16 Февр. 4299 Тем, которые говорят: не может быть, чтобы Бог не пощадил врагов Своих на страшном суде и обрек их на вечное мучение, надо бы вспомнить: а как же Он не пощадил для тебя Возлюбленного Сына Своего? Тот, Кто не пощадил Сына, может ли пощадить врагов, когда эти останутся врагами без всякой надежды на лучшее и не вразумятся Его столь великою жертвою. Бесконечное величие этой жертвы само собой явится бесконечным и источником мучений – для тех, кто ею не воспользуется для своего спасения. 17 Февр. 4300 Само молитвенное состояние независимо от исполнения просимого – есть великое благо души, великое ей лекарство, исцеление, утешение, подкрепление, обновление, освежение среди всякого рода скорбей, напастей, болезней и озлоблений. 18 Февр. 4301 19 столетий понадобилось для того, чтобы люди сознали нелепость рабства и освободили десятки миллионов рабов от безграничной власти не только над их телами, но и душами и жизнями человеческими. 19 столетий понадобилось, чтобы восторжествовал важнейший принцип христианской свободы, с такою трогательностью проведенный в послании к Филимону. А говорят еще, христианство устарело, изжито все без остатка? Да что на земле может пережить его? Что может превзойти его дивное учение? Если теперь называется модным и чем то новым, якобы превосходящим христианство – отрицание войны и убийств, то смотри – вот христианство говорит: если ты кого обидишь словом, ты убил его. Если ты назвал кого безумным, подлежишь геенне огненной, наравне с убийцами. Если ты только взглянешь на женщину похотливо, ты уже прелюбодей. Если ты только мысленно пожелал чего злого, ты уже совершитель зла, преступник против своего человеческого достоинства. Когда же и чем? какими Толстовскими бреднями может быть превзойдено и устранено столь возвышенное, столь благородное, простирающееся в бесконечность учение? 19 февр. 4302 История падения Адамова повторяется всегда и с каждым из нас. То же преслушание Божественных заповедей, то же искушение демонское, та же Ева – окаянная плоть наша, тот же стыд, та же потеря страха Божия и мысли о Его вездесущии, та же потеря рая, те же болезни, страдания и смерть, как возмездие за падение.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Четверг, 13 февр Утром у  Ни А. Ф. Керенский. Хочет издавать новый журнал (вместо «Дней»)  и просит  Ни быть сотрудником . Развивает план журнала и направление.  Ни дает согласие. Я издали слышу голос К и удивляюсь: как с таким голосом можно быть хорошим оратором! Хрипло-скрипящий, глухой, надорванный. Когда-то в Петербурге я издали слышала его речь. Он говорил с крыши дома... Неожиданное (как всегда) появление Ляли [Брэнстэд]. Не виделись лет пять. Она едет в Англию из Германии. Такая же живая, бойкая, с таким русским заливчатым серебристо-звонким смехом. Была у меня всего несколько часов, т. к. завтра — в Лондон. Мы такие разные, но я люблю в ней ее русскую породу — широкую, свободную, «свою». Рассказала мне много о своей внутренней жизни последних лет... Послали телеграмму-приветствие Л. Шестову. Ему сегодня 70 лет. Пятница, 14 февр В газетах избиение Л. Блюма членами Action Française . Вот так культура! Бить на улице старого беззащитного человека только потому, что он думает не так, как они. И бьют не хулиганы, не чернь, а люди с высшим образованием, из «bonnes 138//139     Отсюда ясно, что есть две культуры: одна чисто внешняя, как костюм, а другая — внутренняя, и между ними такая же пропасть, как между костюмом и человеком. Прекрасно одетый человек может быть преступником, и, наоборот, одетый в лохмотья — святым. Воскресенье, 16 февр К 5 ч. у нас М. А. Осоргин, Lieb и П. К. Иванов. С Осоргиным давно не виделись, но он мало изменился, такой же «jeune и внешне, и, думаю, внутренне. С ним связаны у нас воспоминанья о жизни в Москве и на даче под Москвой (деревня Барвиха) во время большевистского террора. Он был вместе с  Ниарестован и выслан вместе с нами. Перед арестом, в Барвихе, начал писать свой роман «Сивцев Вражек». Мы с ним часто ссорились на почве рел вопросов. Хотя серьезно говорить с ним нельзя. Все превращается в шутку, [в болтовню]. Он человек добрый, но какой-то легкий — одуванчик. Вторник, 18 февр Милейший Fritz Lieb (Федор Иванович) почти ежедневно приходит пить кофе после завтрака с нами. Уютно усаживается в кресло с сигарой, и начинается беседа с  Ни на самые разнообразные темы. Сегодня разговор шел о «Софии»  и связи с работами о. Булгакова...  Ни развивал ему свою точку зрения и указывал на разницу понимания Софии у Бёме (София — девственность) и у о. Булгакова (женственность).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

Документы казенно-коштных воспитанников и тех из своекоштных, которые изъявят желание служить по дух.-учебн. ведомству, отсылаются Советами Академий в духовные консистории, по принадлежности, причем желающие выйти из духовн. ведомства немедленно и беспрепятственно получают свои документы из консистории. По прибытии в епархию, воспитанники академий, независимо от представления местному преосвященному, должны сообщить консистории сведения о месте своего жительства в епархии. Епархиальные преосвященные могут назначать всех таковых воспитанников, в случае просьб с их стороны, на места в епархиальном ведомстве, по собственному усмотрению, и лишь с немедленным сообщением синод. Об.-Прокурору о каждом таковом назначении (опр. Син. 25 нояб/.7 янв. 1897 г. и 3 мар/.11 апр. 92 г.) 379 . Время епархиальной службы кандидатов духовных академий (в женских епарх. училищах и женских училищах дух. ведомств, состоящих под покровительством Государыни Императрицы), при перемещении их на духовно-учебную службу, зачисляется в срок выслуги на высший оклад жалованья (опред. Син. 9/25 февр. 94 г.). Правило это распространяется и на перемещенных до 25 февр. 1894 г., но увеличенные оклады жалованья преподавателями пятилетний срок службы которых, вместе со службою в означенных женских училищах, окончился ранее 25 февр. 94 г., производятся с 25 февр. 94 г. (опред. Син. от 15/24 июня 94 г.) 380 . Служба кандидатов богословия в церковно-приход. школах, а равно и время, проведенное студентами Дух. Ак. как состоящими в духовном сане, так и неимеющими оного, в должности миссионера, зачисляется в срок выслуги на пенсию по духовно-учебным заведениям (зак. 27 мая 1889 г. и дек. 5 92 г.) 381 . §3. Духовные семинарии и училища. 22 августа 1884 г. были Высочайше утверждены Уставы и штаты дух. семинарий и училищ 382 . Административная часть сих уставов введена в действие с 1884/5 уч. года, а введение части учебной началось с 1885/6 и закончилось в 1886/7 уч. г. В конце 1887 г. Учебным при Синоде Комитетом был составлен сборник, под заглавием: «Уставы правосл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

ч. при Арке (1589) и при Иври (ныне Иври-ла-Батай, 1590), взял Шартр и Нуайон (1591). В апр.-сент. 1590 г. осаждал Париж, в нояб. 1591 - апр. 1592 г.- Руан. В мае 1593 г. Генрих IV публично сообщил о своем решении поменять конфессию. 25 июля Рено де Бон, архиеп. Буржа, принял в Сен-Дени католич. исповедание короля. Города и правители, поддерживавшие Католическую лигу, постепенно прекращали борьбу. В янв. 1594 г. сдались города Мо, Орлеан, Бурж, Экс (ныне Экс-ан-Прованс), в февр.- Лион. 27 февр. 1594 г. в Шартре состоялась коронационная церемония Генриха IV. 22 марта король без боя вступил в Париж. Тогда же были завершены переговоры о сдаче Руана, а также Лана, Амьена и др. городов Пикардии; чуть позднее под власть франц. монарха перешла Шампань. В оппозиции королю оставались гугеноты. В дек. 1593 г. на ассамблее в Манте было заявлено, что протестанты пока не признают Генриха IV королем Франции. 12 дек. делегаты ассамблеи потребовали гарантий в защите прав гугенотов и издания нового эдикта. На ассамблее в Сент-Фуа в 1594 г. было принято решение об отделении территорий, находившихся под властью гугенотов. Предлагалось разделить Францию на 10 округов; у каждого округа должны быть свои совет, армия, финансы. Предполагалось, что эти гугенотские округа ежегодно будут направлять депутатов на генеральную ассамблею. В ее работе также будут принимать участие герцоги, генеральные наместники, «лица, внушающие доверие». Задача такой ассамблеи - делать «ради общего блага все, чего потребует время» и принимать все меры к защите родины. Перед угрозой отпадения ряда франц. территорий Генрих IV 15 нояб. 1594 г. Сен-Жерменской декларацией подтвердил Мантский эдикт, восстанавливавший действие эдикта 1577 г., и предписал всем франц. парламентам его зарегистрировать. Парламенты воспротивились этому, особенно принятию статьи, открывавшей протестантам доступ к должностям. Парижский парламент зарегистрировал эдикт 1577 г. в февр. 1595 г. большинством всего в 3 голоса. Руанский парламент отказывался регистрировать эдикт до 5 февр.

http://pravenc.ru/text/2564660.html

893 Корреспондент рекомендовал: «По нашему понятию: коль пьяное духовенство, то оно неисправимо; его следует тотчас заменять новым. А в кандидаты на эти места недостатка не будет» (Там же). 894 Очевидно, прежде всего подразумевается следующее место: «Видал я многих священников, диаконов и причетников в монастырях под наказанием. Они там, вместе с братиею подобострастною, находят все роды удовольствия, при содействии духовных сестриц милосердия, этих рабочек Божиих, которые частенько живут по келиям у св. отцев то в качестве прачек, то поломоек, то блинопекарок, то чайных разливалок, то духовных дочек, то родственниц (мнимых, конечно), то странниц и тому под . Здесь-то корень зла в монастырях и источник пьянства. У редкого монаха нет духовной сестрицы» (Там же). 896 Из местных размышлений по общим вопросам: I. Письмо к редактору/Саратовский помещик; II //СИ. 1871. 4 февр. 34. С. 2. 897 Корреспондент сообщал: «Официально раскол был неизвестен или с умыслом скрываем. Духовенство начальству доносило ежегодно, что столько-то крестилось, столько-то браком сочеталось, столько-то было у исповеди и причастия. Раскольники расплачивались за это, разумеется, и пред духовенством, и пред полицией» (Там же). 899 . 1) Великобритания: (Приданое принцессы Луизы)//СИ. 1871. 9 февр. 38. С. 3; 2) Билль о приданом//СИ. 1870 12 февр. 41. С. 3. (Иностр. известия). Речь шла о четвертой дочери королевы Виктории принцессе Луизе (Louise; ур. Луиза Кэролайн Альберта; 1848–1939), герцогине Аргайла, вышедшей замуж 21 марта 1871 г. 900 В начале цитаты опущено словосочетание «при обсуждении вопроса» и далее – целое предложение (на его месте многоточие). 901 Надеждин Н. Москва, 9 февраля: Из наблюдений над волостным судом: (Письмо из Зарайского уезда)//СИ. 1871. 10 февр. 39. С. 1–2. 902 В частности, рассказывается о молодом крестьянине, которого пьяные судьи секли за недоимки его умершего отца: «Староста ударял сильно, все тело секомого вздрагивало, брызгала кровь; наконец, секомый начал молить, крича: буду платить, буду платить! Ему дали ударов больше, чем следовало (суд имеет право только на 200)…» (Там же. С. 2). Вероятно, члены МЦК были возмущены и «моралью» автора (вполне в гиляровском духе осуждения социальной неправды): «Вы, прекраснейшие барышни, так мило порхающие в дворянских клубах, в креповых платьях, бросающие по 50 и больше рублей для одного вечера. Посмотрите, сколько мужицкой крови на платьях ваших; – сколько народу пересечено для того, чтобы соорудить ваше изящное платьице» (Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Дамиан отказался признать низложение; арабы сразу же стали представлять опального патриарха идеологом своей борьбы. В городах Палестины происходили манифестации с требованием вернуть Дамиана к власти. Тур. правительство долго колебалось, не зная, чью сторону принять. 2 янв. 1909 г. Порта признала местоблюстителем Иерусалимского престола архиеп. Мелетия, избранного святогробцами, что привело к резкому обострению обстановки в Иерусалиме. Греч. монахи были осаждены в Патриаршем мон-ре толпами араб. демонстрантов; власти не решались силой подавлять выступления. Порта направила в Палестину специальную комиссию для изучения обстановки. Под впечатлением демонстраций арабов комиссия 30 янв. постановила, что низложение Дамиана является незаконным. 7 февр. власти выслали из Палестины самых непримиримых противников Дамиана - секретаря Патриархии Мелетия (Метаксакиса) и ректора Богословской школы Хризостома (Пападопулоса). 10 февр. архиеп. Мелетий скончался от сердечного приступа. Продолжающиеся выступления арабов и давление османских властей деморализовали святогробцев, и 16 февр. Свящ. Синод обратился к патриарху Дамиану с просьбой о прощении и примирении. В мае 1910 г. под воздействием новых араб. выступлений правительство приняло решение о создании Смешанного совета из клириков и мирян для управления церковным имуществом и наблюдения за церквами и школами. Однако деятельность Совета оказалась малоэффективной ввиду постоянных конфликтов между делегатами ( Соколов И. И. [псевд.: Световостоков И.] Вести с правосл. Востока//СИППО. 1908. Т. 19. С. 592-600; 1909. Т. 20. С. 133-144; 1910. С. 129-150; Померанцев И. Патриарший кризис в Иерусалиме (13 дек. 1908 - 16 февр. 1909)//Там же. С. 255-311; [ Аноним.] Примирение Иерусалимской Патриархии с туземной паствой//Там же. 1910. Т. 21. С. 620-639; Hopwood. 1969. P. 197-200). Осенью 1914 г., после вступления Турции в первую мировую войну на стороне Германии и Австро-Венгрии, рус. подданные были высланы из Палестины, а учреждения ИППО закрыты.

http://pravenc.ru/text/293788.html

Уполномоченные от церквей, монастырей и священнослужителей избираются ими на особых предварительных съездах (24 ст. Полож. о земск. учреж.; Ук. Син. 1875 г. 24 февр. за 5). От причта той церкви, при которой числится земля в количестве, удовлетворяющем законному имущественному цензу, на предварительные избирательные съезды (для выбора уполномоченных) должны являться настоятели церквей и в случае невозможности для настоятеля один из членов причта, по избранию прочих членов причта, и в первом случае настоятель представляет на съезд удостоверение от благочинного в своей личности, а во втором случае избранный и уполномоченный от причта – акт своего избрания, подписанный всеми членами причта, представителем которого он является на съезд, и удостоверенный также подписью благочинного (Ук. Син. 1875 г. 24 февр. за 5). Хотя по общему правилу – 24 ст. положения о земских учреждениях, предварительные съезды для выбора уполномоченных от мелких землевладельцев, учреждений и священнослужителей созываются местным предводителем дворянства (смотря по местным удобствам, один общий съезд для всего уезда или отдельные съезды по становым участкам), но, по смыслу Ук. Син. 1875 г. 24 февр. за 5 п. 2 и применительно к ст. 30–32 Положен. о земских учреждениях, предварительное избрание причтами из своей среды уполномоченных на земские съезды избирательные может быть производимо на благочиннических съездах, под руководством местных благочинных (Разъясн. и определ. Сам. Еп. Нач. 1879 г. февр. 3-го в Сам. Еп. Вед. 1879 г. 7). Благочиннические съезды, избирая уполномоченных на земские съезды должны иметь в виду ст. 1841 Св. Зак. т. II, которой требуется, чтобы число уполномоченных, избираемых предварительными съездами, определялось количеством земли, принадлежащей только тем, которые лично явились на съезд, полагая одного уполномоченного на пространство земли, требуемое местным имущественным цензом, и что только лично явившиеся (а не давшие доверенность, которая на предварительных съездах не допускается) имеют право голоса на съездах мелких землевладельцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

О значении современного романа и его задачах (Читано в публичном заседании Общества любителей российской словесности 16 января 1877.) Впервые: Газета А. Гатцука, 1877, 4 февр., 5, с. 93–95; 13 февр., 6, с. 109–114; 20 февр., 7, с. 124–126; 26 февр., 8, с. 140–141. Одна из немногих работ, в которых Буслаев высказывается по поводу современной ему русской литературы. Мы уже приводили мнение Буслаева о русской литературе XVIII столетия. Оно не выглядит исключительным в ряду мнений его замечательных современников. Однако в нем сквозит известная парадоксальность. Дело в том, что именно русская литература, русская художественность второй половины XVIII века сделала первые сознательные шаги в сторону народноэпической традиции, пытаясь – пусть и еще вполне робко – усвоить себе богатство народнопоэтических русских идеалов. Об этом свидетельствуют многочисленные факты: внимание В. Тредиаковского или А. Сумарокова к народной песне; М. Чулкова, В. Левшина, Н. Новикова, А. Радищева – к сказкам, поверьям, притчам «простого» народа. Николай Курганов в той самой книге – «Письмовник» (столь некогда любимой юным Ф. Буслаевым ), некоторые стихи Ломоносова, Сумарокова и других современных книге поэтов помещает без имени автора и дает в подбор с русскими песнями. Это весомый факт не только признания популярности поэтов на родной земле (Курганов отбирал стихи, уходящие и в конце концов ушедшие в самую глубину, в народную толщу), но и нарастающего внимания к сокровенным эстетическим достоинствам собственно народной культуры. Так русская эстетика, русская литература XVIII века стала «просыпаться» к красоте народного слова. Однако в XIX веке, когда был поднят стяг народности, оценка XVIII века, и именно в этом пункте, была единодушно суровой. И неприкаянность XVIII столетия прежде всего усмотрели в измене национальному. Поэтому за отрыв от народной жизни и поэтических воззрений русского народа этот век равно осудили и писатели (Лев Толстой), и критики (Николай Чернышевский), и ученые-литературоведы (Федор Буслаев, Николай Тихонравов).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

J. Grossmachtstellung und Weltpolitik: Die Aussenpolitik des Deutschen Reiches: 1870-1914. Fr./M., 1993; Nipperdey Th. Deutsche Geschichte 1800-1866: Bürgerwelt und starker Staat. Münch., 19936; Bismarck O., von. Reden des Fürsten Bismarck aus den Jahren 1847-1895/Hrsg. H. Kraemer. Halle, 1995. 3 Bde; Куриев М. М. Герцог Веллингтон. М., 1995; Чубинский-Надеждин В. В. Бисмарк: Биогр. СПб., 1997; Шацилло В. К. Расчет и безрассудство: Германо-амер. отношения в 1898-1917 гг. М., 1998. Третий рейх 1 февр. 1933 г. рейхсканцлер Гитлер выступил по радио с обращением к нем. народу, в к-ром заявил, что 14 лет марксистского господства (т. е. Веймарская республика) обратили Г. в руины, а 1 год «большевизма» уничтожит страну. Он пообещал за 4 года канцлерства разобраться с прошлым и «построить новый рейх». В начальный период Гитлер и его кабинет были вынуждены считаться с традиц. центрами власти в Г. Президент и его окружение приняли сторону канцлера, предприниматели были готовы поддержать любую власть, способную обеспечить стабильность, аристократия, офицеры рейхсвера и дипломатический корпус сохраняли нейтралитет. При помощи генералитета летом 1932 г. удалось добиться отмены запрета СА. В событиях весны 1933 г. армия активной роли не играла, но ее нейтралитета, опиравшегося на общность «национальных целей», оказалось достаточно. Противники национал-социалистов не смогли создать коалицию. После получения Гитлером поста канцлера и роспуска рейхстага КПГ призвала сторонников к проведению всеобщей забастовки, но влияние коммунистов распространялось на незначительную часть рабочих, большинство к-рых входили в социал-демократические профсоюзы или поддерживали нацистов (в рядах НСДАП насчитывалось ок. 28% квалифицированных рабочих). 4 февр. было издано правительственное распоряжение о запрете враждебной прессы и уличных демонстраций. 21 февр. нацисты захватили здание ЦК КПГ. 27 февр. 1933 г. голл. анархист-одиночка М. ван дер Любе совершил поджог рейхстага, что было представлено нацистами как попытка вооруженного выступления коммунистов против власти, как якобы сигнал для начала революции.

http://pravenc.ru/text/529064.html

Коциловскому. В июне 1933 г. делегацию лемковского духовенства и мирян принял примас Польши кард. Август Глонд. 22 окт. 1933 г. в с. Крыница (ныне г. Крыница-Здруй Малопольского воеводства) группа лемковских священников и мирян (ок. 1 тыс. чел.) вручила Мармаджи петицию с просьбой об отделении Лемковщины от Перемышльской епархии и о создании отдельного епископства для лемков. Однако папа Пий XI не пошел на учреждение отдельной лемковской кафедры, но согласился создать апостольскую администрацию для Лемковщины. Об этом папа объявил 13 янв. 1934 г., принимая в Риме церковную делегацию Лемковщины. Учреждение Л. а. а. было урегулировано 2 документами: заключенной на 10 лет «конвенцией» между Апостольской столицей и правительством Польши от 9 февр. 1934 г. о создании на Лемковщине новой церковной единицы и декретом Конгрегации восточных Церквей «Quo aptius consuleret animarum» от 10 февр. 1934 г. В обоих документах был отмечен временный характер администрации, учрежденной «в интересах восточного обряда». Л. а. а. была непосредственно подчинена папе через апостольского администратора, но формально она оставалась в составе Львовской церковной провинции вост. обряда (Галицкой униат. митрополии). Это особо подчеркнул нунций Мармаджи в письме митр. А. Шептицкому от 12 февр. 1934 г. В том же письме нунций указал, что создание Л. а. а.- вынужденный шаг для преодоления «схизматического движения» в условиях, когда еп. Коциловский из-за слишком большой территории Перемышльской епархии не мог в полной степени осуществлять контроль за приходской жизнью. Тем самым проводилась мысль о возможном упразднении Л. а. а. после стабилизации ситуации. Примечательно, что в декрете от 10 февр. 1934 г., согласно которому 1-м администратором Лемковщины назначался свящ. Николай Нагорянский (с определением ему местопребывания в с. Рыманув (ныне Рыманув-Здруй Кросненского повета)), говорилось о временном характере его полномочий до особых распоряжений папы. Вскоре свящ. Нагорянский отказался от должности администратора.

http://pravenc.ru/text/2463371.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010