На конференции справедливо говорилось о том, что Причащение должно быть основой духовной жизни монахов. Практически каждый день монахи присутствуют на Божественной литургии – и что, собственно, препятствует им причащаться? Мирянам трудно причащаться каждый день, но для монахов это вполне нормально и естественно, поскольку всю свою жизнь они отдают Богу и каждый день начинают с Евхаристии. Я думаю, акцент на духовной жизни поможет нам сохранить тот огромный потенциал, который мы за последние двадцать пять лет накопили и который не имеем права растерять.   - Если мы сравним образ жизни монастыря и прихода в России и других Поместных Церквах, то заметим существенную разницу. У нас жизнь прихода, как правило, стремится к монастырскому укладу – и наоборот. В то же время в Элладской Православной Церкви есть существенная разница между уставом и отношением к строгости поста. На Ваш взгляд, имеет ли смысл в Русской Православной Церкви говорить о важности появления – в расширенном понимании – приходского устава? - Думаю, что это очень важно. Фактически такой устав уже существует. Та версия богослужения, которая употребляется на приходах, заметно отличается от той версии, которая употребляется в монастырях. Как-то зафиксировать эту практику, наверное, будет сложно, потому что монашеский типикон продолжает оставаться тем ориентиром, которым пользуются и на приходах, – но пользуются именно в качестве невыполнимого ориентира. В дореволюционное время наши литургисты понимали, что ни в одном приходе, ни в одном монастыре богослужение не совершается в соответствии с уставом. Когда в Киевской духовной академии решили совершить уставную Всенощную, они к этому готовились целый год и служили ее целую ночь – это стало предметом обсуждения в прессе. Настолько это было необычное событие – всенощная была отслужена в соответствии с типиконом. Конечно, есть весьма существенное расхождение с типиконом, который иной раз лежит на аналое в алтарях наших приходских храмов, и реальной приходской практикой, но это касается не только самого литургического устава. Это касается и тех правил, которые налагаются на прихожан и имеют монашеское происхождение. Изначально они распространялись только на монахов и лишь впоследствии стали применяться к мирянам.

http://bogoslov.ru/article/3519702

Статья 3: " В своей жизни и деятельности  Украинская Православная Церковь  руководствуется Определением Архиерейского  Собора Русской Православной  Церкви 1990 года " Об Украинской  Православной Церкви " , Грамотой  Патриарха Московского и всея  Руси 1990 года и Уставом Украинской  Православной Церкви, который утверждается  ее Предстоятелем и одобряется  Патриархом Московским и всея  Руси " . Эта статья определяет те канонические источники, которыми в своей деятельности руководствуется Украинская Православная Церковь. Выражение " одобряется Патриархом Московским и всея Руси " взято из действующего Устава Русской Православной Церкви. Статья 4: " Органами церковной власти  и управления Украинской Православной  Церкви являются её Собор и  Синод, возглавляемые её Предстоятелем, носящим титул " Блаженнейший  митрополит Киевский и всея  Украины " . Центр управления Украинской Православной Церкви находится в городе Киеве "  - этот пункт из действующего Устава Русской Православной Церкви. Статья 5: " Предстоятель Украинской Православной  Церкви избирается епископатом  Украинской Православной Церкви  и благословляется Святейшим  Патриархом Московским и всея  Руси "  - из Определения 1990 года. Статья 6: " Имя Предстоятеля поминается  во всех храмах Украинской  Православной Церкви после имени  Патриарха Московского и всея  Руси "   - из действующего Устава Русской Православной Церкви. Статья 7: " Архиереи Украинской Православной  Церкви избираются ее Синодом "  - из Определения Собора 1990 года. Статья 8: " Решение об образовании или  упразднении епархий, входящих в  Украинскую Православную Церковь, и об определении их территориальных  границ принимаются её Синодом  с последующим утверждением Архиерейским  Собором " . Эта статья взята из Определения Архиерейского Собора 1990 года и дополнена в соответствии с многолетней практикой указанием об утверждении таких решений Архиерейским Собором. Статья 9:   " Архиереи Украинской Православной  Церкви являются членами Поместного  и Архиерейских Соборов и участвуют  в их работе в соответствии  с разделами II и III настоящего Устава  и в заседаниях Священного  Синода "  - из действующего Устава Русской Православной Церкви.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Статья Глава, статья НЫНЕШНЯЯ РЕДАКЦИЯ ПРЕДЛАГАЕТСЯ Глава II, статья 1 В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения и канонического устроения принадлежит Поместному Собору. Поместный Собор осуществляет высшую власть в Русской Православной Церкви в вопросах избрания Патриарха и ухода его на покой, предоставления автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской Православной Церкви, а также в рассмотрении тем, перечень которых определяется настоящим Уставом. Глава II, статья 2 Сроки созыва Поместного Собора определяются Архиерейским Собором. В исключительных случаях Поместный Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом. Сроки созыва Поместного Собора определяются Архиерейским Собором. Поместный Собор созывается по мере необходимости Архиерейским Собором. В исключительных случаях Поместный Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом. Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, в количестве и порядке, определяемых Архиерейским Собором. Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, включаемых в состав Поместного Собора по должности или избираемых в соответствии с «Положением о составе Поместного Собора Русской Православной Церкви» (проект Положения смотреть ниже). Глава II, статья 5 Поместный Собор: дополнительный пункт: имеет попечение о хранении единства Русской Православной Церкви; дополнительный пункт: принимает решения, относящиеся к предоставлению автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской Православной Церкви; дополнительный пункт: по предложению Архиерейского Собора вырабатывает позицию церковной Полноты по важнейшим вопросам, касающимся внутренней церковной жизни, взаимоотношений с другими Поместными Церквами, с инославными церквами и другими религиозными общинами, взаимоотношений между Церковью и государствами, а также Церковью и обществом на канонической территории Русской Православной Церкви;

http://bogoslov.ru/article/2603328

2.4. Настоятель епархиального подворья назначается на должность (освобождается от должности) на основании соответствующего указа епархиального архиерея. Кандидатура настоятеля епархиального подворья может быть предварительно согласована епархиальным архиереем с администрацией УИС. 2.5. Завхоз (староста) епархиального подворья назначается на должность (освобождается от должности) епархиальным архиереем по письменному представлению настоятеля в порядке, определенном уставом подворья. 2.6. Ревизионная комиссия епархиального подворья состоит из председателя комиссии и двух членов, назначенных епархиальным архиереем по представлению настоятеля в порядке, определенном уставом подворья. 2.7. Епархиальное подворье может иметь в собственности или на ином имущественном праве имущество, необходимое для осуществления и обеспечения деятельности подворья. В случае передачи в собственность либо безвозмездное пользование епархиального подворья государственного имущества религиозного назначения, находящегося в оперативном управлении УИС, право оперативного управления УИС подлежит прекращению в соответствии с действующим законодательством. 2.8. Епархиальное подворье может размещаться на основании соглашения о сотрудничестве в зданиях (помещениях), находящихся в оперативном управлении УИС, без оформления имущественных прав подворья на данные здания (помещения) и соответственно без прекращения принадлежащего УИС права оперативного управления в отношении зданий (помещений). Глава 3. Статус тюремного храма, не имеющего прав юридического лица 3.1. Тюремный храм может функционировать без государственной регистрации в качестве юридического лица в форме приписного тюремного храма. 3.2. Приписной тюремный храм находится в ведении канонического подразделения епархии Русской Православной Церкви (прихода, подворья или монастыря), расположенного, как правило, в одном городском или сельском поселении с учреждением УИС. Данное каноническое подразделение осуществляет все юридически значимые действия (включая заключение договоров) в интересах приписного тюремного храма и обеспечивает приписной тюремный храм необходимой богослужебной утварью и другими предметами церковного обихода, необходимыми для осуществления пастырского душепопечения о лицах, заключенных под стражу.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3008965...

д) дела милосердия и благотворительности; е) религиозное образование и воспитание; ж) паломничество; з) строительство новых храмов, других сооружений (церковно-административные сооружения, здания духовных учебных заведений, монастырские жилые и хозяйственные помещения, сооружения церковных учреждений, предприятий и т.д.), забота о реставрации старых храмов, наблюдение за состоянием архитектурных памятников и церковных древностей; и) другую деятельность, которая соответствует правилам и традициям Украинской Православной Церкви. II. Собор Украинской Православной Церкви 1 . В Украинской Православной Церкви высшая власть принадлежит Собору Украинской Православной Церкви (далее – Собор), который действует в пределах, определяемых канонами и настоящим Уставом. 2 . Собор созывается Предстоятелем Украинской Православной Церкви по мере необходимости в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян. 3 . Председателем Собора является Митрополит Киевский и всея Украины. 4 . Процедура избрания делегатов на Собор определяется Священным Синодом Украинской Православной Церкви. 5 . Собор принимает повестку дня, программу, регламент; избирает Президиум (в архиерейском сане), Секретариат и другие рабочие органы. 6 . В обязанности Собора входит: а) сохранение чистоты и неповрежденности православного вероучения и норм христианской нравственности; б) сохранение канонического единства Украинской Православной Церкви, а также ее канонического единства с Русской Православной Церковью и со всеми Поместными Православными Церквями; в) наблюдение за претворением в жизнь решений Поместных Соборов Русской Православной Церкви, Соборов Украинской Православной Церкви и принятых ими уставов; г) решение принципиальных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов, касающихся жизни Украинской Православной Церкви. 7 . Собор принимает Устав об управлении Украинской Православной Церкви, а также вносит в него дополнения и изменения. 8 . Собор образует Киевскую митрополию Украинской Православной Церкви и принимает Устав Киевской Митрополии Украинской Православной Церкви, а также вносит в него дополнения и изменения.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/usta...

В Русской Церкви титул архиепископа был ниже митрополичьего. Ко времени учреждения Московского Патриархата в 1589 г. 4 кафедры в Русской Церкви возглавлялись архиепископами. В связи с возведением предстоятеля Русской Церкви свт. Иова в сан патриарха архиепископы Новгородский, Ростовский, Казанский и Крутицкий были удостоены сана М., но при этом они остались М. титулярными, т. е. без подчинения им др. епархий, и отличались от иных епархиальных епископов лишь преимуществом чести. Впоследствии, в XVII в., и другие кафедры Русской Церкви приобрели митрополичий титул, в частности Рязанская, Смоленская, Астраханская, Тобольская. В состав Московского Патриархата в 1686 г. вошла Киевская митрополия. В кон. XVII в. из 24 епископских кафедр Русской Церкви 14 имели митрополичий титул. В синодальную эпоху число М. резко сократилось при неуклонном росте численности епископата в целом. В разные периоды титул М. либо давался архиерею лично, либо был принадлежностью кафедры. Архиереи, занимавшие Новгородскую и С.-Петербургскую, а также Московскую и Киевскую кафедры, будучи членами Святейшего Синода, за редкими исключениями носили титул М. В отдельных случаях этого титула удостаивались и др. епископы: напр., в 1852 г. титула митрополита Литовского и Виленского был удостоен Иосиф (Семашко) . Начиная с восстановления Патриаршего Престола в 1917 г. титул М., оставшийся по традиции принадлежностью неск. кафедр (Киевской, Петроградской (Ленинградской, С.-Петербургской), Крутицкой и Коломенской, с 1990 - Минской), в то же время стал широко употребляться в качестве личной награды. Награждение этим титулом, как и др. архиерейскими отличиями, является прерогативой патриарха. В 2011 г. Свящ. Синодом было принято «Положение о Митрополиях Русской Православной Церкви», в соответствии с к-рым стали образовываться митрополии в границах прежних епархий с разделением их на 2, 3 или 4 новые епархии. Процесс образования митрополий и умножения числа епархий в наст. время продолжается. Т. о., в Русской Православной Церкви титул М. носят главы митрополичьих округов и митрополий, а также, в соответствии с Уставом РПЦ (V, 4), главы Украинской и Молдавской самоуправляемых Церквей, Белорусского Экзархата, митрополиты С.-Петербургский и Крутицкий. Титул М. принадлежит также, в соответствии с «Положением Русской Православной Церкви Заграницей», главе этой самоуправляемой части Русской Церкви. Титула М. удостоены, уже в качестве награды, и др. правящие и некоторые викарные епископы. М. является также глава Японской автономной Церкви в составе Московского Патриархата. Прерогативой М. Русской Православной Церкви является ношение белого клобука.

http://pravenc.ru/text/2563394.html

12 июня 2008 г. на официальном портале Украинской Православной Церкви прошла веб-конференция архимандрита Кирилла (Говоруна). На ней прозвучал вполне резонный в нынешней украинской ситуации вопрос: «Отец Кирилл, вы можете перечислить перечень вопросов, которые Украинская Православная Церковь никак не может решить без согласования с Русской Православной Церковью даже на своей территории?» На что архимандрит Кирилл, ответил: «Мне не приходит на ум ни одного вопроса, который бы относился к жизни Украинской Православной Церкви, и который она не могла бы решить самостоятельно». И действительно, будто в подтверждение этих слов, на сайте Украинской Православной Церкви появилось сообщение , что новая версия Статута после утверждения Предстоятелем Украинской Православной Церкви зарегистрирована в государственных органах. Оказалось, что на самом деле Собор епископов Украинской Православной Церкви принял не «проект в целом», а полноценный действующий Статут. Более того, ни в одном информационном сообщении, посвященном утверждению Статута Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром, не было сказано, что Статут одобрен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием. Искренне хочется надеяться, что подобный казус в деле внесения изменений в основной документ об управлении Украинской Православной Церкви стал лишь следствием невнимательности исполнителей, но никак не свидетельством того, что Украинская Православная Церковь готова рассматривать свое существование вне правового контекста Матери-Церкви. Как верно заметил преосвященный епископ Переяслав-Хмельницкий Александр, в своей работе «Православие в посттоталитарной Украине (вехи истории)» , одним из негативных последствий стремления к автономизации Киевской митрополии в начале 90-х годов прошлого столетия стала потеря «подотчетности в своих действиях Святейшему Патриарху и Синоду Русской Церкви» тогдашним митрополитом Киевским Филаретом и абсолютизация им своей власти. Не последняя роль в том процессе была отведена Уставу об управлении Украинской Православной Церкви, принятому на первом Соборе Украинской Православной Церкви 22-23 октября 1990 года. Дальнейшая судьба митрополита Филарета известна всем. Но многие спорные положения того Устава остались и в новой редакции Статута. Будем надеяться, что все они будут исправлены и приведены в соответствие с Уставом Русской Православной Церкви и определениями Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, под которыми стоят подписи, в том числе, всех украинских епископов.

http://bogoslov.ru/article/304770

Не удалось извлечь искомое из базы (((

– благословляем через настоящую Грамоту нашу силою Всесвятого и Животворящего Духа быть отныне Украинской Православной Церкви независимой и самостоятельной в своем управлении, а Вам, единогласно избранному 9 июля 1990 года Епископатом Украинской Православной Церкви – Ее Предстоятелем. Мы уповаем, что Украинская Православная Церковь будет управляться согласно Божественным и священным канонам и унаследованным от святых отцов обычаям Кафолической Православной Церкви и определениям сего Архиерейского Собора. Мы единым сердцем и едиными устами молим Пастыреначальника Господа о ниспослании небесной помощи и благословения Святой Православной Украинской Церкви. – Украинская Православная Церковь , соединенная через нашу Русскую Православную Церковь с Единой Святой, Соборной и Апостольской Церковью, без соборного решения всей Православной Кафолической Полноты да не изменяет у себя ничего, что касается догматов веры и святых канонов. Содетельная и Вседержительная Живоначальная Троица: Отец, Сын и Святой Дух, да укрепляет всегда Святую Православную Украинскую Церковь , да венчает ее славою и честию и да благословляет ее бытие на спасение благочестивой Полноты ея. Подписано в граде Москве 1990 года октября 27-го дня. Алексий, Патриарх Московский и всея Руси Украинская Православная Церковь (из Устава Русской Православной Церкви, гл. XI, п. 18) 18. Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. В своей жизни и деятельности она руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси. I.4.2. Латвийская Самоуправляемая Православная Церковь О положении Латвийской Православной Церкви (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 11 августа 1992 г.) Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о его встрече в Риге 6 августа 1992 года, осуществленной по поручению Патриарха Алексия, с государственными деятелями Латвийской Республики и обсуждении вопросов о положении Православной Церкви в Латвии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

деятельность по производству, приобретению, экспорту, импорту, распространению религиозной литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов, иных предметов религиозного назначения; иную деятельность, соответствующую правилам и традициям Русской Православной Церкви и не противоречащую законодательству. 12 . Русская Православная Церковь вправе создавать в соответствии с Каноническим Уставом об управлении Русской Православной Церкви и законодательством Российской Федерации организации для ведения благотворительной, культурно – просветительской, образовательной, издательской, художественной, реставрационной, производственной, сельскохозяйственной, финансовой, типографской и иной предпринимательской деятельности, а также учреждать средства массовой информации, действующие в соответствии с целями и задачами Русской Православной Церкви. 13 . Русская Православная Церковь вправе обращаться в государственные органы за финансовой, материальной и иной помощью в осуществление реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями Русской Православной Церкви в соответствии с законодательством. Русская Православная Церковь вправе обращаться в органы государственной власти и управления за оказанием содействия и поддержки благотворительной деятельности религиозных организаций Русской Православной Церкви в реставрации храмов и часовен, а также в реализации общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий. III. Структура и органы управления 14 . Русская Православная Церковь ведет свое историческое бытие от Крещения Руси, имевшего место в 988 году в Киеве при Великом Князе Владимире. С 1448 года является автокефальной Церковью . С 1589–1700 гг.; 1917–1925 гг. и с 1943 года имела и имеет патриаршую форму управления. До 1943 года именовалась Поместной Российской Православной Церковью. Нынешнее название вошло в употребление с 1943 года.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/usta...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010