Койген Д.. русский философ-неокантианец. Койре Александр (1892–1946), французский философ. Константин Павлович (1779–1831), великий князь, второй сын Павла 1, престолонаследник, в 1823 г. тайно отрекшийся от своих прав. Конт Огюст (1798–1857), французский философ и социолог, основоположник позитивизма – 304 Коперник Николай (1473–1543), польский астроном и мыслитель, создатель современной гелиоцентрической картины мира. Кронос, Крон (миф.), сын Урана и Геи, низвергший своего отца и занявший его место верховного бога; опасаясь той же участи, проглатывал своих детей, но в конце концов был побежден и свергнут своим сыном Зевсом; в переносном смысле – символ всепоглощающего времени. Ксенофан (VI–V в. до н. э.), древнегреческий философ, основатель элейской школы. Куэ Э., франдузский психолог. Кьеркегор (Киркегард) Сёрен (1813–1855), датский теолог и философ. Лаланд Андре (1867–1963), французский философ, редактор «Технического и критического философского словаря» (1926). Лассаль Фердинанд (1825–1864), деятель немецкого рабочего движения, публицист и философ. Левицкий Сергей Александрович (1909–1983), русский философ. Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646–1716), немецкий философ, историк, математик и физик. Ленин Владимир Илъич (1870–1924). Леонардо да Винчи (1452–1519), итальянский художник, ученый и философ. Лесков Николай Семенович (1831–1895). Локк Джон (1632–1704), английский философ-просветитель. Ломоносов Михаил Васильевич (1711–1765). Лопатин Лев Михайлович (1855–1920), русский философ и психолог. Лосский Николай Онуфриевич (1870–1965), русский философ, представитель интуитивизма и персонализма. Людовик XVI (1754–1793), французский король в 1774–1792 гг., казненный по приговору Конвента. Лютер Мартин (1483–1546), основатель немецкого протестантизма. Люцифер (букв. «светоносец»), падший ангел, обозначение дьявола. Магомет (Мухаммед) (ок. 570–632), арабский религиозный и государственный деятель, основатель ислама . Матов Аполлон Николаевич (1821–1897). Майтрея, персонаж буддийской мифологии, выступающий одновременно и как бодхисаттва, и как будда.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Годы жизни: 1754 — 1833. В миру Прохор Сидорович Мошнин. Род. в благочестивой купеческой семье. Рано потерял отца. Ребёнком, во время болезни он увидел во сне Богородицу, пообещавшую его исцелить. Сон оказался правдивым: во время Крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы, и мать вынесла Прохора, чтобы тот приложился к иконе, после чего он выздоровел. В 1776 году совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен был принять послушание и постриг — Саровскую пустынь. В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. В 1786 году принял монашество и был посвящён в иеродиаконы, в 1793 году рукоположен в иеромонаха. В 1794 году, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келии в пяти километрах от монастыря. Подвиги его в это время были: телесные (носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, спал очень мало, во многом имел строгое воздержание, пост), чтение книг (перечитывание Евангелия, святоотеческого писания), ежедневная долгая молитва, столпничество. Около келии Серафим развёл огород и устроил пчельник. Житие сообщает о случае, как преподобный из рук кормил медведя хлебом. Однажды на него в лесу напали разбойники. Узнав, что к старцу часто приходят посетители, в том числе и вполне обеспеченные, бандиты решили ограбить келью. Напав на Серафима, они проломили обухом топора ему голову и сильно избили, в результате чего старец навсегда остался сильно сгорбленным. В келии для себя они ничего не нашли. Позже эти люди были установлены, но отец Серафим простил их и упросил не наказывать. В 1807 году принял на себя иноческий труд молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году возвратился в монастырь, но ушёл в затвор до 1825 года. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!». Был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители. В 1831 году сподобился видения Богородицы в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев. Скончался в 1833 году в Саровском монастыре в своей келии во время коленопреклоненной молитвы.

http://azbyka.ru/audio/1/zhitiya-i-tvore...

Графиня Юлия-Луиза, 1) за Вениамином-Христофором Корф; 2) за Иоанном-Дитрихом Бер Графиня Анна, рождение 1732 † 1793: 1) за Христофором- Дитрихом-Георгом Медем; 2) за Фридрихом-Иоанном Эльзен, рождение 1737 † 1809 Граф Эрнест-Георг, польской гвардия полковник, рождение 27 декабря 1742 † 1821 Граф Иоанн-Фридрих-Германн, подполковник литовской гварди, рождение 23 сентября 1744 † 1826 Граф Карл-Христиан, российский майор, рождение 23 июля 1761 Граф Иоанн-Август-Пётр, рождение 3 сентября 1768 † 22 февраля 1845 Графиня Бенигна-Готтлиба, рождение 1740 † 1800 Графиня Елисавета-Сивилла, рождение 30 ноября 1747 † 13 октября 1799; за Эрнестом-Иоанном Фиркс † 1782 Графиня Констанция-Екатерина-Доротея-Юлия, рождение 24 мая 1754 † 1833; за бароном Георгом-Рейнгольдом Альбедиль Графиня Каролина-Амалия. за Дитрихом ф. д. Бринкен Графиня Луиза-Доротея-Шарлотта, рождение 5 марта 1759 † 1830; за Фридрихом Ренне Графиня Мария-Терезия, рождение 19 сентября 1762 † 9 сентября 1837; за Фридрихом-Христофором Клейст † 1815 Графиня Августина-Каролина, рождение 11 июня 1766 † 18..; за Эрнестом-Иоанном Пфейлицер-Франк Карл-Теодор-Дитрих, рождение 1 мая 1761 † 2 января 1838, женат на Софие-Елисавете-Маргарите Корф Николай-Фридрих-Эрнест, рождение 1755 † 1768 Констанция-Сивилла, рождение 17 августа 1752 † 7 апреля 1769; за Николаем-Карлом Корфом Генрих-Дитрих-Христофор, рождение 1 января 1769; женат на Вильгельмине Каролине Бодек Пётр Иванович, российский майор, рождение 3 января 1768 † 11 июля 1845 Елисавета-Сивилла. рождение 6 августа 1762 † 25 сентября 1736; за Иоанном-Отто Гротгуз Юлия, рождение 5 мая 1764 † 1806; за Александром Петровичем Галковским Луиза, рождение 8 сентября 1766 † 1806; за Леопольдом Ган Граф Алберт-Иоанн-Оттон, рождение 22 февраля 1747 † 1 мая 1809; женат: 1) на Шарлотте-Элеоноре Медем; 2) на Луизе-Теофилие Мюнстер (от 1-го брака 2 сына и дочь; от 2-го брака 2 сына и 3 дочери) Граф Карл-Филипп-Антоний, рождение в сентября 1748 † 1 августа 1794 Карл Александр, рождение 15 декабря 1744 † 27 сентября 1798

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Никон , бывший архим. Московского Донского монастыря, определён 21 нояб. 1700; в исх. 1702 перев. в Новгород-Северский мнтрь. Исаакий Васенькевич в 1704 перев. из Виленского Свято-Духова монастыря; † 30 нояб. 1714. Евстратий Самборович упом. в 1719–1722; † в 1724, на покое. Нил Березовский в 1722 перев. из Макошинского, а в 1727 – в Новгород-Северский мнтрь. Тимофей Максимович произведён 20 июня 1727; † 1749 ... Димитрий Белинский в 1750 перев. из Макошинского монастыря; † 18 нояб. 1753. (В 1754–56 вакансия). Гервасий Линцевский , Пекинский миссионер, определён 27 февр. 1757; 27 июля того же года хирот. в викария Киевской епархии. Сильвестр Новопольский 28 апр. 1757 перев. из Черниговского Троицкого Илиинского; † 23 февр. 1761. Гедеон Сломинский 9 авг. 1761 перев. из Московского Заиконоспасского монастыря, а 4 сент. – в Бизюков. Панкратий Чарныйский 4 сент. 1761 перев. из Бизюкова монастыря, а 10 окт. – в Черниговский Троицкий Илиинский. Иов Малеевский 10 окт. 1761 перев. из Троицкого Илиинского; 2 февр. 1763 в Бизюков. Панкратий (паки) в 1763 перев. из Троицкого Илиинского; † 1773 ... Иерофей Малицкий 2 апр. 1774 перев. из Домницкого монастыря; 6 дек. 1788 хирот. в епископа Черниговского. Игнатий Максимович 15 янв. 1789 перев. из Колязина монастыря; † 30 нояб. 1793. Христофор Сулима 1 мая 1794 перев. из Гамалеевского монастыря; 18 апр. 1798 хирот. в еписк. Феодосийского (викария Екатеринославской епархии). Феофан Шиянов-Чернявский 13 мая 1798 перев. из Нежинского Назарета, в начале 1799 – в Новгород-Северский Спасский мнтрь. Афанасий Корчанов 21 мар. 1799 перев. из Киево-Выдубицкого монастыря; 5 сент. 1811 хирот. в епископа Пензенского. Феофан Романовский 22 февр. 1812 перев. из Острожского Спасского монастыря; † 1 янв. 1813. Феофил Татарский 3 июля 1813 перев. из Новгородского Вяжицкого монастыря, а 28 авг. 1818 – в Московский Донской. Мелетий Носков в 1818 перев. из Домницкого монастыря; 5 февр. 1823 – в Острожский Спасский (?) (рект. Волынской семинарии). Иероним Визерский в 1823 перев. из Острожского Спасского монастыря; в 1830 – в Свияжский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7. ДОСИФЕЙ. Время бытия неизвестно. 8. АНТОНИЙ. Время бытия неизвестно. 9. СИМОН. Время бытия неизвестно. 10. ИЛАРИОН. Время бытия неизвестно. 11. КАРИОН. Время бытия неизвестно. 12. СОСИПАТР. Время бытия неизвестно. 13. ВАРФОЛОМЕЙ. Время бытия неизвестно. 14. ВАРЛААМ. Время бытия неизвестно. 15. АНТОНИЙ. Время бытия неизвестно. 16. НИКАНОР. Время бытия неизвестно. 17. ВАРЛААМ. Время бытия неизвестно. 18. ИЛАРИОН определён в 1704 году. 19. СИЛЬВЕСТР в 1721 году. 20. ТРИФИЛЛИЙ в 1724 году. 21. ДОСИФЕЙ в 1739 году. 22. АНТОНИЙ в 1731 году. 23. СИМОН в 1736 году. 24. КАРИОН в 1744 году. 25. МЕЛЕТИЙ в 1750 году. 26. СОСИПАТР в 1752 году. 27. ПАВЕЛ 1754 году. 28. ИОАННИКИЙ Павлуцкий в 1756 году. 29. ГЕДЕОН в 1758 году. Потом переведён в Троицкую Лавру, и после хиротонисан в Епископа Псковского. 30. НИКОН Зертыс Каменский, из Даниловского Переславского монастыря определённый. 7 Августа 1755 года переведён в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. 31. ВАРЛААМ в 1765 году. 32. ФЕОФИЛ в 1766 году. 33. ПАВЕЛ в 1767 году. 34. ВАРФОЛОМЕЙ в 1772 году. 35. ЕВСТАФИЙ в 1775 году. 36. ПАВЕЛ того же года. 37. ФЕОФИЛАКТ с 1776 до 1789 года, в котором скончался и погребён в сем монастыре. 38. НЕКТАРИЙ с 1789 до 1792 года, в котором году переведён в Воскресенский, Новый Иерусалим именуемый, монастырь; но, не вступивши в оный, скончался и погребён и Московском Донском монастыре. 39. МЕЛЬХИСЕДЕК с 1793 по 1794 год, в котором скончался Августа 13, и погребён в сем монастыре. 40. АРСЕНИЙ с 1794 по 1799 год, в котором переведён в Пафнутьев Боровской монастырь: но, не вступая в оный, скончался в начале 1800 года, и погребён в Саввине монастыре. Епископы Дмитровские, Викарные Московские 1. ЕПИСКОП Серафим с 1800 по 1804 год. 2. ЕПИСКОП Августин с 1804 года; и управляет сим монастырём доныне. IV. Kpamkoe описание Высоко-Петровского, бывшего Ставропигиальным, монастыря О местоположении и начале оного ВЫСОКО-ПЕТРОВСКИЙ бывший Ставропигиальный, а ныне Московской Епархии 2 класса мужской монастырь, находится в столичном городе Москве, в Белом городе, у Петровских ворот. Построен первоначально при Великом Князе Московском Димитрии Ивановиче Донском, а после перестроен при Великом Князе Василии Ивановиче в 1505 году, и назван Высоким. О зданиях

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Как и православные митрополиты, униат. первоиерархи управляли южной частью епархии с помощью наместников, как правило живших в Выдубицком мон-ре. Кроме Яна (Якова) Крушинского (Хруслинского) (1594-1604), Иоанна Мужиловского (упом. в 1605) и Антония Грековича (1609-1618) есть сведения о Григории Гошкевиче (1608), Станиславе (Вацлаве) Садковском (1618-1626) и Мартине Корсаке (1626-1633). Митр. Петр (Могила) ликвидировал остатки унии в Киеве. В июле 1633 г. единственными очагами униатов в Киеве оставались Выдубицкий монастырь и Десятинная ц. В соответствии со статьями «успокоения греческой религии» православные вернули себе Выдубицкий монастырь в обмен на гродненскую Коложскую обитель, в 1636 г. у униатов отобрали ц. Николая Десятинного. Свт. Петр многое сделал для возвращения собственности митрополичьего дома. Униатская К. е. в 1700-1793 гг. XVIII век стал временем подъема униат. Церкви, в первую очередь вслед. широкого распространения унии на укр. землях. После Вечного мира Польши с Россией 1682 г. Киев, отошедший России, перестал быть центром воеводства в Речи Посполитой, но Киевское воеводство с центром в Житомире продолжало существовать. В 1679 г. король назначил администратором православной Киевской митрополии на землях Речи Посполитой Львовского еп. Иосифа (Шумлянского), тайного униата. Эта должность давала Шумлянскому возможность подготавливать условия для распространения унии в Киевском воеводстве; полному успеху в этом отношении препятствовали действия казацких полков (прежде всего Семена Палия). Первые свидетельства о присутствии униатов на Правобережной Украине относятся к нач. XVIII в., со временем юж. часть униат. Киевской митрополии (и митрополичьей епархии) приобретала все большее влияние в униат. Церкви. Ок. 1737 г. в укр. части униат. К. е. был учрежден духовный суд. В 1754-1756 гг. к К. е. присоединились 10 деканатов на территории Брацлавщины, отделившиеся от Львовской епархии (Браиловский, Брацлавский, Винницкий, Кальницкий, Немировский, Рашковский-Ягорлыцкий, Смелянский, Уманский, Чигиринский, Ямпольский).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

1) соборная ЦЕРКОВЬ во имя Успения Божьей Матери, с приделом Пр. Кирилла Белоезерского ветхая; 2)  ЦЕРКОВЬ во имя Св. Николая с приделами: а) Пр. Александра Ошевенского; б) Пр. Сергия Радонежского; 3) КЕЛЬИ; 4) ОГРАДА ветхая. В 1706 году, Мая 6, прежние деревянные шатровые церкви и монастырь от грома и молнии сгорели. После того воздвигнуты и доныне существующие следующие здания: 1) каменная СОБОРНАЯ Успения Пресвятой Богородицы ЦЕРКОВЬ пятиглавая длиной 12 саженей, двухэтажная, построена в 1707 году; в нижнем посредине – придел во имя Сретения Господня, освящён в 1730 году; по правую его сторону – придел Преподобного Александра Ошевенского, где его мощи почивают под спудом, освящён в 1712 году, по левую – придел Пр. Кирилла Белоезерского, освящён в 1714; в верхнем этаже – главный храм Успения Пресвятой Богородицы, освящен в 1734 году. По правую сторону оного – придел Преп. Сергия Радонежского, освящён в 1758 году, по левую – Св. мучеников Флора и Лавра, освящён в том же 1758 году; пред входом в оную церковь присовокуплена небольшая паперть, на которой построена каменная колокольня с шатром деревянным; при паперти – деревянное двускатное крыльцо, с рундуками, построены в 1774 году. На церкви главы все обиты белым, а четверик верхний чёрным железом в 1792 году; 2) от каменной с южной стороны – ЦЕРКОВЬ деревянная пятиглавая во имя Святителя Николая с тёплой трапезой и хлебодарней, построена и освящена в 1709 году; 3) от той церкви к западу – два ПОГРЕБА, а возле оных – для братии квасоварня и поварня каменные, построены в давних годах; 4) напротив Успенской церкви к западу – Настоятельские двухэтажные КЕЛЬИ, построенные в 1754 году; 5) с полуденной стороны в линию БРАТСКИЕ двухэтажные КЕЛЬИ, построены в 1793 году; 6) около монастыря ОГРАДА деревянная, окружностью на 300 саженях с наугольными башнями; в той ограде трое ворот, из коих над святыми – часовня во имя Св. Великомученика Георгия и Св. Николая Чудотворца; возобновлена оная ограда и покрыта новым тёсом в 1771 и 1772 годах;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

об. п., из них 5 026 д. в самом Билимбаевском заводе. В дер. Макаровой и Коноваловой, расположенных по берегу р. Чусовой, кроме бывших заводских, живут и бывшие государственные крестьяне. Это – первые поселенцы в названных деревнях. По словам местных старожилов, они выселены были сюда по распоряжению Правительства, из Кунгурского уезда для перевоза на пароме через р. Чусовую ехавших из Европ. России в Сибирь и обратно. Средства к жизни жители Билимбаевского прихода приобретают работами при заводской домне, доставкой на Билимбаевский, Верх-Исетский, Шайтанский и Уткинский заводы руды и угля; летом много народа уходит в Верхотурский уезд и Оренбургскую губернию на приисковые работы. Хлебопашеством, за неимением земли, занимаются весьма немногие; сеют в «переменах». Первая церковь в заводе деревянная, во имя Богоявления Господня, заложена была в 1738 г., по благословенной грамоте Тобольского и Сибирского митрополита Антония 1-го; освящена в 1742 г., по благословению Тобольского же митрополита Арсения Мацеевича . В 1754 г., для расширения церкви был устроен, и в том же году освящён придел «во имя образа Пресвятой Богородицы явления Казанского». Но церковь эта, со всеми иконами, книгами и церковной утварью, в 1774 г., вскоре после удаления из Билимбая пугачёвских шаек, сгорела. Уцелела только колокольня, находившаяся вдали от церкви. В следующем же 1775 г. заложена была, и в 1780 г. освящена новая деревянная церковь во имя Богоявления же Господня, с пристроенным к ней в 1792–1793 г.г. приделом во имя св. Благов. князя Александра Невского. Но и этот храм в 1796 г. сгорел. Вместо него, в 1801–1803 г.г., построена была во имя названного святого, деревянная церковь на кладбище, служившая до 1843 г., когда, по ветхости, она была разобрана, а иконостас её перенесён в построенную там же, и во имя того же святого, на счёт заводовладельцев, каменную часовню, существующую и поныне. Теперешний храм в Билимбае каменный, трёхпрестольный, построен на средства заводовладельцев, по благословенной грамоте Пермского епископа Иустина от 23 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Грозовский Николаевский монастырь 23 жалуется в 1768 году, что уже не первый год он терпит от своего поземельного соседа, новогрудского каштелянича Незабытовского, который присвоивает себе монастырские земли, часто требуя изменения монастырских границ и никогда точно не указывая своих 24 . – У Дятловического монастыря 25 в 1748 году кожангородокский шляхтич Щит отнял значительную часть полей, сенокосов, лесов, рыбных ловель 26 . «Римляне» отнимали земли 27 у Пинского монастыря 28 . Земельными владениями Слуцких монастырей – Троицкого мужского 29 и Илинского женского 30 – ищет воспользоваться и город (в 1767 году 31 , и иезуиты слуцкие (в 1750 году) 32 , и даже евреи (в 1750 году) 33 . Последние имели в Слуцке большую силу и от них подчас приходилось очень тяжело православному духовенству. По домогательству евреев, в 1754 году запрещена была на землях Слуцких монастырей торговля, а также всякая продажа напитков из монастырской корчмы 34 . Взявши откуп на продажу водки в Слуцке, евреи весь город окружили сторожевой цепью. Стоя, «по двое стражей», в городских воротах, они бесцеремонно обыскивали всех, входящих в город. Такому же обыску были подвергаемы и возвращавшиеся в город от загородных больных со свв. тайнами священники, причём жиды не церемонились потрясать своими «нечистыми руками» дароносицу, висящую на груди у священника 35 . В 1759 году, вероятно под тем же предлогом, евреи с большим шумом ворвались в Николаевскую церковь и «едва не сорвали престола с места 36 ». Словно некие владыки тёмного порядка, жиды, взявшие водочный откуп, разъезжали далеко по окрестностям Слуцка и, под предлогом обыска, не скрывается ли где запрещённый напиток, грабили священников, оскорбляли их, причиняли тревогу и испуг их жёнам и детям и даже запечатывали церкви 37 . Захват земель производился не только у монастырей, имевших более или менее значительную земельную собственность, но и у приходских церквей, для которых потеря небольшого клочка бывшей в их владении земли составляла потерю всего их достояния.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

После разорения 1611 года Валаамский монастырь более ста лет находился в полном запустении. Доклад о восстановлении Валаамского монастыря представил императору Петру I архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх. В 1715 году последовал указ императора о возобновлении монастыря. Строительство монастыря было разрешено на только что отвоеванной территории, когда еще не был подписан мирный договор (Ништадтский договор 1721 года). Это могло совершиться только по прямому указанию самого Петра I. Уже в самом начале 1719 года построили деревянную церковь Преображения Господня с приделами во имя святых апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова. В 1720 году монастырь, приписанный сначала к Кирилло-Белозерской обители, получил самостоятельность. Захолустная в то время обитель была удостоена, по воле самого Петра, редкого статуса архимандрии. Обитель росла, но в 1754 году ее постигло новое испытание: 3 апреля, в день Светлого Христова Воскресения, после литургии начался пожар. Монастырь сгорел полностью. Уцелела только Благовещенская часовня и часть стены над святыми вратами. Было спасено несколько икон, церковных сосудов, богослужебных книг и три освященных антиминса. Первое время после пожара иноки, с разрешения епископа, совершали обычное богослужение в часовне, которую просили освятить как церковь. По прошению Синода императрица Елизавета Петровна пожаловала на новые постройки 8000 рублей. В 1756 году завершилось строительство деревянной теплой церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы и соборной церкви во имя Преображения Господня. Монастырь обнесли деревянной оградой. С западной стороны ограды располагалось также три часовни: над вратами – Предтеченская, с севера – Космодамианская, с юга – Ильинская. Еще одна часовня находилась перед входом в обитель. 5 марта 1786 года по повелению государыни императрицы Екатерины II Валаамский монастырь включили в число штатных 3го класса с игуменским настоятельством. В 1789 году была освящена во имя преподобных отцов Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, нижняя церковь собора; в 1793 году церковь во имя святителя и чудотворца Николая; в 1794 году Преображенский собор и его придел во имя святых апостолов Петра и Павла, и в 1796 году, по перестройке, храм Успения Пресвятой Богородицы. В 1793 году, по высочайшему повелению, в монастыре учредили епархиальную больницу на пять человек персонала.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010