Клеманом (1714-1793). В 1733-1763 гг. были опубликованы 12 томов, после чего издание приостановилось (доведено до 1167). С 1814 г. публикацию «Литературной истории Франции» возобновила Академия надписей и изящной словесности (на 2016 опубл. в общей сложности 43 тома). Др. монументальным проектом этого периода стало «Собрание историков Галлии и Франции» (Recueil des historiens des Gaules et de la France), начатое М. Буке (1685-1754). В 1738-1786 гг. М. успели издать 13 томов, с 1806 г. публикацию продолжила Академия надписей и изящной словесности. Этот свод источников послужил образцом для создания аналогичных собраний в др. странах Европы в XIX в., в т. ч. «Monumenta Germaniae Historica» . В целом с сер. XVIII в. в трудах М. все больше места занимала не патрология или история Церкви, а светская история, в т. ч. работы по истории отдельных франц. провинций и городов ( Morice P.-H. Histoire ecclésiastique et civile de Bretagne. P., 1750-1756. 2 vol.; Plancher U., Merle Z. Histoire générale et particulière de Bourgogne. Dijon, 1739-1781. 4 vol. и др.). Нередко такие работы предпринимались по заказу влиятельных лиц или издателей. В 1762 г. генеральный настоятель Дельрю обратился к кор. Людовику XV с предложением использовать научный потенциал М. для создания исторических трудов по заказу монарха. Среди наиболее крупных ученых этого периода были Р. П. Тассен (1697-1777) и Ш. Ф. Тутен (1700-1754), подготовившие «Новый трактат о дипломатике» (Nouveau traité de diplomatique. P., 1750-1765. 6 vol.), к-рый развивал идеи Мабильона. В 1750 г. Ш. Клемансе (1703-1778) совместно с Дюраном и М. Дантином (1688-1746) опубликовал пользовавшийся большой популярностью справочник по исторической хронологии «Искусство устанавливать даты» (L " Art de vérifier les dates. P., 1750. 2 vol.), впосл. многократно переиздававшийся (подробнее библиографию изданий М. см.: Baudot. 1928. Col. 423-442). М. занимались не только интеллектуальным трудом. В период расцвета, когда конгрегация насчитывала 3-4 тыс.

http://pravenc.ru/text/2561154.html

Иоасаф Горленко, еп. Белгородский и Обоянский//Там же. Ч. 3. 12. С. 303-357; он же. Свт. Иоасаф Горленко, еп. Белгородский и Обоянский, почивающий в Свято-Троицком мон-ре в г. Белгороде Курской губ. М., 18973, 19116; Лазаревский А. М. Очерки малороссийских фамилий//РА. 1875. 7. С. 249-250; Кулжинский Г. И. Свт. Иоасаф Горленко, еп. Белгородский и Обоянский (1705-1754). Х., 1883; Новицкий Г. Блаженной памяти свт. Иоасафа (Горленко), еп. Белогородского//Курские ЕВ. 1894. 50-52; Чаплыгин И. А. Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. СПб., 1895; Титов А., прот. Духовные школы Курско-Белгородской епархии. Курск, 1895; Лебедев А. С. Иоасаф Горленко, еп. Белгородский и Обоянский: Со 2 июня 1748 по 10 дек. 1754 г. Х., 1900; он же. Белогородские архиереи и среда их архипастырской деятельности: По арх. док-там. Х., 1902; Лотоцкий А. Свт. белгородский Иоасаф//Странник. 1905. 9. С. 353-362; Поселянин Е. Н. Рус. церковь и рус. подвижники XVIII в. СПб., 1905. С. 80-93; Жевахов Н. Д. Свт. Иоасаф Горленко, еп. Белгородский и Обоянский: 1705-1754. К., 1907-1911. 3 т.; он же. Житие свт. Иоасафа, чудотворца Белгородского. СПб., 1910. Нови-Сад, 19292; он же. Чудеса свт. Иоасафа. Пг., 1916. СПб., 1998; он же. Восп. товарища обер-прокурора Свят. Синода. Мюнхен, 1923. СПб., 2007. Т. 1; Док-ты и дела, относящиеся к жизни и деятельности Иоасафа (Горленко), еп. Белгородского и Обоянского: (1748-1754 г.): (Из архива Курской духовной консистории). Курск, 1910-1911. 2 вып.; Маляревский А. И., прот. Свт. Иоасаф, еп. Белгородский и Обоянский. СПб., 1910; он же. Восп. о Белгородских торжествах//Странник. 1912. 7. С. 3-32; Жевахов В. Д. Молитва свт. Иоасафа Белгородского...: (Опыт крат. коммент.). К., 1912 (то же, загл. изм.: Свт. Иоасаф, Белгородский и всея России чудотворец (1705-1754): Его ежечасная молитва. К., 1915); Всероссийское братство свт. Иоасафа, белгородского чудотворца: Его задачи и цели. СПб., 1914; Никодим (Кононов), еп. Свт. и чудотворец Иоасаф, еп. Белоградский: (Его жизнь, прославление и чудеса).

http://pravenc.ru/text/578038.html

Всю остальную новоприобретенную землю Высочайшим указом от 13 апреля 1793 года повелено было разделить на три губернии – Минскую, Изяславскую и Брацлавскую. 1025 Одновременно с губернским устройством новоприсоединенных областей, 13 апреля 1793 г., последовал Высочайший указ о церковно-епархиальном устройстве их. Из трех новых губерний составлялась одна самостоятельная епархия, по имени этих губерний получившая название «Минская, Изяславская и Брацлавская». Она положена была во второй класс после Могилевской, заняв в ряду всех русских епархий 11-е место. Во главе епархии, составленной из трех губерний, встал епископ переяславский и бориспольский Виктор Садковский с титулом «архиепископа минского, изяславского и брацлавского, коадъютора митрополии Киевской и Слуцкого Святотроицкого монастыря архимандрита». 1026 Епископ Виктор являлся только титулованным коадъютором Киевского митрополита, так как по смыслу указа в своей новой епархии был независимым от него. По должности и наименованию коадъютора он имел к киевскому митрополиту прежние отношения, которые выражались в том, что Виктор Садковский признавал первенствующее положение Киевского митрополита среди малорусских и западнорусских архиереев. Равным образом Синод часто обращался к митрополиту по общецерковным делам западной Руси, касавшимся властности Минской архиепископии. Местом жительства минского епископа Виктора оставался слуцкий Св.-Троицкий монастырь. Киевский митрополит, после назначения епископа Виктора Садковского на минскую кафедру, не остался без ближайшего викария. «В рассуждение обширности Киевской епархии», тем же указом 13 апреля 1793 года в пособие киевскому митрополиту дан особый викарий с титулом прежнего коадъютора – епископа переяславского и бориспольского. Местом жительства ему назначался один из монастырей Киевской епархии «по способности», т. е. по удобству жить в нем самом викарию и помогать киевскому митрополиту. Новый киевский викарий не пользовался никакими особенными правами. Положение его в Киевской епархии указом 13 апреля сравнивалось с положением великорусских викариев в Новгородской и Московской епархиях. Жалование ему шло по положению от 15 марта 1787 года о штатах малороссийских епархий. Указом 4 июля 1793 года положение епископа переяславского и бориспольского определилось точнее. Ему велено пребывать в Переяславле и жить в местном Вознесенском монастыре, где была кафедра самостоятельных переяславских и бориспольских епископов, но особого собора и консистории у него не полагалось. В управление викарию переяславскому отданы были церкви гг. Переяславля и Борисполя с уездами. Самому викарию велено быть «под начальством вышнего своего архиерея синодального члена митрополита Самуила (Миславского). 1027 Переяславскую и бориспольскую викарную кафедру 14 августа 1793 г. занял епископ Димитрий (Устинович), бывший префект Киевской академии. 1028

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

37), который станет пустынножителем наряду со схимонахом Марком и отцом Серафимом. Отец Александр, очевидно был моложе отца Серафима, он умер в 1840 году. 13 марта Указ из Тамбовской духовной консистории о принятии в число братства вдового священника рязанской епархии ардатовской округи села Дивеева Василия Григорьева Дертева. Монашеское имя ему было дано – Варлаам. Матушка Александра (Мельгунова) жила на дворе отца Василия (С. 65). 14 июня Инок Василий будущий настоятель Саровской пустыни, 14 июня пострижен в монашество с переименованием в Нифонта ( Ч. 95 ). 19 июня Отец Дорофей пострижен в монашество (С. 37). 1793 Без даты В 1793 году саровский иеромонах Мелетий отправился в паломничество во Иерусалим (Путешествие во Иерусалим Саровския Общежительныя Пустыни иеромонаха Мелетия в 1793 и 1794 году. М. 1798). Известно, что на Афоне преп. Паисием Величковским было создано первое словянское «Добротолюбие» – эта энциклопедия православной молитвы и монашеского подвига ( А.А. Дмитриевский . Русские на Афоне. М. – СПб., 2011. С. 6), книгу эту отлично знал и часто цитировал отец Серафим. В 1793 году в Москве было выпущено первое русское издание «Добротолюбия» («Добротолюбие, или словеса и главизны священного·трезвения, собранные от писаний святых и богодухновенных отец»), которое было и в библиотеке Саровской пустыни. Именно эту книгу, вероятно, держал в руках преподобный Серафим, неся свой отшельнический подвиг·в Дальней пустыньке. В этом же году монах Нифонт, будущий настоятель Саровской пустыни, рукоположен в сан иеродиакона (Ч. 95). 3 июля Отец Дорофей рукоположен в сан иеродиакона (С. 37). 2 сентября Иеродиакон Серафим рукоположен епископом Тамбовским и Пензенским Феофилом в сан иеромонаха «при строителе иеромонахе Пахомии» (ЖП. 19; ТПЖ. 62. 131). Подробностей рукоположения мы не знаем. 23 сентября В Саровский монастырь поступили указы о рукоположении отца Серафима и «Указ Ея Императорского Величества Самодержицы Всероссийский, из духовной Преосвященного Феофила епископа Тамбовского и Пензенского консистории, Темниковской Саровской пустыни отцу строителю иеромонаху Пахомию с братиею» 2281): «Приказали: о произведении Его Преосвященством сего сентября 2-го дня иеродиакона Серафима во иеромонаха, за известие вместо грамоты к вам отцу строителю с братиею послан указ, о чем сей и посылается сентября 12 дня 1793 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

П. Аплаксин. Фотография. Нач. XX в. В 1764 г. в О. м. были утверждены строительское управление и штат из настоятеля и 6 монашествующих (впосл.- еще 6) и 6 послушников. В 1781 г. здесь проживали только строитель (1778-1784) иером. Корнилий, свящ. Петр Иванов и мон. Аарон, в 1793 г.- строитель (1793-1799) иером. Мелхиседек и инок. Несмотря на бедность мон-ря, в нем удалось построить 2 церкви - теплую Александро-Свирскую (сооружена из старых настоятельских келий, реконструирована с устройством иконостаса в 1782 и 1793 гг. с переосвящением во Введенскую), и соборную Богоявленскую (1782). На деревянной на столбах колокольне висело 7 колоколов, в т. ч. один из Свирского мон-ря. Средства для пропитания братии давали мукомольная мельница и лесопильный завод на р. Чегле. Колокольня. 1857–1859 гг. Фотография. Нач. XX в. Колокольня. 1857–1859 гг. Фотография. Нач. XX в. Девятиглавый, с 2 главами над приделами 4-престольный Богоявленский собор, судя по описанию, соответствовал традициям сев. деревянного зодчества и отличался обширными размерами. В 1788 г., при строителе (1785-1793) иером. Филарете, в нем были освящены левый придел во имя апостолов Петра и Павла и правый - в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (в 1793 переосвящен во имя прп. Александра Свирского). В подцерковье находился придел в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» с гробницами преподобных Сергия и Варвары (расширен в 1802 в ходе ремонта храма). В 4-ярусном иконостасе иконы верхних 3 ярусов были «суздальского произведения». Художественный интерес представляло 5-ярусное медное литое паникадило. В 1803 г., при строителе (1799-1804) иером. Пахомии, правый придел был вынесен в смежную с оградой угловую вост. башню с кельями. Там в 10-х гг. XIX в. устроили теплую церковь, но служили в ней только до 1819 г., после чего придел прп. Александра вернули в Богоявленскую ц. Храм Богоявления с Александро-Свирским и Петропавловским приделами ремонтировали в 1802, 1835 (поставлен на каменный фундамент) и 1853 (установлен новый иконостас) гг.

http://pravenc.ru/text/2581787.html

д. по возрастающей». 6 . В том же письме прп. Никодим просит исправить первый гекзаметрический стих в элегических двустишиях и написать так: «Видимый мир созидая в порядке и строгом, и стройном, Троица...» 139 . 7 . В том же письме говорится, что посланы «первые наброски священных правил вместе с новыми дополнениями и исправлениями». Для того чтобы определить, что они собой представляли, нужно исследовать, чем отличаются толкования в рукописи монастыря Эсфигмен 260 от толкований в напечатанном «Пидалионе». 8 . «Алфавитный указатель всех содержащихся в данной книге... примечательных мест» был возвращен прп. Никодиму в исправленном виде в сентябре 1793 г., как видно из письма прп. Никодима Вулисме от 30 сентября 1793 г. Остальные разделы «Пидалиона» вернулись к прп. Никодиму с последними замечаниями в июне 1793 г., как говорится в более позднем письме прп. Никодима Вулисме (16 августа 1793 г.): «Два месяца назад я получил посланные мне книги (за исключением указателя)...». 9 . С конца 1793 г. и до того времени, когда «Пидалдан» передали руководителю его первого издания Феодориту Эсфинскому, было сделано еще несколько добавлений и поправок, весьма, впрочем, незначительных. Следующие примеры доказывают наличие таких добавлений: А. В 1-м примеч. к Апост. 37 читаием: «...некий монах Дионисий, называемый Малым, изобрел ставший общим для всех способ исчисления времени от Рождества Христова... Согласно, пожалуй, большинству самых известных хронологов, дионисийский год отстает на 4 года от истинной и точной даты Рождества Христова. Например, если сейчас 1797 г. (курсив наш. – Ф. Я.), то на самом деле это –1801 г.» 140 . Б. В 1-м примеч. к предисловию «Пидалиона» написано: «Отсюда видно, сколь хладно, сколь вздорно, сколь неразумно утверждение некоторых о том, что не нужно переводить божественные правила на простой язык. Да что же такое ты говоришь, человек, утверждающий это, кто бы ты ни был? Божественные и священные правила переведены на арабский, эфиопский и истолкованы на латинском, итальянском, славянском, английском: почти в каждом народе из числа тех, кто называет себя христианами, есть эти священные правила в переводе на местный язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Поляков Матвей Сем, 1780 г. из поэзии – в с. Вознесенье Медвежий угол, Ковр.окр., свящ. (Арх. Суз. кон. 1380 г., 440) Полянский Алексей Дмит. Поступил в семинарию 1763 г. 1771 г. обучался в школе риторики. Полянский Гавриил. 1788 г. обучался в инфиме. 1793 г. исключён из синтанкимы, «вследствие того, что за леностью на класс не ходит” (Арх. Суз. кон. 1788 г., Полянский Иван Петров. 1788 г. обучался в аналогии. 1793 г. из синтанкимы пономарем в с. Глазово (Арх. Суз. кон. 1793 г. Оп. 2, 187), Покровский Василий. 1771 г. обучался и аналогии. Покровский Пётр Гавр. (?). 1783 г. обучался в информатории. 1793 г. из риторики – диаконом с. Голышева (он ли?). (Арх. Влад. кон. 1793 г. Померанцев Иван Мих. Взят в семинарию 1756 г. 1767 г. определён свящ, в с, Лучкино, Рышемской десятины, на основании его заявления, что свящ. с. Лучкина Иван Васильев умер. Но Иван Васильев явился в консисторию для засвидетельствования того, что он жив, и Ив. Померанцев 11 марта 1768 г., при собрании всех учеников, был штрафован (должно быть, лозами). (Арх. Суз. кон. 1767 г., 107). 1769 г. обучался в философии. Померанцев Николай. 1788 г. обучался в школе аналогии. Пономаревский Осип Иван. Взят в семинарию 1763 г. 1764 г исключён «за неспособностью» («туп») (Арх. Суз. кон. 1764 г., 225). Пономарев Василий Алексеев. 1766 г. обучался в школе аналогии и вскоре вышел из семинарии. Пономарев Иван. 1788 г. обучался в информатории. Пономарев Илья Алексеев. 1766 г. обучался в аналогии и вскоре вышел из семинарии. Поповский Василий. 1786 г. утверждено пономарское место в Гавриловой слободе (Арх. Суз. кон. 1786 г., В 1788 г. обучался в школе поэзии. Поповский Егор. 1781 г. обучался в школе аналогии. Поповский Иван Алексеевич. Поступил 1763 г. 1770 г. из философии – свящ. Гавриловской непашенной слободы (Арх. Суз. кон. 1770 г., 155). Иван. 1763 г. обучался в синтаксиме. В ведомости за этот год о нём замечено: «понятен был, а ныне в бегах». Стефан Игнат. Взят в семинарию 1767 г. В январе 1770 г. отпущен в дом «за французскою болезнью». Закащику велено было свидетельствовать его каждый месяц и доносить о состоянии его здоровья в консисторию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архим. Мефодий рассматривал переводы очень медленно, и 19 янв. 1793 г. Н. обратился вновь в Синод с прошением поручить эту работу архим. Авраамию (Флоринскому) , к-рый имел опыт подобной деятельности. Указом Синода это было дозволено. Иером. Филарет, будучи поверенным Н., выдавал переведенные книги для освидетельствования архим. Авраамию. 21 янв. 1792 г. Н. написал о том, что переведены книги прп. Кассиана Римлянина, прп. Феодора Эдесского, блж. Илии Экдика, св. Диадоха, еп. Фотикийского, прп. Симеона Нового Богослова, прп. Никиты Стифата и вновь просил об их освидетельствовании архим. Авраамием. 3 февр. 1793 г. Н. сообщал в Синод, что переводятся труды преподобных Нила Подвижника, Иоанна Карпафийского, Максима Исповедника, аввы Филимона, блж. Каллиста Ангеликуда. 4 июля 1793 г. их освидетельствовал также о. Авраамий. 11 мая 1793 г. вышел перевод «Филокалии» под названием «Добротолюбие, или Словеса и главизны священного трезвения, собранныя от писаний святых и богодухновенных отец, в нем же нравственным по деянию и умозрению любомудрием ум очищается, просвещается и совершен бывает. Переведено с еллиногреческого языка». 18 июля 1793 г. был получен рапорт из Московской Синодальной типографии, что от архим. Мефодия принято 16 книг из 40, а от архим. Авраамия - 5 книг. 8 марта, а затем 28 апр. 1796 г. Н. вновь обратился в Синод с донесением, в к-ром, указав, что он выкупил 700 экз. «Добротолюбия», просил о рассылке остальных 1700 экз. издания по мон-рям и епархиям или о приобретении их в казну. Но 21 янв. 1797 г. Синод распорядился продавать «Добротолюбие» вместе с проч. казенными книгами, а прошение о рассылке книги по епархиям оставить «без действия». В 1797 г. Н. прибыл в Москву для завершения работы над 2-й частью «Добротолюбия». В 1798 г. вышла 2-я часть с творениями преподобных Иоанна Карпафийского, Диадоха, Никиты, блж. Каллиста, Филимона, Феодора Эдесского, Илии Экдика, Кассиана и Нила Постника. Во 2-й части были использованы переводы старца Паисия (Величковского). Н. предполагал издать 40 книг «Добротолюбия», но были переведены только 26.

http://pravenc.ru/text/2564620.html

Развитие диалога между двумя этими богословами отображено в девяти письмах прп. Никодима к Дорофею (от 15 июня 1791 г., 5 января 1792 г., 8 мая 1792 г., 17 сентября 1792 г., 20 января 1793 г., 16 апреля 1793 г., 16 августа 1793 г., 30 сентября 1793 г. и 30 ноября 1793 г.), а также в двух письмах Дорофея к Никодиму (от 16 октября 1791 г. и 4 июля 1792 г.). И хотя, к сожалению, до нас не дошли другие письма из переписки, но они, как нам кажется, не могли бы существенно повлиять на сложившееся у нас представление о ходе событий, которое излагаем далее. 1 . Весной 1791 г. Агапий вновь отправляется в Константинополь в надежде, что найдет там, как он полагал, книгу не только «рассмотренную... но и переписанную». Прошло уже около полугода с того момента, как Дорофею вручили «Пидалион» для рецензирования. В Константинополе Агапий видит, что рецензент книги трудится над ее исправлением, причем он так увлечен этой работой, что отодвинул все прочее на второй план. Тогда Агапий понимает, что положение дел не соответствует его надеждам издать книгу как можно скорее, поскольку он убеждается в настороженности рецензента. «Кипучая ревность» Дорофея «к общеполезному делу» была направлена противоположно стремлениям Агапия. Кроме того, рецензент нес ответственность перед патриархом и членами Патриаршего Синода, поэтому он полагал, что устранение погрешностей и недочетов, допущенных в книге, составляет его прерогативу, тем более что прп. Никодим уже сообщил ему, что работал над книгой поспешно. Одновременно преподобный уступил ему право вносить требующиеся исправления в книгу, желая разделить с редактором даже свои авторские права на нее. На этой ранней стадии исправления «Пидалиона» все трое согласились сотрудничать друг с другом ради улучшения текста и достижения возможного его совершенства, какого только в силах достичь человек. Они смотрели на это как на дело всех троих. А значит, «два друга» и составителя, о которых было сказано, превратились бы в троих, как это видно и из сообщения Дорофея: «Может быть, в скором времени рецензирование будет закончено, и одна книга станет достоянием троих, а вы признаете уместными мои исправления в неверно истолкованных правилах, чтобы и ради этого все считали троих за одну душу и чтобы Обещавший быть посреди двоих или троих, собранных во имя Его, пребывал вместе с нами». Однако впоследствии Дорофей, может быть из-за возникших разногласий, перестал интересоваться вопросом авторства и обходил его молчанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Медяны. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Медяны (село), Кировская область, Юрьянский район, Медянский сельский округ, 32 км от г. Вятки, 50 км от районного центра – пгт Юрья. Дата основания села - 1615 год. Старое название - Медяна - расшифровывается в разных источниках по-разному. Согласно первой версии, название произошло из-за большого количества живородящих ящериц, в народе называемых " медянками " (веретеница ломкая), которые водились в окрестностях раньше. Согласно другой версии - от слова " медь " , которая будто бы залегала в окресностях села в прежние времена. Село Медяны появилось позднее близлежащих деревень (Бакачи, Мухичи, Койковы, Калиничи и др.), относящихся к Медянскому приходу. Несмотря на это, 1629 году в селе уже было 22 двора. Заселение деревень сопровождалось вырубкой деревьев, выкорчёвкой пней, освобождением земли под пашню. Каменная Троицкая церковь была построена в 1770 году. В 1870 году приход состоял из 105 селений (399 дворов, 6587 человек). История Свято-Троицкой церкви села Медяны По писцовой книге Доможирова 1629 года значится церковь теплая Димитриевская и холодная Ильинская на Медяне. По переписи Толочалова указана церковь холодная, да церковь теплая Димитрия Солунского. Село Медяна значится в переписной книге писца Караулова за 1654 год. Церковь деревянная во имя святого Димитрия, с приделом святого пророка Ильи. По истечении времени вместо нее, пришедшей в негодность, была построена вторая деревянная церковь в честь святого Дмитрия с приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1753 году прихожане обратились с просьбой к Епархиальному начальству о дозволении построить каменную церковь. В 1754 году по прошению причта и прихожан указом духовной Консистории ветхую церковь разобрать (19 июня указ 633). К марту 1754 г. были заготовлены материалы. Указом Духовной Консистории от 11 марта 1754 года (за 398) позволено приступить к закладке каменного храма. Постройка храма разрешена 4 августа 1754 года (за Чтобы кладка крепче схватилась, в известь добавляли сырые яйца. Их по всей округе собирали на стройку.

http://sobory.ru/article/?object=08895

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010