Эстонская Апостольская Православная Церковь является народной Церковью, и она имеет полное право на самоопределение и самоуправление (Устав г.], глава I, ст. 2). Высшим духовным руководителем Эстонской Православной Церкви является митрополит, который избирается церковным собранием Эстонской Апостольской Православной Церкви пожизненно, и место его нахождения было в Таллинне (Устав г.], глава II, ст. 9), и решения митрополита были окончательными (Устав г.], глава II, ст. 12). Избрание митрополита Эстонской Апостольской Православной Церкви, вступление его в должность было внутренним делом Церкви и подчинение Патриарху Константинопольскому было в действительности лишь каноническим. От последнего не зависело вступление в должность митрополита. Когда митрополит был избран церковным собранием, то о своем избрании на должность он сообщал главе государства и Патриарху Константинопольскому (Устав г.], глава IV, ст. 29). Митрополит утверждал в должность избранных церковным собранием членов Синода (Устав г.], гл. VI, ст. 39) и место нахождения Синода было в Таллинне (Устав г.], глава VI, ст. 40). В итоге: 1. Рассматриваемый Устав Эстонской Православной Церкви не обеспечивает православным права свободного самоопределения и самоуправления, а оставляет эти права за Патриархом Московским и всея Руси. 2. При сравнении Устава Эстонской Апостольской Православной Церкви, утвержденного в 1935 г. и опубликованного в «Ведомостях Эстонской Республики» 48, ст. 474), с Уставом Эстонской Православной Церкви, утвержденным 10 октября 1992 г. Патриархом Московским и всея Руси, можно сделать вывод, что Эстонская Православная Церковь не является правопреемником Эстонской Апостольской Православной Церкви и ей не могут принадлежать имущественные и неимущественные права Эстонской Апостольской Православной Церкви. Заведующий службой по делам религий Т. Сепп, Заключение составила юрист службы по делам религий М.-Х. Хельяс. 103 Устав Эстонской Православной Церкви был утвержден в Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 г. «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви» (п. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1990-е – 2000-е гг. стали для Русской Церкви периодом укрепления и роста. Если в 1991 г. в Русской Церкви было 12 тыс. приходов, 117 монастырей, 2 академии, 7 семинарий, то в 2000 г. число приходов Русской Церкви составляло 19 417, монастырей – 545, а также 5 академий, 2 института, 3 университета, 27 семинарий, 27 духовных училищ, 3 женских епархиальных училища. На Архиерейском Соборе 2008 г. патриарх Алексий II озвучил следующие цифры: 156 епархий, 196 архиереев, 29 141 приход, 30 544 священнослужителя, 769 монастырей (372 мужских, 397 женских). Также в Русской Православной Церкви к тому моменту было 5 духовных академий, 2 университета, 3 богословских института, 38 семинарий, 39 духовных училищ. Знаменательным событием тех лет стало обретение мощей святителя Тихона. В 1992 г. во время ремонта в Малом соборе Донского монастыря были проведены раскопки на предполагаемом месте его захоронения. Раскопки увенчались успехом – 5 апреля мощи святителя бы ли перенесены в Большой собор Донского монастыря. В 1994 г. началось воссоздание храма Христа Спасителя. Изначально храм находился на возвышении, после сноса на его месте был выкопан котлован для Дворца Советов. Чтобы поднять здание на прежний уровень, было решено построить цокольный этаж. Здесь разместились Преображенская церковь , Зал церковных соборов, музей и технические помещения. В 1996 г. нижний храм был освящен. Первая литургия в верхнем (Рождественском) храме состоялась в день Пасхи 14 апреля 1997 г. Малое освящение верхнего храма состоялось 31 декабря 1999 г. В 2004 г. сюда были перенесены мощи святителя Филарета (Дроздова) . В храме Христа Спасителя в августе 2000 г. состоялся Юбилейный Архиерейский Собор, причисливший к лику святых сонм Новомучеников Российских и издавший ряд важных документов. Так, Юбилейный Архиерейский Собор 2000 г. одобрил «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», рассмотрел вопросы социального служения и благотворительности, религиозного образования и катехизации, миссионерства. Важным деянием Собора стало утверждение Устава Русской Православной Церкви. В соответствии с новым уставом периодичность Поместных Соборов уже не устанавливалась, в то время как Архиерейские Соборы полагалось созывать через четыре года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что же, «рассекретим» эти документы и для верующих УПЦ, выделив жирным шрифтом наиболее яркие свидетельства их принадлежности к МП. Об УПЦ в Уставе РПЦ Глава I.3. «Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в Российской Федерации, Украине…» Но по канонам двух церквей на одной канонической территории быть не может. Следовательно, либо РПЦ неканонична (что опровергается её наличием в диптихе православных церквей), либо УПЦ не является автокефальной поместной церковью (что подтверждается её отсутствием в диптихе). Глава V.4. «Постоянными членами [священного синода РПЦ] являются: по кафедре –митрополит Киевский и всея Украины…» Глава V.25. «В обязанности Священного Синода [РПЦ] входит: …канонизация местночтимых святых и вынесение вопроса об их общецерковном прославлении на рассмотрение Архиерейского Собора [РПЦ]. Архиерейский Собор в Уставе РПЦ, естественно – Архиерейский собор РПЦ. К тому же, в Уставе об управлении УПЦ данное понятие отсутствует. Украинский устав оперирует термином «Собор епископов». Глава VII. Отдельного упоминания УПЦ (МП) в главе «Межсоборное Присутствие» нет, но, к примеру, членом сразу нескольких комиссий данного учреждения РПЦ является… о. Мыколай Данилевич. И, наконец, отдельная глава устава « Украинская Православная Церковь ». Не станем её цитировать полностью. Выделим лишь основные моменты в контексте нашей темы. Глава X. Украинская Православная Церковь 3. «В своей жизни и деятельности Украинская Православная Церковь руководствуется Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1990 года “Об Украинской Православной Церкви”, Грамотой Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси». 4. «…Центр управления Украинской Православной Церкви находится в городе Киеве». Но… см. п. 10. 5. « Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается епископатом Украинской Православной Церкви и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси». В данном случае благословение есть синоним одобрения .

http://ruskline.ru/opp/2021/11/01/upc_ot...

В новейшей истории Русской Православной Церкви было 5 Поместных Соборов – 1917–1918, 1945, 1971, 1988 и 1990 годов. Собор 1917–1918 годов восстановил патриаршество в Русской Церкви, избрал патриарха Всероссийского Тихона (Белавина) и принял множество других важнейших для церковной жизни решений. Собор 1945 года избрал патриарха Алексия I (Симанского), Собор 1971 года избрал патриарха Пимена (Извекова). Собор 1988 года был посвящен 1000-летию Крещения Руси, он принял новый Устав Русской Церкви. Поместный Собор 1990 года избрал ныне здравствующего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера). На Поместном Соборе 1990 года каждая епархия Русской Православной Церкви была представлена правящим архиереем, одним священнослужителем и одним мирянином (мирянкой). Кроме того, в Соборе участвовали викарные архиереи, ректоры духовных школ, руководители синодальных подразделений, представители монастырей. Архиерейский Собор Высшим органом иерархического управления в Русской Православной Церкви является Архиерейский Собор. Согласно Уставу, принятому в 2000 году, Архиерейский Собор не подотчетен Поместному Собору и его решения не нуждаются в утверждении более высокой церковной инстанцией, за исключением решений, относящихся к вероучению и каноническому устройству, которые утверждаются Поместным Собором. Согласно предыдущему Уставу, принятому в 1988 году, Архиерейский Собор был подотчетен Поместному Собору. А Собор 1917–1918 годов вообще не предусматривал какой-либо иной высшей церковной власти, кроме Поместного Собора в составе епископов, клириков и мирян. Изменение устава в 2000 году было обусловлено как практическими соображениями, так и стремлением возвратиться к более древней практике, согласно которой высшая власть в Церкви принадлежит именно Собору архиереев, а не какому-либо церковному органу с участием мирян. Архиерейский Собор состоит из епархиальных архиереев, а также викарных архиереев, возглавляющих синодальные учреждения и Духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. Архиерейский Собор созывается патриархом Московским и всея Руси (местоблюстителем) и Священным Синодом не реже одного раза в четыре года и в преддверии Поместного Собора, а также в исключительных случаях, предусмотренных Уставом Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Епископ Белогородский Сильвестр в докладе «Уставные документы УПЦ и " ПЦУ " : сравнительный анализ» сосредоточил внимание на различиях между уставами Украинской Православной Церкви и так называемой Православной церкви Украины. «Сравнивая уставные документы Украинской Православной Церкви с томосом и уставом " ПЦУ " , можно сказать, что в определенных позициях объем прав нашей Церкви сопоставим или даже больше, чем объем прав " ПЦУ " . Например, уставные документы УПЦ не предусматривают вмешательства других Поместных Церквей в процесс избрания Предстоятеля. Устав же " ПЦУ " в особых случаях предполагает такое вмешательство со стороны Константинопольского Патриарха. Устав УПЦ не предусматривает для священников и диаконов права подавать апелляции в церковно-судебные инстанции Московского Патриархата. Устав же " ПЦУ " четко говорит о возможности таких апелляций в Константинополь», — отметил епископ Сильвестр. Владыка ректор также поделился наблюдением: «Украинская Православная Церковь не является даже автономной, при этом ее канонический статус во многом сопоставим не только с автономными, но даже с автокефальными Церквами. " ПЦУ " является автокефальной, однако при этом Константинополь сохраняет немало механизмов влияния на ее внутреннюю жизнь». Касаясь вопроса об урегулировании разделения в украинском Православии, епископ Сильвестр подчеркнул: «Украинский церковный конфликт имеет не только политическое и каноническое измерение, но и измерение догматическое, вероучительное. Мы сталкиваемся сегодня с двумя очень разными интерпретациями устройства Всемирного Православия. Совершенно очевидно, что решение церковного конфликта в Украине будет тесно связано с богословской полемикой по поводу первенства во Вселенской Церкви». Далее проректор по научно-богословской работе профессор Владимир Бурега зачитал доклад «Визит в Киевскую духовную академию св. прав. Иоанна Кронштадтского в 1893 г. (в описании проф. И.А. Сикорского)». Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ, профессор протоиерей Николай Данилевич презентовал издание «Воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью. 1676-1686 годы. Исследования и документы». Сборник считается самым полным собранием архивных документов по истории присоединения Киевской митрополии к Русской Церкви в 1686 году. Издание дает актуальный историко-канонический ответ на односторонние действия Константинопольского Патриархата на канонической территории Украинской Православной Церкви и его попытки пересмотреть свое историческое решение 1686 года о воссоединении Киевской митрополии с Русской Православной Церковью.

http://patriarchia.ru/db/text/5711487.ht...

3. Признать состоявшийся визит существенным вкладом в развитие отношение между двумя Поместными Православными Церквами. ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о порядке канонизации святых Украинской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Материалы, подготовленные Украинской Православной Церковью к канонизации подвижников веры и благочестия, направляются Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, который, по изучении их, дает благословение на канонизацию местночтимых святых Украинской Православной Церкви. 2. В отношении общецерковного прославления подвижников осуществляется процедура, предусмотренная Уставом Русской Православной Церкви (Устав РПЦ. Главы 2, пункт 5д и 3, пункт 4д). ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. СПРАВКА: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена подвижников, материалы о которых представлены: От Московской епархии: архимандрита Тихона (Бузова; 1873 — 9 декабря 1937), игумена Серафима (Булашова; 1872 — 5 февраля 1938), протоиерея Вениамина (Фаминцева; 1873 — 14 марта 1938), протоиерея Алексия (Введенского; 1890 — 23 декабря 1938),

http://sedmitza.ru/lib/text/429523/

Пражская епархия является наследницей Чешской православной епархии, созданной в 1929 г. и входившей в юрисдикцию Сербской Православной Церкви. Епархия была создана из чешской православной общины, отделившейся от Чехословацкой (гуситской) церкви в 1924 г. Духовным лидером общины был святитель Горазд (Павлик). Общины и приходы, составлявшие епархию, находились в разных регионах на территории современной Чехии. После казни святителя Горазда в 1942 г. епархия была фактически уничтожена немецкими оккупационными властями. Восстановлена в мае 1945 г. 8 октября 1945 г. епархиальный съезд, состоявшийся в Оломоуце, высказался за переход Чешской православной епархии в юрисдикцию Московской Патриархии. В 1946 г. епархия преобразована в экзархат Русской Православной Церкви. Первым его экзархом стал архиепископ Елевферий (Воронцов), прибывший в Прагу в мае этого года. В 1949 г. по решению епархиального съезда, состоявшегося в Праге, Чешская православная епархия разделена на две самостоятельные епархии: Пражскую и Оломоуцко-Брненскую. С тех пор Пражская епархия существует в своих нынешних пределах. После провозглашения автокефалии Чехословацкой Православной Церкви в 1951 г. и до 1992 г. пражские митрополиты являлись по положению одновременно и Предстоятелями Чехословацкой Православной Церкви. С декабря 1992 г. в соответствии с новым Уставом Предстоятелем Православной Церкви Чешских земель и Словакии может быть не только архиепископ Пражский, но и архиепископ Прешовский. На территории Пражской епархии находится 39 храмов (1 в совместном использовании с Римо-Католической Церковью) и 10 часовен (1 в совместном использовании с Чехословацкой гуситской церковью), объединенных в 31 приход. Приходы разделены на 5 окружных протопресбитератов (благочиний). Действует один мужской монастырь (преподобного Прокопия Сазавского в Мосте). Оломоуцко-Брненская епархия Кафедра: Оломоуц Кафедральный собор св. Горазда I, ученика св. Мефодия (боковой предел Успения Пресвятой Богородицы, в крипте — предел новомученика Горазда II, епископа Чешского)

http://patriarchia.ru/db/text/134583.htm...

Внуки и правнуки эмигрантов " первой волны " ощущают себя людьми, вполне уже укоренившимися в странах своего нынешнего проживания, принимая активное участие общественной и культурной их жизни. Дорожа отеческим наследием, многие из нынешних носителей русской духовной традиции в Западной Европе хотели бы сохранить и те формы устроения церковной жизни, которые за долгие десятилетия постепенно вырабатывались в условиях, отличных от положения Церкви в России, хотя и на основе той же канонической традиции, выраженной в правилах Вселенских и Поместных соборов и святых отцов, традиции, проявившейся также в деяниях и постановлениях Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов. Кроме того, приходы русского основания и русской традиции за минувшие годы приобрели многонациональный характер и ввели в широкое литургическое употребление местные языки, что со времен равноапостольных Кирилла и Мефодия составляет неизменную черту православного пастырского и миссионерского делания. Ради того, чтобы иметь некую гарантию сохранения привычного уклада, часть наших соотечественников, пребывающих в странах Запада, а также и местных православных, входящих в состав общин русской традиции, выражает желание строить церковную жизнь по собственному уставу, обеспечивающему внутреннее самоуправление и избрание Предстоятеля при условии последующего утверждения такого избрания Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви. Подобные пожелания высказывались, в частности, епархиальным съездом Сурожской епархии и находили выражение в проекте ее устава. Они также составили важнейшую часть заключений комиссии " Будущее Архиепископии Русских Православных церквей в Западной Европе " , два года назад учрежденной почившим в Бозе архиепископом Евкарпийским Сергием. Такой порядок предусмотрен и действующим Уставом Архиепископии. Принимая во внимание совокупность этих пожеланий, полагаю, что они могли бы быть осуществлены посредством образования в Западней Европе единого Митрополичьего округа, имеющего несколько епархий и включающего все православные приходы, монастыри и общины русского происхождения и русской духовной традиции, которые пожелали бы вступить в него.

http://zavet.ru/wb/index.php?itemid=62

Особый статус Украинской Православной Церкви отражен и в Уставе Русской Православной Церкви. В частности, Устав РПЦ в редакции 2000 года закрепил статус Украинской Православной Церкви как «самоуправляемой с правами широкой автономии». А в 2017 году в Устав РПЦ была внесена специальная глава (глава Х), посвященная Украинской Православной Церкви. Итак, на сегодня документами, определяющими канонический статус и внутреннее устройство Украинской Православной Церкви, являются: Что касается ПЦУ, то после того, как в апреле 2018 года Патриарх Варфоломей заявил о своем намерении создать в Украине автокефальную Церковь, началась разработка Устава будущей ПЦУ. Из сообщений СМИ известно, что проект этого Устава был написан в Греции профессорами местных богословских факультетов. 29 ноября 2018 года проект Устава ПЦУ был рассмотрен и предварительно одобрен Священным Синодом Константинопольского Патриархата. Итак, проект Устава ПЦУ был написан за пределами Украины и, очевидно, без участия представителей Украины. Тем не менее, этот проект рассматривался и в Украине как представителями государственной власти, так и представителями УПЦ КП и УАПЦ. В результате уже в Киеве в предложенный проект Устава были внесены определенные изменения. 15 декабря 2018 года так называемый Объединительный собор принял Устав ПЦУ с учетом всех этих поправок. 5 января 2019 года Патриарх Варфоломей подписал, а 6 января официально вручил томос об автокефалии ПЦУ. Итак, двумя документами, которые устанавливают канонический устав ПЦУ и регламентируют ее внутреннюю жизнь являются: В случаях разногласий между Уставом и томосом приоритет отдается томосу. Теперь перейдем к сравнению общих положений о каноническом статусе, которые есть в указанных документах. Как сказано, Украинская Православная Церковь сегодня имеет статус Самоуправляемой Церкви с правами широкой автономии в составе Русской Православной Церкви. Что касается ПЦУ, то и Устав, и томос говорят, что она является автокефальной Церковью. При этом оба документа предусматривают сохранение особой связи ПЦУ с Константинопольским Патриархатом.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5713135...

Идея созыва Поместного собора обрела внешние очертания и содержательное наполнение в «Открытом письме Святейшему Патриарху епископа Диомида, клириков, монашествующих и мирян Анадырско-Чукотской епархии» от 6 июня 2007 г., в решении епархиального собрания Анадырско-Чукотской епархии от 6 июня 2007 г., а также в «Обращении ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви» от 19 января 2007 г. и «Пояснении» к нему, изданному по благословению епископа Диомида. В данных документах утверждается необходимость созыва Поместного собора, состоящего из епископата Русской Православной Церкви, представителей клира и мирян, который подверг бы общецерковному рассмотрению вызывающие критику авторов обращений некоторые направления как внутренней, так и внешней деятельности Церкви. При этом авторы обращения ссылаются на опыт проведения Всероссийского церковного собора 1917-1918 гг. и необходимость возвращения к его наследию. Не вдаваясь в суть претензий авторов обращений, попытаемся рассмотреть вопрос о необходимости и целесообразности созыва Поместного собора, состоящего из епископов, клириков и мирян в свете канонических установлений, исторического опыта Церкви, в том числе опыта Всероссийского церковного собора 1917-1918 гг. и всех последующих Соборов, а также ответить на вопрос, был ли подорван принцип соборности Церкви ныне действующим «Уставом Русской Православной Церкви» 2000 г.? Сторонники созыва Поместного собора исходят из отношения к последнему как к единственному органу высшей церковной власти, полномочному решать любые церковные вопросы на том лишь основании, что он имеет всецерковный представительный состав, а не состоит из одних лишь епископов, как Архиерейский собор и Священный Синод. Однако церковное сознание, выраженное в канонических установлениях, не использует принцип всецерковного представительства в качестве критерия принадлежности высшей церковной власти. Опираясь на 34-е Апостольское правило и 9-е правило Антиохийского собора, мы можем заключить, что высшая власть в Поместной Церкви принадлежит Собору епископов и Предстоятелю Церкви.

http://bogoslov.ru/article/304763

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010