Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с учителями «Основ религиозных культур и светской этики» и «Основ духовно-нравственной культуры народов России» 19 октября 2021 года 19 октября 2021 года в Сергиевском зале кафедрального соборного  Храма Христа Спасителя  в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с учителями, реализующими предметные области «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Организатором встречи выступил  Синодальный отдел религиозного образования и катехизации . В президиуме находились: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл; председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации  митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений ; министр просвещения Российской Федерации С.С. Кравцов. В заседании приняли участие президент Российской академии образования профессор О.Ю. Васильева, первый заместитель министра образования и молодежной политики Свердловской области Н.В. Журавлева, педагоги из различных регионов России. Открывая заседание, митрополит Евгений выступил с кратким приветствием. Со словом к участникам встречи обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Выступление министра просвещения РФ С.С. Кравцова было посвящено актуальным вопросам сотрудничества Министерства просвещения и Синодального отдела религиозного образования обязательно. Президент Российской академии образования профессор О.Ю. Васильева представила доклад «О новом учебно-методическом комплексе " Основы православной культуры " в рамках предметной области " Основы религиозных культур и светской этики " ». Первый заместитель министра образования и молодежной политики Свердловской области Н.В. Журавлева рассказала о проведении апробации нового учебно-методического комплекса «Основы православной культуры» в рамках предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» в Свердловской области. Затем митрополит Евгений попросил Святейшего Патриарха Кирилла подвести итоги встречи.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Кафедра - основное учебно-научное структурное подразделение академии. В МДА существует 6 кафедр: библеистики, богословия, церковной истории, церковно-практических дисциплин, филологии, а также истории и теории церковного искусства. Кафедры осуществляют руководство профильными отделениями в магистратуре. Для проведения углубленных научных исследований, а также в целях практической отработки студентами полученных знаний и навыков созданы Греко-латинский кабинет, Балканский кабинет, Кабинет ориенталистики, Педагогический кабинет, Дальневосточный центр и Миссионерский отдел. Важнейшие задачи по сохранению и передаче интеллектуального и культурного наследия выполняют ЦАК и б-ка, книжные фонды к-рой хранят ок. 350 тыс. книг. ЦАК является ведущим музеем РПЦ, ведет активную экспозиционную, научную и просветительскую работу. Важно отметить, что в его залах проводятся занятия по церковной археологии и искусству. Контакты администрации МДА со СМИ обеспечиваются пресс-службой. Студенческий совет - совещательный орган, обеспечивающий взаимодействие студентов МДА с администрацией и профессорско-преподавательской корпорацией. Администрацию МДА составляют проректоры, секретарь ученого совета, помощники ректора и заведующие структурными подразделениями. Первый проректор исполняет обязанности 1-го заместителя ректора в управлении деятельностью академии. С 2001 г. 1-м проректором является наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиеп. Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков) . Проректор по учебной работе организует учебный процесс и методическую деятельность. С 1983 г. эту должность занимает заслуженный проф. М. С. Иванов. Проректор по научно-богословской работе осуществляет научную работу в академии и семинарии. С 2012 г. на этой должности находится прот. А. Задорнов. В обязанности проректора по воспитательной работе входит общее руководство воспитательной работой в академии и семинарии. С 2015 г. эту должность занимает игум. Даниил (Василенко). В 2010 г. секретарем ученого совета, к-рый занимается подготовкой его заседаний, составляет протоколы заседаний и следит за исполнением их решений, назначен игум. Адриан (Пашин). С 2012 г. зав. аспирантурой, к-рый следит за процессом научного руководства по подготовке диссертационного исследования и выполнения аспирантом индивидуального учебно-научного плана, назначен игум. Адриан (Пашин). С 2016 г. зав. регентской школой является игум. Лазарь (Гнатив). С 1996 г. должность заведующего иконописной школой при МДА занимает архим. Лука (Головков). С 1997 г. обязанности зав. сектором заочного обучения исполняет прот. С. Маратканов. С 2001 г. помощником ректора по представительской работе является протодиак. И. Михайлов.

http://pravenc.ru/text/2564190.html

При необходимости проводится дополнительная научно-педагогическая и конфессиональная экспертиза отдельных пособий. Учитываются перечни допущенных ранее для использования в общеобразовательных учреждениях пособий и курсов (федеральные перечни на 2004-2005 учебный год и ранее, разделы курсов регионального и школьного компонентов, дополнительного образования и воспитания), а также результаты мониторинга образовательной практики в регионах. На основе дополнительных перечней учебных пособий по другим (кроме первых четырех) предметам по религиозной культуре, может быть организована разработка ориентировочных образовательных стандартов, примерных учебных программ. Для осуществления этой работы в Министерстве образования и науки РФ образуется специальный информационно-аналитический и методический отдел с ответственными специалистами по каждому учебному предмету образовательной области «Духовно-нравственная культура». В общеобразовательном учреждении учебники, пособия по предметам образовательной области «Духовно-нравственная культура» выбираются по соответствующим предметам из федерального перечня и регионального перечня данного субъекта Российской Федерации. Состав используемых в школе пособий по всем учебным предметам образовательной области утверждается решениями педагогического совета и органа самоуправления учреждения. На основе этих решений оформляется заявка на учебники и пособия в органы управления образованием, которые проводят закупку соответствующих пособий в порядке, установленном для учебно-методического обеспечения других основных учебных дисциплин. Федеральный и региональные перечни ежегодно обновляются с учетом появления новых пособий, опыта использования пособий в практике, отзывов педагогов, общественности, религиозных организаций. Все пособия для преподавания учебных предметов религиозной культуры во всех перечнях согласуются с соответствующими религиозными организациями по процедуре, установленной соответствующими соглашениями. В целях развития учебно-методического обеспечения по учебным предметам образовательной области «Духовно-нравственная культура» на первом этапе внедрения новой образовательной области целесообразно оказание государственной поддержки посредством проведения ряда конкурсов на определение лучших из имеющихся и создание новых УМК, учебников, пособий по всем учебным предметам образовательной области.

http://patriarchia.ru/db/text/358393.htm...

Святейший Патриарх Кирилл встретился с учителями «Основ религиозных культур и светской этики» и «Основ духовно-нравственной культуры народов России» 19 октября 2021 г. 13:05 19 октября 2021 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с учителями, реализующими предметные области «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Организатором встречи выступил Синодальный отдел религиозного образования и катехизации . В президиуме находились: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл; председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений ; министр просвещения Российской Федерации С.С. Кравцов. В заседании приняли участие президент Российской академии образования профессор О.Ю. Васильева, первый заместитель министра образования и молодежной политики Свердловской области Н.В. Журавлева, педагоги из различных регионов России. Открывая заседание, митрополит Евгений выступил с кратким приветствием. Со словом к участникам встречи обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Выступление министра просвещения РФ С.С. Кравцова было посвящено актуальным вопросам сотрудничества Министерства просвещения и Синодального отдела религиозного образования обязательно. Президент Российской академии образования профессор О.Ю. Васильева представила доклад «О новом учебно-методическом комплексе " Основы православной культуры " в рамках предметной области " Основы религиозных культур и светской этики " ». Первый заместитель министра образования и молодежной политики Свердловской области Н.В. Журавлева рассказала о проведении апробации нового учебно-методического комплекса «Основы православной культуры» в рамках предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» в Свердловской области. Затем митрополит Евгений попросил Святейшего Патриарха Кирилла подвести итоги встречи.

http://patriarchia.ru/db/text/5854102.ht...

Синодальний відділ релігійної освіти розпочав презентацію в регіонах оновленої нормативної бази для недільних шкіл 31 травня 2017 р. 10:15 Новые редакции Стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации и Положения о деятельности воскресных школ (для детей) были приняты Высшим Церковным Советом 29 декабря 2016 года и утверждены 9 марта 2017 года Священным Синодом Русской Православной Церкви. По благословению председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия , главы Донской митрополии , первая презентация документов была проведена 27 мая 2017 года в Ростове-на-Дону для представителей трех епархий Донского края — Ростовской , Волгодонской и Шахтинской . В съезде-конференции «Обновленные стандарты воскресных школ. Пути и методы их реализации» приняли участие руководители и сотрудники епархиальных отделов образования, свыше 250 директоров и педагогов воскресных школ, благочинных, их помощников, настоятелей храмов Донской митрополии. Синодальный отдел религиозного образования и катехизации представлял координатор рабочей группы по изучению и выработке подходов к формированию учебных пособий для воскресных школ иеромонах Геннадий (Войтишко). Региональные семинары с участием представителей Синодального отдела знакомят учителей воскресных школ и представителей епархий с новыми документами и современными методиками ведения занятий, разработка которых в настоящий момент ведется в рамках создания концепции Единого учебно-методического комплекса для воскресных школ. «За последние 25 лет воскресные школы сделали гигантский шаг в своем развитии. Вместе с тем анализ ситуации показывает, что назрела потребность в качественных изменениях в их деятельности. Пришло время внести определенные корректировки. Это необходимо как в силу изменившихся условий жизни и развития детей, восприятия и запоминания информации ими, так и в соответствии с требованиями государственных нормативных актов», — отметил иеромонах Геннадий.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4919829...

При учреждении Синодального комитета по взаимодействию с казачеством Священным Синодом и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом были обозначены цели и задачи, отраженные впоследствии в Уставе Комитета: «Основными целями деятельности Комитета являются совместное исповедание и распространение православного вероучения и поддержка взаимоотношений Русской Православной Церкви с казачеством. Основная задача Комитета заключается в осуществлении и координации деятельности Русской Православной Церкви, ее диалога и сотрудничества с казачьими обществами и общественными объединениями казачества, а также с органами государственной власти и местного самоуправления, осуществляющими взаимодействие с казачеством». О направлениях работы Комитета можно судить по его структуре, в которой есть следующие подразделения: отдел по работе с епархиями и органами власти, отдел по работе с казачьими обществами и общественными объединениями казачества, учебно-методический отдел, информационный центр, куда, в свою очередь, входит сектор аналитический исследований, мониторинга и структурирования информации и ряд других. Мы активно взаимодействуем с Синодальным отделом по казачеству Украинской Православной Церкви, Белорусским экзархатом (вот только минувшей осенью представители Комитета и я лично побывали и в Украине, и в Белоруссии). Налаживаем работу с казачеством дальнего зарубежья, потому как казачество — оно неделимо, и, следовательно, тщетны попытки определенных сил его расколоть. Я повторял и буду повторять, что не вполне верно говорить о казачестве украинском, русском, французском, австралийском и т.д. Казаки сильны именно единством, поэтому «казаки в Украине», «казаки в России», «казаки во Франции», «казаки в Австралии» — это звучит не только гораздо более естественно и грамотно, но и демонстрирует целостность казачества как социального явления и единые духовные основы его существования. За время работы Синодального комитета по взаимодействию с казачеством нами был подготовлен целый комплект документов, которые должны стать первичной основой нормативно-правовой базы в построении системы взаимоотношений Церкви и казачьих обществ и объединений.

http://patriarchia.ru/db/text/658777.htm...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Что касается обеспечения православных средних общеобразовательных учебных заведений необходимыми помещениями, то здесь без содействия государства никак не обойтись. Мы благодарны Правительству Москвы, которое в 2005 году при личном содействии мэра столицы Юрия Михайловича Лужкова передало в безвозмездное пользование на 10 лет московским православным школам арендуемые ими помещения. В настоящее время Отдел осуществляет попечение и о церковных приютах. По благословению Святейшего Патриарха создается постоянно действующая Комиссия по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях, которая тщательно изучит и проанализирует деятельность уже имеющихся приютов. Будет составлен их полный реестр и выработаны единые требования к такого рода образовательным учреждениям. Комиссия призвана контролировать выполнение церковными приютами действующего законодательства, «определяющего условия проживания, воспитания и обучения детей, охраны их здоровья, прав и интересов, подготовку к взрослой самостоятельной жизни». Она будет также оказывать церковным приютам методическую и практическую помощь в улучшении воспитательно-образовательного процесса. Что касается православных высших учебных заведений, то православные вузы и кафедры теологии из ведения Синодального отдела религиозного образования переданы Учебному комитету Русской Православной Церкви. Такая подчиненность будет способствовать лучшей координации и управляемости учебным процессом в высшей школе, входящей в систему православного образования и позволит более эффективно встроить этот сегмент православной системы в российское образовательное пространство. В систему православного образования входят также воскресные церковно-приходские школы. Их в настоящее время немногим больше 11 тысяч, примерно одна школа на три прихода. Конечно, не все они равноценны, как разнятся между собой и приходы нашей Церкви. Предстоит увеличить их количество, повысить образовательный уровень, изыскать дополнительные источники финансирования, улучшить материальные условия учебных занятий. В соответствии с поручением Святейшего Патриарха Синодальный Отдел религиозного образования приступил к работе по систематизации существующего учебно-методического материала и пособий для воскресных школ.

http://patriarchia.ru/db/text/1049370.ht...

Доклад епископа Красногорского Саввы, председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями 9 июня 2008 г. 21:51 Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства! Позвольте предложить высокому вниманию членов Освященного Архиерейского Собора обзор деятельности Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями за межсоборный период. Наш Отдел создан решением Священного Синода от 18 июля 1995 года и продолжил деятельность по взаимодействию с Министерством Обороны, начатую ОВЦС, в составе которого существовал сектор по взаимодействию с Вооруженными силами. Отдел строит свою работу на основе подписанных Русской Православной Церковью соглашений с Министерством Обороны, Министерством Внутренних Дел, Министерством по Чрезвычайным Ситуациям, Федеральной Пограничной Службой, Главным Управлением казачьих войск при Президенте Российской Федерации и другими силовыми ведомствами. В настоящее время в штате Отдела состоит 13 сотрудников, из них один — кадровый офицер, на должности Руководителя информационно-аналитической службы. Кроме того, один день в неделю в Отделе безвозмездно трудится в качестве консультанта один офицер от каждой силовой структуры, с которой подписано соглашение. В структуру Отдела входят: Учебно-методический центр, информационно-аналитическая служба и сектор особого пастырского служения (в воинских частях и тюрьмах). При Отделе функционирует Координационный совет, в состав которого входят генералы — руководители воспитательных структур всех «силовых» ведомств, заключивших соглашения о взаимодействии с Русской Православной Церковью, рабочие заседания проводятся раз в полугодие. В соответствии с Уставом Отдела основными направлениями нашей работы являются: За крайне редкими исключениями, Отдел в своей деятельности получает постоянную помощь и поддержку со стороны командования Вооруженных Сил и офицеров — ответственных за воспитательную работу. Руководство силовых министерств убедилось в том, что пастырская деятельность православного духовенства среди личного состава благотворно влияет на дисциплину и морально-психологический климат в коллективах, помогая предотвратить или минимизировать существовавшие и существующие, к сожалению, до сих пор негативные моменты, как-то: неуставные взаимоотношения в армии, нарушения режима в исправительных учреждениях.

http://patriarchia.ru/db/text/423834.htm...

В Отделе народного просвещения Всевеликого войска Донского понимали и осознавали, что «истинное воспитание немыслимо без религиозной основы», а ложно понятая «свобода совести» приводит лишь к потере чувства долга по отношению к себе, к близким, к Богу и Родине. В циркуляре Отдела от 8 ноября 1918 г. напоминалось о забытом элементе религиозного воспитания — о молитве перед занятиями и посещении богослужений учащимися. Поэтому предлагалось установить перед началом занятий общую ученическую молитву, ввести обязательное посещение православными учащимися богослужений в школьных храмах, а где не имеется — в ближайших приходских .  Средние учебные заведения представляли в Отдел отчёты в форме кратких исторических записок о деятельности. Для примера в одной такой записке о Митавской мужской гимназии г. Таганрога (январь 1919 г.) сообщалось: «Действия всего учебно-воспитательного персонала направлены были к тому, чтобы воспитать в учащихся религиозное чувство, внушить стремление к знанию, любовь к природе, ко всему доброму, прекрасному, чтобы приучить учеников к усердной работе над собственным развитием и к добросовестному исполнению своих обязанностей» .  Донская власть не ограничилась возвращением в школы Закона Божия, но намеревалась принять меры к совершенствованию его преподавания как главного воспитательного предмета в школе. С этой целью педагоги и законоучители были приглашены участвовать в разработке методик, совершенствовании старых и поиске новых форм обучения, которые бы вели к улучшению преподавания Закона Божия . Методические разработки, а также психолого-педагогические статьи (к примеру, профессора П.В. Верховского ) по проблемам преподавания Закона Божия носили характер долговременный, основательный и были рассчитаны на перспективу. Это свидетельствовало о том, что обществу была свойственна уверенность в будущее Донского края, не связанное с советской властью.  Отдел народного просвещения дал руководителям учебных заведений рекомендательные указания в отношении учебной литературы. Им были предложены проверенные временем учебники, учебные руководства и пособия по Закону Божию, авторами которых являлись известные в России богословы, законоучители и методисты (протоиерей А. Темномеров, Н. Александров, Я.Н. Ктитарев, П.И. Малицкий, Н. Липский, Б.И. Гладков, В.Н. Делекторский и др.). Отдел отрегулировал процесс переиздания указанной учебной литературы в Ростове-на-Дону . 

http://bogoslov.ru/article/716419

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010