ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней. Существует легенда, что во время иконоборческих гонений в Византии при императоре Феофиле в 726 году в эту икону ударил копьем в правую ланиту один из воинов-иконоборцев по имени Варвар, и из нее сразу же потекла кровь. Кровоточащая рана так и осталась на лике Богородицы - поэтому Иверскую Богоматерь всегда изображают с небольшой раной на лике. С тех пор икону стали почитать как чудотворную. По преданию, в IX веке эта икона Божией Матери находилась в доме одной благочестивой вдовы, жившей около города Никеи. К ней пришли императорские соглядатаи и предложили ей откупиться или отдать им икону для уничтожения. Вдова попросила воинов подождать до утра, чтобы собрать требуемые деньги, а когда они ушли, понесла икону к морю и опустила ее с молитвой в море, понимая, что откупиться невозможно. И тогда совершилось чудо - икона не утонула, а встала на ребро и понеслась по волнам. Сын вдовы ушел от преследований на Афонскую гору, где стал монахом Иверского монастыря. Он рассказал инокам о чудотворной иконе, бывшей у них в доме и о том, как она спаслась от иконоборцев. Этот рассказ стал священным преданием монастыря. Почти через двести лет афонские иноки увидели в море огненный столб, который поднимался над иконой Божией Матери. Ночью монах Иверского монастыря старец Гавриил увидел во сне Божию Матерь, которая велела ему идти по воде и взять икону в монастырь. Три дня и три ночи братия молилась перед чудесно явившейся иконой, а потом поместили ее в соборной церкви, но утром обнаружили икону на стене, над монастырскими воротами. Несколько раз икону переносили обратно в церковь, и она каждый раз возвращалась на ворота. Снова старец Гавриил во сне узнал волю Богородицы: " Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашей Хранительницей не только в настоящей жизни, но и в будущей... " Тогда монахи построили надвратный храм во имя Божией Матери и поместили в него чудотворный образ, который стал называться Иверской иконой Божией Матери Портатиссы (по-гречески - " Вратарница " ).

http://zavet.ru/kalendar/bm/iver-002.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > Ангел О праведном Алексие Бортсурманском 28.05.2018 1127 Время на чтение 7 минут Во времена Серафима Саровского в Симбирской губернии, ныне Нижегородская область, в селе Бортсурманы служил приходской батюшка, отец Алексий Гнеушев. Когда к преподобному Серафиму приходили люди из тех мест, он удивлялся: «Зачем пришли ко мне, убогому Серафиму, когда у вас свой молитвенник есть?!» - и отсылал пришедших обратно. Про отца Алексея он говорил: «Сей человек своими молитвами подобен свече, возженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте». Много чудес Господь даровал людям по молитвам отца Алексея, с 2000 года причисленного к сонму русских святых. Я хочу рассказать об одном случае, который произошел в селе Бортсурманы. Это было чудом с самого начала, когда в семье простых крестьян родился Ангел- чудесный ребенок, прекрасный лицом и душой. Так его все и называли, поэтому имя не сохранилось. Где бы мальчик ни появлялся, сразу утихали споры, успокаивался гнев, а потом люди приметили, как только начнет кто-то ругаться, так сразу Ангел появится, зайдет в избу, на пороге встанет и улыбнется своей тихой улыбкой, и гнева как ни бывало, будто водой погасил. Постоит поулыбается, да и уйдет, ни слова не сказав. А на душе мир и благодать уже, и продолжать ругань не хочется. Ни одного слова от мальчика не слышали, а любили его так, что словами не передать. Только родителям иногда он рассказывал, что ему ангелы говорили да чему Господь учил, но они не понимали, крестились на сына, как на икону, да и все. Вот так и жили. Праздновали в селе большой праздник, отстояли службу в церкви, а потом загуляли на неделю, перепились, и закончилось все страшной дракой. И никто в суматохе не заметил, что Ангелу совсем плохо стало, будто не перенес он их злобы. Спохватились, когда мальчик умер. Что тут началось! Весь хмель развеялся. Бабы заголосили от горя, мужики волосы на себе рвать начали. Каждый себя виноватым чувствовал, а кто больше всех буянил, тот сильней остальных теперь каялся, так что на них смотреть больно было. Да сделанного не воротишь!

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/29/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Владимир Хотиненко: К вере я пришёл, когда возникла потребность на что-то опереться 04.02.2020 692 Время на чтение 3 минуты Источник: Крестовский Мост Народный артист России рассказал, почему не ездит на родину и не спорит с атеистами Кинорежиссёра Владимира Хотиненко уважительно называют мэтром. Он обладатель престижных премий, профессор, член Патриаршего совета по культуре. Беседа у нас началась с воспоминаний о далёких 1960-х годах в советской глубинке. Чевенгур среди степей Алтая — Вы родились в городе с красивым названием Славгород. О нём мало кто слышал… — Славгород небольшой — около 30 тысяч жителей, находится в Алтайском крае, у границы с Казахстаном. Там прошло моё раннее детство, а старшие классы я оканчивал в казахстанском Павлодаре, куда перее хала моя семья. Знаете, когда я много лет спустя прочитал Платонова, мне показалось, что Славгород чем-то похож на Чевенгур. Можно отойти в степь — и увидеть этот город целиком. Для меня место, где я родился, — город счастья. Помню первые качели — металлические лодочки и молодых родителей, сидящих на них. Меня уже много лет приглашают приехать в Славгород, но я не еду. Не хочу разрушать тот образ, который жив в моей памяти. — Детство, юность — это было счастьем? — Тут более сложное чувство. Меня два раза из школы выгоняли: курил с малолетства, но потом бросил — серьёзно спортом занялся. Я был вечный лидер, заводила, зачинщик всевозможных игр, боёв и состязаний. Всё это не мешало мне, кстати, быть круглым отличником. В нашем доме главной хозяйкой всегда была моя мама. Жили мы бедно. До сих пор перед глазами: заходим в магазин, а там продавец режет полукопчёную колбасу, вкусную, но дорогую. А я колбасу не ел уже год. Очень хотелось взять и вцепиться в неё зубами. До сих пор, кстати, такую колбасу люблю. Мне открылась длинная дорога — Вы приняли крещение в 1980 году. Чем для вас был этот шаг? — Меня никто никуда не тянул. Крестился в Знаменской церкви на «Рижской», где находится почитаемая икона мученика Трифона. Мне было 28 лет, я был слушателем Высших режиссёрских курсов. Можно сказать, что пришёл к вере по неведомым для меня причинам: просто почувствовал потребность на что-то опереться. Я даже не помню той минуты, когда решился. Да, я до этого был пионером, потом комсомольцем. И никогда не отрекусь от этого. Вопрос другой — какой путь в итоге я выбрал. Я ведь даже не предполагал, какая длинная дорога передо мной открывается.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/04/vladim...

Закрыть itemscope itemtype="" > Возможно ли сравнивать Недича с Власовым? Об одной сложной странице сербской истории 12.04.2021 3685 Время на чтение 8 минут Многие исторические вопросы при их толковании требуют особой трезвости, спокойствия и уравновешенности. Важно не впадать в крайности, а принимать историю, какой она была с учётом всей специфики и нюансов исторического момента. Но при этом нужно видеть и те ошибки, которые совершал тот или иной деятель. Недавно, 6 апреля сего года, я участвовал в видеоконференции «Югославия в огне войны (1941–1945): к 80-летию нападения Третьего Рейха на Югославию», посвященной бомбардировке Белграда в 1941 году со стороны нацистской Германии. Организатором выступил исторический факультет Государственного университета в Санкт-Петербурге. Помимо статьи о героическом сопротивлении авиации Королевства Югославия во время «Апрельской войны», я также рассказал о книге Павла Тихомирова «О кресте епископа Николая», которую перевёл и напечатал в Сербии (Павел не мог поучаствовать из-за технических проблем). В этой книге говорится и о щекотливых вопросах, связанных со Второй мировой войной на территории Сербии. По некоторым вопросам относительно так называемой Македонской Православной Церкви я спорил с моим русским другом Павлом, но, по моему мнению, Павел тонко разобрался во многих нюансах острых вопросов, касающихся событий в Сербии во время Второй мировой войны. Прежде всего (и это самое важное, на что хочу обратить свое внимание), Павел понимает то, что невозможно одинаково относиться к событиям Второй мировой войны, исходя из тех смысловых контекстов, которые сформированы внутри русского и сербского православно-патриотического корпуса. Попробую по пунктам пояснить причины этого: 1. Помня о героической борьбе сербов в Первой мировой войне, Гитлер побаивался югославской армии и хотел избежать войны с ней до нападения на СССР . Однако, народные демонстрации 27 марта сделали войну неизбежной, и Гитлер приказал провести жестокие бомбардировки и быструю оккупацию Югославии и раздел её территорий между союзниками по Тройственному союзу.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/12/vo...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Госпоже и мати наша Марфо, помяни нас у Престола Божия» 3 сентября - день памяти преподобной Марфы Дивеевской (Милюковой) 03.09.2020 804 Время на чтение 6 минут С Дивеевскими Святыми я познакомилась в 2015 году. Если можно так выразиться «познакомилась»… Конечно, я знала о Серафимо-Дивеевском монастыре, о Святых сестрах, о батюшке Серафиме Саровском… Но в этот год, Дивеевские Святые, Божиим промыслом, вошли в мою жизнь, в мое сердце. Мы с мужем, в свой небольшой недельный отпуск, поехали в Псков. Эта поездка вообще заслуживает отдельного рассказа. Но я хочу остановиться, именно, на одном моменте, связанным с Дивеевскими Святыми. Надо добавить, что для меня эта поездка была первой в эти удивительные и, не побоюсь этого слова, святые места. Я рассматривала все вокруг, впитывая каждой клеточкой, слушала, пытаясь все запомнить и осознать. И никак не могла надышаться этим воздухом, этой необыкновенной стариной и, чем-то гораздо, большим… В один из дней, мы решили поехать в Псково-Печерский монастырь, на вечернюю службу. В дороге мы любим послушать поучения Святых Отцов, душеполезные рассказы, поэтому записываем на флешку разные файлы. Таким образом, это время проходит с пользой для души. По дороге в монастырь, мы тоже решили послушать что-то душеполезное. Ведь все к этому располагало… Уж не знаю почему, но в этот раз, мы включили недавно записанные рассказы о житии Дивеевских Святых. Для меня это было просто открытие. Я слушала всю дорогу до Псково-Печерского монастыря и обратно. История каждой из них уникальна и удивительна. Однако, не передать, что творилось с моей душой, когда я слушала житие Марфы Дивеевской. Слезы просто сами по себе катились из моих глаз. Мне было не справиться с ними. Я слушала и удивлялась, как эта маленькая девочка обладала такой взрослой, серьезной душой. Какими самостоятельными и взвешенными были ее решения служить Господу, не смотря на ранний возраст. А в некоторых моментах, я словно видела себя маленькой. Было такое ощущение, что все происходящие события, проходят и через мою душу… Так это оказалось близко мне… Я слушала и моя душа, отзывалась, впитывая эти зерна Истины, эту необыкновенную историю подвижнической жизни…

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/03/go...

Закрыть itemscope itemtype="" > Маленькое утешение в океане жизненных страстей 03.10.2011 830 Время на чтение 3 минуты Хочу рассказать про то, как Господь посылает утешение, когда оно особенно нужно. Неделя после Крестовоздвижения, каждый верующий благодарит Господа за свой крест и просит помощи в несении креста... Искушения одно за одним: и в семье, и на работе. Загорелся склад от маленькой искорки, загорелся там, где вообще такого не могло и быть, не ладится с деловыми партнерами... Уехала к родителям - успокоиться... В воскресенье поехала на службу в Переделкино. Храм Преображения Господня, построен еще в 1819 г. графиней Разумовской. В конце 19 в. храм был перестроен в старорусском стиле. Маленький, еле вмещает всех верующих, всегда много молодых мамочек: кто только покрестил, кто на Причастие. Патриаршее подворье, Храм намолен, но все с нетерпением ждут освящения нового строящегося собора и верят, что Патриарх будет постоянно посещать свое подворье и служить в новом Храме, способном принять значительно больше верующих. Конец службы. Архимандрит Владимир поздравил всех с праздником и вдруг сказал: «Сегодня в 20.00 наш Храм посетит Святыня, прибывшая из Нью-Йорка, - Икона Матери Божьей «Знамение» Курская-Коренная, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. Приходите». Я сначала подумала, что не так поняла. Вспомнила, что творилось в Москве и в других городах, когда в 2009 году Икона впервые, после долгих лет пребывания за границей, прибыла в Россию. Мне так и не удалось тогда приложиться. А здесь - вот так просто - проходите в 20.00. Вернулась домой, смотрю новости, - там показывают, как Патриарх Кирилл провел сегодня богослужение на Украине в Свято-Вознесенском монастыре в селе Банчены (Черновицкая область). Тысячи людей. Но ни слова про прибытие Курской-Коренной в Москву. Полезла в интернет. Нашла статью о том, что Икона посетила Казахстан и Россию, и до 2 октября находится в Курске. http://www.patriarchia.ru/db/text/1605322.html Села писать за всех записочки. В 19.30 подъехала к Храму. Маленькая площадь была уже запружена людьми. Потихоньку начали петь «Богородице, Дево радуйся...». Зажгли свечи. Мужчина в толпе, рассказывал про то, как Икона посещала Казахстан, про то, что там православные больше в вере живут, женщин в брюках не увидишь в Храме, а по нашим грехам Икона-то и мимо Москвы проедет. Рассказал, что теперь каждый год осенью Икона будет привозиться из Америки в Россию. Все слышавшие изумились и обрадовались. Кто-то сказал, что завтра она прибудет в Храм Христа Спасителя.

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/04/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Нам очень важно чувствовать себя в лоне единой Русской Церкви 20.09.2021 634 Время на чтение 6 минут Русская Зарубежная Церковь из-за пандемии коронавируса, в сущности, не смогла отметить свое 100-летие, но не теряет надежды провести одно из своих главных юбилейных мероприятий – конференцию в Сербии, где век назад она и зарождалась. О том, как Церковь переживает нынешнюю ситуацию и какие строит планы на будущее, рассказали ее Первоиерарх Митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский Иларион (Капрал) и епископ Манхэттенский Николай (Ольховский) . На Архиерейский Собор в Москву должны приехать все иерархи РПЦЗ – На середину ноября намечено проведение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в Москве. Каким образом на нем будет представлена РПЦЗ? Митрополит Иларион: – Прежде всего, хочу сказать, что в связи с пандемией коронавируса, которая затронула весь мир, в том числе и США, и Россию, окончательное решение по проведению Собора пока не принято. На данный момент он запланирован на середину ноября, и мы надеемся, что все пройдет в срок. Что же касается представительства, я думаю, все иерархи Русской Зарубежной Церкви собираются принять участие в Соборе. Я тоже рассчитываю там быть. – Какие вопросы вы считаете наиболее важными для обсуждения в ходе Собора? – Пока еще рано говорить об этом – до Собора достаточно времени. Но обычно Патриарх говорит о положении Церкви в настоящий момент, о том, что произошло в церковной жизни за время после предыдущего Собора, а также определяет планы на будущее. Кроме того, он подчеркивает важность единства Церкви – как той ее части, которая живет в России, так и тех, кто находится за ее пределами. Для нас очень важно чувствовать себя в лоне единой Русской Церкви. Епископ Николай: – Я также хотел бы добавить, что Русская Зарубежная Церковь планировала провести собственный Собор в июне 2020 года, однако из-за пандемии его пришлось перенести. Пока мы не можем сказать, когда он состоится, но надеемся, что в будущем году.

http://ruskline.ru/opp/2021/09/20/nam_oc...

Закрыть itemscope itemtype="" > Научись у святого: две книги для детей о подвижниках ХХ века 09.12.2022 506 Время на чтение 6 минут Источник: Православие.ру Чтобы ввести ребенка в церковную жизнь, в ее контекст, мы читаем ему жития святых. Так мы приобщаем его к истории христианства – сначала через отдельные примеры, судьбы. Мы можем читать или рассказывать дошкольнику о преподобном Серафиме Саровском, о святителе Николае или мученице Татиане, не касаясь исторических реалий, которые связаны с их жизнью. Потом, когда дети подрастут, они узнают об Императоре Диоклетиане, об Арии, о России середины XIX века, в которой жил преподобный Серафим. Суть их подвига можно передать без углубления в детали. Но вот о святых ХХ века так говорить не получится. Потрясения этого времени определяли судьбы. С точки зрения ребенка многое непонятно, нелогично: отречение Императора Николая II от престола, революция, Гражданская война, разрушение храмов. И документальные свидетельства – фотографии, кинохроника, мемуары и письма – не проясняют, а добавляют сложностей в общую картину. В то же время не хочется лгать ребенку, замалчивать, хитрить, недоговаривать. Так мы, любящие взрослые, родители и педагоги, приходим к необходимости баланса: говорить правдиво, но не травмировать, достучаться до сердца ребенка, но не запутать и не оттолкнуть его. Это сложно. Помощниками, как всегда, выступают книги. Они рассказывают о событии, явлении или судьбе через художественные образы, которые смягчают жесткую и жестокую правду. Грамотный и талантливый автор выстроит повествование так, чтобы судьба героя стала близка и понятна маленькому читателю. Он объяснит сложное просто, обращаясь к опыту ребенка. Приведет именно те аргументы и свидетельства, которые тронут душу и воображение. А иллюстрации поддержат и раскроют общую идею. Говорить о жизни святых ХХ века сложно, хотя бы потому, что эта сравнительно недавняя история еще не отболела в каждом из нас. Тем ценнее хорошие книги о подвижниках этого времени. О двух из них я хочу рассказать.

http://ruskline.ru/opp/2022/12/09/nauchi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Неизвестные герои войны Светлой памяти Екатерины Дмитриевны Архиповой (Альпидовской) Андрей Альпидовский   22:38 19.03.2024 62 Время на чтение 10 минут Фото: Е.Альпидовская, Казанское окружное женское духовное училище У моего прадеда, Дмитрия Александровича Альпидовского (священника), и его жены, Апполинарии Анатольевны Альпидовской (урожденной Тёминой) было 8 детей: 3 дочери и 5 сыновей (один из них, Валентин – мой дед). Дмитрий Альпидовский служил священником в Покровской церкви села Тагашево Казанской губернии и проходил в должности законоучителя в земском двуклассном училище в селе Тагашево и в деревне Арышхазда в земском одноклассном училище. Я хочу рассказать о судьбе его старшей дочери Екатерины (1895 г.р.), которая окончила в 1912 году полный курс в Казанском окружном женском духовном училище («состоящее под покровительством Государыни Императрицы Марии Феодоровны Женское училище духовного ведомства»). В советское время она работала учителем русского языка в селах Шали и Кулаево Пестречинского района Татарской АССР. О том, как ее судьба связана с Великой Отечественной войной будет видно из дальнейшего рассказа. В 1925 году она вышла замуж за художника Дмитрия Архипова, в 1926 году в Казани у них родился сын, которого назвали Евгением. В 1928 году Екатерина ушла от Дмитрия Архипова. Племянница Екатерины Дмитриевны, Лида, вспоминала, что, судя по рассказам ее матери Нины Дмитриевны, младшей сестры Екатерины, Дмитрий изменил жене. Та не смогла простить измену, посчитав, что муж предал ее, сына, их любовь. Дмитрий Архипов раскаивался, просил прощения, но Екатерина сказала ему, что вырастит сына одна, отказалась от помощи… Со своей матерью, Апполинарией Анатольевной Альпидовской, и сыном Женей она поселилась в селе Кулаево, что под Казанью, в маленьком домике с тесовой крышей. Рядом стояла школа, где Екатерина Дмитриевна работала учительницей. Весь смысл жизни Екатерины заключался теперь в сыне, в заботах и хлопотах о нем. Ей приходилось много работать, чтобы Женя ни в чем не нуждался.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/19/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Об одной «ошибке» в судьбе святителя Иоанна Шанхайского и другие истории Рассказы протоиерея Стефана Павленко 01.07.2021 2039 Время на чтение 12 минут Святитель Иоанн Шанхайский Фото: pravoslavie.ru От автора : Это уже третья запись наших бесед с митрофорным протоиереем Стефаном Павленко, настоятелем храма Всех Святых в Земле Российской просиявших, в городе Бурлингейме, в Калифорнии. Первая и вторая части здесь: Как обновляются иконы и сбываются пророчества , Люди старой России ). Протоиерей Стефан Павленко Фото: pravoslavie.ru Как моя мама пела на клиросе вместе с будущим святителем Иоанном Шанхайским Моя мама, Мария Дмитриевна Шатилова, родилась в 1916-м году в Петрограде. Ее папа, мой дед, был офицером Русской Императорской армии, сражался на полях Первой мировой войны, был награждён тремя орденами, в том числе орденом Святой Анны с надписью «за храбрость». После революции дед, бывший кадет и юнкер, стал одним из первых, кто записался в Добровольческую армию. Бабушка была родом из старинной дворянской семьи: урожденная Толстая, она приходилась троюродной сестрой и Льву Толстому, и Алексею Толстому. О своих родных и о том, что по их жизни можно изучать историю России, я уже рассказывал. А сейчас хочу рассказать о том, как моя мама, будучи еще ребенком, пела и читала на клиросе вместе с Михаилом Максимовичем, будущим святителем Иоанном Шанхайским. Семья Шатиловых покинула Крым вместе с армией, и мама росла в Сербии. Прабабушка и бабушка пели на клиросе в Свято-Троицком соборе Белграда и, конечно, брали с собой мою маленькую маму. Там Шатиловы познакомились и подружились с Максимовичами. Когда Митрополит Антоний (Храповицкий) в 1924-м году поставил в чтецы 28-летнего Михаила Максимовича, студента богословского факультета Белградского университета, маме было 8 лет. Так что мои прабабушка, бабушка и моя 8-летняя мама вместе с будущим владыкой Иоанном пели и читали на клиросе, и мама знала его еще мирским юношей, знала его иеромонахом и знала его епископом.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/01/ob...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010