(Указ 1810 г. февр. 20. Устав Дух. Консист. ст. 22, 25). Затем священник предлагает обращающемуся исповедать все грехи свои, какие содеял он от юности; впрочем при этом он не читает над ним разрешительной молитвы, а сообразно обычному чину, изданному для этого Св. Синодом, прежде всего совершает над ним весь обряд присоединения, помазует его св. миром, если он не миропомазан, и затем читает над ним разрешительную молитву, и если то бывает пред обеднею, тут же приобщает его и Св. Тайнам. Католики, получившие миропомазание от своих Епископов, присоединяются просто, что отречение, исповедь и причащение Св. Тайнам, по уставу. (Чин присоединения к православ. стр 2). §10. В случае смертной опасности иноверцы принимаются просто чрез одно Миропомазание, если не миропомазаны; при этом надобно только прочитать над ними положенные в чине присоединения две молитвы просительную: Господи Боже, Вседержителю, Едине Свите и во святых почиваяй, и разрешительную: Господь и Бог наш, Иисус Христос , ключи Царствия Небесного, и пр. и затем приобщить Св. Тайнам (указ Св. Синода 1800 г. февр. 20 дн ). Но от таковых надо брать расписки о желании принять Православие. Если они сами по болезни не могут писать, то вместо их могут расписаться, по их указанию другие (Руков. для С. П. 1862 г. 23). §11. Что касается духовных лиц римско-католического исповедания, то по указу Св. Синода от 20 февраля 1840 г., присоединение таковых к Православию совершается не иначе, как с ведома и при ближайшем участии самых преосвященных; и потому священники сами не могут присоединить их своею властью, и вследствие сего все дела об этом должны препровождать к своему Архипастырю, который в этом случае действует на основании особых правил, нарочито указанных для сего церковною властью (см. Уст. Дух. Консист. Раздел II, гл. I.). §12. По указу 1840 г. февр, 20, запись о присоединении иноверцев к Православию в метрические книги должна быть совершаема по следующей форме, а именно в графе под заглавием: «Звание, имя, отчество и фамилия родителей и пр.» пишется:  «Девица, дочь N N Елеонора Казимирова, состоящая в римско-католическом исповедании, 17 лет от роду, вследствие изъявленного ею решительного желания, помазанием св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОР Т. Мор. Портрет. Ок. 1600 г. Неизв. художник флорентийской школы (Галерея Уффици, Флоренция) Т. Мор. Портрет. Ок. 1600 г. Неизв. художник флорентийской школы (Галерея Уффици, Флоренция) [Англ. More] Томас (7.02.1478, Лондон - 6.07.1535, там же), англ. писатель, философ, богослов, видный представитель англ. гуманизма ; юрист, церковный и политический деятель, лорд-канцлер Англии (1529-1532); в католической Церкви почитается как мученик (пам. 22 июня). Происхождение и образование М. происходил из состоятельной семьи уроженцев Лондона. Его отец, Джон Мор ( 1530), был успешным и влиятельным юристом, затем - королевским судьей; мать, Агнес Гронджер ( ок. 1499), происходила из семьи промышленника, занимавшегося производством и продажей жировых свечей, к-рый пользовался значительным уважением в торговых кругах и впосл. занимал должность шерифа Лондона. М. был 2-м ребенком и 1-м сыном в семье. Из-за неточностей в памятной записи о рождении М., сделанной его отцом, точная дата этого события неизвестна; возможными являются 3 датировки: 7 февр. 1477 г., 6 февр. 1478 г., 7 февр. 1478 г. (обзор мнений и обоснование большей вероятности последней датировки см.: Mitjans. 2010). Начальное образование М. получил в школе при госпитале св. Антония (St. Antony " s School), считавшейся одной из лучших в городе; основным предметом была латынь. В 1489 г. благодаря связям отца М. получил место пажа в Ламбетском дворце, офиц. резиденции Дж. Мортона (ок. 1420-1500), архиеп. Кентерберийского и лорд-канцлера Англии (с 1486). В доме Мортона М. помимо исполнения служебных обязанностей продолжал получать гуманитарное образование; он также с большим успехом играл в домашнем театре Мортона. Высоко оценив блестящий интеллект М. и его таланты в изучении языков и литературы, Мортон способствовал его поступлению в Оксфордский ун-т. С осени 1492 г. М. изучал в Оксфорде предметы тривиума (грамматику, логику, риторику) и классические языки (латынь и греческий); преподавателями М. были среди прочих выдающиеся англ. ученые в области лат. и греч. классики Т. Линакр и У. Гроусин. Однако уже в 1494 г., вероятно по требованию отца, М. оставил ун-т и вернулся в Лондон, где стал посещать лекции по праву в Нью-Инне, входившем в юридическую корпорацию Чансери. В 1496 г. М. продолжил обучение в Линкольнс-Инне и примерно в это же время начал преподавать право начинающим студентам. Выбор призвания, знакомство с гуманистами и начало политической карьеры (1499-1515)

http://pravenc.ru/text/2564150.html

семинария была переведена в Благовещенск. В 1877-1880 гг. уже в сане епископа собирал съезды духовенства по вопросу открытия в Якутске ДС. В 1881 г. он представил в Синод проект ДС, к-рая была открыта в 1884 г. Одновременно состоял членом различных обществ: Попечительства о бедных духовного звания (с 1853, с 11 июня 1862 старший член общества), Комитета общественного здравия (с февр. 1852), Якутского статистического комитета (с 1853, а с 22 марта 1863 непременный член), Якутского областного присутствия по улучшению быта правосл. духовенства Якутской обл. (с 1865). В 1864 г. был назначен опекуном над детьми и имением покойного прот. Никиты Запольского. После кончины супруги 3 июля 1867 г. указом Святейшего Синода Д. был назначен викарием Камчатской епархии. Архиеп. Иннокентий (Вениаминов) еще 31 янв. 1857 г. в письме гр. А. Н. Муравьёву писал, что «лучшего для Якутской епархии и не найти». Между 3 июля 1867 и 9 февр. 1868 г. был пострижен в монашество, 9 февр. 1868 г. в Благовещенске архиеп. Камчатским Иннокентием хиротонисан во епископа Якутского, викария Камчатской епархии. С учреждением 12 янв. 1870 г. самостоятельной епископской кафедры в Якутске, при деятельном участии архиеп. Иннокентия, Д. получил титул «Якутский и Вилюйский». Д. совершал продолжительные объезды епархии. В письмах писал, что «монаху нечего терять; если доведется и умереть на деле проповеди, и это вменится в жертву Богу». В 1868-1869 гг. состоялась 2-я поездка Д. в Чукотскую миссию в Колымский окр., к-рый не посещался ни одним архиереем с нач. XVIII в. по причине отдаленности (более 2 тыс. верст от Якутска) и трудности сообщения. В миссионерских записках Д. описал эти путешествия (Преосвящ. Дионисий - ап. Якутии. 2000. С. 52). По ходатайству Д. была учреждена Якутская духовная консистория, в к-рой он ввел образцовое хозяйство и к 1884 г. увеличил денежные средства до 80 тыс. р. Д. увеличил капитал Якутского попечительства о бедных духовного звания почти вдвое, благодаря чему увеличился размер выплачиваемого пособия.

http://pravenc.ru/text/178415.html

и 22 июня 1850) Н. был вынужден покинуть ун-т св. Владимира. Параллельно с преподаванием в ун-те Н. еще с 26 дек. 1837 г. исполнял обязанности цензора Киевского цензурного комитета. В 1850-1865 гг. Н. являлся его штатным сотрудником, занимая должности цензора (с 4 сент. 1850), казначея (с 26 февр. 1851) и председателя (с 29 янв. 1863). После закрытия комитета с 1 дек. 1865 г. состоял киевским цензором по иностранной цензуре; с 3 янв. по 28 мая 1868 г. одновременно являлся цензором по внутренней цензуре. 28 дек. 1869 г. вышел в отставку в чине действительного статского советника (получил его в 1863). Был награжден орденами св. Анны 3-й (16 нояб. 1837) и 2-й (25 февр. 1847) степени, 2-й степени с имп. короной (3 дек. 1854). Указом Сената от 26 февр. 1847 г. был утвержден в потомственном дворянстве и внесен с семьей в 3-ю часть дворянской родословной книги Киевской губ. По случаю 50-летия ун-та св. Владимира 11 мая 1884 г. избран его почетным членом. Похоронен на кладбище Свято-Вознесенского Флоровского жен. мон-ря в Киеве (могила не сохранилась). Личный фонд Н., хранящийся в Ин-те рукописей Национальной б-ки Украины им. В. И. Вернадского, содержит рукописи его трудов, лекций, программ курсов, рецензий, ряд биографических документов и материалов, переписку и др., представляющие ценность для исследователей личности и творчества Н., истории КДА и ун-та св. Владимира. Философские взгляды и историко-философская концепция Н. обосновывал несомненное достоинство философии как науки и важнейшее значение философского образования как эффективного средства пробуждения в человеке «самодеятельной силы его духа», самостоятельного убеждения и свободного действия, формирования нравственного сознания и осознания собственного высокого предназначения. В условиях господства в обществе утилитарных настроений, когда «работа и прибыль представляются самым главным в жизни, весь мир признается фабрикой, жизнь - торговой биржей, а человек - рабочей машиной», только лишь «самостоятельный философический взгляд на вещи,- по убеждению Н.,- тотчас открывает нам, что все полезное имеет достоинство только как средство к достижению высших, духовных целей жизни», забвение к-рых в угоду исключительного стремления к пользе является «вредным и гибельным для духа народного» ( Новицкий. 1838. С. 302-303). Озаренная светочем истины, философия «далеко вознесена над областью пользы с ее прибылью и расчетом»; от нее не стоит ждать и требовать «полезных советов», а не получив их - отрицать ее значимость. Философия, по Н., организует всю деятельность человека «в ее благороднейшем направлении», она - «животворящее начало наук», и именно этим измеряется ее «высокое практическое достоинство». Это же обстоятельство делает философию «существенной стороной истинно человеческого образования» (Там же. С. 322-323).

http://pravenc.ru/text/Новицкого.html

1447 Христ. Весник, 1901, февр.–март, стр. 100. – По сообщению корреспондента «Моск. Ведомостей» из Сараева от 10 октября 333), все общины новой баньялуцкой митрополии просили свою иерархию, константинопольскую патриархию и австро-венгерского императора о назначении баньялуцким мптрополитом Косты Чавича, законоучителя баньялуцкого реального училища, уволенного профессора рельевской семинарии. – Как бы то ни было, но кандидатура этого Косты Чавича не была даже поставлена на очередь. Кандидатами, кроме Евгения Летицы, были: Серафим Зерлендий, настоятель венской греко-православной общины, и Ириней Панталеон, профессор богословского училища на о. Халки. Весник срп. ц. 1900. сент., 1135. 1449 См. о сем – Богосл. Вестн. 1900, июнь. 247–249. – Обширная и дельная статья по этому вопросу в «Христ. Веснике» 1901, февр.-март, стр. 36–50: «Шта je с преговорима измедьжу митрополита и првака народиих у Босни и Херцеговини». Здесь приведено много примеров из времен сербского печского патриархата и позднейших, – доказывающих, что права народа признавались и применялись на практике. 1458 В журнале «Српски Bjechuk» (выходящем в Мостаре), 1900, 42, на первой странице напечатано следующее сообщение русского консула в Сараево, г. Игельстрома: «В виду известных слухов, циркулирующих с некоторого времени по этой области, будто бы императорско-русское правительство предлагает иностранным переселенцам земли в Сибири, императорско-русское консульство считает своим долгом согласно распоряжению императорского министерства иностранных дел самым решительным образом изъяснить, что вышеозначенные слухи не имеют никакого основания. Императорское правительство не только не думает о выселении иностранцев в Россию, но и совершенно против такого выселения. – Императорско-русский консул г. Игельстром». 1461 Моск. Вед. 1900, 334 (корреспонденция из Сараева). – Попадают, хотя и реже, в эти приюты дети и сербов-магометан. В «Христ. Веснике» (1901, февр.-март, 65–68) помещены интересные записки «протоиерея Недельки» о том, как Штадлер пытался (правда, безуспешно) совратить в католицизм бега Капетановича Любушка и других более или менее видных и знатных сербов-магометан.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

26 Февр. 4309 Господь поистине может о мне сказать то же, что некогда о народе Израильском: как орел носил Он меня на Своих крыльях, как нежная Кормилица – Мать питал меня, нося на Своих руках. Но Он может сказать обо мне далее и все то грустное, что говорил о неблагодарном и жестоковыйном народе Израильском, забывшем такую трогательную заботу о себе Отца Небесного. 27 Февр. 4310 Если бы нас заставили из-под палки сделать какое-либо добро, мы бы сделали его по меньшей мере неохотно, холодно, с раздражением, неудовольствием. А зло – это величайшее насилие диавола над нашею Богоподобною и созданною для добра природою, творим охотно, без раздражения, а даже еще с наслаждением. О, человек! Пойми, где тебе особенно должно быть противно чуждое насилие, и где ты должен особенно воспылать сознанием своего достоинства человеческого и стать в непримиримую борьбу за свою свободу до последних сил своих. 28 Февр. Март, 1910 г. 4311 Душа – храм Божий, истинное жилище Божие, обиталище Духа Божия. Но Господи, посмотри же, кто обитает в жилище Твоем? Грубый насильник, разбойник диавол засел тут с толпою своих окаянных слуг – всякого рода скверных помыслов и нечистых движений. Когда же я дождусь Тебя домой, мой единственный желанный и законный хозяин? Когда навестишь Ты скучающий без Тебя Твой уголок и прольешь в него свет, тепло и радость, на долгие годы страшной для духовных разбойников жизни, благодатного покоя и сердечного умиления. 1 Марта. 4312 Кровь мучеников, их раны и смерть, их кости и язвы – лучшая жертва человека Богу. Нет ничего выше для человека, как принести Богу жизнь свою, отдав ее Ему всю без остатка, как делали св. мученики и мученицы. 2 Марта. 4313 Господь в темнице, в терновом венце, поруганный, изъязвленный, обреченный в жертву за грехи наши. Не пропала даром жертва эта, когда представляешь св. мучеников, в свою очередь положивших души свои за Христа. Он принес Себя в жертву на них, они себя принесли в жертву Ему за себя. Поквитались взаимным благородным расчетом, хотя и не без щедрой помощи и благодатного подкрепления Небесного Законодателя и Благодетеля нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010