Священник Алексий Алексеев. Новые учебники для воскресных школ: современные, практичные, доступные 29 августа 2013 г. 18:13 Общецерковный конкурс по разработке Единого учебно-методического комплекта выходит на финишную прямую. Заявки от всех желающих уже поступили в Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Сейчас их авторы трудятся непосредственно над самими комплектами. В конце этого года Экспертный совет ОРОиК примет решение о возможности использования тех или иных представленных материалов в учебном процессе начальной ступени (дети до 11 лет), а затем специальная конкурсная комиссия определит победителей. Первые учебники для начальных классов также предполагается направить в печать уже в этом году. О целях и задачах конкурса и о том, как он проходит, в интервью «Журналу Московской Патриархии» ( 8, 2013 ) рассказал заведующий сектором православного образования ОРОиК священник Алексий Алексеев. — Отец Алексий, зачем понадобились новые учебные комплекты? Старые уже не вписываются в современные требования? — Прежде всего, я бы отметил: до настоящего времени для преподавания вероучительных дисциплин в воскресной школе существовали лишь единичные наработки и разрозненные пособия. Совершенно очевидно, что опираться только лишь на учебник Закона Божия протоиерея Серафима Слободского (+1971), созданный в середине прошлого века для русской эмиграции (хотя и дополненный и переизданный), больше нельзя. В декабре прошлого года Священный Синод утвердил Стандарт учебно-воспитательной деятельности для воскресных школ в нашей Церкви (далее — Стандарт). Этот документ закладывает основы системы воскресных школ и определяет направления ее развития, но в то же время он является рамочным, требующим адаптации к региональным условиям и наполнения конкретными разработками и материалами. Мы посчитали целесообразным готовить не одни только учебники, а полноценные учебно-методические комплекты, которые включали бы в себя учебное пособие, методическое руководство для учителя, рабочую тетрадь, наглядные пособия и — в соответствии с требованиями времени — медиа-приложения.

http://patriarchia.ru/db/text/3194266.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОБЩЕЦЕРКОВНАЯ АСПИРАНТУРА И ДОКТОРАНТУРА ИМЕНИ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ предыдущая статья Содержание ОБЩЕЦЕРКОВНАЯ АСПИРАНТУРА И ДОКТОРАНТУРА ИМЕНИ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ (ОЦАД), духовная образовательная орг-ция высшего образования РПЦ. Располагается в Москве в комплексе Патриаршего подворья храмов св. мучеников Михаила и Феодора Черниговских и Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором в Черниговском пер. (Пятницкая ул., д. 4/2, стр. 1). ОЦАД реализует образовательные программы в соответствии с федеральными образовательными стандартами высшего образования и образовательными стандартами в системе духовного образования РПЦ на уровнях магистратуры, аспирантуры и докторантуры, осуществляет подготовку церковных специалистов к соисканию ученых степеней кандидата и доктора богословия, доктора церковной истории (по нормам и правилам, действующим в РПЦ), ученой степени кандидата теологии в системе гос. аттестации научных и научно-педагогических кадров. Целью образовательной и научной деятельности ОЦАД является формирование соответствующего совр. требованиям слоя научных и научно-педагогических работников в сфере правосл. богословия (теологии) как отрасли знания, специалистов по теории и практике теологического образования, организации работы и управлению деятельностью образовательных орг-ций, по церковно-дипломатическим (межправославным, межхристианским), церковно-общественным, церковно-правовым отношениям для синодальных и епархиальных учреждений РПЦ, других орг-ций и учреждений. Учебную и воспитательную деятельность обеспечивают Ученый совет; 5 кафедр; управления: учебно-методическое, научных и образовательных проектов, по общественным связям и протоколу; отдел научной аналитики и диссертационных советов, инспекция по воспитательной и внеучебной работе, библиотека. По состоянию на июнь 2018 г. подготовку в докторантуре ОЦАД проходили ок. 30 чел., в аспирантуре - ок. 80 чел. (по очной и заочной формам обучения). Филиал аспирантуры МДА

http://pravenc.ru/text/2578107.html

Доклад епископа Красногорского Саввы, председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями 9 июня 2008 г. 21:51 Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства! Позвольте предложить высокому вниманию членов Освященного Архиерейского Собора обзор деятельности Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями за межсоборный период. Наш Отдел создан решением Священного Синода от 18 июля 1995 года и продолжил деятельность по взаимодействию с Министерством Обороны, начатую ОВЦС, в составе которого существовал сектор по взаимодействию с Вооруженными силами. Отдел строит свою работу на основе подписанных Русской Православной Церковью соглашений с Министерством Обороны, Министерством Внутренних Дел, Министерством по Чрезвычайным Ситуациям, Федеральной Пограничной Службой, Главным Управлением казачьих войск при Президенте Российской Федерации и другими силовыми ведомствами. В настоящее время в штате Отдела состоит 13 сотрудников, из них один — кадровый офицер, на должности Руководителя информационно-аналитической службы. Кроме того, один день в неделю в Отделе безвозмездно трудится в качестве консультанта один офицер от каждой силовой структуры, с которой подписано соглашение. В структуру Отдела входят: Учебно-методический центр, информационно-аналитическая служба и сектор особого пастырского служения (в воинских частях и тюрьмах). При Отделе функционирует Координационный совет, в состав которого входят генералы — руководители воспитательных структур всех «силовых» ведомств, заключивших соглашения о взаимодействии с Русской Православной Церковью, рабочие заседания проводятся раз в полугодие. В соответствии с Уставом Отдела основными направлениями нашей работы являются: За крайне редкими исключениями, Отдел в своей деятельности получает постоянную помощь и поддержку со стороны командования Вооруженных Сил и офицеров — ответственных за воспитательную работу. Руководство силовых министерств убедилось в том, что пастырская деятельность православного духовенства среди личного состава благотворно влияет на дисциплину и морально-психологический климат в коллективах, помогая предотвратить или минимизировать существовавшие и существующие, к сожалению, до сих пор негативные моменты, как-то: неуставные взаимоотношения в армии, нарушения режима в исправительных учреждениях.

http://patriarchia.ru/db/text/423834.htm...

Казачество в настоящее время является и, безусловно, будет являться и в дальнейшем одним из приоритетных направлений деятельности государства. Примером тому является возглавляемый Александром Дмитриевичем Бегловым Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества, который работает в русле Стратегии развития российского казачества до 2020 года, основанной на положениях Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества (утвержденной Президентом Российской Федерации 2 июля 2008 г. Пр-1355). И у государства, и у Церкви в данном случае одна цель — это возрождение казачества и возвращение ему былого величия и исторического значения. Поэтому сотрудники нашего Комитета входят в состав профильных комиссий совета, а, я в свою очередь, возглавляю в составе Совета Комиссию по взаимодействию с Русской Православной Церковью. Увы, к сожалению, не всегда на местах при решении вопросов казачества хотят прислушиваться к голосу Церкви, забывая, что нравственной и духовной основой казаков всегда было, есть и будет Православие, однако мы стараемся успешно решать эти и другие находящиеся в нашей компетенции вопросы. При учреждении Синодального комитета по взаимодействию с казачеством Священным Синодом и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом были обозначены цели и задачи, отраженные впоследствии в Уставе Комитета: «Основными целями деятельности Комитета являются совместное исповедание и распространение православного вероучения и поддержка взаимоотношений Русской Православной Церкви с казачеством. Основная задача Комитета заключается в осуществлении и координации деятельности Русской Православной Церкви, ее диалога и сотрудничества с казачьими обществами и общественными объединениями казачества, а также с органами государственной власти и местного самоуправления, осуществляющими взаимодействие с казачеством». О направлениях работы Комитета можно судить по его структуре, в которой есть следующие подразделения: отдел по работе с епархиями и органами власти, отдел по работе с казачьими обществами и общественными объединениями казачества, учебно-методический отдел, информационный центр, куда, в свою очередь, входит сектор аналитический исследований, мониторинга и структурирования информации и ряд других.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209150...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад епископа Красногорского Саввы, председателя Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства! Позвольте предложить высокому вниманию членов Освященного Архиерейского Собора обзор деятельности Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями за межсоборный период. Наш Отдел создан решением Священного Синода от 18 июля 1995 года и продолжил деятельность по взаимодействию с Министерством Обороны, начатую ОВЦС, в составе которого существовал сектор по взаимодействию с Вооруженными силами. Отдел строит свою работу на основе подписанных Русской Православной Церковью соглашений с Министерством Обороны, Министерством Внутренних Дел, Министерством по Чрезвычайным Ситуациям, Федеральной Пограничной Службой, Главным Управлением казачьих войск при Президенте Российской Федерации и другими силовыми ведомствами. В настоящее время в штате Отдела состоит 13 сотрудников, из них один - кадровый офицер, на должности Руководителя информационно-аналитической службы. Кроме того, один день в неделю в Отделе безвозмездно трудится в качестве консультанта один офицер от каждой силовой структуры, с которой подписано соглашение. В структуру Отдела входят: Учебно-методический центр, информационно-аналитическая служба и сектор особого пастырского служения (в воинских частях и тюрьмах). При Отделе функционирует Координационный совет, в состав которого входят генералы - руководители воспитательных структур всех " силовых " ведомств, заключивших соглашения о взаимодействии с Русской Православной Церковью, рабочие заседания проводятся раз в полугодие. В соответствии с Уставом Отдела основными направлениями нашей работы являются:

http://sedmitza.ru/lib/text/429376/

Заведующая сектором методической работы ОРОиК Санкт-Петербургской митрополии Ирина Константинова ЖМП 3 март 2014 /  24 марта 2014 г. А ларчик просто открывался Как в Санкт-Петербургской митрополии решили проблему повышения рейтинга ОПК Курс ОПК в школах Санкт-Петербурга преподается с сентября 2012 года. Когда началась работа по его подготовке, в епархиальный отдел по религиозному образованию (ОРОиК) посыпались жалобы родителей третьеклассников. Они говорили о нарушениях законодательного права родителей на свободный выбор модуля для своего ребенка в рамках ОРКСЭ. А когда подвели итоги, оказалось, что модуль «Основы православной культуры» выбрал только каждый десятый родитель, хотя в Ленинградской области — каждый второй. Что предприняли сотрудники отдела, чтобы изменить ситуацию к лучшему? Об этом рассказывают заведующая сектором методической работы ОРОиК Санкт-Петербургской митрополии Ирина Константинова и руководитель информационно-аналитической службы ОРОиК Марина Павлова. Координационный совет Главной причиной низкого процента выбора ОПК стало недостаточное информирование сотрудников структур городского образования и родителей о значении ОПК для духовно-нравственного развития ребенка. И тогда Межведомственный координационный совет по изучению ОРКСЭ рассмотрел вопросы подготовки к введению в 2012/2013 учебном году нового учебного курса, его комплексного учебно-методического сопровождения, совершенствования преподавания курса «Основы религиозной культуры и светской этики». Не забыли и о роли музейной педагогики и экскурсионных образовательных программ в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Начали с правовых основ и  заключили ряд соглашений между церковными и светскими образовательными структурами. В их числе Соглашение о сотрудничестве комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской митрополии Русской Православной Церкви. Трехстороннее Соглашение о сотрудничестве Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (АППО), а также Санкт-Петербургской православной духовной академии и отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии. И Договор о сотрудничестве между государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования педагогическим колледжем 1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга, СПб АППО и ОРОиК СПб (далее — Отдел) митрополии. Обеспечение свободы выбора

http://e-vestnik.ru/society/a_larchik_pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Основы православной культуры» и воспитание будущей элиты В Калужской области прошел авторский семинар Аллы Бородиной 04.03.2013 380 Время на чтение 3 минуты Научно-практический авторский семинар «Духовно-нравственный и развивающий ресурсы школьного курса А.В.Бородиной «Основы православной культуры»» проходил 27 февраля 2013 года на базе ресурсного центра Федеральной стажировочной площадки Калужской области – в муниципальном общеобразовательном учреждении «Кировский район». Организаторами семинара выступили Калужский областной институт модернизации образования, отдел образования администрации МР «Город Киров и Кировский район», 14-е Благочиние Русской Православной Церкви и Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кировский лицей». На семинар собрались руководители, педагоги школ и детских садов г. Кирова, гости из Москвы , Калуги и других городов Калужской области. Семинар организовывался в учебное время, чтобы можно было посетить уроки в их обычном режиме. Всего сотрудники лицея принимали более 50 гостей. Участники семинара имели возможность познакомиться с уникальным многолетним опытом духовно-нравственного воспитания на основе изучения курса «Основы православной культуры». Из докладов Ольги Александровны Лукьяновой, заведующей отделом образования администрации МР «Город Киров и Кировский район», Германа Викторовича Кропачёва, директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Кировский лицей», и благочинного о. Александра Рябова участники узнали, что преподавание курса «Основы православной культуры» в г.Кирове началось на добровольной основе в 2005 году. Это была естественная реакция на заказ социума на изучение курса, формирующего представление молодёжи о религиозных истоках культуры Отечества и предусматривающего наряду с полноценным культурологическим обучением духовно-нравственное воспитание. В отличие от большинства школ, где курс ОПК ведётся отдельными учителями, а иногда одним педагогом, в Кировском лицее была создана система религиозно-культурологического образования по единому учебно-методическому комплекту (УМК) во всех классах – с 1 по 11. То есть руководство школы, осознавая роль отечественных традиций в подготовке будущей элиты России, проделало огромную работу для систематического использования воспитывающего и развивающего ресурсов нашего УМК. И надо сказать, кроме всех качественных показателей, представленных для ознакомления гостям, налицо были такие результаты, которые не требуют специального измерения: дети вежливы, приветливы, жизнерадостны, все здоровались даже за территорией лицея, опрятны, окурков нет нигде, и не потому, что добросовестно убирают, а потому что дети не курят. Школьники разговаривают друг с другом дружелюбно, даже на улице не слышно нецензурных слов. Всё это сильно отличает Кировский лицей от школ, например, московских, около которых нецензурные выражения обычны: причём ученики даже не ругаются, они просто так привыкли общаться.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/04/os...

МЧС начинает обучать священнослужителей работе в чрезвычайных ситуациях 25 октября, 2010. Редакция " Правмира " Сегодня в учебно-методическом центре ГО ЧС по г. Москве начнется обучение представителей Русской Православной Церкви по направлению «Защита в чрезвычайных ситуациях». Сегодня в учебно-методическом центре ГО ЧС по г. Москве начнется обучение представителей Русской Православной Церкви по направлению «Защита в чрезвычайных ситуациях». 20 священников, диаконов и прихожан московских храмов будут изучать такие предметы, как «ЧС природного и техногенного характера, характерные для города Москвы», «Организация управления, связи и оповещения в системах МГСЧС», «Психологические особенности поведения населения в ЧС». Также сотрудники МЧС расскажут священнослужителям об алгоритме работы руководителя при угрозе ЧС и пожаров, научат их основам первой медицинской помощи. Всего в программе обучения, разработанной ГУ МЧС России по г. Москве, 18 различных тем. Программа рассчитана на 72 учебных часа: одну неделю священнослужители будут заниматься заочно, одну неделю – очно. «После подготовки священнослужителей и сестер милосердия они получат доступ в зону чрезвычайной ситуации, в пункты временного размещения пострадавших и опознания погибших, где люди особенно остро нуждаются в духовно-психологической поддержке со стороны Церкви», — говорит руководитель направления по организации помощи в ЧС Синодального отдела по благотворительности РПЦ Полина Юферева. Напомним, что курсы обучения священнослужителей работе в ЧС были предусмотрены соглашением между РПЦ и МЧС, подписанным Святейшим Патриархом Кириллом и главой МЧС Сергеем Шойгу 31 августа 2010 года. Подобные соглашения с территориальными органами МЧС заключают епархии Русской Православной Церкви. В ноябре планируется проведение курсов для сестер милосердия, для которых составлена отдельная программа обучения. До конца года МЧС планирует провести спецподготовку в общей сложности 60 представителей Церкви. Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению

http://pravmir.ru/mchs-nachi/

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл: Необходимо вывести воскресные школы на качественно новый уровень 2 февраля 2016 г. 16:07 В докладе на Архиерейском Соборе 2 февраля 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл особо остановился на деятельности воскресных школ. Предстоятель напомнил, что Архиерейским Собором 2013 года были одобрены Стандарт учебно-воспитательной деятельности для воскресных школ и Положение об их деятельности, составленные Синодальным отделом религиозного образования и катехизации применительно к законодательству Российской Федерации. «Опыт их апробации в российских епархиях за истекшие три года может быть использован и в других странах, — отметил Святейший Патриарх Кирилл. — Считаю полезным проведение обмена опытом в этой сфере с соответствующими структурами Самоуправляемых Церквей, Белорусского экзархата, Митрополичьих округов». Святейший Патриарх Кирилл привел статистику, согласно которой с 2013 года по 2016 год около 80% от общего числа российских воскресных школ перешли на преподавание в соответствии с принятым стандартом. «Стандартизация обнажила проблему подготовки квалифицированных кадров. Эта проблема стоит остро и в настоящее время», — подчеркнул Предстоятель. «После перехода большинства воскресных школ на новый стандарт была запущена их аттестация, которая продолжится в 2016 году. По ее итогам будет сформирован общецерковный реестр воскресных школ», — сообщил Святейший Патриарх Кирилл. Аттестация, проходившая при участии самих воскресных школ, способствовала усилению межшкольного взаимодействия — в частности, в качестве положительного примера Святейший Владыка привел Нижегородскую епархию, где была создана Ассоциация директоров и педагогов воскресных школ, призванная обеспечить систематический обмен опытом между ее членами. В связи с поручением Собора 2013 года обеспечить воскресные школы современными учебниками Синодальный отдел религиозного образования запустил проект по созданию единого учебно-методического комплекса для воскресных школ. Подведя промежуточные итоги, Высший Церковный Совет в прошлом году решил скорректировать подходы к созданию учебников для воскресных школ, отметил Патриарх Кирилл. В условиях, когда дети перегружены в среднеобразовательных школах, преподавание в воскресной школе по образцу светской может оттолкнуть детей от Закона Божия, поэтому с осени 2015 года Синодальный отдел религиозного образования ведет работу по созданию принципиально новых подходов к обучению детей в воскресных школах. Также вносятся изменения в ранее принятые документы, составляются оригинальная концепция написания учебников, а также примерные программы по каждому предмету.

http://patriarchia.ru/db/text/4365946.ht...

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний освобожден от этой должности 21 декабря. ПРАВМИР. Священный Синод Украинской Православной Церкви освободил митрополита Бориспольского и Броварского Антония от должности ректора Киевской духовной академии и семинарии и назначил на этот пост архимандрита Сильвестра (Стойчева). Как сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ, на заседании был заслушан рапорт митрополита Бориспольского и Броварского Антония, ректора Киевской духовной академии и семинарии, об увольнении его с этой должности ( журнал 41 ). Синод постановил освободить митрополита Антония от должности ректора и выразить ему благодарность «за многолетние плодотворные труды» на этом посту. Ректором Киевской духовной академии и семинарии решено назначить архимандрита Сильвестра (Стойчева), проректора по учебно-методической работе Киевской духовной академии и семинарии. Он также избран епископом Белогородским, викарием Киевской митрополии. Архимандрит Сильвестр (в миру Стойчев Александр Николаевич) родился 30 мая 1980 г. в Одессе в семье рабочих. Окончил Одесскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. В 2006-2007 гг. преподавал ряд богословских дисциплин на факультете психологии Российского православного университета имени святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. После окончания МДА принят на работу в Киевскую духовную академию и семинарию. 2 апреля 2009 года пострижен в монашество. 11 апреля 2009 года рукоположен в сан иеродиакона, 21 мая – в сан иеромонаха. 13 декабря 2009 года возведен в сан игумена, 1 мая 2013 года – в сан архимандрита. До сих пор занимал должность проректора по учебно-методической работе в Киевских духовных школах, вел преподавательскую работу в звании профессора и активную просветительскую деятельность. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/naznachen-novyiy-rekto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010