892 г. при мон-ре была открыта церковноприходская школа на 30 детей обоего пола, разместившаяся в специально выстроенном рядом с обителью деревянном здании. Б. м. упоминается в неск. стихотворениях Н. А. Некрасова, чье поместье Грешнево находилось на противоположном берегу Волги (самое известное - «На Волге» (1860): «Кругом всё та же даль и ширь, Всё тот же виден монастырь»). В июне 1916 г. управляющим Б. м. на правах настоятеля был назначен бывш. архиеп. Иркутский Серафим (Мещеряков) , с 1919 г. управлявший Костромской епархией. В 1919 г. мон-рь был закрыт, большую часть его строений передали под детский дом, на базе монастырского хозяйства был создан совхоз «Революция». Братии удалось зарегистрироваться как приходской общине с. Бабайки, и фактически обитель просуществовала еще 9 лет. В это время в ведении общины оставались 2 храма - Никольский и свт. Иоанна Златоуста. В июне 1928 г. Костромской губисполком постановил ликвидировать религ. общину в с. Бабайки и передать оба ее храма детскому дому. В 1929 г., после закрытия храмов, главная святыня мон-ря - чудотворный образ свт. Николая - была перенесена в кафедральный собор Костромы (ныне образ находится в костромской ц. Воскресения на Дебре), судьба др. святынь - Иверской иконы Божией Матери и частицы мощей свт. Николая - неизвестна.

http://pravenc.ru/text/77282.html

землей вылилось при халифе аль-Хакиме Безумном (996-1021) - возможно, под впечатлением от наплыва паломников в Иерусалим в связи с 1000-летием Рождества Христова - в тотальное гонение на христиан и разрушение храма Гроба Господня (1009). Именно в это время св. Лазарь Галисийский , будучи, согласно Житию, еще юношей, ушел из Атталии в Иерусалим и, обойдя все тамошние св. места и мон-ри, поселился в Саввы Освященного лавре , но был вынужден удалиться из-за преследований при аль-Хакиме (ActaSS. Nov. T. 3. Col. 510-517). Однако вскоре паломническое движение восстановилось. В Житии св. Симеона Трирского († 1035), написанном его современником Эбервином по рассказам самого святого, говорится, что Симеон (грек из Сиракуз, учившийся в К-поле), совершив П. в Иерусалим еще при аль-Хакиме, в течение 7 лет служил там «проводником паломников», следуя примеру некоего Илария, к-рый «жил там этим ремеслом» (ActaSS. Iun. T. 1. P. 87; Heikkil ä T. Vita S. Symeonis Treverensis: Ein hochmittelalterlicher Kult im Kotext. Helsinki, 2002). Среди знакомцев Симеона упоминается ряд представителей церковной и светской знати Франции, и все они оказываются так или иначе причастны к П.: архиеп. Трирский Поппо († 1047) в 1027/28-1029/30 гг. совершил П. на Св. землю; чуть ранее там побывал паломнический поезд в 700 чел. во главе с Рикардом, аббатом мон-ря Сен-Ван (в Вердене), и Эбервином, аббатом мон-ря св. Мартина в Трире (будущий автор Жития св. Мартина), которые присутствовали при схождении Св. огня в Великую субботу 1027 г. (о чем есть подробный рассказ в хронике Хуго, аббата мон-ря Флавиньи - MGH. SS. T. 8. P. 395-396); нормандский герц. Рикард II (ум. в 1026) поддерживал деньгами храм Гроба Господня и мон-рь св. Екатерины на Синае; его сын, герц. Роберт I (ум. в 1035), совершил П. в Иерусалим, на обратном пути из к-рого и скончался. Все поездки такого рода представляли собой большие караваны, к к-рым прибивались массы рядовых паломников. На протяжении XI в. подобные караваны, возглавлявшиеся знатью, засвидетельствованы многократно.

http://pravenc.ru/text/2578754.html

Т. предписывает совершать в те же дни, когда читается Евангелие на утрене (кроме, возможно, Воздвижения Креста), а также в среду Крестопоклонной седмицы Великого поста (Преполовение поста) и на праздник Преполовения Пятидесятницы. Подготовительный цикл к Великому посту в Е. Т. начинается, как и в позднейших памятниках, с Недели о мытаре и фарисее. Минея Великим постом поется, за исключением Благовещения (для этого праздника в Е. Т. помещен, согласно традиции малоазийских мон-рей, корпус благовещенских глав ), только по субботам и воскресеньям, поэтому службы святым, чьи памяти пришлись на будние дни Великого поста, переносятся и поются на вечернях и утренях вместе с последованиями малых святых в период между отданием Богоявления и Неделей о мытаре и фарисее, а после этой Недели - вместо рядового канона на паннихис ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 501; Е. Т. переносит службы святым и в нек-рых др. случаях - напр., последование прмц. Евгении, чья память приходится на навечерие Рождества Христова (24 дек.), поется 21 дек.). Структура циклов Великого поста и Пятидесятницы - та же, что в совр. и позднейших памятниках; службы Страстной седмицы и Пасхи, как и в др. памятниках, носят совершенно особый характер (Там же. С. 541-561). Влияние Е. Т. на визант. монастырскую традицию Текст Ипотипосиса лег в основу ряда визант. ктиторских Типиконов XII в.: Типиконов к-польских мон-рей Богородицы Благодатной и св. Маманта и др. (см.: BMFD. 2000. P. 456, 1717-1723), а Синаксарь определял порядок богослужения в мон-рях св. Маманта (его ктиторский Типикон прямо говорит об этом - Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 728. Примеч. 1), Христа Человеколюбца (см.: Пентковский. Богослужебный синаксарь. 2004) и др. Во многом этому способствовали связи между Евергетидским мон-рем и имп. фамилией (см.: Пентковский. Евергетидский мон-рь. 2004. С. 80-88). Однако представленная в Е. Т. традиция вопреки распространенному в литературе мнению не вытеснила первоначальную к-польскую студийскую традицию - до XIII в.

http://pravenc.ru/text/Евергетидский ...

на месте прежней церкви на средства прихожан была выстроена новая деревянная и 2 кельи, в к-рых жили 3 монахини; обитель получала ругу. По «Приправочной книге» 1614 г., мон-рю принадлежала пустошь. К 1625 г. в Б. м. прибавилось еще 2 кельи (Там же. С. 7, 201). В 1659 г. по повелению царя Алексея Михайловича из казны было выделено 100 р. на новую каменную ц. Рождества Христова. Строительство велось на средства благотворителей, в т. ч. кн. Б. А. Репнина-Оболенского. К кон. XVII в. в Б. м. построили церковь с пристроенной «полаткой каменной» и с трапезной, каменную колокольню с 6 колоколами, 20 келий. В обители жили 26 сестер вместе с игуменией. Согласно писцовой книге 1685 г., рядом с городскими торговыми рядами стояла сооруженная на средства горожан и священника монастырской Рождественской ц. богадельня, в к-рой жили 9 чел. По описанию 1701 г., в Б. м. было 20 келий, в к-рых жили 26 насельниц. Сестры «питались трудами своими и Христовым именем», а также получали доход от отданных в аренду сенных покосов, пустоши и огородов. В 1724-1725 гг. Б. м. был приписан к белёвскому Крестовоздвиженскому мон-рю, после 1727 г. опять стал самостоятельным. В описании мон-ря 1739-1741 гг. помимо Рождественской ц. упоминается каменная ц. в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы, пристроенная к первой, число сестер уменьшилось до 19 чел. По описи 1763 г., в Б. м. насчитывалось 8 монахинь и 9 послушниц, к-рые получаемый доход от земли «делят на пропитание… каждая по своим кельям» и зарабатывают рукоделием, т. е. мон-рь был особножительным (Там же. С. 288). В 1764 г. Б. м. был упразднен, Рождественская ц. стала приходской. В 1817 г. на деньги прихожан к ней были пристроены трапезная и колокольня, в 1834 г. на средства московских купцов братьев Протопоповых храм Рождества Христова был отремонтирован, в 1860 г. при нем купцы Протопоповы выстроили богадельню на 10 чел. В 30-х гг. XX в. храм был взорван, на его месте после 1945 г. была построена средняя школа 2. Постройки мон-ря не сохранились.

http://pravenc.ru/text/153217.html

За пределами Египта самое раннее сохранившееся изображение Божией Матери в изводе «М.» находится среди росписей кон. VII-IX в. в т. н. гроте Христа Пантократора на горе Латрос (совр. Турция), возможно выполненных выходцами из Египта ( Ruggieri V., Z ä h A. Visiting the Byzantine Wall Paintings in Turkey. R., 2016. P. 69). Развитие иконографии в Византии Как считают Д. Мурики и вслед за ней А. Вейл Карр, характерные для извода «М.» детали в жестах Христа и Богоматери, в Их одеждах и атрибутах могли сформироваться в Византии в кон. XI - нач. XII в. под влиянием евхаристических споров. Обсуждение разных аспектов догматических вопросов, касающихся того, Кем является в литургической жертве Спаситель, могло повлиять на введение в иконные композиции тех или иных элементов, указывающих на степень человечности или Божественности Христа, на роль Божией Матери в Боговоплощении и Жертве. Так, образ «М.», сидящей с Младенцем на осле, которого ведет прав. Иосиф, как деталь композиции «Бегство в Египет» встречается на иконе «Рождество Христово» из Синайского мон-ря (XI в.), где соединены различные эпизоды НЗ, сопровождавшие рождение Спасителя; в росписи ц. Оморфи-Экклисия на о-ве Эгина (1286) в сцене «Рождество Христово» в центре размещена не лежащая фигура Божией Матери, а сидящая и кормящая грудью туго спеленутого Еммануила; как и в росписях египетских монастырей, Она придерживает грудь рукой. Образ «М.» встречается на печатях Романа, митр. Кизика (2-я пол. XI в., экземпляры в ГЭ и других собраниях; Cotsonis J. The Image of the Virgin Nursing (Galaktotrophousa) and a Unique Inscription on the Seals of Romanos, Metropolitan of Kyzikos//DOP. 2011/2012. Vol. 65/66. P. 193-207). Пресв. Богородица с Младенцем. Икона. 2-я пол. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины, Синай) Пресв. Богородица с Младенцем. Икона. 2-я пол. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины, Синай) Византийские иконы «М.», как правило, небольшого размера и предназначены для личного моления. Три византийские иконы «М.» сохранились на Синае, их самая ранняя датировка относится к сер. XIII в. На небольшого размера иконе 2-й пол. XIII в. Богоматерь, изображенная по пояс, облачена в вишневый мафорий (Byzantium: Faith and Power. N 215. Р. 356-357). Она приподнимает Сына, прижимая Его к груди. Акцент на буд. Страстях сделан благодаря одежде Младенца в виде прозрачных тканей-пелен. На иконах, написанных под итал. влиянием, напр. на иконе «М.» 2-й пол. XIII в. (Византийский музей, Афины; Mother of God. 2000. P. 143. Pl. 86), одежды Богоматери изменяются: расшитое золотом красного цвета платье струится складками, рыжие волосы покрыты прозрачной фатой, поверх которой надет черный мафорий с золотыми узорами. Матерь Божия поддерживает Младенца обеими руками, представляя Его молящимся, как, напр., на иконе, приписываемой итал. мастеру XIV в. (ЦАК МДА). Перекрещенные ножки Младенца, нагие или покрытые гиматием, указывали на страдальческую смерть Христа или Его положение во гроб.

http://pravenc.ru/text/Млекопитательницы...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010