В год, когда решили канонизировать Царскую семью, я был еще довольно далеким от Церкви человеком, но, услышав, что их прославляют, страшно этим возмутился: как так?? Кровавое воскресенье и все такое… Я историк по образованию, прекрасно знаю обо всем этом еще с советских времен, – и как же так можно, что они там творят?! Когда решили канонизировать Царскую семью, я страшно возмутился: как так?? Хотя, казалось бы: какое тебе дело? Люди собрались в Церковь, устанавливают там свои порядки, свои правила. Кого-то для себя прославляют. А ты вообще не в Церкви, так чего тебе туда лезть, протестовать – ну, правильно ведь? Однако мы же всегда всё знаем и все события, нас вообще не касающиеся, обсуждаем. Вот и я тоже: пообсуждал-поосуждал, а года через три стал активно ходить в храм. Начал петь на клиросе, начал потихоньку познавать Господа. Болезнь всех неофитов – когда, чуть почувствовав Господа, хочется всем и вся об этом рассказать – меня также не миновала. Я тоже захотел со всеми поделиться и подумал: ну, кто будет слушать школьного учителя, а вот если я стану священником, тогда тысячи за собой поведу – глаголом буду жечь! Знаний особых, разумеется, не было, понятий о священническом служении тоже, но было большое желание, а это главное. Я подготовился: дождался школьных каникул, когда у меня начался отпуск, и сразу – к архиерею. Дерзнул идти прямо к нему домой, потому что меня предупредили: – К секретарю не ходи, он тебя не скоро к владыке допустит, а иди прямо к нему самому! И вот я к владыке: – Так и так: хочу стать священником! Архиерей был слегка обескуражен этой дерзостью, но поскольку имелась большая потребность в священниках (по Украине, где я тогда жил, расползался раскол, и нужно было успеть занять приходы, которые они еще не захватили), то многих брали и без особой духовной подготовки. Ну, как без подготовки – брали, конечно, не с улицы, а тех, кто ходил в храм и немного разбирался в церковной жизни. Потом все, конечно, заканчивали семинарии, а некоторые и академии, но на то время их просто немного подучивали и рукополагали.

http://pravoslavie.ru/155688.html

В записках, которые подаются в наших храмах на помин живых и усопших, время от времени встречаются имена, которые приводят в замешательство не только работников свечного ящика, но и некоторых клириков. В еще большем смущении бывают Вуки, Мерабы и Веселины, когда в России у них отказываются принимать поминальные записки, а то и не допускают до таинств. В запутанной истории с именами разбирался диакон Федор Котрелев. «Здравствуйте! Хочу рассказать о вопиющем случае, произошедшем с нашей родственницей в Москве. Оказывается, в России отказываются исповедовать и причащать болгар, носящих болгарские имена, не принятые в Русской Церкви! Причем такая ситуация наблюдается во многих городах России, но особенно в Москве. Как же так?! Русские отказываются признавать нас православными, хотя мы приняли православие еще в I тысячелетии, когда уважаемый Старший Брат только приходил к мысли о христианстве! В Болгарии есть огромная русская диаспора, но никто не заставляет русских перекрещиваться в Цветаны и Цветанки! Так почему же в Покровском монастыре в Москве, у мощей нашей любимицы Матронушки приемщицы записок указывают нашей 82-летней родственнице, что ее имя Виктория должно звучать как Ника?! А уж за Веселину, Розу и Бойко молиться вообще не пожелали – якобы это все имена неправославные, поскольку их нет в русских святцах! Еще и осмеяли нас при всем честном народе! В результате пожилой человек, заслуженная оперная певица, староста православного храма Виктория покинула Россию в самых расстроенных чувствах. Еще бы: если русские считают болгар дикарями и язычниками! А ведь имя Виктория было дано нашей родственнице священником при крещении еще в 1927 году – задолго до Второй мировой войны и всеобщего коммунистического безбожия! Простите нас, дикарей, но я отказываюсь понимать, зачем Русская Церковь воспитывает враждебное отношение к иноземным православным? А иначе чем можно объяснить возмутительное поведение сварливых бабенок, торгующих сорокоустами? Поверьте, написать это письмо меня заставили любовь и сострадание, а не ненависть к русским братьям. Любовь, которая еще живет в глубине наших болгарских душ. С уважением, Гергана. Февраль 2008 года».

http://pravoslavie.ru/36714.html

Владимир Легойда в гостях у Стиллавина (стенограмма программы " Пропаганда " на радио " Маяк " ) 15 февраля 2012 Об Иоанне Охлобыстине, политике и вере, богатстве Церкви и новом налоге на роскошь, Сретении и новой книге «Звезды о небе» говорил с ведущими программы «Пропаганда» на радиостанции «Маяк» главный редактор журнала «Фома», профессор МГИМО и председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда. Сергей Стиллавин: Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви и профессор МГИМО. Володя пришел в том числе и для того, чтобы рассказать нам о книге, которая совсем-совсем скоро выходит, называется она «Звезды о небе» и в том числе, я очень заинтересовался этим изданием, потому что там будет статья, которую когда-то давно написал Гена Бачинский и мы об этой книге тоже, естественно поговорим и о других любопытных вопросах. Я хочу, например, поинтересоваться у Владимира Романовича его взглядом, наверное, изнутри на тему политической судьбы Ивана Охлобыстина. Но об этом поговорим чуть-чуть позже, но самое главное, сегодня - праздник великий, да, Сретение. Владимир Легойда: Сретение. Сергей Стиллавин: Да, Володя, Вас с праздником. Владимир Легойда: Взаимно. Сергей Стиллавин: И расскажи нам, пожалуйста, поскольку ты и светский человек, и внутри Церкви находишься, ну объясни людям, которые, может быть, не получили духовного образования, чтобы разбираться в этих вещах. Потому что я уверен об этом празднике все слышали, ну а что это такое, в честь чего, да, история, расскажи, пожалуйста. Владимир Легойда: Праздник замечательный, мне кажется, очень интересно, что мы в том числе и поговорим о книге, которая в принципе вся посвящена в каком-то смысле вот этому празднику. Вообще слово «сретение» — слово славянское, которое означает «встреча».  И праздник, как любой церковный праздник, тем более, как праздник укорененный в Евангелии, в Священном Писании, он имеет очень много смыслов. Ну, что произошло, сначала с этого начнем.

http://old.sinfo-mp.ru/vladimir-legojda-...

Встреча на всю жизнь Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 40, 2004 20 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 40, 2004 К 75-летию со дня рождения отца Николая и матушки Нины Аркадьевны Ведерниковых Сретенье — праздник встречи человека с Богом, истинной встречи с человеком. Праздник этот продолжается всю жизнь, если в душе не иссяк источник благодарности к Богу и людям, и трудно отделить подчас одно от другого, ибо нередко именно через людей подается нам Божия благодать. Я хочу рассказать об одной такой встрече на всю жизнь, а начать придется издалека. Откуда все началось? — Из дальней дали довоенного младенчества. Елка в углу нашей комнаты. Такая нарядная, с маленькими свечками в ажурных красных подсвечниках. Дети толпятся у елки и завороженно смотрят на огоньки свечей — чья дольше погорит. Кто выиграл — не помню, но ощущение торжественности момента и большого, самого большого праздника осталось навсегда. Мама гасит догорающие свечи, они перед тем, как потухнуть, ярко вспыхивают, и мать боится пожара. — А звезды гасить нельзя, — заявляет трехлетний братишка Сережа. Все смеются, отец берет Сережу на руки. — Ну, конечно, нельзя. — А почему они гаснут? — Они не гаснут, их закрывают тучи. — Тьфу на тучи, — заявляет Сережа. Впоследствии это станет его жизненным кредо: разгонять тучи, не дать погаснуть последней надежде. Дальше я вижу себя, стоящей на диване в костюме боярышни. Все смотрят на меня, потому что я должна читать стихи. Мама сидит за пианино спиной ко мне, и без ее подбадривающего взгляда мне совсем страшно. У печки, прижав ладони к теплым белым изразцам, стоит отец, над всеми возвышающийся, и хохочет, потому что стихи я читаю непомерно взрослые: Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Свет печальный льет она… Никакой печали я не испытываю, а только страх, что забуду, как дальше. Почему-то все смеются, громче всех отец. Я спрыгиваю с дивана и бегу к матери. Про зимнюю скучную дорогу читать отказываюсь. Я очень скоро увижу ее, эту дорогу в глухой рязанской деревне, куда занесет нас начавшаяся война. Я буду вспоминать как потерянный рай эту предвоенную елку, и детей, танцующих под мамин аккомпанемент, и Сережино “тьфу на тучи”, и тепло изразцовой печки, и веселое лицо отца. Война его унесет навсегда, он погибнет на фронте в 44-м. Останется фотография его смеющегося в этот день. Мама поставит ее в витой рамке на пианино, а потом улыбка эта выцветет, выгорит до желтоватого пятна. Но я ее помню…

http://pravmir.ru/vstrecha-na-vsyu-zhizn...

Глава XI. Видение Бога на горе Название этой главы указывает на то, что речь здесь пойдет о видении нетварного света в человеческой природе Христа, который ученики созерцали на горе Фавор, но это название также подразумевает, что особо будет отмечен опыт созерцания Бога афонскими подвижниками на Святой Горе. Преображение случалось в истории человечества не один раз. Естественно, это конкретное преображение произошло однажды, когда Христос хотел укрепить веру Своих учеников перед распятием, но оно повторяется, и святые ( τος θεουμνους) испытывают его во все времена. Мы молимся Богу: «Да воссияет и нам, грешным, свет Твой присносущный». На Святой Горе, в отдаленных келлиях и в общежительных монастырях, подвизаются монахи, которые пребывают на разных степенях духовной жизни, чистоты сердца, просвещения ума и обожения. Одни ведут борьбу за очищение своего сердца от страстей и живут в глубоком покаянии, другие обрели просвещение ума и творят непрестанную молитву в сердце, а третьи сподобились видения Бога ( στ ν θεωρα κα ε δαν) и нетварного света. В течение двадцати пяти лет, когда я регулярно посещал Святую Гору, Бог даровал мне встречи с монахами, находящимися на всех этапах духовной жизни. Я встречался с подвижниками, которые рассказывали мне об умной молитве и видении нетварного света, и потому я уверен в этом. Поскольку в настоящей главе будет говориться о созерцании нетварного света на горе Фавор, сначала я хочу рассказать о монахах, видевших этот свет. Один слепой монах рассказывал мне, что он увидел священников в блистающих облачениях и спросил их, не священники ли они этой обители, забыв, что он слепой. На самом деле это было явление святых, но в своем глубочайшем покаянии и смирении он не мог осознать это. Я также встречал монаха, который несколько раз на вопрос: «Как дела?» – отвечал: «Я живу во мраке», ибо он в тот момент не созерцал нетварный свет. Это значит, что у него был опыт боговидения. Рассказывают также о монахах, лица которых во сне сияют славой Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

День Александры В пятницу меня внезапно осеняет: суббота — 31 мая. День рождения бабушки! 23 июня, 2014 В пятницу меня внезапно осеняет: суббота — 31 мая. День рождения бабушки! Хочу рассказать о чуде, случившемся в моей жизни совсем недавно. Но начать придется издалека, издавна. Моя бабушка Александра Ивановна родилась в 1903 году в Петербурге, в семье банковского служащего, происходившего, по ее рассказам, из крестьян. Прадед мой, Иван Иванович Васильев, был человеком глубоко религиозным, благочестивым; детей своих сызмала водил на все церковные службы, объяснял, что и почему совершается в храме, учил молиться дома. Моя будущая бабушка была очень привязана к своему отцу, любила ходить с ним в церковь, а еще — по книжным магазинам. Две великие радости было: с папой в храм и с ним же — за книгами. А еще бабушка вспоминала, как примчалась однажды из гимназии домой и с порога радостно крикнула: «Папа! Царь арестован!». А папа обернулся от окна к ней и тихо спросил: «И чему же ты радуешься?». После революции Иван Иванович был старостой прихода Введенской церкви на Васильевском острове, впоследствии снесенной. А когда начался «штурм небес», когда пошли первые процессы над духовенством, когда большевистские газеты, выполняя указание Ленина, «взяли бешеный тон» в отношении Церкви — мой прадед, будучи уже 40летним (примерно — точно год его рождения мне неизвестен) вдовцом с тремя детьми, поступил в семинарию, чтобы стать священником. Но семинарию закрыли, и вскоре после этого Иван Иванович умер от какой-то болезни. К сожалению, мои сведения о нем обрывочны и скудны: в свое время мне ума недостало расспросить бабушку подробнее, а теперь уже все, кто мог мне что-то о прадеде сообщить, ушли. Но я берегу его фотографии и полагаю, что к Православию пришла и его молитвами тоже. Однако дочь его, моя бабушка, веру пронести через годы советской власти не смогла. И детям своим ее не передала, соответственно. Отчего — не знаю. Не всякий человек в силах противостоять такому напору, защищая свой мир; к тому же, рядом с бабушкой никогда не было никого, кто мог бы поддержать в ней веру, помочь ей сохранить духовное наследство. Во всяком случае, мне она в детстве моем говорила, что религию придумали богатые, чтоб угнетать бедных и т.д. Хотя, рассказывая об отце, о церкви, в которую ходила с ним, о праздниках — заметно теплела. А может быть, она просто за меня боялась? Мне известны случаи, когда в семьях священников в советские годы вырастали неверующие дети — только потому, что их отцы, зачастую просто затравленные, поддавались малодушию и ограждали от веры и церковной жизни собственных детей…

http://pravmir.ru/den-aleksandryi/

Детям о Христе. Рассказы и стихи русских писателей - Сост. Малягин В.Ю. Детям о Христе. Рассказы и стихи русских писателей - Сост. Малягин В.Ю. Сборники Русская классическая литература в своих лучших образцах всегда была пронизана светом Христовым. Рассказы и стихи прозаиков и поэтов XIX–XX веков, посвященные Пасхе и Рождеству, молитве к Богу и милосердию к ближнему – это не только совершенные художественные произведения. Это еще и – настоящая христианская проповедь, которая лучше всяких слов свидетельствует о духовной основе всякого подлинного творчества. Фрагменты • Зверь - Н.С. Лесков • Елка Митрича - Н.Д. Телешов • Чудесный доктор - А.И. Куприн • Волхвы - И.А. Бунин • Стихи русских поэтов • Желание - Оптинский старец, прп. Варсонофий • «Не первый год у этих мест…» - Афанасий Фет • Христославы - А. Коринфский • «Мы безумно молимся подчас…» - архиеп. Иоанн Шаховской • Бегство в Египет - Иван Бунин • «Мечта моя! Из Вифлеемской дали…» - В. Ходасевич • Овца - Владимир Набоков • Из поэмы «Владимирская Богоматерь» - Максимилиан Волошин • Рождество - митр. Владимир (Сабодан) • Риза Господня - Александр Солодовников • Рождество - Григорий Зобин • Жница - В. Серебряков • Крестное знамение - Евгений Санин • Молитва подарок - Евгений Санин • «Тихая осень. Над Оптиной – синее небо…» - Г. Архипов • «Пылает за окном звезда…» - Сергей Кликов Зверь - Н.С. Лесков (из цикла «Святочные рассказы») Отец мой был известный в свое время следователь. Ему поручали много важных дел, и потому он часто отлучался от семейства, а дома оставались мать, я и прислуга. Матушка моя тогда была еще очень молода, а я – маленький мальчик. При том случае, о котором я теперь хочу рассказать, – мне было всего только пять лет. Была зима, и очень жестокая. Стояли такие холода, что в хлевах замерзали ночами овцы, а воробьи и галки падали на мерзлую землю окоченелые. Отец мой находился об эту пору по служебным обязанностям в Ельце и не обещал приехать домой даже к Рождеству Христову, а потому матушка собралась сама к нему съездить, чтобы не оставить его одиноким в этот прекрасный и радостный праздник. Меня, по случаю ужасных холодов, мать не взяла с собою в дальнюю дорогу, а оставила у своей сестры, а моей тетки, которая была замужем за одним орловским помещиком, про которого ходила невеселая слава. Он был очень богат, стар и жесток. В характере у него преобладали злобность и неумолимость, и он об этом нимало не сожалел, а, напротив, даже щеголял этими качествами, которые, по его мнению, служили будто бы выражением мужественной силы и непреклонной твердости духа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4267...

Дьякон-хирург: вера помогает не сгореть Когда на операции что-то не получается – молюсь святителю Луке 11 июня, 2016 Когда на операции что-то не получается – молюсь святителю Луке 55 лет назад скончался хирург и архиепископ, святитель Лука (Войно-Ясенецкий). «Правмир» нашел его последователя, который точно так же совмещает два служения: диаконом в храме и хирургом в туберкулезной больнице. Сложно, опасно и заразно – именно этого искал Андрей Орлов, выбирая специальность. Чего боятся смертельно больные пациенты областного противотуберкулезного диспансера в Сукманихе? Чем отличаются праведник и грешник на пороге смерти? Как встречают доктора бывшие зэки? Об этом торакальный хирург Андрей Орлов рассказал «Правмиру». Современный человек боится труда, грязи, пота и крови – Сейчас вы хирург и одновременно дьякон, а священником хотите стать? – Нет, пока не хочу, для меня это много. Восемь лет назад, за год до принятия диаконского сана, я был в Санкт-Петербурге в командировке. Я молился у гроба святого праведного Иоанна Кронштадтского, духовника своего деда, как мне быть, как мне в этой ситуации поступить. Вне Церкви я себя уже не мыслил, храм для меня стал вторым домом. Но ответа не было, и я понял, что для меня это недосягаемо. Я врач, который стал только диаконом. Если я должен стать священником, мне, грешному, Господь как-то покажет Свою волю через простых людей, через простые события. Поэтому пока так вопрос не стоит, чтобы мне стать священником, потому что я нужен в больнице. Чтобы стать священником, надо или увольняться с работы, или уходить на пенсию. В нынешних условиях требования к врачам растут непомерно: это и современные методы обследований, и ведение документации. Во всех отраслях медицины всё очень напряженно, и переключиться на то, чтобы быть священнослужителем, очень тяжело. Я смогу посвятить себя службе только в выходные, когда нужно отдыхать. Для меня важно не перетрудиться, нужно быть в хорошей форме, потому что на операциях, бывает, не всё идет так, как хочется. Случаются операции, требующие серьезного анатомического препарирования на крупных сосудах, на бронхах, у больных с хроническим туберкулезом, где очень сложно определить элементы в легком, что это – это сосуд, это бронх, это спайка?

http://pravmir.ru/dyakon-hirurg-vera-pom...

Евгений Никифоров: " Фестиваль, в котором участвовало бы такое количество духовно-нравственных фильмов, не может собрать ни одна страна в мире " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_58735.html 23 октября 2008 Андрей Зайцев Евгений Никифоров: " Фестиваль, в котором участвовало бы такое количество духовно-нравственных фильмов, не может собрать ни одна страна в мире " 27 октября в Москве открывается XIII международный фестиваль православных фильмов " Радонеж " . В преддверии этого события портал " Religare.ru " попросил генерального директора фестиваля, председателя общества " Радонеж " Е.К. Никифорова рассказать о том, какие картины сможет увидеть зритель, и что можно ожидать от предстоящего фестиваля. – Евгений Константинович, что нам ждать от XIII фестиваля " Радонеж " , который откроется в Москве в ближайший понедельник. Сколько картин будет на нем представлено? -Фестиваль получился беспрецедентным по масштабу. Мы даже вынуждены были за 10 дней до окончания срока прекратить прием заявок, поскольку к этому моменту уже было прислано около двухсот фильмов и телепередач. Фестиваль, в котором участвовало бы такое количество духовно-нравственных фильмов, не может собрать ни одна страна в мире. Такое количество фильмов – реальное свидетельство духовного возрождения России. Тем более, что инициатива этого фестиваля идет не сверху, а снизу, поскольку власти пока не отреагировали на просьбы о создании нормальной православной радиостанции или телеканала. Так что масштаб фестиваля и качество представленных на нем фильмов – одно из самых радостных событий нашего времени. Стоит также отметить, что за те 13 лет, которые существует наш фестиваль, качество православных фильмов и передач стало чрезвычайно высоким. Сейчас православные фильмы сделаны очень эмоционально, они находят отклик в сердцах зрителей. Я также хочу подчеркнуть, что " Радонеж " – это фестиваль документального православного кино. В этом есть своя специфика: кино художественное –это кино выдумки, кино мечты, это истории, которые разыгрывают на экране актеры, конечно, они имеют какое то отношение к реальности, но в их основе лежит художественный вымысел. Документальное же кино отражает действительность и духовный рост нашего народа напрямую. Мы видим правду кадра, реально существующих героев, существующих среди нас святых людей. Эти картины лишний раз показывают, что православие – это не просто идеология национальной жизни, а еще и духовная реальность нашей жизни. Эти фильмы показывают, что церковь жива своими членами, которые стремятся жить в Боге и воплощать в своей жизни евангельские заповеди.

http://religare.ru/2_58735_1_21.html

Жил я в Кесарии у святого епископа Василия и провёл у него в киновии 9 лет. – Василий с молодости проходил постническую жизнь и соблюдал чистоту души и тела. Наедине говорил он мне: «хочу я, друг, оставить епископию; помысл понуждает меня отправиться в Новгород, чтобы видеть святые места, поклониться образу святой Софии и принять приветствие от епископа Василия. Я возбранял ему то и говорил, что не следует ему без откровения Божия отваживаться на то. Он молился Богу о сём, и, когда заснул после утреннего пения, ангел Божий показал ему собор святой Софии и все церкви Новгорода. Пробудясь от сна, он пришёл ко мне и рассказал, как явился ему ангел и показал все церкви города. Я удивился, и мы прославили Бога. Он заповедал мне никому не говорить о том. Написав послание к епископу Василию своей рукой и приготовив в почесть многие иконы и одеяния святительские, украшенные золотом, он заставил меня отправиться с посланием к епископу Василию в Новгород, чтобы описать образ святой Софии, и какие где стоят монастыри и церкви. По благословению святителя отправился я в путь, и помощью Божией, под покровом св. Богородицы, мы сохранены были в пути. Когда помолился я в церкви образу св. Софии, то пришёл к святителю за благословением. Увидев меня, он поклонился до земли, и я едва упросил его преподать мне благословение, и вручил ему послание Кесарийского Василия. Святитель принял послание с уважением, как и чудотворные иконы и святительские одеяния. Он с удовольствием облачился в присланные ему одеяния, отслужил молебен и приказал мне жить с ним. По повелению Кесарийского Василия, списал я образ святой Софии и описал все церкви и монастыри, какие есть в городе. Получив послание епископа Василия, отправил я прежде себя с купцами, с которыми пришёл в Новгород; Кесарийский епископ Василий писал в послании к Новгородскому Василию и о мне грешном. И вот после того, как с Василием Кесарийским прожил я много лет в киновии, с Василием Новгородским провёл четыре года. Из писем узнал я, что духовный настоятель и учитель Кесарийский Василий отошёл ко Господу, в вечные жилища. А 6860 (1352) г. пастырь и учитель Новгорода и Пскова, добропеснивая цевница, голубь Царя Небесного, епископ Василий оставляет епископию и летит в вечные обители ко Господу, Которому служил верно. Я грешный своими руками одел в готовые одеяния святое тело великого святителя Василия Новгородского, и много пролил слёз.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010