Согласно Житию, П. род. «от благородных и благочестивых родителех» и получил хорошее образование. Когда он достиг совершеннолетия, родители попытались найти ему невесту, однако юноша решительно отверг возможность брака и в возрасте 22 лет покинул родительский дом. Он ушел в мон-рь в честь Рождества Христова на Волге (вероятно, находился на месте совр. с. Прилуки Угличского р-на Ярославской обл.). Рождественский монастырь был связан с Троице-Сергиевым, возможно, прп. Сергий Радонежский был его основателем. Здесь П. принял постриг и вел аскетический образ жизни. Не найдя себе в обители духовника, он попросил разрешения у настоятеля покинуть ее. П. ушел к прп. Сергию, к-рый принял монаха с «великою любовью» и взял его под свое руководство. В Троице-Сергиевом мон-ре П. трудился на различных монастырских службах неск. лет, после чего по благословению прп. Сергия ушел жить в отходную келью, «со всяцем тщанием и усердием работая в безмолвии». Здесь он провел в полном одиночестве 15 лет. Вскоре слава о его подвигах разнеслась далеко за пределы обители. Выйдя из затвора, П. стал просить Сергия Радонежского отпустить его из мон-ря. Преподобный дал ему свое благословение и «непобедимое орудие крест Господень», к-рый на момент написания Жития еще хранился в Павловом Обнорском мон-ре. Покинув обитель, П. устремился на север. Как свидетельствует Житие, он «в многых пустынях живяше лета доволна в безмолвии». Более подробная информация о странствиях П. содержится в Проложной редакции. Здесь говорится, что из Троицы П. пришел в Кириллов Белозерский мон-рь. Свящ. Иоанн Верюжский, однако, подверг сомнению этот факт, поскольку П. мог поселиться в Кирилловом мон-ре только после 1397 г. (ранняя дата основания обители), однако в это время подвижник уже пребывал в Комельском лесу. Далее, если следовать Проложной редакции, П. перешел на берег р. Одромы (вероятно, Урдома - река в Тутаевском р-не Ярославской обл.), где жил в отходной келье. Затем он переместился в Галич и поселился, судя по всему, в одной из пустыней, основанных прп. Авраамием Галичским: «в велицей пустыни у Пречистыя Богородицы», однако был оттуда изгнан. Наконец он ушел в Городец, в Феодоровский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

2010. С. 559). В перечне соловецких старцев XVI в., приведенном Е. В. Крушельницкой и Т. А. Тутовой, названы неск. человек с именем Иов (Иев) (см.: Крушельницкая Е. В., Тутова Т. А. Старцы Соловецкого мон-ря XVI в. по упоминаниям в грамотах ризничной коллекции и др. док-там (указ. имен)//КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С. 74-75); ни один из них не может быть отождествлен с И. В 1614 г. святой покинул Соловецкий мон-рь и пришел в с. Усть-Вашка (ныне с. Лешуконское Архангельской обл.), у впадения в р. Мезень р. Вашки. Согласно грамоте царя Михаила Феодоровича Ущельской пуст. от 14 авг. 1615 г., усть-вашкские крестьяне призвали святого для основания мон-ря «на пустое место на Ущелью и данные ему на то место дали по своим купчим». Одной из причин приглашения И. местными жителями было отсутствие общежительного мон-ря на Мезени, из-за чего «которые-де крестьяне постригаютца в черньцы и в схиму, и им жить негде, живут по своим домам с женами и з детьми» (Память кеврольского и мезенского воеводы. 1929. Стб. 609-611) (к нач. XVII в. на Мезени существовали 2 пустыни: Никольская и Троицкая Чирцова, основанная в 80-х гг. XVI в.; см.: Новиков. 2003. С. 170). И. решил поселиться неподалеку от с. Усть-Вашка, в пустынной местности Ущелье (щелье - речной мыс), у впадения в р. Мезень р. Ежуги (Щелья). И. поставил деревянную часовню в честь Рождества Христова, постепенно к святому стала собираться братия. Царь грамотой 1615 г. обеспечил материальное содержание мон-ря. В 1622 г. вместо часовни был возведен деревянный храм в честь Рождества Христова, поставлены братские кельи. Ущельский мон-рь зафиксирован в писцовой книге Кеврольской и Мезенской волостей 1623 г.: «У Вашки монастырь стал… в 122 (1614) г. В нем церковь Рожество Христово, древяна, вверх, нова, поставлена в 130 (1622) г. ...На монастыре ж в келье строитель Иев, да в четырех кельях братии восемь старцов, да двор скотиной... Дань и оброк не положены, потому что строит его строитель Иов внове» (Подлинная писцовая книга погостов, сел и деревень в государевых черных волостях Кевроля и Мезени 1623 г.//РГАДА.

http://pravenc.ru/text/578160.html

После 1917 г. в Муроме были закрыты и разрушены мн. храмы (особенно с 1922 по 1940), в т. ч. Богородице-Рождественский кафедральный собор, Николо-Можайский и Николо-Зарядский, Иоанно-Предтеченский, Христорождественский храмы и мн. др. В Муроме проходили кампании по вскрытию св. мощей благоверных князей Константина, Михаила и Феодора (1919), благоверных кн. Петра и кнг. Февронии (1923), прав. Иулиании Лазаревской (1930), к-рые передавались в Муромский музей. Святыни были возвращены РПЦ в 1989 г. в рамках празднования 1000-летия Крещения Руси . К нач. 1935 г. в Муроме действовали 8 приходских храмов, монастыри к этому времени были закрыты. С М. и В. е. связаны жизнь и служение новомучеников Российских архиеп. сщмч. Александра (Трапицына) , еп. сщмч. Германа (Ряшенцева) , прот. сщмч. Иоанна Тихомирова , свящ. сщмч. Константина Твердислова и др. С 1943 г. в Муроме как приходский действовал Благовещенский собор закрытого Благовещенского муж. мон-ря. Около него собралась община дивеевских сестер во главе с последней игуменией Серафимова Дивеевского во имя Святой Троицы женского монастыря Александрой (Траковской). В 1970-1979 гг. в пределах совр. епархии существовал 51 приход. С 1990 г. начался этап возрождения церковной жизни в Муроме и районе. В 1991 г. Владимирской епархии был передан Троицкий жен. мон-рь, в том же году вновь открыт Благовещенский муж. мон-рь, в 1995 г. началось возрождение Спасо-Преображенского муж. мон-ря; в 1998 г. возобновлен Воскресенский жен. мон-рь, открываются и приходские храмы города. С 2008 г. Муром становится центром празднования Дня семьи, любви и верности, приуроченного к дню памяти благоверных кн. Петра и кнг. Февронии. В 2012 г. было образовано Муромское вик-ство, с 16 июля 2013 г. Муром стал центром новообразованной епархии. К моменту образования М. и В. е. на ее территории существовало 9 мон-рей (4 мужских, 5 женских), 2 архиерейских жен. подворья, 65 приходов, в составе духовенства было 59 священников и 3 диакона. Святыни и крестные ходы

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Ап. Петр. Икона VI в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Ап. Петр. Икона VI в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) В иконе «Мученики Сергий и Вакх» (VII в., Музей зап. и вост. искусства, Киев), далеко отстоящей от реалистического портрета, еще сохраняются классические живописные приемы, тогда как в иконе «Два мученика» (VII в., Музей зап. и вост. искусства, Киев), где письмо предельно упрощено, образы приобретают выразительность народного примитива; возможно, обе эти иконы являются памятниками палестинского искусства. Трудно с определенностью судить о происхождении таких икон, как «Богоматерь с Младенцем» (VII в., ц. Санта-Мария Нуово, Рим), «Христос Ветхий денми во славе», «Три отрока в пещи огненной» (обе - VII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), отличающихся не столь высоким уровнем исполнения. Живописная крышка реликвария (VI в., Музеи Ватикана) с евангельскими сценами (Рождество Христово, Крещение, Распятие, Жены-мироносицы у гроба, Вознесение) по экспрессивному стилю и особенностям иконографии относится к произведениям сир. искусства, перекликаясь с миниатюрами Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I. 56, 586 г.). Вероятно, к той же художественной традиции принадлежит икона «Распятие» (VII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), где изображения распятых с Христом разбойников сопровождаются именами (ΓΕΣΤΑΣ и ΔΗ[ΣΜΑΣ]), известными по памятникам апокрифической лит-ры. Надписями сопровождаются иконы «Христос и св. Мина» (VI в., Лувр, Париж) и «Еп. Авраам» (VI в., Гос. музеи Берлина), найденные при раскопках в Египте. На 1-й представлены в рост особо чтимый в Египте св. Мина с покровительствующим ему Христом, на 2-й - поясное изображение святителя с Евангелием в руках. Приземистые пропорции, плоскостные фигуры, примитивный рисунок ликов и цветовая гамма, в к-рой используются локальные цвета (белый, черный, коричневый, желтый), сближают эти иконы с фресками из Бауита. Средневизантийский период (сер. VII - кон. XII в.) 2-я пол. VII-VIII в.- время сложения средневек. культуры В. и., определяющей чертой к-рой являлось христ.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Новгородский и С.-Петербургский Исидор (Никольский) , к-рый в 1875 г. пожертвовал 1 тыс. р. на стипендию своего имени. В 1882 г. член Учебного комитета при Синоде И. К. Зинченко инспектировал Деревяницкое и Державинское (в Званском в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ре) жен. духовные уч-ща Новгородской епархии. По его докладу и ходатайству митр. Исидора 10 авг. 1883 г. уч-ща в учебном плане были объединены в одно и преобразованы по уставу епархиальных жен. уч-щ. Курс Державинского училища стал соответствовать 3 низшим классам, курс Деревяницкого - 3 высшим классам епархиальных жен. училищ. С сент. 1882 г. и до кончины 5 июля 1911 г. инспектором классов состоял свящ. Арсений Вихров. На средства митр. Исидора за оградой Д. м. для уч-ща был построен 3-этажный кирпичный корпус (освящен митр. Исидором в сослужении архиеп. Ярославского Ионафана (Руднева) и еп. Старорусского Анастасия (Добрадина) 12 авг. 1884). К 1892 г. при Д. м. насчитывалось 68 воспитанниц; 40 из них содержались за счет мон-ря, 28 - на именные стипендии. В 1888 г. Д. м. и уч-щем управляла казначея мон. Серафима, в 1889-1894 гг.- мон. Флорентия. В 1890 г. экономка уч-ща и казначея Д. м. мон. Серафима была переведена в новоустроенный Косинский Никольский мон-рь близ Ст. Руссы. С 12 июля 1894 г. Д. м. и уч-щем управляла казначея Десятинного в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря мон. Измарагда (Михайлова Ираида Клавдиевна), с 13 янв. 1909 г.- настоятельница Званского мон-ря игум. Нина (Тимофеева Надежда Тимофеевна). 21 сент. 1892 г. в Д. м. совершал литургию прот. св. Иоанн Кронштадтский . В 1905 г. съезд духовенства Новгородской епархии постановил ходатайствовать о соединении Званского и Деревяницкого уч-щ в с. Деревяницы при непременном условии закрытия обители. Постановление реализовано не было, и епархиальное училище продолжало соседствовать с Д. м. до 1917/18 уч. г., когда оно было закрыто. А. К. Галкин Экономическое положение В XVII в. Д. м. принадлежали вотчины в Обонежской, Водской и Бежецкой пятинах - в погостах Андреевском Грузинском, Деревяницком и Прокофьевском Бельском ( Кадыкин.

http://pravenc.ru/text/171729.html

м. по указу царя Иоанна IV Васильевича Грозного была переведена братия Коневецкого в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря . В 1582 г. царь Иоанн пожаловал объединенной обители несудимую грамоту (подтверждена в 1628 царем Михаилом Феодоровичем, в 1646 - царем Алексеем Михайловичем). После возобновления в 1597 г. Коневецкого мон-ря его насельники вернулись из Новгорода. В 1610 г., во время швед. нашествия, коневецкие иноки вновь переселились в Д. м., привезя с собой Коневскую икону Божией Матери (до 1799 находилась в Воскресенском соборе Д. м.). Настоятелем объединенной обители стал коневецкий игум. Леонтий. В период оккупации Новгорода шведами (1611-1617) братия обеих обителей укрывалась в тихвинском Большом в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре . В 1672 г. указом Новгородского митр. Иоакима (Савёлова) Д. м. был отнесен к числу «степенных». В 1700 г., при Новгородском митр. Иове , в Д. м. была учреждена архимандрития. В 1764 г. Д. м. был причислен к 3-му классу с игуменским правлением. Л. А. Секретарь Выпускницы духовного училища и насельницы Деревяницкого мон-ря. Фотография. Нач. XX в. Определением Святейшего Синода от 1 нояб. 1874 г. (утверждено императором 25 янв. 1875) Д. м. был обращен в женский с открытием в нем жен. уч-ща для сирот духовенства Новгородской епархии. Немногочисленную братию распределили по др. мон-рям. Так, последний настоятель иером. Иринарх был перемещен по прошению в Варлаамиев Хутынский мон-рь на должность казначея. 17 июля 1875 г. управляющей Д. м. была назначена рясофорная послушница новгородского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря М. А. Ивановская (1841-1903). В 1879 г. она приняла постриг с именем Валентина, была возведена в сан игумении, 13 янв. 1888 г. переведена настоятельницей в с.-петербургский Новодевичий мон-рь . Открытие уч-ща «для сирот беднейших» состоялось 28 сент. 1875 г. Наблюдение за учебно-воспитательной работой осуществляла игум. Валентина (Ивановская). Духовенство епархии приглашалось к ежегодным пожертвованиям на уч-ще, пример подал митр.

http://pravenc.ru/text/171729.html

В иконописи XX в. образ И. (в группе Олонецких чудотворцев, без куколя) был введен в композицию «Все святые, в земле Русской просиявшие» на иконах письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на их повторениях кон. XX - нач. XXI в. Святой представлен с непокрытой головой и с развернутым свитком в руках под 22 сент. на одном из подготовительных рисунков мон. Иулиании к лицевым святцам русских святых (1959-1962, частное собрание; см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed. N. Aldošina. [Iväskyla], 2000. P. 37). В совр. произведениях иконописи И. изображается в схиме, как в куколе, так и с непокрытой головой, с благословляющей десницей и с игуменским жезлом в левой руке, иногда с посохом, Евангелием и четками в руках (чтимый образ, написанный в 2004, находится в ц. во имя Ионы в пос. Кварцитном). Существуют ростовые и поясные образы, извод с фигурой преподобного в коленопреклоненном молении перед образом Богоматери с Младенцем (2008, храм в пос. Кварцитном). Одна из первых икон написана по фотографии утраченного образа в 2001 г. на средства Спасо-Рождественского прихода с. Шелтозера на подворье Валаамского мон-ря в С.-Петербурге. Иконы И. находятся в Ионо-Яшезерском Благовещенском мон-ре и на его подворье в ц. Рождества Христова в с. Шелтозере, в домовой ц. во имя Ионы в Шокше. На иконе «Собор Карельских святых» кон. XX - нач. XXI в. (собор блгв. кн. Александра Невского в Петрозаводске; см.: Православная Карелия: Издание посвящено 15-летию возрождения Петрозаводской и Карельской епархии. Петрозаводск, 2005. С. 2) И. представлен во 2-м ряду крайним справа, в округлом куколе, со свитком в левой руке (надпись: «Св. Иона Яшезерский»). Создана житийная иконография преподобного: иконы нач. XXI в. (подворье Ионо-Яшезерского мон-ря в с. Шелтозере) и 2008 г. (Ионо-Яшезерский мон-рь). Разработка житийных клейм на иконе нач. XXI в. принадлежит наместнику Ионо-Яшезерского мон-ря игум. Досифею (Ларионову). В состав клейм вошли следующие сюжеты: И. приходит в Свирский мон-рь к прп. Александру Свирскому; прп. Александр Свирский совершает постриг И.; прп. Александр Свирский благословляет И. на пустынничество; И. поселяется на Яшезере и ставит крест на месте буд. пустыни; к И. приходят первые насельники; И. с братией строят ц. Благовещения Пресв. Богородицы; И. ископал канал и соединил озера Яшезеро и Сенное; Господь возвещает И. о скорой кончине; И. удаляется в пещеру; преставление И.; братия переносит тело И. в обитель; погребение И. На нек-рых совр. иконах И. изображен вместе с др. Карельскими чудотворцами, в частности с прп. Александром Свирским, под образом Св. Троицы.

http://pravenc.ru/text/578262.html

1650 г. получил благословение (ГИМ ОПИ. Ф. 17. Оп. 2. Ед. хр. 16. Л. 1-2, на л. 2 об. помета с разрешением). В мон-ре Л. ввел общежительный устав. В Житии святого сообщается, что он обладал особым даром умиления и не мог служить литургию без слез. Кроме того, он был замечательным проповедником. Будучи строителем Лукиановой пуст., Л. постриг в монашество настоятеля Троицкого храма в Александровской слободе свящ. Феодора, вдовую попадью Анну (в монашестве Анисия), вдовицу Феклу (в монашестве Феодора). Инокини жили при приходском храме Рождества Христова в слободе. Благодаря хлопотам Л. в 1650 г. царь Алексей Михайлович разрешил монахиням поселиться при храме Успения Пресв. Богородицы в Буграх на Государевом дворе и создать жен. мон-рь. Имя Л. названо первым в перечне духовников синодика александровского Успенского мон-ря (ГИМ. Епарх. 776. Л. 17 об.; кон. XVII - XVIII в.). После того как число монахинь в обители достигло семи, Л. ввел общежительный устав. Опасаясь нападений на монахинь, подвижник не разрешал им общаться с мирянами, даже пожертвования они принимали через окно. Известны прижизненные чудеса святого. В 1653 г. в Лукианову пуст. привезли больную жительницу с. Авксентьева Александровского у. Антонину. В течение 6 месяцев женщина не могла наступать на больную ногу. Перед чудотворной иконой она молилась, поддерживаемая своими дочерьми. После молебна, совершенного Л., Антонина покинула храм без посторонней помощи и в благодарность пожертвовала убрус на запрестольную Смоленскую икону Божией Матери. Чудо 2-е «Сказания...» о Л. повествует об исцелении бесноватого Иоанна, жителя того же с. Авксентьева. Он оставался в обители несколько дней, все это время Л. с братией непрестанно молились о больном. Чудо 1-е «Сказания о Пресвятой Богородицы Успения...» рассказывает об исцелении по молитвам Л. в александровском Успенском мон-ре иером. Гурия, «одержимого нечистым духом». Л., обладавший даром пророчества, предсказал мор 1653-1654 гг. В «Сказании об Успенском монастыре» сообщается, что после мора в обители осталось только 6 стариц. 15 авг. 1654 г., «в моровой год», как говорится в этом Сказании, Л. освятил Успенский храм Александровского мон-ря, тогда из Лукиановой пуст. в мон-рь была принесена с крестным ходом икона Рождества Пресв. Богородицы (в 1771 традиция совершать крестный ход с чудотворным образом была возобновлена и приурочена к 6-му воскресенью после Пасхи). Л. преставился в праздник Рождества Пресв. Богородицы. В этот день он причастился Св. Христовых Таин и долго молился перед чудотворной иконой. Когда подвижник ослабел, ученики вывели его на монастырский двор и положили на траве, здесь братия простилась с настоятелем.

http://pravenc.ru/text/2110831.html

В 397 г. Руфин вернулся в Италию († 410). Блж. Иероним продолжал подвизаться в Вифлееме, где и скончался в 419/20 г. и был погребен в Св. пещере, поблизости от места Рождества Христова. Прп. Мелания Старшая скончалась в 405 г., но история мон-рей на Елеонской горе получила продолжение, когда там поселились ее внучка прп. Мелания Младшая († 439) и ее муж прп. Пиниан. В 30-х гг. V в. они основали муж. и жен. мон-ри, поскольку, вероятно, к этому времени мон-ри Мелании Старшей и Руфина пришли в упадок (Vita Sanctae Melaniae Junioris//AnBoll. 1889. Vol. 8. P. 19-63). В V в., по мере развития кризиса Зап. Римской империи и ее крушения, приток в Св. землю паломников из Зап. Средиземноморья постепенно сокращался. Мон-ри, основанные латиноязычными подвижниками и рассчитанные на прием пилигримов с Запада, неизбежно должны были прийти в упадок. Тем не менее жизнь в этих обителях продолжалась еще не одно столетие; могилы блж. Иеронима и его духовных учениц в Вифлееме сохранились до наст. времени. Паломники же из Вост. Римской империи продолжали прибывать. Обустройство странноприимных домов и монастырей, где они могли бы остановиться,- одна из главных забот имп. Евдокии, которая так же, как ранее благородные рим. дамы, приехала в Иерусалим паломницей, но затем осталась здесь навсегда. Важнейшее значение для дальнейшей истории монашества Палестины имела подвижническая деятельность прп. Евфимия Великого (ок. 377-473), к-рый пришел в Палестину как паломник в нач. V в. и некоторое время жил в мон-ре Фаран под Иерусалимом. В 411 г. Евфимий и его спутник прп. Феоктист из Каппадокии поселились в пещере у Вади-эль-Мукаллик, недалеко от Иерихона. Через неск. лет вокруг их пещеры сложился новый общежительный мон-рь, настоятелем к-рого стал Феоктист. В нач. 20-х гг. IV в. Евфимий отправился в странствие по окрестным пустынным местам, но через неск. лет вернулся и поселился в пещере недалеко от мон-ря Феоктиста и дал основание новому мон-рю - лавре (араб. Хан-эль-Ахмар). В 428/9 г. свт. Иувеналий Иерусалимский освятил для лавры Евфимия монастырский храм. За свою долгую жизнь прп. Евфимий стал духовным отцом для монахов, пастырей и всей христ. общины ИПЦ ( Cyr. Scyth. Vita Euthym.). Со времени становления его лавры монашество начинает во многом определять жизнь Церкви Палестины. Из числа монахов вышли большинство известных нам Иерусалимских патриархов, епископов и церковных писателей 2-й пол. V-VII в. Расцвет христианства в Палестине (451-636)

http://pravenc.ru/text/293788.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЮССЕЛЬСКАЯ И БЕЛЬГИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена 11 дек. 1936 г., территория совпадает с территорией Королевства Бельгия. Кафедральный город - Брюссель, кафедральный собор - во имя свт. Николая. Правящий архиерей - с 1987 г. архиеп. Симон (Ишунин) . На 1 янв. 2003 г. в епархии действовало 7 приходов (в Брюсселе помимо кафедрального собора: храмы Покрова Богородицы, св. прав. Анны, св. Иоанна Предтечи (приписной к собору), храм во имя Св. Троицы в Шарлеруа, храм Всех святых в земле Российской просиявших в Оттиньи, храм Рождества Христова в Антверпене) и 1 мон-рь (см. «Всех скорбящих Радость» иконы Божией Матери муж. мон-рь в Первейзе ); клир епархии составляют 8 священников и 6 диаконов. Мон-рь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Первейзе. Фотография. 1990 г. Мон-рь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Первейзе. Фотография. 1990 г. Первый рус. правосл. храм в Бельгии был освящен в честь свт. Николая Мирликийского в 1862 г. в Брюсселе и находился в подчинении С.-Петербургского митрополита. Основателем церкви являлся рус. посланник при Бельгийском королевском дворе кн. Н. А. Орлов, первым настоятелем - прот. Николай Белоросов. До 1876 г. церковь размещалась в городском доме и содержалась на средства устроителя, но еще в 1871 г. был объявлен сбор пожертвований на строительство нового храма. По повелению имп. Александра II от 13 дек. 1875 г. с 1 янв. 1876 г. церковь была передана в ведение Мин-ва иностранных дел со статусом «церкви императорской Российской миссии в Брюсселе»; штат был определен в 1 священника и 2 псаломщиков. 1 авг. 1876 г. при настоятеле прот. Евгении Смирнове церковь была перенесена на ул. Шевалье, 29, в 1887 г. настоятель храма прот. Афанасий Петров выкупил здание, в 1896 г. храм был расширен и перестроен. В кон. XIX в. возникла необходимость создания благочиния с центром в Брюсселе, в к-рое могли бы войти рус. посольский храм в Гааге, а также открывающиеся храмы в Бельгии и Нидерландах. В это время в Брюсселе существовала большая греч. колония, окормлявшаяся в Никольском храме, поэтому после кончины прот. Афанасия Петрова в 1904 г. в Брюссель был назначен грек прот. Александр Смирнопуло, на к-рого предполагалось впосл. возложить послушание благочинного. Указом Патриарха св. Тихона от 8 апр. 1921 г. брюссельский храм перешел в подчинение архиеп. (с 1922 митр.) Волынскому Евлогию (Георгиевскому) . В нач. 1922 г. архиеп. Евлогий, сохранив за Никольским храмом статус церкви при Российской миссии, дал благословение прот. Александру организовать приходское собрание, с этого времени храм стал приходским. После кончины прот. Александра настоятелем храма 18 февр. 1922 г. был назначен прот. Петр Извольский , бывш. обер-прокурор Святейшего Синода. Его усилиями в 1924 г. при храме была организована приходская школа для детей эмигрантов, в к-рой преподавали Закон Божий, рус. историю и рус. язык.

http://pravenc.ru/text/153527.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010