Напряжение в отношениях с Римско-католической Церковью усилило решение Ватикана (февр. 2002) о повышении статуса католич. апостольских администратур в России до уровня епархий. Оценка происшедшего была выражена в заявлении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Свящ. Синода РПЦ от 12 февр. 2002 г. На встрече в марте 2003 г. в Женеве офиц. делегаций РПЦ и Папского совета по содействию христ. единству католич. сторона предложила обсудить вопрос о возможности создания греко-католич. Патриархата на Украине. Во время визита в февр. 2004 г. в Москву кард. Вальтер Каспер признал наличие отдельных случаев «неправильного поведения» католич. священнослужителей. В ходе состоявшихся переговоров правосл. и католич. стороны приняли решение о создании Совместной рабочей группы по рассмотрению проблем, существующих во взаимоотношениях между РПЦ и Римско-католической Церковью. В состав группы вошли представители ОВЦС МП, Папского совета по содействию христианскому единству и российских католич. структур. 5-6 мая того же года в Москве состоялась 1-я встреча Совместной рабочей группы, на к-рой правосл. сторона представила конкретные факты прозелитической деятельности католич. миссионерских монашеских орденов и духовенства на территории России и др. стран СНГ. 2-е заседание Совместной рабочей группы состоялось 22-23 сент. Представители Римско-католической Церкви ответили на нек-рые вопросы, поставленные ранее правосл. стороной, а также было продолжено рассмотрение ряда сложных ситуаций на местах, в т. ч. в детских католич. приютах Москвы и Подмосковья, где живут в основном дети, православные по крещению и семейным корням. Диалог с Церковью Англии (подробнее об этом, а также о диалоге в XVII - 1-й пол. XX в. см. в ст. Англикано-православные связи ). В 1943 г. улучшение отношений между РПЦ и советским правительством сделало возможным визит в СССР делегации Церкви Англии во главе с архиеп. Йоркским Сирилом Гарбеттом (1942-1955). Ответный визит офиц. делегации МП во главе с митр. Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем) состоялся в 1945 г., в это же время велась дружеская переписка Предстоятелей Церквей о возможных способах сближения РПЦ и Церкви Англии (ЖМП. 1945. 8. С. 27-55).

http://pravenc.ru/text/171923.html

Через месяц после приезда иером. Анатолия Н. оставил на его попечение Хакодатскую общину и отправился в Токио, чтобы открыть 2-й миссионерский стан. Он прибыл в Токио 28 февр. 1872 г., поселился в районе Цукидзи и начал проповедовать; ему удалось крестить ок. 20 чел., среди к-рых большинство были выходцами из г. Сендай. Вскоре после 1-го крещения в Токио, проведенного в глубокой тайне, знакомый Н., пожилой бонза, показал ему донос с детальным описанием того, как был совершён этот обряд. Донос подали в высший духовный совет трое ученых бонз, но благодаря заступничеству знакомого Н. донос не был передан на рассмотрение далее ( Сергий (Страгородский). 1897. С. 105-107). В февр. 1872 г. в Сендае началось гонение: 9 чел. были заключены в тюрьму, более 100 чел.- допрошены и отстранены от занимаемых должностей. В апр. того же года в Хакодате по приказу губернатора Куроды Киётаки были арестованы многие катехизаторы, закрыта школа при Воскресенской ц., приостановлена издательская деятельность миссии. Н. оказывал материальную помощь семьям пострадавших японцев. Многие из заключенных проповедовали христианство своим сокамерникам. В июне они были освобождены, а в июле Хакодате посетил Вениамин (Благонравов) , еп. Камчатский, к-рый отметил высокий уровень организации миссии и ее успехи. Свт. Николай Японский. Портрет. 2010 г. Худож. Ф. А. Москвитин Свт. Николай Японский. Портрет. 2010 г. Худож. Ф. А. Москвитин После отмены антихрист. законов в февр. 1873 г. миссия начала действовать открыто. В том же году в Токио была создана катехизаторская школа с 2-годичным сроком обучения для подготовки проповедников. В нее набирали взрослых японцев, стремившихся к изучению богословских предметов и проповедничеству. По окончании школы одни из них проповедовали в местах, где еще не было общин, другие приписывались к конкретным приходам и занимались не столько обращением новых членов, сколько катехизацией оглашенных и наставлением в вере крещеных христиан. Поскольку иностранцам был закрыт доступ на большую часть территории Японии, в 1873 г.

http://pravenc.ru/text/2565636.html

А15 Апостол и Евангелие, рукопись и библиотеки Сербского Ученого Общества в Белграде 2, пис. на пергамине, в 4-ку, в один ряд, на 191 л. полууставом XIV в. Правописание сербское. Рукопись полная, недостает лишь одного листа после л. 79 (на нем должно было быть чтение 1Кор. 15:39–45 ). После пятидесятницы чтения следуют только на субботы, недели и по месяцеслову. Месяцеслов краткий. – Февр. 14: стго курила филофа оуител словеньска. Июня 20: стго методніа (в рукописи Апостола Белгр. народн. Библ. 211прибавлено: іениа моравска). На последнем листе написана эктения (на латин), в которой упоминается краль Влькашин: и иеще мнм се благовримь кралн Влькашни. Эта эктения впрочем писана другой, позднейшей рукой, так что самая рукопись писана, может быть, раньше Вукашина, управлявшего Сербией с 1367 до 1371 г. А16 Погодинский Апостол, рукоп. Императорской Публ. библ. собр. М. П. Погодина, пис. на пергамине, в лист, двумя столбцами, на 247 л. полууставом, в 1391 г., как видно из послесловия: К л. . уф. (6899–1391) написанъ бъі апль сьіі. стму спсу. на хутни. повелениіемъ раба бжиіа влц. іна. а прописъівалъ многогршнъіи матфи дьіакъ. Правописание русское. Чтения и после пятидесятницы пишутся на все дни недели. В месяцеслове – славянские названия месяцев. Мая 2: пренесениіе мощни стую мку бориса и глба. Июл. 24: стую мку бориса ї глба. Июл. 15: кнз володимера. – Текст этой рукописи представляет – почти на половину – чтения с одной стороны древние, первой редакции, с другой – исправленные, свойственные русским спискам второй редакции. В своем исследовании об Апостоле (М. 1879) я поместил эту Погодинскую рукопись между списками Апостола второй редакции. Ныне нахожу более удобным перенести Погодинский Апостол в первую редакцию. – Срезневский, II. Древн. пам. рус. п. и яз. 123. Снимок у Погодина в Образцах слав.-рус. древнеписания. А 17 Апостол, распол. не по древним чтениям, а по порядку посланий, рукоп. Императорской Публ. библ., собр. А.Ф. Гильфердинга 13, пис. на ровном, довольно плотном пергамине, четким и даже красивым полууставом XIV в., в 4-ку, в два столбца, на 255 л. Правописание сербское. Рукопись эта найдена в 1857 г., в развалинах Милешевского монастыря, в Герцеговине. Начала рукописи нет; начинается с 26 ст. 3 гл. Деян. – Некоторые листы вырваны или вырезаны (напр. Следующие после л. 109. 124). В месяцеслове, Окт. 28: всетноіе оуснениіе стго прпобнаго ца нашего арсниіа архиіеппа српьскаго. Ноябр. 11: прставліениіе хтитора кра владисла (1252). Янв. 14: всеутноіе оуспениіе стго ца наше стліа савы архиіеппа српьскаго. Февр. 13: стго и приобнаго ца наше симе српьскаго. Февр, 14: стг курила фи(лосо)фа. – Текст первых пяти посланий ап. Павла имеется у меня в полном, палеографически-точном списке; равно списан мною вполне и месяцеслов из этой рукописи Апостола.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

А18 Апостол по посланиям, Императорской Публ. библ., собр. А.Ф. Гильфердинга 14, пис. на хорошем пергамине, в малую 4-ку, одним столбцом, на 297 л. четким, несколько в иных местах скошенным полууставом XIV в. На заставках и начальных буквах, кроме киновари, употреблены краски: зеленая, синяя, желтая. Правописание сербское. Рукопись эта найдена в 1857 г. В Боснии. Начала рукописи недостает. Месяцеслова нет. Рукопись эта замечательно точно передает древний текст Апостола. А19 Апостол по посланиям, Императорской Публ. библ., собр. А. Ф. Гильфердинга 15, пис. на хорошем пергамине, в малую 4-ку. В один ряд, на 261 л. четким, красивым полууставом XIV в. Правописание сербское. Рукопись эта найдена 1857 г., в монастыре Доволя, в Герцеговине. – В месяцеслове, Окт. 14: стыіе петки. Окт. 19: прпобнаго ца іа рылскаго. Янв. 14: стго савы архиіеппа срьбска. Февр. 13: прпобнаго ца нашего симена новаго уюдотворца срьбскаго. – Почерк письма, правописание, язык и текст в этой рукописи очень сходны с вышеуказанною рукописью Апостола, собр. А. Гильфердинга 13. А20 Апостол и Евангелие, рукоп. Белградской народной библ. пис. на пергамине, в лист, в два столбца, мелким (40 строк на странице) и красивым полууставом XIV в. Правописание сербское. Рукопись почти полная; недостает лишь Рим. 12:13–14, 25 . Листы не нумерованы. Месяцеслов пишется два раза, после Апостола и после Евангелия. В первом под 14 янв. значится: стго стліа срьбьскаго савы. Февр. 14: кирила философа. Июн. 20: стго методніа іеппа моравска. Во втором месяцеслове, Окт. 28: оуспениіе стго савы прьваго архиіеппа срьбьскаго. Февр. 13: стго сумена срьбьскаго.      Февр. 14: курила философа. А21 Апостол по посланиям, отрывок, рукоп. Белградской народ. библ. 214, пис. на пергамине, в 4-ку, в два ряда, полууставом XIV в. Правописание сербское. Отрывок этот, 20л. содержит Римл. 1,27 до 1Кор. 15, 32 . В той же библиотеке рукопись Апостола 198 (отрывок, 7л.), без всякого сомнения, составляет часть рукописи 215. В этом отрывке (на 7 л.) помещается текст с 2Петр. 2, 16 до Римл. 1, 27 . Очевидно, одна и та же рукопись, по недосмотру, раздроблена на две.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Приток иностранной рабочей силы, в т. ч. европейцев, способствовал проникновению на территорию К. католиков, представителей протестантских церквей и др. В 1953 г. учреждена Апостольская префектура (с 1954 викариатство) К. (с 2011 - Сев. Аравии). С 50-60-х гг. стали активно развиваться правосл. общины К. С 1962 г. правосл. общины окормляются местными священниками. В 1958 г. построен 1-й храм Армянской Апостольской Церкви. Несмотря на то что первые протестант. службы были проведены на территории К. еще в 20-х гг. XX в., первые церкви были построены намного позже: евангелическая - в 1931 г., англиканская - в 1956 г. Христианские церкви К. сотрудничают в рамках созданного в 1960 г. Совета церквей К. В авг. 1976 г. в стране разразился политический кризис. Эмир Сабах III аль-Салем ас-Сабах распустил Национальное собрание. Это вызвало массовые протесты населения, привело к активизации деятельности экстремистских исламистских организаций. Кувейтские власти, обеспокоенные размахом антиправительственных выступлений, приняли решение восстановить деятельность парламента. В февр. 1981 г. проведены выборы в Национальное собрание. Победу на них одержали консервативные силы, поддерживавшие курс правительства. Однако стабилизировать ситуацию в стране не удалось. В нач. 80-х гг. экономическое положение К. ухудшилось в результате резкого падения цен на нефть. Ирано-иракская война 1980-1988 гг., теракты 1983 и 1985 гг. и покушение на эмира в 1985 г. усилили внутриполитическую напряженность. Из К. стали в массовом порядке высылать иностранцев, деятельность Национального собрания в 1986 г. была вновь приостановлена. В годы ирано-ирак. войны К. оказывал финансовую помощь Ираку и предоставил свою территорию для экспорта ирак. нефти. В 1981 г. К. выступил одним из учредителей Совета сотрудничества араб. гос-в Персидского зал. В нач. 90-х гг. вновь обострились отношения с Ираком. 2 авг. 1990 г. ирак. войска оккупировали К., эмир бежал в Саудовскую Аравию. К. был объявлен 19-й провинцией Ирака. В результате операции «Буря в пустыне» (янв.-февр. 1991), проведенной международной коалицией во главе с США, ударами с воздуха была уничтожена значительная часть военного потенциала и экономической инфраструктуры Ирака. В последних числах февр. армия коалиции провела наземное наступление, завершившееся окружением и разгромом ирак. группировки в К.

http://pravenc.ru/text/2462175.html

из конгрегации салезианцев. В февр. 1991 г. Аристид приступил к осуществлению программы социальных реформ и чистке гос. аппарата и армии от дювальеристов и коррупционеров. Желая способствовать демократизации религ. жизни, Аристид принял в президентском дворце делегацию вудуистских священников. В апр. специальным постановлением правительства вудуизм был признан полноправной религией. Однако это не нашло понимания у протестант. церквей, к-рые отрицательно относились к культу Вуду и запрещали своим прихожанам посещать вудуистские церемонии. 30 сент. 1991 г. президент был свергнут военными и изгнан из страны. Военная хунта во главе с ген. Р. Седра расправилась со сторонниками Аристида; люди пытались бежать из страны, пересекая море на лодках. Против Г. было введено торговое эмбарго. Только 18 сент. 1994 г. под давлением США военная хунта согласилась вернуть власть президенту Аристиду; 19 сент. началась высадка амер. войск (ок. 20 тыс. чел.), призванных обеспечить порядок в стране в переходный период. 15 окт. Аристид вернулся в страну и приступил к исполнению обязанностей президента. В февр. 1995 г. он отправил в отставку весь офицерский корпус старше майора, затем армия была распущена и заменена гражданской полицией. На парламентских выборах в июне 1995 г. победу одержала пропрезидентская партия «Лавалас». 17 дек. 1995 г., получив 87% голосов, кандидат от «Лаваласа» Рене Преваль стал президентом. Из левого крыла OPL была сформирована партия «Семья Лавалас», к-рая на парламентских выборах в мае 2000 г. получила подавляющее количество голосов. Правая оппозиция не признала результатов выборов и бойкотировала президентские выборы в нояб. 2000 г., где Аристид получил 91,8% голосов. США и ЕС, недовольные возвращением Аристида к власти, заморозили экономическую помощь и предоставление кредитов Г. В кон. 2003 г. оппозиция сорвала проведение парламентских выборов, а в февр. 2004 г. поддержала вооруженный мятеж, организованный криминальными бандами, бывш. офицерами распущенной армии и главарями эскадронов смерти при военных режимах.

http://pravenc.ru/text/161455.html

Журналистская броскость опытного военного репортера сочетается тут с совсем не журналистским аналитическим проникновением в самую суть событий, с глубоким пониманием их политического смысла и их всемирно-исторического контекста. Идеологическая определенность позиции – империалистического либерала, верного традициям и заветам старой британской империи эпохи королевы Виктории, – не мешает Черчиллю давать справедливые оценки, часто, весьма высокие, и своим прямым военным противникам, и политическим конкурентам, оказавшимся в роли союзника – талантам и профессиональной выучке немецких генералов, политическому гению Сталина. Черчиллю принадлежит также, адресованная широкому читателю, написанная увлекательно, но, при этом, глубоко продуманная «История англоязычных народов». Историки из школы «Анналов», по преимуществу, занимались медиевистикой, но и в области новой истории, главным образом, ее ранней фазы, вклад этих ученых исключительно велик. Один из основателей школы Люсьен Февр написал ряд мастерски выполненных биографий крупнейших деятелей эпохи реформации и гуманизма, в которых отразилась их эпоха в своих самых существенных чертах. Это «Судьба: Мартин Лютер», «Проблема неверия в XVI веке: религия Рабле», « Ориген и Дерперье, или загадки кимвала мира». Через эти исторические портреты просвечивают важнейшие политические и военные события эпохи, в которую жили персонажи Февра, социально-экономическая эволюция, изменения в ментальности разных слоев новоевропейского общества, еще сохранявшего средневековую структуру, настолько прочную, по Л. Февру, что его оппоненты упрекали историка в медиевизации Ренессанса, особенно резко критикуя книгу, посвященную Рабле, в которой Февр демонстрирует историческую невозможность существования атеизма во Франции 16 века. В качестве редактора «Анналов», Февр откликался на появление значительных трудов, и в этих своих откликах, в историографических рецензиях он обнаруживал и изумительную глубину критического анализа, и классическую французскую ясность мысли, и язвительное и меткое остроумие, но не беспристрастие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

102). 7 февр. 1843 г. о. Диев сообщает уже, что «продолжение Словаря писателей духовного чина в январе 1842 г. им окончено» (стр. 107). Но и после этого автор не решался опубликовать свой труд; и уже в 1855 г., 10 окт., все еще упоминал о «продолжении Словаря, вчерне» оконченном (стр. 111). Но «продолжение» это так и осталось неизвестным ученому миру. По очень вероятному преданно, записанному биографом Диева (там же. стр. 9), его работою воспользовался для своего «Обзора русской духовной литературы» преосв. черниговский Филарет, с которым Диев (3 февр. 1866 г.) познакомился в 1859 г. (ib.. примеч.). Когда сам архиеп. Филарет почувствовал неудовлетворенность Евгениевским Словарем и решился заменить его, – о том точных сведений мы не имеем 587 . Из находящихся у нас под руками «Писем Филарета, архиеп. черниговского, к А. В. Горскому» («Прибавления к творениям св. отцев», 1883 г., ч. 31-я) можно заключать, что он начал работать под своим «Обзором» с самого начала 40-х годов. В письме от 19 января 1842 г. Филарет спрашивал, между прочим, о. Горского «о Симоне, еписк. владимирском. В статье Коркунова, пишет он, конечно, сказано, какие статьи в материке принадлежат преп. Симону. Или же описать их с рукописи, хранящейся в академической (Московской) библиотеке. Что лишнего о самом Симоне против Словаря м. Евгения и Словаря синтых?» (стр. 233) «Сделай милость, писал Филарет Горскому в другой раз (4 февр., 1842 г.), посмотри в нашем академическом списке сочинений преп. Нила Сорского – сочинения его, какие есть лишние против печатных. Там есть, помню, письма его. Нельзя ли из них извлечь каких-либо сведений о его жизни, о его харакатере. У Евгения слишком скудны сведения» (стр. 239) 588 . Или: преосвященный спрашивал о. Горского в письме от 11 марта 1842 г. о Стефане пермском: »Не известно ли Вам что-нибудь лишнего о переводах его против сказанного м. Евгением? Посмотрите у Строева в Софийском Временнике и у Арцыбышева в своде летописей?» (стр. 254). Таким образом, преосв. Филарета, очень рано, по крайней мере c 1842 г., принялся за собирание материалов для своего «Обзора» c явною целию пополнить и заменить последним Словарь м.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

– из священника, дьякона и псаломщика; в городах, а равно и селах, при существовании особых местных средств к обеспечению духовенства, преосвященным предоставляется назначать дьяконов и при меньшем числе прихожан; 6) если при приходской церкви состоят два, или более, священника, то в состав причта входят дьякон и псаломщик, соответственно с числом священников, по одному на каждого 80 . При исполнении сего определения Св. Синод, от 19/28 февр. 85 г. за в Епархиальных Управлениях возникли недоумения по некоторым вопросам, касающимся устройства приходов и состава причтов; в разрешение таковых недоумений циркул. указом Синода, от 11 дек. 86 г., были преподаны для руководства следующие указания и разъяснения: 1) при издании в 1869 г. нового положения о приходах и причтах, в пункте 9-м ст. II Высоч. утвержденного 16 апр. 69 г. журнала Присутствия по делам прав, духовенства было постановлено, что принты кафедральных и городских соборов, а также всех церквей: в С.-Пбурге и Москве, Вел. Княж. Финляндском, Закавказск. крае, Варшав. и Камчатской епархий, придворных, военно-сухопутного и морского ведомств, при казенных заведениях, единоверческих и кладбищенских, по своему составу, остаются на существующих основаниях. Таковое исключение, сделанное в 1869 г. для причтов вышепоименованных церквей и не отмененное Высоч. утвержденными 16 февр. 1885 г. новыми о приходах и причтах правилами (см. опред. Син. от 19/28 февр. 85 г. продолжает сохранять обязательное значение и по настоящее время. Посему штатный состав причтов при поименованных церквах должен быть прежний, какой был и до издания в 1885 г. новых о приходах и причтах правил. Не распространяется действие сих новых правил и на принты при церквах женских монастырей, потому что штатный состав сих причтов всегда определяется особыми постановлениями Синода; если же окажется необходимым изменить при монастырских и при состоящих на особом положении церквах штатный состав причтов, то об этом Епарх. Преосвященные должны представлять Синоду с указанием причин увеличения или уменьшения штатного состава причтов, а также и средств обеспечения новых членов в причтах; 2) в настоящее время, при разрешении восстановлять закрытые приходы, Епарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

Комитетом. Так, К 1833г. 9 февр. говорит, что из месячных отчетов нельзя вывести общего за отсутствием (выдаваемых) дополнительных, сведений; поэтому пусть дают годовой отчет с таковыми сведениями; но такового не получили (К 1834г. 10 февр.). И очень натурально, что (К 1857г. 25 окт.) сознали невозможность заниматься этим делом, вследствие чего архимандр. Кирилл (получивши санкцию от Впр. Григория) предлагает новый цензурный Комитет, с 4 поимевованными им членами, каковой утвержден в декабре Государем. Впрочем, отношения Конференции с Ценз. Ком. были всегда: но по имеющимся в академич. архиве данным состояли они или в том, что давали по его просьбе из своей среды наиболее компетентного в данном частном случае профессора (К 1841г. 9 окт.; 1852г. 30 окт.; 1861г. 10 июн., 2 дек.), иногда отказывая (1835г. 29 апр.; 1859г. 11 февр.); или давали решающее мнение в случаях затруднительных (1859г. 5 дек.; 1860г. 5 окт.); или делали внушение (1860г. 6 мая); или препровождали к нему книги, ею рассмотренные, но подлежащие осуждению (напр. 1843г. 29 март.). А вообще, только получали список книг, в течение года бывших в цензуре. И раз ходатайствовали о пенсии для члена Ц.К., архимандр. Феодора (К 1861г. 2 дек.). 116 Смирнов. История Московской Дух. Акад. до ее преобразования. М. 1879, стр. 177 (общество имело более широкое название и функционирование). 118 См. П 1830г. 27 июн.; 1831г. 14 мая; Κ. 1831г. 12 июня; (но П 1845г. 12 сент.; 1846г. 13 мая) и формулярный список разумеемого лица. 119 П 1833г. 21 окт.: труждающимся в академии приходилось перебирать целые сотни книг из 30-тысячной библиотеки, принадлежащей досточтимому о. прот. и проф. Ф.Ф. Сидонскому (подарена в прб. акад.), и видеть, что не много найдется таких, которые не были бы полны многих заметок и отметок первовладельца. Конечно, труд его «Введение в философию» имел ценное значение. 126 Слова об основанном на личном опыте глубоком убеждении его в великой пользе, от слова Божия приобретаемой. См. напр. Чистович. Руковод.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010