Под нижней церковью были погребены Калужский еп. Александр (Светлаков ; † 1895) и архим. Нил (Кастальский; † 1914), постриженик Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пустыни , с 1895 г. бывший духовником братии Л. К. м. и сестер калужского Казанского монастыря, а с 1903 г.- наместником Л. К. м. и Крестовского монастыря. В нач. XVIII в., согласно определению Монастырского приказа, число братии Л. К. м. составляло 22 монаха. По штатам 1764 г. в мон-ре трудились 12 монашествующих, 1 вольный писец и 8 штатных служителей. В Калужском архиерейском доме, созданном в 1799 г., полагалось иметь 44 штатных служителя. После приписки к нему Л. К. м. большинство монашествующих были отправлены в др. монастыри епархии, т. к. нужны были места для штатных служителей, набранных в основном из обывателей слободы Подзавалье. В нач. XX в. в штате архиерейского дома, включая Л. К. м. и Крестовский мон-рь, состояли 40-50 монашествующих. Многие переходили из одной обители в другую. Л. К. м. был теснейшим образом связан с Оптиной пуст., воспитанников к-рой перешло в Калужский архиерейский дом больше, чем в любой другой мон-рь. В кон. 90-х гг. XIX в.- нач. XX в. в Л. К. м. пребывали ок. 15 выходцев из Оптиной пуст. Материальное положение Земельные владения Л. К. м. зафиксированы в выписке из калужских писцовых книг Плещеева и Семёнова 1628 и 1629 гг. ( Леонид (Кавелин). 1906. С. 69-73). В кон. XVII в. обители принадлежало 59 дворов крестьян. По данным 2-й ревизии, в 1744 г. за мон-рем числилось 523 крестьянина. В 1764 г. он был отнесен к 3-му классу с содержанием 862 р. 321/2 к. в год. Площадь земель, отведенных под сады и огороды,- 3 дес. 100 саж., рощи - 1 дес. 100 саж., луга на р. Угре - 4 дес. В 1797 г. монастырю переданы мукомольная мельница на р. Яченке и рыбные ловли в озерах Меховое, Долгое, Минкины Лужки в Перемышльском у. После приписки обители к Калужскому архиерейскому дому при архиеп. Феофилакте рыбные ловли были переданы Перемышльскому Троицкому Лютикову мон-рю, а Л. К. м. получил ловли на р. Оке, 13 дес. 1240 саж. пустопорожних земель в Подзавалье, 40 дес. сенокосной и пахотной земли в Боровском у.

http://pravenc.ru/text/2462415.html

назвал его «искусным и благоразумным проповедником Слова Божия» (АрхЮЗР. 1873. Ч. 5. Т. 1. С. 278). Наиболее ранней проповедью считается «Казание на Страсти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (произнесена в Чернигове в 1677). К укр. периоду также относятся «Пирамис, албо Столп во блаженной памяти отца нашего Иннокентия (Гизеля), архимандрита Киево-Печерской лавры» (Киево-Печерский мон-рь, 24 февр. 1685), Слово на Св. Троицу (батуринский Николо-Крупицкий монастырь, 1689), Слово на сошествие Св. Духа, или Слово 2-е на Св. Троицу (киевский Кирилловский мон-рь, 1693), Слово на Успение Пресв. Богородицы (Киево-Печерский мон-рь, 1693), «Брань архистратига Михаила, воеводы сил небесных, и аггелов его с седмоглавым змием» (киевский Михайловский Златоверхий храм, 1698), Слово на Рождество Христово (Чернигов, 1698), Слово в неделю 7-ю по Пасце (место произнесения неизвестно, создано, вероятно, до 1698). С большой степенью уверенности к ранним проповедям Д. можно отнести 4 Слова из гомилетического сб. РНБ. Q.I.269: Слово на Рождество Христово (Contio pro Nativitate Christi), «Слово второе на Благовещение блаженной Девы» (Alia contio pro eodem festo) и 2 проповеди на день памяти вмц. Варвары, произнесенные в Батурине в 1691 и 1692 гг. (Contio pro festo sanctas Barbaras martiris; Alia contio pro eodem festo s. Barbaras). Свт. Димитрий беседует со старообрядцами " о брадах " . Гравюра. 2-я пол. XVIII в. Свт. Димитрий беседует со старообрядцами " о брадах " . Гравюра. 2-я пол. XVIII в. Слова Д. укр. периода, написанные преимущественно на «простой мове», стоят в одном ряду с произведениями известнейших проповедников XVII в. Иоанникия (Галятовского), Антония (Радивиловского) , Лазаря (Барановича), Варлаама (Ясинского) и др. Для поучений Д. характерно обилие риторических вопросов и восклицаний, аллегоричность, «живописность», полисемантизм, нагромождение тропов, эмблематичность и др. приемы, свойственные поэтике барокко. По своему построению к ранним проповедям примыкают поучения, произнесенные в Москве в 1701 - нач.

http://pravenc.ru/text/178011.html

Роспись храма, исполненная в 1319-1321 гг., сохранилась частично: в конхе апсиды Богоматерь с Младенцем Христом на престоле, ниже - фрагменты «Служба святых отцов». В вост. части также находились «Благовещение» (сохр. только образ Богородицы), «Рождество Христово» и «Сошествие во ад», на своде вост. рукава креста - «Вознесение» уникальной иконографии: на своде изображены 2 мандорлы, в первой - Господь Иисус Христос, несомый ангелами, во второй - в окружении херувимов Ветхий деньми на престоле, рядом Этимасия, по сторонам его славы - отверстые райские врата. Две славы соединяет светлый ромб, с изображением Св. Духа. На стенах наоса были представлены цикл евангельских праздников, из к-рого частично сохранились Воскресение Лазаря, Преображение, Сошествие св. Духа и Успение Богородицы; отдельные образы пророков, Христа Еммануила и 2 нерукотворных образа Спасителя (на Убрусе и на Чрепии). В нартексе центральное место занимала многофигурная композиция «Шествие на Голгофу», в нижнем ярусе - изображения ктитора, кн. Мирослава, с небесным покровителем храма и мон-ря ап. Петром, образы епископов хума, серб. архиеп. Никодима, кор. Милутина, его сына Константина и кор. Симониды. Расписывали церковь, вероятно, ученики известных живописцев Михаила и Евтихия . в пропорциях фигур и холодном колорите изображений мастера неск. отошли от палеологовского классицизма, характерного для этого времени. Для этой обители было написано т. н. Мирославово Евангелие , украшенное миниатюрами по заказу кн. Мирослава в 80-х гг. XII в. (хранится в Национальном музее в Белграде). Церковь во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского, бывш. мон-ря Николяц, возведена в XVI в. В 1552 г. в мон-рь была перенесена резиденция Будимлянского митрополита (вероятно, в это время Будимлянская и Хумская епархии были объединены). В XVI-XVII вв. мон-рь известен как центр книгописания. Церковь охраняется гос-вом как памятник культуры 1-й категории. В наст. время является приходским храмом (настоятель - прот. Мираш Богавац).

http://pravenc.ru/text/149171.html

В 1606-1607 гг. насельники Л. К. м. были свидетелями обороны Калуги войсками И. И. Болотникова. В янв. 1610 г. в обители остановился Лжедмитрий II , бежавший из Тушина. При помощи братии Л. К. м. ему удалось склонить калужан на свою сторону, но уже 11 дек. того же года он был убит недалеко от мон-ря. В 1617 г. рядом с Л. К. м. состоялся бой между польск. отрядами П. Опалинского и С. Чаплинского и войском кн. Д. М. Пожарского, направленным для защиты Калуги. В 1618 г. Калуга и, очевидно, мон-рь были разорены казаками гетмана П. К. Конашевича-Сагайдачного. В выписке из калужских писцовых книг Г. Плещеева и Г. Семёнова 1628 и 1629 гг. упоминается о 3 жалованных грамотах царя Михаила Феодоровича , к-рый предоставил Л. К. м. право рыбной ловли на р. Оке, пожаловал мельницу, подтвердил право владения монастырскими вотчинами. В 1654 г. в Калуге побывали Антиохийский патриарх Макарий III и архидиак. Павел Алеппский , к-рый упоминает в описании их путешествия «два величественных монастыря: один для монахов, другой для монахинь». Под первым, очевидно, подразумевается Л. К. м. В том же году город и его окрестности пострадали от эпидемии чумы, жертвами к-рой стали игумен и 4 иеромонаха Л. К. м., в живых остались 8 монахов. В 1776 г. Московский и Калужский архиеп. Платон (Левшин) перевел в мон-рь открытое годом ранее ДУ для детей духовенства Калужской провинции, состоящее из высшего и низшего грамматических отделений. Ректором являлся настоятель мон-ря, архиеп. Платон также активно участвовал в жизни заведения. Из казны на содержание уч-ща выделялось 300 р. ежегодно, архиеп. Платон изыскивал дополнительные средства. При уч-ще была организована б-ка. В 1779 г. архиерей составил инструкцию ректору, а преподавателей назначал из выпускников Славяно-греко-латинской академии. Преподаватели и учащиеся должны были неукоснительно посещать богослужения. В 70-х гг. XVIII в. учащихся насчитывалось 120 чел., в 90-х гг.- 184 чел. Одним из воспитанников уч-ща был экзарх Грузии митр. Иона (Василевский (Васильевский)) , впосл. он прислал в дар обители панагию, украшенную драгоценными камнями, и ряд книг.

http://pravenc.ru/text/2462415.html

Обе редакции жития рассказывают о посещении А. Н. царем Иоанном IV Васильевичем Грозным во время похода на Новгород в 1570 г. По сообщению ранней редакции, царь после беседы со святым дал ему мешок серебра, но блаженный на следующее утро вернул деньги, сказав, что они ночью «вопиют велми» в его келье. Узнав об отказе святого от денег, царь предложил ему села, но тот попросил весь Новгород. Перед походом на Псков царь вновь посетил юродивого, прося его благословения. «Завтра, государь, готов я в путь за тобою»,- ответил А. Н. Это было предсказанием собственной кончины: наутро А. Н. преставился. Погребение с почестями совершил Новгородский архиеп. Александр. Рассказ содержит ряд хронологических противоречий: царь находился в Новгороде с 6 янв. по 13 февр., поход на Псков состоялся 13-20 февр., а преставился А. Н. 12 июля; архиеп. Александр был поставлен на Новгородскую кафедру в 1576 г. (хотя можно предположить, что он участвовал в погребении святого, будучи еще архимандритом новгородского Юрьева мон-ря ). Возможно, встреча А. Н. с царем произошла летом 1572 г. 31 мая этого года царь вместе с новой женой Анной Колтовской, сыновьями и двором прибыл в Новгород и жил здесь 2 месяца, пребывание царя сопровождалось новыми казнями. Не только казни, по сообщению поздней редакции жития, привели к столкновению между государем и подвижником. 13 марта 1570 г. на Торговой стороне Новгорода, где стоял Арсениев мон-рь, началась расчистка места для строительства «государева двора». Иоанн Грозный пришел к А. Н. с щедрыми дарами, желая, чтобы тот удалился. А. Н. не принял дары, обличив царя словами: «Многих неповинных души послал ты в Царствие Небесное». Царь смирился перед подвижником и не тронул его и мон-рь. (Предположению о встрече царя с преподобным в 1572 противоречит то обстоятельство, что царь в этот приезд не намеревался идти во Псков.) По версии поздней редакции жития, последние годы жизни А. Н. провел в затворе в основанном им мон-ре, где и был погребен, над местом погребения А. Н. поставили каменную часовню ( Барсуков. Стб. 59), затем ц. в честь Рождества Христова. А. Н. был весьма почитаем среди новгородцев. Первое из чудес, описанных в житии ранней редакции, рассказывает о спасении жены благочестивого новгородца Ивана Мартынова. Переправляясь через Волхов на плоту, она поскользнулась и упала в воду. Сильным течением ее затянуло под плот, в отчаянии женщина взмолилась А. Н., пообещав ежегодно совершать ему молебны, и неведомо как оказалась на др. плоту ( Шляпкин. С. 4-5).

http://pravenc.ru/text/76310.html

Д. изображен вполоборота вправо, по пояс, облачен в клобук и мантию, правая рука с четками у груди, в левой высокий посох, внизу - пространный текст с его биографией. Индивидуальные черты лица старца переданы условно: большие глаза, четкая линия бровей, тонкий прямой нос, впалые щеки, на лбу над переносицей неск. морщин, слегка вьющиеся с проседью волосы до плеч, длинная окладистая борода. Портрет был воспроизведен погрудно на литографии кон. XIX в. (сохр. фотография из архива Далматовского мон-ря - Пашков. 2000. С. 231. Ил. 1). В 40-х гг. XVIII в. была создана деревянная раскрашенная скульптура Д. (не сохр.), к-рая стояла внутри пещеры в виде ниши в сев. стене трапезной нижней ц. Рождества Христова Успенского собора обители («…выкладена печера, в ней двери, против оных, в печере патрет в человеческий рост, резной, начального здешней обители монаха Далмата, размалеван по приличности красками» - Там же. С. 59, 105, 256. Ил. 38). Эта 3-мерная композиция в 70-х гг. XVIII в. стала центром живописного цикла, иллюстрирующего историю Далматова мон-ря: над нишей были написаны изображения каменного Успенского собора, по сторонам к-рого - фигуры Д. и архим. Исаака, вверху - чтимая икона монастыря «Успение Пресв. Богородицы», поддерживаемая 2 ангелами, а также стихи на эту тему. История Далматова мон-ря была представлена также в иконостасах ц. Рождества Христова (70-е гг. XVIII в., художники Матвей Волков и Александр Шапочников из Верхотурья) и придела прп. Димитрия Прилуцкого (работа 1768 г. Ильи Асламова) - в обоих случаях в «томбах» под иконами Пресв. Богородицы в местном ряду слева от царских врат. В 1793 г. иконописец малороссийского происхождения Иван Соколовский (прибыл в мон-рь в 1777) расписал гробницу над могилой Д. На 3 боковых панелях надгробия были изображены сюжеты из жизни преподобного, сопровождавшиеся подробными надписями на свитках: татарин Илигей, замыслив убить Д., направляется из Тюмени на Белое Городище; явление Божией Матери Илигею в сонном видении «с претящею розгою»; Илигей с родственниками исповедует перед Д. свое злое намерение и уступает ему вотчину; на 4-й стороне помещалась стихотворная летопись монастыря, излагающая историю обители в бытность Д. и его сына архим. Исаака. В иконостасе ц. Рождества Христова находилась икона преподобных Исаакия, Далмата и Фавста (изображен небесный покровитель Д.), исполненная в 70-х гг. XVIII в. иконописцами М. Волковым и А. Шапочниковым. Аналогичный образ преподобных Исаакия, Далмата и Неофита упомянут в описи мон-ря 1905 г. в перечне лампад, висевших перед местными иконами Успенского собора (Там же. С. 335). Сюжеты Жития Д. были представлены в росписи интерьера каменной усыпальницы (1896) над могилой святого при ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

http://pravenc.ru/text/168654.html

Богородицы (мужской, на острове у левого берега р. Волхова, ныне Новгородский р-н; впервые упом. под 1386, в 1634 приписан к Юрьеву мон-рю; с 1827 скит Юрьева мон-ря), Понедельский Николаевский (мужской, на р. Понеделька, ныне урочище Понеделье Новгородского р-на; впервые упом. под 1386), в честь Рождества Христова на Красном поле (что при убогом доме) (мужской, ныне в черте Вел. Новгорода; впервые упом. под 1386), Лисицкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы (мужской, находился на левом берегу р. М. Волховец, ныне Новгородский р-н; впервые упом. под 1389), Колмовский Успенский (мужской, ныне в черте Вел. Новгорода; впервые упом. под 1392), Папоротский Николаевский (мужской, ныне дер. Папоротно Маловишерского р-на; основан в 1403), Верёндовский (Видогощский) Преображенский (мужской, на левом берегу Веронды (Верёнды), ныне территория дер. Сутоки Новгородского р-на; основан в 1407), Мостищский Николаевский (мужской, на правом берегу р. Веряжа, ныне территория пос. Панковка Новгородского р-на; известен с 1412), Воскресенский на Красном поле (мужской, ныне в черте Вел. Новгорода; основан в 1415), Ксенофонтов Николаевский (мужской, на правом берегу р. Робейка, ныне Новгородский р-н; впервые упом. под 1417), Островский Николаевский Вишерский (мужской, на левом берегу р. Вишеры, близ ее впадения в М. Волховец, к юго-востоку от дер. Радионово Новгородского р-на; основан не позднее 1468), Горнецкий Преображенский («Горнецкий, что в Морозовском погосте») (мужской, ныне дер. Горнешно Маловишерского р-на; упом. с кон. XV в., в 1667 приписан к Юрьеву мон-рю, в 1686-1687 - к Новгородскому архиерейскому дому, после чего, вероятно, обращен в приходскую церковь; окончательно упразднен в 1764), Звадский Преображенский (мужской, на левом берегу р. Ловать, ныне дер. Взвад Старорусского р-на; документально известен с 1495), в честь Спаса Нерукотворного образа на Красном поле (мужской, находился в 450 м к северо-востоку от Рождества Христова на Красном поле мон-ря, ныне в черте Вел. Новгорода; как мон-рь впервые упом.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Попытка создать на территории Великого княжества Литовского епархию с центром в Витебске была предпринята православными в 30-х гг. XVII в. На заседании сейма 4 июля 1632 г. правосл. послы представили список требований, одно из к-рых заключалось в создании Витебской и Мстиславской кафедры. Требование не было принято. В подготовленном к 30 окт. тексте «пунктов успокоения народа русского греческой религии» отмечалось, что в Великом княжестве Литовском будет создана правосл. епископия Мстиславская, Оршанская и Могилёвская с резиденцией епископа в Могилёве. В этой связи в документе указывалось, что все владения Полоцкого архиеп-ства в полоцкой, витебской и в мстиславской части диоцеза должны принадлежать униатскому архиеп. Антонию (Селяве) , правосл. Мстиславскому владыке должны быть переданы все храмы в Орше, Мстиславле и Могилёве, а также церкви Рождества Христова и Вознесения в Полоцке и пустая ц. Св. Духа «в поле» в Витебске. Однако при утверждении «пунктов успокоения» 1 нояб. 1632 г. данный перечень был существенно изменен. Согласно окончательной редакции текста, православным передавались лишь 2 церкви в Мстиславле, 4 в Могилёве, 1 в Орше, 1 в Полоцке. Витебск в этом тексте вообще не упоминается, что, как показали дальнейшие события, было не случайно. Марков мон-рь во имя Св. Троицы. Гравюра. XIX в. Марков мон-рь во имя Св. Троицы. Гравюра. XIX в. 14 марта 1633 г. кор. Владислав IV Ваза передал правосл. еп. Иосифу (Бобриковичу) «епископию Мстиславскую, Оршанскую и Могилёвскую». В этой грамоте Мстиславскому епископу читается: «Мает теж мети в послушенстве весь народ русский, не в унии с костелом святым Римским будучим... належачий до диецезий архиепископии Полоцкой и епископии Витебской и Мстиславской», поэтому еп. Иосифу разрешалось посещать Полоцк, Витебск и Мстиславль. Аналогичные права в отношении униатов во всех 3 частях диоцеза получил униатский Полоцкий архиеп. Антоний (Селява) (АЗР. Т. 5. 5. С. 9). Однако в грамоте, данной королем униатам в 1635 г., указывалось, что в Витебске, Полоцке и в Новогрудке не должно быть ни одной неуниатской церкви (АСЗР. Т. 1. 138. С. 356-357). Поэтому преемнику Иосифа (Бобриковича) архиеп. Сильвестру (Коссову) не разрешалось посещать Полоцк и Витебск. Правосл. жители последнего, чтобы участвовать в богослужении, должны были посещать находившийся за городом Марков витебский во имя Св. Троицы муж. мон-рь - единственную правосл. обитель на Витебской земле в 1-й четв. XVII в.

http://pravenc.ru/text/158850.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРБАНАСИ [болг. Арнауткьой - албанский], с. в 4 км к северо-востоку от г. Велико-Тырново (Болгария), где находятся церкви Рождества Христова, вмч. Георгия, вмч. Димитрия, свт. Афанасия Александрийского, архангелов Михаила и Гавриила и мон-ри свт. Николая и Успения Пресв. Богородицы (см. Арбанасский во имя свт. Николая жен. мон-рь , Арбанасский в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь ). В болг. науке нет единого мнения об обстоятельствах и времени возникновения А. Название село получило от переселенцев - албанцев (арбанасов) из Эпира (Греция), основавших его, вероятно, в кон. XV - нач. XVI в. Первое письменное упоминание об А. содержится в фирмане султана Сулеймана 1538 г., где сказано, что вместе с др. деревнями село было подарено зятю султана Рустем-паше. Расцвет А. приходится на кон. XVI - кон. XVIII в., вплоть до разорения поселения кирджалийскими разбойниками. Большинство арбанасцев были богатыми торговцами, имевшими привилегии в Османской империи, они вели торговлю с Валахией, Анатолией, Австрией, Италией, Россией и др. К 1640 г. в селе насчитывалось ок. 1000 домов, в период с XVI по XIX в. А. приняло переселенцев из Фракии, Кратова и др. В XVII в. здесь находились летние резиденции валашской фамилии Брынковяну, возможно и Тырновского митрополита. Тогда же было открыто келийное училище. До освобождения Болгарии от османского ига офиц. языком в А. был греч. Несение Креста. Роспись ц. Рождества Христова в с. Арбанаси. 1649 г. Несение Креста. Роспись ц. Рождества Христова в с. Арбанаси. 1649 г. С кон. XVI до кон. XVII в. в А. было построено 7 храмов, к-рые сохранились до наст. времени. Самой ранней является ц. Рождества Христова, согласно ктиторской надписи над входом на зап. стене наоса, расписанная в 1596 г. Это однонефная, одноапсидная церковь с полуцилиндрическим сводом, массивными каменными стенами и черепичным покрытием, делающими церковное здание сходным с жилой постройкой.

http://pravenc.ru/text/75842.html

Городских и сельских монашеских поселений было гораздо больше, чем мон-рей в пустыне. Прп. Кириак Отшельник. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Прп. Кириак Отшельник. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. В Иерусалиме и Вифлееме в IV и V вв. появились 2 лат. монашеские колонии городского типа, основанные знатными римлянками: прп. Меланией Старшей и прп. Павлой. В 1-й нек-рое время подвизался Руфин Аквилейский, во 2-й - блж. Иероним Стридонский. Мелания Старшая прибыла в Иерусалим ок. 373-374 гг. и основала на Елеонской горе жен. монашескую общину, рядом с которой впосл. была создана муж. община во главе с Руфином. В странноприимном доме для паломников, построенном рядом с обителями, некоторое время жил Евагрий Понтийский. Такой же двойной монастырь с гостиницей возник ок. 389 г. в Вифлееме. Жен. община, основанная Павлой, находилась рядом с базиликой Рождества Христова, муж. община во главе с блж. Иеронимом располагалась за городской чертой, недалеко от гробницы Рахили. Жен. мон-рь был разделен на 3 группы насельниц в зависимости от их социального происхождения, управляли монастырем 3 игумении ( Hieron. Ep. 108. 20). Прп. Мелания Младшая, внучка Мелании Старшей, основала 2 киновии, мужскую и женскую (в к-рой были также затворницы), на Елеонской горе, где она поселилась в 413 г. вместе с мужем Апинианом и матерью Альбиной ( Gerontius. Vie de sainte Mélanie/Ed. D. Gorce. P., 1962. P. 205-207. (SC; 90)). На членов этих 2 монашеских общин была возложена обязанность совершать псалмопение в ц. Вознесения и Елеонской базилике. В период т. н. первых оригенистских споров (393-402) латинские монашеские общины Иерусалима и Вифлеема заняли противоположные позиции: иерусалимские общины выступили за учение Оригена, вифлеемские - против него. Часть монахов уклонилась в раскол, порвав общение с Иерусалимским архиеп. Иоанном ( Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). 46. 5). После смерти Мелании Младшей управление мон-рем перешло к ее ученику и биографу Геронтию († 485). Св. Павла Византийская. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010