13 . Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать своей прихоти и пустословить, – 14 . то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это. Закон о субботнем покое, высказанный еще в кн. Бытия II, 2, подтвержденный в кн. Исход XX, 8–11, в скрижалях десяти заповедей 1754 , был основным законом Израиля, ибо он непрестанно напоминал о Боге Творце и об отношениях народа завета к призвавшему его Господу. Закон о соблюдении субботнего покоя исполнялся со всею строгостью среди Иудеев, как во времена Исаии ( Ис. 1:13 ), так и во времена воплощения Сына Божия (ср. Мф. 12:1,11 ; Мк. 2:24, 3:2–4 ; Лк. 6:6–9 и мн. др.), но исполнялся лишь как обряд, утративший тот глубокий духовный смысл, который с ним был связан, а именно чувство благодарности и любви к Богу Творцу, Который был и Царем Израиля. Отдавая день покоя пустословию и исполнению прихотей своих и не пользуясь днем этим, как днем нравственного и духовного покоя, Иудеи не могли находить в дне этом ту отраду (ст. 13) и ту радость о Господе (ст. 14), о которых говорит пророк. Радость же могла быть ощущаема, как указало позже учение Христово, только теми, которые предают души свои и всю жизнь свою Христу, возлагая на Него все печали свои и веруя, что Он печется о созданиях Своих. ( 1Пет. 4:19 ; Пс. 54и Мф. 10:30–31 ; Лк. 12:6–7 и мн. др.). Потому-то священный день покоя, установленный Богом и нами празднуемый в день недельный, в память воскресения Господа Иисуса, даровавшего измученным покой, получает высшее значение в Христианстве, как память не только творения, но и новой жизни, дарованной нам о Господе Иисусе. И в пророчестве Исаии 13–14 стих. этой главы мы читаем предвозвещение того покоя и той радости, которые суть удел Христовой Церкви и которые привлекая к себе души вознесли Христову Церковь на „высоты земли“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В описании 1620 г. сказано о существовавшем здесь «деревенском доме» Иосифа. «Белла кьеза» (прекрасная церковь ), построенная крестоносцами, уже не существовала. Францисканцы в 1754 г. приобрели этот «деревенский дом» и превратили его в церковь . В 1911 г. она была перестроена. Интерьер полностью современный. Лестница справа ведет в крипту, которая представляет собой, скорее всего, баптистерий раннехристианского храма (доконстантиновского времени). Это высеченная в скале квадратная купель (2 х 2 м) с белым мозаическим полом, расчерченным прокладками черного базальта. Штукатурка позднеримского или ранневизантийского времени. Сбоку от крещальни узкая лестница ведет в такой же узкий коридор, который, сделав поворот на 180 градусов, приводит к искусственной пещере в 2 м высотой. Это и есть силосная яма. Церковь синагоги В центре старого Назарета, рядом с мельхитской (униатской) церковью, находится маленькое здание, известное в литературе как « Церковь синагоги». По преданию, она построена на месте той синагоги, в которой впервые проповедовал Иисус. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии, и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это и дивились словам благодати, исходившим из уст Его ( Лк. 4, 16–22 ). Анонимный «паломник из Плаценции» (современная Пьяченца) видел синагогу в Назарете в 570 г. «В синагоге, в которой учился Иисус, хранится книга, в которой Господь написал первые Свои буквы, и есть скамья, на которой Он сидел с другими детьми. Христиане могут поднимать и отодвигать скамью, но евреи совершенно не в состоянии поднять ее или сдвинуть с места».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Великий апостол языков разъясняет нам эту тайну незаконченной жизни и деятельности наших предков. Отвечая на свою и нашу думу, он говорит, что «все сии, свидетельствованные в вере», именно потому «не получили обещанного», что «Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства». Их труд не напрасен, хотя ими самими и не был закончен, их дело не бесплодно, хотя в жизни земной они и не получили желанного плода. Их труд будет закончен и плод свой они приимут, если мы, их преемники, станем продолжателями их дела и труда. По закону правды Божией они должны достигнуть совершенства не иначе, как чрез нас. Почившие труженики родной Академии умерли сами, но не умерли их дела, их религиозно-научные идеи и планы. Эти идеи и планы живут здесь, в этих стенах, в духовной атмосфере нашего святилища духовной науки и ждут себе новых носителей, которые бы восприняли, усвоили их себе и на плодоносной почве своих свежих сил и талантов раскрыли, развили их дальше и осуществили шире и полнее. И вот теперь от каждого входящего в наше святилище духовной науки зависит: воспринять, усвоить себе эти заветные идеи и планы, стать их новым носителем и тем дать им дальнейшее развитее и жизнь, или же отречься от них и тем дело почивших тружеников осудить на бесплодие, лишить полного смысла и ценности. Конечно, никакому отдельному новому труженику не довершить единолично дела отцов —253— и дедов наших, но это должны сделать преемственно грядущие поколения насельников нашего святилища науки: там, где кончит работу наше поколение, ее станет продолжать новое поколение новых тружеников, а с того пункта, где смерть прервет их работу, ее продолжат еще новые поколения. И так, в конце концов, на духовном основании, заложенном почившими насельниками дорогой Академии, многовековыми трудами человечества будет создано то торжество истины, добра и правды царства Божия, которого они чаяли. Когда и как оно наступит, точно неведомо нам, но несомненно, оно наступит тогда, когда «придет Господь во славе своей» ( Мф.16:27 ). Тогда ныне почившие труженики нашей дорогой Академии, по всемогущему Творческому слову, внидут в это царство и с веселием узрят плоды трудов своих, осуществление своих самых дорогих чаяний, и не только узрят, но и вместе с продолжателями и завершителями своей жизненной работы, пожнут от трудов своих во «сто крат», ибо «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящими Его» ( 1Кор.2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Проэкте 1754–1766 г.г. преобладающим наказанием является смертная казнь, преимущественно в ея квалифицированные формах – сожжения, колесования, залития горла расплавленным металлом и даже разорвания 5-ю лошадьми (гл. 20, ст. 1) и повешения за ребра (гл. 32, ст. 1). Последние два вида явились у нас вновь 932 . Проэкт 1754–66 г. имеет две редакции, из которых вторая представляет собою результата пересмотра и переделки первого проэкта 1754/55 г. Пересмотр этот происходил по частям, начиная с той минуты, когда неутвержденные две первых части Проэкта были возвращены в Сенат. Это было 27 Марта 1761 г. 933 Длились они до прекращения деятельности коммиссии, т.е. до 1766 г. По сравнению с 1-й редакцией, вторая, не изменяя ни системы, ни состава отдельных преступлений, заключает в себе частию редакционное исправление текста первоначального Проэкта, частию смягчение, хотя очень слабое, наказапий 934 . Главная особенность второй редакции в том, что высшия сословия, дворяне и купцы 1-ой гильдии, освобождаются от телесных наказаний, какового различия не знает первая редакция. Но этот проэкт Елизаветою не был утвержден. Причиною этого была слишком суровая система кар, принятая в нем, частое применение смертной казни 935 , между тем как Елизавета Петровна всячески стремилась к ограпичению этого тяжелого наказания. Так, в 1744 г. было велено все дела о преступлениях, за которым положена смертная казнь, пересылать в Сенат 936 . Исполнение смертных приговоров, так. об., было предоставлено на Высочайшее усмотрение. Но так как Императрица эти приговоры оставляла без исполнения, и так как тогда не было никаких постановлений о замене смертной казни другими наказаниями, то масса не решенных дел побудили Сенат сделать временное распоряжение: отсылать всех приговоренных, а также и всех тех, кои имеют быть приговорены к смертной казни, в Рогервик и др. места, для употребления на тяжкия работы в кандалах 937 . А колодниц, вместо Рогервика, велено отправлять в Сибирь на поселение 938 . Окончательное решение вопроса о смертной казни, как ординарном наказании, последовало в указе от 30 Сентября 1754 г., который подтвердил все прежния узаконения касательно замены смертной казни другими наказаниями 939 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

Так, вскоре после описанной сейчас аудиенции Софрония Тернавиота у императрицы, именно 17 апреля 1754 года синодальный обер-прокурор Львов «словесно докладывал ея императорскому величеству о граммоти, на Киевскую типографию из св. синода данной». Императрица тогда же приказала послать в Киев нарочного от св. синода для отобрания грамоты от Киевского митрополита, причем грамоту эту велено было представить государыне. Вследствие этого 19 апреля 1754 г. нарочный был отправлен в Киев, о чем в тот же день обер-прокурор А. И. Львов уведомил письмом архим. Луку 259 . В начале мая злополучная грамота была привезена из Киева в Москву и 8 мая 1754 г. крутицким епископом Иларионом, в присутствии других членов св. Синода, в придворной церкви была поднесена императрице, при следующем всеподданнейшем рапорте синода: «В силу Вашего Императорского Величества высочайшого, объявленного в письменном предложении синодального обер-прокурора Львова, минувшого апреля 18-го дня сего году указа, данная от синода преосвященному Тимофею, митрополиту Киевскому, о возобновлении в Киевской митрополии для печатания книг типографии, подлинная синодалная грамота чрез нарочно посланного привезена, которая Вашему Императорскому Величеству всеподданнейше от синода при сем возносится» 260 . Более подробные сведения о том, как совершилось поднесение злополучной грамоты императрице, сообщает Софроний Тернавиот в своем письме к архим. Луке от 11 мая 1754 года. «Грамота», – читаем здесь, – «которая отобрана от митрополита Киевского, данная от синода на типографию, при докладе синодальном, ея императорскому величеству сего мая 8 дня синодалным членом преосвященним Крутицким, в воскресни день, по литургии, публеце пред всеми, поднесена в церкви, которая нине в ея величества в комнате оставлена, о которой я подлинно известился» 261 ... Глава III. Петербургская командировка Софрония Тернавиота и его назначение в Кострому Этим собственно и закончилось дело борьбы между киевским митрополитом Тимофеем Щербацким и Киево-Печерской лаврой, начавшееся из-за типографии и впоследствие очень обострившееся и осложнившееся, а потому и затянувшееся на многие годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

264 См. там же типогр. д. 37 л.л. 104–105. К сожалению, нам неизвестно, какая книга Киево-Печерской печати была приложена к данной грамоте и называется в ней «зрелым плодом». Может быть, это было то «большое евангелие» лаврской печати, о присылке которого просил С.–Т–т, по поручению Μ. Ф. Полторацкого 1 апр. 1754 г. 266 См. там же монаш. д. 24 л.л. 23–32. Челобитная, по принятому обыкновенно, была датирована маем 1754 года, без обозначения дня. – В том же архиве, в д. типографск. 37, на л.л. 131–144 имеется оригинал другой такой же челобитной, во всем тождественной с той, содержание которой мы сейчас изложили по другому оригиналу, кроме одного выражения в самом конце челобитной, а именно следующего: «и данную его преосвященству на заведение оной типографии из святейшего правителствующого синода грамоту от его преосвященства повелеть отобрать, а на утверждение...» и т. д. Вероятно, последний вариант лаврской челобитной был приготовлен в то время, когда в Киеве еще не было получено известие о состоявшемся высочайшем повелении отобрать у м. Тимофея Щербацкого синодальную грамоту. 267 См. там же типографск. д. 37 л. 106, ср. здесь же л. 106 об., где находится черновик письма архим. Луки к обер–прокурору А. И. Львову, которого архимандрит просит о помощи в деле получения синодального разрешения Киево-Печерской лавре «по прежнему свободно... представлять преосвященным Архиереям (разумеются, очевидно, киевские митрополиты) во иеромонахи и иеродиаконы и мирские иереи и диаконы ведомства Киево-Печерской Лавры к рукоположению»... Архим. Лука, очевидно, опасался каких–либо препятствий в этом отношении со стороны киевского митрополита Тимофея Щербацкого, после известного, неблагоприятного для него, исхода дела о типографии. 273 Это видно, между прочим, из слов самого С–ия Т–та в одном из писем его к архим. Луке от 21 июля 1754 г. См. там же монаш. д. 24 л.л. 44 и 47. 274 См. там же монаш. д. 24 л. 48. И в другом из своих писем, датированном 21 июля 1754 г. в Москве, С–ий Т–т очень сильно жаловался на графиню Μ.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Последнее требование было для Софрония Тернавиота очень неприятным, и он, подобно тому, как прежде болезнью мотивировал свою просьбу о возращении его в Киев, так теперь на ту же свою болезненность стал ссылаться в доказательство невоможности ему тотчас же вовратиться в лавру и начал просить себе отсрочки в данном отношении. Так, 2 сентября 1754 года он писал архим. Луке, между прочим, следующее: «по всепокорнейшему прошению моему о уволнении мене, нижайшого, за крайнею болезнью от должности послушания моего, а по архипастырскому вашего ясне в Богу високопреподобия ордеру вседушне рад би без всякого моего замедления ехать в святую лавру, токмо как прежним мои писмом всенижайше докладывал вашему ясне в Богу високопреподобию, яко необходимость моей болезни принудила мене ползоватся, так и нине всепокорнейше доношу, что уже мало облегчения в себе слишу и мокрота силная тронулась и непрестанно сходить, токмо крайне опасно мне выездить на ветер, даби от водуха оная остановится не могла и болшой вреди мне не приключила. Того ради всепокорнейше вашего ясне в Богу високопреподобия прошу архипастирского благословения повелеть мне пожить в Москве до совершенного облегчения, не далее как до ноября месяця, понеже уже мало стал ощущать я в себе силу и как скоро облегчится могу, без и малейшего моего укоснения в святую лавру прибыть имею» 280 . Мы не можем с уверенностью сказать, когда в действительности состоялось возвращение Софрония Тернавиота из московской поездки его по спорному делу из-за типографии между Киево-Печерской лаврой и киевским митрополитом Тимофеем Щербацким. Во всяком случае, сентябрь месяц 1754 года он, вероятно, прожил в Москве, где исполнял разные поручения своего начальства, или просто оказывали мелкие услуги своему архимандриту. Сохранились, между прочим, письма его к этому последнему от 12 281 и 19 сентября 1754 года. В последнем из этих своих писем Софроний Тернавиот, между прочим, так выражается о состоянии своего здоровья во время (19 сентября 1754 года): «я же по сие число совершенного еще в здравии моем не слишу облегчения, хотя зело и есть мне полегче, токмо грудь очинь часто болит необично» 282 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ. 1754 год Меры для составления Уложения. – Учреждение Купеческого банка. – Постановление о выдаче беглых. – Уничтожение внутренних сборов в Малороссии. – Комиссия об Уложении. – Положение Судного приказа. – Помещичьи усобицы. – Столкновение церковных крестьян с причтом. – Неприятная переписка между Синодом и Сенатом, между Сенатом и Адмиралтейскою коллегиею. – Положение новоучрежденного Купеческого банка. – Продажа соли. – Меры относительно повивальных бабок. – Обширный проект Петра Ив. Шувалова о сохранении народа. – Рождение великого князя Павла Петровича. – Письмо канцлера Бестужева к брату Михаилу Петровичу. – Последний не перестает сердиться на брата. – Дело о переселении черногорцев в Россию. – Затруднительные переговоры с Польшею по делу о выдаче беглых, по курляндским делам и по делу Чарторыйских. – Продолжение переговоров с Англиею о субсидном трактате. – Столкновение с Турциею по поводу строения крепости св. Елисаветы. Елисавета пробыла в Москве и первые четыре месяца с половиною 1754 года и только 19 мая возвратилась в Петербург. Но удобства зимнего пути заставили императрицу еще 3 января объявить, что сама она отправится в Петербург в мае месяце, а все канцелярии пусть отправляются последним зимним путем, также и из членов их, кто пожелает. Последним распоряжением относительно Москвы было приказание снести построенный близ Красных ворот комедиальный немецкий дом. Если пребывание в Москве 1753 года ознаменовано было знаменитым указом об отмене внутренних таможен, то и пребывание 1754 года было ознаменовано также важными распоряжениями. Уже несколько лег императрица не присутствовала в Сенате; но тут два раза посетила его. 11 марта собрались в Сенат президенты коллегий, канцелярий и приказов, вице-президенты, главные судьи и члены и подали мнения о происходящих в судах спорах о записке спорных речей в особые тетради и о взятии экстрактов из нерешенных дел в Юстиц-коллегию. В десятом часу в Сенат вошла императрица, и эти мнения слушаны были в ее присутствии. Во время слушания этих мнений рассуждали: когда по судным делам челобитчику или ответчику дойдет до объявления крепостей, то из них некоторые, особенно ябедники, чтоб дело протянуть и к решению не допустить, показывают, будто крепостей при них нет, будто с этими крепостями люди их посланы для сыску беглых крестьян в Астрахань и другие дальние города; а иные объявляют, будто крепости у них и вовсе пропали или люди, бежав, покрали: другие же сказывают, что во время пожаров сгорели.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Баронесса Элеонора-Елисавета Барон Карл-Георг, бригадир; женат на Вильгельмине Бистром Барон Отто-Христиан-Энгельбрехт † 1792; женат на Анне Дюкер Баронесса Вильгельмина, за каммергером Оттоном-Георгом Остен-Сакеном Баронесса Беата Баронесса Гедвига-Элеонора, за ротмистром Фридрихом- Даниилом Стакельбергом Граф Рейнгольд-Иоанн, действительный каммергер, рождение 23 февраля 1754 † 1810; женат на графине Елисавете Мантейфель † 12 июля 1834 Евфросиния-Екатерина, 1) за бароном Христофором Ферзеном; 2) за Магнусом-Иоанном Бок Фридрих Адольф, рождение 3 августа 1754 † 1814; женат на баронессе: Каролине-Иоанне Поссе Карл-Густав, рождение 15 июля 1766 † ....; женат на Луизе Дрентельн Яков-Фридрих, женат на Кронманн Оттон-Рейнгольд, женат на Евфросиние Стааль Каролина-Оттилия, 1) за Карлом-Иоанном Шпекле; 2) за Петром Фелькерзамом Мария-Анна, за Лудвигом Беркгольцом Елисавета-Шарлотта, за Фелькерзамон Пётр, рождение 1768 Оттон, рождение 1770, полковник; женат на Гартен Рейнгольд, рождение 1772 Мария, за Вейраухом КОЛЕНО VIII: Барон Иоанн-Густав, рождение 1754 Барон Рейнгольд-Матвей, рождение 1756 †....; женат на Елене-Христине-Иоанне Полль Баронесса Гедвига-Вильгельмина-Магдалина, за действительным статским советником Карлом-Матвеем Нолькен Баронесса Анна-Луиза-Беата, за Карлом Полль Барон Густав, женат на Юлие Берг Баронесса Каролина-Елисавета, за Майделем Барон Густав-Адольф, женат на Софие Мантейфель Барон Густав, женат на Юлие Берг Баронесса Каролина-Елисавета, за Майделем Барон Густав-Адольф, женат на Софие Мантейфель Барон Густав, женат на Юлие Берг Барон Карл Барон Ганс-Генрих Барон Пётр-Густав, майор; женат на баронессе Магдалине Унгерн-Штернберг Барон Матвей Барон Бенгт-Оттон Баронесса Эвва-Юлия, рождение 1755 † 1781; за Лоренцом-Готтлибом Остен-Сакеном Баронесса Екатерина-Шарлотта, за генерал-майором Штрандманном Барон Пётр, женат на Шарлотте Остен-Сакен Барон Готшалк † 1816 Барон Карл-Фридрих, женат на Наталие Каульбарс Барон Христофор Барон Арендт, женат на Фитингоф

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Триодь. Нач. XI в. (Chartres 1754. Fol. 62v-63) Триодь. Нач. XI в. (Chartres 1754. Fol. 62v-63) Куаленская и шартрская — первые самостоятельные системы ранневизант. нотации, названные учеными по 2 рукописям, в которых они были впервые обнаружены: Ирмологию XI–XII вв. из собрания Куалена (Paris. Coislin. gr. 220) и хранившемуся в муниципальной библиотеке г. Шартра и утерянному ныне фрагменту (Chartres 1754) Триоди нач. XI в., основная часть которой находится в библиотеке Великой Лавры на Афоне (Laur. G. 67). Обе нотации описывают движение голоса вверх и вниз, а не отдельные звуки и имеют общий фонд основных (коренных) знаков (т. н. «малые знаки») (см. табл. 4). Общими для обеих нотаций на ранних стадиях являются наличие в рукописях слогов без к.-л. муз. знаков и отсутствие знака для повторения звука. В шартрской нотации намного больше, чем в куаленской, «стенографических» символов, передающих более или менее стереотипные мелодические фигуры (μελσματα; «большие» знаки — формулы для 1, реже 2 слогов). После публикации А. Гастуэ в 1907 г. детально описанных 6 листов Шартрского фрагмента Г. Тильярду в 1913–1914 гг. удалось определить, что данный фрагмент является частью указанной рукописи из Великой Лавры. Стихирарь с ранневизант. куаленской нотацией. Кон. XII-XIII в. (Karakal. 74. Fol. 247v) Стихирарь с ранневизант. куаленской нотацией. Кон. XII-XIII в. (Karakal. 74. Fol. 247v) Наиболее важным критерием для классификации различных стадий ранневизант. нотации в 1-е десятилетия XX в. считалось отсутствие исона (σον — равно; знак повторения тона) или форма этого знака. В куаленской нотации исон имел форму крюка, в шартрской — прямого горизонтального штриха. Тильярд предложил деление ранневизант. нотации на 3 стадии в соответствии с 3 рукописями: 1-я, самая ранняя, стадия, не имеющая исона — «эсфигменская нотация» (по ркп. из афонского монастыря Эсфигмен, Esph. 54); 2-я стадия, XI в., с прямым исоном — «андреевская (или андреатическая) нотация» (по утраченной ныне ркп. из скита ап. Андрея на Афоне, Andr. 18); 3-я стадия, XI–XII вв.,— куаленская нотация. Параллельно с опытами классификации ранневизант. нотации были предприняты попытки ее расшифровки. Ранневизант. нотация, являющаяся в отличие от средневизант. адиастематической, должна изучаться в сравнении со средневизант., имеющей с ней общие тексты песнопений. Сопоставление различных нотаций одних и тех же песнопений показывает в большинстве случаев прямую связь нотаций между собой и убеждает в том, что они передают более или менее один и тот же мелос (см. пример 1).

http://pravenc.ru/text/365723.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010