Ювеналий Половцев 1898–1904. Никандр Молчалов 1904–1910, Агафангел Преображенский 1910. Ковенкое викариатство, учр. в 1843 г. Епископы (в Ковне): Платон Городецвкий 1843–1848. Евсевий Ильинский 1849–1851. Филарет Малышевский 1851–1860. Александр Добрынин 1860–1868. Иосиф Дроздов 1868–1874. Евгений Шерешило 1875–1877. Владимир Никольский 1877–1881. Донат Бабинский-Соколов 1881–1882. Сергий Спасский 1882–1885. Смарагд Троицкий 1885–1886. Антонин Державин 1886–1889. Кирилл Орлов 1889–1890. Григорий Полетаев 1891–1892. Христофор Смирнов 1892–1897. Михаил Темнорусов 1897–1899. Михаил Ермаков 1899–1903. Сергий Петров 1903–1907. Владимир Садзагелов 1907–1908. Владимир Филантропов 1908 – 1911. Елевферий Богоявленский 1911. Минская, учр. в 1793 г. 30 Кафедра в Минске (с 1795 г.) Архиепископы: Виктор Садковский 1793–1796. Еп. до 1795. Иов Потемкин 1796–1812. Серафим Глаголевский 1812–1814. Анатолий Максимович 1816–1832. Евгений Бажанов 1832–1834. Еп. Никанор Клементьевский 1834–1840. Еп до 1835. Антоний Зубко 1840–1848. Еп. до 1841. Михаил Голубович 1848–1868. Еп. до 1853. Александр Добрынин 1868–1877. Еп. до 1877. Епископы Минские и Туровские (с 1878 г.): Евгений Шерешило 1877–1880. Варлаам Чернявский 1880–1889. Симеон Линьков 1889–1899. Михаил Темнорусов 1899. Архп. с 1911. Могилевская, учр. в 1633 г. Кафедра в Могилеве Епископы Мстиславские, Оршанские и Могилевские: Иосиф Бобрикович-Анехожский 1632–1635. Сильвестр Коссов 1635–1647. Игнатий Оксенович-Старушич 1650–1650. Иосиф Кононович-Горбацкий 1650–1653. Мефодий Филимонович 1661–1669. Иосиф Нелюбович Тукальский 1661–1664. Феодосий Василевич (избран. в 1669 г.) 1672–1678. Серапион Польховский 1697–1704. Сильвестр Святополк кн. Четвертинский 1704–1728. Арсений Берло 1728–1733. Иосиф Волчанский 1734–1742. Иероним Волчанский 1744–1754. Могилевские, Мстиславские и Оршанские: Георгий Конисский 1755–1795. Архп. с 1783. Могилевские и Полоцкие: Афанасий Вольховский 1795–1797. Белорусские и Могилевские (до 1803 г.): Иларион Кондратковский 1797.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

После перехода Киева под власть России Киевский суффраганальный капитул приходского духовенства продолжал существовать в Житомире, ставшем в 1668 г. центром Киевского воеводства, в городе к тому времени действовал костел, построенный в 1636 г. житомирским старостой Тишкевичем. Однако главный, кафедральный капитул католич. Киевских епископов долго не возобновлялся, их власть ограничивалась вост. частью Киевщины (ныне Житомирская обл.) и распространялась на 3 деканата: Чудновский, Веледниковский и Коднянский (Житомирский). Так, титулярный еп. Киевский Томаш Уейский в 1667 г. дал разрешение на строительство мон-ря августинов в Белой Церкви (упразднен в 1715), а в 1669 г. дал разрешение на строительство кармелитского мон-ря в мест. Олевск Веледниковского деканата. С 1684 г. кафедра католич. Киевского епископа с кафедральным капитулом официально находилась в Люблине, в 1724 г. переместилась в Житомир, с тех пор именовалась как Киево-Житомирская. В 1724 г. еп. Самуил Ожга учредил в Житомире Киево-Житомирский кафедральный капитул, положив начало возрождению католичества в Киевском воеводстве; ведению капитула подлежали 7 прелатур и 8 каноникатур. В 1724-1773 гг. в Житомире действовали школа и миссия иезуитов. В 1735-1749 гг. в Житомире был построен каменный кафедральный собор Св. Софии, который в 1751 г. освятил еп. Киевский Каетан Солтык. В 1754 г. в Житомире была основана Киево-Житомирская епархиальная семинария. При вероятной поддержке римо-католиков и с их согласия в Житомире в 1776 г. для борьбы с Православием были учреждены Русская униат. семинария и Русская униат. миссия. Во 2-й пол. XVIII в. на Киевщине возводились новые костелы и католич. мон-ри. В этот период построены мон-ри: Народичский кармелитский (1748), Ходорковский доминиканский (1751), Коднянский августинианский (1757), Чудновский бернардинский (1760), Житомирский бернардинский (1760), Ходорковский капуцинский (1764), Ржищевский тринитарский (1765), Народичский августинианский (1765), Житомирский сестер милосердия (1766), Жорнищенский францисканский (1768), Ушомирский кармелитский (1772), Юровичский доминиканский (1780), Топорищенский кармелитский (1788). К 1793 г. Киево-Житомирская католич. епархия насчитывала по меньшей мере 22 мон-ря и не менее 40 приходских костелов.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Преподобный Серафим Саровский (Мошнин Прохор Исидорович) родился 19 июля 1754 г. Решение посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь возникло у Прохора в детстве. В 1778 г. он поступил в Саровскую пустынь. 18 августа 1786 г., пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял постриг с именем Серафим. Через год, в декабре 1787 г., был посвящен в сан иеродиакона. Он ежедневно служил в храме, непрестанно совершая молитвы и после службы. Господь сподобил преподобного благодатных видений во время церковных служб. Днем преподобный Серафим трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келье. В 1793 г., в возрасте 39 лет, преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха. После смерти настоятеля ушел в пустынную келью в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу, где предавался суровому аскетическому подвигу. После подвига отшельничества преподобный взял на себя подвиг молчальничества. В безмолвии старец провел около трех лет, перестав посещать обитель даже в воскресные дни. Плодом молчания явилось для преподобного Серафима стяжание мира души и радости о Святом Духе. Весной 1810 г. возвратился в обитель после 15 лет пребывания в пустыни. Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор и, никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве и богомыслии. В затворе преподобный Серафим приобрел высокую душевную чистоту и сподобился от Бога особых благодатных даров – прозорливости и чудотворения. 25 ноября 1825 г. в сонном видении старцу явилась Богородица вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления. Благословившись у настоятеля на изменение образа жизни, преподобный открыл двери своей кельи для всех. В последний период земной жизни он особенно заботился о своем детище – Дивеевской женской обители. Преподобный Серафим преставился 2 января 1833 г. По молитвам преподобного Серафима происходили многочисленные знамения и исцеления на его могиле. 19 июля 1903 г. совершилось прославление угодника Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Известный русский поэт Г.Р.Державин откликнулся на смерть Бибикова стихотворением, в котором славил здравый ум, добродетель и «искренность души его». По общему свидетельству современников, Бибиков соединял блестящие военные и административные способности, большой дипломатический такт с независимостью убеждений и неподкупной честностью. Сегодня также день памяти адмирала Александра Семеновича Шишкова, скончавшегося в 1841 году. Он родился 19 марта 1754 г. Образование получил в Морском кадетском корпусе, в 1771 г. произведен в гардемарины. В 1776 г. совершил трехлетнее плавание на фрегате «Северный Орел», участвовал в Русско-шведской войне 1788-1790 гг. Преподавал морскую тактику в родном корпусе, в 1793 г. издал перевод «Морской тактики», за что удостоился похвалы генерал-адмирала наследника престола великого князя Павла Петровича, который по восшествию на престол произвел его в генерал-адъютанты. Уже в молодые годы начал заниматься литературными трудами и изучением церковнославянского языка. В 1796 г. избран членом Академии наук, боролся за чистоту русского языка, против литературных новшеств, а особенно против источника этих новшеств подражания французам. В своих трактатах «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка» (1803), «Рассуждение о красноречии Святого Писания» (1810) и других отстаивал идею тождества церковнославянского и русского языка. Его «Рассуждение о старом и новом слоге» удостоилось одобрения Государя Александра I. С 1807 г. начались частные собрания литераторов единомышленников Шишкова, которые в 1810 г. стали публичными под наименованием «Беседы любителей русского слова». Целью «Беседы» было укрепление в русском обществе патриотического чувства при помощи русского языка и словесности. В 1811 г. Шишков опубликовал знаменитое «Рассуждение о любви к отечеству». Император Александр I, прочитав трактат, сказал автору: «Я читал рассуждение ваше о любви к отечеству. Имея таковые чувства, вы можете быть ему полезны». Шишков был назначен государственным секретарем на место удаленного масона Сперанского. Во время Отечественной войны Шишков постоянно сопровождал Государя, писал проекты всех важнейших приказов и рескриптов, которые так вдохновляли армию и общество в годину тяжких испытаний. По окончании войны он был пожалован орденом Александра Невского, причем в Высочайшем рескрипте было сказано: «За примерную любовь к отечеству». Во время заграничного похода Шишков установил связи с западнославянскими учеными (именно Шишков первым получил прозвище славянофил).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/22/de...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕНИСЕЙСКИЙ В ЧЕСТЬ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Красноярской и Енисейской епархии), в г. Енисейске. Основан в 1623 г. указом царя Михаила Феодоровича по благословению 1-го сибир. архиерея архиеп. Тобольского Киприана (Старорусенникова) . История обители мало исследована, т. к. большая часть архива сгорела во время неоднократных городских пожаров. Мон-рь, первоначально именовавшийся в честь Рождества Христова, возглавляли игум. Параскева (Племянникова), игум. Стефанида (Кошелёва; с 1664), мон. Вера, мон. Марина (с 1672), игум. Агриппина (Сальникова; с 1681), игум. Феодора (Волкова; с 1683), игум. Анастасия (Мещерская; 1704), наместница София, игум. Иулиания (с 1713), игум. Марфа (Черницкая; с 1742), затем игум. Иустина (Могилёва), игум. Анфиса (Протасова; с 1754). Енисейский в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Енисейский в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. XX в. В 1679 г. Е. м. владел 1460 дес. земли близ Енисейска. В монастырских вотчинах - Еланской и Усть-Лаврентьевской - трудились 29 крестьян по «вечной записи». В обеих деревнях имелось по мельнице. Монастырь вел широкую торговлю хлебом, рыбой, пушниной во мн. сибир. городах. К сер. XVIII в. к Е. м. было приписано 249 крестьян. В кон. XVII-XVIII в. в Е. м. находилось «особое тюремное отделение с железными решетками для помещения преступниц женского пола» ( Сельский С. Ссылка в Вост. Сибирь замечательных лиц//Русское слово. 1861. 8. С. 4). Вероятно, именно в Е. м. содержалась Прасковья Салтыкова (впоследствии жена царя Иоанна V Алексеевича ). В 1735 г. в Е. м. была сослана камер-медхен имп. Екатерины I Яганна Петрова. О ссылке сектанток в Е. м. упоминал Н. С. Лесков в очерке «О квакереях». В 1764 г. Е. м. стал штатным и был приписан к 3-му классу. По штатному расписанию девичьему мон-рю полагалось иметь 17 монахинь вместе с настоятельницей. Тогда же в Е. м. были переведены нек-рые насельницы тобольского Богородице-Рождественского мон-ря. Е. м. возглавляли игум. Иулитта (Иовлева; с 1776), игум. Прокла (Соловьёва; с 1793), игум. Девора (Коновалова; в 1815-1826, 1830-1842), игум. Евпраксия (Попова; с 1826), игум. Евгения (Старикова; с 1842). При игум. Деворе (Коноваловой) сестры Е. м. совершали паломничества к святыням Киева. В янв. 1843 г. в Е. м. поселился старец св. прав. Даниил Ачинский . Последние дни жизни он провел на попечении игум. Евгении (Стариковой) и был похоронен в мон-ре. В 1860 г. по благословению еп. Томского и Енисейского Парфения (Попова) в 5 саж. от Рождественского храма над могилой старца была построена каменная часовня во имя прп. Даниила Столпника (в 1869 сгорела, в 1870 отстроена), ставшая местом паломничества. Служивший в Рождественском храме мон-ря прот. Василий Касьянов составил жизнеописание подвижника.

http://pravenc.ru/text/189969.html

В 1648 г. Житомирский замок был взят войском гетмана Б. Хмельницкого , а в 1651 г. на северной окраине города казачьи войска полковника И. Богуна разгромили 17-тысячную польско-литов. армию кн. Четвертинского. По Андрусовскому перемирию между Россией и Речью Посполитой в 1667 г. Житомирское староство было возвращено Польше. В 1668 г. польск. власти сделали город адм. центром Киевского воеводства, где стали проводиться сеймы местной шляхты. В Житомир из Киева переместилась резиденция католич. Киевского епископа. В 1724 г. Киевский повет был объединен с Житомирским. В 1724-1751 гг. иезуиты имели в Житомире миссию. В 1724 г. ими был построен деревянный костел, в 1751-1767 гг. он был перестроен в камне (разобран в 1838). В 1735-1744 гг. орден Иисуса воздвиг в Житомире кафедральный каменный костел Св. Софии. До 1773 г. в Житомире действовала школа иезуитов с классами грамматики (с 1747), синтаксиса (с 1749), поэтики (с 1754), риторики (с 1757), в 1762 г. открылись 2-годичные курсы теологии. В 1761 г. был основан бернардинский мон-рь. В 1765 г. в Житомире действовало 5 церквей: 3 католические и 2 православные. В 1766 г. с разрешения властей в Житомире появилась российская миссия, началось строительство правосл. церкви. Религ. и социально-экономический гнет стал главной причиной участия православных на Житомирщине в антипольск. выступлениях в XVIII в.: в восстании под рук. С. Палея (1702-1704), в Колиивщине (1768). В последнем выступлении основную часть восставших составляли крестьяне Киевского воеводства. После подавления при помощи рус. войск в 1768 г. Колиивщины католич. шляхта избрала Житомир местом суда и расправы. В с. Кодня неподалеку от города было казнено ок. 3 тыс. участников восстания. Реакцией на народные волнения стало усиление давления на правосл. население со стороны католич. шляхты на Киевщине, в частности в Житомирском повете. А. В. Кузьмин Волынская и Житомирская епархия В результате 2-го раздела Речи Посполитой (1793) Житомирщина вошла в состав Российской империи.

http://pravenc.ru/text/182321.html

The sources are unclear as to the length of the future Bishop Nikolai’s tenure at the Oboyan Seminary and Monastery. The sources uniformly state that after his graduation from the Moscow Theological Academy in 1915, he taught at spiritual and educational institutions and was a preacher at the Oboyan Monastery of the Sign. It does not seem too far-fetched to assume that his previous teaching assignments led to a teaching assignment at the Oboyan Seminary. As the Seminary was operated by the Monastery, and located on its grounds, undoubtedly, as a monastic, he would have been included in the Monastery’s brotherhood. The position as “preacher” at the Monastery was most likely his monastic obedience-not a “full time” obedience, due to his teaching position. The Oboyan Monastery of the Sign was founded in the 17th century, on lands that had been sanctified as the refuge of hermit monks “long before the foundation of [the city of] Oboyan.” Many of these hermit monks had fled the “Polish side of the Dnieper” in order to be able to undertake monastic life “free from the oppression of the Uniates.” These hermitages finally received the designation of “monastery” in the early 1660s, and the monastery was named in honor of the Wonderworking Kursk Root Icon of the Mother of God of the Sign. The monastery was “located on a hill near the River Psel, between the Greater and Lesser Ravines, surrounded by a forest” belonging to the Monastery. The Monastery also owned a mill and meadow lands on the river. All the monastery buildings were constructed of wood. In 1700 and 1719, fires destroyed all the monastery buildings, and by 1726, the brotherhood of some 30 monks had moved temporarily to the Saint Nicholas Monastery in Belgorod, due to yet another catastrophic fire. The Oboyan Monastery soon was reconstructed, and by 1730 had two stone churches, the Church of the Kursk Icon of the Sign, and a church dedicated to Saint John the Forerunner. Saint Ioasaph (Gorlenko, 1705-1754) of Belgorod , who, as Bishop of Belgorod and Oboyan was Abbot of the Monastery, visited there several times. His nephew, Archimandrite Narkiss (Kvetka), was Abbot in the mid-18th century. The Oboyan Theological Seminary was founded at the Monastery in 1793. Construction projects and land grants of the 19th century brought the Monastery to its appearance familiar in the early 20th century. From 1908 to 1911, the Rector of the Seminary was Hieromonk Damian (Voskresensky, 1873-date of death unknown, sometime after 1932), ascetic and future Archbishop of Kursk and New Hieromartyr of Russia. From 1911 to 1915, the Rector was Archimandrite German (Kosolapov, shot in 1919), who, like his predecessor, went on to become a Bishop (of Volsk, Vicar of the Saratov Diocese) and was martyred by the Bolsheviks.

http://pravoslavie.ru/64878.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ III (Караджа; † 1793, о-в Халки), патриарх К-польский в 1761-1763 гг., патриарх Печский в 1739-1746 гг. Род. в К-поле во влиятельной греч. семье. Церковное служение начал как 2-й диакон патриарха К-польского Паисия II , затем стал протосинкеллом. Был старостой одного из столичных храмов, но из-за долгов его отстранили от управления. В 1739 г. хиротонисан во епископа и возведен на трон Печской Патриархии , для подтверждения своего поставления в мае того же года получил берат от османских властей. Благодаря И. мн. серб. кафедры возглавили архиереи-греки, что вызвало негативную реакцию слав. клира. Преобразовал Белградскую, Валевскую епархии и Ужицко-Зворникскую митрополию в Белградскую, Ужицко-Валевскую и Зворникскую митрополии. Безуспешно пытался встретиться со своим предшественником на Печском престоле митр. Карловацким Арсением IV (Йовановичем-Шакабентой) , который отказался признать его верховенство. Митр. Черногорский Василий (Петрович Негош) в «Истории о Черной Горе» (1754) охарактеризовал И. как алчного человека, после отъезда не оставившего в Печской Патриархии ничего, кроме мощей святых. Из-за своей расточительности в 1746 г. И. был вынужден оставить Печский Патриарший трон и уехать в К-поль. В сент. 1747 г. патриархом К-польским Паисием был поставлен на Халкидонскую кафедру. 26 марта 1761 г. возглавил К-польскую Патриархию: об уходе на Афон предыдущего патриарха Серафима II и о своей интронизации И. сообщил в послании от 20 апр. того же года монахам Св. Горы. Не уделял внимания делам Патриархии, чем вызвал недовольство как клира, так и столичной аристократии. 21 мая 1763 г. представителем османских властей был смещен с Патриаршего трона и сослан на Афон. В 1764 г. при ходатайстве своего племянника получил в управление монастырь Пресв. Богородицы на о-ве Халки и ежегодную выплату в 2 тыс. грошей. Ист.: С. Дечански споменици. Београд, 1864. С. 24; Д. Прилози за ucmopujy српске цркве//Весник српске цркве. Београд, 1909. С. 755-756. Панчево, 1951р. С. 40; Записи. 2. 2891, 2909, 3170; 5. 7812. Лит.: Γ[ριτσπουλος] Τ. Α. Ιωαννκιος. Ο. Γ//ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 64-65; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 13, 101; Српски jepapcu. С. 233-234; Ucmopuja. 1. С. 357, 359; Н. мumponoлuja, 1739-1804. 2000. С. 28-29. Н. Радосавлевич Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/577998.html

В Нижегородской епархии готовятся отпраздновать 300-летие Саровской пустыни 11 февраля 2006 г. 16:33 Нижний Новгород, 11 февраля. В селе Дивеево Нижегородской области в субботу проходит первое заседание оргкомитета по празднованию 300-летия Саровской пустыни (монастыря), где жил один из самых почитаемых в России святых — преподобный Серафим Саровский. Как сообщили в пресс-службе Нижегородской и Арзамасской епархии , в заседании примут участие представители аппарата полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе, администрации Нижегородской области и епархии. В ходе совещания планируется обсудить план юбилейных мероприятий. Торжества, посвященные 300-летию Саровской пустыни, пройдут в конце июля — начале августа. В настоящее время пустынь находится на территории города Сарова, расположенного вблизи села Дивеево, где в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре покоятся мощи преподобного Серафима. До наших дней из древних построек сохранилась колокольня, также осталась подземная церковь с пещерами, уточнили в пресс-службе. «Официальной датой основания пустыни считается день освящения первого храма — в 1706 году в монастыре была освящена церковь в честь иконы «Живоносный источник». Однако пустынники жили здесь с XVI века. Пустынь прославилась именами подвижников Назария, Дорофея, Илариона, Матфея, Александра, Марка. Здесь же жил преподобный Серафим — один из самых почитаемых на Руси святых», — рассказали в пресс-службе. Преподобный Серафим (в миру Прохор Сидорович Мошнин) родился в 1754 году в Курске в купеческой семье. Отец его занимался возведением храмов, мать помогала супругу и воспитывала троих детей, из которых Прохор был младшим. С детства он мечтал о монашеской жизни и в 1778 году ушел в Саровскую пустынь, расположенную в Нижегородской области. Пройдя за восемь лет все степени монастырского искуса, Прохор Мошнин был пострижен в монахи с именем Серафим. В 1793 году Серафим становится иеромонахом. Добровольно удаляясь в безлюдные места, он проводил все время в строгом посте, трудах и молитве. Он наложил на себя трехлетнее молчальничество, позже — затворничество. Выйдя из добровольного заточения, Серафим начал принимать страждущих и исцелять их от физических и душевных недугов. В некоторые праздники к нему приходили тысячи верующих. Современники преподобного Серафима Саровского особо отмечали, что святой исцелял не столько кротким словом, сколько любовью и радостью, исходившими от него. Ко всем преподобный Серафим с умилением обращался: «Радость моя!». Главным откровением жизни преподобного было откровение о Святом Духе — третьем лице Святой Троицы. Святой говорил: «Стяжи Дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя». Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/82256.html

Новаторство Ушакова разбиралось «по косточкам» давно, ещё с XIX в. В настоящее время перспективным может быть сопоставление его военно-морского мастерства с другими отечественными и иностранными флотоводцами. Русский адмирал возродил и ввёл в морскую тактику непреходящие правила военного искусства: сосредоточение сил на решающем направлении, внезапность атаки (без перестроения из походного в боевой порядок), взаимность поддержки, быстрый маневр, расчленение строя противника, окружение и разгром его по отдельности. Флагман занимал самое опасное положение и требовал бить противника не по всей кильватерной линии, а громить его по частям с кратчайшей (картечной) дистанции «неукротимой пальбой» в два огня. Канонаду больших 100-120-пушечных кораблей (при скорострельности один выстрел в две минуты) он приказывал сосредоточивать в первую очередь на авангарде и флагманских кораблях Ушаков выделял резерв из нескольких фрегатов для нападения на адмиральский корабль и приказывал преследовать убегающие суда без соблюдения номеров. При каждой пушке должны уметь стрелять не менее трёх человек на случай выхода из строя каждого из них. Для Ушакова, как для П.А.Румянцева и А.В.Суворова, а позже Наполеона, главным было - сломить дух противника. Вместе с тем, тактика Ушакова не всегда совпадала с призывом командующего вооружёнными силами на юге России («Екатеринославской сухопутной и морской силой») фельдмаршала Г.А.Потёмкина: «где завидите флот турецкий, атакуйте, хотя б всем пропасть!» Ушаков избегал необоснованного риска и заботился о сбережении кораблей. (Возможно, в этом состояла причина его временного конфликта с молодым капитаном Д.Н.Сенявиным (1763-1831). В отличие от войны на море в 1700-1721 гг., экипажи при Ушакове отлично управлялись как со стрельбой, так и с парусами. Противники новаторской тактики Ушакова - флотоводцы Н.С.Мордвинов (1754-1845) и М.И.Войнович (1750-1807) были бесцветными лицами. Позже, когда самодержавие Николая I сковало русскую военную силу, лишённые мессианского вдохновения военачальники типа А.С.Меншикова (1787-1869) и М.Д.Горчакова (1793-1861) также препятствовали новым инициативам во флоте и армии из-за перестраховки.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010