За прошедшие годы был накоплен богатый опыт общения, выявлены наиболее актуальные темы, сделаны полезные выводы. Заместитель председателя СОММ отметила, что если первые собрания и конференции были посвящены вопросам, связанным с монастырским уставом, обеспечением принципов общежития в практической жизни братства, то в докладах монашеского направления Рождественских чтений 2018 года раскрывалась тема монашеских обетов и их исполнения в современных условиях. 2-3 июля участники круглого стола в Санкт-Петербурге рассмотрели тему «Добродетель послушания в современных монастырях. Практические аспекты». Основой содержания всех проводимых конференций является общая цель — устроение монашеской жизни в духе святоотеческого учения и древних монашеских традиций. Игумения Иулиания рассказала собравшимся, что участники монашеских конференций неоднократно говорили о том, насколько значимой является для них возможность рассматривать разные аспекты каждой темы и обсуждать насущные вопросы монастырской жизни. Поскольку большое значение имеет духовный и практический опыт близких нам по времени святых и подвижников благочестия, на большинстве конференций в рамках отдельных секций звучат сообщения об их жизненном подвиге и духовном опыте. Эти сообщения ценны тем, что их произносят те, кто лично общался с духовными светильниками, и потому они особенно оживляют наши встречи, подчеркнула игумения Иулиания. Важной темой всех конференций также является тема наиболее существенных трудностей во внешней и особенно внутренней жизни монастырских братств и сестричеств и поиск путей их преодоления. В 2018 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла была реализована новая форма проведения конференций и собраний с выездом делегации за канонические пределы Русской Православной Церкви. В своем выступлении матушка также поделилась с участниками собрания впечатлениями от международной конференции, проходившей в ноябре 2018 года на Кипре и ноябрьской поездки в составе делегации монашествующих Русской Православной Церкви к общехристианским святыням Египта.

http://patriarchia.ru/db/text/5321400.ht...

Открывая собрание, Святейший Патриарх Кирилл, в частности, сказал: «Уважаемый Сергей Семенович! Уважаемые участники собрания, члены Совета попечителей Храма Христа Спасителя! В соответствии с уставом региональной общественной организации содействия развитию комплекса Храма Христа Спасителя, которая именуется Совет попечителей Храма Христа Спасителя, сопредседателями коего являются мэр Москвы Сергей Семенович и ваш покорный слуга, общее собрание объявляется открытым. В начале нашего собрания я хотел бы выразить благодарность Вам, Сергей Семенович, а также всем членам Совета попечителей за те труды, которые осуществляются во благо главного храма России, который одновременно является и духовным, и культурным центром столицы. На площадке Храма Христа Спасителя происходят очень многие важные события... Иными словами, комплекс Храма Христа Спасителя действительно является важным духовным, культурным, общественным центром». Далее Предстоятель Русской Православной Церкви представил повестку дня собрания, в которую вошли следующие пункты: В ходе заседания были утверждены изменения в составе членов Совета попечителей. В связи с истечением срока полномочий ответственного секретаря Совета Ю.В. Артюха был рассмотрен вопрос и принято решение о продлении срока его полномочий в этой должности. Далее Святейший Патриарх Кирилл отметил:  «В соответствии с требованиями законодательства, в составе некоммерческой организации «Фонд Храма Христа Спасителя» должен быть выборный орган — Попечительский совет. В его функции должен входить надзор за деятельностью Фонда, за исполнением принятых решений, за расходованием средств. Представляется, что данное требование закона полностью отвечает задачам нашей организации. Попечительский совет станет тем рабочим органом, который будет регулярно и оперативно рассматривать возникающие проблемные вопросы и помогать в их разрешении. Для этого понадобится включить в состав Попечительского совета опытных руководителей, имеющих определенные властные функции.

http://patriarchia.ru/db/text/3613589.ht...

Созданный в 1995 г. Синодальный Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями сегодня по преимуществу занимается строительством отношений с министерствами и ведомствами, в состав которых входят войска и воинские формирования, а также координационной, методической и организационно-правовой работой в сфере взаимодействия с органами военного управления. В соответствии с Уставом Отдела основными направлениями его работы являются: — координация взаимодействия священноначалия и духовенства с военным руководством и воспитательными структурами по вопросам реализации соглашений и программ двухстороннего церковно-государственного сотрудничества; — оказание практической и методической помощи командованию и органам воспитательной работы войск в подготовке и проведении исследований религиозной ситуации в воинских коллективах и районах дислокации войсковых частей; — забота о пастырском окормлении православных военнослужащих, как в местах их постоянной дислокации, так и во время командировок в районы выполнения служебно-боевых задач, в том числе в составе миротворческих контингентов в Абхазии, на Северном Кавказе и Таджикистане; — участие в мероприятиях историко-патриотической и религиозно-нравственной тематики в рамках подготовки и проведения Дней воинской славы (победных дней) России, знаменательных и юбилейных дат и событий отечественной истории, истории видов и родов Вооруженных Сил, силовых ведомств; — представление Русской Православной Церкви в контактах с руководством различных структур Вооруженных Сил и других ведомств, имеющих в своем составе войска и воинские формирования, а также министерств и ведомств, ответственных за правоохранительную деятельность и содержание людей в местах лишения свободы; — информирование Святейшего Патриарха и Священного Синода о событиях и мероприятиях, происходящих в сфере деятельности Вооруженных Сил и правоохранительных учреждений и представляющих интерес для Русской Православной Церкви. Отдел имеет разветвленную структуру, работая по пяти направлениям, которые условно можно обозначить так: " Армия " , " Милиция " , " Тюрьма " , " Остальные структуры " и " Издательско-миссионерское направление " . Каждое направление имеет свои секторы работы, соответствующие силовым структурам.

http://sedmitza.ru/lib/text/429559/

Митра ( для протоиереев) , сан архимандрита (для монашествующих) – Награждение производится Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем за 30 лет беспорочного служения Церкви Божией. Примечание: При возведении в сан архимандрита одновременно возлагается митра; Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, возведенный в сан архимандрита, при служении в храмах Духовной миссии носит митру с крестом. Правила ношения: исключительно во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных уставом) Служение Божественной литургии отверстыми с Царскими вратами до Херувимской песни – Награждение производится Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, не ранее чем через 5 лет после награждения митрой. Служение Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш…» - Награждение производится Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, не ранее чем через 5 лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни. Патриарший крест - Награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Правила ношения: надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке – поверх рясы. Сан протопресвитера – Награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. 4. Последовательными наградами для диаконства являются: Двойной орарь . - Награждение производится Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 5 лет после хиротонии награждаемого. Правила ношения – на левом плече, поверх стихаря, передний более длинный конец спускается с левого плеча под правую руку, затем им опоясывается спина, а затем спускается вниз через левое плечо Возведение в сан протодиакона. - Награждение производится Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 20 лет служения в сане диакона.

http://sedmitza.ru/lib/text/429637/

– Нет, я не ожидаю крутых поворотов и не вижу предпосылок для них. Традиции церковного управления разнообразны, в зависимости от реальных условий приобретают силу то одни, то другие их стороны. – В Русской Православной Церкви уже несколько лет действует специальный коллегиальный орган – Межсоборное присутствие. Он создавался в том числе и как канал дополнительных возможностей влияния на церковную жизнь со стороны мирян. Благодаря механизмам работы Межсоборного присутствия любой человек может принять участие в общецерковных дискуссиях, выступить с инициативами и т.п. Как Вы оцениваете перспективы деятельности данного органа в свете развития церковной жизни, управления Церковью? – Межсоборное присутствие – необходимый орган для выработки текстов соборных решений. Для всех очевидно, что ведение дел великой многомиллионной Церкви не может развиваться в рамках клуба. Потому и Межсоборное присутствие клубного характера иметь не может по определению. Включение в него мирян говорит о признании важности наличия обратной связи между клиром и миром. Вместе с тем, иногда кажется, что принципы включения мирян в работу Межсоборного присутствия (они описаны в уставных документах) следовало бы сделать еще более отчетливыми. Во-первых, их доля по отношению к епископам и священникам еще слишком мала, чтобы можно было говорить о полноценном представительстве. Во-вторых, не понятны основания отбора, в соответствии с которыми эти лица должны представлять церковный мир и говорить от его лица. – Принцип демократичности в современной церковной жизни – уместно ли вообще рассуждать о таком понятии? Что такое демократия в Церкви? Нуждается ли она в дополнительной защите? – Фактически я уже ответил на этот вопрос: если мирянина интересует церковная власть, это означает, что с его христианством что-то не так. Но можно рассмотреть проблему и с другой стороны. Иногда, когда говорят о демократизации, то имеют в виду низовую церковную жизнь, а именно приходскую. Некоторые приходы, более сплоченные или более обеспеченные, чем другие, возможно, могли бы претендовать на большее самоуправление, чем то, которое предоставляется им Уставом. Однако " некоторые " не значит " все " или " большинство " . Условия везде разные. Принципы управления выстраиваются исходя из максимально широкого контекста. Можно задаться вопросом: что дало бы сегодня Церкви общее ослабление централизации? – Только усиление непредсказуемости. Другое дело, что централизованное принятие решений без внимания к мнению людей зачастую ведет к тому же. Здесь можно говорить о том, что в церковной политике большую роль играет принцип усмотрения (аналогичный тому, который имеется в юридической практике), а от искусства или духовной основательности его применения зависит многое.

http://religare.ru/2_101280.html

Доверие к нему высшей церковной иерархии и заметная стойкость в православии быстро поднимали звезду его авторитета. Уже на исходе его тридцатилетия он стал известным и далеко за пределами России. Но где бы он ни был и какое бы высокое положение ни занимал, в нем постоянно, с неиссякаемой силой высвечивалось нечто такое, что можно было определить как исконно русское, московское, глубоко пронизанное природной народной духовностью. Его любили за благолепие и усердие к богослужениям. Умилительно было наблюдать, как он легко и изящно делал положенные церковным уставом поклоны, притом не переваливаясь с одного колена на другое, а истово, по древнемонашескому чину. Удивительно было трудолюбие Владыки. Почти никто из знавших его не смогут определенно утверждать: ездил ли он когда-нибудь в отпуск, отдыхал ли вообще? Своим отдыхом он считал те дни, когда по телесной немощи был вынужден подчиняться требованиям врачей лечь в больницу. Вот с таким богатством нравственных и духовных достоинств Господь наш Иисус Христос и явил его в сложные моменты истории Русской Православной Церкви, поставил на те вершины, с которых Слово Божие могло мощным потоком низвергаться в сердца человеческие. И Владыка наш стал достойным избранником Божиим, ибо сердце его пылало необъятной любовью к словесам Господним. Для него слово Божие было не только непреложной истиной, мечом обоюдоострым, живым и действенным, но и, по пророку, огнем, молотом, разбивающим скалу ( Иер.23:29 ). А скала его времени, застывшая из сплава людской гордыни, зависти, неприязни к Церкви и почти открытой враждебности к ней со стороны предержащих властей, была слишком остра и обрывиста, чтобы легко и доступно ее преодолеть. Особенно это относится к первым трем годам, когда Владыка возглавил «Журнал Московской Патриархии». Сколько тогда требовалось от него мудрости, опыта, дипломатической находчивости с сильными века сего, знал, наверное, только он один. Случись быть напечатанным хотя бы одному неосторожному слову или предложению – и журналу грозила опасность уйти в небытие. Я сам лично, как сотрудник редакции, в те годы ощущал сложности и опасности со стороны всех подводных камней, среди которых сохранял свое равновесие и жизнь упомянутый журнал. И были успехи – православный народ увидел напечатанными Библию, молитвословы, богослужебные книги и многое иное, необходимое для спасения бессмертных человеческих душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Митрополит Кирилл считает, что РПЦ не стремится к получению статуса государственной. " Напротив, на основании собственного исторического опыта мы убедились в необходимости выстраивания партнерских отношений с государством, основанных на взаимовыгодном сотрудничестве в интересах всего общества. Такие отношения предполагают заключение соглашений с государством, которые создали бы надлежащую правовую основу для социального служения Церкви " , - следует из текста письма. У Московского Патриархата вызывает удивление, что " сам факт заключения соглашений рассматривается как свидетельство огосударствления Церкви " , а " отсутствие таких соглашений у некоторых других действующих в России религиозных организаций не является дискриминацией " . Заканчивая свое письмо, председатель ОВЦС отмечает, что " достоверность и ценность любой аналитической работы зависит от выбора источников информации, которые использованы для ее составления " . И в этой связи он констатирует, что " авторы доклада обратились к организациям, которые не обладают достаточным знанием религиозной ситуации в России или представляют интересы узких групп, а не формирующегося гражданского общества в целом " . В будущем митрополит Кирилл предлагает Госдепу США при изучении состояния религиозной свободы в России обращаться именно к Русской Православной Церкви. Глава ОВЦС утверждает, что " ознакомление с проводимой Церковью работой и привлечение более широких информационных и общественных ресурсов могло бы придать большую информативность и точность докладам о религиозной свободе Госдепа США " . Нет сомнений, что авторы доклада о религиозной свободе в мире судят о государственно-конфессиональных отношениях в России на основании своего собственного понимания этой свободы. Заметим, что американский опыт взаимодействия с религиозными организациями радикально отличается от российского. Для США собственная модель, дающая всем религиозным объединениям равные права и свободы, является демократической и в этом смысле образцовой, но она совершенно не учитывает опыт других стран, и прежде всего европейских. Поэтому в докладах Госдепартамента можно найти инвективы не только в адрес России, Китая и Ирана, но и Германии, Бельгии и Франции.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

2.3. Благочинный исполняет распоряжения епархиального архиерея, а также решения епархиального собрания и епархиального совета. Благочинный округа, входящего в составе викариатства, также исполняет распоряжения управляющего викариатством, решения совета викариатства и собрания священнослужителей викариатства. 2.4. При благочинном может существовать канцелярия, служащие которой назначаются благочинным с ведома епархиального архиерея или управляющего викариатством (Устав, XVI.66). 2.5. Деятельность благочинного финансируется из средств возглавляемого им прихода или подворья, а при необходимости - из общеепархиальных средств (Устав, XVI.67), в том числе, по благословению епархиального архиерея, из средств приходов и подворий благочиния. В последнем случае благочинный отчитывается о расходовании таковых средств перед епархиальным архиереем и перед настоятелями благочиния. 2.6. Благочинный является представителем епархиального архиерея в соответствующем благочинническом округе. Полномочия благочинного определяются Уставом Русской Православной Церкви, настоящим Положением и распоряжениями епархиального архиерея. 2.7. Благочинный назначается на должность указом епархиального архиерея (Устав, XVI.59) из опытных, усердных, наиболее деятельных и являющихся примером для подражания пресвитеров епархии. При назначении благочинным клирик назначается настоятелем одного из храмов округа, если не являлся таковым ранее. Право представления кандидатуры благочинного округа, входящего в состав викариатства, имеет управляющий викариатством. 2.8. Освобождение благочинного от должности осуществляется в порядке, аналогичном назначению. При освобождении от должности благочинный передает в трехдневный срок со дня получения соответствующего указа епархиального архиерея Святое Миро (если осуществлял его хранение) и дела своей канцелярии новоназначенному благочинному, а в случае ликвидации благочиния - тому благочинному, в состав округа которого вошли его приходы и подворья. Передача дел благочинного может по благословению епархиального архиерея производиться в присутствии представителя последнего.

http://mitropolia.spb.ru/docs/polozhenie...

7. В случае ошибки при заполнении бюллетеня член Собора имеет право обратиться в счетную комиссию для замены бюллетеня; в таком случае испорченный бюллетень сдается в счетную комиссию, погашается ее председателем и выдается новый бюллетень, о чем составляется акт. 8. Избранными кандидатами считаются три архиерея, набравшие наибольшее количество голосов, выраженных в действительных бюллетенях. В случае если в первом туре голосования несколько кандидатов набрали равное количество голосов и это не позволяет определить трех избранных, проводится повторное голосование по лицам, получившим равное количество голосов. 9. Избранные имеют право заявить о самоотводе. В таком случае, список кандидатов восполняется посредством включения в него следующих (по числу полученных голосов в первом туре) архиереев. В случае самоотвода всех трех кандидатов проводится повторное голосование. 10. Результаты голосования представляются Поместному Собору, который открывается не позднее, чем на третий день после выдвижения кандидатов на Патриарший престол. 11. Председательствует на Поместном Соборе Местоблюститель Патриаршего престола. 12. Члены Поместного Собора могут выдвинуть дополнительного кандидата на Московский Патриарший престол заявлением не менее чем 1/4 своих членов. Такой архиерей должен отвечать критериям, предусмотренным Уставом Русской Православной Церкви для кандидатов на Патриарший престол. Для его включения в число кандидатов на Московский Патриарший престол проводится тайное голосование. Включается в список кандидатов тот архиерей, который набирает не менее трети голосов, выраженных в действительных бюллетенях. 13. Члены Собора тайным голосованием избирают из числа кандидатов Патриарха Московского и всея Руси, согласно следующей процедуре: 1) перед началом голосования председатель счетной комиссии в присутствии членов комиссии проверяет состояние урн для голосования и опечатывает их печатью счетной комиссии; 2) бюллетени для голосования выдает счетная комиссия под роспись, по предъявлении удостоверения члена Собора; бюллетень содержит список выдвинутых на голосование иерархов, с местом для проставления знака напротив каждого имени; бюллетень скрепляется печатью счетной комиссии; счетная комиссия несет ответственность за подсчет выданных бюллетеней;

http://pravmir.ru/polozhenie-ob-izbranii...

— Достаточно необычно выглядит состав совета. Помимо епископов, священников и церковных историков в него входят, например, Сергей Леонидович Шумаков, первый заместитель генерального директора ВГТРК, и Игорь Михайлович Реморенко, статс-секретарь, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации. Какова их роль в деятельности совета? — Состав Церковно-общественного совета сформирован в соответствии с его задачами. В программе его деятельности достаточно ясно прописаны такие вопросы, как освещение подвига новомучеников в средствах массовой информации, а также содействие разработке образовательных программ, посвященных их жизни. Естественно, что для реализации намеченного потребуются не только усилия архипастырей, пастырей, церковных ученых, но также и работников Министерства образования и средств массовой информации. Задачи совета настолько обширны, что мы сможем их осуществить только общими и согласованными усилиями. — Пользуясь случаем, хотелось бы задать вам несколько вопросов о деятельности Священного Синода. Как известно, в Синоде заседают постоянные и временные члены. Различаются ли их функции, отличается ли их роль на заседаниях в принятии решений, в обсуждении различных позиций? Если да, то в чем и как это выражается? — В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви Священный Синод, возглавляемый Святейшим Патриархом, является органом церковного управления в период между Архиерейскими Соборами. Что касается состава Синода, то он, с одной стороны, состоит из постоянных членов, которые представляют определенные кафедры или должности. Участие этих архиереев обеспечивает представительство наиболее крупных церковных образований и гарантирует преемственность в деятельности Синода. С другой стороны, к работе привлекаются временные члены, через которых осуществляется связь с епархиями, с жизнью на местах. Что касается участия в обсуждении конкретных вопросов, то оно зависит от компетентности каждого отдельного члена Синода в том или ином пункте повестки дня.

http://e-vestnik.ru/church/tserkovno-obs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010