— Вы могли бы назвать инструменты для развития приходского просвещения и его совершенствования? — Первое — административный блок. Имеется в виду включенность в эту работу непосредственно правящего архиерея. Без его внимания к просветительскому служению на приходе сложно о чем-то говорить. На уровне общецерковном эти процессы координируются непосредственно отделом. Второе — это вопросы подготовки приходских специалистов, которые были бы в курсе всех проблем приходской жизни и вопросов просвещения и знали бы, как их решить. Для этого отдел проработал блок рекомендаций, доступных приходским специалистам. И здесь хорошее подспорье — организуемые нами вебинары, курсы повышения квалификации, общецерковные встречи в ходе Рождественских чтений, конференции и т.д. Третий момент — вопросы подготовки методических пособий и рекомендаций, которые отдел регулярно делает, начиная с первых выпусков Практического руководства катехизатора до со­здания единого учебно-методического комплекса для воскресной школы — катехизического пособия «Бог и человек: движение навстречу» и др. Четвертый и очень важный участок работы — сбор и аналитическая обработка информации о проблемах и трудностях, возникающих на приходах, — для того, чтобы иметь возможность вырабатывать по ним адекватные решения. Аналитическая поддержка деятельности епархий в определенном смысле требует от отдела изменения системы сбора данных и методической проработки ответов и рекомендаций. Конечно, отдел работает над тем, чтобы помочь приходам грамотно планировать свою просветительскую работу и оценивать ее результаты. В этом смысле для нас важна именно помощь приходам в структурировании и анализе собственной деятельности, так сказать, развитие самодиагностики. — Какова миссия взрослых христиан по отношению к детям в Церкви? К чему мы призваны? — Наша главная миссия — свидетельствовать своей жизнью, своими словами и своим делом об истинности Евангелия. Это должна быть не декларация или дань традиции, а передача реального опыта нашей жизни с Богом в Церкви. Мы живем в Боге, и дети — с нами. Вот главный принцип воспитания наших детей.

http://patriarchia.ru/db/text/5783540.ht...

Заместитель председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви архимандрит Феофилакт (Безукладников) сообщил участникам собрания о результатах работы Комиссии в 2022 году. Получение базового богословского образования в рамках курсов стало обязательным для монашествующих и готовящихся к постригу согласно Положению об образовании монашествующих, утвержденному Священным Синодом. По словам архимандрита Феофилакта (Безукладникова), в монастыри приходят разные люди, и некоторые из них совершенно не знакомы с основами православной веры. Некоторые не читали Библию полностью. Но сегодня, если человек хочет стать монахом, он обязан потрудиться и получить хотя бы начальное богословское образование. Еще одной причиной получить образование является то, что в святые обители приезжают паломники, и они задают насельникам подчас очень сложные вопросы. Программа курсов призвана помочь человеку находить ответы на вопросы о духовной жизни, которые не противоречили бы учению Церкви. Но главное, полагает заместитель председателя Комиссии, чтобы духовное образование служило на пользу монашествующим и становилось для них поддержкой на пути к Богу. В 2022 году выездные экспертные группы Комиссии посетили восемь из десяти запланированных митрополий, имеющих наибольшее количество монастырей: Алтайскую, Белгородскую, Красноярскую, Новосибирскую, Омскую, Приморскую, Симбирскую, Тобольскую. Богословские курсы для монашествующих были открыты в 18 епархиях: Вятской, Яранской, Белгородской, Владивостокской, Барнаульской, Бийской, Рубцовской, Славгородской, Красноярской, Енисейской, Канской, Новосибирской, Искитимской, Карасукской, Симбирской, Омской, Тарской и Тобольской. Доступ к базовому богословскому образованию в связи с открытием новых курсов в уходящем году получили 257 насельников из 39 монастырей. Выпускникам в количестве 301 человека вручены свидетельства об окончании курсов. В 2022 году также продолжилась работа научно-методического совета курсов по разработке учебно-методического материала. С момента появления в 2018 году по настоящее время богословские курсы были открыты в семи ставропигиальных монастырях и 92 епархиях. Возможность получить базовое богословское образование в 2022-2023 году обрели 1813 насельников из 245 монастырей. Завершили трехлетний курс обучения с получением свидетельств об окончании 721 насельник из 79 монастырей. В настоящее время обучением охвачены насельники 310 монастырей Русской Православной Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/30/mo...

Заседание Ученого совета МДА и общее собрание профессоров. Фотография. 2017 г. Заседание Ученого совета МДА и общее собрание профессоров. Фотография. 2017 г. Ученый совет - коллегиальный орган, ответственный за организацию образовательной и научно-исследовательской деятельности МДА. В состав ученого совета входят ректор, проректоры, председатель научно-методического совета, заведующие сектором заочного обучения, регентской и иконописной школ, заведующий б-кой, заведующие кафедрами и отд-ниями и секретари, секретарь ученого совета, профессора и доценты, состоящие в штате академии. Председателем ученого совета является ректор, он же утверждает «Положение об ученом совете» и созывает его заседания. Решения принимаются большинством голосов присутствующих членов ученого совета. Общее собрание - коллегиальный орган МДА, в состав к-рого входят все штатные научно-педагогические сотрудники и члены студенческого совета. Председателем общего собрания является ректор, обязанности секретаря исполняет секретарь ученого совета. Председатель созывает заседания собрания. Решения принимаются большинством голосов присутствующих членов общего собрания. На повестку дня заседаний общего собрания выносятся ежегодный отчет ректора о деятельности МДА, отчеты проректоров и руководителей подразделений академии, а также проект правил внутреннего распорядка академии, обсуждаются к.-л. вопросы по инициативе ректора. Адм. совет формируется ректором в целях организации адм. деятельности академии. Состав воспитательского совещания также определяет ректор. Его задача - координация воспитательной работы и надзор за поведением воспитанников в соответствии с принятыми правилами. Состав и порядок деятельности воспитательского совещания определяются соответствующим положением, утверждаемым ректором. Научно-методический совет - коллегиальный орган при ректоре, координирующий методическую работу в целях совершенствования учебного процесса. Учебно-методический отдел (УМО) находится в ведении проректора по учебной работе. Деятельность УМО направлена на планирование, методическое обеспечение и контроль за качеством учебного процесса.

http://pravenc.ru/text/2564190.html

Заместитель председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви архимандрит Феофилакт (Безукладников) сообщил участникам собрания о результатах работы Комиссии в 2022 году. Получение базового богословского образования в рамках курсов стало обязательным для монашествующих и готовящихся к постригу согласно Положению об образовании монашествующих, утвержденному Священным Синодом.  По словам архимандрита Феофилакта (Безукладникова), в монастыри приходят разные люди, и некоторые из них совершенно не знакомы с основами православной веры. Некоторые не читали Библию полностью. Но сегодня, если человек хочет стать монахом, он обязан потрудиться и получить хотя бы начальное богословское образование. Еще одной причиной получить образование является то, что в святые обители приезжают паломники, и они задают насельникам подчас очень сложные вопросы. Программа курсов призвана помочь человеку находить ответы на вопросы о духовной жизни, которые не противоречили бы учению Церкви. Но главное, полагает заместитель председателя Комиссии, чтобы духовное образование служило на пользу монашествующим и становилось для них поддержкой на пути к Богу.  В 2022 году выездные экспертные группы Комиссии посетили восемь из десяти запланированных митрополий, имеющих наибольшее количество монастырей: Алтайскую , Белгородскую , Красноярскую , Новосибирскую , Омскую , Приморскую , Симбирскую , Тобольскую . Богословские курсы для монашествующих были открыты в 18 епархиях: Вятской , Яранской , Белгородской , Владивостокской , Барнаульской , Бийской , Рубцовской , Славгородской , Красноярской , Енисейской , Канской , Новосибирской , Искитимской , Карасукской , Симбирской , Омской , Тарской и Тобольской . Доступ к базовому богословскому образованию в связи с открытием новых курсов в уходящем году получили 257 насельников из 39 монастырей. Выпускникам в количестве 301 человека вручены свидетельства об окончании курсов. В 2022 году также продолжилась работа научно-методического совета курсов по разработке учебно-методического материала. С момента появления в 2018 году по настоящее время богословские курсы были открыты в семи ставропигиальных монастырях и 92 епархиях. Возможность получить базовое богословское образование в 2022-2023 году обрели 1813 насельников из 245 монастырей. Завершили трехлетний курс обучения с получением свидетельств об окончании 721 насельник из 79 монастырей. В настоящее время обучением охвачены насельники 310 монастырей Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5990847.ht...

– содействие религиозным организациям Русской Православной Церкви и иным организациям в осуществлении миссионерской деятельности на основе вероучения и традиций Русской Православной Церкви; – организацию паломничеств, прием религиозных деятелей; – распространение православного вероучения непосредственно или через средства массовой информации, в том числе собственные; – осуществляет выдачу, отзыв и аннулирование представления Отдела в целях реализации программ подготовки миссионеров Русской Православной Церкви в порядке, определенном внутренними установлениями Русской Православной Церкви; – осуществляет учебно-методическое обеспечение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по направлениям подготовки миссионеров Русской Православной Церкви, а также образовательных программ по этим предметам; – анализирует поступающие в Православную религиозную организацию «Московская Патриархия Русской Православной Церкви» (именуемую далее – «Московская Патриархия») годовые отчеты епархий и общецерковных учреждений Русской Православной Церкви в части сведений об осуществляемой данными религиозными организациями миссионерской деятельности; представляет на рассмотрение Патриарха результаты данного анализа, в том числе статистические данные; – осуществляет контакты с уполномоченными федеральными органами по вопросам компетенции Отдела; – оказывает консультативное и методическое содействие епархиям и общецерковным учреждениям Русской Православной Церкви по вопросам, относящимся к компетенции Отдела; – осуществляет информационное сопровождение деятельности Русской Православной Церкви в миссионерской сфере; – организует и проводит образовательные конференции, чтения, конкурсы, семинары, симпозиумы, выставки, концерты, круглые столы, экскурсии, паломничества и иные мероприятия; – представляет Патриарху и Священному Синоду предложения, рекомендации и иные материалы для принятия решений по вопросам, относящимся к компетенции Отдела. (...) 2.8. Отдел вправе создавать на территории Российской Федерации и за рубежом свои филиалы и представительства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Синодальный отдел по благотворительности провел в Хабаровске первый на Дальнем Востоке курс по жестовому языку 26.12.2018 С 17 по 23 декабря 2018 года в Хабаровской духовной семинарии впервые на Дальнем Востоке проходил образовательный курс «Основы русского жестового языка », организованный Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению . Курс успешно окончили 19 слушателей из семи епархий, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа. Среди выпускников — священнослужители, катехизаторы, добровольцы, представители региональных отделений Всероссийского общества глухих. «Это были первые в истории Дальневосточного федерального округа курсы жестового языка. С тех пор как в 2013 году был создан Координационный центр по работе с глухими, слепоглухими и слабослышащими, мы ни разу не были в этом регионе — очень далеко и сложно, — отметила заместитель руководителя Координационного центра по работе с глухими, слепоглухими и слабослышащими Синодального отдела по благотворительности Вероника Леонтьева. — Кроме того, была впервые совершена Литургия с переводом на жестовый язык — до этого были попытки перевести только отдельные части богослужения». Бесплатный базовый образовательный курс «Основы русского жестового языка» был рассчитан на 72 часа. На занятиях курса слушатели узнали об особых потребностях людей с нарушением слуха и о правилах общения с ними, познакомились с дактильной (пальцевой) азбукой, морфологией жестового языка, а также освоили жестовую лексику. Курс провел эксперт Координационного центра по работе с глухими, слепоглухими и слабослышащими Синодального отдела по благотворительности, дипломированный переводчик русского жестового языка, настоятель Царево-Константиновской Знаменской церкви г. Кирова иерей Игорь Шиляев. Он также является духовником Вятской православной общины глухих и слабослышащих во имя святой царицы Елены. При этом храме открыт диспетчерский центр для глухих людей и образовательный учебно-методический центр по изучению русского жестового языка.

http://drevo-info.ru/news/24464.html

С сожалением констатируем, что все эти обращения не нашли должного отклика. Религиозные организации к разработке проектов новых стандартов, которые являются основным исходным элементом учебно-методического обеспечения общего образования, не привлекались. Православные христиане, как и верующие других традиционных российских религиозных общин, являются патриотами России, ответственными гражданами, сторонниками суверенного развития Российского государства. Духовно-нравственное образование школьников на основе традиционной духовной культуры и нравственности народов России, повышение качества преподавания основ светской этики, традиционных религий (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, 2015 год) отвечает задачам укрепления Российского государства, гражданского единства, противодействия проявлениям экстремизма. Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, представляя интересы православного сообщества в сфере общего образования, обращается к ответственным государственным структурам с призывом отказаться от утверждения проектов стандартов в данной редакции, выражает готовность к открытому обсуждению сложившейся ситуации и решению данной проблемы в конструктивном ключе, путем диалога, направленного на реализацию законных прав и свобод граждан России в сфере образования.  Согласно методическому письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 г. 08-761 «Об изучении предметных областей Основы религиозных культур и светской этики и Основы духовно-нравственной культуры народов России: «Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы. В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации…» скрыть способы оплаты Комментарии Читательница (Подмосковье) 19 сентября 2019, 10:26 «…нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1:9). В 1906 году Московский областной отдел Лиги образования подготовил «Записку об организации начальной школы на новых началах, соответствующих демократическому строю», согласно которой «славянский язык исключается из программы начальной школы». Либералы того времени ратовали за то, чтобы «отвыкнуть от славянского языка и перейти к русскому делу одного поколения» (Т.А.Соколов. В защиту церковнославянского языка, 1910). Подчеркну, что это было время между революциями.

http://pravoslavie.ru/124023.html

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации и Оргкомитета Международных Рождественских образовательных чтений митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий в своем докладе сообщил, что на открытии нынешних Чтений присутствует шесть с половиной тысяч человек. Это представители 200 епархий из России, Украины , Белоруссии, Казахстана и других стран ближнего и дальнего зарубежья. Участие в Чтениях принимает 135 архипастырей, представители государственных органов власти, руководители отделов религиозного образования и катехизации 169 епархий Русской Православной Церкви, руководители и сотрудники Синодальных и епархиальных отделов, координирующих все формы служения Церкви. Участники сегодняшнего заседания примут участие в работе 18 направлений, возглавляемых председателями Синодальных структур и Патриарших комиссий. Семь мероприятий пройдет в этом году на площадке Государственной Думы, три — в Общественной палате Российской Федерации. Всего организовано свыше 160 конференций, секций, круглых столов, семинаров и т.д. Далее владыка рассказал о деятельности Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Он сообщил, что недавно минобрнауки принял «Профессиональный стандарт педагога», в котором фактически не были учтены вопросы духовно-нравственного воспитания личности. Со своей стороны Отдел разработал «Профессиональный стандарт православного педагога». Синодальный отдел сейчас готовит документ «Стратегия развития катехизической деятельности для епархий Российской Федерации»; продолжает курирование проекта по разработке Единого учебно-методического комплекта для воскресных школ (для детей); пересмотрел и привел в соответствие с принятым Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования действующий «Православный компонент дошкольного образования». В епархии Русской Православной Церкви были направлены «Рекомендации по организации системной работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» и «Рекомендации по разработке Региональной стратегии развития православных дошкольных образовательных организаций». Создан и опубликован реестр программ, получивших гриф Синодального отдела религиозного образования и катехизации, по православной культуре для дошкольных образовательных организаций.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/01/22/za...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Нужно признать, что неотложные нужды Церкви Издательский отдел удовлетворить в полной мере не может. Как известно, производственный цикл, который проходит одна книга, в нашей стране равен году и более. И то, что нужно Церкви сегодня, должно было быть подготовлено по крайней мере несколько лет назад, когда увеличение числа Духовных школ, храмов и монастырей было весьма проблематичным, а средства к развитию, как и ныне, весьма ограниченны. Сегодня первостепенной становится задача духовного образования и духовного возрождения народа, сообщения ему высоких принципов Православия. Решить эту задачу нельзя, не имея изданных массовыми тиражами молитвословов, катехизисов, Псалтири и других книг, доступных каждому. В ближайших планах Издательства – краткий молитвослов с комментариями, сборник Богородичных молитв, краткий катехизис, брошюры, посвященные Таинствам Церкви. Особое место должны занять издания богослужебных книг на национальных языках. Издательский отдел подготовил еще в 1986–1987 годах требник на молдавском языке. Думается, если бы раньше к этому направлению было проявлено большее понимание разрешающими инстанциями, то национальная напряженность, возникшая в некоторых районах нашей страны, была бы смягчена. Говоря об основных направлениях издательской деятельности, необходимо отметить еще одно, совершенно для нас новое и особенно ответственное – подготовка учебных пособий для Духовных Академий, Семинарий, Духовных училищ, воскресных школ. За последний год открыто три новых Семинарии и пять училищ, мы надеемся, что этот процесс будет продолжаться. При храмах и монастырях открываются воскресные школы для детей, и вместе с необходимостью создания единой учебно-методической базы, единых планов остро встает необходимость создания единого корпуса учебных пособий для каждого уровня Духовных школ. Это сложная работа, но мы готовы приступить к ней вместе с Учебным комитетом и преподавателями Духовных школ. Другой важнейшей задачей сегодня является переиздание трудов русских святых отцов и подвижников благочестия. В настоящее время в производстве находятся творения святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника , письма оптинских старцев и др. Мы предполагаем иметь большие тиражи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010