Тула. Кремль. Кремль. Действует.   Год постройки:Между 1514 и 1521. Адрес: г. Тула, ул. Менделеевская, д. 8. Координаты: 54.19451, 37.619185 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Впервые упоминаемый в Никоновской летописи под 1146 г., город Тула, вероятно, еще в IX-XI вв. был одним из укрепленных поселений вятичей. Наверное, от тех стародавних времен дош­ло до наших дней «старое городище» при впадении речки Тулицы в Упу. Тулица, видимо, и дала название городу, хотя по Далю старинное толкование слова «Тула» означает «скрытое, недо­ступное место, затулье, притулье для защиты». Топоним с та­ким значением также мог послужить названием для города. В земле вятичей самостоятельного княжества не образова­лось. Эти территории входили во владения сначала чернигов­ских, а позднее рязанских князей. Вот почему упоминания о небольшом вятичском укрепленном поселении Тула, расположен­ном вдали от политических центров Руси, не попадают в лето­писи, и начальная история города на протяжении двух столетий нам не известна. Наверняка Тулу не миновало страшное Батыево нашествие. Мы знаем лишь, что спустя столетие ею владели баскаки царицы Тайдулы. В 1382 г. рязанский князь Олег по до­говору передал Тулу Москве, а через столетие город окончатель­но вошел в состав Московского государства. В начале XVI в. резко обострилась обстановка на юге стра­ны. После смерти Ивана III крымский хан Менгли-Гирей превра­тился в злейшего врага Москвы. В 1507 г. Василий III повелел построить крепость на печально известном Муравском шляхе, главной дороге, по которой осуществлялись вторжения крым­чаков. Прежние укрепления при впадении Тулицы в Упу не были достаточно надежными, в связи с чем новую крепость перенес­ли с правого берега Упы на левый, менее затопляемый в поло­водье. Низинные берега Упы, речки Хомутовки и топкой Ржев­ской гати не служили естественным препятствием для врага. Однако крепость срубили именно здесь, в месте пересечения единственной в этих местах крупной реки Упы с Муравским шля­хом. Причем построили ее не на северном берегу, под защитой реки, а на южном, на территории необжитого Дикого поля, что может свидетельствовать о далеко идущих планах Москвы по освоению степных просторов. Новая крепость должна была не просто вести пассивную оборону, но проводить активную насту­пательную борьбу под защитой крепких каменных стен.

http://sobory.ru/article/?object=17051

42 О содержании школьных разговоров в древней киевской академии и о тех понятиях, какие сообщались в них ученикам – у Линчевского, ib. 456–459. 43 Аскоченскиий В. Киев с древним его училищем академиею.Киев, 1856, ч. I, стр. 144. О дурных сторонах « калькулюса »у. Линчевского, ib. 462. 44 Пекарский, Ист. ак. наук, П, 285. Над стихами надпись учительская : «Pulchre. Стихи на туясок ». « Туяс» по Далю (Толк.Словарь) – местн.арханг. -волог.– значит глупый, безтолковый человек. 45 « Syntaxis schola dignitate est inferior Poesi, Poesis Rhetorica. Rhemorica Philsophia. Philosophia Theologia (Clavis poetica... Theod. Kwietnitscii, 1732 г. рукопись проф.Н. C. Тихонравова. л. 27 ). 46 Пособием при составлении этого очерка служили нам статьи проф. Н.И. Петрова в Трудах киев.дух.академ. 1866 – 1868 гг. · « О словенских науках и словесных занятиях в киевской академии от начала ее до преобразования в 1819 г» того же предмета касаются Аскоченский В. В своем сочинении : «Киев с древн. Его училищем академиею» Линчесвский в статье «Педоагогия древних братских школ и преимущественно древней киевской академии» ( труды киев. Духов.академ. 1870, т. III ) и по отношениию к семинариям, более или менее точным копиям киевской и московской академии. Знаменский П. в сочинении: «Духовные школы в России до реформы 1808 года », Казань, 1881 ( стр. 441–450 о преподавании в старинных семинариях пиитики и риторики ) В библиетеке московской духовной академии (рукоп. фунд. 325 ) имеет учебник пиитики киево-могилянской коллегии от 1690 г. под заглавием: Eques Roxolanus Pegaseo volitans passu... Учебник разделяется на три части.Первая трактует о письмах (образцы писем на польском языке), вторая содержит собственно пиитику, а третья – риторические отрывки.В московском Румянцевском музее мы видели учебники пиитики: 1 ) Лекции по пиитике и риторике киевского профессора Левицкого от 1717 г ( заглавие вырвано ), 2 ) De constructione artis poeticae colloquium, рукоп. 1725 г. (после введения– трактаты о поэии эпической, лирической и драматической, стихи на польском языке ) и 3) Praeliminaria poetica et rhetorica, рукоп. XVIII 425(подробно ο поэзии эпиграммитческой).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Далю – «Не на зеркало съ пеньми, коли рожа крива!» 681] – «пеняли» (и – до сих пор!) на зеркало, на отражение. И.А. Бунин: «из Иеремии, – все утро читал Библию. Изумительно. И особенно слова: «И народ Мой любит это... вот Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их». Потом читал корректуру своей «Деревни»… А «Деревня» вещь все-таки необыкновенная. Но доступнатолько знающим Россию. А кто ее знает?» 22]. Библия – есть зеркало идеальное, зеркало человечества. Русская литература – зеркало России, русской жизни. Но речь, конечно, не о простом отражении, отражение реалий в художественной концентрации лишь одно из свойств воскрешенной действительности. Об этом Н.К. Гей в статье о В.Г. Белинском: «Под “живым” созданием здесь подразумевается не персонаж, а целое самого произведения, которое несводимо ни к простому отражению жизни, ни к чувству и мысли автора. Оно – новая органическая цельность и эмоционального и интеллектуального постижения действительности в произведении…И потому поэт созерцает идею “не разумом, не рассудком, не чувством и не какою-либо одною способностью своей души, но всею полнотою и целостью своего нравственного Самое страшное (буквально) во всем этом, что сегодня, в осень 2013 года, и «Чаша жизни», и «Речь» И.А. Бунина вновь находят самое точное и полное подтверждение (повторение вплоть до деталей) в жизни современной России и жизни мировой, в нашей жизни (и жизни человечества), которая еще более не защищена с точки зрения «уклада», чем жизнь России в 1913 году. Внимание же любителей интеллектуальных забав в литературоведении вкратце обратим на следующие контексты «Чаши жизни». Множество работ – интернет тому свидетель – посвящено глубокомысленному, контекстному, прочтению стихотворения «Обезьяна» (1919) В.Ф. Ходасевича, при этом вспоминают и «С обезьяной» (1906–1907) И.А. Бунина. Чего только не напридумывали: сравнили, к примеру, «Обезьяну» (Ходасевича) с «Пророком» (Пушкина) 19(2)], с «Родиной» (Лермонтова) Действительно, «немногое  исчезло» (Бунин, 1913г.) – и возможность подобных сравнений есть один из результатов.

http://bogoslov.ru/article/4030604

Казалось бы, все кончено и словарю уже никогда не появиться на свет. Но офицеры и солдаты не смогли безучастно смотреть, как горюет их любимый доктор. На поиски верблюда в турецкий тыл отправился отряд казаков, и через несколько дней пропавшее животное было возвращено Далю вместе с драгоценной поклажей. К счастью, все записки оказались целыми и невредимыми. Так будущий «Толковый словарь живого великорусского языка» сначала побывал в плену у турок, а потом был освобожден русскими воинами. За эту войну Даль был награжден орденом святой Анны третьей степени и Георгиевской медалью на ленте. Правда, к последней награде Владимир Иванович относился иронически, поскольку она выдавалась всем уцелевшим на войне. Но это была печальная ирония: из трехсот врачей, призванных в армию вместе с Далем, более двухсот погибло от вражеских сабель, пуль и снарядов. Только вернулся Даль из турецкого похода, как в 1831 году его снова призвали на войну. На этот раз ему пришлось воевать с поляками. Здесь-то и совершил Даль свой удивительный подвиг, когда одним махом топора он сумел остановить целую армию. Было это вот как. Однажды пехотный корпус, в котором Даль служил врачом, оказался прижат поляками к берегу реки Вислы. Чтобы вступить в бой, силы были слишком неравными. А отступить за реку у наших солдат тоже не было возможности, так как мост поляки заранее сожгли. Двенадцатитысячная армия противника вот-вот должна была обрушиться на небольшой русский отряд. Но тут дивизионный врач Даль вспомнил навыки инженерного дела, которые получил, учась в морском корпусе. Вокруг заброшенного винокуренного завода, где Даль расположил раненых и больных, валялось множество пустых бочек. Из них-то он и предложил соорудить временную переправу через Вислу. Командование согласилось, и солдаты под руководством Даля спешно принялись за работу. Из бочек, плотов, лодок и паромов Даль в кратчайшие сроки сумел построить свой необыкновенный мост и перевести через него не только солдат и лошадей, но даже артиллерию.

http://pravoslavie.ru/47811.html

Елена Зелинская: В чем предмет заботы? Елена Шмелева: Во-первых, язык – это живой организм. Язык меняется: язык меняется во времени, язык меняется из-за разных социальных изменений, и вообще, язык отражает наш менталитет. Вот какие мы есть, такой и русский язык. Русский язык, который описывал Даль… Елена Зелинская: Это большой комплимент для нас, скажу я. Елена Шмелева: Конечно, русский язык лучше нас, это, безусловно, потому что его нам дали не по заслугам, я согласна, но, тем не менее, понятно, что замечательный труд «Словарь Даля» отражал язык совсем другого времени и людей совсем другой ментальности. И сейчас это очень полезный, но, скорее, исторический памятник. Елена Зелинская: То есть к Далю нам обращаться уже бесполезно? Елена Шмелева: Нет, почему? Обращаемся мы всегда к нему, и сравниваем, и сопоставляем. Очень многие вещи остались в языке, потому что язык – очень прочная система. Но, тем не менее, мы все время видим отличия, поэтому и есть. Елена Зелинская: Но почему тогда вообще возникли разговоры – если говорить без шуток и моих дурацких подколов – о том, нужна филология как наука или нет? Почему мы уже дошли до того, что вынуждены защищать необходимость филологического образования, самой профессии? Почему сокращения в университете начинают именно с филологического факультета, и так далее? Как так случилось? Короче, как мы до такой жизни-то дошли? Елена Шмелева: Это, конечно, очень трудный вопрос. Елена Зелинская: А легких и не бывает. Елена Шмелева: Да, я понимаю. Как мы дошли до такой жизни? Видимо, постепенно. Дело в том, что, видимо, в голове людей, которые принимают решения, живет такая схема, что мы должны все время зарабатывать деньги. Причем зарабатывать деньги не интеллектом, не умом, а тем, что, видимо, перепродать что-то. Действительно, филология для того, чтобы торговать, например, нефтью, наверное, не очень нужна, тем более тут даже по-русски можно не говорить, а по-английски контракты составлять. Елена Зелинская: Но какая-то коммуникация все-таки необходима, видимо.

http://pravmir.ru/elena-shmeleva-v-poisk...

Я предлагаю Минина расплавить, Пожарского. Зачем им пьедестал? Довольно нам двух лавочников славить — Их за прилавками Октябрь застал. Случайно им мы не свернули шею, Я знаю, это было бы под стать. Подумаешь, они спасли Рассею! А может, лучше было б не спасать?.. Это – Джек Алтаузен. Сколько всего в каждом из нас намешано – и как уродливо это порой проявляется, особенно – в смутные времена. Алтаузен погибнет, как герой, под Харьковом, в 42-м, спасая не только Советский Союз, но и «Рассею», которую, видимо, презирал – если не пересмотрел своих взглядов в военные годы. Много лет место захоронения Пожарского пустовало… Офицеры, служившие в Суздале в годы войны и в первые послевоенные годы, узнав о могиле Пожарского, писали в Москву, требовали установить достойный памятник. Власти вроде бы соглашались, но руки не доходили до Суздаля… Один полковник, как мог, привёл в порядок место захоронения, даже останки часовни разыскал и собрал. Он писал: мне стыдно перед пленными немцами, которых немало было в монастыре, что мы махнули рукой на могилу всенародного героя, славного полководца. Стыдно! Из Москвы отвечали: восстановление часовни невозможно, но достойный памятник а могиле героя будет сооружён. Но только в пятидесятые годы в городе открыли памятник спасителю Отечества, ещё через десять лет более-менее благоустроили его могилу. Мы с детства восхищались союзом двух патриотов (слово тандем тогда употребляли только любители велоспорта), воина и купца, спасших Отечество от интервенции. О патриархе Гермогене тогда вспоминали нечасто – уж так трактовали историю. Помню, с каким ужасом я читал, что в Кремле хозяйничали захватчики, что приходилось выбивать их из нашей лучшей в мире крепости… В советские годы было принято говорить именно об интервенции, хотя точнее другая формулировка – Смутное время . Напасть, болезнь, поразившая и государство, и народ; болезнь, которую необходимо было преодолеть молитвой и ополчением. Что такое смута? По Далю, «общее неповиновение, раздор меж народом и властью». Эпидемия. Гибельная атмосфера, в которой царит смущение умов, «шатости и нестроения», как говаривали наши церковные писатели. Русь ослабла, потеряла волю, сама себя потеряла…

http://pravmir.ru/knyaz-pozharskij-geroj...

3. В этом плане повезло Миронову, Папанову, Далю, Высоцкому и множеству других советских актёров, не доживших до нынешних времён. Не запятнали себя, не замазались. А нынешним, запятнавшимся - да Бог им судья. Не суди, как говорится, да не судим будешь. Кстати , наглядный пример того, когда сама система соблазняет талантливых людей на умножение мерзости, используя их Божий Дар и популярность для масштабирования лжи в огромных размерах. 2. Ответ на 1, Андрей Карпов: Андрей, так греховна не реклама, а ложь. Не зазорно хвалить товар, если он и вправду хороший. А вот насколько та или иная реклама лжива - настолько и греховна. Ну и, конечно, если основана на безнравственных примерах (блуд, язычество, гордыня и т.д.) - то греховна независимо от качества товара... 1. Ну, актер... А ведь проблема - шире... А все банковские работники... А дизайн-креатив? А съёмочная группа? А старушка в метро распространяющая газету с подобной рекламой? Чуть ли ни каждый христианин чем-то поступается из своего христианства на рабочем месте... Просто потому, что работает за деньги... И работодатель не будет им доволен, если он будет действовать правильно (не соблазняя никого, не обманывая, не продвигая то, что продвигать нельзя и т.д.). Поэтому мы и есть глиняная христианская цивилизация, потому как стойкости в нашем христианстве немного, тронь - и сомнёшь... Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В России женщина сделала около 30 абортов:к чему привело Видео «голого прыжка» девушки с моста в Петербурге: смотреть В России голая девушка убегала от полиции и прыгнула с моста: СМИ «Красная» магнитная буря настигла Землю: что ожидать людям? Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/16/v_...

Наше общество молодо в литературном деле до степени невероятной, хотя оно в этом нисколько не виновато» (Отеч. зап. 1860. С. 38). Достоевский в «молодости» общества как раз и видит одно из главных его преимуществ и к тому же весьма сочувствует литературному «свисту», особенно когда он задевает руководителей «Отечественных записок» и «Русского вестника». 79 Известен факт, что грамотное простонародие — и не обрежутся. — Достоевский полемизирует со статьями В. И. Даля (1801–1872) «Письмо к издателю» (Рус. беседа. 1856. Кн. 3. «Смесь»), «О грамотности» (СПб. ведомости. 1857. И. С. Беллюстина (1820–1890) «Теория и опыт» (Журнал Мин-ва народного просвещения. 1860. Кн. 10), в которых говорилось о вреде грамотности для простонародья, а также — с органами печати, поддерживавшими такую ретроградную точку зрения («Выписка из письма по поводу статей В. И. Даля» — Сев. пчела. 1857 Достоевский отталкивается непосредственно от следующего сравнения Даля: «Нож и топор — вещи необходимые; а между тем сколько было зла от ножа и топора». Выступления Даля и Беллюстина против грамотности вызвали почти единодушную отрицательную реакцию общества и прессы. 80 Мы расскажем вам это так — над острожною жизнию. — Прямое указание Достоевского на личный каторжный опыт, дающий ему право не только «теоретически» не согласиться с мнением Даля. Достоевский возражает Далю и в «Записках из Мертвого дома». 81 Взгляните на так называемых начетчиков — своих единоверцев. — Эти (и ниже) суждения Достоевского о раскольниках также основаны на личных наблюдениях писателя, а также возможно, навеяны «Старцем» и «Матушкой Маврой Кузьмовной» Салтыкова-Щедрина. Раскол Достоевский оценивает как явление огромной, первостепенной значительности, свидетельствующее о неисчерпаемых силах, таящихся в народной массе. Точка зрения Достоевского одинаково далека от официальной антираскольничьей пропаганды и идеалистических воззрений на староверцев. «Время» уделяло расколу и религиозным сектам исключительное внимание; в журнале было напечатано несколько больших рецензий на литературу о старообрядчестве и радикальная по политическому смыслу статья А.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

«Оливия умерла от кори, но спасла миллионы детей». Почему писатель Роальд Даль поддерживал вакцинацию 16 февраля, 2020. Мэтт Морган И как он изобрел клапан для пациентов с гидроцефалией Семилетняя дочь Роальда Даля погибла до появления вакцины от кори. Он посвятил ей книгу, в предисловии к которой призывал родителей защищать своих детей от инфекции. Врач-реаниматолог Мэтт Морган рассказал о вкладе писателя в мировую медицину в книге «Реанимация», которая в феврале вышла в издательстве «Бомбора». Испытания и утраты Один вопрос, который я всегда задаю стажерам во время обходов, касается связи между Кардиффом, книгой «Большой и Добрый Великан» и реаниматологией. Удивительно, но лишь немногие знают, что деревня Лландафф, расположенная всего в километре от нашей больницы, была домом известного детского писателя Роальда Даля. Он был крещен в норвежской церкви у Кардиффского залива, которую до сих пор можно наблюдать из окон верхних этажей больницы. Даль оставил важное наследие, способствовавшее лучшему лечению и профилактике критических заболеваний, которое часто затмевается его литературными достижениями. Мэтт Морган Хотя Даль родился в состоятельной семье, у него была тяжелая жизнь, полная трагедий. Когда ему было три года, его сестра умерла от сепсиса, начавшегося в результате разрыва аппендикса. Позднее летчик-истребитель Даль чуть не погиб во время своего первого боевого вылета во Второй мировой войне. Он жестко приземлился на своем двухместном самолете «Гладиатор» в египетской пустыне, в результате чего сломал нос, проломил череп и потерял сознание. За пять лет между 1960 и 1965 годами все стало еще хуже. Сначала трехмесячный сын Даля по имени Тео был сбит такси в Нью-Йорке, получив травму головного мозга. Затем в 1962 году семья получила письмо из школы, в котором сообщалось о нарастании эпидемии кори. Далю удалось получить для своего сына дозу гамма-глобулина, концентрированных антител из донорской крови, которые могли на какое-то время предотвратить заражение некоторыми инфекционными заболеваниями. Его сводная сестра была замужем за главой Института превентивной медицины Листера, который согласился прислать гамма-глобулин из Америки.

http://pravmir.ru/oliviya-umerla-ot-kori...

Антоний 5 ноября 2021, 13:05 Дорогой(ая) Н., правильные выводы мне сделать несложно. Если одна власть запретила Патриаршество и разрешила проституцию, разорила страну и проиграла войну крошечной Японии, а другая в лице позднего Сталина времен Войны - возродила Патриаршество, искоренила проституцию, искоренила безбожный ленинский коммунинзм вместе с коммунистами (которых в лице ленинского окружения благополучно расстреляли), запретила аборты, открыла Храмы (с 1942 года даже в самые страшные годы Войны отменялся коммендантский час на Пасху и шли ночные Службы, в 1945-м еще и Страстная суббота была выходным днем, а ныне власти в 2020-м вируса испугались и запретили Пасху!) и семинарии, то мой выбор - очевиден. Евгений 5 ноября 2021, 10:22 Автор оптимистически констатирует: " На рубеже 1980–1990-х годов состоялся акт ее самороспуска, и в стране снова воцарилась смута, преодолеть которую удалось только в начале третьего тысячелетия… " К сожалению, преодолеть её так и не удалось до сих пор. По В.И.Далю одно из определений смуты - раздор меж народом и властью. За фактами далеко ходить не надо, я думаю. Более того, не видно даже попыток делом преодолеть её, есть только слова. Дела же противоположны словам. Тотальная ложь снова на знамёнах. Люди, будьте бдительны! Н 5 ноября 2021, 02:14 Антоний, а уничтожение храмов и их осквернение, это нормально по Вашему? Это не считается? Да, уж...Вроде бы простая арифметика, а правильные выводы Вам трудно сделать. Некорректно «петь гимны» государству с богоборческой властью на Православном сайте. «На территории Москвы (в границах 1960 года) в 1917 году было 848 храмов, в 1991 имелось 171 действующих и 263 закрытых. 433 храма были уничтожены.» А сколько было разрушено храмов по стране? А блуд, аборты и взятки в советском государстве процветали ещё как. Так что не надо всё сваливать на « вражеский запад». Конечно, признавать свою вину или вину своего государства трудно. Намного легче обвинять других... Антоний 4 ноября 2021, 11:34 Важнейшей причиной краха Российской империи стала десакрализация власти, в которой виновата лишь сама власть. Запретив Патриаршество и легализовав проституцию, монархи утратили в глазах народа статус духовного лидера, морального авторитета, образца для подражания. Нравы народа пали. В таких условиях последующая откровенно неудачная политика (крупнейшая держава мира проиграла войну крошечной Японии!) привела к тому, что народ смёл режим. Итог? Даже не верится, что всего за полвека Москва, город разврата со страниц дневников Брюсова, вновь стал Златоглавым стольным градом, столицей мощнейшей Державы, принял Парад Победы и Всеправославное совещание.

http://pravoslavie.ru/142703.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010