мон. Мария (Скобцова) Скачать epub pdf Рассказ матери Марии о дружбе с К.П. Победоносцевым События и люди, вошедшие в историю, становятся в глазах даже тех, кто одновременно с ними жил, какими-то закостеневшими фигурами, осуществляется какой-то неписаный канон по которому каждое историческое лицо может быть изображено только соответственно этим закостенелым представлением о нём. Добродетели всегда являются всегда добродетелью беспримесной, злодейство тоже окрашено в один общий цвет, и в результате описываемые лица приобретают значение скорее символов, чем живых людей. Мои воспоминания относятся к человеку, может быть в наибольшей степени ставшему символом. Я хочу рассказать о моих детских отношениях с К.П.Победоносцевым . Эти отношения протекали в период, когда мне было пять-тринадцать лет, и этим самым определяется то, что воспринимала я Победоносцева не как государственного деятеля, не как идеолога реакции царствования Александра III, а исключительно как человека, как старика, повышенно нежно относящегося к детям. Сейчас только что изданы письма Победоносцева, дополняющие общий его канонический портрет: столб реакции, вдохновитель всей внутренней и церковной политики Александра III, властный, холодный гаситель, знающий чего хочет. Историческое его значение определено вполне. Думается, что в этот момент мои воспоминания будут иметь интерес, так как обрисуют его облик с совершенно другой точки зрения, воплотят его немного в образ человеческий, лишённый всей определённости иконописного канона, грешащего всегда против жизненной правды. Итак, каждую зиму мы всем семейством ездили в Петербург на один-два месяца гостить к бабушке, тётке моей матери, Елизавете Александровне Яфимович. После вольной и просторной жизни дома, в маленьком городке, на берегу Чёрного моря, бабушкина квартира казалась мне чем-то совсем другим, сказочным миром. Петербурга мы не видали в эти приезды: каждый раз ещё в дороге -насморк и мать не решалась нас выпускать гулять по Петербургу вплоть до самого отъезда. От поезда отъезжали в бабушкиной карете, потом если и бывали у других родных, то ездили в карете с выездным Иваном на козлах.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Мониторинг СМИ Папа ставит цель сделать Церковь «всеобъемлющей» и «идущей к людям» 29.11.2013 16:42 За первые девять месяцев служения в качестве лидера миллиардной католической паствы Папа Римский Франциск достаточно четко изложил свои взгляды на перестройку церкви – в проповедях, на пресс-конференциях, в интервью и в замечаниях по ходу дела во время встреч с гостями. Во вторник понтифик рассказал о своей программе действий собственными словами без купюр, подтвердив правильность впечатления о том, что он намерен встряхнуть Церковь, вывести ее из состояния благодушия и самоуспокоенности, а также привлечь всех католиков к осуществлению амбициозного проекта по обновлению церкви путем решения реальных проблем страждущих и нуждающихся. Бросая вызов ватиканской иерархии, Франциск призвал к децентрализации власти в церкви, заявив, что Ватикан и даже Папа должны работать совместно с иерархами, простыми людьми и в особенности с женщинами. «Я отдаю предпочтение Церкви израненной, усталой и испачканной от того, что она работает на улице, а не той нездоровой Церкви, которая самоизолируется и держится за собственную безопасность», – заявил Франциск в своем первом письменном наставлении, которое он сочинил сам. «Я не хочу, чтобы церковь стремилась лишь к тому, чтобы находиться в центре, а в итоге оказывалась в паутине своих навязчивых идей и правил», – написал он. Этот документ носит название «Evangelii Gaudium» (Радость Евангелия) и является апостольским увещанием. Это менее внушительный документ, чем папская энциклика, и тем не менее, он очень важен. Папа написал черновик увещания в августе на испанском языке, сказал пресс-секретарь Ватикана Федерико Ломбарди (Federico Lombardi), как размышления по поводу прошлогоднего заседания Синода епископов, который взялся за «новую евангелизационную кампанию». Рекомендации Франциска церкви неразрывно связаны с его анализом того, что неправильно в нашем мире. Немало страниц своего увещания папа посвящает «диктатуре» глобальной экономической системы и свободного рынка, которые увековечивают неравенство и «истребляют» все то, что является хрупким и слабым, в том числе,  человека и окружающую среду.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

На Встречах «Правмира» – про обеты, подростков и виртуальный мир Должен ли ребенок присутствовать на богослужении от начала до конца? Как сделать, чтобы подросток не ушел из Церкви? Как справиться с опасностями виртуального мира для подростков? Почему сейчас так популярен «гражданский брак»? Продолжаем публиковать фрагменты встречи протоиерея Димитрия Климова, настоятеля кафедрального собора Святителя Николая Чудотворца (Калач-на-Дону, Волгоградская область) с читателями «Правмира». Детей лучше не перегружать – Есть священники, которые говорят, что ребенка, пусть ему четыре-пять лет, нужно приводить к началу службы. Я не согласен. Считаю, что достаточно прийти к причастию, тогда и в храме меньше шума, меньше гама. А в целом – про церковное воспитание детей… Лет 16 назад я бы вам много всего рассказал бы. Тогда моей дочке было четыре года, и я был уверен, что все будет у меня идеально. Потому что я все знаю, я все книжки прочитал, понимаю, как вместе молиться, вместе поститься и так далее. А сейчас ничего не скажу вам. Только могу передать опыт того, как не надо. Вот не надо, наверно, заставлять детей. Если у ребенка чувствуется хоть малейшее отторжение или усталость от богослужения, тогда все-таки лучше не водить насильно. Потому что все равно наступит момент, когда ребенок не просто выразит неудовольствие, а скажет: «Не хочу, и всё». И ты уже его в 16 не заставишь.            Ведь если заставлять, для него богослужение будет восприниматься как тягостное часовое стояние под непонятные какие-то тексты, под непонятные слова… Потому что все слова все равно не объяснишь. Поэтому, конечно, лучше не перегружать. То же самое – молитвенные правила дома. Ну зачем ребенку все эти правила вычитывать о том, что ты чем-то согрешил в помыслах или не в помыслах? Есть же какие-то именно детские молитвословы, где собраны какие-то самые простые молитвы.   Главное – когда любят Но, прежде чем обращаться к Богу, надо что-то знать, понимать, какой образ вообще Божий мы, христиане, приняли. И для этого, я считаю, очень полезно и важно читать Евангелие. Если уж совсем маленький ребенок – детское Евангелие с иллюстрациями, если повзрослее – можно и обычное Евангелие почитать перед сном, как, в общем-то, и читают книги родители детям.

http://pravmir.ru/protoierey-dimitriy-kl...

«Наступала наша очередь мученичества…» Воспоминания о геноциде армян К 100-летию Великого Злодеяния 24 апреля, 2015 К 100-летию Великого Злодеяния Ровно 100 лет назад, в 1915 году, начался геноцид армян на территории Османской империи. В День памяти жертв Великого Злодеяния, как называют армяне страшнейшую трагедию своего народа, предлагаем вашему вниманию воспоминания очевидцев этой трагедии. Из рассказа очевидца о резне в Болукском районе   Перевод с армянского Я сын Мкртича Яртымяна, уроженца села Чагмард, Богазлянской казы, Йозгатского санджака. Прежнее мое имя – Саркис Яртымян. Стыжусь сказать, что новое мое имя – Али Фуад. Сколько раз я избавлялся от верной смерти! Теперь же, после горестной утраты отца и матери, восьмидесятилетнего, убеленного сединой деда, двух моих сестер и всех моих родственников, я хочу рассказать то, что видел своими глазами. Рассказ мой могут подтвердить многочисленные свидетели, армяне и турки. Болук – укромный, забытый уголок в Йозгатском санджаке. Плодородная почва, холодный, но здоровый климат выковали тут трудолюбивых земледельцев. Особенно отличалось местное население многодетностью. Почти в каждом доме было по два десятка детей. В Болуке было до сорока армянских селений, отчасти смешанных с турками. Почти все население состояло из крепких, работящих земледельцев, особенно преданных родной церкви и национальным традициям. В последних числах июня 1915 г. чудовищный заговор Иттихада кое-где уже был осуществлен. В нашем же крае день ото дня атмосфера сгущалась новыми слухами о резне. Неожиданное увольнение богазлякского начальника, исполнявшего приказания центра, предвещало близкое наступление бедствия. Его преемнику, пресловутому Кемалю, молодому иттихадисту, с первых же дней удалось разжечь страсти среди населения. Это человекоподобное чудовище вместе со своим молочным братом Мухлисом вскорости подготовили чете для резни армян… Было воскресенье 5-го июля 1915 г. Фанатичная толпа, заранее настроенная, рука об руку с властями приступила к делу. Около 240 армян, собранных из окрестных селений в Богазлян, были перебиты дубинами на мельнице, отстоящей от города на расстояние одного часа ходьбы. Весть об этом принесли четверо раненых.

http://pravmir.ru/nastupala-nasha-ochere...

«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» ( 2Петр. 3:9 ). Не может быть большего оскорбления Бога, большей вины пред Ним, как отпадение от Его святой Церкви, за которую Христос – Сын Божий претерпел поношения, унижения, тяжкие страдания и позорную смерть на кресте. Только в основанной Христом святой Церкви, только в неразрывном единении с нею, в послушании ей и участии в принятии благодатных её таинств возможно единение со Христом и наследие вечной жизни; вне Церкви для всех отделившихся – вечная гибель: если кто не слушает, т.е. не повинуется Церкви, сказал Христос, «да будет он тебе как язычник и мытарь» ( Мф. 18:17 ). К большой скорби, многие из членов Церкви, забыв о великом счастье принадлежать к ней, отпадают от нее и идут по путям заблуждений в различные сектантские общества: одних манит к себе широкий путь жизни в сектантствах, без всяких ограничений, без нравственных обязанностей, налагаемых на верующих Церковью , других удаляет от нее дух неповиновения, дух «гордости житейской» ( Ин. 2:16 ) и самомнения. Всех их, умирающих вне Церкви без покаяния, ожидает одна участь – вечные муки. Но милосердие Божие неизмеримо больше грехов человеческих и долготерпение Божие беспредельно: своею благодатью Господь касается сердец даже самых закоренелых сектантов и всех их зовет к спасению: «Се стою у двери, – говорит Он, – и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мной» ( Откр. 3:20 ). Он всех отпадших зовет к Своей спасающей Церкви: одних зовет через чтение слова Божия, других чрез увещания пастырей и миссионеров, иных через посылаемые для их вразумления бедствия и болезни, через угрызения после отпадения всегда мятущейся, неспокойной их совести и многими другими путями. Можно было бы указать немало случаев обращения в лоно Церкви таких сектантов, о которых можно было думать, что они навсегда погибли для спасения, но я хочу рассказать о двух недавних случаях присоединений из сектантства в православие, в которых наглядно проявилась особенная любовь Божия к человеку-грешнику, особенное долготерпение Божие к упорству заблудших и отпавших от Церкви сектантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Несколько мыслей о посте и о пастырях 22.04.2016 10:28:22 Диакон Петр Пахомов Несколько мыслей о посте и о пастырях Недавно знакомые пастыри и миряне были взбудоражены такой историей. Священник не допустил тринадцатилетнего мальчика к Причастию, потому что он не постится.  Его грех заключался в том, что он по будням Великого поста вкушал пищу с подсолнечным  маслом. А это идет в разрез с Типиконом. Если бы речь шла о монахах, то можно поднять обе руки за такие строгости. Монахи выбрали нелегкий жизненный путь, путь ко спасению. Мне всегда вспоминается старец-простец Пантелеймонова монастыря  о. Иннокентий (Дудкин), который  восклицал: " У нас тут живи не хочу. Все  есть! В трапезой всегда накормят " . Тогда мне это казалось чудачеством. а теперь я мыслю по-другому. Приходишь в трапезу и там все по уставу. Не надо думать, что положил повар в то или иное блюдо. Да и храм рядом не надо полчаса-час добираться до него. Другое дело, что и  трапеза может быть скудной, и  служба весьма продолжительной. Но когда ты живешь в миру, то есть приходится часто вне дома. Где найти такую трапезу, которую требует батюшка? Да и не вызовет ли у человека в конце концов отвращение такое слишком пристальное внимание  к пище. И самое главное: Мы уже давно живем не в Российской империи. И ни государство, ни общественные организации не стремятся укреплять Церковь и заботиться о сохранении ее чад. Мир сегодня полон отвратительнейших соблазнов. И  прекрасно, что мальчик ходит в храм причащаться. К слову, он оказался сыном священника. И хорошо то, что он постится. Главная задача пастыря вести людей ко спасению: за выполнение этой задачи он и будет отчитываться перед Богом. И в современном мире надо думать, чем пожертвовать: облегчить пост. или ввести человека в искушение. Для молодого человека такие строгости могут окончиться трагически. Пришел я домой и рассказал эту историю, а мне приводят другую. У жены на работе есть сотрудница, в 90-х годах ей доводилось часто ходить мимо храма с  маленькой внучкой и девочка, чистая душа, стремилась в храм.

http://radonezh.ru/analytics/neskolko-my...

Николай Бурляев: " Надеемся на помощь Божию... и на помощь государства " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_74652.html 13 апреля 2010 Ирина Стовбыра Николай Бурляев: " Надеемся на помощь Божию... и на помощь государства " I Славянский форум искусств " Золотой витязь " будет посвящен 65-летию Победы Источник:  Благовест-инфо Славянский форум искусств " Золотой витязь " , посвящённый 65-летию Великой Победы и Дням Славянской письменности и культуры, пройдет в Москве и других регионах России с 5 мая по 10 июня. Об этом сообщил президент форума народный артист России Николай Бурляев на открытом заседании Оргкомитета форума. Мероприятие прошло 9 апреля в галерее А. Шилова. Присутствовавшая на заседании посол Сербии в России Елица Курьяк объявила, что Николай Бурляев и его детище – " Золотой витязь " – представлены к высшей награде Сербской Православной Церкви – ордену Святого Саввы I степени. " Хочу поблагодарить за то многое, что вы делаете для славянских народов " , – обратилась посол к президенту " Золотого витязя " , на что Бурляев ответил: " Мы работали не за награду, но с огромной благодарностью ее принимаем " . Награжден также информационный партнер " Золотого витязя " – телеканал " Спас " в лице гендиректора Бориса Костенко – орденом Святого Саввы II степени. Далее Н. Бурляев рассказал о высоких покровителях форума, отметив, что министр культуры РФ Александр Авдеев более года назад принял решение о поддержке масштабного Славянского форума искусств " Золотой витязь " как составной части церковно-государственного праздника Дней славянской письменности и культуры. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов отправил официальное обращение " на 168 адресов " в регионы с просьбой о всесторонней поддержке параллельных программ форума на местах, сказал президент " Золотого витязя " . Он зачитал также слова " доброго напутствия " Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: " Положительно оцениваю Вашу инициативу по проведению Славянского форума искусств, приуроченного к празднованию Дней славянской письменности и культуры. [...] Полагаю, что церковные представители могли бы принять непосредственное участие в этом процессе. Призываю благословение Божие на Ваши труды " , – пишет Патриарх.

http://religare.ru/2_74652_1_21.html

- Но Кто Ты, говорящий со мною? И услышал в ответ: - Я — Иисус, Спаситель мира. Твои доб­рые дела и милостыни взошли ко Мне. И Я не хочу, чтобы человек, делающий правду, по­гиб. Для того Я явился тебе на этом живот­ном, чтобы сделать тебя рабом Моим и даро­вать тебе вечное спасение. - Но что же мне делать? — спросил Плаки­да. И послышался голос: - Призови священника христианского и крестись от него во имя Отца и Сына и Свято­го Духа; он наставит тебя на путь спасения. Св. великомученик Евстафий увидел оленя с крестом между рогами. Возвратясь домой, Плакида рассказал на­едине жене своей все, что видел и слышал, а больше никому не поведал о бывшем ему ви­дении. Через некоторое время они узнали, где живет священник христианский, пришли к не­му ночью и просили крещения. Научив их, как должно веровать в Бога и жить по Его запове­дям, священник крестил их: Плакиду и жену его и двух детей их. Причастившись Святых Христовых Тайн, они возвратились домой с ве­ликой радостью. Если раньше они жалели бед­ных и раздавали много милостыни, то теперь всякого нищего они готовы были ввести в дом свой, посадить за один стол, обласкать и уте­шить, чем только можно. Пост и молитва стали спутниками их жизни. Долго так текла спокой­ная и радостная жизнь в их доме. Но вот пришли и скорби. Стали болеть ра­бы и слуги; за недосмотром стал пропадать скот; воры несколько раз обкрадывали их. И скоро нужда поселилась у них. Евстафий не унывал и не жаловался. Подобно многостра­дальному Иову, он говорил: «Господь дал, Гос­подь и взял; да будет имя Его благословенно!» Одного он боялся, что жена не выдержит этих испытаний. Он ободрял ее такими словами: - Помнишь, Феопистия, как мы счастливо жили, когда были язычниками! А теперь, ставши христианами, мы не выходим из бе­ды. Что же нам делать? Неужели мы из-за этого отвернемся от Христа, Который пролил за нас кровь Свою? Нет, не будем унывать! Господу угодно испытать нас скорбями; но Он знает наши силы и не пошлет испытания, которого мы бы не вынесли. Феопистия была настоящая римлянка и от­ветила мужу так:

http://azbyka.ru/deti/zhitija-svjatyh-de...

О.В. Гусакова Предисловие Идея создания этой книги возникла из печального наблюдения: с каждым годом рядом с нами остается все меньше людей, способных поведать о жизни Церкви в советское время. Иногда уже в ходе работы над книгой оказывалось слишком поздно: батюшка с удивительной судьбой, близко знавший многих подвижников XX века, в силу возраста не смог подробно рассказать о себе; инокиня, принявшая тайный постриг в 1960-е годы, ушла из жизни, успев провести с нами лишь одну встречу, и ее повествование так и осталось незавершенным... Казалось бы, проще обстоит дело с людьми более молодыми, родившимися после войны. Но, как выяснилось, многие из них пришли в Церковь лишь после перестройки. Потому особенно ценны истории людей, выросших в Православии или обратившихся к нему в период, когда быть христианином значило не просто плыть против течения, но нередко – рисковать многим. Выступая отчасти автором, отчасти редактором-составителем данной книги, я хочу поблагодарить Марину Нефедову за предоставленную расшифровку рассказа Феодоры Никитичны Кузовковой, в более краткой редакции опубликованного в журнале «Нескучный сад», и за интервью с протоиереем Иоанном Каледой, проведенное специально для этого сборника; Арсения Загуляева за его беседу с Андреем Борисовичем Зубовым, а также всех, кто принял участие в работе над книгой. О судьбе Церкви в советские годы написано немало, издано множество документов и воспоминаний. Могут ли девять небольших историй открыть что-то новое? Мы – автор и издатели этой книги – убеждены, что могут. Путь каждого человека уникален, и мы не боялись повториться. Но главное, собранные под одной обложкой, эти интервью прочитываются иначе, чем каждое по отдельности. Не претендуя на полноту охвата, мы тем не менее старались побеседовать с людьми самыми разными. Поэтому в книге вы найдете рассказы не только известных священников, но и простых прихожан, обычно остающихся в тени. Православие с колыбели или мучительный экзистенциальный кризис, приведший к Богу? Репрессии, погибшие в лагерях родственники, вызовы на Лубянку или внешне спокойная жизнь без преследований и угроз? У каждого из наших героев свои ответы на эти вопросы. Но именно в таком калейдоскопе несхожих обстоятельств высвечивается то главное, что помогает понять, как люди Церкви в советские времена сохранили веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О чем на самом деле свидетельствуют данные социологии? РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_114181.html 13 ноября 2017 Андрей Рогозянский О чем на самом деле свидетельствуют данные социологии? Источник:  http://www.pravoslavie.ru/107950.html Официальный сайт Московского Патриархата Роль Православной Церкви в российском обществе Хочу рассказать об одной манипуляции, когда, опираясь на данные социологических исследований, отрицают либо преуменьшают роль Церкви в российском обществе. По опросам, 65–75% наших соотечественников называют себя православными. Такова широкая рамка, не означающая регулярного посещения человеком храма и участия в Таинствах. Скорее он намеревается заявить, что не является атеистом и не относит себя к мусульманам, протестантам и другим исповеданиям. В соответствии с этим в общественно-культурном плане Россия должна считаться православной страной – практически моноконфессиональной. Наши соотечественники менее религиозны в сравнении с восточноевропейскими соседями и более религиозны, если сравнивать их с населением стран Западной Европы. Прихожан Русской Православной Церкви, по данных ФОМ от 2014 года, в обществе 8,8%, или, в числовом выражении, более 12 млн. человек. Как видим, по сдержанной оценке, влияние Русской Православной Церкви значительно. Паства ее – это крупнейшая из общественных групп в масштабах Российской Федерации. Для справки: у самой большой партии " Единая Россия " 2,1 млн. членов; у КПРФ таковых насчитывается всего около 160 тыс. Иначе ситуация смотрится при переходе к подробному изучению параметров воцерковленности. Так, причащающихся раз в месяц и чаще опрос ФОМ насчитал всего 1,4%, посещающих храм более одного раза в месяц в обществе около 7,5%, ежедневно вычитывающих молитвенное правило – 0,7%, соблюдающих все посты – на уровне статистической погрешности – не более 0,4% от числа россиян. Величины, и правда, небольшие. Но означает ли это, что Церковь не пользуется реальным влиянием в обществе, как утверждается некоторыми? Нет. Это означает лишь то, что критерии, прилагаемые к православным верующим, высоки. Никто не требует от каждого члена политической партии регулярного посещения по нескольку раз в месяц общих собраний, и добродетель и аскетизм не являются необходимыми условиями участия в работе профсоюза. Если социологические шкалы, аналогичные индексу воцерковленности, наложить на другие общественные группы, полученный результат окажется куда более скромным.

http://religare.ru/2_114181_1_21.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010