Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Боянская икона Божией Матери. 1991 г. (мон-рь в честь Боянской иконы Божией Матери) Боянская икона Божией Матери. 1991 г. (мон-рь в честь Боянской иконы Божией Матери) чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви) в с. Бояны Новоселицкого р-на Черновицкой обл. Икона была написана в 1991 г. для местного ряда иконостаса обновляемой после 30-летнего запустения ц. Рождества Богородицы (с 1961 служила хранилищем для удобрений). Первое чудо - истечение слез - Б. и. явила во время богослужения 18 дек. 1993 г. в честь свт. Николая, архиеп. Мирликийского. К окончанию службы слезы, наполнившие глаза Богоматери, достигли нижнего края иконы. Множество чудес, происходящих от Б. и., в т. ч. исцелений от рака (первые случаи зафиксированы в кон. 1993 - исцеление отрока Георгия из Хмельницкой обл. и правосл. священника из Польши), были детально изучены и представлены в Синодальную комиссию. 4 окт. 1994 г. на заседании Свящ. Синода Украинской Православной Церкви под председательством митр. Киевского и всей Украины Владимира икона была признана чудотворной и получила название Боянской по месту, где явила свои чудеса; празднование в ее честь установлено 25 сент. 28 дек. 1999 г. при ц. в честь Рождества Богородицы решением Свящ. Синода Украинской Православной Церкви был основан Боянской иконы Божией Матери жен. мон-рь. В наст. время икона находится на своем первоначальном месте; она написана маслом на доске (55 ´ 77 см). Богородица представлена типом Одигитрия, Младенец Христос сидит на левой руке Богоматери, правой Она придерживает Его стопу. Богомладенец облачен в белый хитон и гиматий охристого цвета, правой рукой Он благословляет, левая возлежит на державе. Икона украшена серебряным окладом, изготовленным в 1994 г. мастерами художественно-производственного предприятия «Софрино» РПЦ, и многочисленными пожертвованиями богомольцев.

http://pravenc.ru/text/153293.html

После ухода грабителей оставшиеся насельники мон-ря собрали останки мучеников и похоронили их в братской могиле недалеко от сгоревшей обители. У могилы ок. 1600 г. была устроена часовня. В 1808 г. кольский купец Р. Шабунин поставил новую Троицкую часовню взамен обветшавшей, на могиле преподобномучеников стоял крест. В сер. XIX в. началась активная колонизация Мурманского берега и в устье Печенги поселилось до 300 колонистов. Попечением колонистов и усердием подвижника рус. Лапландии свящ. Георгия Терентьева Троицкая часовня была перестроена в церковь, в 1883 г. состоялось ее освящение во имя прп. Трифона Печенгского. В 1900 г. церковь была перенесена в район сел. Баркина, ниже по течению Печенги, поскольку на ее месте возобновленный во 2-й пол. XIX в. Трифонов Печенгский мон-рь построил ц. в честь Рождества Христова, алтарь к-рой расположился над могилой мучеников. Одной из почитаемых реликвий мон-ря стал найденный над могилой мучеников слиток, представляющий сплав из камня, кирпича, глины и обгоревших человеческих костей. В этой церкви с 1995 г. располагается возрождаемый Трифонов Печенгский мон-рь. В возобновленном в кон. XIX в. Трифоновом Печенгском мон-ре почитание «игумена Гурия с братией монастыря убиенной» совершалось в лике «местночтимых усопших» ежедневным служением панихид (Указ Святейшего Синода от 21 дек. 1890). Г. упомянут без описания внешности в иконописном подлиннике 30-х гг. XIX в. под 16 июля: «Гурий Печенгский, преподобномученик, игумен, и Иона Печенгский, священномученик, иноки Троицкого Трифонова Печенгского монастыря, Кольские чудотворцы» (ИРЛИ. Колл. Перетца. 524. Л. 193 об.- Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 91). В совр. службе Всем святым, в земле Российской просиявшим, в прошении на литии поминаются Иона, Г. и Герман Печенгские, Кольские (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 377). Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было восстановлено в 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) . Имена убиенных иноков Печенгского мон-ря вошли в Собор Кольских святых, празднование которому было установлено 15 окт. 2003 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II .

http://pravenc.ru/text/168364.html

Хоругвь св. Григория Просветителя. 1448 г. (Музей-сокровищница Эчмиадзин) Хоругвь св. Григория Просветителя. 1448 г. (Музей-сокровищница Эчмиадзин) В позднее средневековье керамические изделия изготавливаются гл. обр. в Кютахье (Кутине) и Нор-Джуге. Роль Кютахьи (в XVII в. здесь были 3 арм. церкви и 3 квартала) возрастает в 1648 г., после упадка производства в Никее. Из Кютахьи происходит древнейшее фаянсовое изделие Анатолии - литургическая чаша с указанием на арм. языке имени мастера (Абраам Кютаеци) и даты создания - 1510 г. На др. чаше в виде пиалы с внешней стороны изображен храм с куполами, с внутренней - апостолы (Афинский музей). Литургическая утварь из Кютахьи широко использовалась в церквах Армянского патриархата в Иерусалиме. Др. направлением мастерских Кютахьи и Нор-Джуги было изготовление для церквей панно из расписных облицовочных плиток (ц. Аствацацин в Нор-Джуге, 1651-1666), истоки к-рых восходят к тур. и иран. искусству, к керамике Закавказья XIII-XIV вв., а также в трактовке религ. сцен - к арм. миниатюрной живописи. Тайная вечеря. Изразец. 1720 г. (?). Кютахья (Эчмиадзинский мон-рь) Тайная вечеря. Изразец. 1720 г. (?). Кютахья (Эчмиадзинский мон-рь) Наиболее ранние сохранившиеся образцы искусства резьбы по дереву относятся к X в.: капители притвора ц. Аствацацин мон-ря Севан (2 в ЕГИМА; 2 с растительным орнаментом и изображением птиц по сторонам древа в ГЭ) и Распятие из обители мон-ря Авуц-тар (ЕГИМА). Интересен изготовленный из цельного куска дерева аналой 1161 г. из Ани, украшенный, как и большинство др. (1272, из Ани; 1678, из ц. Сурб Геворг в Нахичевани), изображением крестов, плетенкой, растительным орнаментом. Аналой из Севастии украшен изображениями переплетенных змей, летящих птиц, всадников и медведей. Резьбой также украшались деревянные двери храмов, напр., из ц. Аракелоц в Муше (мастера Торос, Григор и Лукас. 1134. ЕГИМА) покрыта ковровым орнаментом, верхняя планка наличника украшена изображениями всадников (иллюстрация эпоса «Давид Сасунский»), боковые части - изображениями животных и фантастических существ. Ряд резных дверей повторяет композицию хачкара со сплошной геометрической резьбой и изображением креста в центре (1176, из ц. Аракелоц мон-ря Севан; 1253, из Татева - все в ЕГИМА). Изображение креста на двери из ц. Аракелоц мон-ря Севан (1557, ЕГИМА) заменено сценой «Сошествие Св. Духа», над к-рой представлена композиция «Вознесение». Художественную ценность представляют двери ц. Рождества Христова в Вифлееме, XIII в., с арм. и араб. эпиграфикой; арм. собора св. Акоба (Иакова) в Иерусалиме, 1370 г., с трехстрочной арм. надписью; ц. св. Иоанна Предтечи в Муше, XII-XIII вв., мастеров Саака и Киракоса; двери из церквей Феодосии, 1330 и 1336 гг.; царские врата иконостаса 1720 г. собора Эчмиадзин, богато инкрустированные перламутром, и др. Архитектура и изобразительное искусство 2-й пол. XIX-XX в.

http://pravenc.ru/text/76104.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь Будиславского мон-ря в честь Преображения Господня. XIV в. ц. (XIV в.) и жен. мон-рь в честь Преображения Господня, расположенные в 17 км к востоку от г. Печ (Косово и Метохия, Сербия); подворье (метох) мон-ря Печской патриархии Сербской Православной Церкви. Храм имеет в плане крест с легким выносом рукавов, граненую апсиду, купол приподнят на постаменте, в кладке чередуются камень и кирпич; в 1872 г. был пристроен нартекс. Частично сохранившаяся надпись на каменной плите, встроенной в вост. стену апсиды, позволяет приписать ктиторство храма св. кор. Милутину , предание связывает церковь с именем св. Елены Дечанской . в 1568 г. Печским Патриархом Макарием (Соколовичем) здание было отремонтировано, первоначальную роспись заменили новой, о чем говорится в надписи над входом на зап. стене. фрески XVI в. сохранились не полностью, в апсиде представлено Причащение апостолов, ниже - Служба св. отцов, в жертвеннике - Христос во гробе, с ангелами по сторонам, и архидиак. Стефан. В алтаре кроме изображений святителей в рост помещены фигуры святых Даниила Столпника и Параскевы Пятницы. Уникальная деталь росписей - размещение композиции «Сошествие во ад» на сев. стене алтаря. В верхней части наоса представлены композиции Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Распятие, Оплакивание, Жены-мироносицы у гроба Господня; на зап. стене - Успение Богоматери. в нижнем ярусе сохранились поясные изображения святых в медальонах. На зап. стене у входа - архангелы и святые Георгий, Димитрий, Симеон (в миру Стефан Неманя), серб. святители Арсений, Никодим (имя 3-го не сохр.), свт. Николай, архиеп. Мирликийский, Иоанн Предтеча и Богородица, свт. Савва Сербский, апостолы Павел и Петр и Патриарх Макарий, подносящий Христу модель храма и держащий в руке развернутый свиток с молитвой. Роспись выполнена тем же мастером, что работал и в ц. свт. николая, архиеп. Мирликийского, в Дубочице близ г. Плевля (1565). В церкви также сохранились нек-рые фрески и иконы XVII, XVIII и XIX вв., подписанные Максимом Туйковичем, Василием Крстичем Джиновским и его братом Александром. Особую ценность представляет храмовая икона XIV - нач. XV в. В наст. время в Б. 10 насельниц, с июня 1999 г. мон-рь находится под защитой войск KFOR, расположенных на его территории. В июле 1999 г. пропал иером. Стефан (Пурич), служивший в обители; по неподтвержденной информации он был замучен албан. экстремистами и сброшен в колодец. Почитается как новомученик. Лит.: М. Црква у Будисавцима//Старине Косова и Memoxuje. 1961. 1. С. 113-144; Г. Низови портрета српских епископа, архиепископа и nampujapaxa у зидном сликарству (XIII-XVI в.): Сава - Свети Сава//Ucmopuja и Београд, 1979. С. 319-340. Б. Тодич Рубрики: Ключевые слова: ЕЖЕВИЦА муж. мон-рь с ц. во имя свт. Николая Чудотворца Жичской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ)

http://pravenc.ru/text/153575.html

Е. В. Крушельницкая Иконография Рака над погребением прп. Мартирия Зеленецкого. 2012 г. Копия раки 1857 г. Рака над погребением прп. Мартирия Зеленецкого. 2012 г. Копия раки 1857 г. Первые изображения М., очевидно, появились вскоре после его кончины, однако ни древних икон преподобного, ни сведений о них не сохранилось. В иконописном подлиннике внешность святого описывается скупо: «Надсед, брадою аки Савва Звенигородский, в схиме, риза преподобническая» (РНБ. Погод. 1931. Л. 54 (25 окт.)); он назван «иже на Тихвине реце Тверской чудотворец» (см: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 165). Текст на свитке по др. подлиннику: «Се убо братия моя, по благодати Божии отходя света сего, предаю вас в руце Господни. Имейте во всем упование на Его и на Пресвятую Богородицу. Аз бо убо молитвами ея, еже желах от Господа да и восприях. Еще ныне телом хотя и отхожду от вас, но духом присно с вами. Кто из вас, живущих во обители сей, сего света отидет, аз имам Господа молитвами о упокоении души его [пропуск текста] предаде святую душу свою в руцех всех Бога. В лето от сотворения мира 7111, от Рождества Христова 1603 месяца марта в 1 день» (БАН. Плюшк. 11. Л. 9 (в особом разделе вне основного состава подлинника) (см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 165-166). Прп. Мартирий Зеленецкий. Икона. Нач. XXI в. Иконописец Г. В. Гашев (Мартириев Зеленецкий мон-рь) Прп. Мартирий Зеленецкий. Икона. Нач. XXI в. Иконописец Г. В. Гашев (Мартириев Зеленецкий мон-рь) Фигура преподобного, по сведениям источников XIX в., была помещена на лопатке малого проема св. ворот тихвинского Успенского мон-ря, расписанных иконописцем Родионом Сергиевым «с товарищи» (1662). Вероятно, изображение М. имелось в росписях Троицкого собора Зеленецкого мон-ря, исполненных новгородскими и тихвинскими иконниками (ок. 1684). Имп. Елизавета Петровна, посетив Зеленецкий мон-рь в 1747 г., приложилась к образу у гробницы чудотворца. Возможно, имеется в виду образ М. (хотя у гроба преподобного стояли 2 чтимых образа, называемые его келейными: икона Св.

http://pravenc.ru/text/2562456.html

Прп. Иаков Железноборовский. Икона. Кон. XIX - нач. XX в. (ц. Рождества Христова, с. Борок Буйского р-на Костромской обл.) († 11.04.1442, Железноборовский Иоанно-предтеченский мон-рь), прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Железноборовский, основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-ря. Основные сведения о святом содержатся в его житии, составленном в 1598 г. игум. Железноборовского мон-ря Иосифом. В наст. время житие известно в единственном списке (в составе конволюта из разновременных тетрадей кон. XVIII - нач. XIX в.: РНБ. Тит. 3800. Л. 50-55) и в пересказах историков и краеведов XIX - нач. XX в., в чьих работах отразилась разновидность Жития, отличающаяся от списка РНБ. Тит. 3800. В XIX - нач. XX в. была известна более подробная редакция текста, нежели та, что отразилась в сохранившемся списке; утраченная редакция Жития содержала сведения о чудесах, совершавшихся по молитвам к И., об учениках И., в частности о прп. Иакове Брылеевском, и др. Согласно житию, И. происходил из рода галичских служилых людей Аносовых. После кончины родителей он поселился в Троице-Сергиевом мон-ре, где принял постриг от прп. Сергия Радонежского. Прожив в мон-ре нек-рое время, И. по благословению прп. Сергия отправился в Галичское княжество. На берегу р. Тёбзы (левый приток Костромы), у с. Железный Борок (ныне с. Борок Буйского р-на Костромской обл.), И. остановился для отдыха и в тонком сне увидел чудесный свет. Приняв видение за знамение свыше, преподобный основал на этом месте мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи. Согласно пересказам жития, в 1390 г. И. получил от митр. Киевского и всея Руси св. Киприана благословенную грамоту на строительство деревянного храма в честь Рождества св. Иоанна Предтечи ( Румянцев. 1873. С. 12-15). Житие связывает с заступничеством И. чудо благополучного разрешения от бремени вел. кнг. Софии Витовтовны в 1415 г., известное по летописям (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 40-41; Т. 11. С. 225-226). Вел. кн. Василий I Димитриевич просил некоего старца (в летописях его имя не названо) из «монастыря святого Иоанна Предтечи под бором за рекою», к которому имел большую любовь и доверие, молиться о здравии своей тяжко страдавшей в родах жены. Старец предсказал благополучное рождение наследника. 10 марта 1415 г. в великокняжеской семье родился сын - буд. вел. кн. Московский Василий II Васильевич . Железноборовский монастырь пользовался покровительством московского великокняжеского дома. Василий I Димитриевич пожаловал обители землю и средства на строительные работы. В 1450 г., во время междоусобной войны с кн. Дмитрием Георгиевичем Шемякой, вел. кн. Василий II разместил в монастыре свою ставку и за взятие Галича «молебная совершал во церкви Ивана Предтечи», благодаря «Бога, и Пречистую Его Матерь, и великих чудотворец» (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 123-124).

http://pravenc.ru/text/200169.html

и. На обороте воспроизведены надписи и указан размер чудотворного образа. Собор Муромских святых в молении Муромской иконе Божией Матери. Икона. 2006 г. Иконописец И. В. Сухов (Христорожде-ственский собор в Рязанском кремле) Собор Муромских святых в молении Муромской иконе Божией Матери. Икона. 2006 г. Иконописец И. В. Сухов (Христорожде-ственский собор в Рязанском кремле) Почитание М. и. возродилось в 90-х гг. XX в. с восстановлением духовной жизни в России. В церковной среде появились «легенды», фиксировались новые «чудесные» события. Во Владимирской епархии новым центром почитания М. и. стал муромский во имя Св. Троицы мон-рь, возрожденный в 1991 г. Мон-рю была подарена М. и. кон. XIX - нач. XX в. (расколотая надвое), по иконографии аналогичная иконе того же времени из МИХМ. Незадолго перед освящением мон-ря мон. Владимир, насельник Оптиной пуст., принес в дар 2-ю М. и. (XIX в.; по его словам, икона была семейной реликвией). Первый совр. список М. и. создан в 1994 г. для церкви во имя мучеников святых Гурия, Самона и Авива в Муроме (микрорайон Карачарово) иконописцем И. В. Суховым. Он установлен на правом клиросе церкви. Его иконография и стиль воспроизводят М. и. кон. XVI - нач. XVII в. из ГТГ. В 1999 г. муромский иконописец В. Моряхин написал поклонный образ М. и. для главного собора Троицкого мон-ря в Муроме (в наст. время в храме в честь Рождества Пресв. Богородицы на подворье мон-ря в Коврове). В 2011 г. в соборе Троицкого мон-ря появился шитый образ М. и., выполненный в стилистике, близкой к работам строгановских мастерских, монахинями Давидой (Овчинниковой) и Августой (Островной). Муромская икона Божией Матери. Кон. XVII в. (Христорождественский собор в Рязанском кремле) Муромская икона Божией Матери. Кон. XVII в. (Христорождественский собор в Рязанском кремле) Изображение М. и. традиционно присутствует на иконах свт. Василия Рязанского и на иконах с изображениями Соборов Муромских и Рязанских святых. В наст. время в Троицком храме находится икона свт. Василия Рязанского с частицей его мощей (1917, дар рязанцев Троицкому мон-рю, передана из МИХМ).

http://pravenc.ru/text/2564376.html

И. опекал мон-ри своей епархии - Ильинский (Крылосский) в Ст. Галиче, Свято-Юрский при львовском кафедральном соборе (для него архиерей установил «Порядок жития монастырского»), Угорницкий Михайловский (в с. Угорники Ивано-Франковской обл.), Беседский Успенский (в с. Беседы Львовской обл.), Манявский Крестовоздвиженский скит. Для игум. Беседского мон-ря Филарета (Служки) И. в 1677 г. составил сборник правил «Листвица, или Узаконение истиннаго общежительнаго жития иноком монастира Беседскаго». В 1679 г. епископ восстановил Крылосский монастырь после нападения татар в 1676 г., подарил обители новую церковную утварь и книги. И. возродил в Гоще Михайловский мон-рь и коллегию, сгоревшие в 1672 г. и переданные ему в 1679 г., возобновил связь Гощанского уч-ща с Киево-Могилянской академией. Ок. 1682 г. И. основал муж. мон-рь в г. Жолква при приходском храме Рождества Христова, куда в 1690 г. по инициативе архиерея были перенесены мощи св. Иоанна Нового, Сочавского ; в мон-ре жил изгнанный с кафедры Сучавский митр. Досифей, в погребении к-рого в 1693 г. И. принял участие. В 1689 г. Львовский епископ отнял у польского гетмана Малаховского епархиальное имение Перегинское (совр. Ивано-Франковская обл.), при котором был возобновлен православный Онуфриевский мужской монастырь, принадлежность которого Галицкой епископии король подтвердил грамотой от 17 февр. 1691 г. И. долгое время вел с местным белым духовенством судебный процесс о возвращении обители имущества. И. распространял в Галичине почитание чудотворной Теребовльской иконы Божией Матери. В 1673 г. чудотворный образ в связи с опасностью его захвата турками по распоряжению И. привезли из Теребовльского правосл. муж. мон-ря Преображения Господня в Свято-Юрский собор. В 1707 г. И. писал в завещании о том, что заступничество Божией Матери через Ее Теребовльскую икону помогло ему остаться в живых во время сражений под Журавно в 1676 г. и под Веной в 1683 г. В честь чудотворного образа при соборе было основано братство. О формировании униат. убеждений у И. на протяжении 1-го десятилетия архиерейства можно говорить гипотетически, поскольку документальных свидетельств этому нет. В разгар борьбы за Львовскую кафедру с Иеремией (Свистельницким) среди православных распространялись слухи о католичестве И. В 1668 г., во время попытки И. завладеть ц. Рождества Христова в Галиче, толпа людей угрожала сделать «с Иосифа второго Йосафата», имея в виду убийство в 1623 г. в Витебске Иосафата Кунцевича . Русский посол в Польше Б. Михайлов в отчете от 16 июня 1692 г. привел сообщение львовского шляхтича Ю. Попары о том, что И. при епископской хиротонии «обещался быти во унии», что он «втай униат, а явно не присягает затем, что братство крепко стоит» (Icmopiя Львова. 1986. С. 89).

http://pravenc.ru/text/578563.html

Михайловская Слобода (1817) и Крестовоздвиженский в с. Селине-Давыдове (1843). В 60-х гг. XIX в. статус единоверческих получили Всехсвятский женский мон-рь за Рогожской заставой, Никольский муж. мон-рь на Преображенском кладбище и Преображенский муж. мон-рь в Гуслице. В 1888 г. построен единоверческий храм Рождества Христова в с. Малькове, в 1905 г. открылся единоверческий храм во имя свт. Петра, митр. Московского, в с. Авсюнине. До начала 20-х гг. XX в. существовало благочиние единоверческих приходов М. е. В 1921 г. было учреждено единоверческое вик-ство М. е., к-рое с титулом «епископ Богородский» возглавил Никанор (Кудрявцев), настоятель Никольского единоверческого мон-ря, к-рому также было поручено руководить Богородским уездным духовным правлением. Целью такого решения было усиление миссионерско-просветительской деятельности среди старообрядцев в Богородском у. В 1923-1924 гг. эту кафедру занимал еп. Платон (Руднев). Почти все единоверческие общины, кроме прихода в Михайловской Слободе, к нач. 30-х гг. XX в. прекратили существование. В 1989 г. был возобновлен храм в Михайловской Слободе (Раменского р-на), ставший в 1993 г. единоверческим. Сюда перешла часть прихожан Никольского храма на Рогожском кладбище, к-рый в 1989 г. утратил статус единоверческого. В окт. 1993 г. получила регистрацию община единоверческого храма во имя свт. Николая в Студенцах в Москве, где с 1994 г. совершаются регулярные богослужения. В 1994 г., при присоединении к правосл. Церкви старообрядцев-неокружников, был основан Преображенский приход в г. Куровское, единоверческими стали храмы Преображения Господня (открыт в 1994 в бывш. особняке купца Кудрявцева) и во имя св. Иоанна Лествичника (построен в 2000). В 1994 г. единоверческим стал храм Владимирской иконы Божией Матери в с. Осташове Воскресенского р-на. В 1999 г. была зарегистрирована община во имя свт. Петра, митр. Московского, в с. Авсюнине Орехово-Зуевского р-на, занимающаяся восстановлением древнего храма. В 2006 г. открылся единоверческий храм Казанской иконы Божией Матери в дер.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

и старца в мон-рь в г. Миласы и основание жен. мон-ря; посвящение К. в диакониссы; сообщение сподвижницам о приближающейся смерти; кончина; прибытие епископа к одру К.; вынос тела для погребения; положение тела в чудесно указанном месте; погребение. К самостоятельным образам К. относится ее изображение на полях иконы «Св. Павел исповедник», упомянутой как вклад П. М. Бахтина ок. 1575 г. в Успенский Шаровкин мон-рь близ с. Ильинского Калужской губ. ( Леонид (Кавелин), иером. Церковно-ист. описание упраздненных мон-рей, находящихся в пределах Калужской еп.//ЧОИДР. 1863. Кн. 1. Отд. 1. С. 34). На иконных минеях XVI в. К. изображалась в монашеских одеждах, в характерном головном уборе с плоским верхом, напоминающим камилавку, со свитком в руке (икона XVI в., Музей икон в Рекклингхаузене). На более поздних иконах головным убором К. стал остроконечный куколь. В посл. четв. XVI в. было создано несколько икон св. покровителей семьи царя Бориса Феодоровича Годунова, дочь к-рого была названа Ксенией. На иконе 1589 г. «Избранные святые, кн. Борис, Феодот Киринейский, Мария Магдалина и прп. Ксения, с иконой Божией Матери «Знамение» и Святой Троицей» (ПИАМ) на голове К. синий куколь с красными крестами, в руке она держит свернутый свиток. К этой же иконографии восходит икона 80-х гг. XVI в. из собора Рождества Пресв. Богородицы Антониева мон-ря в Вел. Новгороде (ГРМ; см.: Святые земли русской. СПб., 2010. С. 37. Кат. 10). В рус. искусстве К. был дан эпитет «Римляныня», как на иконе Прокопия Чирина нач. XVII в., написанной также по заказу царя Бориса Годунова, «Святые Борис, Глеб, Феодот Киринейский, Мария Магдалина, Ксения Римляныня в молении Троице Новозаветной» (ГТГ). На этой иконе К. изображена с крестом в руке. Традиция почитания К. прослеживается в династии Романовых - ее образ был помещен на дробнице для надгробного покрова царевны Софии Михайловны 1636 г. из Вознесенского мон-ря (ГММК; Иконописцы царя Михаила Романова. М., 2007. С. 126). В искусстве Нового времени в большинстве случаев К. изображалась в традиционном изводе - в монашеских одеждах, как на створке старообрядческого складня-кузова XVIII в. (ЧерМО; Куликова О. В. Древние лики рус. Севера. М., 2009. С. 78. Кат. 77). Др. извод появился под влиянием западноевропейского искусства: на иконе 1755 г. «Свт. Николай Чудотворец и прп. Ксения с Христом Вседержителем», написанной В. И. Василевским (РГИАХМЗ), правая рука К. вложена в ладонь свт. Николая, в левой руке - кадило, поверх монашеской мантии - красная лента, напоминающая орденскую. Патрональная надпись сообщает о заказе этой иконы в честь бракосочетания Николая и Ксении Тишининых и упоминает день памяти К.- 24 янв. (Иконы Рыбинского музея. М., 2005. С. 75. Кат. 23).

http://pravenc.ru/text/2462115.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010