14) Почему в различных нуждах обращаются к разным святым: в болезнях обращаются к св. Пантелеимону, о благополучном плавании– к Св. Николаю и т. п.? Все святые должны одинаково помогать во всяких бедах. 14) В мире растительном есть много целебных трав, но каждая трава полезна только при известной болезни, и это так угодно было Богу. Ему же угодно, чтобы известный святой помогал людям в одних нуждах, а другой – в других. Дарования молитв и помощи у святых различны, но действует через них один и тот же Св. Дух, раздавая им эти дарования, как Ему Самому угодно: «Дары различны, учит ап. Павел, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному дары чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор. 12:4–11 ). Словом, «каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» ( 1Кор. 7:7 ). 15) Святые – все монахи, а из простого народа их нет; очевидно, монахи сами возводят себя в святые. 15) Не правда! Святые есть со всех сословий и состояний: есть цари и царицы – свв. Константин и Елена (21 мая), есть князья – свв. Владимир (15 июля), Александр Невский (30 авг.), есть воины – св. Георгий Победоносец (23 апр.), св. Иоанн Воин (30 июля), есть крестьяне – св. Иоанн Устюжский (28 мая), есть огородники – св. мученик Конон (5 марта), есть пастухи–муч. Власий (3 февр.) и т. п. Утверждать, что святые бывают только из монахов, могут только те, кто никогда не читал житий святых, или кто говорит это злонамеренно, «по дерзости своей» ( Втор. 18:22 ). Что касается причисления кого–либо из угодивших Богу к лику святых, то это зависит не от людей, а от Бога, Который при жизни и после смерти угодников Сам прославляет их великими чудесами и указывает ими Своей Церкви, кого Он избрал в число «друзей» Своих, кого Он удостоил быть «первенцами Церкви, написанными на небесах», и постоянными ходатаями за нас на небе перед престолом Божьим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

165. Нет такого несчастья, от которого бы Бог не мог избавить нас (Из жизни св. великомученика Феодора Стратилата. Чет. Мин. февр. 8) Когда нас постигает несчастье, в котором мы можем найти помощь или утешение от людей или от которого надеемся со временем так или иначе избавиться и сами, то таковое еще мы нередко переносим и с терпением, и с покорностью воле Божией. А когда постигает несчастье тяжкое-великое, где уже помощь людей немыслима, и от которого и собственными силами избавиться надежды нет; то тогда в большинстве мы становимся и нетерпеливыми, ропщем на Бога и говорим, что Он оставил нас, и предаемся малодушию и унынию, а иногда, что и хуже всего, и безнадежному отчаянию. А между тем так ли нужно поступать христианам в скорбях тяжких, в несчастьях великих, в страданиях жестоких? Нет, тут вот и нужно не роптать на Бога, не говорить, что Он оставил нас, а с крепкою верою, с несомненною надеждою и с пламенною любовью прибегать к Нему; ибо есть ли несчастье, от которого не мог бы избавить нас Бог ? Есть ли скорбь, в которой бы Он не мог утешить нас? Есть ли горе, которого бы Он не мог предотвратить? Нет, не может быть, и нет таких несчастий и таких скорбей, и такого горя. Почему, скажете. Потому, во-первых, отвечаем, что Бог Всемогущ; а во-вторых, и потому еще, что, кроме всемогущества, как мы сейчас укажем вам, есть еще у Него любовь и сострадание к тем, которые во время скорбей и страданий за помощью обращаются к Нему. Когда после долгих и ужасных истязаний мучитель Ликиний заключил святого великомученика Феодора Стратилата в темницу, то в это время велел приготовить крест и, по прошествии пяти дней, вывел святого из темницы, чтобы распять его. И вот пригвоздили руки и ноги великомученика ко кресту, воины еще вбили гвоздь во внутренности его и бритвами резали тело его, а юноши и отроки стреляли из лука в лицо его и выкололи ему глаза. В таких ужасных страданиях Феодор, взывая к Господу, воскликнул: «Господи, Ты обещал мне быть со мною; зачем же Ты ныне оставил меня! Смотри, Господи! Лютые звери растерзали меня Тебя ради; выколоты зрачки глаз моих, ранами покрыто тело мое; лице мое изъязвлено; зубы сокрушены. Вся плоть моя раздробилась, и одни кости висят на кресте сем! Помяни меня, Господи, претерпевающего страдания Тебя ради! Всё: и железо, и огонь, и гвозди принял я! Прими же дух мой, ибо отхожу из жизни сей!» Сказав это, мученик умолк, а Ликиний, полагая, что он умер, велел оставить тело до утра на кресте. Но мученик не умер. Ночью Ангел Божий явился ему; сняв с креста, исцелил раны его и сказал ему: «Радуйся и укрепляйся благодатью Господа нашего Иисуса Христа, ибо с тобою Господь Бог; и зачем сказал ты, что Он оставил тебя? Соверши подвиг твой, и придешь к Господу принять уготованный тебе венец бессмертия!» Сказав это, Ангел стал невидим, а мученик, исцеленный и укрепленный благодатью Божией, стал громко славить Господа и говорил: «Буду превозносить тебя, Боже мой, Царь мой, и благословлять имя Твое во веки и веки!» ( Пс.144:1 )

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

1840 г. Февр. 17. д. Адрес на обороте: Ее Превосходительству Прасковье Петровне Глебовой-Стрешневой милостивейшей госпоже. На Большой Никитской. 185 528 Достопочтеннейшая раба Христова и госпожа Господь со всеми нами! Соединяясь в святейшим сердце Господа нашего Иисуса Христа общею верою, надеждою, любовью и молитвою, истинные ученики Его, несмотря на расстояния мест, все пребывают вкупе. И к сему-то духовному единению чад Божиих во Христе, относятся в высшем смысле сии изречения пророка Божия: как хорошо и как прекрасно жить братьям всем вместе! Как оный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову. стекающий на ометы одежды его; как роса на Ермоне, как роса, сходящая на горы Сионские ( Пс. 132 ), так святое общество учеников Христовых во всем святом изобильно благословляется тем помазанием от Святого, которое научает всему, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только составляет добродетель и похвалу пред Богом ( 1Ин.2:20 −27; Флп.4:8 ). И хотя бы по внешнему человеку были они отдалены друг от друга, однако по внутреннему не разлучаются, но пребывают в едином месте, которое всех их вмещает в себе, отлучив от развращенного мира ( Деян.2:40 .). И это место – есть сердце Иисуса, объемлющего всех их Своим вездеприсутствием и любовью, по непреложному обещанию: и се, Аз с вами есмь во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ). He правда ли, достопочтеннейшая госпожа, что мы сделались еще в Св. Крещении учениками Иисуса Христа? Если же Он есть тот Учитель единственный, который везде и всегда с каждым учеником Своим, то священная Библия есть учебная книга, по которой Он преподает человечеству уроки небесной премудрости. А притом дарует каждому ученику такого руководителя, который бы изъяснял ему Писания, который бы приводил ему на память глаголы вечной жизни, когда случилось бы впасть в забвение и который бы утешал его, когда ему учиться стало бы скучно ( Ин.26:25 ). Училище же Христово – есть внутреннейшее в душе, там же и дом молитвы и обитель Пресвятой Троицы ( Ин.24:23 ; Апок.3:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

1 См. наши статьи «Торжество православия» и «Настоящее и будущее православия в С. Америке». «Церк. Вестник» 9, 10, 11, 13, 14 за 1897 год. Вышли и отдельным изданием под последним заглавием. 3 См. напр. снимки в нашей «Библейской истории при свете новейших наследований и открытий» т. II, стро. 550, 670 и друг. 4 Богатая узорчатая бахрома была непременной принадлежностью одеяния ассирийских царей, как это можно видеть на монументальных изображениях. См. нашу «Библ. Историю» II т., стр. 520, 572, 993 и др. 5 В Библии мы имеем точные указания, определяющие место пленения израильтян, и эти указания сводятся к одному и тому же. В 1 Парал. V, 26 ст. читаем: «Тогда Бог Израилев возбудил дух Фула, царя Ассирийского, и дух Феглафелассара, царя Ассирийского, и он выселил рувимлян и гадитян, и половину колена Манассиина (заиорданские колена), и отвёл их в Халах, и Хавор, и Ару, и на реку Гозан, – где они до сего дня». Это было первое пленение израильтян. Через 18 лет царь Ассирийский Салманассар окончательно покорил царство Израильское и увёл весь народ его в плен, и – замечательно – опять поселил пленников в той же самой местности, очевидно нарочито отведённой ассир. правительством для пленного народа, именно: «В десятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил израильтян в Ассирию, и поселил их в Халах и Хавор, при реке Гозан, и в городах мидийских» ( 4Цap. XVII, 26 ; ср. XVIII, 11). Каких бы мы теорий ни держались в отношении того, что собственно разумеется под Халах, Хавор и Гозан, – во всяком случае все эти названия находят себе близкое соответствие в местностях этой именно области, где теперь живут сирохалдейцы: Халах=Кала, Хавор=Хабур и Гозан=Гузану. Хотя с решительностью и нет возможности останавливаться на этом отождествлении, но оно имеет за себя сильную вероятность, находящую себе подтверждение и в новейших научных открытиях в области клинообразных надписей. 6 Эту сторону вопроса мы надеемся впоследствии разработать обстоятельнее и осветить относящимися сюда историческими и археологическими данными. Теперь ограничиваемся лишь самыми общими чертами. 7 Ефремово колено, главенствовавшее в царстве Израильском (которое поэтому иногда просто называется Ефремовым или Ефремом), произошло от Ефрема, сына Иосифа, который женат был на дочери жреца Потифара, – чистокровной египтянке Асенефе. Эта струя египетской крови, как крови в высшей степени исторически живучего народа, не могла, конечно, бесследно исчезнуть в прямом потомстве Иосифа. 8 Это так называемая несторианская надпись в Синган-Фу. В ней содержится список 70 священников и монахов. См. о ней Neller, Das Nestor. Denkmal Singan-Fu. Читать далее Источник: Новое поприще для миссии св. православной церкви Несторияне, или сирохалдейцы, их происхождение, история, теперешнее состояние и стремление к православию : Чтение на торжеств. собр. С.-Петерб. братства пресв. Богородицы 2 февр. 1898 г./А.П. Лопухин. - Санкт-Петербург : тип. А.П. Лопухина, 1898. - 27 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/novoe-...

3633 Не лишнее отметить, что о. Герман был подвигнут к своей работе мистическим внушением. Сам он так рассказывает об этом в конце книги: „Я много лет был болен нервами и мозговым истощением (esaurimento cerebrale) в такой сильной форме, что, после бесплодных попыток лечения и при непрерывном возрастании болезни, я был принуждён наконец оставить всякие занятия. Однажды, в день поминания основателя титула св. Паммакия, когда я служил у его алтаря, я почувствовал внушение дать обещание написать работу об базилике и о мучениках в ней чтущихся и стал молиться, чтоб эту работу я стал в силах осуществить. Бог услышал мой обет и молитву, и в ту же минуту я почувствовал себя исцелённым”. 3634 „Ибо когда один говорит; „я Павлов”, а другой: „я Аполлосов” – то не плотские ли вы?.. Итак никто не хвались человеками, ибо всё ваше. Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее – всё ваше. Вы же Христовы, а Христос – Божий”. 3641 Пункты прошения москов. старообр. и мнения Митрополита Платона повторяются и в указе Св. Синода 1801 г. февр. 6. В архиве Моск. Дух. Консистории см. этот указ в кн. указов Св. Синода за 1801 г. 17. 3649 К этому слову относится следующая надпись, сделанная на документе рукой И.А. Ненарокомова: „Вероятно Гр. Игнатьеву была сообщена какая-то записка, поясняющая просьбу единоверцев, или проектировавшая решение по этой просьбе. Но записки этой в делах Св. Синода не имеется”. Конечно, не оказалось её и в бумагах Н. И. Субботина . 3650 Все приведённые здесь документы должны были послужить Н.И. Субботину материалом для предполагавшейся статьи в обличение всяческой лжи quasi-ucmopuчeckux исследований Карловича, но таковой статьи в печати не появилось. Почему не использовал эти документы сам Н.И. об этом мы не имеем сведений. Спр. в статье „Празднование 50-ти-летия церковно-общественной деятельности проф. Н.И. Субботина ”, Богосл. Вест. 1902 г. декабрь, где помещён перечень статей Субботина, им же самим просмотренный. 3652

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

II. Св. Феодор Тирон за то, что сжег идольское капище, посажен был в темницу. Но здесь явился ему Господь и сказал: дерзай, Феодор! Аз бо есмь с тобою; не приемли пищи и пития земного, будет бо тебе живот иный не гибнущий и вечный со Мною на небеси («Ч. М.» 19 февр.). III. Св. сорок мучеников были воины и за то, что не захотели принести жертвы идолам, посажены были в темницу; но здесь в полночь явился им Господь и сказал: добр есть начаток изволения вашего; но претерпевый до конца той спасен будет. Эти мученики выведены были из темницы, но не для свободы, а для испытания новых мучений; приказано было бросать в лица их каменья. Но Провидению угодно было направить удары камней так, что слуги вместо мучеников побивали ими себя самих и даже, когда сам воевода хотел бросить камень на одного из них, вместо его ударил в лицо одного вельможу, стоявшего близ него. В сильной злобе и досаде тот же воевода приказал снова заключить мучеников в темницу, но здесь опять, явившись им, И. Христос сказал: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет, дерзайте и не бойтесь мук маловременных, вскоре бо прейдут; мало потерпите, законно постраждете, да венцы приимете («Ч. М.» 9 марта). IV. Св. Савва Стратилат сперва ввержен был в котел с горячею смолою, но, будучи охраняем невидимою силою, остался невредим; потом посажен был в темницу, но здесь, когда он молился, в полночь явился ему Господь Иисус Христос в полном свете славы Своея и сказал: не бойся, но дерзай («Ч. М.» апреля 24). V. Когда муч. Афиноген был жестоко мучим, то молился: «на Тебя, Господи, уповаю! спаси меня по милости Твоей!» В это время был ему голос свыше: дерзай, избранный Мой! Я есмь Бог, сохраняющий тебя. И в другой раз он слышал голос с неба: ныне ты со Мною и с учениками твоими будешь в раю, и все прошение твое исполнится («Ч. М.» июля 16). 6. Чем облегчались страдания св. мучеников за Христа? Страдания св. мучеников облегчались следующими духовными средствами: а) Размышлением о страданиях Христа Спасителя. Ап. Павел, призывая верующих на предлежащий подвиг спасения, говорит: с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Который вместо предлежащей Ему радости претерпел крест, пренебрегши посрамление, и возсел одесную престола Божия ( Евр.12:1–2 ). Этот-то взор на Пострадавшего всегда был присущ чистой душе св. мучеников, и услаждал горесть их страданий. Если воины во время сражения безстрашно подвергают жизнь свою опасности, одушевляясь примером вождей своих, презирающих опасности, каким сами подвергаются, то могли ли бояться муки смерти воины Христовы, имея пред очами Вождя спасения Христа Спасителя, за всех пострадавшего и всем оставившего пример, да последуют стопам Его в несении креста?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   СТАВРОФИЛА. Охотно верю, что в самом кресте есть причина для радости, если кто внимательно размышляет о будущих воздаяниях; но радоваться в минуты самых испытаний Божиих это очень трудно; и я думаю, что немного таких, которые бы в страданиях веселились.    АНГЕЛ. Напротив, я многих представлю тебе. Апостолы «пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян.5:41). Какой радости быль исполнен Апостол Павел, сказавший: «исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей» (2Кор.7:4). «Если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне» (Фил.2:17—18). Также и прочие Святые «другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления» (Евр.11:36—37). И что иное были они, как не Псалмопевцы, бряцавшие на гуслях своих, и воспевавшие свидетельство Божьей Истины? Каким весельем исполнялись никогда эти мученики среди мучений! Много подобных примеров есть и в немощнейшем женском поле. Св. мученица Агафия в великой радости, как бы на пире и веселие, шла в темницу, вручая себя Господу своему (Память ее 5 февр.). Агния, тринадцатилетняя девица, еще слишком юная для страданий, созрела для победы, и превосходя свой возраст ревностью к добродетели, спешила на место казни с большею радостью, нежели шла бы в чертог брачный (Св. Амврос., кн.1 о деве. Память ее 21 янв.). Св. Фекла, восторжествовавши над зверями, огнем и узами говорила так: „если бы мне и всякий день должно было страдать в огне, от зверей, в узах и темнице, все страдания, и самая смерть ради веры во Христа казались бы мне приятнее самых изысканных наслаждений в жизни, лишь бы мне сподобиться ради Тебя за святое имя Твое, Господи, достойно понести мучения (Василия Селевк. Житие св. Феклы). Видишь ли Ставрофила, с какою радостью, с каким веселием сердца Святые претерпели страдания свои!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

   Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем в Иерусалиме, ожидавшим пришествия на землю Христа Спасителя.    Исполнивши все, что следовало по закону, Божия Матерь с Младенцем и Иосиф возвратились домой.    Это событие, когда святые Симеон и Анна встретили в храме принесенного Божией Материю и Иосифом Младенца Христа и прославили Его, называется праздником Сретения Господня, т. е. встречи Господа; и празднуется св. Православною Церковью, как один из великих праздников, 2-го февраля (15 февр. н. ст.).    Праведный Симеон называется Богоприимцем, то есть принявшим на свои руки Бога Спасителя.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. Евангелие от Луки (Лк.2:22-39).    Радуйся, благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.    Радуйся, благодатная Богородице Дева, потому что из Тебя воссияло солнце правды — Христос Бог наш, Просвещающий находящихся во тьме (заблуждений и нечестия); веселись и ты, праведный старец, взявший на руки Того, Кто освободил наши души (от смерти) и даровал нам воскресение. Явление ангела во сне Иосифу. Бегство в Египет и избиение мл...    Когда все уже было выполнено по закону над младенцем Иисусом, в храме Иерусалимском, а волхвы уже были на пути к себе домой, Ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там до тех пор, пока я тебе не скажу; потому что Ирод хочет искать Младенца и убить Его».    Иосиф сразу же встал, оседлал осла своего, наскоро собрал необходимые вещи, взял Младенца и Матерь Его и в ту же ночь пошел в Египет. По преданию, Иаков, сын Иосифа, сопровождал их в этом пути.    Между тем Ирод с нетерпением ждал возвращения волхвов. Но когда волхвы не возвратились из Вифлеема, он подумал, что волхвы, не найдя никакого новорожденного царя, постыдились возвратиться в Иерусалим, и успокоился.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Антония Великого (Чет.-Мин. 17 Января), преп. Луку Еладского (7 Февр.). Иосиф был усердный и богобоязненный плотник, Антоний и Лука, живя в пустынях своих, копали землю, сеяли семена, и трудами рук своих приобретали себе хлеб. У них учись праведному и честному труду, с крестом и молитвою возделывай свою землю, или же занимайся тем ремеслом, какому Господь тебя вразумил. И нет ни одного доброго дела, пример которого Бог не оставил бы нам в своих святых людях. Вот, братие, посильное мое слово, которое надлежало мне сказать вам для нынешнего дня. Будем стараться при помощи благодати Св. Духа подражать вере и добрым делам святых людей. Будем и молиться им, чтобы они помогли нам делать добрые дела и своими молитвами ходатайствовали пред Богом о нашем спасении, да сподобимся и мы со всеми святыми блаженства вечного и славы неизреченной. Аминь. Поучение в неделю 2ю по Пятидесятнице В нынешнем Евангелии было прочитано: Однажды Иисус Христос, проходя близь моря Галилейского, увидел двух братьев — Петра и Андрея, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. Господь сказал им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И братья- рыбари, тотчас оставив сети, пошли за Господом. Проходя далее, Господь увидел других двух братьев — Иакова и Иоанна в лодке с Зеведеем отцом их, дочинивающих сети, и призвал их. И братья тотчас, оставив лодку а отца своего, пошли за Господом ( Мф.4:18-22 ). Добрые мои слушатели! Господь и всем нам говорить: идите за Мною. Но как же нам идти? Ужели нам нужно оставить свой дом, свою семью и хозяйство, чтобы идти за Христом? Нет, не этого требует от нас Господ. Мы, как христиане, прежде всего, должны иметь крепкую веру в Иисуса Христа, не должны прилагать сердца своего ни к чему земному и, как в радостях и счастии, так и в горестях своих, должны надеяться на одного Бога, Его одного иметь в своем уме и сердце, Ему одному молиться и от Него единого ожидать помощи. Кто имеет такую веру, тот идет за Господом. Такую веру имел св. праотец Авраам. Он всегда слушал Бога, на Него надеялся и повиновался Ему ( Евр.11:8, 9, 10 ): и вот он шел по Господнему пути, и от земного странствования дошел до вечного царства па небесах.

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

Братия мои! поймите задачу, цель своей жизни. Мы должны умерщвлять многострастное тело и страсти плотские чрез воздержание, труд, молитву, а не оживлять его и страсти его чрез лакомство, пресыщение, леность» (Прот. Иоанн Кронш. Душ. Чт. 1893 г. Февр. 335 стр.) В св. Писании, братие, есть пример, который показывает нам, что пост не вреден для здоровья; а именно рассказывается о жизни в плену пророка Даниила и трех отроков. Они воспитывались вместе с другими отроками при царском дворе и должны были употреблять пищу с царского стола. Но так как пища эта запрещена была законом Моисеевым, то они отказались от нее и употребляли одни овощи, и оказалось, что они не только не были хуже по здоровью своему, но лучше других своих сверстников, употреблявших пищу с царского стола. История св. подвижников также показывает нам, братие, что многие из них несмотря на то, что держали самые строгие посты, отличались и крепостию сил и долголетием, таковы напр. преп. Антоний Великий , Сергий Радонежский и многие другие. Эти примеры, несомненно, убеждают нас, братие, в том, что пост сам по себе не может быть вредным для нашего здоровья. Конечно, братие, могут быть случаи, когда уже расстроенное здоровье требует облегчения от поста. Посему и Православная Церковь одним из своих правил (69 ап. пр.) ради немощи телесной позволяет облегчение поста, и это весьма справедливо, потому что, как говорит в Бозе почивающий святитель московский Филарет, «немощь сама собою доставляет то, что ищется посредством поста, т. е. укрощение чувственности и бездействие плотских страстей; и следственно, для немощного не то нужно, чтобы усмирят плоть постом, а то, чтобы немощное тело поддерживать питанием и врачеванием, дабы оно не сделалось вовсе неспособным служить душе» (Слова и речи, 7, 3, стр. 19). Говорят еще «не в посте дело, а в том, чтобы душа была чиста». Но здесь люди, указывая на цель, отвергают средства, необходимые для ее достижения. Если при посте и других подвигах человеку трудно управлять собою, то без поста – и говорить нечего.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010