Жил, говорит церковное сказание, в монастыре, именуемом Галат, монах-грешник. Когда он стал умирать, монахи собрались к нему; и вот он трепеща начал кричать: «Увы мне, окаянному, братие! Ныне я предан лютому врагу, ибо жил нечисто! Вот за это я теперь нахожусь во власти у дьявола. Он в образе змия обвился вокруг меня, и со страшным мучением исторгает мою душу». – «И сим убо от него реченным, – прибавляет списатель повествования, – абие умре: и не попусти Бог пребыти ему, дабы покаянием от змия избавитися возмогл, егоже видяше» (Прол. окт. 16). Итак, значит, правда и то, что человеку, который весь стал плотью и кровью, подлинно час смертный страшен и ужасен есть. Но все это говорят лишь примеры, а простое размышление что скажет нам? Конечно то же, что и они. Умирает праведник, что ему представляется? Понятно, то же, что и апостолу Павлу, который говорит: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный» ( 2Тим.4:7–8 ). А при этом ясно, что тут нечего бояться, а паче радоваться умирающему должно. А грешнику что при смерти представляется? «То же, – говорит св. Златоуст, – что убийцам и разбойничьим вождям, которые, когда живут в темнице, то живут без страха; а когда должно будет привести их на судилище, тогда они рассуждают все учиненные ими беззакония, и для того плачут и трясутся (Бесед. 24 к евр.). Итак, кажется, и примерами, и рассуждениями слова вышеприведенные священномученика Садока как истину доказали мы вполне. Что же в заключение сказать? Скажем и про праведников, и про грешников уже словом Божиим. «Многие, – говорит пророк Даниил, – из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан.12:2 ). Аминь. 21-й день 178. Не смотри на то, что соблазняет (Из жизни преподобного Тимофея, иже в Символех. Чет. Мин. февр. 21) Господь учит нас не смотреть на то, что соблазняет. Он говорит: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» ( Мф.5:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

165. Нет такого несчастья, от которого бы Бог не мог избавить нас (Из жизни св. великомученика Феодора Стратилата. Чет. Мин. февр. 8) Когда нас постигает несчастье, в котором мы можем найти помощь или утешение от людей или от которого надеемся со временем так или иначе избавиться и сами, то таковое еще мы нередко переносим и с терпением, и с покорностью воле Божией. А когда постигает несчастье тяжкое-великое, где уже помощь людей немыслима, и от которого и собственными силами избавиться надежды нет; то тогда в большинстве мы становимся и нетерпеливыми, ропщем на Бога и говорим, что Он оставил нас, и предаемся малодушию и унынию, а иногда, что и хуже всего, и безнадежному отчаянию. А между тем так ли нужно поступать христианам в скорбях тяжких, в несчастьях великих, в страданиях жестоких? Нет, тут вот и нужно не роптать на Бога, не говорить, что Он оставил нас, а с крепкою верою, с несомненною надеждою и с пламенною любовью прибегать к Нему; ибо есть ли несчастье, от которого не мог бы избавить нас Бог ? Есть ли скорбь, в которой бы Он не мог утешить нас? Есть ли горе, которого бы Он не мог предотвратить? Нет, не может быть, и нет таких несчастий и таких скорбей, и такого горя. Почему, скажете. Потому, во-первых, отвечаем, что Бог Всемогущ; а во-вторых, и потому еще, что, кроме всемогущества, как мы сейчас укажем вам, есть еще у Него любовь и сострадание к тем, которые во время скорбей и страданий за помощью обращаются к Нему. Когда после долгих и ужасных истязаний мучитель Ликиний заключил святого великомученика Феодора Стратилата в темницу, то в это время велел приготовить крест и, по прошествии пяти дней, вывел святого из темницы, чтобы распять его. И вот пригвоздили руки и ноги великомученика ко кресту, воины еще вбили гвоздь во внутренности его и бритвами резали тело его, а юноши и отроки стреляли из лука в лицо его и выкололи ему глаза. В таких ужасных страданиях Феодор, взывая к Господу, воскликнул: «Господи, Ты обещал мне быть со мною; зачем же Ты ныне оставил меня! Смотри, Господи! Лютые звери растерзали меня Тебя ради; выколоты зрачки глаз моих, ранами покрыто тело мое; лице мое изъязвлено; зубы сокрушены. Вся плоть моя раздробилась, и одни кости висят на кресте сем! Помяни меня, Господи, претерпевающего страдания Тебя ради! Всё: и железо, и огонь, и гвозди принял я! Прими же дух мой, ибо отхожу из жизни сей!» Сказав это, мученик умолк, а Ликиний, полагая, что он умер, велел оставить тело до утра на кресте. Но мученик не умер. Ночью Ангел Божий явился ему; сняв с креста, исцелил раны его и сказал ему: «Радуйся и укрепляйся благодатью Господа нашего Иисуса Христа, ибо с тобою Господь Бог; и зачем сказал ты, что Он оставил тебя? Соверши подвиг твой, и придешь к Господу принять уготованный тебе венец бессмертия!» Сказав это, Ангел стал невидим, а мученик, исцеленный и укрепленный благодатью Божией, стал громко славить Господа и говорил: «Буду превозносить тебя, Боже мой, Царь мой, и благословлять имя Твое во веки и веки!» ( Пс.144:1 )

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Итак, братие, несомненно, что молиться всенародно и совершать крестный ход во время бездождия есть обычай древний. Но есть ли нам какая польза из полученных сведений об этом? Да, есть, и очень большая; и о ней то, в заключение слова, мы и скажем вам. Вникните: одни ли только молитвы о помиловании возносили древние христиане Богу во время бездождия? И одни ли только крестные ходы совершали? Нет. «Мы, – как слышали, говорит Тертуллиан , – иссыхаем от постов, измождаем себя всяким воздержанием, удаляемся от всякого увеселения, валяемся во вретище и пепле». А Порфирий что сделал перед крестным ходом? Заповедал, сказано, так же пост. Так вот, может быть, потому-то молитва древних христиан не тща была и обильным дождем сопровождалась, что предварена была сокрушением о грехах и постом. А у нас отчего часто и по всенародной молитве не бывает дождя? Оттого, что мы и к молитве-то почти всегда приступаем без сокрушения и поста, да и по молитве, нередко, прямо с оной отправляемся в дом пьянства, где иные и упиваются даже до бесчувствия. Кто же виноват после этого в том, что молитва наша часто и тща бывает? Очевидно, конечно мы сами. Ввиду же этого и станем на будущее время, для отвращения гнева Божия, не к одной молитве прибегать, но перед оной и после оной – и к сокрушению сердца, и к посту. И если подлинно так будем поступать, тогда, несомненно, и молитва наша плод свой принесет, и от гнева Своего Господь нас избавит. Ибо в этом неложным свидетелем для нас становится Он Сам. «Если, – говорит, – народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему» ( Иер.18:8 ). Аминь. 27-й день 184.О любви ко врагам (Из жизни преподобного Тита, пресвитера Печерского. Чет. Мин. февр. 27) Господь говорит: «... если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф.6:14–15 ). Что значат эти слова? То, что если мы будем прощать обиды и любить врагов, то и нас Бог простит, помилует; а если не будем прощать обиды и любить врагов, то и нас Бог не простит и не помилует. Верно ли это? Верно, и вот на сие указательство.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Сравнение древнего воспитания с новым окончено. Для чего сделано оно? Для вашей же, как мы сказали в начале слова, пользы. Какой? Той, чтобы вы, выслушав все сказанное нами, образумились и начали бы воспитывать детей по-другому. Как? Прежде всего, если хотите, чтобы дети ваши были счастливы, запомните, что для сего в воспитании «...никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос » ( 1Кор.3:11 ). Значит и нужно вам, прежде всего, с раннего возраста внушать детям учение святой веры и правила благочестивой жизни. Нужно затем глубже напечатлевать на нежных сердцах детей страх Божий, благопоспешность к молитве и усердие ко всякому делу благому. Нужно приучать детей к тому далее, чтобы они исполнение заповедей Божиих или жизнь благочестивую и добродетельную ставили для себя выше всего на свете. Нужно, наконец, внушать им, чтобы они одобрение совести ставили выше всех похвал людских, чтобы они были искренне почтительны ко всем старшим, чтобы искренне и добросовестно всегда исполняли свои обязанности, чтобы боялись как величайшего несчастья всякого отчуждения от Православной Церкви и чтобы всегда твердо стояли против всяких искушений и соблазнов. И вот, когда так будете воспитывать детей ваших, тогда и можете надеяться, что и все хорошо у вас будет и что дети ваши возрастут на утешение Святой Церкви, на радость вам, родителям, на пользу отечеству и во спасение собственное. Аминь. 23-й день 180. Ангелы Хранители предостерегают нас от угрожающих нам опасностей и от бед избавляют нас (Из жизни св. Поликарпа, епископа Смирнского. Чет. Мин. февр. 23) И слово Божие, и святые отцы учат нас веровать в то, что Ангелы Хранители избавляют нас от бед и во всех путях наших сохраняют нас. Пророк Давид говорит: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» ( Пс.33:8 ). В другом месте: «Не приключится тебе зло, и язва не приблизится жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе охранять тебя на всех путях твоих» ( Пс.90:10, 11 ). И св. Василий Великий учит: «Как городские стены вокруг облегая город отовсюду отражают неприятельские нападения, так и Ангел служит стеною спереди, охраняет сзади и с обеих сторон ничего не оставляет неприкрытым» (Твор. Вас. В. ч. 5, бесед. на Пс.33 , ст. 8). Таким образом, и словом Божиим, и учением святых отцов мы утверждаемся в вере в ангельские защиту, охранение и избавление. Но нельзя ли и самым делом доказать истину, что Ангелы Хранители подлинно и от бед нас избавляют, и во всех путях сохраняют? Можно, братие, и самым делом доказать это, и сие сейчас мы и сделаем для вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

В построении святых храмов и в щедрой милостыне бедным святые князья и княгини ясно показали свое беспристрастие к материальному имуществу. Так они относились ко всякому материальному довольству. Святая Евдокия Московская пред людьми являлась пышной княгиней, носила богатые одежды, украшалась жемчугом, являлась везде с веселым лицом. Когда же, по поводу дурной о ней молвы, она в молельной комнате пред своими детьми сняла с себя часть одежды, то дети испугались, увидев худобу ее тела, изнуренного постом и измученного веригами. В подобном же настроении покойный отец Иоанн Кронштадтский носил шелковые рясы и ездил в карете, что иных смущало. Интересно привести разъяснительное суждение о сем самого отца Иоанна. «Я знаю, что многие осуждают меня, – говорил он при одном случае, – за шелковые рясы, за езду в карете и подобное. Насчет шелковой рясы скажу вам. Прислала мне ее старушка одна. Сама она ее шила, хоть и плохо видит... Шила и радовалась, не весть как думая, как я стану носить ее подарок. За что же я огорчу и обижу добрую женщину, возлюбившую меня заглазно? Соблазн, говорят мне подчас иные... А я так думаю, что горший соблазн – в тщеславии. Изображать из себя праведника в рубищах иной раз куда легче бывает, чем стараться жить по-христиански в шелковой рясе. Господь глядит не на одежду, а на душу человеческую» (Колокол. 1909. 892 (22 февр.)). Слепой старец на о. Валаам незабвенный отец Агапий († 1905), которого преосвященный Феофан Вышенский характеризует в своих письмах как мужа высокого духа, так нам говаривал: «Всеми мирскими делами, батюшка, занимайтесь, но только так, чтобы непременно спастись, непременно спастись...» Наши святые, пользуясь благословенными в мирской жизни благами, именно держали себя во всех случаях так, чтобы непременно спастись. Они держали себя в том настроении беспристрастия, которое ярко выражено в следующих словах святого апостола Павла: Я вам сказываю, братия: время (жизни нашей) уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего ( 1Кор.7:2931 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любит Бога, которого не видит?» Так тесна связь любви к ближним с любовью к Богу. Ближайшим выражением любви к Богу служат дела благочестия. В ряду их молитва занимает первое место. Но молитва угодна Богу только в соединении с любовью к ближним. Кто ближнего не любит, кто питает против него вражду, ненависть, недоброжелательство, злопамятство, у того, как бы ни был богомолен и набожен, молитвы Бог не принимает. Бог, как отец наш, есть Бог любви и мира и от нас, как детей своих, требует любви и мира. Кто чужд любви и мира, тот только оскорбляет Бога своими молитвами. Ему и в церковь не следует ходить, прежде чем он не помирится с ближними. Напрасно он будет умолять Бога о прощении долгов или грехов своих, доколе сам не простит брата, провинившегося перед ним. Не только молитвы, но и страдания за веру не угодны Богу, если страждущий не оставляет злобы на ближнего. Некто Саприкий потерпел немало страданий и мук за веру во Христа. Ему оставалось только принять смерть и с нею мученический венец. Когда же наступили минуты смерти, подошел к нему поссорившийся с ним из-за чего-то приятель его Никифор и стал умолять его о прощении. Саприкий не простил его, и за сие отступила от него благодать Божия. Он устрашился смертной казни, отрекся от Христа и лишился мученического венца. Вместо него получил мученический венец Никифор, который исповедал себя христианином и тотчас же казнен был (Память его февр. 9). Господу Богу не благоугодны подвиги целомудрия и постничества, если не соединены с любовью к ближнему. Юноша, ревновавший о спасении, спросил Иисуса Христа, что ему надобно делать, чтобы достигнуть живота вечного. Иисус Христос указал ему на заповеди, которые он должен соблюсти. Юноша ответил, что он эти заповеди сохранил от юности, и спросил: чего ему еще недостает? Оказалось, что он был корыстолюбив, пристрастен к богатству, а корыстолюбие несовместно с любовью к ближним.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

14) Почему в различных нуждах обращаются к разным святым: в болезнях обращаются к св. Пантелеимону, о благополучном плавании– к Св. Николаю и т. п.? Все святые должны одинаково помогать во всяких бедах. 14) В мире растительном есть много целебных трав, но каждая трава полезна только при известной болезни, и это так угодно было Богу. Ему же угодно, чтобы известный святой помогал людям в одних нуждах, а другой – в других. Дарования молитв и помощи у святых различны, но действует через них один и тот же Св. Дух, раздавая им эти дарования, как Ему Самому угодно: «Дары различны, учит ап. Павел, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному дары чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор. 12:4–11 ). Словом, «каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» ( 1Кор. 7:7 ). 15) Святые – все монахи, а из простого народа их нет; очевидно, монахи сами возводят себя в святые. 15) Не правда! Святые есть со всех сословий и состояний: есть цари и царицы – свв. Константин и Елена (21 мая), есть князья – свв. Владимир (15 июля), Александр Невский (30 авг.), есть воины – св. Георгий Победоносец (23 апр.), св. Иоанн Воин (30 июля), есть крестьяне – св. Иоанн Устюжский (28 мая), есть огородники – св. мученик Конон (5 марта), есть пастухи–муч. Власий (3 февр.) и т. п. Утверждать, что святые бывают только из монахов, могут только те, кто никогда не читал житий святых, или кто говорит это злонамеренно, «по дерзости своей» ( Втор. 18:22 ). Что касается причисления кого–либо из угодивших Богу к лику святых, то это зависит не от людей, а от Бога, Который при жизни и после смерти угодников Сам прославляет их великими чудесами и указывает ими Своей Церкви, кого Он избрал в число «друзей» Своих, кого Он удостоил быть «первенцами Церкви, написанными на небесах», и постоянными ходатаями за нас на небе перед престолом Божьим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Так что здравомыслящий православный христианин, который знает пророчества в Св. Писании относительно последних дней, находит слабое утешение в том, что протестантский пастор-»харизматик» говорит ему: «Иисус может творить нечто чудесное, когда мы открываемся Ему. Не удивительно, что люди разных вероисповеданий могут теперь молиться вместе» (Гарольд Бредезан, в журнале «Логос», янв.–февр. 1972, стр. 24); или католик-пятидесятник заверяет, что последователи всех вероисповеданий отныне «начинают заглядывать поверх этих разделяющих стен, только чтобы узнать друг в друге образ Иисуса Христа» (Кевин Ранаган, в журнале «Логос», ноябрь–дек. 1971, стр. 21). Что это за «Христос», ради которого во всем мире развернута ускоренная не только психологическая, но и физическая подготовка? Это ли наш истинный Бог и Спаситель Иисус Христос, Кто основал Церковь, в лоне которой люди могут обрести спасение? Или это лжехристос, который  придет во имя свое  (Ин. V, 43) и объединит всех, кто отвергает или извращает учение единственной Церкви Христа, Православной Церкви? Наш Спаситель Сам предостерег нас:  Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», — не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», — не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого  (Мф. XXIV, 23–27). Второе пришествие Христа будет несомненно: оно будет внезапным, с небес (Деян. I, 11); и оно положит конец этому миру. Для него не может быть никакой «подготовки», кроме православной христианской подготовки — покаяния, духовной жизни, бдительности. Те, кто «подготавливается» к этому любым другим путем, кто говорит, что Он где-то «здесь» — особенно «здесь», в Иерусалимском храме, — или кто проповедует «скорый приход Христа», не предупреждая о великом заблуждении, которое должно предварить Его пришествие, это явные пророки антихриста, лжехриста; он должен прийти первым и прельстить весь мир, в том числе и «христиан», которые не являются или не станут истинно православными христианами. Не будет грядущего «тысячелетия». Для тех, кто может принять его, апокалипсическое «тысячелетие» уже настало; жизнь в благодати Православной Церкви на целую «тысячу лет между первым пришествием Христа и временем антихриста» , то, что протестанты ожидают «тысячелетия» в будущем, — только признание того, что они не живут в нем сейчас, то есть что они находятся вне Церкви Христовой и не знают Божественной благодати.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Братия мои! поймите задачу, цель своей жизни. Мы должны умерщвлять многострастное тело и страсти плотские чрез воздержание, труд, молитву, а не оживлять его и страсти его чрез лакомство, пресыщение, леность» (Прот. Иоанн Кронш. Душ. Чт. 1893 г. Февр. 335 стр.) В св. Писании, братие, есть пример, который показывает нам, что пост не вреден для здоровья; а именно рассказывается о жизни в плену пророка Даниила и трех отроков. Они воспитывались вместе с другими отроками при царском дворе и должны были употреблять пищу с царского стола. Но так как пища эта запрещена была законом Моисеевым, то они отказались от нее и употребляли одни овощи, и оказалось, что они не только не были хуже по здоровью своему, но лучше других своих сверстников, употреблявших пищу с царского стола. История св. подвижников также показывает нам, братие, что многие из них несмотря на то, что держали самые строгие посты, отличались и крепостию сил и долголетием, таковы напр. преп. Антоний Великий , Сергий Радонежский и многие другие. Эти примеры, несомненно, убеждают нас, братие, в том, что пост сам по себе не может быть вредным для нашего здоровья. Конечно, братие, могут быть случаи, когда уже расстроенное здоровье требует облегчения от поста. Посему и Православная Церковь одним из своих правил (69 ап. пр.) ради немощи телесной позволяет облегчение поста, и это весьма справедливо, потому что, как говорит в Бозе почивающий святитель московский Филарет, «немощь сама собою доставляет то, что ищется посредством поста, т. е. укрощение чувственности и бездействие плотских страстей; и следственно, для немощного не то нужно, чтобы усмирят плоть постом, а то, чтобы немощное тело поддерживать питанием и врачеванием, дабы оно не сделалось вовсе неспособным служить душе» (Слова и речи, 7, 3, стр. 19). Говорят еще «не в посте дело, а в том, чтобы душа была чиста». Но здесь люди, указывая на цель, отвергают средства, необходимые для ее достижения. Если при посте и других подвигах человеку трудно управлять собою, то без поста – и говорить нечего.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Сергия, – Игнатий, после блаженной кончины преподобного видел, что он во время всенощного бдения стоял на своем игуменском месте и участвовал с братиею в церковном пении. («Троицк. листок», 63). д) Во время осады Троицко-Сергиевской Лавры поляками в 1608 г, преп. Сергий радонежский чудотворец, как видели благочестивые старцы, будил иноков и звал в храм на молитву. («Русск. свит.», март, архиеп. черн. Филарета). Св. отцы и учители церкви смотрели на храм Божий, как на дом Божий, в котором обитает Сам Бог. Так, св. Алексий, митроп. московск., в своем поучении говорит: « церковь именуется небом; в ней закалается Агнец, Сын и Слово Божие для очищения грехов всего мира; в ней проповедуется евангелие царствия Божия и писания св. апостолов; в ней престол славы Божией, невидимо осеняемый херувимами». («Русск. святые», февр. 12, Филарета, архиеп. черниг.). «Моисей, – говорит патр. Иоаким, – приближаясь к горевшей купине, снимал обувь с ног своях: так и ты, входя в храм Божий на молитву, отложи всякое житейское попечение. Стоя в храме, помышляй, что ты стоишь на небе... Как на небе, так и в церкви есть престол Божий; как на небе с благоговением предстоят престолу Божию ангелы и все святые Божии: так пусть будет и в церкви. Кто в церкви, сем земном небе, занят бывает земными попечениями, тот небо делает землею, или, по слову Христа, дом молитвы обращает в вертеп разбойников». («Троицк. лист.», 192). II. Храм Божий есть училище веры и благочестия. В храме Божием, чрез постоянное слушание слова Божия, мы получаем познание о Боге, Творце неба и земли, о Его безграничных свойствах – вездесущии, вечности, всемогуществе, премудрости, благости, правосудии; в нем мы воспринимаем спасительные истины о Иисусе Христе, как искупителе рода человеческого от греха, проклятия и смерти, и о Духе Святом, как Освятителе церкви с ее благодатными таинствами. 3десь, при взгляде на иконы святых угодников Божиих, нам представляются подвиги благочестия их, проходит пред нашими глазами вся многотрудная жизнь их.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010