Critobulus (Kritououlos). History of Mehmed the Conqueror (mrans. C. T. Riggs). Princeton, 1954. Critopoulos Metrophanes. Confessio Fidei. Helmstadt, 1651. Crusius Μ. Germanograecia. Basle, 1585. Crusius Μ. TurcoGraeciae, iibri octo. Basle, 1584. Cuperus G. Tractatus historicochronologicus de Patriarchis Constantinopolitanis. Venice, 1751. Cyril (Lucaris), Patriarch of Constantinople. Confessio Christianae Fidei. Geneva, 1629. Greek version: Ομολογα της Χριστιανικς Πστεως. Ibid. 1633. Cyril (Lucaris), Patriarch of Constantinople. Letters//Aymon. Monuments Authentiques and in Colomesius. Clarorum Virorum Epistolae and in Hottinger. Analecta and in Legrand Ε. Bibliographie Hellenique du 17 е  siecle, IV. Dallaway J. Constantinople, Ancient and Modern. London, 1797. Daponte Κ.  Χρονογρφος; Ιστορικς Κατλογος//Sathas.  Μεσαιωνικ Βιβλιοθκη, III. Darzeanu I. Cronica Revolutiei din 1821/ /Jorga. Izvoarele Contemporane. De Hauterive Comte. Journal inedit de voyage (ed. Academie Roumaine). Bucarest, 1902. De Jonville T. Le commerce annuel avec la Chretiente au milieu du XVIII е  siecle//Lascaris. Salonique д la fin du XVIII е  siecle. См. ниже. De la Croix. Etat present des nations et eglises grecque, armenienne et maronite en Turquie. Paris, 1715. De Nicolay N. Les Navigations, Peregrinations et Voyages. Antwerp., 1576. De Раит C. Philosophical Dissertations on the Creeks (trans, into English). 2 vols. London, 1793. De Villaion C. Viaje de Turquia, 1557//Л4. Serrano у Sanz. Autobiografias у Memorias. Madrid, 1905. Des Hayes L. Voyages//Laborde A. L., de. Documents sur Athenes. Paris, 1854. Dorotheus of Monemuasia.  Σνοψις Ιστοριν. Venice, 1818. Dositheus, Patriarch of Jerusalem.  γχειρδιονλγχοντνΚαλβινικν Φρενοβλβειαν. Bucarest, 1690. Dositheus, Patriarch of Jerusalem.  Ιστορα περ των ν εροσολμοις πατριαρχευσντων. Bucarest, 1715. (С биографическим очерком о Хри-санфе Нотаре, патр. Иерусалимском.). Drummond A. Travels. London, 1754. Du Fresne Canaye. Voyage du Levant, 1573 (ed.  Μ. Η. Hauser). Paris, 1897.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этот отрывок датируется приблизительно 1835 годом. Опубликован после смерти Пушкина в журнале «Современник», т. VIII, 1837 г. «Мы проводили вечер на даче…» Эта неоконченная повесть Пушкина представляет собой как бы первый вариант того сюжета, который получил дальнейшую разработку в «Египетских ночах». Писана она, вероятно, в 1835 г., ранее «Египетских ночей». Наброски опубликованы в 1857 г. без стихотворной части, которая появилась в печати только в 1922 г. (1) Гамбсовы кресла. – Братья Гамбс были владельцами известной петербургской мебельной фирмы. (2) M-me de Maintenon – г-жа Ментенон Франсуаза Добинье (1635–1719); была женой поэта Скаррона, после его смерти – воспитательница детей Людовика XIV и его фаворитки Монтеспан, затем сменила Монтеспан в качестве фаворитки, а после смерти королевы вышла замуж за Людовика XIV. После смерти короля в 1715 г. стала во главе женской закрытой школы Сен-Сир. (3) M-me Roland – г-жа Ролан-Манон Флипон (1754–1793), французская политическая деятельница в годы революции; будучи женой жирондистского министра Ролана, она и сама являлась руководительницей и вдохновительницей жирондистов. Гильотинирована вместе с другими жирондистами. (4) «Qui est-ce donc que l " on trompe ici» – неточная цитата из комедии Бомарше «Севильский цирюльник» (действие 3, явл. 11, слова Базиля). (5) Antony «Антони», драма Александра Дюма-отца (1831), полная изображений мрачных страстей и преступлений всякого рода. В переводе В. Каратыгина шла в Петербурге в 1832 г. «La Physiologie du mariage» – сочинение Бальзака (1829), представлявшее собой размышления о браке, и очерки, посвященные той же теме. (6) «…Вершнев, который учился некогда у езуитов…» – В черновой рукописи это место изложено так: «Вершнев, один из тех людей, одаренных убийственной памятью, которые всё знают и всё читали и которых стоит только тронуть пальцем, чтоб из них полилась их всемирная ученость». Первоначально вместо фамилии Вершнев стояло: Титов. Прототипом Вершнева был В. П. Титов (1807–1891), москвич из круга «любомудров», знакомый Пушкина, с 1828 г. живший в Петербурге.

http://predanie.ru/book/221004-hudozhest...

В к. 17 – н. 18 в. формируется единая фанариотская школа, состоявшая из образованных людей, занимавших ответственные должности при султане, и дипломатов Османской империи, которые занимались богословием преимущественно практического типа. Многие из них пробовали осуществить синтез эллинской мысли и христианства на нравственных основах. В это же время начинается проникновение на православный Восток идей европейского Просвещения. Параллельно с этим процессом зарождается мощное традиционно–просветительское движение, вызвавшее, в свою очередь, расцвет православного богословия. Полемика между традиционалистами и «просветителями» оказала определяющее влияние на дальнейший ход истории Греции и других православных стран Балканского региона. Греческие книжники и богословы рубежа 18–19 вв. Адамантиос Кораис, Феоклит Фармакидис (1754–1860), Неофит Вамвас (1770–1855) 767 переносят в Грецию не только дух европейского Просвещения, но и основные идеи западного богословия: приоритет этики перед догматом (пиетизм), рационализм и примат частного сознания над соборным. Согласно новым представлениям, спасение человеку несет не причастность к Церкви Христовой, а путь индивидуального усилия. Влияние идеологии Просвещения на греческое богословие порой принимало крайние формы. Яркий пример – взгляды некогда святогорского монаха Христодула Евстафия (1753–1793), крайнего приверженца идеологии «просвещенности». Христодул признавал Бога как бесконечное существо, но приписывал Ему свойства Духа и материи, исповедуя некую форму пантеизма. Он отрицал практически всё христианское учение. Еще более присущ рационализм просветительского типа Феофилу Каирису (1784–1853), также бывшему монаху, который зашел столь далеко, что даже основал новую религию, исходя из идей просветителей, энциклопедистов, платонизма и мессианского самосознания 768 . О том, сколь велико было его неприятие Византии и православной традиции, свидетельствует то обстоятельство, что он побуждал своих учеников отказываться от христианских имен и становиться Фемистоклами, Клеанфами и Алкивиадами 769 . Песнопения, использовавшиеся на богослужениях Каириса, были написаны на древнегреческом дорийском диалекте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

286 Статья В.О. Ключевского впервые была опубликована в журнале «Искусство и наука», 1896, 1. Публикуется по изданию Ключевский В.О. Сочинения. М., 1959. Т. VIII. С. 263–277. Фонвизин Денис Иванович (1744–1792) – писатель, один из идеологов русского Просвещения. Закончил гимназию при Московском университете, а с 1762 г. работал в Иностранной коллегии, в 1769–1782 гг. личный секретарь начальника коллегии Н. И. Панина. Автор сатирических комедий, имевших большое значение в развитии русского классицизма и русского реалистического театра. 287 Лабрюйер Жан де (1645–1696) – французский писатель-моралист. Основное сочинение – «Характеры» (1687 г.). Дюкло Шарль Пино (1704–1772) – французский историк и писатель. Соч.: «Рассуждения о нравах сего времени» (1749, рус. пер. 1813), «Секретные мемуары царствований Людовиков XIV и XV» (1791). . 288 Посошков Иван Тихонович (1652–1726) – экономист, публицист; идеолог купечества и противник социальных привилегий дворянства. Автор записок о преобразовании армии, системы экономических, социальных, правовых реформ и «Книги о скудости н богатстве» (1724 г.), за которую был арестован. 289 Доклад о Н. И. Новикове В.О. Ключевский читал 13 ноября 1894 г. на заседании Общества любителей российской словесности. Впервые статья была издана в журнале «Русская мысль», 1895 г., 1. Публикуется по изданию: Ключевский В.О. Сочинения. М., 1959. Т. VIII. С. 223–252. 290 Сумароков Александр Петрович (1717–1777) – писатель. В 1732–1740 гг. учился в Сухопутном шляхетском корпусе. Автор комедий, трагедий («Дмитрий Самозванец», «Мстислав»), стихотворных сборников («Сатиры», «Элении» и др.). Издатель первого русского литературного журнала «Трудолюбивая пчела» (с 1759 г.). 291 Ричардсон Сэмюэл (1088–1761) – английский писатель; автор романов «Кларисса» (7 тт., 1747–1748 гг., рус. пер. 1791–1792 гг.), «История сэра Чарльза Грандисона» (7 тт., 1754, рус. пер. 1793–1794 гг.) и др. Руссо Жан Жак (1712–1778) – французский философ-просветитель, писатель. Сотрудничал в «Энциклопедии». Соч.: «Об общественном договоре» (1762), «Рассуждения о науках и искусствах» (1750), «Эмиль, или О воспитании» (1762), «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), «Исповедь» (1766–1769) и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Синод, и о том к его преосвященству послать указ». Пр. Лука на возобновление обгоревшей семинарии выхлопотал у Св. Синода 666 рублей. Едва пр. Лука на эту сумму успел исправить повреждения от пожара в каменном здании и отстроить деревянное, как пожары 3 мая 1749 г. и 12 июля 1752 г. истребили все деревянное семинарское строение и повредили каменное здание. Нужны были новые хлопоты и новые издержки. Не смотря на все неблагоприятные случаи, пр. Лука неослабно два раза хлопотал пред Св. Синодом о возобновении каменной семинарии и получил на ее поправку 1332 р. К осени 1754 г. на эти деньги, по словам историка казанской иерархии, Платона Любарского, «все погорелое в семинарии было возобновлено, и в ней построены две церкви – теплая и холодная». Таким образом, пр. Лука построил каменную семинарию и по желанию своему привел её в настоящий вид только чрез 16 лет. Но чрез 11 лет после окончательной перестройки, именно 1 августа 1765 г. при преосв. Вениамине Пуцек-Григоревиче погорели при каменном семинарском строении на церкви, библиотеке и на училищных покоях кровли, да внутри погорело деревянное строение. На полученную из коллегии экономии сумму пр. Вениамин исправил погоревшие кровли и вновь построил сгоревшее внутри деревянное здание. Во второй раз при преосвящ. Вениамине казанская семинария обще с городом испепелена была государственным злодеем Пугачевым в 1774 году. На время необходимых возобновлений семинарского корпуса после пугачевского разгрома, казанская семинария переведена была в здания новокрещенских школ; самый же семинарский корпус, за недостаточеством денег, поновлялся медленно и был отделан уже при преосвящ. казанском Амвросие Подобедове . При нем в 1789 году западная сторона здания семинарии, заключавшая в себе столовую, кухню и хлебную, развалившиеся до основания, выведена вновь о двух этажах, длиною на 22, а шириною на 6 сажен; внизу сделаны хлебная, поварная и столовая, а вверху огромная зала для публичных собраний. В 1793 году по воскресенской улице, на место развалившихся учительских покоев, построены новые, со всеми принадлежностями и с выгодою для хозяйства, длиною на 14 сажен, шириною на 6, в два этажа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1737 году, по случаю начавшейся с турками войны; когда изготовленный на Икорецкой пристани из разных судов флот, отправлен был от Павловска к городу Азову; то вслед за ним командированы были из Павловска и армейские, стоявшие там дотоле, полки: Танбовский, Козловский, Коротоякский и Павловский, кои никогда уже назад не возвращались, а по замирении остались в новозаведенной крепости Св. Анны; да и Елецкий полк через несколько лет из Павловска выведен в Воронеж. В следующем 1738 году к несчастью случившаяся в городе Павловске моровая язва опустошила оный больше половины, и купцов одних умерло 700 душ. Через шесть лет в 1744 году к большему несчастью выгорел почти весь сей город со всеми полковыми церквами. После, в 1754 году, выгорела вся артиллерийская слобода и до 80 купеческих и разночинских домов. Потом еще в 1762 году по зажигательству Киевских и Белогородских батальонов (бывших в Павловске для рубки и сплавливания леса в новозаводившуюся крепость Св. Димитрия) выгорело в городе семь около ста дворов, и граждане жили в землянках почти целый месяц. Наконец, в 1793 году с августа 15 Павловск имел еще горшее несчастье: весь почти выгорел от многократных злодейских зажигательств одного бывшего там адмиралтейского офицера, сосланного за то на вечную работу в Сибирь. Столь многие разорения и несчастные случаи опустошили сей город и крайне умалили в сравнении с прежним его состоянием. А притом когда и адмиралтейство мало-помалу начало уменьшаться и переводиться, то купцы, лишаясь через то случаев к подрядам и поставкам, не только не имели охоты вновь селиться в сем городе, но и последние мало-помалу принуждены были расходиться по разным другим городам. Вместе с тем и прочие заведения государя императора Петра I пришли в упадок. Деревянный дворец его, стоявший над рекой Доном, и близ его инженерный двор сломаны и сплавлены по реке Дону в новозаводившуюся в 1739 году крепость Св. Анны. Пушечный завод также мало-помалу перевелся; продолжался только пороховой. На место зверинца в 1740 году заведены государевы конские заводы, которые и сами 1760 года уничтожены.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

стене, рядом с иконостасом, образа апостольского ряда, к-рый есть только в крыльях иконостаса боковых приделов. Из 16 икон апостольского ряда 2 были отреставрированы и хранятся в Музее К. м. Иконостас кафоликона Киккского мон-ря. 1754 г. Фотография. Нач. XX в. Иконостас кафоликона Киккского мон-ря. 1754 г. Фотография. Нач. XX в. В 1758 и 1761 гг. экономом К. м. иером. Иоанникием для местного ряда были созданы иконы «Собор Бесплотных небесных сил» и «Собор всех святых». Написанная в 1786 г. икона местного ряда «Праведные Иоаким и Анна» не имеет подписи автора. Некоторые иконы праздничного ряда с изображениями двунадесятых праздников и сцен Страстей Господних, вероятно, выполнены худож. Михаилом Фессалоникийцем, сыном Апостолиса, к-рый работал в К. м. в посл. четв. XVIII в., и мастерами его круга. Иконописец Михаил Киприот (Проскинитис или Хаджи-Михаил) написал 9 икон из 3-го ряда иконостаса главного нефа: в центре - «Иисус Христос Лоза истинная» и парные изображения 16 апостолов. Неск. икон местного ряда принадлежит кисти Иоанниса Корнароса. Справа от царских врат находится икона «Иисус Христос Спаситель мира» (1790), слева - Киккская икона Божией Матери в серебряном окладе (1789) (см. подробнее в ст. Киккская икона Божией Матери ), рядом с ней - «Ап. Лука пишет Киккскую икону Божией Матери» (1792), в местном ряду сев. части иконостаса - иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» («Парамифия», ок. 1790; замироточила в 1997), «Рождество Пресв. Богородицы», «Вмч. Георгий Победоносец» (1804, видимо, создана Корнаросом вместе с учеником иером. Григорием Киккотом), «Мученики Сергий и Вакх» (1793), на сев. стене рядом с иконостасом - «Ап. Лука приносит Богоматери написанную им икону для благословения» (1791). Во 2-м ряду сев. части иконостаса 5 подписанных Корнаросом икон: «Вмч. Димитрий Солунский» (1792), «Прп. Иоанн Лампадист» (1792), «Вмц. Екатерина» (1793), «Прор. Илия» (1793), «Арх. Михаил» (1793). Др. расположенные в этом ряду иконы очень близки по стилю к его работам. М. Аспра-Вардаваки считает, что Корнаросу принадлежат иконы «Прп. Симеон Столпник» (1792) и «Преподобные Иоанн Дамаскин и Савва Освященный», а остальные - его последователям: напр., «Мч. Мамант и свт. Иоанн Постник, патриарх Константинопольский» (1792) - ученику Корнароса Григорию (Ιερ Μον Κκκου. 2010. Σ. 119-120). Вставленная в спинку архиерейского трона икона «Отрада и Утешение» (1801) также относится к работам Корнароса.

http://pravenc.ru/text/1684602.html

916 Полный новый титул преосвященного Виктора был следующий: «архиепископ Минский, Изяславский и Брацлавский, коадъютор митрополии Киевской и Слуцкого Свято-Троицкого монастыря архимандрит». 917 ПСЗ., 17.112. – АСС., 1793 г., 43, лл. 12. – АМДК., 431, лл. 13. – Отношение к Киевскому митрополиту теперь с официальной стороны не шло далее получения из Киева пособия – монахами и священниками, что, впрочем, оказывали преосвященному Виктору преосвященные и других сосоедних с ним епархий. Любопытно, что, удержав, при себе титулованного «коадъютора», Киевский митрополит получил действительного «викария» – нового епископа «Переяславского и Бориспольского». 925 АМДК., 465. Рапорты духовных правлений, настоятелей монастырей и протопопов . Самая поздняя присяга принесена 19 июня – в Давидгородской протопопии. 929 Протоиерей Иоанн Крупа давно уже был знаком с «самокрайнейшим бедствованием». Ещё в семидесятых годах, когда он был священником с. Тулпице, он был изгнан из своего прихода униатами, и вернулся назад только благодаря поддержке стоявшего на Украине российского войска (в 1772 г.). О. Крупа состоял правителем Каневского духовного правления ещё с 1768 г. В описываемое время он управлял целыми тремя протопопиями, от которых, вследствие униатских захватов, остались одни следы. – КЕВ, 1864 г., 135. «Вооруженная защита православия в польской Украине императрицею Екатериною II» (стр. 132139). – КЕВ., 1864 г., 163. «Материалы для истории духовных правлений киевской епархии» (стр. 163167). 933 Следуют ссылки на статью Наказа 494, 495 и 496. – Буквально эта фраза взята из высочайшего повеления, касающегося присоединения Белоруссии. – См. ПСЗ., 13.808. 939 ВЕВ., 1880 г., 195196. «Отрывок из истории присоединения на Волыни униатов к православию в царствование Екатерины II и Павла I», Василия Пероговского (стр. 7890. 147159. 195212). 943 В период заточения преосвященного Виктора, когда поляки и латиняне вслед за гонением, порешили действовать в отношении к православным «лестию», было несколько случаев, что насильно совращённые в унию поспешили воспользоваться благоприятным моментом и вернуться в православие. В «мошногорском ведомстве» перешли в православие за это время целых 16 приходов. – АМДК., 488. – То же, в меньших размерах, было и в других местах. – АМогДК., связка 1793 г., 1754.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Во 2-й пол. XVIII в. архитектурный ансамбль Н. П. м. был обновлен. Кирилло-Афанасиевский собор (XII в.) в 1753-1754 гг. перестроен (разобран до нижних окон и надстроен в верхней части) и освящен 17 янв. 1756 г. настоятелем новгородского Юрьева мон-ря архим. св. Павлом (Конюскевичем). Архитектурное оформление фасадов 5-главого храма, граненых барабанов и глав было решено в барочном стиле. С севера к собору был пристроен небольшой придел свт. Леонтия Ростовского, освященный 1 окт. 1756 г. настоятелем (1751-1758) Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери монастыря архим. Дамаскином (Аскаронским; † 1769). К кон. XIX в. в Леонтиевском приделе находился «интересный иконостас - весь серебряный, состоит лишь из царских врат и двух боковых икон» ( Слезскинский. 1901. С. 704). С южной и западной сторон к собору была пристроена паперть, по инициативе и на средства настоятеля (1791-1794) игум. Порфирия (Симонтовского) в 1792 г. там устроен и 4 сент. 1793 г. юрьевским архим. Иоакимом (Карпинским) освящен теплый юж. придел во имя прп. Арсения Новгородского. Здесь, в юго-зап. углу храма, покоились под спудом мощи прп. Арсения Новгородского († 1572?), в янв. 1787 г. перенесенные из упраздненного Арсениева в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря. 12 янв. 1812 г. мощи были «вложены» в новую, бронзовую, позолоченную раку ( Ратшин. Монастыри. 1852. С. 381). Память святого в обители чтили 8 мая и 12 июля. По свидетельству новгородского прот. Арсения Васильевича Вихрова (1855-1911), посетившего обитель в 1896 г., при игум. Вонифатии, «в паперти» монастырского собора имелась доска с надписью: «Под сим погребены два родные брата Константин и Димитрий Корованковичи, первые здатели святаго храма сего». Слева от входа «в стене» стояла гробница с частицами мощей святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, украшенная резной аркой ( Вихров. 1896. С. 246; Слезскинский. 1901. С. 704). Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. 1753–1754 гг. Фотография. 30-е гг. XX в. Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. 1753–1754 гг. Фотография. 30-е гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2577779.html

Так, колонки, покрытые лепным орнаментом, украшающие входную пристройку храма свт. Николая, близки к элементам интерьера собора Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря ( Кацер. 1948. С. 49, 50-51). Собор во имя свт. Николая Чудотворца. 1669–1672 гг. Фотография. 2016 г. Собор во имя свт. Николая Чудотворца. 1669–1672 гг. Фотография. 2016 г. Подробное описание М. м. оставил московский стольник и дипломат П. А. Толстой, который, посетив мон-рь 5 апр. 1697 г. вспоминал: «...во время чтения Святого Евангелия, и на Херувимской песни, и на словах Христовых, и на причастии стрелба была у той церкви ис трех пушек, и пред царскими дверми ставились мещане с великими изрядными свещами 14 человек» (Путешествие. 1992. С. 14). Церковь во имя прп. Онуфрия Великого. 1793–1798 гг. Фотография. 2014 г. Церковь во имя прп. Онуфрия Великого. 1793–1798 гг. Фотография. 2014 г. М. м. дважды сильно пострадал во время Северной войны: его ограбили уходившие из Могилёва швед. войска, а затем казаки и калмыки из конных частей рус. войск. Обитель запустела, в 1719 г. была возрождена как мужская. В 1747 г. в связи с необходимостью защиты от католиков и униатов власти М. м. добились выдачи им копий предшествующих привилеев кор. Владислава IV Вазы. В 1754 г. М. м. был закрыт, церкви оставались приходскими до нач. 30-х гг. XX в. В 1793 г. по инициативе архиеп. Могилёвского, Мстиславского и Оршанского свт. Георгия (Конисского) рядом с Никольской ц. началось возведение теплого отапливаемого храма, который в 1798 г. еп. Могилёвский и Витебский Анастасий (Братановский-Романенко) освятил во имя св. Онуфрия. К нач. XX в. при Никольском храме существовали 2-классное церковноприходское училище и богадельня. В 1915-1917 гг. в Могилёве находилась Ставка Верховного главнокомандующего. Имп. св. Николай II Александрович с семьей посещал Никольскую ц. В 20-30-х гг. XX в. из храмов бывшей обители была изъята ценная церковная утварь, а иконостас Никольской ц. уничтожили. Богослужения не совершались с 1934 г., после смерти свящ.

http://pravenc.ru/text/2563900.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010