В 1920 году у монастыря были конфискованы земли, сельскохозяйственный инвентарь, производственные помещения и оборудование. В 1926 году на территории обители образован дом отдыха ГПУ. В 1927 году в монастыре разместилась коммуна «Владилен». Несмотря на это , монашеское служение в пустыни продолжалось. В 1928 году монастырь окончательно закрыли. В 1944 году на территории обители располагается детская колония. В 1946 и в 1947 годах храмы монастыря взорваны, слагавшие их камни использованы для бытового строительства. В 1972 году остатки монастырских строений переданы Краснодарскому краевому совету по туризму и экскурсиям для организации турбазы «Романтика». 12 апреля 2001 года Указом Президента Республики Адыгея произведена передача части монастырских строений в ведение Русской Православной Церкви. В сентябре 2001 года Епископом Майкопским и Адыгейским Пантелеймоном настоятелем монастыря назначен иеромонах Мартирий (Пянтин). В начале насельников было немного: один иеромонах, один священноинок, иерей, иеродиакон и два послушника. Свято-Троицкий храм был в ужасном состоянии, но братия не давала себе времени для уныния и, засучив рукава, принялась за восстановление разрушенного и оскверненного монастыря. Был начат капитальный ремонт Троицкого храма, ремонт келейного корпуса, обзавелись хозяйством, автомобильным парком, огородом, садом, занялась расчисткой древних пещер, в которых молились иноки в XIX-XX веках, исповедуя Православие, благоустройством источника Святого Пантелеймона, устройством пасеки, налаживанием регулярных богослужений.  Сделано за последнее время немало: построена на горе Фавор святая купель у источника святого великомученика и целителя Пантелеймона, рядом строится новая, с мужским и женским отделением, закончен внутренней отделкой трапезный храм Пресвятой Троицы, вмещающий до 1000 богомольцев, бывшая контора турбазы переоборудована в настоятельский корпус, на местах алтарей бывших церквей поставлены поклонные кресты и часовня, перенесены святые мощи основоположника монастыря архимандрита Мартирия (Острового) и благоустроена его усыпальница. Трапезная переведена в просторное и уютное помещение, установлен купол со Святым Крестом над Троицким храмом и выложена плиткой паперть перед храмом. Братия обители живёт и совершает богослужения в соответствии с Афонским строгим уставом. Недавно в станице «Сахрай» был основан монашеский скит для уединённых молитв. Он носит название «Скит святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна Крестителя». У Михайловской пустыни есть также подворье в станице Хамышки, где построен храм во имя святых Гурия, Самона и Авива.

http://sobory.ru/article/?object=09450

Книга Типикон, по которой выстраивается жизнь Русской Православной Церкви, тоже является монастырским уставом. Только это не устав какого-то конкретного монастыря, а свод правил, заимствованных из множества различных уставов, претерпевших неоднократную правку редакторов. Первый печатный Типикон был издан в России в 1610 году и потом на протяжении XVII века он переиздавался семь раз, всякий раз подвергаясь безжалостным исправлениям. Тот устав, которым пользуемся мы сегодня, приобрел свою окончательную форму в издании 1682 года. Позднейшие версии мало чем от него отличались. Большая часть Типикона посвящена богослужению. Этот аспект устава интересен узкому кругу клиросных эрудитов. А вот дисциплинарный раздел Типикона касается каждого из нас, особенно в той части, где содержатся предписания о посте. Откуда вы знаете, что в первую неделю поста установлено сухоядение, а рыба постом разрешается только на Вербное и в праздник Благовещения? Кто вам сказал, что в субботу Лазареву предписывается рыбная икра, а в воскресные дни дозволяется вкушать с маслом? Большинство верующих об этих тонкостях знают из церковного календаря. А как эти предписания попали в календарь? Правильно. Из Типикона. Подозреваю, что со знакомства с этой книгой у некоторых товарищей наконец-то созрел образ личного врага. Продолжаем разговор. А откуда эти правила попали в Типикон? Официальный ответ: от святых отцов. Почему официальный? Потому что апелляция к святым отцам сразу замораживает дальнейшее исследование и взывает к покаянию. Однако свод дисциплинарных правил – это не творение святых отцов, по крайней мере, канонизированных святых. В современный Типикон постные законы перекочевали из свода правил, составленных Никоном Черногорцем, авторитетным канонистом XI века. Если вы думаете, что Никон канонизирован, вы сильно ошибаетесь. Хотя, на самом деле, это не так уж и важно. А вот что важно, так это понять сам принцип постной дисциплины, чтобы раз и навсегда разобраться в этом вопросе и бросить винить себя в том, чего нам никто не предъявлял.

http://pravmir.ru/postnoe-pismo-15-zaloz...

– Отец Павел, в чем вы видите задачи своего предмета в рамках семинарского курса? – Вы знаете, в любом вузе есть профилирующие предметы. И если говорить, что семинария готовит образованных пастырей для Русской Православной Церкви, то такими фундаментальными дисциплинами, безусловно, нужно считать Священное Писание, догматику и литургику. Поэтому у преподавателя литургики получается сверхответственное послушание – научить совершать богослужение, руководствуясь Уставом с одной стороны и современной богослужебной практикой с другой. Есть такой горький анекдот: в качестве подсказки на вопрос о вечерне семинаристы используют карандаши двух цветов. Когда надо петь стихиры Октоиха – отвечающему показывают красный карандаш, а когда стихиры Минеи – зеленый. Задача преподавателя состоит в том, чтобы студент не по цвету определял, как строится богослужение, какова его композиция и содержание. Научить любить церковную службу – цель непростая… – Известно, что на своих занятиях вы большое внимание уделяете исторической части литургики. С чем это связано? – Да, я сознательно уделяю внимание исторической литургике, тому, как в разные периоды формировалось наше богослужение. Я хочу, чтобы студенты не просто запоминали схему, шаблон, а чтобы они понимали внутреннюю и внешнюю литургическую динамику. Убежден, нельзя механически резать скальпелем наше веками складывающееся богослужение – его надо любить, чтить и хранить. – Какой, по вашему мнению, должна быть преимущественная направленность преподавания в духовных школах: научно-богословской или практической? Каким предметам надо уделять больше времени? – Семинария прежде всего готовит священнослужителей. И, конечно, она должна научить доброте, смирению и послушанию. При этом она закладывает твердые научно-богословские основы, которые пригодятся в пастырской практике. И без знания Священного Писания, святых отцов и богослужения здесь не обойтись. В последнее время много учебного времени – и это неплохо – отводится на преподавание древних и новых языков, философии. Несомненно, будущим пастырям нужна сейчас практическая психология, чтобы священник мог различать душевно и духовно больных людей. Думаю, общая направленность должна определяться актуальными потребностями современной пастырской повседневности.

http://pravoslavie.ru/30197.html

Поправка призвана блокировать введенное Федеральным законом от 13.07.15 258-ФЗ положение п. 4 ст. 222 ГК, согласно которому органы местного самоуправления в определенных случаях вправе во внесудебном порядке принять решение о сносе самовольной постройки. Данная норма ГК не будет применяться к вышеперечисленным самовольным постройкам независимо от того, кем и когда они возведены, а также независимо от наличия землеотвода и разрешительной документации, допускающей их возведение. Кроме того, новый закон вводит правило об обязательном согласовании уполномоченными органами религиозных организаций: — сделок религиозных организаций по распоряжению недвижимым имуществом, включая договоры купли-продажи, дарения, аренды, безвозмездного пользования; — кредитных договоров с банками и договоров займа. Такие сделки религиозных организаций Русской Православной Церкви и в настоящее время, согласно их уставам, согласовываются: — Святейшим Патриархом, если религиозная организация находится в непосредственном ведении Патриарха (например, ставропигиальный монастырь, патриаршее подворье, приход г. Москвы); — епархиальными архиереями, если религиозная организация находится в ведении епархии (например, епархиальные монастыри, приходы, архиерейские подворья). Необходимость включения требования о согласовании упомянутых сделок в закон обусловлена новыми правилами ст. 173.1 ГК, согласно которой сделка, заключенная без согласия уполномоченного органа юрлица, недействительна только в том случае, если необходимость получения такого согласия предусмотрена законом (а не уставом). Вот почему положения уставов религиозных организаций в части согласования сделок теперь продублированы в законе. В результате сделки с недвижимостью, совершенные религиозными организациями без получения необходимого согласия уполномоченного органа религиозной организации (то есть Патриарха или епархиального архиерея), являются ничтожными. Это означает, что все полученное стороной по данной сделке должно быть возвращено другой стороне.

http://patriarchia.ru/db/text/4418449.ht...

Права и обязанности общего монастырского духовника проистекают из того, что его в соответствии с «Положением о монастырях и монашествующих» Русской Православной Церкви назначает (утверждает) правящий архиерей: «В помощь игумену духовным собором из числа опытной старшей братии может быть избран духовник обители (братский духовник), представляемый на утверждение епархиальному архиерею… В женских монастырях в духовном руководстве сестрами игуменье помогает духовник обители... Исповедь совершается духовником или священниками, назначаемыми епархиальным архиереем» . Как видно из приведенного текста, задача общего монастырского духовника — помогать игумену или игуменье в управлении монастырем. Попробуем понять, в чем может состоять эта помощь и как правильно насельникам или насельницам строить с ним свои отношения с учетом особенностей нынешней духовной жизни. Объем задач общего монастырского духовника, а также его прав и обязанностей определяется «Положением о монастырях и монашествующих» и уставом монастыря, в котором тот проходит свое послушание. Что касается задач, возложенных на общего духовника обители, то, на наш взгляд, их можно разделить на контроль за духовной жизнью насельников или насельниц и духовное руководство оными. И отдельно скажем об исповеди. Могут быть и иные обязанности, которые не попадают в эту классификацию. Данное разделение проведено нами лишь для удобства рассмотрения некоторых вопросов в этой статье. На практике, конечно, эти задачи разделить не всегда возможно. О контроле за духовной жизнью монашествующих или желающих вступить на монашескую стезю в упоминавшемся уже «Положении о монастырях и монашествующих» сказано: «При неблагополучном состоянии брата духовник (духовная наставница) обязан обратить на это внимание игумена (игумении) или предложить брату (сестре) открыть свое духовное состояние игумену» . Также к средству контроля за жизнью насельников можно отнести следующее запрещение: «Без благословения игумена или духовника монашествующий не должен налагать на себя пост или молитвенное правило сверх положенного, дабы не впасть в прелесть и не повредить своему спасению» . К сожалению, последняя формулировка допускает разные трактовки. Например, какой духовник должен это контролировать — общемонастырский или личный, выбранный человеком себе самим; что значат слова «сверх положенного»?

http://bogoslov.ru/article/6177286

с. в качестве коллегиального органа епархиального управления. По Уставу Е. с. должно было состоять из равного числа клириков и мирян, созываться правящим архиереем не реже раза в год и заседать под его председательством. В обязанности собрания Устав включил избрание членов Поместного Собора, членов епархиального совета, создание епархиальных учреждений и заботу об их финансировании, наблюдение за течением епархиальных дел и заслушивание сообщений епархиального начальства о различных сторонах церковной жизни в епархии (Устав РПЦ, 1989. VII 27-34). Действующий «Устав Русской Православной Церкви», принятый Архиерейским Собором 2000 г., в гл. X, посвященной епархии и епархиальному управлению, в основном повторил соответствующие положения прежнего Устава. В нем, однако, отсутствует определение Е. с. как «высшего органа, при содействии которого архиерей управляет епархией» (Там же. VII 27). Соответствующее положение действующего Устава гласит: «Епархиальное собрание, возглавляемое епархиальным архиереем, является органом управления и состоит из клира, монашествующих и мирян, проживающих на территории епархии и представляющих канонические подразделения, входящие в состав епархии» (Устав РПЦ, 2000. X 27). В действующем Уставе также в отличие от предыдущего нет условия, предусматривающего, чтобы клирики и миряне входили в его состав в равном числе. Е. с. созывается правящим архиереем по его усмотрению, но не реже 1 раза в год. Новацией в сравнении с прежним Уставом является положение о том, что собрание может быть созвано также епархиальным советом или по требованию не менее 1/3 членов предыдущего Е. с. «Процедура созыва членов Епархиального собрания устанавливается епархиальным советом» (Там же. X 28). В соответствующем месте Устава 1988 г. говорится не о созыве, но об избрании членов Е. с. (Устав РПЦ, 1989. VII 29). Е. с., согласно действующему Уставу, избирает делегатов на Поместный Собор, членов епархиального совета и епархиального суда; создает епархиальные учреждения и заботится об их финансировании; вырабатывает общеепархиальные правила и предписания, наблюдает за течением епархиальной жизни; заслушивает сообщения о состоянии епархии и ее канонических подразделений и принимает по ним решения (Устав РПЦ, 2000.

http://pravenc.ru/text/189997.html

Союз музеев и эксперты категорически возражают против очередного изъятия памятников из управления ГМЗ, предупреждая об угрозе Всемирному наследию и препятствиях для развития музея. Росимущество заявку Вологодской епархии о передаче объектов изначально отклонило по формальным причинам (некомплект документов). На запрос “Ъ” о судьбе повторно поданной заявки ведомство вчера не смогло оперативно ответить. Не смогли прокомментировать там и вопрос, каким образом объекты Кирилло-Белозерского монастыря — церковь Кирилла Белозерского и Братский корпус — в 2016 году были переданы Росимуществом в собственность епархии (документы опубликованы на сайте Вологодской митрополии). Дело в том, что по закону «О культурном наследии народов РФ» и закону «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» объекты ГМЗ, тем более «особо ценные» объекты культурного наследия, к которым относится Кирилло-Белозерский ГМЗ, «отчуждению из госсобственности не подлежат». Еще один вопрос в повестке касается претензий на 12 объектов Владимиро-Суздальского ГМЗ (частично внесены в список ЮНЕСКО) со стороны Владимирской епархии РПЦ, а также Нижегородской и Владимирской епархий Русской православной старообрядческой церкви. Это более 20% от всех экскурсионных площадей музея, сообщал главе Минкульта президент Союза музеев Михаил Пиотровский, а передача «затрудняет, если не делает невозможной реализацию концепции развития ГМЗ». Союз музеев считает, что «подобные проблемы продолжают постоянно возникать и угрожать самому существованию ряда музеев», и предлагает Минкульту совместно разработать и внести поправки в закон о передаче имущества религиозного назначения. За рамками повестки оказался вопрос о заявке РПЦ на передачу храмов Святого равноапостольного князя Владимира (часть здания — археологический памятник) и Семи священномучеников в ГМЗ «Херсонес Таврический» (также объект ЮНЕСКО). Хотя ранее пресс-служба Минкульта сообщала “Ъ”, что вопросы по Херсонесу будут обсуждаться на этом заседании.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Существование «промежуточных» образований между высшей церковной властью, если употреблять современную терминологию, и епархиями хорошо известно из истории. Известна четырехступенчатая структура: епархии, несколько епархий организовано в митрополии, несколько митрополий — в экзархат, несколько экзархатов — в патриархат. Хотя нельзя сказать, что четырехступенчатая структура существовала очень долго. А вот трехступенчатая, которую мы сейчас видим в России, исторически существовала, была весьма действенна и существует по сей день. Хотя, безусловно, неизбежны существенные различия в этой системе управления как в разные исторические периоды, так и в разных географических территориях.   — В документе перечислены различные направления деятельности, которые следует координировать епархиям в составе митрополий. Какова цель такого подробного перечисления? — Положение о митрополиях — это церковно-правовой документ, и направления взаимодействия в нем должны быть прописаны детально. Это законы жанра, если угодно.   — Мы уже коснулись взаимодействия новых епархий с органами государственной власти на региональном уровне. Как может быть построено взаимодействие самих епархий? Например, можно ли сказать, что не в каждой такой епархии следует создавать отдел религиозного образования? Такой отдел может быть создан в митрополии и координировать деятельность нескольких епархий. Или в каждом случае епархиальная структура должна быть жесткой и повторять основные синодальные отделы? — Безусловно, собственно епархиальная структура должна быть. Это прежде всего епархиальный совет, епархиальное собрание, епархиальный секретарь — всё то, что предусмотрено Уставом Русской Православной Церкви. А также главный бухгалтер, потому что каждая епархия является юридическим лицом. Что касается епархиальных отделов, то тут ситуации могут быть разные. И уже сегодня нет единообразия. Например, в Чукотской епархии, где буквально пара десятков приходов, и в Екатеринодарской, где их несколько сотен, епархиальная структура, очевидно, не может быть одинаковой. Это нормально. В одном случае есть большие епархиальные отделы с несколькими десятками сотрудников, в другом — приходские священники, помимо служения на приходе, несут ответственность за то или иное направление.

http://e-vestnik.ru/church/savva_tutunov...

«Чистота сердца – это вершина духовной жизни человека. И нельзя овладеть этой вершиной, пока не воспитан разум и не воспитана воля. Вот почему святые отцы и предлагают начинать путь духовного возрождения с контроля над помыслами, после чего воспитывать волю и уже затем приближаться к образованию своего сердца», – подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. В деле формирования сердечной чистоты существуют разные рубежи и стадии, но важной задачей аскетической жизни является контроль над воздействием человеческих чувств, отметил Святейший Владыка. «Чувств просвети простую пятерицу – молимся мы Господу, ибо человеческие чувства – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус – являются проводниками, соединяющими человеческий мир с нашим сердцем. Если проводники затемнены, если связи порушены, то тогда сердце человеческое не может воспринимать доброе воздействие, а дурные влияния на человека усугубляются помрачением человеческих чувств», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви. «Красота Божия способна воспитать наши чувства, – продолжил Его Святейшество. – Неслучайно наш великий писатель Ф.М.Достоевский говорил о том, что красота спасет мир. Именно красота способна изменить и преобразовать человеческие чувства. Для верующего человека, для человека церковного самым лучшим способом воздействовать на свои чувства является жизнь в соответствии с церковным уставом, ибо богослужения, освящающие часы суток, освящающие дни недели и месяцы, освящающие годы жизни, способны влиять на все наши чувства: и на зрение, и на вкус, и на обоняние, и на осязание, и на слух». Об этом свидетельствует история человеческой культуры: выдающиеся поэты и музыканты всегда работали для созидания церковной красоты; превосходные архитекторы строили храмы, великие иконописцы и художники писали дивные иконы, привел пример Святейший Владыка, добавив, что весь строй богослужебной жизни формировался таким образом, чтобы человек со своей простой пятерицей чувств мог в него погрузиться и через это, воспитывая свое чувственное начало, вкусить и впитать красоту Божия творения.

http://pravmir.ru/chto-takoe-chistoe-ser...

«Уставом об управлении Русской Православной Церкви» , принятым Поместным Собором 1988 г., в отличие от ранее действовавшего Положения 1945 г. предусматривалось образование епархиальных собраний и Е. с. во всех епархиях. Председательство в Е. с. Уставом предоставлялось правящему архиерею. Е. с. в соответствии с Уставом должен состоять не менее чем из 4 лиц в пресвитерском сане: 2 назначаются архиереем и 2 избираются епархиальным собранием на 1 год. В круг обязанностей Е. с. Устав включил исполнение решений епархиального собрания, представление ему годовых отчетов, заботу об изыскании средств на нужды епархии и приходов, определение границ благочиний и приходов, рассмотрение отчетов благочинных, наблюдение за деятельностью приходских советов, проведение ревизий епархиальных учреждений, ознакомление с проектами строительства, ремонта и реставрации храмов, заботу об обеспечении заштатного духовенства и заштатных церковных работников (Устав РПЦ, 1989. VII 44). Устав 1988 г. наделил Е. с. судебной властью, сообщив ему статус суда 1-й инстанции по делам, связанным с обвинением в «неправославной вере» клириков и мирян, в нарушениях канонов и христ. нравственных норм, возложив на него также рассмотрение дел, касающихся церковного брака и развода, разногласий между духовенством и приходскими должностными лицами (Там же. VII 45, 50). Действующий в наст. время «Устав Русской Православной Церкви» , принятый Архиерейским юбилейным Собором 2000 г. , сохранил в общих чертах порядок епархиального управления, установленный Уставом 1988 г. В соответствии с действующим Уставом Е. с. образуется по благословению правящего архиерея и состоит не менее чем из 4 лиц в пресвитерском сане: 2 назначаются архиереем и 2 избираются епархиальным собранием на 3 года. Существенное изменение в сравнении с прежним Уставом заключается в продлении срока, на который избираются члены Е. с., с 1 года до 3 лет. Члены Е. с. могут быть отстранены от своей должности решением епархиального архиерея в случае нарушения ими вероучительных, канонических или нравственных норм, а также в случае их нахождения под церковным судом или следствием.

http://pravenc.ru/text/190003.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010